Научная статья на тему 'Историзм и новаторство в творчестве Сергея Михайловича калугина'

Историзм и новаторство в творчестве Сергея Михайловича калугина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокофьева И.А.

Выявлены основные аспекты профессиональной деятельности С.М. Калугина, подробно рассмотрены основные объекты мастера: Сандуновские бани, Петровский пассаж, доходные дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историзм и новаторство в творчестве Сергея Михайловича калугина»

|и

I

УДК 711.3

И.А. ПРОКОФЬЕВА, канд. архитектуры, Московский архитектурный институт (Государственная академия)

Историзм и новаторство в творчестве Сергея Михайловича Калугина

Выявлены основные аспекты профессиональной деятельности С.М. Калугина, подробно рассмотрены основные объекты мастера: Сандуновские бани, Петровский пассаж, доходные дома.

Ключевые слова: пространство, конструкции, пассаж, доходный дом.

Сергей Михайлович Калугин (08.02.1867 - дата не известна) - выдающийся мастер конца XIX - начала ХХ в. работал совместно с архитектором Б.В. Фрейденбергом и инженером В.Г. Шуховым. Наиболее известными его проектами стали такие сооружения, как Сандуновские бани и Петровский пассаж в Москве. Оба объекта сочетают новаторскую внутреннюю структуру с богатой отделкой фасадов и особенно интерьеров. К наименее известным работам автора относится реконструкция усадьбы Середниково в Подмосковье и девять доходных домов в Москве.

Архитектурная деятельность С.М. Калугина неразрывно связана с жизнью Веры Ивановны Фирсановой (1862-1934), дочери известного купца И.Г. Фирсанова, крупной московской домовладелицы, предпринимательницы и мецената. Он участвовал практически во всех ее архитектурных проектах и реконструкциях.

Первыми реализованными объектами совсем еще юного архитектора стали небольшие сооружения на станции Фирсановка. В 1893 г. по ходатайству В.И. Фирсановой Николаевской железной дорогой близ усадьбы Середниково был открыт полустанок Фирсановка, вокруг которого быстро вырос дачный поселок. За свой счет Фирсанова по проекту С.М. Калугина поставила красивый, с готическими башенками кассовый павильон, служебное здание и невдалеке больницу. Из Фирсановки в Середниково проложили дорогу. Открылось удобное сообщение с Москвой. По проекту С.М. Калугина в усадьбе Середниково построена белокаменная лестница-пандус от Главного дома к Нижнему пруду (рис. 1). С.М. Калугин занимался реставрацией и реконструкцией интерьеров усадьбы Середниково в стиле классицизма.

Первый опыт профессиональной деятельности был решающим в судьбе юного талантливого архитектора. В.И. Фирсанова, владеющая значительными участками в самом центре Москвы, стала для С.М. Калугина постоянным заказчиком и покровителем. Наиболее известным общим делом стало воссоздание знаменитых Сандуновских бань. Эти бани были построены еще в XIX в. Бани были лучшими в Москве, горожане их любили и охотно посещали. Сандуны сменили немало хозяев. В конечном итоге они по наследству перешли к В.И. Фирсановой. В 1890 г. Фирсанова продала бани своему мужу А.Н. Ганецкому, который решает сломать существующие бани и построить новые, лучшие из всех до этого построенных бань в России. А.Н. Га-нецкий объехал лучшие бани от Турции до Ирландии,

пригласил известного архитектора Б.В. Фрейденберга, и в 1894 г. на месте старых бань начал строиться дворец с мраморными залами, малахитовыми каминами и росписями на стенах и потолке [1]. Однако в самом начале работы из-за разногласий между А.Н. Ганецким и Б.В. Фрейденбергом известный архитектор оставляет строительство и покидает Москву. С.М. Калугин, которому до этого отводилась роль второго архитектора, возглавил строительство. Ему было поручено соединить в одном ансамбле мировой опыт строительства подобных сооружений.

В 1896 г. строительство комплекса Сандуновских бань в основном было завершено (совр. домовл. 14 по ул. Неглинной, стр. 1, 2, 4-7). Комплекс включал 3-этажный дом (совр. стр. 1, рис.2), в котором размещались конторы, номера, сдаваемые квартиры и магазин нот и музыкальных инструментов. Строение выполнено по проекту Б.В. Фрейденбер-га, надзор осуществлял С.М. Калугин. Изучая это сооружение, можно отметить, что монументальные формы пышного венского модерна придали европейский колорит ул. Неглинной.

Трехэтажное здание (совр. стр. 4), стоящее по другую сторону внутреннего проезда, продолжает в умеренной манере парадные мотивы, заданные Б.В. Фрейденбергом. Используя симметрию и строгие классицистические мотивы, С.М. Калугин придал камерную атмосферу скромному пространству проезда. На третьем этаже этого здания размещались квартиры служащих бань, а на первых двух - различные по стоимости разряды, в том числе мужские бани, рассчитанные на 100 чел. имели библиотеку, как в римских термах; парикмахерскую; камин; комнату отдыха для некурящих - турецкий зал; просторную мыльную; две парные - ирландскую и русскую и большой бассейн (12x6 м). Устройство крытого бассейна со свето-прозрачным покрытием сделало Сандуны банями мирового уровня. На втором этаже центральной части здания находились общественные мужские и женские бани, рассчитанные на 140 и 110 чел. соответственно. Они отличались от дорогого разряда более простой мебелью в раздевальне и большей вместительностью. При мужских банях был построен обширный бассейн на открытом воздухе во дворике, окруженном высокими каменными стенами. Здания (совр. стр. 5-7) предназначались для размещения электрической и насосной станций, котельной, водонапорных баков и другого инженерного оборудования. Прачечная (совр. стр. 3) была построена в 1897 г. Фасады и интерье-

ц м

■I

Рис. 1. Лестница-пандус в усадьбе Серед-никово (Московская обл.)

Рис. 2. Здание Сандуновских бань по ул. Неглинной (арх. Б.В. Фрейденберг)

Рис. 3. Сандуновские бани. Интерьер (арх. С.М. Калугин)

ры описанных здании выполнены в стиле эклектики, использующей мотивы различных архитектурных стилей: барокко (рис. 3); мавританского (стр. 2, рис. 4, а); классицизма, ренессанса, готики (рис. 4, б, в), рококо (стр. 4); кирпичного, так называемого фабричного стиля (стр. 5-7, рис. 5). С.М. Калугин пользовался большой свободой и в этом объекте соединил множество исторических стилей. Контраст, на котором построен весь комплекс Сандунов, проявляется и в деталях. В каждом отдельном интерьере или здании выявлены посредством масштаба, ритма, цвета доминирующие элементы, контрастные формы. Автор максимально использует возможности каждого строительного или отделочного материала. В отделке помещений бань использовались материалы, в основном завезенные из Европы - норвежский и итальянский мрамор; кафель и плитка из Англии, Германии, Швейцарии. Если говорить об эклектике, то это понятие можно применить к данному объекту значительно шире, чем общепринято. Эклектика коснулась не только пышного декора и отделки, но и функции. С.М. Калугин оформил и реализовал эклектичные идеи Ганецкого и Фирсановой и создал целый комплекс разнородных по функциональному и исто-рико-стилистическому назначению сооружений, связав их в единый ансамбль.

Архитектурно-образное решение Сандунов напоминает замок с высокими крепостными стенами, башнями, множеством блокированных или отдельно стоящих корпусов и системой двориков. В отделке фасадов большей части зданий архитектор использует один общий прием «кирпичный стиль»: на фоне красного кирпича выделяется белый декор, выполненный также из кирпича. Арсенал декоративных элементов поражает своим разнообразием. Окна, обрамленные белыми наличниками, фризы и

карнизы со сложным орнаментом, фронтоны, стрельчатые арки, форма которых подчеркнута белым богатым декором, - все это благодаря контрастному цветовому решению эффектно выделяет комплекс из окружающей застройки.

Заказ для молодого архитектора был сложным, так как приходилось решать множество технических задач и работать с московскими и петербургскими техниками, инженерами. Инженерные системы Сандуновских бань были уникальны для того времени. Для получения чистой воды специально для бань был проложен водопровод от Бабьегорской плотины, находившейся в районе современной фабрики «Красный Октябрь», а в банях установлены фильтры американского производства. Помимо своего водопровода вода бралась также из городского, а для получения особо чистой воды на территории бань был вырыт артезианский колодец глубиной более 200 м. Для нагрева воды использовались три котла общей емкостью 150 м3, нагреваемые при помощи мазута (использование угля из-за опасности распространения пыли по территории бань было признано нежелательным). Устроенная особым образом вентиляция всех помещений бань обеспечивала двукратную смену объема воздуха в час. Освещение в банях во избежание копоти было электрическим и обеспечивалось 1 тыс. 16-ватных лампочек, которые питались от собственной электростанции фирмы «Сименс», построенной во дворе бань.

С.М. Калугин в комплексе Сандуны проектировал жилые корпуса, бани различных разрядов, два бассейна, ресторан (рис. 6), электростанцию, систему водопровода и освещения. Можно отметить, что он, изучив мировой опыт строительства подобных сооружений и комплексов, приобрел колоссальный опыт в архитектурной практике.

Рис. 4. Сандуновские бани: а — Мавританский дворик. Фото начала ХХ в.; б — готическая раздевальня. Фото начала ХХв.; в — готическая раздевальня (фото автора)

--Ж чпшццп в '

СТРОИТЕЛЬСТВО

Рис. 5. Сандуновские бани: а — фасад со стороны Сандуновского пер.; б — внутренний двор; в — здание котельной

Наименее известные работы архитектора - частные жилые дома, предназначенные для сдачи в наем. Доходные дома как архитектурный тип сооружений получили широкое распространение во второй половине XIX в. Один из первых доходных домов был построен в Москве в 1840 г. Во второй половине XIX в. этот тип вытеснил из центра города традиционную усадьбу, представлявшую основную застройку города. С.М. Калугин построил в Москве девять доходных домов. Доходный дом полковника В.К. Тишенинова (рис. 7), построенный по проекту С.М. Калугина в 1899 г., -это четырехэтажный блокированный дом, расположенный на угловом участке четко по красным линиям застройки. Первый этаж был отведен под магазины, имеющие выходы на Арбат. Фасады имели одинаковые ряды небольших окон и скромные декоративные элементы. Рационализм и экономичность - основные принципы проектирования этого доходного дома.

В 1904 г. С.М. Калугин строит доходный дом В.И. Фирсановой (рис. 8). Как и другие совместные проекты, он отличается масштабом и богатой отделкой фасадов и особенно интерьеров. В нем кроме квартир, сдаваемых в наем, размещались апартаменты самой заказчицы. Перед архитектором стояла задача спланировать максимально свободные и комфортные квартиры, которые группировались вокруг лестничных клеток - такая планировка получила название секционной. Парадные помещения - гостиные, столовые выходили окнами на улицу, а жилые комнаты смотрели окнами во двор. Дом Фирсановой имел электрическое освещение, водоснабжение и канализацию, водяное отопление, газовые плиты.

После удачного строительства Сандунов В.И. Фирсанова решила на другом принадлежащем ей участке в центре Москвы построить лучший европейский пассаж. Для этого она продала два участка земли в столице с принадлежащими ей домами; на вырученные деньги началось строительство нового магазина-пассажа. К этому времени в Москве было построено семь пассажей [2].

В те годы пассаж - новый тип общественного сооружения, основа которого протяженное торгово-пешеход-ное пространство со светопрозрачным покрытием. По-

строенные по западным образцам, московские пассажи быстро приобрели популярность и значительно обогатили как торговую, так и пешеходно-коммуникативную сеть центра города. Симметрия и регулярность, лежащие в основе архитектурно-планировочного решения пассажа, порождены господствовавшим в XIX в. мнением, что именно они придают парадность любому общественному сооружению [2].

В связи с тем, что в XIX в. во всех крупных европейских городах исторические центры уже были осознаны как культурная ценность, новое строительство для современных функций в главных городских районах не должно было нарушать особенности их застройки, а органически включиться в нее, сделать ее более целесообразной. Этой задаче отвечал именно пассаж. Объединяя две, а иногда и более, магистрали или площади, он представляет собой симметричную улицу, доступную только пешеходам и защищенную от непогоды. Фасады магазинов, выходящие в застекленный проход, симметричны и одинаковы на всем протяжении, что отличает пассаж от обычной коммерческой улицы.

Горожане называли пассаж «улицей, заключенной в стекло». Там можно было гулять, отдыхать в кафе или ресторане, делать покупки, назначать встречи с друзьями, просто укрыться от непогоды или использовать галерею пассажа для кратчайшего прохода от одного оживленного пункта к другому. В результате такой тип сооружения явился калейдоскопическим отражением всей полноты городской жизни.

С.М. Калугин, изучив европейский и отечественный опыт строительства этого типа сооружения, создал новое общественно-торговое пространство в самом центре Москвы. Петровский (Фирсановский) пассаж (1904-1906 гг.) относится к числу сооружений торговой архитектуры (рис. 9), в которых последовательно воплотились как композиционные, так и градостроительные принципы и особенности пассажа.

Участок, на котором расположен пассаж, имел форму неправильного четырехугольника; короткими сторонами он выходил на улицы Петровку и Неглинную; по продольным

Рис. 6. Сандуновские бани: а — бассейн; б — вход в ресторан Рис. 7. Доходный дом (Москва, ул. Арбат, д. 6)

сторонам, с севера и юга, его площадь ограничена соседними землевладениями. По материалам Историко-архитек-турного архива Москвы, с 1844 г. на этом участке находилась жилая застройка усадебного типа, являвшаяся частной собственностью. Владельцы участка часто менялись, территория застраивалась.

В 1903 г., когда В.И. Фирсанова решила приступить к строительству пассажа, на участке насчитывалось 27 объектов. Все они сдавались внаем. В марте 1903 г. В.И. Фирсанова просила Московскую городскую управу разрешить сломать все существующие в ее владении строения и возвести каменное трехэтажное торговое здание. К прошению были приложены детальные чертежи и два плана местности, подписанные архитектором С.М. Калугиным. Первоначально проект планировки Петровского пассажа был похож на Галерею Голицына и представлял собой два ряда магазинов с одним проходом посередине.

В мае 1903 г. С.М. Калугин предложил новый проект, по которому пассаж представлял собой три продольно ориентированных ряда торговых помещений с двумя широкими проходами между ними (рис. 10). Проходы имели покрытия в виде сплошных стеклянных цилиндрических сводов. Каждая из торговых линий соединялась с Петровкой и Неглинной улицами высокими арками входов, являвшимися основными элементами наружных фасадов здания. Сплошные капитальные стены здания ограничивали его объем с севера и юга. Уровень входов в пассаж со стороны ул. Петровка совпадал с уровнем первого этажа торговых линий (рис. 11). Со стороны Неглинной ул. в торговые линии вели две лестницы из вестибюлей цокольного этажа, который был устроен благодаря сильному понижению местности в восточной части землевладения [3].

Планировочная структура зоны торговых линий пассажа была основана на членении площади всех этажей составляющих ее корпусов поперечными капитальными стенами. Между ними в силу конструктивной необходимости проектом были предусмотрены системы пилонов, несущих междуэтажные перекрытия, которые, в свою очередь, обогатили интерьеры проходов мотивом колоннады. Вдоль верхних ярусов торговых линий были устроены открытые галереи, противоположные стороны которых соединялись между собой переходными мостиками. Все помещения открывались в проходы и на галереи проемами окон и дверей.

По проекту С.М. Калугина фасады пассажа по Петровке и Неглинной представляли собой симметричную композицию, в которой особенно акцентировались зоны главных входов. Они делили плоскость фасадов на три части. В центре каждого фасада на первом этаже проектировался дверной проем с полуциркульным завершением, обрам-

ленный порталом, а на втором этаже - окно с ордерным наличником. По первому этажу фасады были прорезаны большими витринными окнами, максимально сокращающими плоскость стены; со стороны Неглинной ул. над витринами был устроен дополнительный ряд двойных проемов, которые в сочетании с витринными окнами освещали интерьеры первого и цокольного этажей. По осям витринных окон на втором этаже проектировалось по два оконных проема, на третьем - три. Простенки между окнами декорировались пилястрами. По горизонтали фасады пассажа расчленялись междуэтажными тягами; над венчающим карнизом, между аттиками, завершающими композицию главных входов в пассаж, проектировался парапет.

В июне 1903 г. проект С.М.Калугина был утвержден Московской городской управой. Работы по возведению здания Петровского пассажа начались, как показывают документы, лишь весной 1904 г. [4, д. 7, л. 15] и завершились не позднее ноября 1906 г. [4, д. 8, л. 6].

Конструкции стеклянных цилиндрических сводов пассажа проектировал инженер В.Г. Шухов, который перед этим возглавлял разработку подобных конструкций в новом здании Верхних торговых рядов. В Петровском пассаже своды были сделаны на основе стянутых стальных дуг [5]. Кроме того, В.Г. Шухов предложил новое интересное решение: стеклянные секции в стальных рамах были наложены одна на другую (по принципу черепицы), так чтобы между ними проходил воздух для проветривания. Надежность этого решения была доказана годами. Исходя из опыта строительства более ранних пассажей было принято решение отапливать только пространства магазинов, проходы под стеклянной крышей даже в самые сильные морозы эффективно отапливать было невозможно.

Рис. 8. Доходный дом на ул. Пречистенка, д. 24

Рис. 9. Фасад Петровского пассажа по ул. Петровка

В процессе строительства пассажа проект С.М. Калугина корректировался. В результате ряда изменений в Петровском пассаже были увеличены площади торцевых объемов и соответственно глубина пространства главных входов в пассаж со стороны Петровки (рис. 11, а). Благодаря этому сократились размеры ближайших к ним помещений торговых корпусов, включая и подвальные. В средней части восточного торцевого объема появилась лестничная клетка, которой не было в проекте. Интерьеры северного корпуса в основном сохранили предусмотренное проектом единое пространство (рис. 11, б). Произошли изменения в планировке помещений подвала среднего и южного торговых корпусов: каждое из них было разделено поперечными капитальными стенами на три изолированных. В некоторых помещениях подвала появились лестницы, обеспечившие доступ в нижний уровень непосредственно из торговых залов первого этажа. В 1906 г., когда строительство было окончено, подвал состоял из трех отдельных блоков, расположенных под рядами магазинов первого этажа, соединявшихся между собой в трех местах переходами [3, д. 6, л. 5-10].

Помещения подвала были предназначены для склада товаров и освещались дневным светом через иллюминаторы, устроенные в уровне пола проходов первого этажа, расположенных прямо около магазинов. Все товары поднимались на специальных подъемниках по грузовым люкам, которые были расположены около лестничных клеток. Этот способ доставки товара в многоэтажных торговых зданиях уже был применен в других более ранних московских пассажах.

Позднее по желанию В.И. Фирсановой было решено увеличить пространство подвала для устройства там большого ресторана. По новому проекту, разработанному архитектором С.М. Калугиным и инженером М.Г. Гейслером и представленному в марте 1911 г. в Московскую городскую управу, для расширения территории подвала вся земля в подвале под проходами-пассажами вынималась, устраивались новые железобетонные междуэтажные перекрытия между новыми подвальными помещениями и пространствами проходов. Для доступа в помещения нижнего уровня предполагалось сделать два входа, не изменяя наружных фасадов здания [3, д. 2, л. 14], внутри пассажа. Кроме того, проектом предусматривалось устройство новых входов из первого этажа в подвальный через лестничные клетки боковых корпусов, в которых намечалось сделать дополнительные марши до уровня пола новых помещений подвала. Для освещения ресторана в дневное время в новых междуэтажных перекрытиях были устроены иллюминаторы (по аналогии освещения подвала в пассаже Верхних торговых рядов).

После того как в январе 1912 г. работы по переустройству подвала завершились, там открылся ресторан «Ришъ». Под ресторан была приспособлена не только вновь образовавшаяся площадь под проходами торговых линий, но также и значительная часть уже существовавших помещений подвального этажа под средним рядом магазинов. Таким образом, Петровский пассаж получил три уровня площадей, используемых для торговли и ресторана, что стало возможно только при высоком техническом уровне инженерных конструкций, так как уровень грунтовых вод между Петровкой и Неглинной был высоким.

Интерьеры пассажа решены в светлых тонах и имели многочисленные белые лепные украшения, на этом фоне контрастно выделялись черные чугунные решетки галерей и торшеры светильников. Светлое пространство проходов уступами расширялось кверху. Крытые улицы пассажа представляли собой сплошные симметричные ряды магазинов. Большие витрины и двери магазинов являлись элементами, задавшими масштаб первого этажа, заключенных в стекло улиц. Витрины второго этажа имели более скромные размеры. Тонкие ажурные решетки балкона и узкие оконные проемы третьего этажа как бы готовили зрителя к восприятию воздушной каркасной конструкции свода, завершающей всю композицию интерьера. Задуманная и осуществленная логика вертикального уменьшения масштаба создавала впечатление легкости и высоты. Контрастный переход от уличного фасада к архитектуре глубоко-

Рис. 10. Петровский пассаж: а — план; б — фасад; в — разрез

Рис. 11. Петровский пассаж: а — вход со стороны ул. Петровка; б — интерьер

го затемненного проема входа и дальше - к дневному свету, пространственному началу крытой улицы, хорошо продуманный в этом сооружении, являлся типичным приемом в архитектуре московских пассажей, а также часто встречался в сооружениях этого типа, возведенных в холодном климате.

С.М. Калугин использовал в интерьере пассажа контрастные элементы, симметрию, стилизованные классические элементы и, самое главное, свет. Композиция интерьера построена таким образом, чтобы в нем было как можно больше света и воздуха. Можно сказать, что Петровский пассаж является самым удачным примером подобного типа сооружений, что свидетельствует о несомненном мастерстве архитектора. Петровский пассаж, обнаруживая очевидное влияние европейского опыта строительства данного типа сооружения, сочетал простую схему планировки и новейшие конструкции.

Крытые пешеходные торговые улицы Петровского пассажа стали излюбленным местом для москвичей и гостей столицы. Здесь многое привлекало и удивляло посетителя. Огромные стекла витрин поражали своими размерами, пассаж называли произведением стеклянной архитектуры. Петровский пассаж был не только общественно-торговым сооружением. Появившись в плотно застроенном квартале, он выполнял роль новой парадной улицы, которая сразу заполнилась посетителями и прохожими. Многочисленные магазины, расположенные в ряд, предлагали самый модный и дорогой товар в Москве. После революции Петровский пассаж сохранил свое торговое назначение, в 19891990 гг. был реконструирован.

Для С.М. Калугина Петровский пассаж стал главным объектом, в котором воплотился профессиональный творческий опыт архитектора. После революции зодчий работал в Центральном отделе сооружений Моссовета.

Сандуновские бани, Петровский пассаж, доходные дома - новые типы сооружений, при строительстве которых архитектор профессионально сочетал классические мотивы и новейшие пространственные структуры, исторические стили и уникальные конструкции. В современном городе они существуют не только как памятники архитектуры, но и продолжают выполнять свои функции и являются важными общественными центрами деловой жизни. Уникальность этих сооружений говорит о несомненном вкладе С.М. Калугина в архитектуру конца XIX - начала XX в.

Список литературы

1. Рубинов А. Н. Вот такой пассаж // Обозреватель. 1994. №3. С. 5-10.

2. Прокофьева И.А., Хайт В.Л. Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра // Архитектура и строительство Москвы. 2001. № 1. С. 36-40.

3. Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы. 1-751 Петровский пассаж. Т. 1, кн. 1.

4. Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы. 1-751 Петровский пассаж. Т. 3, кн. 1.

5. Шухова Е.М. Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России. М.: Изд. МГТУ, 2003. 192 с.

6. Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. М.: Жираф, 1998. 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.