Научная статья на тему ' IT-сфера как эффективный фактор стабилизации и развития региональной экономики'

IT-сфера как эффективный фактор стабилизации и развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / региональная экономика / инновационные кластеры / финансовый кризис / Нижегородская область.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « IT-сфера как эффективный фактор стабилизации и развития региональной экономики»

Царьков А.С.

к.т.н., профессор НИУ ВШЭ, Нижний Новгород

IT-СФЕРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: информационные технологии, региональная экономика, инновационные кластеры, финансовый кризис, Нижегородская область.

1. Введение

На сегодняшний момент приоритетными целями экономической политики как развитых, так и развивающихся государств являются рост национальной конкурентоспособности, расширение доли высокотехнологичных национальных компаний на внутреннем и мировом рынках, и повышение эффективности их деятельности. Одним из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности являются инновационные кластеры, позволяющие существенно стабилизировать динамику региональных экономик в условиях кризисных явлений, что особенно наглядно проявляется в развитии IT- сферы.

Целью нашего исследования являлось изучение перспектив развития IT- сферы как эффективного фактора стабилизации и развития региональной экономики в кризисных и посткризисных ситуациях, а также анализ существующих и потенциальных источников инвестиций, которые могут рассматриваться в качестве вероятных и благоприятных движущих сил, способствующих протеканию инновационных процессов. Для достижения данной цели были проанализированы глобальные и национальные тенденции на рынке информационных и компьютерных технологий, особенности реализации государственной инновационной политики в рамках региональной стратегии развития, возможности финансирования проектной деятельности в сфере IT , а также рассмотрены различные механизмы, способствующие стабилизации региональной экономики.

Мировая практика свидетельствует о том, что за последние два десятилетия процесс формирования инновационных кластеров происходил довольно активно. По оценке ведущих экспертов, на сегодняшний день подобными кластерами охвачено около 50% экономик ведущих стран мира1. Как показывает рейтинг зарубежных стран по критерию «Развитость стран в технологическом и инновационном отношении» 2013 г.2, страны находящиеся в начале рейтинга наиболее успешно справились с кризисом. Всего отдел разведывательной экономической информации (EIU) оценил 60 стран. В ходе исследования учитывались: экономическая ситуация в стране, развитость IT-инфраструктуры и научно-исследовательских разработок. Возглавил страновой рейтинг Китай, за ним последовали США, Япония, Южная Корея, Великобритания, Австралия, Тайвань, Швеция, Дания, Канада.

Действительно в настоящее время одна из наиболее интересных и развитых систем поддержки инновационных кластеров находится в Китае, что позволило ему добиться больших экономических успехов и стать быстро развивающимся государством в группе «восходящих рынков». Так, по данным Мирового банка, в 2000-2011 годах рост ВВП Китая, несмотря на мировой кризис, составлял в среднем 10,2% в год. Существенная доля роста ВВП была обеспечена за счет высокой инновационной активности, в том числе и в IT-сфере3.

2. Влияние мирового финансового кризиса 2007-2011 гг. на IT-сферу

Мировой финансовый кризис начал проявляться в данной сфере с середины 2008 г. и достиг своего пика в 2009 г. По данным представленным CNewsAnalytics (с учетом информации IDC и Real-IT), хорошо видно, что динамика IT-рынка в России в 2008 году напоминала динамику аналогичного падения в 1998 г. Ниже, в табл. 1 и 2 приведены сравнительные данные как за 1998 г, так и 2008 год, включая прогноз и реальные данные на 2009 год4.

1 Инновационно-технологические кластеры стран - членов МЦНТИ / Информационный материал. 2013. - http://icsti.ru/ uploaded/201304/cluster.pdf

2 Foreign Clusters Classification. - http://www.techrepublic.com

3 Государственные программы поддержки инновационной сферы Китая. - http://www.gmu-countries.ru/asia/china/nis-pro grams.html

4 ИТ-отрасль в условиях кризиса. - http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2009/number_5

Таблица 1

Динамика IT - рынка в России (относительно предыдущего года, %)

Сегменты рынка 1998 г. 2008 г. 2009 г. (прогноз)

Аппаратное обеспечение -34 8 -35

Программное обеспечение -21 15 -20

ИТ-услуги -9 27 5

Следует отметить, что на отечественном рынке объемы продаж программного обеспечения (ПО), существенная доля которого разрабатывается в России, были тогда весьма значительны. Так, в 2008 году (по данным фирмы «1С»), продажи ПО общего назначения составили 1390 $ млн., ПО делового назначения - 1190 $ млн., домашнего ПО - 660 $ млн., причем средний рост объемов продаж возрос на 33%.

Весь же рынок в целом, по данным специалистов из Real-IT, за 2008 г. вырос на 12.7 % (до 5 млрд.), причем затраты на IT -ресурсы росли на протяжении всех четырех кварталов. Данные по фактическим затратам и динамике роста за 2008 г., а также наиболее кризисный 2009 г. представлены в табл. 21.

Таблица 2

Затраты на IT в мире ($ млрд.)

Сегменты рынка Затраты, 2008 г. Рост, в 2008 г., (%) Затраты, 2009 г. Рост, в 2009 г., (%)

Аппаратное обеспечение 381 2,8 324,3 -14,9

Программное обеспечение 221,9 10,3 222,6 0,3

ИТ-услуги 809,5 7,6 796,1 1,7

Как видно из сравнения данных табл. 1 и 2 прогнозные цифры на 2009 год оказались более пессимистичными, чем реально достигнутые показатели. Национальный и региональные рынки отреагировали на кризис увеличением жизненного цикла использования приобретенного оборудования, что привело к снижению спроса на готовые продукты. Резко сократились затраты на закупку вычислительной техники и приглашение специалистов со стороны. Предпочтения корпоративных, а также частных пользователей стали смещаться в сторону более дешевых продуктов. Это ситуация хорошо иллюстрируется данными по изменению удельных весов затрат организаций Нижегородской области на информационные и коммуникационные технологии, табл. 3.

Таблица 3

Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам (в процентах к итогу)2 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Затраты на информационные и коммуникационные технологии - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе:

на приобретение вычислительной техники 33,3 25,1 16,9 20,4 23,0 23,2 25,3

на приобретение программных средств 17,2 15,9 20,6 14,5 19,9 31,7 16,3

на оплату услуг электросвязи 25,1 35,0 37,0 40,6 31,3 25,7 25,6

из них на оплату доступа к сети Интернет 7,0 7,8 6,5 9,2 5,8 5,4 5,5

на обучение сотрудников, 0,8 3,7 0,9 0,7 0,4 0,4 0,3

на оплату услуг сторонних организаций и специалистов 15,9 15,5 13,2 16,8 15,2 13,1 18,2

прочие затраты 7,7 4,8 11,4 7,0 10,2 5,9 14,3

При этом разные категории ПО пострадали по-разному, а на некоторых из них кризис практически не отразился. Востребованными остались системы безопасности (антивирусы, сетевые экраны и др.). Их поставки в $ сократились на 14%, а в рублях выросли на 23%3.

Рынок IT услуг сильно зависит от состояния экономики, поэтому типичными проявлениями кризиса стали: сокращение клиентской базы, переход клиентов на более дешёвые услуги, рост дебиторской задолженности, снижение инвестиций, сокращение штатов. По опубликованной статистике4, количество IT специалистов, которые были заняты поиском работы, увеличилось к середине 2009 года более чем на четверть по сравнению с докризисным периодом. В октябре 2008 г. в Москве прошёл CNews FORUM5. Поставщики решений в сфере IT, а также представители крупнейших заказчиков определяли тенденции развития отрасли в стране. Для преодоления кризисных явлений было решено сделать акценты на:

1. Эффективность работы государственного аппарата (государственные заказы, IT аутсорсинг в сфере государственных услуг);

2. Оптимизацию существующих проектов и ресурсов;

3. Эффективное использование существующих технологий;

1 ИТ-отрасль в условиях кризиса. - http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2009/number_5

2 http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/resources/7d7785804e5e0b018fc3cf3a7deadf49

3 ИТ-отрасль в условиях кризиса. - http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2009/number_5

4 Кризис 2008 - 2009 годов и его влияние на информационные технологии. - http://www.cisco.demos.su/art01/0002.html

5 CNews FORUM 2008: как ИТ-бизнесу пережить кризис? http://rutube.ru/video/114d45bbc069c3c53fc916f381ab5d33

4. Внедрение новых технологий (аутсорсинговый принцип, свободное ПО, ПО как услуга, виртуализация и др.). Благодаря принятым мерам 1Т-сфера относительно спокойно перенесла финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, во всяком случае, намного лучше, чем в 1998 г. Это подтверждается и данными двух последующих лет. Несмотря на кризисный спад до -16%, с 2010 г. 1Т - компании начали интенсивно увеличивать темпы роста, и отрасль быстро вышла на докризисный уровень, рис. 1 .

Российский рынок ИТ [млрд. долл.; и годовые темпы его роста. Источник: IDC Worldwide Black Book.

Рисунок 1.

Российский рынок IT (млрд. $)

Подобные тенденции наблюдались и в динамике темпов роста IT-сферы Нижегородской области, поскольку в ней сосредоточен целый ряд кластеров и высокотехнологичных компаний, успешно работающих на рынках не только в России, но и за рубежом. Сравнительно кратковременный спад по сравнению с другими отраслями и быстрые темпы роста рынка позволяют считать развитие данной сфере действительно эффективным фактором стабилизации не только национальной, но и региональной экономики.

3. Стратегические аспекты развития региональной IT-сферы на примере Нижегородской области

К стратегическим аспектам можно отнести: создание благоприятного инновационного климата, формирование в стратегии развития области акцента на инновационные кластеры и поддержку IT-сферы, создание механизмов инноваций, привлечение к финансированию Институтов развития.

Инновационная привлекательность Нижегородской области. Один из важнейших аспектов поддержки и развития IT-сферы связан с привлечением в регион российских и зарубежных инвестиций. Для оценки региональной привлекательности служат всевозможные рейтинги. В соответствии с российским рейтингом, построенным по принципу наиболее благоприятных условий, необходимых для продвижения инновационных решений и создания новых IT -кластеров2, Нижегородская область занимает 4-ое место и входит в пятерку лидеров - регионов.

Из зарубежных рейтингов можно сослаться на рейтинг инновационных городов планеты на 2012-2013 годы, который опубликовало инновационное австралийское агентство 2thinknow. Данное агентство признается одним из самых авторитетных и объективных в мире. Всего в рейтинг попали 20 российских городов, в том числе Н. Новгород3. В процессе составления рейтинга было проанализировано 1540 городов мира по 162 параметрам. В результате в итоговый список вошли 445 городов, которые в свою очередь были поделены на пять подгрупп: Nexus (ядро), Hub (центр), Node (узел), Influencer (влиятельный) и Upstart (новичок).

Американские города Бостон, Нью-Йорк и столица Австрии - Вена были признаны самыми инновационными. Среди российских городов первой оказалась Москва (это 74-е место в рейтинге, индекс 47). Н. Новгород получил индекс 39 и был размещен в подгруппе Influencer. В эту группу вошли базовые города, которые могут составить в ряде сегментов конкуренцию на глобальном уровне и, конечно, обладающие определённым потенциалом.

Сейчас Нижегородская область занимает по инновационному потенциалу 3-4 места среди регионов России, и входит в первую десятку регионов России по объемам проводимых научных исследований4.

Поэтому регион является привлекательным для иностранных инвесторов. Согласно показателям объем инвестиций за 2005-2011 гг. возрос в 9 раз. Объем прямых зарубежных инвестиций увеличился в 17,7 раза. По этому показателю Нижегородская область значительно опережает Россию, где темп роста 140,9 процента к 2005 г.1.

1 Кризис 2008-2009 годов и его влияние на информационные технологии. - http://www.cisco.demos.su/art01/0002.html

2 Карта инновационной России. - http://innovation.gov.ru/map

3 2thinknow Innovation services and programs. - http://www.2thinknow.com

4 Нижний вошел в рейтинг инновационных городов планеты как обладающий потенциалом. - http://progorodnn.ru/ newsv2/67592.html

Полученные рейтинги также играют важную роль при взаимодействии с национальными Институтами развития, которые стимулируют инновационные процессы на основе государственно-частного партнерства. К числу наиболее активно действующих институтов развития можно отнести: Агентство стратегических инициатив, Внешэкономбанк, ОАО РВК, ОАО «РОСНАНО», Рынок инноваций и инвестиций, Российский фонд технологического развития, Фонд развития и Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково), Фонд развития малых форм предприятий в научно технической сфере.

Каждый из них обеспечивает одну или несколько из четырех стадий реализации инновационных проектов: старт, становление, рост, расширение и реструктуризация. На стадии старта работает Посевной Фонд РВК; на стадии становления - Венчурные Фонды / Региональные Фонды РВК; Росинфокоминвест присутствует на двух стадиях -становление и рост; Роснано, Российский банк развития и Банк развития (Внешэкономбанк) оказывают поддержку проектам на последних стадиях. Также в ПФО функционирует Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые Инвестиции».

Рисунок 2.

Объемы поддержки, которую оказывают институты развития бизнесу на разных стадиях развития2

Для регионов наибольший интерес представляют фонды с участием капитала ОАО «РВК», который фактически выполняет роль фонда фондов. До 25% всех ресурсов фонда инвестируется в 1Т-сферу (первое место по объему инвестирования). Однако анализ распределения инвестиций фондов с участием капитала ОАО «РВК» по крупным городам и регионам, показывает, что на Нижний Новгород и Нижегородскую область приходится лишь 2,20 и 0,84% инвестиций соответственно, что также является потенциальным ресурсом для роста. В то же время для Перми он составляет - 3,18%, а для Казани - 2,40%.

Формирование поддержки 1Т -сферы и стратегия развития Нижегородской области - 2020

Несмотря на кризис и коррекцию планов регионального правительства объективные условия для развития 1Т сферы остались неизменными. В соответствии с зонально-отраслевым подходом в области было выделено четыре основные зоны: Лесопромышленная зона; Промышленная и научно-образовательная зона; Инновационная зона; Агропромышленная зона, рис. 3.

Как видно из рис. 3, компании 1Т - сферы находятся в достаточно выгодном географическом положении - в зоне, обозначенной на карте треугольником - Нижний Новгород, Лукоянов и Навашино (это крупные промышленные предприятия, транспортные узлы с логистическими коридорами), которое способствует оптимальной реализации инновационного потенциала.

Реализация отраслевого подхода базируется на анализе и выделении портфеля базовых отраслей региона, попадающих в «красный коридор». Ниже на рис. 4 показаны различные сектора экономики и наличие условий для их развития. «Красный коридор» на рисунке определяет уровень привлекательности отраслей, при этом отрасли, находящиеся выше границ «красного коридора» (пунктирная линия), являются более приоритетными.

1 Программа социально-экономического развития Нижегородской области на 2012-2015 годы (план реализации программы утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2012 года № 2918-р).

2 Механизмы государственной поддержки. - http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2013/25323/3929.pdf

5 Распределение инвестиций фондов с участием капитала ОАО «РВК». - https://www.rusventure.ru/ru/innovative_projects/? fund=&sector=&modern=&year=&status=&city=%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%9D%D0%BE%D0% В2%Б0%В3%В0%ВЕ%В1%80%В0%ВЕ%Б0%В4.

Рисунок 3.

Зоны экономического деления по отраслям1

о.

о

I

а §

-

Ос:

Авиастроение \ф

Информационные в

технологии • а Автомобилестроение

Научно-образовательный комплекс

Радиоэлектроника

■и приборостроение \ •

Пищевая п ром ышпе нмость

Топливная

• Химико-фармацевтическая пром ы тленность » Химическая и неФтехи м ическая

• •

Черная

Судостроение^ металлургия

Медицинская промышленность Сельское хозяйство • •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛПК и ЦБ Промышленность

пплии! I .принпгтк СТрОЭТеЛЬНЫХ

промышленность материалов

• Легкая промышленность

. Стекольная промышленность Туризм

1.0 1,5 2.0 2,5 3.0 1.5

5,0 5.5 е.О 5.5

Т.0

8.0

Наличие условий для развития сектора в Нижегородской области Рисунок 4.

Портфель базовых отраслей региона2

Как следует из данных, представленных на рис. 4, 1Т - отрасль является весьма привлекательной и потому одной из наиболее приоритетных, поскольку расположена значительно выше «красного коридора». Именно поэтому 1Т-сфера определена как одно из четырех приоритетных направлений стратегии развития Нижегородской области3. Её выделение в приоритетное направление обусловлено тем, что перспективы её развития тесно связаны с другими отраслями, поскольку она играет существенную роль в повышение их конкурентоспособности. Уже сейчас оборонный комплекс - машиностроение (авиа- и судостроение), радиоэлектроника и приборостроение растёт на 12-17% ежегодно, обеспечивая увеличивающуюся загрузку 1Т-компаний.

Согласно Стратегии - 2020, наибольшее количество трудоспособного населения Нижегородской области будет трудиться в секторах: автомобилестроение, нефтехимической и других, являющихся крупными потребителями ком-

1 Стратегия развития Нижегородской области на период до 2020 г. - http://minec.government-nnov.ru/?id=1678

2 Программа социально-экономического развития Нижегородской области на 2012-2015 годы (план реализации программы утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2012 года № 2918-р).

3 Там же.

паний 1Т-разработчиков. Это предполагало резкое возрастание численности занятых в секторе информационных технологий (с 2,78 тыс. чел. в 2005 г. на 8,39 тыс. чел в 2020 г.), рис. 5.

Рисунок 5.

Прогноз структуры занятости в базовых секторах экономики Нижегородской области при наиболее вероятном сценарии развития1

К 2020 году планировалось, что по объему годовых доходов ведущее место займут занятые в научно-образовательном комплексе и новой экономике, и автомобилестроении. В информационных технологиях годовой доход занятых в них увеличится с 750 млн. руб. до 5418 млн. руб. на 2020 г.

Информационные технологии и научно-образовательный комплекс будут относиться к тем отраслям, которые займут наибольшую долю в совокупном объеме выручки в экономике Нижегородской области. Согласно стратегии в секторе 1Т-технологии выручка могла бы вырасти с 3193 млн. руб. в 2005 г. до 32 307 млн. руб. в 2020 г., что, несомненно, положительно скажется на региональном бюджете. Несмотря на кризисные явления такой рост весьма вероятен при реалистичном сценарии развития, поскольку данные статистики показывают, что если в 2003 году вычислительную технику использовали только 77,9% организаций, то 2013 году уже 96,9% организаций. Еще более внушительным является рост применения информационных технологий и Интернета: 2003 г. - 41,5% и 2014 - 93,4 .

Создание механизмов поддержки инноваций в сфере 1Т

Необходимость создания действенных механизмов поддержки инновационных процессов вызвана потребностями научно-образовательного комплекса, на базе которого создаются условия для инновационной активности в сфере 1Т. В настоящее время в регионе существует значительный потенциал в науке и образовании. Выполнением научных исследований и разработок занимаются 88 организаций, в том числе: 52 научно-исследовательских института (НИИ) и организации, основным видом деятельности которых являются научные исследования и разработки; 17 организаций обрабатывающих производств; 14 вузов; 5 организаций других видов экономической деятельности, имеющих подразделения, осуществляющие научные исследования и разработки. Научные исследования и разработки выполняют более 38 тысяч человек3.

Основную роль в создании механизмов поддержки инноваций и координации работ в сфере 1Т играют государственные органы Нижегородской области. Их основные функции и особенности взаимодействия представлены на рис. 6.

Решающую роль в разработке стратегии развития инновационной активности играет Совет по науке и инновационной политике, который был создан 19 апреля 2010 года. Этот коллегиальный и совещательный орган был сформирован в целях обеспечения взаимодействия промышленных предприятий, научных организаций и органов исполнительной власти для проведения эффективной инновационной, научной и промышленной политики4. Основным исполнителем решений, принятых Советом, является региональное Министерство промышленности и инноваций.

1 Стратегия развития Нижегородской области на период до 2020 г. - http://minec.government-nnov.ru/?id=1678

2 http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/resources/e3621c804e5e0b968fcfcf3a7deadf49

3 http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/resources/69e9be8045d03a7ab6d2fee75978d42e

4 Нормативная правовая база инновационной деятельности Нижегородской области. - http://minprom.government-nnov.ru/ ?id=16353

Координация деятельности в области инновационного развития - Совет при Губернаторе Нижегородской области по науке и инновационной политике. Возглавляет Совет губернатор области.

Координация профильных ведомств в составе Правительства Нижегородской области, отвечающих на инновационное развитие. Координирует первый зам. Председателя Правительства области

Уполномоченный орган в сфере инновационного развития -Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление промышленной и инновационной политики в составе Министерства промышленности и инноваций Нижегородской области

ПРОФИЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА и ВЕДОМСТВА

Создание и развитие инновационной инфраструктуры Министерство инвестиционной политики. Министерство инф. технологий и связи. Департамент внешних связей

Поддержка малых инновационных предприятий

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг

Кадровое обеспечение инновационной деятельности -Министерство образования и науки

Рисунок 6.

Процесс управления инновационным развитием 1Т-сферы в Нижегородской области

В ходе реализации данной схемы на территории области появилась реально действующая инновационная инфраструктура, позволившая охватить все этапы инновационной активности - от возникновения идеи до внедрения. Это позволяет сформировать эффективно функционирующие элементы различных 1Т-кластеров, включая и малые инновационные предприятия, созданные при вузах и научных учреждениях. Для предприятий ставка по налогу на прибыль может быть снижена до 4,5% в зависимости от удельного веса выручки, которая была получена от реализации приоритетного инновационного проекта, и в общей сумме выручки от реализации товаров. Среди других применяемых мер государственной поддержки можно указать следующие:

1. Финансирование инновационного проекта за счет средств областного бюджета;

2. Предоставление инвестиционного налогового кредита;

3. Предоставление государственных гарантий по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств;

4. Частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, которые привлекаются для реализации приоритетных инновационных проектов;

5. Освобождение от арендной платы за земельные участки, которые используются для реализации приоритетного инновационного проекта, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет.

Важную роль, особенно на стадиях посева и становления, играет система грантов. Так, ежегодно в 2009-2013 гг. на выплаты грантов предусматривалось до 30 млн. рублей (25 млн. руб. из бюджета Фонда). Предельный размер гранта не может превышать более 200 000 рублей1. Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области проводит ежегодный конкурсный отбор инновационных проектов. Цель конкурса - отбор и присвоение проектам статуса приоритетных, а также оказание мер государственной поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от 14.02.2006г. № 4-З «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области».

1 Нормативная правовая база инновационной деятельности Нижегородской области. - http://minprom.government-nnov.ru/ ?id=16353

Результаты

Всего за 9 лет работы процедуры Инвестиционного совета прошли 9850 инвестиционных проектов. Суммарный объем инвестиций по проектам составит порядка 2,9 трлн. руб., планируется создание около 248 тыс. новых современных рабочих мест. Статус приоритетного был присвоен 84 проектам на общую сумму 386,12 млрд. рублей. Наибольшие объемы инвестиций по решению Совета были предусмотрены в открытый технопарк «Опора» (г. Саров), «IT-парк Анку-диновка», Инновационно-технологический центр (ИТЦ) Нижегородского госуниверситета им.Н.И. Лобачевского, Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор (НИБИ), Технопарк Нижегородский научный центр РАН, Региональный центр наноиндустрии, Региональный венчурный фонд, Нижегородский научно-информационный центр и др.

Так, в технопарк «Опора» (член Международной ассоциации технопарков (IASP). Резиденты: Intel, Nokia Siemens Networks, МТС, Интеллект Телеком и др.) было привлечено 1 млрд. долларов, из них: 0,5 млрд. долларов -средства федерального бюджета РФ и региона; 0,5 млрд. долларов - средства частных инвесторов. В «IT-парк Анку-диновка», в соответствии с утвержденными программами до 2014 года вкладывается ещё порядка 3,6 млрд. руб.1

За счет формирования IT-кластеров происходит улучшение социально-экономической ситуации: обеспечение высоких темпов экономического роста, создание новых рабочих мест, развитие приоритетных отраслей. Только в результате деятельности бизнес-инкубатора и «IT-парк Анкудиновка» к 2016 году по прогнозам Правительства области должно быть создано порядка 1860 рабочих мест, привлечено и размещено на площадях инкубатора порядка 100 малых инновационных компаний. Средняя выработка на резидента составит около 37,6 млн. руб. Ожидается рост ежегодных налоговых поступлений до 580 млн. руб. И эти показатели реальны2. Об этом свидетельствуют темпы роста основных показателей. Ниже в табл. 4 и на рис.7 приведены показатели компаний резидентов двух бизнес-инкубаторов, специализирующихся в области высоких технологий и в частности в IT -сфере.

Таблица 4

Показатели деятельности компаний-резидентов ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» и компаний-резидентов бизнес-инкубатора и «IT-парка Анкудиновка»

№ п/п Наименование показателя 2011 год 2012 год

1. Объём продаж, тыс. руб. 10 201 37 317

2. Налоги и платежи во внебюджетные фонды, тыс. руб. 3152 4845

3. Персонал, чел. 66 111

4. Средняя заработная плата, тыс. руб. 15 15

5. Количество компаний, размещенных в отчётный период, шт. 20 27

На рис. 7. представлена информация о динамике роста налогов и платежей, которая наглядно показывает доста-

« „3

точно высокую активность инновационных предприятий в кризисный и посткризисный периоды .

Изложенные подходы по поддержке инновационных процессов дали положительный эффект в кризисных и посткризисных ситуациях. Так, количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки, сократившееся в 2009 до 90, вновь увеличилось до 96 в 2013 году, хотя и не достигло численности 2007 года - 1074. Однако число малых инновационных предприятий при вузах возросло за тот же период на 20%, что свидетельствует об их высокой жизнеспособности.

Налоги и платежи во внебюджетн!

тыс. руб.

9000 -

8000 -

7000 -

6000 5000 4000 3000 2000

Рисунок 7.

Сравнение динамики налоговых отчислений и платежей во внебюджетные фонды компаний-резидентов и компаний-выпускников ГУ «НИБИ».

1 Официальный сайт Министерства промышленности и инноваций Нижегородской области - Шр://ттргот^оуегптегЛ-

nnov.ru/ 1Ш;р://ттргот^оуегптеП;-ппоу.ги/?111=16641

2

Отчет о выполнении государственных услуг ГУ «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор» в соответствии с утвержденным государственным заданием на 2012 год. - http://minprom.government-nnov.ru/?id=16361

3 Там же.

4 Официальный сайт Нижегородкомстата. - http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/resources/69e9be8045d03a 7ab6d2fee75978d42e

Показатели инновационной активности в 1Т-сфере, также указывают на возрастание удельного веса организаций, осуществляющих инновации, удельного веса инновационных товаров, увеличение затрат на технологические инновации1.

Таблица 5

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработок

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, в % 5,3 6,0 14,1 14,2 12,2

Отгружено инновационные товары, млн. руб. в том числе, работы, услуги 4123,6 3687,1 21 953,2 19 569,9 23 154,5

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, в процентах 9,0 7,9 21,6 19,7 23,1

Затраты на технологические инновации, млн. руб. 2772,5 1965,0 15 563,0 18 224,4 18 022,9

4. Выводы

Как показали исследования, в региональной экономике несмотря на кризисные явления имеются: достаточно устойчивый рынок 1Т-сферы, обусловленный, в том числе, заказами растущей оборонной промышленности, вполне реальные и потенциальные источники инноваций, а также эффективная поддержка государственных органов. Всё это может рассматриваться в качестве основных движущих сил развития 1Т-сферы, существенно повышающей конкурентоспособность и социально-экономическую стабильность региона.

В то же время мировая конъюнктура динамично меняется. Поэтому, учитывая отечественный и зарубежный опыт, для повышения конкурентоспособности 1Т-сферы предлагается ряд мер.

Для технопарков, являющихся ключевыми элементами 1Т-кластеров, следует проводить сбалансированную политику льгот по отношению к предприятиям на своей территории, которая учитывает:

• Высокотехнологичность и наукоемкость выпускаемой продукции,

• Конкурентоспособность,

• Экспортный потенциал,

• Участие зарубежных инвесторов,

• Ожидаемый темп роста рентабельности рынка.

Эту политику целесообразно сочетать с преференциями, которые могут заключаться в следующем:

• Компании, подтвердившие высокотехнологичный статус или имеющие иностранные инвестиции, могут вернуть в производство 15% выплаченных налогов,

• Производственные компании с периодом производства более 10 лет и иностранным капиталом в первые два года после получения прибыли освобождаются от налогов, а с 3-го по 5-й год выплачивают половину налогов.

1 Официальный сайт Нижегородкомстата. - http://nizhstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/nizhstat/resources/69e9be8045d03a 7ab6d2fee75978d42e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.