Научная статья на тему 'ИТ-консалтинг в структуре конкурентного поведения субъектов e-Learning'

ИТ-консалтинг в структуре конкурентного поведения субъектов e-Learning Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИТ-КОНСАЛТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / IT CONSULTING / E-LEARNING / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубина Эрика Юрьевна

Сегодня, в условиях мирового экономического кризиса становятся все более популярными услуги консалтинговых компаний, особенно услуги ИТ-консалтинга. Одной из сфер, где существует значительный спрос на такие услуги, является e-Learning. ИТ-консалтинговые компании оказывают услуги тренинговым компаниям и университетам, у которых есть программы и курсы в среде e-Learning. ИТ-консалтинговые компании помогают сделать более эффективным использование уже существующих технологий и внедрять новые технологии. Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности субъектов рынка e-Learning с помощью ИТ-консалтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-consulting in a structure of e-Learning market operators competitive behavior

Nowadays the services of management consulting agencies become more and more popular, especially the IT-consulting services. One of the spheres where IT-consulting is widely used is e-Learning. The article describes how the operators of e-Learning market raise their competitiveness by means of IT-consulting.

Текст научной работы на тему «ИТ-консалтинг в структуре конкурентного поведения субъектов e-Learning»

и мультимедийного общения и составляет ния, стремящегося использовать техничес-

в целом информационную образователь- кие инновации для достижения фундамен-

ную среду современного учебного заведе- тальных целей образования.

KRUKOVD. ELECTRONIC UNIVERSITY: VISUALISATION OF PRESENCE EFFECT

The article is devoted to the questions of creation and introduction of the information-educational environment at the institution of higher education. New approaches to use the informational technologies in educational process are considered.

Keywords: information-educational environment, educational quality system, information technologies.

Э.Ю. РУБИНА, канд. экон. наук Московская финансовопромышленная академия

ИТ-консалтинг в структуре конкурентного поведения субъектов e-Leaгning

Сегодня, в условиях мирового экономического кризиса становятся все более популярными услуги консалтинговых компаний, особенно услуги ИТ-консалтинга. Одной из сфер, где существует значительный спрос на такие услуги, является e-Learning.

ИТ-консалтинговые компании оказывают услуги тренинговым компаниям и университетам, у которых есть программы и курсы в среде e-Learnmg. ИТ -консалтинговые компании помогают сделать более эффективным использование уже существующих технологий и внедрять новые технологии. Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности субъектов рынка е^еагтщ с помощью ИТ -консалтинга.

Ключевые слова: образование, e-Learning, ИТ-консалтинг, конкурентоспособность.

В настоящее время обычным явлением стали постоянные и довольно существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов. Субъекты рынка, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Однако у фирм и организаций подчас не хватает внутренних ресурсов для своевременной и адекватной разработки плана реагирования на происходящие изменения. В таких условиях может выжить только компания, менеджмент которой настойчиво ищет способы адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Такая весьма непростая ситуация делает целесообразным обращение к помощи квалифицированного консультанта или компании, специализирующейся на предоставлении консалтинговых услуг.

Наиболее быстро изменяющейся сферой бизнеса в настоящее время являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), способствующие инновационному развитию рынков. Это выражается в первую очередь в увеличении спроса на услуги консалтинговых компаний в области информационных технологий, то есть на ИТ-консалтинг. ИТ-консалтингом можно назвать консалтинговые услуги, которые приобретаются ИТ-департаментом компании и ориентированы прежде всего на развитие ИТ-инфраструктуры.

Содержание ИТ-консалтинга составляет подготовка рекомендаций и предложений по позитивным изменениям в области бизнеса, связанным с внедрением или усовершенствованием на основе применения информационных технологий таких сторон деятельности компании, как планирование,

учет, контроль, регулирование других процессов. Исходя из этого базовыми функциями ИТ-консалтинга являются рекомендации по текущему состоянию информационных систем и ИТ-инфраструктуры предприятия, формирование и разработка ИТ-стратегии, оценка эффективности использования информационных систем, разработка концепции обеспечения информационной безопасности предприятия. В крупных консалтинговых проектах содержатся такие этапы, как разработка технических требований к информационным системам, проведение конкурсов и тендеров по выбору информационных систем, оценка существующего уровня автоматизации предприятия.

Одним из бурно развивающихся направлений ИТ-консалтинга являются проекты в сфере образования. Эта перспективная область деятельности субъектов консалтингового предпринимательства возникла относительно недавно и связана с развитием новых образовательных технологий, объединенных названием е-Learning.

На рынке e-Learning существуют следующие виды организаций, предлагающих обучение с применением ИКТ:

- высшие учебные заведения;

- тренинговые компании, предлагающие курсы по определенным тематикам;

- компании, разрабатывающие собственные курсы для обучения своих сотрудников.

Электронное обучение представляет собой, на наш взгляд, не набор определенных технологических решений для образовательных процессов, а новую форму образовательного процесса, которая формируется в связи с применением в образовании технологий Hi-tech [1]. Например, при преподавании курса менеждмента преподавателю надо не только владеть теми технологиями, которые он использует в обучении, но и знать методики преподавания на базе этих технологий.

Сегодня все больше организаций осознают преимущества электронного обуче-

ния и начинают предлагать курсы и программы обучения в электронной среде обучения. С одной стороны, в условиях сокращения средств, выделяемых на обучение, применение ИКТ позволяет компаниям эффективно решать задачи повышения квалификации при гораздо меньших затратах. С другой стороны, в силу динамичности современной жизни обеспечение присутствия учащихся в аудитории в определенном месте в определенное время затруднено. Обучение и повышение квалификации для многих людей становится гораздо доступнее, если они могут подключаться к процессу обучения в то время и в том месте, которое представляется для них наиболее удобным.

Порой компания или университет, желающие создать или уже создавшие подобные образовательные продукты, сталкиваются с целым рядом проблем. Часть из них связана с использованием ИКТ, например, с выбором ИТ-платформы или технологических инструментов е-Ьеагшгщ, с изменением уже используемой ИТ-платформы или программ для более эффективной работы с ними, с улучшением ИТ-инфра-структуры компании в целом и др. В этот момент и возникает необходимость обращения к услугам ИТ-консалтинговых компаний.

Основными направлениями деятельности консалтинговых компаний в сфере электронного обучения являются следующие:

• анализ текущего состояния ИТ-платформ для электронного обучения;

• анализ инфраструктуры информационных технологий в организации-клиенте;

• анализ существующих в организации-клиенте ИТ-платформ для электронного обучения как части инфрастуктуры информационных технологий;

• формирование и разработка для организации-клиента ИТ-решения применительно к е-Ьеагп1п§;

• консультирование по вопросам применения в организации-клиенте систем информационной безопасности;

• внедрение в организации-клиенте систем информационной безопасности;

• обучение сотрудников организации-клиента использованию рекомендованных ИТ-платформ и др.

Как видно из списка, услуги ИТ-кон-салтинга для сферы е-Ьеагп1п§ носят комбинированный характер [2, с. 14-15].

В сфере е-Ьеагп1п§ ИТ-консультанты предлагают как шаблонные, так и нешаблонные услуги [2, с. 109-110]. Шаблонная услуга заключается в предоставлении рекомендаций по использованию существующих ИТ-платформ, средств связи, графических дизайнеров, которые применяются при создании мультимедийных курсов как для университетов и компаний, конструирующих собственные курсы, так и для компаний, создающих курсы в среде е-Ьеагп1п§. Нешаблонная услуга в сфере е-Ьеагп1п§ представляет собой разработку для организаций-клиентов специального программного обеспечения для создания и преподавания курсов в среде е-Ьеагп1п§.

Обеспечение конкурентоспособности субъектов рынка е-Ьеагп1п§ осуществляется в процессе проведения ими конкурентных действий. В результате конкуренции происходит не только формирование наиболее адекватных форм взаимодействия покупателей и продавцов услуг в сфере е-Ьеагп1п§, но и упорядочение самой системы е-Ьеагп1п§ как важного сегмента образования, становление организационных, управленческих, содержательных, технологических стандартов и регламентов системы [3]. Поэтому конкуренция на рынке е-Ьеагп1п§ - это и ключевой поведенческий феномен, один из способов материализации выявленной А. Смитом «невидимой руки », которая управляет рынком образовательных услуг, но вместе с тем и инструмент координации действий участников этого рынка, стремящихся к созданию и удержанию конкурентных преимуществ внутри упорядоченной системы.

Рассмотрение проблемы конкурентоспособности субъектов рынка образования

в связи с их конкурентным поведением [4] делает возможным более предметное изучение вопроса о конкурентных преимуще-ствахи конкурентных недостатках субъектов рынка образования. При этом необходимо исходить из представления о конкуренции на рынке образовательных услуг как о процессе взаимодействия таких его участников, как образовательные учреждения и тренинговые компании, в ходе которого они приобретают конкурентные преимущества и избавляются от конкурентных недостатков. Благодаря этому данные субъекты рынка развивают способность к осуществлению конкурентных действий, т.е. формируют, поддерживают и укрепляют конкурентоспособность.

Конкурентные преимущества субъекта рынка образования представляют собой более высокие достижения в избранных направлениях и типах образовательной деятельности на рынке образовательных услуг по сравнению с достижениями соперников, признаваемые внешним окружением данной компании. Конкурентные преимущества выступают одновременно и как цели конкурентного соперничества субъектов рынка образования, и как инструменты такого соперничества. Конкурентные недостатки субъекта рынка услуг в сфере е-Ьеагп1п§ имеют прямо противоположный смысл.

Таким образом, понятие «конкурентоспособность образовательного учреждения» можно определить как способность определенной организации к осуществлению конкурентных действий, в ходе которых происходит приращение конкурентных преимуществ и избавление от конкурентных недостатков.

Понятие “конкурентоспособность образовательного учреждения” непосредственно связано с понятием “конкурентоспособность объекта образования” (услуги, оказываемой субъектом). Конкурентоспособность образовательной услуги — это способность данной услуги соперничать, успешно существовать на рынке наравне с услугами-конкурентами, удовлетворяя

требованиям определенной части потребителей на данном рынке. Конкурентоспособность образовательной услуги на рынке е-Ьеагп1п§ основывается на конкурентоспособности интеллектуального продукта, являющегося её “материальным” носителем.

Конкурентоспособность образовательной услуги является базой конкурентоспособности субъекта рынка образования. Услуги е-Ьеагп1п§ с низким уровнем конкурентоспособности понижают конкурентную устойчивость образовательного учреждения. Образовательное учреждение не может быть определено как конкурентоспособное, если на его услуги снижается потребительский спрос.

Уровень конкурентоспособности самой предлагаемой услуги зависит от институциональной составляющей. К примеру, степень конкурентоспособности образовательной услуги и интеллектуального продукта, лежащего в его основе, зависит от степени конкурентоспособности преподавателей, осуществляющих данную услугу, прежде всего - от сравнительных характеристикихпро-фессиональной компетентности и результативности ее реализации (рис. 1).

Для понимания степени конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке е-Ьеагп1п§ необходимо проанализировать ее потенциал - экономический, организационный, научнотехнический, ресурсный, -обеспечивающий возможность удерживать или расширять занимаемую долю рынка в условиях конкурентного соперничества. В процессе конкуренции этот потенциал может превратиться в конкурентные преимущества или обусловить конкурентные недостатки субъекта рынка образования.

На формирование этого

потенциала влияют две группы факторов. К первой можно отнести факторы, связанные с “вещественными” результатами деятельности субъекта рынка образования, например: количество студентов, обучающихся в организации, стоимость предлагаемых образовательным учреждением программ и курсов, совокупный доход организации. Ко второй группе относятся факторы, связанные с интеллектуальным капиталом субъекта рынка образования, например: организационная структура компании, квалификация преподавателей, опыт руководящего персонала, имидж, деловая репутация, известность на рынке и так далее. В отличие от предыдущей группы факторов, эти показатели, как правило, оцениваются субъективно.

Под интеллектуальным капиталом субъекта консалтингового предпринимательства понимается совокупность человеческого капитала организации, её организационной структуры, электронных сетей и баз данных, систем связи организации со студентами (клиентами), нематериальных

Степень конкурентоспособности субъектов е-Ьеаті^

Конкурентные преимущества и недостатки

Степень конкурентоспособности услуг, производимых учебным заведением

Степень конкурентоспособности интеллектуального продукта

Степень конкурентоспособности преподавателей и сотрудников

Рис. 1. Продуктовая и компетентностная основы конкурентоспособности субъекта рынка е-Ьеагпігщ

активов, которыми она владеет (патенты, лицензии, ноу-хау, торговые марки и т.д.). Таким образом, в структуре интеллектуального капитала можно выделить три составляющие: человеческий, организационный и студенческий (клиентский) капиталы. Человеческому капиталу соответствует индивидуальная компетентность персонала, организационному - внутренняя структура, студенческому (клиентскому) -внешняя структура. Все составляющие интеллектуального капитала взаимодействуют друг с другом.

Человеческий капитал субъекта рынка е-Ьеагп1п§ - это коллектив, обладающий определенным запасом накопленных знаний, навыков, умений, творческих и интеллектуальных способностей, мобильностью, взаимозаменяемостью работников, дающей возможность выполнять поставленные задачи быстро и качественно. Коллектив сотрудников - неотъемлемая часть организации. Каждый из сотрудников, входящих в коллектив, обладает своей определенной конкурентоспособностью, а следовательно, и своими собственными конкурентными преимуществами и конкурентными недостатками.

Индивидуальные конкурентные преимущества персонала, в том числе преподавателей, можно условно разделять на наследственные и приобретенные. К наследственным конкурентным преимуществам персонала субъекта рынка е-Ьеагп1п§ целесообразно отнести способности (одаренность, талант, пригодность к данному виду деятельности), темперамент, физические данные. Приобретенные конкурентные преимущества характеризуют следующие качества: интеллигентность и культура, целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива), характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам), эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость, реакция на окружение и др.), организованность, возраст и др. [5].

Организационный капитал субъекта рынка е-Ьеагп1п§ — это нематериальные активы, организационная структура, корпоративная культура, технологии, в частности информационные технологии, системы управления, то есть все то, что имеет отношение к организации в целом и делает возможной ее работу.

Организационный капитал субъекта рынка е-Ьеагп1п§, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы. К первой относится всё, что может быть использовано вне организации, создавшей нематериальные активы (например, патенты, лицензии, товарные знаки). Составляющие этой подгруппы могут быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи. Ко второй подгруппе относится то, что не может быть использовано вне базовой организации (например, корпоративная культура, система управления, организационная структура). Эти элементы деятельности уникальны для каждой организации и могут принадлежать только одному субъекту консалтингового предпринимательства.

Студенческий (клиентский) капитал субъекта рынка е-Ьеагп1п§ (потребительский капитал или капитал взаимодействий)

- это отношения организации со студентами - потребителями её услуг. Сюда относятся: торговая марка, бренд, имидж на рынке, информация о студентах (клиентах), связи со студентами (клиентами), технологии по привлечению и удержанию студентов (клиентской сети). Значимость студенческого (клиентского) капитала заключается в том, что он обеспечивает организации конкурентное преимущество во внешней среде.

Особенности конкуренции на рынке образовательных услуг, в частности на российском, обусловливают и особенности конкурентного поведения субъектов рынка е-Ьеагп1п§.

Из вышеназванных особенностей вытекают способы повышения уровня конкурентоспособности субъектов рынка е-

Learning. Один из таких способов и состоит в том, что организации на рынке eLearning повышают свою конкурентоспособность с помощью услуг ИТ-консалтин-га. Так, например, при возникновении сложностей в технологической сфере образовательное учреждение, чтобы не потерять клиентов и продолжить свою деятельность, обращается за помощью к компании из сферы ИТ-консалтинга, решая таким образом свои проблемы и одновременно повышая уровень своей конкурентоспособности.

Литература

1. См.: Становление институтов общественно-профессиональной оценки качества образования: монография. М.: Маркет ДС, 2007. С. 213.

2. Рубина Э.Ю. Конкурентное поведение субъектов консалтинга. М.: Маркет ДС, 2009.

3. См.: Рубин Ю. Е-Learning в России: от хао-

са к глубокому укоренению // Высшее образование в России. 2006. № 3; Болотов В. Оценка качества e-learning в России // Высшее образование в России. 2007. № 1; Рубин Ю. Е-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе // Высшее образование в России. 2007. № 11; Рубин Ю. Е-Learning как предпосылка становления интегрированного обучения на российском рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2008. № 6.

4. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпри-

нимательской конкуренции. М.: Маркет ДС, 2006. С. 109.

5. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конку-

рентоспособность. М.: Экономика, 2005. С. 50.

RUBINA E. IT-CONSULTING IN A STRUCTURE OF E-LEARNING MARKET OPERATORS COMPETITIVE BEHAVIOR

Nowadays the services of management consulting agencies become more and more popular, especially the IT-consulting services. One of the spheres where IT-consulting is widely used is e-Learning. The article describes how the operators of e-Learning market raise their competitiveness by means of IT-consulting.

Keywords: IT consulting, e-Learning, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.