л. и. Давыдова
итальянские реставраторы эрмитажной скульптуры (к истории покупки коллекции Дж.-П. кампана)
Ядро эрмитажного собрания античной скульптуры составляют памятники, происходящие из Италии. Вся эта скульптура в той или иной мере несет на себе следы неоднократных реставрационных вмешательств. Реставрации XVIII в. в большинстве своем были выполнены в мастерских трех известных итальянских скульпторов: Бартоломео Кавачеппи (1716-1799), Карло Альбачини (1735-1813) и Винченцо Пачетти (1746-1820). Принципы, которым они следовали, состояли, главным образом, в воссоздании целостного вида древнего произведения, для чего использовались в равной мере как новые, так и античные фрагменты. Изучение архивных документов, относящихся к покупке Эрмитажем в 1861 г. коллекции маркиза Дж. -Пьетро Кампана, дает повод к разговору об итальянских реставраторах и XIX в., чьи имена названы в различных счетах за выполненные работы по подготовке скульптур к отправке их в Петербург. Это такие мастера, как Ньяккарини, Лабурор, Розетти и Стокки. Ключевые слова: скульптура; Кампана; реставрация.
L. I. Davydova Italian Restorers of the Hermitage Sculpture (History of Purchase of the Campana Collection Revisited)
The core of the Hermitage collection of Classical sculpture is formed by the monuments originating from Italy. And all of these sculptures bear traces
of numerous restoration interventions. Restorations of the XVIIIth century were mostly done in the workshops of three famous Italian sculptures: Bartolomeo Cavaceppi (1716-1799), Carlo Albacini (1735-1813) and Vincenzo Pacetti (1746-1820). They followed mainly the principles of reconstructing the integral look of an ancient work, for which they employed both modern and ancient fragments. Study of the archival documents relating to the Hermitage purchase of the Marquis Gian-Pietro Campana's collection in 1861 allows us to speak also about the Italian restores of the XIXth century, while their names are indicated in various bills for preparation of the sculpture to the shipment to St. Petersburg. Among those names are such restorers as Niakkarini, Laburor, Rosetti and Stocchi.
Key words: sculpture; Campana; restoration.
Основу эрмитажного собрания античной скульптуры составляют памятники, происходящие из Италии. Это и покупки Петра I, осуществленные его агентами в Риме в первой четверти XVIII столетия, и одна из лучших британских скульптурных коллекций, собранная также в Италии, принадлежавшая директору Банка Англии Джону Лайду Брауну, у которого она была приобретена Екатериной II в 17831784 гг., и, наконец, часть знаменитого римского «Музеума маркиза Кампана», поступившая в Эрмитаж при Александре II в 1861 г.
Вся эта скульптура в той или иной мере несет на себе следы неоднократных реставрационных вмешательств. Так, статуя Венеры, получившая впоследствии название Венеры Таврической, найденная в окрестностях Рима в 1719 г., была дополнена в начале 1720 г., по предположению С. О. Андросова, скульптором Франческо Модера-ти руками, замененными в 1824-1827 гг. В. И. Демут-Малиновским и затем снятыми в Эрмитаже, куда она поступила в 1850 г. [2, с. 98].
В составе коллекции Лайда Брауна была приобретена мужская голова в шлеме, в которой в разное время видели то Ахилла, то Аякса, то Терсита - героев гомеровской «Илиады», то спутника Одиссея, попавшего в лапы Скиллы. Иконографической особенностью скульптуры, приводившей антикваров и исследователей к столь разным ее толкованиям, были лицо, искаженное болью, а также шлем и бюст, дополненные, вероятно, еще в первой половине XVIII в. Демонтаж этих фрагментов, освобождение античной головы от шлема и бюста, позволили атрибутировать памятник как
изображение так называемого старшего сына Лаокоона из группы «Гибель Лаокоона и его сыновей» [3, с. 260-269].
Подобные метаморфозы переживала и скульптура из коллекции маркиза Джованни Пьетро Кампана. Например, статуя Афины из эрмитажного собрания, известная сейчас как Афина Кампана, в XVII в. украшала один из римских садов и представляла собой просто женскую статую, какой ее и запечатлел фламандский художник Абрахам Бега (1635-1697) в пейзаже с античной статуей и козой (Париж, Лувр) [6, р. 23, ШУ 1031]. Однако в коллекции Кампана она уже выглядела иначе, о чем свидетельствует фотография из альбома 1856 г. [8, № 3]. Статуя, возможно, богини здоровья Гигеи (точнее определить персонажа по атрибуту в ее руках довольно затруднительно), была дополнена позднее другой головой - в шлеме, эгидой и правой рукой с копьем, что должно было зрителя убедить в том, что эта античная фигура в древности была богиней Афиной. По постановке корпуса и характеру трактовки одежд она, действительно, близка к образам Афины эпохи классики. И в целом такую реставрацию можно признать удачной. Однако были и другие примеры: среди купленных у Кампана скульптур выделяется статуя Афродиты, сидящей на корточках, копирующая известный эллинистический оригинал скульптора Дойдалса [8, № 8]. Вот как позднее оценивалась ее реставрация: «Эта группа, повторения которой не редки и в других европейских музеях, находилась некогда в галерее Ронданини, в Риме, а оттуда перешла в собрание Ориго. [Гуаттани (1788) чуть ли не признает ее за ту самую Венеру Полихарма, о которой Плиний упоминает в числе скульптурных произведений, украшавших портик Октавии]. Эрота реставрировал Бернини, в духе совершенно чуждом античному» (выделено мною. - Л. Д.) [4, с. 178, № 351].
Реставрации XVIII в. в большинстве своем были выполнены в мастерских таких известных итальянских скульпторов, как Вин-ченцо Пачетти (1746-1820), Бартоломео Кавачеппи (1716-1799) и Карло Альбачини (1735-1813)1. Принципы, которым они следовали, состояли, главным образом, в воссоздании целостного вида древнего произведения, для чего использовались в равной
мере как новые, так и античные фрагменты. Скульптура из собрания Кампана является, пожалуй, лучшей иллюстрацией реставрационных решений того времени, поскольку основное ядро ее составляли находки, сделанные еще в ХУШ в. История этой коллекции изучена уже довольно подробно, за исключением материалов из российских архивов, до сих пор лишь фрагментарно введенных в научный оборот2.
Джованни-Пьетро Кампана принадлежал к роду, корни которого уходят в XI или XV столетия. Он родился в Риме 6 июня 1809 г. Получил классическое образование. Рано заинтересовался собирательством, возможно, по примеру дедушки, археолога и коллекционера, Дж.-П. Кампана, от которого наследовал и должность ассистента инспектораМонте ди Пьета, или ссудной кассы, принадлежавшей Ватикану и выдававшей под залог деньги. Став в 1833 г. ее директором, Дж.-П. Кампана ввел новшество: в качестве залога в ломбард поступали произведения искусства. Таким образом Кампана создал общедоступный музей, пользовавшийся широкой известностью (в книге почетных посетителей музея можно увидеть автографы и короля Людвига Максимилиана Баварского, и профессора Вагнера, и многих других). Однако страсть к собирательству древностей, подкрепленная еще и раскопками, как на собственных землях во Фраскати, так и в других местах Италии (Остии, Трастевере, Витербо и Вейях), привела Кампана к банкротству, он был обвинен в незаконном присвоении денег в сумме почти миллион (983 959) итальянских скуди, принадлежавших ломбарду, и приговорен к 20 годам заключения, которое позднее сменилось изгнанием, а долг был компенсирован конфискацией коллекции и ее продажей, в основном Лувру и Эрмитажу. И, несмотря на то, что в последние годы жизни Дж.-П. Кампана сумел восстановить свою научную репутацию (так, он был членом многих институтов в Италии, Франции, Норвегии, Дании, являлся почетным членом Лондонского общества антиквариев, переписывался со многими археологами, был почетным, а потом и действительным членом Папской Академии наук, которая даже отмечала в 27 апреля 1851 г. день рождения Рима на его вилле), все же ко-
нец жизни Джованни Пьетро Кампана был печальным - он умер в безвестности и нищете 10 октября 1880 г.
Музей Кампана размещался в разных зданиях в Риме, но большая его часть находилась на вилле, располагавшейся на Виа Сан Джованни ин Латерано, недалеко от Колизея. Собрание насчитывало более 9 000 предметов, среди которых было около 4 тысяч античных ваз, 500 с лишним статуй, более 700 бронзовых изделий и многое другое [7]. Императорский Эрмитаж в 1861 г. приобрел лишь малую часть этого «Музея». Почти за полмиллиона рублей серебром были куплены «792 вещи», а именно: 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие, 77 мраморов и 9 картин [1, ф. I, оп. II, д. 56 (1852 г.); ф. I, оп. II, д. 16, ч. 1-2 (1861-1864 гг.)].
Главную роль в покупке для Эрмитажа собрания маркиза Кам-пана сыграл Степан Александрович Гедеонов (1815-1878), назначенный 10 декабря 1850 г. помощником заведующего Археологической комиссией в Риме по приисканию древностей, а с 1861 г. заведующий этой Комиссией и попечитель пансионеров Академии художеств. Удачное приобретение коллекции Кампана, придавшей Эрмитажу, по словам, Д. В. Григоровича, «европейское значение», позволило С. А. Гедеонову в 1863 г. занять пост директора Императорского музея.
Коллекция Кампана прибыла в Петербург летом 1861 г. Архивные документы тех лет свидетельствуют о том, какая огромная работа была проделана тогда в музее, чтобы наилучшим образом разместить все памятники в его залах. В течение шести месяцев здесь ежедневно работало от 15 до 90 человек, передвинувших, помимо ваз, в общей сложности 345 статуй и бюстов, при этом вес некоторых экспонатов (например, каменных саркофагов) достигал 400 или даже 700 «пуд», т. е. 6-11 тонн. Но самой тяжелой оказалась статуя Юпитера: ее вес, как следует из документов, - «1000 пуд», или 16 тонн. Чтобы перенести в зал эту скульптуру, потребовалось 65 рабочих, вносивших статую по частям, т. к. она была привезена из Италии в трех ящиках. Плинт у статуи пришлось отпилить, «дабы она могла пройти в двери, а потом приделан», о чем сообщается в рапорте помощника
начальника 2-го Отделения академика А. Беляева [1, ф. I, оп. II, д. 16, ч. 2, л. 1-10].
Возвращаясь к вопросам реставрационных вмешательств в античный памятник, характерных для XVIII - начала XIX в., в качестве примера можно привести несколько скульптурных реконструкций из упоминавшегося уже альбома музея Кампана 1856 г.
Прежде всего, обращают на себя внимание монументальные произведения, такие, например, как статуя Сократа. Судя по старым фотографиям, это был вполне цельный памятник, соответствующий портретным описаниям и судьбе великого философа - в левой руке он держал чашу с ядом, а в правой - свиток [8, № 48]. Руки не были античными, их дополнил реставратор. Он соединил вместе разновременные и разностилевые фрагменты, создав величественный образ мыслителя. Портретная голова Сократа выполнена из крупнозернистого, вероятно, паросского, мрамора. Она даже визуально отличается от плотного белого мрамора, из которого сделан торс. Но так как по масштабу голова почти соответствует монументальной мужской фигуре, то и была соединена с ней. Получилась цельная скульптура, достойная украсить любой музей. Безусловно, такая «полуколоссальная», как ее охарактеризовал хранитель Эрмитажа XIX в. Г. Кизерицкий, статуя не могла не обратить на себя внимание С. А. Гедеонова, занимавшегося в Риме приобретением коллекции Кампана; и он покупает ее в числе прочих для Императорского музея. Статую выставили в так называемой Ьй Иконической зале Нового Эрмитажа (ныне зал № 106, перед Колыванской вазой), где она и простояла вплоть до начала XX в. В 1919 г. О. Ф. Вальдгауер, работая над новой экспозицией, разделил памятник на «торс философа» и «портрет Сократа», поставив их в разных залах как римские копии с греческих оригиналов V и IV вв. до н. э. Так же точно были разделены портрет Демосфена и торс сидящего мужчины [8, № 49], облаченного в плащ; снята голова Гермионы (дочери Менелая и Елены) с женской фигуры, повторяющей тип Афины Мирона [8; № 37], и в результате в экспозиции появились еще два разных памятника, две римские копии с греческих оригиналов V и IV вв. до н. э.
Однако в некоторых случаях демонтаж скульптуры приводил к противоположным результатам. Так, в статуе Ауры, или Наяды, сидящей на лебеде [8, № 26], новых фрагментов, искажавших первоначальный вид памятника, оказалось гораздо больше, чем античных, поэтому в процессе реставрации было решено оставить скульптуру в «руинированном» виде. В настоящее время она выставлена в открытом фонде Реставрационно-хранительского центра Эрмитажа в Старой Деревне и представляет интерес, прежде всего, для реставраторов и исследователей античного искусства.
Изучение архивных документов, относящихся к покупке Эрмитажем коллекции Кампана, дает повод к разговору об итальянских реставраторах и XIX в., чьи имена названы в различных счетах за выполненные работы, связанные в основном с подготовкой скульптур к отправке их в Петербург.
В одном из счетов читаем:
Рим. ск.
Транспорт: 37 874
«V. Реставрации древних статуй, бюстов, барельефов и т. п.:
а) Профессору Ньяккарини за ресториро- 635
вание статуй: Августа, сидящего Меркурия и Гиласа и бюста Вергилия
в) Гу Розетти за ресторирование статуй: 800
Юноны, Сабины, Сократа и Наяды
с) Гу Лабурору за ресторирование статуй 430
Гиацинта и Меркурия и бюста Минервы
д) Гу Стокки за ресторирование статуй: 2596
колоссального Юпитера, Минервы, Евтерпы
и Марсия; саркофага, изображающаго
историю Федры и Ипполита и некоторыя
другие работы _
42 351
Таким образом, в документах [1, ф. I, оп. II, д. 16, ч. 2, л. 97] зафиксированы имена Ньяккарини, Лабурора, Розетти и Стокки.
К сожалению, в биографических словарях итальянских скульпторов сведений об этих мастерах сохранилось чрезвычайно мало.
Так, о Филиппо Ньяккарини известно, что он родился в Риме в 1804 г. и умер здесь же в 1875 г. Он закончил Академию Св. Луки в Риме, где потом и преподавал. Был верным учеником Кановы и последовательным неоклассицистом. После смерти мастера вошел в круг Торвальдсена. В Риме в 1827 г. Ньяккарини выполнил статую «Весны», стоявшую на Пьяцца дель Пополо, а также различные аллегорические фигуры («Гений искусств» для Salita а1 Ртсю, «Сила» для Капеллы Торлония в Сан Джованни ин Латера-но, рельеф «Провинции, приветствующие Пия IX после его возвращения из Гаета в Рим» для фасада Дворца Правосудия в Венеции) [10, с. 149].
Господин Розетти - это, вероятно, Антонио Россетти (Rossetti), родившийся в Милане 31 октября 1819, однако где и когда умер -неизвестно. Учился сначала в Милане под руководством Франче-ско Сомаини, затем переехал в Рим. Был автором жанровых статуэток, обнаженных фигур и портретов [10, с. 238].
Алессандро Массимилиано Лабурор был, как и Филиппо Ньяккарини, уроженцем Рима, появился на свет в 1796 (1800) г. и здесь же скончался то ли в 1861, то ли в 1864 г. Он был потомственным скульптором, сыном Франческо Массимилиано Лабуро-ра, и, как Ньяккарини, последователем Торвальдсена, задержавшись надолго в его мастерской. Лабурор-младший предпочитал изображать различные сюжеты из священный истории, а также из истории России, Германии или Англии. Он выполнил несколько надгробных монументов, в том числе и статую Григория Великого для церкви Сан Паоло фуори ле Мура (1835), работая в духе академического веризма [10, с. 161].
Наконец, Ахилле Стокки. Словари указывают на двух мастеров с таким именем, работавших в Риме в рассматриваемый период времени. Но первый из них родился в 1789 г. (?), а второй в 1834 г., т. е. тогда, когда были созданы основные произведения первого Стокки, последователя Кановы и Торвальдсена, автора
нескольких произведений, которые находились в тех же местах, что и работы Ньяккарини (например, скульптура «Осени» (1828) на Пьяцца дель Пополо, парная к «Весне» Ньяккарини, а также статуя «Умеренности» для Капеллы Торлония в Сан Джованни ин Латерано, или большой декоративный фриз, украшавший второй этаж Salita а1 Ртсю, выполненный в 1833 г. вместе с Феличе Баи-ни; среди его работ был бюст художника Тофанелли в Церкви Сан Марко (1834) и статуя св. Ромуальда в Церкви Сан Паоло фуори ле Мура (около 1835)). Однако год кончины этого мастера не указывается, и мы вправе предположить, что и второй его юный современник, рано скончавшийся (в 1869 г), мог участвовать в подобной работе. Известно, что он выполнил в 1866 г. мраморную группу Ейоге Fieramosca, хранящуюся в муниципалитете города Барлетты. Для Флоренции Ахилле Стокки сделал гипсовую группу «Каин и Авель» [10, с. 260].
Таким образом, все скульпторы, названные в документах, были высокопрофессиональными мастерами, последователями любимых в России Кановы и Торвальдсена, некоторые из них являлись преподавателями Академии Св. Луки в Риме, через которую с ними мог познакомиться и пригласить к сотрудничеству С. А. Гедеонов. Судя по оплате, они получали за свою работу вполне приличные деньги и могли, видимо, позволить себе такие побочные заработки. К сожалению, помимо простого перечисления памятников, в счетах не говорится о характере выполненных реставраторами работ. Однако в «Описании художественных произведений галереи Кампана в Риме, приобретенных для Императорского Эрмитажа», составленном С. А. Гедеоновым в марте-июне 1861 г., можно найти некоторые подробности, например, в комментариях к «Статуе Августа», реставрированной профессором Ньяккарини, говорится: «Реставрация некоторых оконечностей по-истине классическая, принадлежит искусному резцу Г. Гуаккарини» [1, ф. I, оп. II, д. 16, ч. I, л. 290]. В каталоге 1896 г., составленном Г. Кизерицким, опиравшимся на сведения С. А. Гедеонова, при описании сохранности статуи Августа этот факт уточняется следующим образом: «Реставр[ированы]
римским реставратором Гияккерини правая рука от плеча, левая рука от локтя, ступни, кубик, на котором сидит статуя, и плинтус» [4, № 193, с. 101]. Действительно, все перечисленные выше фрагменты являются новоделами, но при сравнении их с тем, что мы видим на фотографии этой скульптуры в каталоге 1856 г., не понятно, когда же все-таки они были выполнены. Точно так же остается загадочным участие скульптора Ахилле Стокки в «ресторировании» статуи Юпитера. Ее изображения в альбоме Кампана и на фотографии кардинально не отличаются от того, что мы видим и сегодня, тем более что мастер и не присутствовал сам при установке ее в Эрмитаже, когда было, например, изменено положение скипетра. Что же касается статуэтки Ники вместо перуна, она появилась уже гораздо позже, в XX столетии, и представляет собой свободное повторение изображения Победы в руке Августа и сделана была, вероятно, по фотографии из альбома 1856 г.
Все памятники, в связи с реставрацией которых названы имена итальянских скульпторов, до сих пор, за исключением немногих указанных выше, не претерпели серьезных изменений, хотя практически все они состоят из множества фрагментов, склейка которых была выполнена более ста лет назад. Клеящий материал, который тогда использовали реставраторы, - это воскоканифольная мастика, следы ее видны во многих швах на скульптуре. Сейчас этот материал практически не используется, он заменен синтетическими связующими, главными качествами которых являются особая прочность и, вместе с тем, обратимость, чтобы в случае неверных реконструкций можно было легко вернуть все на исходные позиции. Поэтому пока трудно что-либо определенное сказать, просто ли переклеивались и лишь частично доделывались эти памятники перед отправкой их в Петербург, или же, действительно, заменялись новыми фрагментами. Учитывая короткие сроки, в которые оформлялась эта покупка и отправлялась в Эрмитаж, более вероятными кажутся чисто профилактические работы. Так ли это было на самом деле, возможно, покажут дальнейшие реставрацион-
ные исследования, в том числе, начатые недавно эрмитажными лабораториями исследования связующих материалов, использовавшихся в XIX в.
ПPИМEЧAHИЯ
1 Так, первая реставрация статуи Юпитера (А. 362), найденной в XVIII в. на вилле Домициана в Тиволи, была осуществлена в мастерской Пачетти: «...dal Tomaso Jenkins nella villa Barberini a Castel Gandolfo, creduta dagli antiquari la villa di Domiziano... Questo raro colosso di marmo pentelico, vulgo Cipola, trovasi nello studio del Sig. Pacetti, ove aspetta di essere perfettamente ristaurato...» [9, p. 58-59; 5, I, p. 58]
2 Жизни и коллекции маркиза Дж.-П. Еампана посвящена обширная литература. Укажем лишь на несколько изданий последних лет: Borowitz A., Borowitz H. Pawshop and Palace: Fall and Rise of the Campana Art Museum. Washington ; London, 1991; Nadalini G. De Rome au Louvre, les avatars du Musee Campana entre 1857 et 1862 II Histoire de l'art 21-22 (1993); Sarti S. Giovanni Pietro Campana. 1808-1880. The man and his collection. Oxford, 2001 II Studies in the History of Collections II I BAR International Series 971; Frascati al tempo di Pio IX e del marchese Campana. Ritratto di una città tra cultura antiquaria e moderne strade ferrate. Roma, 2006; Козлов С. Сообщество выскочек. «Субъективный фактор» реформы высшего образования во Франции эпохи Второй империи» II ИЛО. 2009. № 100. С. 583-606; Давыдова Л. И. Зевс (Юпитер) победоносец II Художественный вестник. СПб., 2009. № 3. С. 49-55.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Архив Государственного Эрмитажа. Ф. I, оп. II, д. 56 (1852 г.); Ф. I, оп. II, д. 16, ч. 1-2 (1861-1864 гг.).
2. Андросов С. О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. СПб. : «Дмитрий Буланин», 1999.
3. Давыдова Л. И. Фрагмент скульптурной группы «Гибель Лаокоона и его сыновей» из коллекции Эрмитажа II Памятники культуры: Швые открытия. 2002. М. : Hаука, 2003. С. 260-269.
4. Кизерицкий Г. Музей Древней скульптуры. 3-е изд. СПб. : Типография А. Бенке, 1896.
5. Bignamini I., Hornsby C. Digging and dealing in eighteenth-century Rome. I—II. New Haven ; London : Yale University Press, 2010.
6. Brejon de Lavergnée A., Foucart J., ReynaudN. Ecoles flamande et hollandaise : Catalogue sommaire illusrée des peintures du Musée du Louvre. Paris : Editions de la Réunion des musées nationaux, 1979.
7. Cataloghi del Museo Campana [S/a, s/l].
8. D'Escamps H. Description des Marbres antiques du Musée Campana a Rome. Paris : Typographie de Henri Plon, 1856.
9. Guattani G. A. Monumenti antichi inediti ovvero notizie sulle antichità e belle arti di Roma per l'anno MDCCCV. Roma : Pagliarini, 1805.
10. Panzetta A. Dizionario degli scultori italiani dell'Ottocento e del primo Novecento. Vol. I—II. Torino : Allemandi, 1994.
8. К статье Л. И. Давыдовой «Итальянские реставраторы эрмитажной скульптуры (к истории покупки коллекции Дж.-П. Кампана)»
Джованни Пьетро Кампана (1809-1880). Фото 1867-1870 гг
9. К статье Л. И. Давыдовой «Итальянские реставраторы эрмитажной скульптуры (к истории покупки коллекции Дж.-П Кампана)»
Статуя Афины Кампана. Рим. II в. По греческому оригиналу V в. до н. э. Мрамор. Госудаственный Эрмитаж
10. К статье Л. И. Давыдовой «Итальянские реставраторы эрмитажной скульптуры (к истории покупки коллекции Дж.-П. Кампана)»
Афродита с Эротом. Рим. II в. По оригиналу III в. до н. э. Мрамор. Госудаственный Эрмитаж