Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ БУХАРСКОГО РЕГИОНА'

ИСТОРИЯ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ БУХАРСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТОЕ ШИТЬЁ / ИСКУССТВО / ВЫШИВКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ШЁЛК / НИТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самиева Ш.Х., Маджидова М.Х.

В этой статье рассказывается о золотошвейном искусстве, которое считается одним из видов прикладного искусства, и его истории. Также глубоко проанализирована древняя история Бухарского золотошвейного исскуства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ БУХАРСКОГО РЕГИОНА»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 94

Ш.Х. Самиева, М.Х. Маджидова ИСТОРИЯ ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ БУХАРСКОГО РЕГИОНА

В этой статье рассказывается о золотошвейном искусстве, которое считается одним из видов прикладного искусства, и его истории. Также глубоко проанализирована древняя история Бухарского золотошвейного исскуства.

Ключевые слова: золотое шитьё, искусство, вышивка, технология, шёлк, нить.

Золотое шитье стало популярно еще в древние времена. Археологи обнаружили элементы золотого шитья при раскопках в Ташкентской области, находка причислили к началу нашей эры. Согласно историческим источникам, арабы, во время завоевания в восьмом веке Центральной Азии, говорили о присутствии золотого шитья в одеяниях согдийской знати.

Золотое, или золотное шитье — это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

Золотое шитье - это вышивка по шелку или другой основе золотыми, а иногда и серебряными нитками. Технология их создания такова: металлизированные волокна опрядают на тонкую основу из шелка или льна. Это шитье не только золотом или серебром, а также и другими металлизированными нитками. Дошедшие до наших времен древнейшие фрагменты золотной вышивки датируют IV в. до н.э Одним из самых давних, уходящих корнями в глубокую древность, шитье "в прикреп", которым "рисовали" узоры с помощью накладного шнура -"шнурочная вязь". Пришедшее из Византии традиционное золотное шитье в Руси обогатилось национальными узорами.

Сегодня используют металлизированные нитки шнур, шёлк, «ирис» - результат всё равно выглядит роскошно. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. - согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам. На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века.

© Самиева Ш.Х., Маджидова М.Х., 2019.

Вестник магистратуры. 2019. № 4-3(91)

ISSN 2223-4047

За свою историю существования золотое шитье развивалось повсеместно в Нурате, Шахрисабзе, Самарканде, Джизаке, Ташкенте, Пскенте и Фергане. Однако особый размах и развитие оно получило в Бухаре в середине 19 века, где в мастерских при дворце бухарского эмира, золотошвейные мастера расшивали одежды правителя и его придворных. По сей день именно бухарское золотое шитье славится даже за пределами Узбекистана.

Как правило, мастера золотошвейного дела, занимаясь роскошным делом, жили довольно скромно. В Бухаре иногда отличившимся умельцам отводили нижние придворные чины. Блеск золота очень любил сам эмир. Во время торжественных выходов он и его придворные надевали много золотых вещей. Золотыми узорами покрывали все части наряда: чалму, тюбетейку-кулох, халат, штаны, пояс, са-поги-махси, иногда и портянки. Также золото можно было увидеть на чепраках у лошадей.

Простые люди в Бухаре не носили золотые изделия, а женщины могли надевать золотое шитье, если заплатили за него деньги. Поэтому состоятельных дам можно было увидеть в золотых халатах и обуви. Мальчикам же было разрешено одевать золотошвейную одежду лишь на праздники и до десяти лет.

В былые времена в регионах Бухары золотошвейным делом занимались в основном мужчины. Однако некоторые мастера подключали к своему делу своих жен и дочерей. В тот период, если было много заказов, то некоторые из них направляли к женам мастеров.

Обычно мастера-зардузы были членами цеха. Мастера должны были пройти долгое обучение и начать заниматься ремеслом самостоятельно. Среди учеников были сыновья умельцев или их родственники. Как правило, учеников обучали делу не более десяти лет. После учебы юноши получали от учителя разрешительную молитву на создание своего дела.

Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности, иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Золотым узором расшиваются мужские и женские халаты, платья, чалмы, тюбетейки, шальвары и обувь. Особо стоит упомянуть знаменитые бухарские золотошвейные халаты - зарчапаны, которые поражают своей красотой! Известно, что богато украшенные декоративными узорами, такие чапаны дарились еще при эмирском дворе в качестве особой милости правителя. Да и сегодня, зарчапан является щедрым подарком и надевается на особо значимые мероприятия, включая свадебные торжества.

Библиографический список

1.Шитье золотом. Практическое руководство для начинающих. Рут Чемберлин. Переводчик Н. Рукин. Издательство: Ниола-Пресс. ISBN 978-5-366-00212-7, 978-0-85532-954-9; 2007 г.

2.Изящные рукоделия. Штопка, золотое шитье, вышивка, шитье по бархату и шелку, вышитое кружево. Л. Б. Белянская. Издательство: Феникс, Кредо. Серия: Город мастеров. ISBN 978-5-222-10515-3; 2007 г.

3.Золотое шитье. Н. В. Бабушкина. Издательство: Олма-Пресс. Серия: Золотые страницы рукоделия. ISBN 594849-172-2; 2003 г.

4.«Золотое шитье. Техника. Проекты. Тонкости». Хэзел Эверетт. Издатель: Контэнт.

5.Полный курс женских рукоделий. Тереза Дильмон. Издательство: Эксмо. 2006.

САМИЕВА ШАХНОЗА ХИКМАТОВНА - кандидат педагогических наук (PhD) кафедры «Технологии и оборудования лёгкой промышленности», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

МАДЖИДОВА МАРВАРИД ХАКИМ КИЗИ - магистрант, Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.