Научная статья на тему 'Итальянская Одесса: вторая родина мантуанского тенора Амброджио Данини'

Итальянская Одесса: вторая родина мантуанского тенора Амброджио Данини Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Амброджио Данини / итальянская опера / итальянцы в России / музыкальный театр / оперный певец / театральная Одесса / Ambrogio Dagnini / Italian opera / Italians in Russia / musical theatre / opera singer / theatrical Odessa

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любовь Андреевна Козлова

Благодаря взлету традиции бельканто в первой половине XIX в. итальянская опера молниеносно завоевала сцены европейских театров. Одессу новая мода завоевала раньше, чем Санкт-Петербург и Москву. Именно в этом городе активно работали многие известные итальянские музыканты. Среди них чрезвычайно привлекательна история старинного мантуанского рода Данини, представители которого впоследствии внесли заметный вклад в развитие отечественных науки и искусства. Основоположник российской ветви семейства тенор Амброджио Данини, приехав в 1840 г. на гастроли в Одессу, обрел в России вторую родину. В статье рассматриваются особенности одесской музыкальной культуры и изменения в ней, произошедшие благодаря деятельности мантуанского певца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Italian Odessa: The Second Homeland of Ambrogio Dagnini, Tenor from Mantova

Italian opera quickly conquered the scenes of European theaters, due to the rise of the Italian bel canto style in the first half of the 19th century. The new fashion came to Odessa earlier than to St. Petersburg and Moscow. Particularly interesting are the turns in the fate of the Italians who remained in Russia and served for the good of their new Fatherland. Among them is the history of the ancient Mantova family of Dagnini, who subsequently made a significant contribution to the development of domestic science and art. Arriving in 1840 on tour in Odessa, tenor Ambrogio Dagnini, who started the Russian branch of the family, found here his second homeland in Russia. The article studies specifics of the development of the cultural environment in Odessa and changes therein due to the work and art of the singer and his significant influence on the local opera house.

Текст научной работы на тему «Итальянская Одесса: вторая родина мантуанского тенора Амброджио Данини»

Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 4. С. 30-41

СТАТЬИ

Научная статья УДК 78.072

doi: 10.26156/OM.2023.15.4.002

Итальянская Одесса: вторая родина мантуанского тенора Амброджио Данини

Любовь Андреевна Козлова

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

luibovandr@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5539-5343

Аннотация. Благодаря взлету традиции бельканто в первой половине XIX в. итальянская опера молниеносно завоевала сцены европейских театров. Одессу новая мода завоевала раньше, чем Санкт-Петербург и Москву. Именно в этом городе активно работали многие известные итальянские музыканты. Среди них чрезвычайно привлекательна история старинного мантуанского рода Данини, представители которого впоследствии внесли заметный вклад в развитие отечественных науки и искусства. Основоположник российской ветви семейства тенор Амброджио Данини, приехав в 1840 г. на гастроли в Одессу, обрел в России вторую родину. В статье рассматриваются особенности одесской музыкальной культуры и изменения в ней, произошедшие благодаря деятельности мантуанского певца.

Ключевые слова: Амброджио Данини, итальянская опера, итальянцы в России, музыкальный театр, оперный певец, театральная Одесса

Для цитирования: Козлова Л. А. Итальянская Одесса: вторая родина мантуанского тенора Амброджио Данини // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 4. С. 30-41. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.002

© Козлова Л. А., 2023

Original article

doi: 10.26156/OM.2023.15.4.002

Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. P. 30-41

ARTICLES

Italian Odessa: The Second Homeland of Ambrogio Dagnini, Tenor from Mantova

Lyubov А. Kozlova

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia luibovandr@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5539-5343

Abstract. Italian opera quickly conquered the scenes of European theaters, due to the rise of the Italian bel canto style in the first half of the 19th century. The new fashion came to Odessa earlier than to St. Petersburg and Moscow. Particularly interesting are the turns in the fate of the Italians who remained in Russia and served for the good of their new Fatherland. Among them is the history of the ancient Mantova family of Dagnini, who subsequently made a significant contribution to the development of domestic science and art. Arriving in 1840 on tour in Odessa, tenor Ambrogio Dagnini, who started the Russian branch of the family, found here his second homeland in Russia. The article studies specifics of the development of the cultural environment in Odessa and changes therein due to the work and art of the singer and his significant influence on the local opera house.

Keywords: Ambrogio Dagnini, Italian opera, Italians in Russia, musical theatre, opera singer, theatrical Odessa

For citation: Kozlova L. A. Italian Odessa: The Second Homeland of Ambrogio Dagnini, Tenor from Mantova. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. P. 30-41. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4002

© Lyubov A. Kozlova, 2023

Любовь Козлова

Итальянская Одесса: вторая родина мантуанского тенора Амброджио Данини

Культурные взаимоотношения России и Италии издавна притягивали внимание исследователей в области живописи, архитектуры, литературы, музыки и других видов искусств. В этих взаимоотношениях значительную роль сыграло плодотворное влияние итальянской оперы на русскую вокальную культуру, особенно заметное в Одессе в связи с большим потоком итальянских певцов, нагрянувших уже вскоре после основания города. Через несколько лет после открытия оперного театра торговые связи между странами стали дополняться контактами в области музыкальной культуры.

В статье А. Л. Порфирьевой, посвященной итальянской опере в Одессе XIX в. 1 содержится подробнейший анализ условий выступлений итальянской труппы на сцене городского театра. Благодаря этому исследованию можно увидеть общую картину театральной жизни в Одессе. Чрезвычайно интересным является обзор творческих биографий, по деталям собранных из архивов и периодических изданий той эпохи. Нередко итальянские певцы вскоре после появления на одесской сцене оказывались в Петербурге. Не все из них приобрели широкую известность, но их творческая деятельность как на родине, так и в России заслуживает пристального внимания.

Среди многочисленных итальянских фамилий, значившихся в «Одесском вестнике» 2 в списке прибывших в город в период «золотого века» итальянского театра3, можно обнаружить едва заметную, на первый взгляд, личность певца, волею случая занесенного на русскую землю и оставившего заметный вклад в истории отечественной культуры. Речь пойдет о мантуанце Амброджио Данини (1807-1872) 4 (ил. 1).

1 [Порфирьева 2013, 168-200].

2 Газета издавалась в Одессе с 1827 на двух языках (русск. и франц.).

3 По мнению историка Одессы А. А. Скальковского, с 1821 по 1842 г. с некоторыми перерывами одесский театр был в самом расцвете [Скальковский 1858, 48].

4 АтЫ^ю Dagnini — в русской транскрипции «Данини» изначально упоминали как «Даньини», однако со временем в семье утвердилось упрощенное написание фамилии.

Ил. 1. Амброджио Данини, предположительно 1860-е. Фото из семейного архива Андрея Козлова

Fig. 1. Ambrogio Dagnini, presumably in the 1860s. Photo from Andrey Kozlov's family archive

Впервые его биографию описал Владимиро Бертаццони — журналист, поэт и политический деятель из Мантуи. Исследование «Судьба мантуанского рода в России» [Бертаццони 1996] 5 основано как на архивной итальянской документации, так и на многочисленных публикациях в русских и итальянских газетах и журналах XIX столетия. С помощью книги Бертаццони, свидетельств историков Одессы второй трети XIX в., местной и иностранной периодики того времени и сохранившегося семейного архива потомков Данини мы можем попытаться восстановить жизненный путь певца 6.

Много свидетельств об общей картине музыкально-театральной жизни Одессы приведено в «Одесском вестнике». Власть прессы — сильнейшее оружие, вот как отзывается о ней Ингмар Бергман в своем дневнике:

5 Книга была дополнена и переиздана дважды: Bertazzoni V. АшЬгодю Бадшш. Маг^оуа: 8ошеШ, 2007. 109 с.; Бертаццони В. Судьба мантуанского рода Данини в России / пер. с ит. А. Ю. Миролюбова. Новороссийск: Одиссей, 2022. 153 с.

6 В процессе исследования Бертаццони познакомился с праправнуком тенора Амброджио Данини протоиереем Андреем Козловым, который готовил материалы для книги об архитекторе Сильвио Амвросиевиче Данини, увидевшей свет в 2010 г.: Сильвио Данини. Материалы к творческой биографии. Санкт-Петербург: Коло, 2010. 240 с.

Моя пьеса начинается с того, что актер, спустившись в зал, душит критика и по черной книжечке зачитывает все занесенные в нее унижения [Бергман 2021, 9].

Что касается итальянской театральной корреспонденции, то в 182040-е гг. существовало несколько крупных газет, по материалам которых можно подробно, шаг за шагом, восстановить творческий путь того или иного певца. "Il Censore Universale Dei Teatri", "II Barbiere di Siviglia", "II Pirata", "Teatri Arte et Literatura", "Il Figaro" — в этих изданиях можно найти рецензии практически на все спектакли того времени, состоявшиеся не только в Италии, но и в других странах, благодаря деятельности путешествовавших по миру итальянцев.

Так, например, о газете "Il Censore Universale Dei Teatri" 7 исследователь двухвековой истории итальянской театральной периодики Марко Карпа отзывается как о неисчерпаемом источнике информации о театральных сезонах, певцах, предпринимателях, отношениях между артистами,

сезон за сезоном, театр за театром, опера за оперой — в первую очередь в Италии, а затем уже и в Европе [Carpa 2005, 7].

Чтобы восстановить цепь событий, происходивших с Данини в Одессе, обратимся ненадолго к истории его происхождения и творческого становления музыканта в Италии.

Амброджио Джузеппе Данини, представитель древнего итальянского семейства, родился в 1807 г. в Мантуе. Обучался у Фр. Коменчини 8 в местной школе пения (ныне — Мантуанской консерватории) и, по свидетельствам Ал. Антольди, был одним из лучших учеников 1820-30-х гг. [Бертаццони 1996, 29]. О первом концерте при его непосредственном участии, освещенном прессой, стало известно благодаря рецензии, обнаруженной автором данной статьи в миланской газете. Театральный критик Л. Привидали описал достоинства юноши и высказал предположение о предстоящей блестящей карьере певца:

Невероятно чистое звучание, такт и безупречный слух, с помощью которых он умеет оживить свое исполнение и окрасить его самой ясной выразительностью, владея чувством меры и точной

7 Газета, издаваемая в Милане с 1829 по 1837 г. дважды в неделю под редакцией известного театрального критика и либреттиста Луиджи Привидали (1771-1844).

8 Франческо Коменчини — известный в то время учитель пения в Мантуе [Козлова 2021, 16].

интонацией. Все это придает естественности и искусству вокала большой эффект [цит. по: Козлова 2021, 19].

Дебют молодого тенора Данини состоялся в Герцогском театре Пармы в опере Дж. Паччини «Дольсхеймский барон». По отзывам критиков заметно, что юноша оказался на сцене не случайно:

Великолепно проявил себя синьор Данини, которому суждена прекрасная карьера в этом роде деятельности, так как он щедро одарен природой и хорошо обучен [цит. по: Бертаццони 1996, 33].

Довольно быстро завоевавшего расположение публики певца ангажировали на новые театральные сезоны в театры Италии в качестве первого тенора. Известен практически каждый шаг его гастрольных путешествий с 1832 по 1840 г.: Варезе, Виченца, Удине, Гориция, Неаполь, Катания, Палермо, Палермо, Турин, Флоренция, Болонья, Генуя, Новара. Первый заграничный контракт был подписан с королевским театром Маноэль на о. Мальта. В репертуар входили оперы Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Л. Риччи, Дж. Паччини, С. Меркаданте и других композиторов.

Судя по отзывам, певцу всюду благоволила судьба, но периодически его подводило здоровье, о чем известно из тех же газет: так, Бертаццони упоминает случай с вынужденной отменой гастролей [Бертаццони 1996, 37]. После длительного отдыха и лечения Амброджио вернулся на сцену, довольно быстро восстановившись в амплуа первого тенора. Завершающие сезон выступления на итальянской земле состоялись в Новаре с операми «Дева озера» Россини и «Роберто Девере» Доницетти. Вскоре Данини пригласили на очередные гастроли — только на этот раз на территорию Российской Империи.

В «Одесском вестнике» от 13 апреля 1840 г. в объявлении «Новые артисты одесской итальянской оперы» 9 фигурируют имена следующих исполнителей: Амброджио Данини (первый тенор), Джан-Баттисто Джиа-ни (первый бас), капельмейстер Джервази, Елизавета Бельтрами-Бароц-ци ("primissima donna soprano") и Марьетта Газон ("prima-donna contralto musichetto"). Здесь же анонсируются ближайшие спектакли, 16 и 18 апреля 10, а в выпуске № 33 сообщается о предстоящей российской премьере оперы Россини «Осада Коринфа» ". Можно было бы сделать предполо-

9 Одесский вестник. 1840. № 30. С. 120.

10 Л. Риччи «Приключения Скарамуччи» и В. Беллини «Сомнамбула».

11 Одесский вестник 1840. № 33. С. 134.

opera MusicOLOGicA 15/ 4 (2023). Статьи

жение об участии вновь прибывших артистов в премьерных спектаклях, однако это представляется маловероятным по очевидным причинам: театральный репертуар и состав исполнителей планируется заранее, к тому же вряд ли была известна точная дата приезда артистов.

В подтверждение вышесказанного в одном из последующих номеров 12 говорится о предстоящем дебюте 4 июня Дж.-Б. Джани и А. Дани-ни в первом представлении оперы «Марино Фальеро» Доницетти. Дебюты прибывших в одной труппе с ними Е. Бельтрами-Бароцци и М. Газон

1 S

состоялись в других постановках и в другое время .

В то же время итальянская корреспонденция не оставляла своих соотечественников без внимания — в "II Pirata" сообщают о том, что

первый спектакль прошел очень неплохо, но второй превзошел все ожидания и был еще более удачным

Трудно не заметить, как негативно порою была настроена пресса по отношению к Данини. После концерта памяти Джиралдони, оркестранта Одесского театра, анонимным критиком язвительно говорилось:

Мы позабыли сказать, что г. Даньини недурно пропел большую сцену из «Лючии де Ламмермур»; но, признаемся, мы бы охотнее услышали в этой пьесе, как и во всякой концертной, г-на Аль-берти... 15.

О дальнейшем творческом пути Данини известно следующее. Одесский Городской театр продлил контракт с Данини и двумя его коллегами — Джентили и Альберти — на следующий сезон. В итальянской газете "Figaro" сообщается, в каких именно постановках участвовал Данини (в объявлениях о спектаклях «Одесского вестника» имена артистов значатся в случае бенефисов или дебютов, а в немногих рецензиях за сезон 1841 / 1842 гг. его фамилия не фигурирует). Обозреватель "Figaro" от 5 июня 1841 г. описывает:

12 Одесский вестник. 1840. № 44. С. 186.

13 25 июля — первое выступление М. Газон в опере Беллини «Капулетти и Монтекки» (Одесский вестник. 1840, № 59. C. 260), а 15 мая — дебют Е. Бельтрами-Бароцци в опере П. А. Копполы «Нина, безумная от любви» (Одесский вестник. 1840. № 43. 179).

14 Odessa. Gazetta teatrale // Il Pirata: giornale artistico, letterario, teatrale. 1840. № 3. P. 14.

15 Одесский вестник. 1840. № 67. С. 295.

Хорош «Велисарий» с певицами Феррарини и Фюрст, и певцами Альберти и Марини. «Лючия ди Ламмермур» еще лучше, с певицей Джузеппиной Лачинио 16 и тенором Амброджио Данини... [цит. по: Бертаццони 1996, 53].

В последующих выпусках обнаружено еще несколько заметок о мероприятиях с участием Данини, в том числе о его бенефисе " и о концерте, организованным благотворительным обществом в апреле 1842 г. 1® В программе были указаны произведения Россини, Беллини, Меркаданте, Герольда, и, впервые, ария из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки. В концерте выступили княгиня Е. Голицына, г-жи Ю. Исленьева и Рубо, г-да Л. Шостак, «Даньини» и Берлендис В заметке отмечено, что средства, полученные благодаря этому концерту, были отданы «в помощь 78-и семействам» и на строительство «второго этажа в Сиротском Доме» 20.

Из просмотренной нами прессы становится ясным, что «Одесский Вестник» и "Figaro" представляли противоположные взгляды на творчество Данини. Если в одесской прессе отзывы о нем крайне сухи, то "Figaro" всячески поддерживал и хвалил исполнительскую манеру певца. Истинная причина, по которой театралы Одессы отнеслись критически к деятельности мантуанского тенора, неизвестна. Возможно, дальнейшие поиски помогут пролить свет на эту проблему. Обозреватель "Figaro" неоднократно публиковал хвалебные отзывы, а критик местной газеты почти не упоминал Данини. Одесский краевед О. Губарь склоняется к выводу, что мантуанский тенор «не пришелся ко двору», кроме того — автор сомневается в достоверности информации, предоставленной итальянской газетой [Губарь 1996].

Несомненно, подобное можно адресовать и рецензентам «Одесского вестника». Не преуменьшая достоинств Данини, Губарь ссылается на «специфический вкус одесской публики», которая предпочитала

исключительно выразительных, колоритных, динамичных, чуточку экстравагантных, авантажных актеров [Губарь 1996].

16 Известно, что Данини пел с Лачинио в дуэте еще в Италии в 1840 г.

17 Где исполняли комическую оперу «Кто победит жестокого, или Медовый месяц» (1834) Л. Риччи, а также дуэт из «Колокольчика» (1836) Доницетти и ария из оперы «Эмма Антиохийская» (1834) С. Меркаданте (Одесский вестник. 1842. № 3. С. 16).

18 Одесский вестник. 1842. № 28. С. 129. 1® Одесский вестник. 1842. № 28. С. 129. 2о Одесский вестник. 1842. № 28. С. 129.

О специфике театральных предпочтений одесситов А. Л. Порфирье-ва справедливо замечает, что «публика, слушая по многу раз одни и те же оперы в новом исполнении, разнообразила впечатления, способствовавшие оценке качества голоса, вокальной техники и артистических дарований итальянских солистов, а также уровню требований, которые к ним предъявлялись» [Порфирьева 2013, 169-170] и нередко с большой предвзятостью относилась к знаменитостям, завоевавшим европейскую славу.

Неизвестно, насколько в действительности повлияли мнения критиков на уход со сцены Данини. Основываясь на их мнении, можно лишь предположить, что у певца отсутствовали перечисленные выше качества «буффонного» артиста. Исходя из точки зрения ряда представителей итальянской прессы, можно сказать, что Амброджио Данини обладал «легким» тенором, и его исполнение отличалось деликатностью, «сладкозвучной» манерой и «изящной фразировкой».

На этом сольная карьера вокалиста, продолжавшаяся на протяжении десяти лет, неожиданно завершилась. Для тенора — немалый срок, учитывая особенности голоса и хроническое заболевание Данини — астму. Так или иначе, о фрагментах дальнейшей деятельности Амвросия Иосифовича (так его стали со временем называть в России) известно из книги Бертаццони и семейного архива потомков итальянского певца.

У Бертаццони публикуется одно из немногих писем Данини, где он говорит о «капризной судьбе», забросившей его в дальние края. На данный момент не удалось выяснить, что именно певец имел в виду: возможно, подразумевалась политическая ситуация с осложнением взаимоотношений Франции и Австрии. Северная Италия оказалась между двух противоборствующих крупных держав, что создавало очаги военной напряженности, могущей препятствовать спокойной жизни и развитию культуры.

Последующие шаги Данини на русской земле также заслуживают подробного внимания. Амвросий Иосифович нашел себя в литературной среде, вначале устроившись секретарем в Папское консульство в Одессе. Со временем он занялся преподаванием итальянского, спустя 10 лет составил итальянскую грамматику на французском языке, изданную в Бельгии в 1856 г. 21 Позднее его пригласили лектором в Харьковский Императорский университет. В Харькове им был открыт образователь-

21 Этот труд был удостоен почетных отзывов Флорентийской и Туринской академий. В России курс грамматики был издан в сокращенном виде в 1859 г.

ный пансион 22, что говорит о неподдельном интересе Данини к русской культуре.

Помимо свидетельств о педагогической деятельности Амвросия Иосифовича сохранилось несколько его поэтических произведений. Среди них ода «На счастливое возвращение в Одессу Его Светлости графа Михаила Воронцова, Генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии, Генерал-Адъютанта Его Императорского Величества в день 20 октября 1844 года». Им же были сочинены также гимны победам, одержанным итальянцами в войне за независимость в 1860-61 гг., — проживая в России, Данини не мог не сопереживать судьбе своей родины.

Прослужив 25 лет на благо Российской Империи, Данини получил чин надворного советника. Амвросий Иосифович смог передать любовь к труду и своим детям — их было семь.

История потомства Амвросия Иосифовича, ушедшего из жизни в 1872 г., заслуживает отдельного исследования, здесь же мы можем лишь вкратце обрисовать род занятий его сыновей и дочерей: Наполеон Данини (1847-1919) окончил Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию и большую часть жизни проработал главным врачом Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге; Камилл (1850-1903) стал литератором, первым перевел книгу К. Коллоди «Приключения деревянного мальчика Пиноккио». Третий сын, Виктор (1860-1920) окончил юридический факультет Харьковского университета и всю жизнь работал юристом в Варшаве и Лодзи. Сильвио — младший сын (1867-1942) стал придворным архитектором Николая II. Про дочерей известно, что Виргиния (1846-1910) обладала хорошим сопрано, Елизавета (1853-1873) была замужем за литератором и историком Михаилом Петровым, чьи труды были известны в те годы; среди них — «История Санкт-Петербурга». Третья дочь, Клементина (1856-1920), вышла замуж за Ипполита Ивановича Руссена, крупного винодела, они жили в Феодосии.

Ныне, спустя почти два века после описываемых событий, еще яснее понимаешь глубокий смысл удивительного и драматичного пути Амвросия Иосифовича Данини — главы семьи, объединившей Мантую и Одессу, Харьков и Петербург, Царское Село и Крым, Италию и Россию.

22 В семейном архиве потомков Данини сохранился документ с перечнем условий для приема детей в пансион Амвросия Иосифовича.

opera MusicOLOGicA 15/ 4 (2023). Статьи

Список источников

[1] Бергман 2021 — Бергман И.: Картины / пер. со швед. А. А. Афиногенова. Санкт-

Петербург: Сеанс, 2021. 336 с.

[2] Бертаццони 1996 — Бертаццони В. Судьба мантуанского рода Данини в России /

пер. с ит. А. Ю. Миролюбова. Санкт-Петербург: Всемирное слово, 1996. 192 с.

[3] Губарь 1996 — Губарь О. И. Язык Италии златой звучит... // Вестник региона. 1996.

№ 47 (111). Электронная версия: Всесвинш клуб одесиив, ?-2023. URL: https:// www.odessitclub.org/index.php/chitalnyi-zal/609-yazyk-italii-zlatoj (дата обращения: 25.09.2023).

[4] Козлова 2021 — Козлова Л. А. Из истории мантуанской школы пения // Музыкаль-

ная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов. Санкт-Петербург: Астерион, 2021. С. 16-21.

[5] Порфирьева 2013 — Порфирьева А. Л. Итальянская опера в Одессе: 1809-1865.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южная версия Северной Пальмиры // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь / отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. Т. 12: XIX век: Страницы биографии. Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств; Композитор, 2013. С. 168-200.

[6] Скальковский 1858 — Скальковский А. А. Биографический очерк одесского теат-

ра // Одесский вестник. 1858. № 12. С. 48.

[7] Carpa 2005 — Carpa M. La divulgazione musicale in Italia oggi // Marco Carpa: La

stampa ritrovata: duecento anni di periodici musicali / a cura di Alessandro Rigolli: Torino, EDT, 2005. P. 63-85.

References

[1] Bergman, Ingmar (2021). Kartiny [Pictures], Translation from Sweden by Alexandra

Afinogenova. St. Petersburg: Seans, 336 p. (in Russian).

[2] Bertazzoni, Vladimiro (1996). Sud'ba mantuanskogo roda Dagnini v Rossii [The fate of

the Mantuan family Dagnini in Russia], Translation from Italian by Anastasiya Mi-rolyubova. St. Petersburg: Vsemirnoe slovo, 192 p. (in Russian).

[3] Gubar, Oleg I. (1996). "Yazyk Italii zlatoy zvuchit..." ["The language of golden Italy

sounds.."]. In Vestnik regiona [Vestnik of region], no. 47 (1996). Digital copy: Vse-svitnij klub odesytiv, ?-2023. Available at: https://www.odessitclub.org/index.php/ chitalnyi-zal/609-yazyk-italii-zlatoj (accessed: 25.09.2023) (in Russian).

[4] Kozlova, Liubov A. (2021). "Iz istorii mantuanskoy shkoly peniya" ["From the Histo-

ry of the Mantuan Singing School»]. In Muzykal'naya kul'tura glazami molodykh uchenykh [Musical culture through the eyes of young scientists]: a collection of scientific works. St. Petersburg: Asterion, p. 16-21 (in Russian).

[5] Porfiryeva, Anna L. (2013). "Ital'yanskaya opera v Odesse: 1809-1865. Yuzhnaya ver-

siya Severnoy Pal'miry" ["Italian opera in Odessa: 1809-1865. Southern version of Northern Palmyra"]. In Muzykal'nyy Peterburg: Entsiklopedicheskiy slovar' [Musical Petersburg: Encyclopedic Dictionary], Natalia A. Ogarkova, executive editor, vol. 12: XIX century: Pages of biography. St. Petersburg: Russian Institute of Art History; Kompozitor, рp. 168-200 (in Russian).

[6] Skalkovsky, Apollon A. (1858). "Biograficheskiy ocherk odesskogo teatra" ["Biographical

sketch of the Odessa theater"]. In Odesskiy vestnik [Vestnik of Odessa], no. 12 (1858). P. 48 (in Russian).

[7] Carpa, Marco (2005). "La divulgazione musicale in Italia oggi". In Marco Carpa, La

stampa ritrovata: duecento anni di periodici musicali / a cura di Alessandro Rigolli: Torino, EDT, pp. 63-85.

Статья поступила в редакцию: 08.02.2023; одобрена после рецензирования: 07.03.2023;

принята к публикации: 25.09.2023; опубликована: 10.11.2023. The article was submitted: 08.02.2023; approved after reviewing: 07.03.2023; accepted for publication: 25.09.2023; published: 10.11.2023.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.