История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 2 (1), с. 239-244
239
УДК 94(3)
«ИТАЛИЙСКИЙ ВОПРОС» В 126-125 гг. до н.э.:
ОТ ЗАКОНА М. ЮНИЯ ПЕННА ДО РАЗРУШЕНИЯ ФРЕГЕЛЛ
© 2014 г. Р.В. Лапырёнок
Вологодский государственный педагогический университет
1аругюпок@таП .т
Поступила в редакцию 31.01.2014
Рассматриваются некоторые аспекты «италийской» политики гракханцев в 126-125 гг. до н.э. Кризис 129 г. до н.э., в результате которого триумвиры лишились судебных полномочий, заставил оппозицию принять меры по улучшению отношений с союзниками. Эта политика нашла своё отражение в планах гракханцев по предоставлению италикам римского гражданства (законопроекты Марка Фуль-вия Флакка и Гая Гракха). Сторонники аграрной реформы Тиберия Гракха предложили союзникам вариант «сделки», согласно которому италики получали римское гражданство или право провокации, но при этом не препятствовали проведению аграрной реформы. Однако италийская элита не поддержала гракханцев. Она приняла сторону сената, поскольку такая позиция сулила ей большую имущественную выгоду.
Ключевые слова: М. Фульвий Флакк, римское гражданство, союзники, М. Юний Пенн, колонии латинского права, римская общественная земля, аграрная комиссия.
Передача консулам судебных полномочий по определению статуса спорной земли, которая была осуществлена в 129 г. до н.э. по инициативе Сципиона Эмилиана, заставила гракханцев переосмыслить стратегию борьбы за аграрную реформу. При подготовке аграрного закона Тиберия Гракха интересы италиков не были учтены, хотя в их владении также находились обширные участки римской общественной земли. В ходе политического кризиса 129 г. до н.э. именно позиция союзников предопределила победу сената и его сторонников, вследствие чего с этого момента одной из приоритетных целей гракханцев становится улучшение взаимоотношений с италиками. Важная роль здесь отводилась вопросу о предоставлении союзникам римского гражданства.
Первым свидетельством в пользу серьёзности намерений оппозиции стал законопроект, предложенный консулом 125 г. до н.э. Марком Фульвием Флакком (Val. Max. IX. 5. 1; App. B. C. I. 21)' Реформаторы попытались отвлечь симпатии италиков от своего политического противника путём компенсации имущественных потерь за счёт привилегий, предоставляемых им по новому законопроекту. По свидетельству Аппиана, италики позитивно восприняли план гракханцев (App. B. C. I. 21). Выгодность подобного решения проблемы для союзников была очевидной: после получения римского гражданства они могли на легитимных основаниях владеть землёй из фонда ager publicus, не испы-
тывая страха за судьбу своих possessiones. Кроме того, италики получали право на приобретение земли в частную собственность. Однако при условии возобновления аграрной реформы определённую часть земли, которая находилась в их владении, союзники должны были предоставить в распоряжение гракханских триумвиров.
В этой связи необходимо обратить внимание на другое важное событие середины 20-х гг. II в. до н.э., которое самым непосредственным образом было связано с законопроектом Фуль-вия Флакка. Речь в данном случае идёт об изгнании союзников из Рима, которое произошло в 126 г. до н.э. (Cic. Brut. 109; Off. III. 11. 47; Fest. 286 L). К сожалению, реконструкция закона или плебисцита Марка Юния Пенна в силу фрагментарности сведений источников представляется крайне затруднительной. Из слов Цицерона можно заключить, что его содержание было идентично lex Licinia Mucia, который был принят в 95 г. до н.э. (Off. III. 11. 47). Плебейский трибун Юний Пенн предложил законопроект о высылке из Вечного города лиц, не имевших римского гражданства. Скорее всего, указанная мера была направлена против лати-нов, так как именно эта группа союзников неоднократно становилась объектом подобного рода акций со стороны сената (Liv. XXXIX. 3. 4-6; XLI. 9. 9-10).
В процессе агитации за принятие законопроекта главным противником Юния Пенна являлся Гай Гракх. У Феста содержится ссылка на
речь, произнесённую последним во время борьбы против lex Iunia de peregrinis (Fest. 286 L). Э. Бэдиан считает, что высылка союзников из Рима была обусловлена опасениями сената относительно их возможного вмешательства в ход консульских выборов на 125 г. до н.э., в которых, как известно, принимал участие Фульвий Флакк [1, p. 177]. Следует отметить, что содержание высказываний Цицерона напрямую не подтверждает данную гипотезу. Римский оратор умалчивает о том, какие именно мотивы побудили сенат прибегнуть к подобного рода мере. Помимо этого, точная хронология рассматриваемых событий нам неизвестна, так как античная традиция не сохранила достоверных сведений, на основе которых можно было бы восстановить их очерёдность. Э. Бэдиан датирует lex Iunia de peregrinis первыми месяцами 126 г. до н.э., причём не исключает возможности его обнародования и в конце 127 г. до н.э. [1, p. 177]. Кр. Дарт и В. Рейтер полагают, что законопроект Юния Пенна был представлен на рассмотрение народного собрания незадолго до консульских выборов на 125 г. до н.э. [2, p. 348;
3, p. 133-134]. В ходе агитации Фульвий Флакк обнародовал свою политическую программу, одной из важных составляющих которой являлось предоставление союзникам римского гражданства. Сенат отреагировал на заявление кандидата в консулы достаточно оперативно и решил не допустить того, чтобы на результаты голосования в комициях повлияли латины, проживавшие на тот момент в Риме.
В источниках отсутствует информация о существовании какой-либо связи между законопроектом Юния Пенна и выборами консулов на 125 г. до н.э. Выступление Гая Гракха против lex Iunia de peregrinis не является доказательством наличия такого рода связи. Использование Фульвием Флакком «италийского вопроса» в своей предвыборной программе вообще представляется маловероятным. Позиция гракханцев по отношению к lex Iunia de peregrinis определялась очевидным политическим расчётом: они стремились заручиться поддержкой италиков для возобновления аграрной реформы [1, p. 176;
4, p. 63]. Именно по этой причине Гай Гракх выступил с критикой закона Юния Пенна. Однако это отнюдь не означает, что оппозиция уже во время консульских выборов на 125 г. до н.э. открыто заявляла о своём намерении предоставить socii nominisque Latini римское гражданство. Шансы Фульвия Флакка на благосклонность народного собрания в таком случае были бы крайне невелики. Трудно поверить в то, что римские граждане могли поддержать кандидата, который предлагал им разде-
лить их привилегии с союзниками. В 122 г. до н.э. подобная инициатива стала одной из причин поражения Гая Гракха на выборах народных трибунов на 121 г. до н.э., а затем и отмены закона Рубрия в соответствии с lex Minucia (Flor. II. 3. 1; Vir. ill. 65; Oros. V. 12. 4-5). Обнародование гракханцами планов по предоставлению союзникам римского гражданства неизбежно привело бы к новому конфликту с сенатом. В распоряжении последнего находилось достаточное количество относительно законных средств для противодействия избранию Фуль-вия Флакка консулом.
На наш взгляд, в 126 г. до н.э. ситуация развивалась совершенно по другому сценарию. Выступление Гая Гракха имело своей целью лишь обозначение изменений в политике оппозиции по отношению к италикам. Сторонники аграрной реформы попытались использовать недовольство латинов законопроектом Юния Пенна для того, чтобы отвлечь их симпатии от антигракханской коалиции. Гракханцы не могли рассчитывать на единодушное одобрение новой политики римскими гражданами, вследствие чего на время выборов «италийский вопрос» потерял свою актуальность. Только после избрания Фульвия Флакка консулом они возвращаются к вопросу о предоставлении союзникам римского гражданства. Впрочем, и тогда реформаторы не продемонстрировали особой решимости при реализации этого амбициозного плана [5, p. 96].
Законопроект Фульвия Флакка встретил сильное противодействие со стороны сената (Val. Max. IX. 5. 1). Его обсуждение закончилось вполне предсказуемым поражением гракханцев. Однако в период поздней Республики негативная реакция сената на ту или иную законодательную инициативу не являлась непреодолимым препятствием для оппозиции. В 133 г. до н.э. Тиберия Гракха не остановила даже интерцессия М. Октавия. Поддержка в ко-мициях могла обеспечить принятие любого закона в обход сената. В этой связи трудно объяснить нерешительность Фульвия Флакка, который, судя по всему, не стал выносить свой законопроект на рассмотрение народного собрания. По крайней мере, Аппиан сообщает лишь о реакции на законопроект в сенате и умалчивает о его передаче в комиции (App. B. C. I. 21). Данная ситуация, конечно, могла быть обусловлена отсутствием у гракханцев уверенности в успешном исходе голосования. Они не рассчитывали на поддержку плебса и поэтому пытались избежать дальнейшего обострения конфликта с сенатом. С другой стороны, неудача rogatio de civitate sociis danda не стала для них
большой неожиданностью. В таком случае возникает вопрос: какого рода политический расчёт заставил гракханцев решиться на эту авантюру?
На наш взгляд, борьба за принятие законопроекта Фульвия Флакка всеми средствами не входила в планы оппозиции. Главной целью последней являлось изменение отношения союзников к сторонникам аграрной реформы. Для достижения необходимого эффекта было достаточно и простой декларации нового политического курса. Как известно, и после 125 г. до н.э. «италийский вопрос» не потерял своей актуальности. В 122 г. до н.э. Гай Гракх возвращается к теме наделения латинов правами римского гражданства. Неслучайным представляется то обстоятельство, что данная инициатива датируется его вторым трибунатом [5, p. 238]. В 124/123 гг. до н.э. оппозиция не решается на проведение реформы. Только нарастание напряжённости в отношениях с сенатом, которое обозначилось в первые месяцы второго трибуната Гая Гракха, вынуждает оппозицию вновь обратиться к «италийскому вопросу». К сожалению, противоречивый характер сообщений античных источников не позволяет восстановить ход событий, последовавших за внесением нового законопроекта на рассмотрение народного собрания. Впрочем, и его шансы на принятие были крайне невелики.
Избрание Фульвия Флакка консулом на 125 г. до н. э. должно было оживить надежды гракханцев на возобновление аграрной реформы. После кризиса 129 г. до н. э. размежевание государственной и частной земли находилось в ведении консулов, одним из которых теперь являлся видный участник гракханского движения. Однако подобное развитие ситуации совершенно не входило в планы сената. Судя по всему, он поручил разрешение конфликтов между триумвирами и частными лицами другому консулу — М. Плавтию Гипсею [6, p. 200-201]. После неудачи rogatio de civitate sociis danda Флакк отправился воевать против галлов и ли-гуров, которые разоряли земли дружественной римлянам Массалии (Liv. Per. LX). Сенат использовал обращение массалиотов за помощью к Риму в качестве благовидного предлога для нейтрализации одного из лидеров оппозиции. Консул Флакк отправился на войну, а гракханцы были вынуждены в очередной раз капитулировать перед своим политическим противником.
Инициатива Фульвия Флакка вызвала большой резонанс в италийских общинах. Реакция на законопроект каждой той или иной группы союзников определялась степенью её заинтересованности в получении римского гражданства. Из слов Валерия Максима можно заключить,
что не все италики стремились стать римскими гражданами (Val. Max. IX. 5. 1). Жителям таких общин Фульвий Флакк намеревался предоставить право провокации. Наибольший интерес планы гракханцев вызывали у латинов. В первой половине II в. до н.э. латинская иммиграция в Рим приобретает массовый характер, что заставляет сенат принимать экстренные меры по её ограничению. Традиционным способом решения этой проблемы становится высылка socii nominis Latini из Рима (Liv. XXXIX. 3. 4-6; XLI.
9. 9-10). Впрочем, неоднократное обращение к подобного рода практике свидетельствует о её недостаточной эффективности. После регистрации в своих родных общинах многие из них, видимо, возвращались назад, а следующий ценз снова проходили в Риме.
Античные источники не уточняют социальную принадлежность переселенцев. Значительную часть иммигрантов, по всей вероятности, составляли представители низших слоёв общества, которые надеялись улучшить своё материальное положение благодаря преимуществам большого города: возросшая потребность в ремесленной продукции обусловила и повышение спроса на рабочую силу. Вполне возможно, что их желание покинуть родные общины стимулировалось и недостаточным количеством свободной земли. Данное обстоятельство должно было вызвать особую озабоченность у латинской элиты. В её функции входило обеспечение надлежащего выполнения условий союзного договора с Римом. Дальнейший рост числа эмигрантов являлся причиной возникновения трудностей при осуществлении воинского набора. Кроме того, эмиграция оказывала негативное влияние и на хозяйственное развитие латинских общин. Предоставление их жителям римского гражданства могло лишь ухудшить демографическую ситуацию. С этой точки зрения успех законопроекта Фульвия Флакка не гарантировал союзникам nominis Latini какой-либо ощутимой пользы.
Однако аграрная реформа 133 г. до н.э. могла изменить отношение латинской элиты к перспективе получения римского гражданства. Местные правящие круги принимали активное участие в эксплуатации ager publicus [7, S. 585, № 29; 8, p. 116]. Если Тиберий Гракх намеревался привлечь для раздела среди малоимущих римлян все земельные ресурсы фонда ager occupatorius, то одобрение законопроекта Фульвия Флакка в народном собрании было сопряжено для союзников со значительной имущественной выгодой. «Сделка» с гракхан-цами (политическая поддержка в обмен на римское гражданство) позволила бы латинам со-
хранить большую часть земли, которой они владели на основании союзного договора с Римом. Это обстоятельство могло оказать значительное влияние на позицию союзников в данном вопросе. В свою очередь, низшие слои общества рассчитывали на получение земельных участков в соответствии с lex Sempronia agraria Тиберия Гракха. На наш взгляд, их заинтересованность в благоприятном исходе обсуждения rogatio de civitate sociis danda не подлежит никакому сомнению. Таким образом, планы грак-ханцев по привлечению союзников на свою сторону в борьбе с сенатом посредством предоставления им римского гражданства были вполне осуществимы, поскольку несли в себе имущественную выгоду для большей части населения латинских общин.
Неудача законопроекта Фульвия Флакка вызвала определённое недовольство среди латинов (Ascon. 15 C). В качестве одного из отголосков этого недовольства обычно рассматривают восстание во Фрегеллах. Местное население крайне отрицательно восприняло известие об отклонении сенатом rogatio de civitate sociis danda и открыто выступило против Рима. Подавление восстания сенат поручил претору Л. Опимию, который достаточно быстро принудил мятежников к капитуляции (Liv. Per. LX; Vell. II. 6. 4). В наказание за предательство римляне разрушили Фрегеллы и основали на её месте колонию Fabrateria Nova, которая, видимо, получила статус colonia civium Romanorum [9, p. 42; 5, p. 96].
К сожалению, неудовлетворительное состояние источниковой базы по данному вопросу не позволяет составить более или менее полную картину событий, приведших к разрушению города, который даже в самые тяжёлые времена демонстрировал исключительную лояльность по отношению к Риму. Однако наличие прямой связи между неудачей законопроекта о предоставлении союзникам римского гражданства и восстанием во Фрегеллах, на наш взгляд, не вызывает никаких сомнений. С другой стороны, остальные латинские общины не решились нарушить союзный договор, хотя их население с неудовольствием встретило известие о провале планов гракханцев (Ascon. 15 C). Некоторые исследователи полагают, что подобная ситуация могла быть обусловлена спецификой социального развития Фрегелл в первой половине II в. до н.э. [5, p. 97]. На всём протяжении II Пунической войны Фрегеллы оставались верными Риму [10, p. 47-48]. Однако людские и финансовые ресурсы Римско-италийского союза были подорваны продолжительной и кровопролитной войной против Ганнибала. Значительные потери понесли и латинские общины, отдельные из кото-
рых были вынуждены отказать римлянам в предоставлении военных контингентов из-за крайнего истощения указанных ресурсов. Подобная ситуация, видимо, была характерной для большинства колоний латинского права [11, S. 26].
Фрегеллы не являлись исключением и ещё долгие десятилетия после окончания II Пунической войны не могли оправиться от её последствий. Для восполнения людских потерь местные власти использовали практику предоставления латинского гражданства жителям соседних общин. В 177 г. до н.э. самниты и пелигны обратились с жалобой в сенат по этому поводу. По словам Ливия, в первой четверти II в. до н.э. во Фрегеллы переселилось 4000 семей из соседних регионов ^^. XLI. 8. 8-9). Таким образом, помимо собственно римско-латинского населения здесь проживало большое количество самнитов и пелигнов, которые в гракханское время являлись важной составной частью социальной структуры Фрегелл. Наряду с латинским гражданством переселенцы получили участки земли, но их положение в обществе было далеко не самым привилегированным. Не исключено, что к середине 20-х гг. II в. до н.э. потомки иммигрантов пополнили ряды неимущих, тогда как местная элита продолжала оставаться латинской по своей этнической принадлежности. Данная ситуация могла стать причиной социальной напряжённости, нараставшей на протяжении нескольких десятилетий и проявившейся после отклонения в сенате законопроекта Фуль-вия Флакка [5, р. 97]. Низшие слои общества во Фрегеллах рассчитывали на получение римского гражданства и участие в аграрной программе Тиберия Гракха и после неудачи rogatio de civitate sociis danda выступили против Рима и местной знати.
Д. Стоктон предполагает, что правящая элита во Фрегеллах сохраняла верность союзному договору и в награду за преданность после завершения боевых действий получила римское гражданство [5, р. 97]. В состав гражданского коллектива колонии Фабратерии вошли и представители латинской знати, которые поддержали Рим во время войны против Фрегелл [5, р. 97; 12, с. 137]. Несмотря на то что античные источники не сообщают о существовании во Фрегеллах каких-либо социальных противоречий, гипотеза британского историка представляется весьма привлекательной. В её пользу косвенно свидетельствует довольно сдержанная реакция на законопроект Фульвия Флакка со стороны других латинских общин. Последние не решились на открытый конфликт с Римом и не поддержали выступление Фрегелл. Более того, латины оставались верны своим союзни-
кам и во время событий 91-88 гг. до н.э., что свидетельствует о заинтересованности socii nominis Latini (точнее, местной элиты) в сохранении статус-кво в их взаимоотношениях с римлянами.
На наш взгляд, позиция правящих кругов в данном случае была обусловлена угрозой социальных потрясений, которые могли быть вызваны распространением действия lex Sempronia agraria на союзников после предоставления им римского гражданства. Помимо этого, не следует недооценивать и фактор имущественных интересов латинской элиты. Несмотря на относительную привлекательность «сделки» с грак-ханцами, представители этой элиты не спешили нарушить союзный договор. Как уже было отмечено выше, при условии возобновления аграрной реформы они могли рассчитывать на сохранение большой части земли из фонда ager occupatorius, которая была предоставлена им во владение римлянами. Однако в случае неудачи планов Гая Гракха и его соратников союзники оставляли за собой не большую или б0льшую часть своих possessiones, но всю находившуюся у них во владении землю из фонда ager occupatorius. По нашему мнению, именно этот фактор имел решающее значение при формировании позиции правящих кругов латинских общин по отношению к законопроектам Фульвия Флакка и Гая Гракха. Наибольшую поддержку гракханцам оказывали, видимо, малоимущие латины, тогда как крупные собственники оставались верными союзу с Римом. Второй трибунат Гая Гракха и новое обращение к «италийскому вопросу» не изменили общую картину и не принёсли оппозиции политических дивидендов в борьбе с сенатом.
Очередная попытка ограничения латинской иммиграции, предпринятая центральной властью в 126 г. до н. э., обусловила возникновение нового направления в политике сторонников аграрной реформы. Оппозиция решила воспользоваться недовольством латинов для внесения раскола в ряды антигракханской коалиции. С помощью политических деклараций, которые в значительной степени носили демагогический характер, реформаторы намеревались привлечь союзников на свою сторону в противостоянии с сенатом. Несмотря на поддержку со стороны общественных низов, позиция которых определялась стремлением поучаствовать в переделе ager publicus [13, p. 236], гракханцы не сумели добиться желаемого результата. Правящие круги в латинских общинах выступили за сохранение статус-кво во взаимоотношениях с Римом, вследствие чего планы Фульвия Флакка, Гая Гракха и их соратников были обречены на поражение.
Большое значение имеет также вопрос об отношении других групп союзников к законопроектам Фульвия Флакка и Гая Гракха. К сожалению, скудость источников не позволяет дать однозначный ответ на данный вопрос. Законопроект Гая Гракха, как, впрочем, и rogatio de civitate sociis danda Фульвия Флакка, предусматривал дарование римского гражданства не всем италикам, но лишь самой привилегированной их части — латинам. Такое заключение можно сделать на основе сообщений Плутарха и Аппиана, которые предоставляют наиболее полное описание событий гракханского времени. Их содержание заставляет усомниться в исторической достоверности рассказа Веллея Патеркула, согласно которому Гай Гракх намеревался предоставить civitas «всем италикам» (Veil. II. 6. 2). Его слова «extendebat eam paene usque Alpes» вполне можно отнести и к населению колоний латинского права, которые располагались на севере Италии (таких, например, как Плаценция и Кремона). Однако рассказ Веллея Патеркула о деятельности братьев Грак-хов содержит отдельные неточности [14, с. 236]. По этой причине информация, которую мы находим в его «Римской истории», требует чрезвычайно осторожного с собой обращения.
На наш взгляд, основные положения законопроекта Гая Гракха были заимствованы из rogatio de civitate sociis danda Фульвия Флакка. Наряду с римским гражданством для латинов в его тексте предполагалось дарование права провокации остальным союзникам. Последние также принимали участие в пользовании землёй из фонда ager publicus, вследствие чего их заинтересованность в получении правовой защиты от произвола римских магистратов в виде provocatio не подлежит никакому сомнению. Несмотря на то что местные правящие круги были обеспокоены судьбой своих possessiones, италийские общины не поддержали выступление Фрегелл. Их реакция на неудачи гракханцев была достаточно сдержанной, так как речь в данном случае шла не о гражданстве, а о ius provocationis. Для малоимущих италиков предложенные Фульвием Флакком и Гаем Гракхом меры не представляли большого интереса, так как право провокации не гарантировало им получения земельных участков при условии возобновления аграрной реформы.
Таким образом, оппозиция не смогла добиться привлечения союзников на свою сторону в борьбе против сената. Правящие круги в союзнических общинах выступили за сохранение статус-кво во взаимоотношениях с римлянами, вследствие чего планы Фульвия Флакка, Гая Гракха и их соратников были обречены на не-
удачу. Законопроект Гая Гракха постигла судьба его предшественника: комиции выступили против предоставления италикам римского гражданства и права провокации.
Список литературы
1. Badian E. Foreign Clientelae (264-70 B.C.). Oxford: Oxford Clarendon Press, 1958. 342 p.
2. Dart Ch.J. The Impact of the Gracchan Land Commission and the Dandis Power of the Triumvirs // Hermes. 2011. Bd. 139. Р. 337-357.
3. Reiter W.L. M. Fulvius Flaccus and the Gracchan Coalition // Athenaeum. 1978. N. S. V. 56. P. 125-144.
4. Keaveney A. Rome and the Unification of Italy. London: Croom Helm, 1987. 231 p.
5. Stockton D. The Gracchi. Oxford: Oxford University Press, 1979. 270 p.
6. Carcopino J. Autour des Gracques. Paris: Les Belles Lettres, 1967. 353 p.
7. Lommatzsch E., Mommsen Th. Corpus inscriptio-
num Latinarum. V. I2. Pars II. Fasc. I. Berlin: W. de Gruyter, 1974. S. 368-716.
8. Crawford M.H. Roman Statutes. Vol. I. London: Institute of Classical Studies, 1996. 563 p.
9. Piper D. Latins and the Roman citizenship in Roman colonies: Livy 34, 42, 5-6; Revisited // Historia. 1987. Bd. 36. Hft. 1. P. 38-50.
10. Last H. Gaius Gracchus // Cambridge Ancient History. 1932. V. IX. P. 40-101.
11. Coscun A. Bürgerrechtsentzug oder Fremdenausweisung? Studien zu den Rechten von Latinern und weiteren Fremden sowie zum Bürgerrechtswechsel in der Römischen Republik (5. bis frühes 1. Jh. v.Chr.). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2009. 236 S.
12. Нечай Ф.М. Рим и италики. Минск: Изд-во Министерства высшего, среднего специального и профессионального образования БССР, 1963. 196 с.
13. Howarth Randall S. Rome, the Italians, and the Land // Historia. 1999. Bd. 48. Hft. 3. P. 282-300.
14. Лапырёнок Р.В. Lex Sempronia agraria и союзники // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. Вып. 4. С. 228-239.
THE «ITALIAN QUESTION» IN 126-125 B.C.: FROM LEX DE PEREGRINIS OF M. IUNIUS PENNUS TO THE DEMOLITION OF FREGELLAE
R. V. Lapyryonok
The paper considers some aspects of the Gracchan policy concerning the Italian allies of Rome in 126-125 B.C. The crisis of 129 B.C., which resulted in the loss by the triumvirs of their judicial power, caused a significant change in the Roman politics. From this moment, the Gracchans were trying to establish a good relationship with the Italian allies. This resulted in the plans of the Gracchans to extend Roman citizenship and ius provocationis more widely in Italy (the proposals of M. Fulvius Flaccus and C. Gracchus). The idea of C. Gracchus and his supporters was that in return for the citizenship the Italians and Latins should give up their opposition to the triumvirs. Nevertheless, the Italian elite did not support the Gracchans. The Italian ruling class remained loyal to the Senate, because such a position was more profitable regarding its property interests.
Keywords: M. Fulvius Flaccus, Roman citizenship, allies, M. Iunius Pennus, Latin colonies, public land, agrarian commission.
References
1. Badian E. Foreign Clientelae (264-70 B.C.). Oxford: Oxford Clarendon Press, 1958. 342 p.
2. Dart Ch.J. The Impact of the Gracchan Land Commission and the Dandis Power of the Triumvirs // Hermes. 2011. Bd. 139. P. 337-357.
3. Reiter W.L. M. Fulvius Flaccus and the Gracchan Coalition // Athenaeum. 1978. N. S. V. 56. P. 125-144.
4. Keaveney A. Rome and the Unification of Italy. London: Croom Helm, 1987. 231 p.
5. Stockton D. The Gracchi. Oxford: Oxford University Press, 1979. 270 p.
6. Carcopino J. Autour des Gracques. Paris: Les Belles Lettres, 1967. 353 p.
7. Lommatzsch E., Mommsen Th. Corpus inscriptio-num Latinarum. V. I2. Pars II. Fasc. I. Berlin: W. de Gruyter, 1974. S. 368-716.
8. Crawford M.H. Roman Statutes. Vol. I. London: Institute of Classical Studies, 1996. 563 p.
9. Piper D. Latins and the Roman citizenship in Roman colonies: Livy 34, 42, 5-6; Revisited // Historia. 1987. Bd. 36. Hft. 1. P. 38-50.
10. Last H. Gaius Gracchus // Cambridge Ancient History. 1932. V. IX. P. 40-101.
11. Coscun A. Bürgerrechtsentzug oder Fremdenausweisung? Studien zu den Rechten von Latinern und weiteren Fremden sowie zum Bürgerrechtswechsel in der Römischen Republik (5. bis frühes 1. Jh. v.Chr.). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2009. 236 S.
12. Nechaj F.M. Rim i italiki. Minsk: Izd-vo Minis-terstva vysshego, srednego special'nogo i profession-al'nogo obrazovaniya BSSR, 1963. 196 s.
13. Howarth Randall S. Rome, the Italians, and the Land // Historia. 1999. Bd. 48. Hft. 3. P. 282-300.
14. Lapyryonok R.V. Lex Sempronia agraria i soyuzniki // Problemy istorii, filologii, kul'tury. 2012. Vyp. 4. S. 228-239.