ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7.034(460)7
Н.А. Беляева
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Ю.И. Арутюнян
ИТАЛЬЯНСКАЯ ТЕМАТИКА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ИСКУССТВЕ XVIII ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Статья посвящена истории изучения проблемы итальянских пейзажных циклов французских мастеров XVIII в. Жана Оноре Фрагонара и Гюбера Робера. Автор предполагает провести комплексное изучение западноевропейской и российской литературы, начиная с подробного изложения публицистики современников, и далее, литературные источники, отражающие эстетический, философский и художественный взгляд различных стран и поколений. Автор дает источниковедческий и историографический анализ библиотечных и других документов.
Французский пейзаж, XVIII век, художественная критика, Жан Оноре Фрагонар, Гюбер Робер, источниковедческий и историографический анализ.
The article is devoted to the history of studying the problem of Italian landscapes cycles of French masters of XVIIIth century: Jean-Honore Fragonard and Hubert Robert. The author intends to conduct a comprehensive study of Western European and Russian literature, beginning with a detailed presentation of contemporary journalism, and further, the literary sources, reflecting the aesthetic, philosophical and artistic vision of different countries and generations. The author gives a source study and historiographical analysis of library and other documents.
French landscape, XVIII century, art critic, Jean Honore Fragonard, Hubert Robert, source study and historiographical analysis.
Несмотря на традиционный системный подход к изучению пейзажного жанра в западноевропейском искусстве XVIII в., а также на наличие богатейшего свода общих трудов и статей, посвященных вопросам творчества Жана Оноре Фрагонара и Гюбера Робера, комплексное искусствоведческое изучение пейзажа не становилось предметом специального исследования. Целью статьи автор ставит дать источниковедческий и историографический анализ библиотечных и других документов, связанных с итальянским пейзажем во французском искусстве XVIII в. Проблема взаимовлияний художественных традиций и школ по праву считается одним из наиболее интересных и перспективных вопросов в контексте современных социогуманитарных исследований. Французские искусствоведы сосредотачивают интерес в основном вокруг такого явления, как творческие поездки лучших представителей школы в Италию. Издано множество монографий, особенно ценными являются каталоги персональных и обобщающих выставок разных лет. Основную литературу по рассматриваемой теме можно разделить на четыре группы:
1) мемуарного характера (исторические свидетельства современников, письма, воспоминания);
2) монографии и статьи о жизни и творчестве Жана Оноре Фрагонара, Гюбера Робера и других французских живописцев;
3) каталоги музейных коллекций и выставок;
4) общие труды, посвященные вопросу развития западноевропейского пейзажа XVIII в.
Сопоставление национальных искусствоведче-
ских школ единого временного пласта дает наиболее объективную оценку процесса изучения проблемы. Автор вводит классификацию трудов по степени обобщения материала, своеобразию аналитического корпуса, типу издания, отношению к изобразительному ряду.
Страна, вдохновлявшая многие поколения художников, воспринимается как своеобразный эстетический идеал, приобретает статус главнейшего центра европейской художественной культуры еще в эпоху Возрождения. Вскоре Италия становится «университетом» профессионального мастерства для художников разных стран. Пенсионерская поездка в Рим становится привилегией лучших выпускников европейских Академий. Кроме того, раскопки, проведенные в первой половине XVII в. в Геркулануме и Помпеях, вновь обострили интерес художников к памятникам Античного Рима. Древности Италии привлекали и многих выдающихся ученых эпохи Просвещения. К числу важнейших источников последней четверти XVIII в. принадлежит итальянский дневник русского архитектора и просветителя Н.А. Львова [12], в котором не только содержатся описания увиденных памятников архитектуры и коллекций живописи, новых городов и их достопримечательностей, но и воспроизводится современная автору атмосфера культурной и политической жизни Италии.
Хронологически близкими итальянскому дневнику Н.А. Львова оказываются «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина [9], в 1789 г. отправившегося в Европу. В результате этой поездки Н.М.
Карамзин так и не побывал в Италии, однако основные представления о стране он почерпнул из «Писем из Италии» Шарля Дюпари [12].
Богатый материал для исследования представляют собой мемуарные источники современных художникам авторов восемнадцатого столетия. Рассматривая основную литературу, хочется особенно выделить наследие XVIII в. К числу важнейших французских источников принадлежат документальные упоминания об ученических годах художников, в частности, Фрагонара - переписка директора Французской Академии в Риме Шарля Жозефа На-туара с директором королевских строений герцогом де Мариньи. Известно, что Натуар ценил дарование Ж.О. Фрагонара и просил продолжить его пребывание в Италии «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь» [27, с. 45 - 46], - писал он в письмах 1758 г.
Также изучать первую поездку Ж.О. Фрагонара в Италию возможно, опираясь на данные статьи А. Ленуара, опубликованной вскоре после смерти художника. Автор приводит слова, по его мнению, принадлежащие самому художнику: «Энергия Ми-келанджело меня потрясла, при виде красот Рафаэля я был растроган до слез, и карандаш выпал из моих рук; на несколько месяцев я погрузился в апатию, которую не в состоянии был преодолеть, пока не обратился к изучению художников, которые оставляли мне надежду, что я смогу вступить с ними в соперничество: Бароччи, Пьетро да Кортона, Солимена Тьеполо приковали мое внимание» [20, с. 419 - 421].
Бержере де Гранкур, богатейший чиновник и меценат, путешествовавший с Фрагонаром во время его второго посещения Италии, вел записи во время их перемещений, благодаря чему годами позже они были опубликованы в книге «Voyage d'ltalia» в Париже [17]. Опираясь на данные дневника, можно судить о кропотливой, ежедневной работе художника. Помимо этого автором приводятся не только описания увиденных памятников архитектуры и коллекций живописи, новых городов и их достопримечательностей, но и воспроизводится современная им атмосфера культурной и политической жизни Италии.
Очерки аббата Сен Нона позволяют оценить художественные воззрения живописцев и культурную атмосферу Италии XVIII в. [26]. Важным литературным источником являются «Салоны» Дени Дидро. Французский Просветитель, философ-энциклопедист, в своих критических статьях-отчетах о выставках, систематически проводимых каждые два года в Большом салоне Лувра, оставил неоднозначные, однако ценные для последующих исследователей мнения о художниках. Порой он критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты, а иногда одобрял за выбор иных мотивов [6]. Робера автор не одобрял за быстроту написания картин, за эскизность фигур, но в целом хвалил его мастерство. «Красивый пейзаж учит познавать природу так же, как искусный портрет знакомит нас ближе с лицом нашего друга» [16, с. 39], - восхищался пейзажами Дени Дидро. «Жанровая живопись и изображение предметов, свободно соединенных вместе на полотне, знают свои
законы. Нужно вообразить предметы живыми и разместить их так, как бы расположились они сами, то есть с наименьшей принужденностью и в наиболее выгодном положении каждого из них» [16, с. 40], -писал французский критик. Первые работы Фрагонара итальянского периода с изображением бытовых сцен соответствовали именно этим эстетическим принципам. Литературное наследие Дени Дидро -великие страницы мировой философской и эстетической мысли.
Особую значимость представляет вышедшая в 1889 г. фундаментальная монография о Фрагонаре Ф.Р. Порталиса. В нее включены: биография, анализ творчества художника, каталог его живописных и графических работ и некоторые подлинные документы, в том числе удостоверение о гражданстве, выданное Фрагонару представителями коммуны г. Парижа. Однако сам метод анализа Порталиса отличается субъективным характером [22], подчеркиванием эротических элементов, изложением интимных сторон жизни художника, которые нередко искусственно притягиваются для объяснения выбора творческих мотивов. Также необходимым является выделить и исследования Пьерра де Нолхака [21]. Автор -главный хранитель Версаля, историк искусства и поэт, куратор многих версальских выставок - структурировал и описал важные факты биографии художников. Для восприятия истоков французского пейзажа большую роль сыграл энциклопедический обзорный труд братьев Гонкур, в который входят главы о творчестве Буше, Шардена, Фрагонара, Робера и еще десяти видных деятелей искусств века Просвещения. С неизмеримым изяществом, легким поэтическим языком писатели поясняют основные аспекты культуры XVIII в. Им удается выделить главное, сделать акцент на фактах [18]. Также литературные деятели создали отдельную монографическую работу, в которой ценили и восхищались художественным дарованием Жана Оноре Фрагонара [19].
Интерес при изучении данной темы представляют каталоги выставок французской Академии, в которых сохранился четкий перечень многих работ живописцев, выставлявшихся в Салонах. Также заслуживает внимания книга общего характера - энциклопедия Луи Рео «Французская живопись XVIII века» [24]. Подробное рассмотрение истории эволюции французского пейзажного жанра у автора переплетена с тонким искусствоведческим анализом самих произведений.
В начале XX в. интерес у западноевропейских исследователей к французскому пейзажному искусству восемнадцатого столетия усиливается. Хочется отметить статьи отечественных историков искусства начала XX столетия, обратившихся к исследованию французской живописи восемнадцатого столетия. Первой публикацией была статья А.В. Прахова [14, с. 49], вышедшая в свет в 1906 г. под заголовком «Картины французской школы». Журнал издавался с 1901 по 1907 гг. В содержательном отношении научный интерес представляет статья А.А. Трубникова в журнале «Старые годы» [15].
В 1912 г. Александром Бенуа было издано фундаментальное исследование «История живописи» в четырех томах. Книга относится к типу обобщающих работ и была задумана как исследование пейзажа в мировом искусстве. В ярких, запоминающихся высказываниях Александр Бенуа заложил многие принципиальные основы в подходе к историческому развитию архитектурного пейзажа. Автор справедливо отмечал решающее значение расцвета театрально-декоративного и монументально-декоративного искусства XVIII в. [3].
Российские музейные коллекции представляют обширный материал для исследования. Произведения Жана Оноре Фрагонара и Гюбера Робера хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Музее-усадьбе Архангельское в Московский области, Павловском и Екатерининском дворце-музее Ленинградской области.
Из литературы советского периода следует выделить книгу «Проблемы реализма в итальянской живописи XVII-XVШ века» автора Б.Р. Виппер 1966 г. В разных главах прослеживается единая связующая нить относительно истоков и проблем творчества художников-пейзажистов [4]. Особый интерес представляют исследование историка искусства Т.Д. Каменской [8]: монография о творчестве Гюбера Робе-ра, опубликованная в 1939 г. научным сотрудником Эрмитажа. Автор дал четкую характеристику основным стилистическим особенностям произведений, сделал нужные акценты на биографии мастера, выделил основные циклы творчества художника и наметил проблемы, многие из которых до сих пор остаются актуальными.
Книга Е.Ф. Кожиной «Искусство Франции XVIII века» [9] - фундаментальное исследование. Значимую роль несут собой советские работы А. С. Гриви-ной [5], Н.В. Апчинской [2], Н.А. Лившиц [11], Ю.К. Золотова [7] и И. С. Немиловой [13].
В разное время историки искусства и критики различных стран в работах, посвященных итало-французским художественным связям и истории пейзажного жанра, исследовали творчество французских мастеров XVIII в. Пьер Розенберг, директор и главный хранитель Лувра - автор важных исследовательских работ. Существенный вклад автор внес систематизацией исторических данных, подробно анализируя рисунки и картины Жан Оноре Фрагонара. Тонкий и непревзойденный знаток французского искусства обобщил практически весь материал, связанный с деятельностью мастера, затрагивая все циклы его творческой биографии. Впечатляющий труд послужил основой для всех последующих исследователей и научных сотрудников, обращающихся к творчеству художника и его времени. Автор делит книгу на восемь частей, подробно характеризуя все нюансы творческой жизни Жан Оноре Фрагонара. В издании описаны две поездки художника в Италию с приведенными картографическими схемами. Представлены документы, касающиеся музейного и частного хранения произведений, а также их атрибуция.
В каталоге, выпущенном к самой большой из когда-либо проводившихся выставок работ Фрагонара (Париж - Нью-Йорк, 1988), ее организатор Пьер Ро-зенберг высказал предположение, что именно Фрагонар сумел наиболее точно передать дух своей эпохи. Он писал: «Если бы нам нужно было выбрать художника, который символизирует восемнадцатый век, то это был бы не Ватто и не Давид - они представляют крайние полюса живописи того времени, -не Буше и не Шарль Ванлоо - они работали по официальным заказам, - и не Шарден, певец гувернанток и дохлых кроликов. Этим художником, несомненно, стал бы Фрагонар. Именно он, как никто другой, сумел выразить в своем творчестве квинтэссенцию восемнадцатого века» [25, с. 32].
Следует отметить научную и познавательную ценность каталогов разных лет по французской живописи в собраниях Государственного Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Особенно примечателен каталог к одной из последних тематических выставок, проводимых в 2011 г. «Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII века» [1].
Из современных европейских публикаций можно выделить книгу британского автора Мелиссы Перси-валь [23]. Исследователь рассматривает интерпретацию культурного и эстетического контекста европейских художественных традиций XVIII в. во Франции, анализируя в основном портретную живопись.
В настоящей публикации автор затронул комплексное искусствоведческое изучение трудов мемуарного характера, общих материалов, посвященных вопросу развития западноевропейского пейзажа XVIII в. и статей о творчестве Жан Оноре Фрагонара и Гюбера Робера, что ранее не рассматривалось в подобном контексте. Привлечение источников, исследование документов, рассмотрение обширного корпуса научных трудов позволяет разработать новый подход к изучаемой проблеме. Анализ специфики и характера интерпретации итальянской тематики во французском искусстве XVIII в. позволяет сформулировать новые подходы к проблеме французско-итальянских художественных связей в области формирования и эволюций пейзажа: от наброска и жанровой зарисовки до законченного произведения как строго академического толка, так и эмоционального, продиктованного зарождающимися сентименталист-скими тенденциями конца века. Основная задача публикации - источниковедческий и историографический анализ библиотечных и других документов, связанных с итальянским пейзажем во французском искусстве XVIII в. была выполнена. Проблема развития итало-французских художественных связей в жанре пейзажа была рассмотрена на примере унаследованных с XVIII до XXI вв. ключевых западноевропейских и российских источников в контексте восприятия итало-французского пейзажа восемнадцатого столетия.
В работе над статьей автор использовал комплекс методов, направленных на теоретическое и истори-ко-художественное осмысление основных аспектов проблематики. Практическая значимость статьи за-
ключается в возможности использования теоретических положений, материалов и выводов публикации при проведении исследований искусствоведческой динамики художественного образа, использованы в трудах обобщающего характера, а также в конкретных исследованиях, посвященным отдельным проблемам или отдельным произведениям итало-французского искусства. В работе применен хронологический принцип организации материала. Введенные в научный оборот источники более четко систематизируют круг представлений исследователей, занимающихся культурой и искусством указанного периода.
Литература
1. Андросов, С.О. Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII века. Каталог выставки / С.О. Андросов. - СПб., 2011.
2. Апчинская, Н.В. Фрагонар. Альбом / Н.В. Апчин-ская. - М., 1982.
3. Бенуа, А.Н. История живописи всех времен и народов. Т. I - IV / А.Н. Бенуа. - СПб., 1912 - 1917.
4. Виппер, Б.Р. История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века / Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. - М.,1963.
5. Гривина, А. С. Искусство XVIII века в Западной Европе / А.С. Гривина. - М., 1963.
6. Грущин, А.С. Дидро Д. Об искусстве / А.С. Грущин. - М.; Л., 1936.
7. Золотов, Ю.К. Искусство Франции XV - XX веков / Ю.К. Золотов. - Л., 1975.
8. Каменская, Т.Д. Гюбер Робер / Т.Д. Каменская. -Л., 1939.
9. Карамзин, Н.М. Письма русского путешественника. Повести / Н.М. Карамзин. - М, 1980.
10. Кожина, Е. Ф. Искусство Франции XVIII века / Е.Ф. Кожина. - Л.,1971.
11. Лившиц, Н.А. Жан-Оноре Фрагонар / Н.А. Лившиц.
- М., 1970.
12. Львов, Н.А. Итальянский дневник / Н.А. Львов. -СПб. Bohlau. Verl ag. Koln. Vien, 1998.
13. Немилова, И.С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже / И.С. Немилова. - Л., 1982.
14. Прахов, А.В. Картины французской школы. Журнал Художественные сокровища России. Т. VI / А.В. Прахов.
- Л., 1906.
15. Трубников, А.А. Картины Гюбера Робера въ Россш. Журнал Старые Годы / А.А. Трубников. - СПб., 1913.
16. Федотова, Е.Д. Жан Оноре Фрагонар / Е.Д. Федотова. - СПб., 2004.
17. Bergeret, P.J.O. Voyage d'Italie, preceduto da uno studio di A. Tornezy, Bergeret et Fragonard, inédit d'un voyage en Italie, 1773 - 1774 / P.J.O. Bergeret. - Paris, 1894 - 1895.
18. Goncourt, Edmond de. Goucort Jules de / Edmond de Goncourt. - Fragonard, Paris, 1865.
19. Goncourt, Edmond de. Gnoucort Jules de. L'art du XVIII siècle / Edmond de Goncourt. - Paris, 1881.
20. Lenoir, A. Fragonard. T. XV / A. Lenoir. - Paris, 1816.
21. Nolhac, P. De. J.H. Fragonard 1732 - 1806 / P. De Nolhac. - Paris, 1906.
22. Portalis, R.F. baron La collection Walferdin et ses Fragonard / R.F. baron Portalis // Gazette des Beaux-Arts. -1880. - Aprile.
23. Percival Melissa Fragonard and the fantasy figure: painting the imagination. - London, 2012.
24. Reau, L. Catalogue de l'art francais dans les musees russes / L. Reau // Bulletin de la Societe de l'Histoire de l'Art Francais. - Paris, 1928.
25. Rosenberg, P. Tout l'oeuvre peint de Fragonard / P. Rosenberg. - Paris,1989.
26. Saint-Non, R. Dе Recueil de griffonis de vues, paysages, fragments antiques et sujets historiques graves tant a l'eau-forte qu'au lavis par M. l'Abbe de Saint-Non, s.l. e s.d. / Dе R. Saint-Non. - Paris, 1790.
27. Wildenstein, G. The paint / G. Wildenstein. - London, 1960.
УДК 782.91
Л.А. Лысцова
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Л.Д. Пылаева
ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ БАЛЕТА ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА В ЯПОНИИ)
В статье впервые освещен опыт работы концертмейстеров пермской балетной школы за рубежом, в том числе - в Японии. Раскрыты особенности процесса освоения аккомпанемента в сфере хореографии зарубежными музыкантами-исполнителями. Сформулированы методические принципы обучения профессии концертмейстера балета пианистами с разным уровнем профессиональной подготовки.
Балет, концертмейстер, Пермский хореографический колледж, методические принципы.
The author describes the work of accompanists of the Perm State Ballet School abroad, in Japan for the first time. The paper reveals the peculiarities of the process of accompaniment mastering in the field of choreography by foreign musicians. L. Lystsova formulated the methodic principles of teaching the pianists with different level of grounding in ballet accompaniment.
Ballet, accompanist, Perm state ballet school, methodic principles.
В России накоплен, вероятно, самый богатый лета. Первые попытки его обобщения относятся ко опыт подготовки пианистов - концертмейстеров ба- второй половине ХХ в. Огромный вклад в раскрытие