Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ВКЛАД В НАУКУ ОСНОВАТЕЛЯ ЭКОСОФИИ АРНЕ НЕССА'

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ВКЛАД В НАУКУ ОСНОВАТЕЛЯ ЭКОСОФИИ АРНЕ НЕССА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАУКИ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / АРНЕ НЕСС / ЭКОСОФИЯ / ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭКОФИЛОСОФИЯ / ЭКОФЕМИНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фоменко Марина Викторовна, Угрюмова Мария Викторовна, Хижная Анна Владимировна

В настоящее время проблемы, связанные с нарушением экологического равновесии, загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов столь остро поднятые в конце прошлого века, все также остаются актуальными. Особого внимания заслуживают личности, которые стояли у истоков формирования экологических движений. Среди ряда имен можно выделить Арне Несса - норвежского философа, автора терминов «экософия» и «глубинная экология», который своим образом жизни, усилиями и талантом способствовал привлечению интереса к данной проблеме общественности. Рассмотрена биография этого крупного представителя мировой науки, а также видного общественного деятеля, путешественника. Показано, что достижения Арне Несса как философа, эколога и активиста были широко признаны при его жизни. При этом он не считал себя академическим философом, и одна мысль о том, что жить можно только разумом и наукой, вызывала у него беспокойство и тревогу. Его целью было попытаться жить своей философией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE STORY AND CONTRIBUTION TO SCIENCE OF THE FOUNDER OF ECOSOPHY ARNE NESS

Today, the problems associated with the violation of ecological balance, environmental pollution, and the depletion of natural resources, which were so acutely raised at the end of the last century, still remain relevant. The personalities who stood at the origins of the formation of environmental movements deserve special attention. Among a number of names, one can single out Arne Ness, a Norwegian philosopher, author of the terms «ecosophy» and «deep ecology», who, with his lifestyle, efforts and talent, contributed to attracting public interest in this problem. The biography of this major representative of world science, as well as a prominent public figure, traveler, is considered. It is shown that the achievements of Arne Ness as a philosopher, ecologist and activist were widely recognized during his lifetime. At the same time, he did not consider himself an academic philosopher, and the mere thought that one can live only by reason and science caused him concern and anxiety. His goal was to try to live his philosophy.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ВКЛАД В НАУКУ ОСНОВАТЕЛЯ ЭКОСОФИИ АРНЕ НЕССА»

6. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 161. Оп. 1. Д. 28.

7. РГА ВМФ. Ф. 218. Оп. 1. Д. 354.

8. РГА ВМФ. Ф. 173. Оп. 1. Д. 4.

9. Boudriot Jean. The History of the French Frigate. - London, 1993.

10. РГА ВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 1180.

11. РГА ВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 1778.

12. Svenska Flottans Historia. Bd. 2. - Malmo, 1943.

13. РГА ВМФ. Ф. 198. Оп. 1. Д. 23.

14. РГА ВМФ. Ф. 198. Оп. 1. Д. 73.

References and Sources

1. Chapman F.-G. Opyt teoreticheskogo rassuzhdeniya o udobnej shem obrazovanii i nadlezhashchej velichine linejnyh korablej, a ravnomerno fregatov i drugih men'shih voennyh sudov / Per. so shved. Siversa. - SPb., 1836.

2. Glotov A.Ya. Iz"yasnenie prinadlezhnostej k vooruzheniyu korablya. - SPb., 1816.

3. Okunev M.M. Teoriya i praktika korablestroeniya. T. 1. - SPb., 1865.

4. Enciklopediya voennyh i morskih nauk general-lejtenanta Leera. T 1-2. - SPb., 1884.

5. Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. 1830. T. IV. № 1950. Ot 19 noyabrya 1703 goda.

6. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-Morskogo Flota (RGA VMF). F. 161. Op. 1. D. 28.

7. RGA VMF. F. 218. Op. 1. D. 354.

8. RGA VMF. F. 173. Op. 1. D. 4.

9. Boudriot Jean. The History of the French Frigate. - London, 1993.

10. RGA VMF. F. 327. Op. 1. D. 1180.

11. RGA VMF. F. 327. Op. 1. D. 1778.

12. Svenska Flottans Historia. Bd. 2. - Malmo, 1943.

13. RGA VMF. F. 198. Op. 1. D. 23.

14. RGA VMF. F. 198. Op. 1. D. 73.

ЕВГРАФОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета естественнонаучного и гуманитарного образования, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, (spbmtu@yandex.ru).

EVGRAFOVA, IRINA V. - Ph.D. in Pedagogical, Associate Professor, Dean of the Faculty of Natural Science and Humanities Education, State Marine Technical University of St.Petersburg (spbmtu@yandex.ru).

УДК 929:101.3 Арне Несс DOI: 10.24412/2308-264X-2023-3-195-201

ФОМЕНКО М.В., УГРЮМОВА М.В., ХИЖНАЯ А.В. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ И ВКЛАД В НАУКУ ОСНОВАТЕЛЯ ЭКОСОФИИ АРНЕ НЕССА

Ключевые слова: история науки, история философии, Арне Несс, экософия, глубинная экология, экофилософия, экофеминизм, социальная экология.

В настоящее время проблемы, связанные с нарушением экологического равновесии, загрязнением окружающей среды, истощением природных ресурсов столь остро поднятые в конце прошлого века, все также остаются актуальными. Особого внимания заслуживают личности, которые стояли у истоков формирования экологических движений. Среди ряда имен можно выделить Арне Несса - норвежского философа, автора терминов «экософия» и «глубинная экология», который своим образом жизни, усилиями и талантом способствовал привлечению интереса к данной проблеме общественности. Рассмотрена биография этого крупного представителя мировой науки, а также видного общественного деятеля, путешественника. Показано, что достижения Арне Несса как философа, эколога и активиста были широко признаны при его жизни. При этом он не считал себя академическим философом, и одна мысль о том, что жить можно только разумом и наукой, вызывала у него беспокойство и тревогу. Его целью было попытаться жить своей философией.

FOMENKO, M.V., UGRYUMOVA, M.V., EHIZHNAYA, A.V. THE LIFE STORY AND CONTRIBUTION TO SCIENCE OF THE FOUNDER OF ECOSOPHY ARNE NESS

Key words: history of science, history ofphilosophy, Arne Ness, ecosophy, deep ecology, ecophilosophy, ecofeminism, social ecology

Today, the problems associated with the violation of ecological balance, environmental pollution, and the depletion of natural resources, which were so acutely raised at the end of the last century, still remain relevant. The personalities who stood at the origins of the formation of environmental movements deserve special attention. Among a number of names, one can single out Arne Ness, a Norwegian philosopher, author of the terms «ecosophy» and «deep ecology», who, with his lifestyle, efforts and talent, contributed to attracting public interest in this problem. The biography of this major representative of world science, as well as a prominent public figure, traveler, is considered. It is shown that the achievements of Arne Ness as a philosopher, ecologist and activist were widely recognized during his lifetime. At the same time, he did not consider himself an academic philosopher, and the mere thought that one can live only by reason and science caused him concern and anxiety. His goal was to try to live his philosophy.

Сегодня среди основных направлений социально-политического и этического движения энвайронментализма можно выделить: защитников окружающей среды, протекционизм, экофеминизм, науку об экологии, глубинную экологию и прочие. Глубинная экология, тесно связанная с экософией, отличается от других видов тем, что разрабатывает более широкие и фундаментальные философские представления о метафизике, эпистемологии и социальной

справедливости. Огромный вклад в развитие данного экологического движения внес ее автор, норвежский ученый, философ, альпинист и путешественник Арне Несс. Для лучшего понимания философской позиции мыслителя, следует обратиться к его биографии, проследить, как вызревали и формировались его эколого-мировоззренческие ориентиры.

Арне Декке Эйде Несс (Arne Dekke Eide N^ss) родился 27 января 1912 года в Норвегии - в районе Слемдале Христиании (старое название современного Осло), в многодетной и довольно обеспеченной семье. Очень рано, когда Арне не было еще и года, умер его отец. С этого времени все заботы о семье легли на плечи матери - Кристин. В детстве, как известно, закладывается фундамент развития личности, и в основу характера Арне было заложено уважительное отношение к природе и понимание тесной связи человека с ней. С ранних лет мальчик увлекся альпинизмом, и уже в возрасте семи лет поднялся на 106 самых высоких гор Норвегии. В 16 лет в своем дневнике он записал: «Чем меньше человек чувствует себя по сравнению с горой, тем ближе он к тому, чтобы разделить ее величие. Я не знаю, почему это так» [1].

После окончания школы Арне поступил в университет, и уже в 21 год получил степень магистра философии, математики и астрономии в качестве вспомогательных предметов. Затем он отправился в Вену, где проучился два года и тесно сотрудничал с самой влиятельной философской школой начала ХХ века - Венским кружком. Участники кружка, вдохновленные Людвигом Витгенштейном, развивали философское движение логического эмпиризма (логического позитивизма), которое заявляло, что значимыми для познания являются только утверждения, проверяемые посредством эмпирического наблюдения.

В 1939 году Арне Несс вернулся в Норвегию, после того как получил предложение преподавать в вузе. В возрасте двадцати семи лет он стал самым молодым профессором и заведующим кафедрой философии в университете Осло. Благодаря написанным учебникам по логике, теории аргументации, философии науки и истории философии, ученый оказал влияние на несколько поколений норвежских студентов. Это он ввел обязательную сдачу экзамена по философии в рамках университетского образования. Изначально Несс приобрел известность философа, работающего в области семантики, а также скептицизма, спинозианской этики и гандианской этики ненасилия [1; 2]. Однако главная заслуга его заключалась в способности выходить за рамки академического сообщества. Так, популяризируя свои книги и статьи, проводя публичные выступления в присутствии средств массовой информации, он дал возможность норвежской философии быть доступной широким кругам.

Руководствуясь желанием иметь уединенный уголок, Арне Несс построил деревянную хижину высоко на склоне горы Халлингскарвет, которую назвал Твергастейн, и обычно несколько месяцев в году проводил в ней. Именно здесь он разрабатывал свою личную философию -экософию - мудрость, основанную на заботе о Земле. Он назвал свою философию «Ecosophy T», где буква «Т» обозначает место ее создания - Твергастейн. Концепция экософии послужила основанием для создания глубинной экологии и экологического движения [3].

Любовь к альпинизму также осталась на всю жизнь: в 1950 году А. Несс успешно возглавил знаменитую экспедицию на вершину Тирич-Мир в Пакистане, высотой 7 708 метров, а в 1964 году совершил второе восхождение на нее, сопровождая норвежскую экспедицию. В семье любителем альпинизма был и его племянник - миллионер Арне Несс-младший, который некоторое время был женат на известной певице Дайане Росс [1].

Нужно особо подчеркнуть, что Несс был сторонником гандианской этики. Дело в том, что в 1930 году в Норвегию дошли сведения об уникальной политической акции, проведенной шестидесятиоднолетним адвокатом в Индии. Мохандас Ганди (более известное имя - Махатма Ганди) возглавил около ста индийцев в почти четырехсоткилометровом походе из Ахмадабада в Данди - маленькую деревню на западном побережье Индии, в которой занимались промыслом морской соли, что было незаконным с точки зрения британского колониального режима, поскольку существовала монополия на добычу соли. Ганди призвал всех индийцев бороться за свободу ненасильственными методами. Несс убедился в силе идеи Ганди об активном ненасильственном сопротивлении и в том, что любой человеческий конфликт может быть разрешен мирным путем. Всю оставшуюся жизнь он оставался последователем идей Ганди и был сторонником ненасильственного взаимодействия и прямого активного сопротивления [4].

Ключевым принципом для него было то, что всякий раз, когда на кого-то нападают за его взгляды, человек, прежде всего, должен стремиться понять позицию нападающего.

Известно, что во время Второй мировой войны Норвегия была оккупирована немцами на долгие пять лет. Несс, хорошо владевший немецким, хотел стать частью подпольного сопротивления, но друзья убедили его остаться в университете Осло. Фактически Арне работал под прикрытием на норвежское разведывательное управление, был в тесном контакте с членами Сопротивления, и несколько раз прятал оружие в кабинете университета. После войны он возглавил проект, который включал в себя объединение подозреваемых в пытках и семей жертв пыток, с тем чтобы «предатели» не подверглись жестокому преследованию со стороны родственников. Благодаря расследованиям его организации были раскрыты случаи, которые предоставили родным подлинную причину смерти их близких. В 1948 году ЮНЕСКО пригласила Несса стать научным руководителем проекта, целью которого было изучение идеологических разногласий между Востоком и Западом относительно применения терминов «демократия» и «свобода».

Также Несс сыграл ключевую роль в развитии современных социальных исследований в Норвегии. После войны он был частью группы, которая предпринимала систематические усилия по достижению мира и делала это на научной основе. Единомышленники Арне стремились критически взглянуть на политику времен холодной войны и выступали за так называемую «третью позицию» - защищали обездоленных, проводили различные теоретические исследования на тему демократии, выступили инициаторами основания Института социальных исследований (ISF) в Осло в 1950 году [1; 5].

В свое время большое влияние на Несса оказали труды голландского философа XVII века Баруха Спинозы, который, в частности, отмечал, что чем больше мы осознаем наши собственные связи с миром, тем больше знаем о самом этом мире, а также указывал, что «Бог присутствует во всей природе». Как и Спиноза, Несс утверждал, что Природа - это не пассивная, мертвая, нейтральная к ценностям природа механистической науки, но скорее сродни спинозовской «Deussive Natura» («Бог или природа»), - она всеобъемлюща, созидательна, бесконечно разнообразна и жива; она совершенна «сама по себе». От своего наставника-философа Несс перенял ключевую концепцию «самореализации». В «Этике» Спиноза писал о разуме, требующем чтобы каждый «стремился получить все, что действительно ведет человека к большему совершенству» [6]. Посредством процесса «широкой идентификации», Несс сосредоточил внимание как на отношении человеческого рода к жизни в целом, так и на самореализации всех форм жизни ради них самих. Влияние Спинозы можно проследить и в значении, которое Арне приписывал «глубокому вопрошанию» - когда мы начинаем стремиться к более глубокому прояснению наших высших ценностей, когда мы вовлекаемся в глубокие расспросы, приводящие нас к выражению наших совершенных норм и взглядов на природу мира. Благодаря этому мы способны сформулировать целостный взгляд на жизнь, который и определяет стиль нашей жизни.

Что касается научной деятельности, то Несс долгое время работал в области эмпирической семантики, разработал эмпирический метод для проведения языкового анализа, и в 1951 году опубликовал свои наработки в труде «Интерпретация и точность». В данной книге он представил методы интерпретации и пояснения, как позволяющие лучше понять глубину утверждений людей, выражающих какие-либо заявления. Несколько позже Несс представит логический инструмент для демонстрации языковой расплывчатости, чрезмерного обобщения, смешения в практическом пособии «Общение и аргументация», которое стало введением в «языковую логику» [7; 8, с. 1013].

В 1958 году А. Несс стал соучредителем междисциплинарного философского журнала «Inquiry» («Исследование»). Также предисловии к своей книге «Что такое философия?» (1965) он заявил, что пришел к взглядам, отличающимся от тех, которые были ранее в его жизни. Теперь у него развился философский скептицизм, основанный на различных позициях, например, «поссибилизм» (ощущение, что все может случиться в любое время), плюрализм и общее отношение открытости и доверия, а не сомнения. В книгах «Скептицизм» (1968) и «Какой мир реален?» (1969) ученый выразил глубокое осознание человеческой подверженности ошибкам [1;

После тридцати лет профессорской работы Несс в 1969 году досрочно ушел на пенсию, так как хотел наиболее полно посвятить себя путешествиям, защите окружающей среды, науке -развитию концепции экологической философии. Большую часть своего времени он теперь использовал для поддержки появившейся в Европе «зеленой политики». В Норвегии философ стал особенно известен благодаря участию в акциях против строительства гидроэлектростанций на Мардоле (1970) и Альте (1979-1981). Так, в 1970 году вместе с многочисленными демонстрантами он приковал себя цепями к камням вблизи водопада Мардальсфоссен в норвежском фьорде и отказывался спускаться, пока не были отменены планы строительства плотины. Хотя участники акции были задержаны полицией, и плотина в итоге все же была построена, демонстрация положила начало более активной фазе норвежского движения по защите окружающей среды [3;

9].

В своей главной книге «Экология, общество и образ жизни» (1974) Несс изложил взгляды на внутреннюю ценность природы и на отношения между человеком и природой. Для него «все живые существа - часть одного целого», они не являются ни нормой, ни описанием - такова интуитивная реакция. Несс ввел термины «глубинная экология» и «экософия» в 1973 году в статье «Поверхностные и глубинные, долгосрочные экологические движения: краткое изложение» [10]. Он противопоставил господствующие движения за «поверхностную» экологию движению за «глубинную» экологию, которая подчеркивала необходимость масштабных изменений в ценностях и практиках, особенно в промышленно развитых странах. Несс назвал книгу Рейчел Карсон «Безмолвная весна» [11] ключевым фактором, повлиявшим на его видение глубинной экологии. С начала 70-х по 90-е годы Арне постоянно стремился развивать и уточнять свои идеи в области данной концепции.

Итак, А. Несс предположил, что движению защитников окружающей среды необходимо делать гораздо больше, чем просто сохранять и защищать окружающую среду. Он считал, необходима радикальная переоценка понимания человеческой природы. Утверждал, что деградация окружающей среды, вероятно, была вызвана концепцией человеческого «я», которая плохо определена в прошлом. Несс полагал, что индивид отрезан от других и окружающего его мира, когда «самость» рассматривается как одинокое и независимое «эго» среди таких же одиноких. Такое разделение приводит к ловушкам антропоцентризма и деградации окружающей среды. Он верил, что необходимо новое понимание себя (называемое «самореализацией») [5].

Согласно экософии и глубинной экологии, «я» следует понимать как неразрывно связанное с природой, как ее часть. Глубинные экологи часто называют эту концепцию человеческой природы «экологическим я», и она представляет людей, действующих в гармонии с природой [12, с.168]. Идея Несса сводится к тому, что реализация экологического «я» сопровождается признанием и соблюдением норм экологической этики, которые призваны положить конец злоупотреблениям природой, характерным для традиционного «я», находящегося под влиянием антропоцентрических установок. Более того, экологическое «я» станет практиковать «биоцентрический эгалитаризм», при котором каждая природная сущность рассматривается как неотъемлемо равная любой другой сущности.

Как было отмечено, глубинные экологи часто противопоставляют свою позицию тому, что они называют «поверхностной экологией», утверждая, что экологические движения озабочены различными экологическими проблемами (загрязнением, перенаселением или охраной природы) только в той мере, в какой эти проблемы оказывают негативное влияние на экологию местности и нарушают интересы человека. Также они утверждают, что мировоззренческие позиции антропоцентризма содержат инструменталистский взгляд на природу и представление о человечестве как о покорителе природы, что привело к деградации окружающей среды во всем мире, и поэтому его следует заменить мировоззрением экоцентрическим (ориентированным на экологию) или биоцентрическим (ориентированным на жизнь), где биосфера становится ключевым объектом. Главным образом глубинная экология основана на вере в то, что люди должны радикально изменить свое отношение к природе, научиться ценить природу исключительно за ее полезность для человека, выработать понимание, что природа имеет неотъемлемую ценность [13, с. 251-253].

В 1984 году А. Несс вместе с Джорджем Сешнсом во время похода в Долине Смерти, Калифорния, разработали основные восемь платформ или пунктов глубинной экологии, которые

можно рассматривать как перечень главных принципов движения за глубинную экологию. Заявленные предложения были представлены не как догматичный манифест, а, скорее, как набор довольно общих принципов, назначение которых помочь людям сформулировать свои собственные более глубокие экологические позиции, и что также должно было послужить руководством к созданию движения глубинной экологии. Главные постулаты данной платформы заключаются в следующем: 1) «Благополучие и процветание человеческой и нечеловеческой жизни на Земле имеют ценность сами по себе.... Эти ценности не зависят от полезности нечеловеческого мира для человеческих целей». 2) «Богатство и разнообразие. способствуют реализации этих ценностей и сами по себе являются ценностями». 3) «Человек не имеет права уменьшать это богатство и разнообразие, кроме как для удовлетворения жизненных потребностей». 4) «Нынешнее вмешательство человека в нечеловеческий мир чрезмерно, и ситуация быстро ухудшается». 5) «Расцвет человеческой жизни и культуры совместим со значительным сокращением населения. Процветание нечеловеческой жизни требует такого уменьшения». 6) «Поэтому необходимо изменить политику. [чтобы] повлиять на базовые экономические, технологические и идеологические структуры. ». 7) «Идеологическое изменение заключается главным образом в том, чтобы ценить качество жизни. а не придерживаться все более высокого уровня жизни.». 8. «Те, кто согласен с вышеизложенными пунктами, обязаны прямо или косвенно участвовать в попытке осуществить необходимые изменения» [14].

Совместно с австралийским активистом по защите тропических лесов Джоном Сидом, американским экофилософом и буддистом Джоанной Мэйси и активисткой Пэт Флемминг Несс опубликовал книгу «Думая как гора: на пути к совету всех существ» (1988) [15]. Идея мыслить, как гора была впервые выражена американским экологом Альдо Леопольдом в «Альманахе страны песков» (1949), в котором рассказывается захватывающая личная история. Однажды, работая лесничим в Нью-Мексико, он подстрелил волчицу на склоне горы и наблюдал, как она умирает. Этот опыт заставил его рассматривать людей как неотъемлемую часть мира природы. Думать, как гора, - означает осознавать окружающую среду и то, какой вред могут причинить наши действия

[4].

По мнению Несса, хотя западные экологи и привлекли внимание общественности к проблемам окружающей среды, но они в значительной степени не смогли понять и решить то, что было основной культурной и философской подоплекой этих проблем. Несс полагал, что экологический кризис ХХ века возник из-за определенных невысказанных философских предпосылок (таких как ценностный дуализм духа/материи и души/тела), и установок в современных западных развитых обществах, которые остались непризнанными [9]. Несс путешествовал по миру, поощряя других людей развивать свою собственную экософию, потому что разнообразие и «глубокое вопрошание» были главными аспектами его учения.

В течение 90-х годов А.Несс продолжал свои публичные выступления и путешествия. Его участие в экологическом движении варьировалось от массовых протестов до выдвижения кандидатуры на политический пост от Партии зеленых и становления первым председателем Гринпис Норвегии в 1988 году.

Достижения Арне Несса как философа, эколога и активиста были широко признаны при его жизни. При этом он не считал себя академическим философом, и одна мысль о том, что жить можно только разумом и наукой, вызывала у него беспокойство и тревогу. Его целью было попытаться жить своей философией, и он старался придерживаться этого правила. Даже в пожилом возрасте он оставался активным и деятельным, что отчасти напоминало Ганди или Далай-ламу. Он полагал, что осознание глубинной экологии свойственно каждому человеку, и особенно это ощутимо в детстве, когда бабочку или муравья можно рассматривать как родственную душу. Он сожалел, что с годами происходит ослабление такого осознания из-за потери контакта с природным миром. Полноту и активность жизни ученого характеризует и тот факт, что во второй раз Несс женился на китайской студентке - Кит Фай, которая была младше его на сорок лет, а познакомились они, когда ему исполнился 61 год. До конца жизни она оставалась рядом с ним. В 2005 году Арне Несс был посвящен в рыцари и стал кавалером Звезды Королевского норвежского ордена Святого Олафа I степени. За три недели до своего 97-летия он скончался в Осло 12 января 2009 года [1; 2].

Что касается разработки экософии и становления глубинной экологии, следует отметить, что с момента своего зарождения они имели слабо связанный круг последователей, главным образом происходящих из таких разрозненных групп, как «экофеминизм», «социальные экологи», пацифисты, мистики, постмодернисты и другие. Каждая из этих групп располагает своей собственной точкой зрения на то, какой должна быть глубинная экология и в каких направлениях ей следует развиваться. Экофеминизм, например, утверждает, что андроцентризм (ориентированность на мужчин), а не антропоцентризм, является истинной причиной деградации природы. Именно андроцентризм, наблюдаемый в традиционном патриархальном обществе, ответственен за стремление доминировать над природой. История наглядно показывает, что мужчины всегда пытались доминировать над женщинами, подобно этому они стремятся подчинить своей воле природу, безжалостно эксплуатируя ее.

Социальные экологи в свою очередь, напротив, считают, что проблемы энвайронментализма обусловлены авторитарной иерархией, которая также ответственна за такие беды, как расизм или сексизм. Представители данного течения утверждают, что такие проблемы, как глобальное потепление или вымирание видов, вызваны тем же образом, что и социальные проблемы, например, бедность или преступность, и все они могут быть отнесены к социальному устройству, в котором лишь немногие пользуются реальной властью, в то время как большинство остается бессильным [16]. Следовательно, деградация окружающей среды будет продолжаться до тех пор, пока не будут устранены такие социальные условия неравенства. Таким образом, и экофеминизм и социальные экологи имеют много общего с глубинными экологами. Однако существуют специалисты в этих движений, обвиняющие глубинных экологов в неподлинной и поверхностной духовности и недостаточном придании значения гендерным, классовым и расовым вопросам.

Подводя итог, можно подчеркнуть, что современная мировоззренческая парадигма таит в себе подлинные причины экологического кризиса, нависшего над Планетой. Представители экологических движений конца прошлого века, к числу которых относятся Рейчел Карсон, Арне Несс, Джордж Сешнсом, Джон Сид, Джоанна Мэйси, Пэт Флемминг и многие другие, остро поставили вопрос о необходимости защиты окружающей среды. Своими расчетами, прогнозами и действиями они старались предупредить человечество о неминуемом коллапсе. Поэтому одной из важнейших задач, стоящей перед учеными - вывести экологическую философию из кризиса и выработать предложения по предотвращению экологической катастрофы на основе онтологических и аксиологических ориентиров.

Литература и источники

1. Ame Nœss. Store norske leksikon // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: http:// www.snl.nbl.no/arne_ naess_-_1 (дата обращения: 17.05.2023)

2. ЗубовМ.Г. Философские идеи Арне Несса в гуманитарной дипломатии Норвегии // Вестник МГИМО Университета. - 2015. - № 3 (42). - С. 68-75.

3. Экософия и глубинная экология: ближе к природе // Информационный ресурс Ecologymd. - 01.03.2014. // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: https://ecology.md/page/ekosofija-iglubinnaja-ekologija-blizhe-k (дата обращения: 30.05.2023).

4. Гречишкина С.В. Формирование экософской концепции на основе буддийских и даосских воззрений // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 398. - С. 30-34.

5. Циплакова Ю.В. А. Несс и Ф. Гваттари: два взгляда на проблему человека в экологической философии // Философия и культура информационного общества. Тезисы докладов седьмой международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2019. с. 131-133. // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41401725 (дата обращения: 25.05.2023).

6. Спиноза Б. Этика. - М.: Азбука, 2012. - 352 с. // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: https://www.litres.ru/benedikt-spinoza/etika/chitat-onlayn/ (дата обращения: 11.05.2023)

7. NœssA. Communication and argument: Elements of applied semantics. - L.; Oslo: Allen & Unwin, 1966. // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: https://archive.org/details/communicationarg0000naes/page/n143/mode/2up (дата обращения: 11.05.2023)

8. Nœss A. A necessary component of logic: Empirical argumentation analysis // E. Barth, J. Martens eds. Argumentation: Approaches to the theory formation: Containing the contributions to the Groningen Conference on the theory of argumentation, October 1978. -A.: Benjamins, 1982. Р. 9-22.

9. Нэсс А., Мейляндер П. Менталитет будущего / пер. с норвежского Златы Кононовой // Зелёный лист. Карельский экологический журнал (Петрозаводск). - 2013. - № 3. - С. 36-39.

10. Несс А. Поверхностные и глубинные, долгосрочные экологические движения // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: https://islamecology.livejournal.com/2277211.html (дата обращения: 10.05.2023)

11. Карсон Р. Безмолвная весна. - Москва: Прогресс, 1965. - 216 с.

12. Внукова А., Фоменко М.В. Пути экоразвития современной личности // Духовные основы отношений человек - природа. Материалы Всероссийской (Национальной) с международным участием научно-практической конференции. Чувашский государственный аграрный университет. - Чебоксары, 2022. - С. 167-170.

13. Семёнова В.Н. Глубинная экология в контексте современного радикального экологизма // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки. - 2019. - № 18. - С. 248-257.

14. Деволл Б., Сешнс Дж. Глубинная экология. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2005. - 108 с. // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: https://ecoethics.com.ua/wp-content/uploads/2022/09/Deep_ecolojy.pdf (дата обращения: 19.05.2023)

15. Сид Д., Мейси Дж., Флеминг П., Наэсс А. Думая как гора: на пути к совету всех существ: [Сборник по вопр. экологии: перевод] / Сов.-амер. гуманит. инициатива (Golubka); Ил. Д. Пью. - М.: Изд. центр «Россия молодая», 1992. - 126 с.

16. Рязанова Т.В. Экософия и новая культурная парадигма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. - С. 56-61. // [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/ekosofiya-i-novaya-kulturnaya-paradigma (дата обращения: 30.05.2023).

References and Sources

1. Ame N^ss. Store norske leksikon // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: http:// www.snl.nbl.no/arne_ naess_-_1 (data obrashcheniya: 17.05.2023)

2. Zubov M.G. Filosofskie idei Arne Nessa v gumanitarnoj diplomatii Norvegii // Vestnik MGIMO Universiteta. - 2015. - № 3 (42). - S. 68-75.

3. Ekosofiya i glubinnaya ekologiya: blizhe k prirode // Informacionnyj resurs Ecologymd. - 01.03.2014. // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: https://ecology.md/page/ekosofija-iglubinnaja-ekologija-blizhe-k (data obrashcheniya: 30.05.2023).

4. Grechishkina S.V. Formirovanie ekosofskoj koncepcii na osnove buddijskih i daosskih vozzrenij // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 398. - S. 30-34.

5. Ciplakova Yu.V. A. Ness i F. Gvattari: dva vzglyada na problemu cheloveka v ekologicheskoj filosofii // Filosofiya i kul'tura informacionnogo obshchestva. Tezisy dokladov sed'moj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. 2019. s. 131-133. // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41401725 (data obrashcheniya: 25.05.2023).

6. Spinoza B. Etika. - M.: Azbuka, 2012. - 352 s. // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: https://www.litres.ru/benedikt-spinoza/etika/chitat-onlayn/ (data obrashcheniya: 11.05.2023)

7. N^ss A. Communication and argument: Elements of applied semantics. - L.; Oslo: Allen & Unwin, 1966. // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: https://archive.org/details/communicationarg0000naes/page/n143/mode/2up (data obrashcheniya: 11.05.2023)

8. N^ss A. A necessary component of logic: Empirical argumentation analysis // E. Barth, J. Martens eds. Argumentation: Approaches to the theory formation: Containing the contributions to the Groningen Conference on the theory of argumentation, October 1978. - A.: Benjamins, 1982. R. 9-22.

9. Ness A., Mejlyander P. Mentalitet budushchego / per. s norvezhskogo Zlaty Kononovoj // Zelyonyj list. Karel'skij ekologicheskij zhurnal (Petrozavodsk). - 2013. - № 3. - S. 36-39.

10. Ness A. Poverhnostnye i glubinnye, dolgosrochnye ekologicheskie dvizheniya // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: https://islamecology.livejournal.com/2277211.html (data obrashcheniya: 10.05.2023)

11. Karson R. Bezmolvnaya vesna. - Moskva: Progress, 1965. - 216 s.

12. Vnukova A., Fomenko M.V. Puti ekorazvitiya sovremennoj lichnosti // Duhovnye osnovy otnoshenij chelovek - priroda. Materialy Vserossijskoj (Nacional'noj) s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Chuvashskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. - Cheboksary, 2022.- S. 167-170.

13. Semyonova V.N. Glubinnaya ekologiya v kontekste sovremennogo radikal'nogo ekologizma // Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshej shkoly. Filosofsko-gumanitarnye nauki. - 2019. - № 18. - S. 248-257.

14. Devoll B., Seshns Dzh. Glubinnaya ekologiya. - Kiev: Kievskij ekologo-kul'turnyj centr, 2005. - 108 s. // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: https://ecoethics.com.ua/wp-content/uploads/2022/09/Deep_ecolojy.pdf (data obrashcheniya: 19.05.2023)

15. Sid D., Mejsi Dzh., Fleming P., Naess A. Dumaya kak gora: na puti k sovetu vsekh sushchestv: [Sbornik po vopr. ekologii: perevod] / Sov.-amer. gumanit. iniciativa (Golubka); Il. D. Fyu. - M.: Izd. centr «Rossiya molodaya», 1992. - 126 s.

16. Ryazanova T.V. Ekosofiya i novaya kul'turnaya paradigma // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tekhnologii. - 2013. - S. 5661. // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekosofiya-i-novaya-kulturnaya-paradigma (data obrashcheniya: 30.05.2023).

ФОМЕНКО МАРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат философских наук, доцент, кафедра истории и философии, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (maryfom@mail.ru).

УГРЮМОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшая школа финансов и менеджмента (ugryumova-mv@ranepa.ru). ХИЖНАЯ АННА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Профессионального образования и управления образовательными системами», Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (xannann@yandex.ru).

FOMENKO, MARINA V. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Russian University of Economics. G.V. Plekhanov (maryfom@mail.ru).

UGRYUMOVA, MARIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Higher School of Finance and Management (ugryumova-mv@ranepa.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KHIZHNAYA, ANNA V - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minina (xannann@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.