Научная статья на тему '«История завода - это история развития новых технологий, которые изменяли российское кораблестроение»'

«История завода - это история развития новых технологий, которые изменяли российское кораблестроение» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зернова Т.В.

«Сегодня и на обозримую перспективу стратегическим направлением производственной деятельности завода становится строительство кораблей и судов из композитных материалов, что является одним из самых перспективных направлений в мировом судостроении», считает генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо. Предприятие строит корабли и суда с использованием композитов уже не одно десятилетие, благодаря чему сегодня завод выпускает продукцию, не имеющую аналогов в России. Заказчики, среди них и зарубежные, ценят петербургских корабелов за неукоснительное соблюдение сроков выполнения заказа, качество и надежность работы систем корабля.Достижения предприятия не раз отмечались премиями и наградами, как на городском, так и на государственном уровне. Так, в 2013 году за большой вклад в развитие отечественной промышленности и достигнутые трудовые успехи коллектив ОАО «СНСЗ» получил благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина. В декабре 2014 года ОАО «СНСЗ» вручена премия за первое место в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга «За создание высокотехнологичных рабочих мест».СНСЗ стало лидером по результатам оценки таких критериев работы как темпы роста производительности труда, эффективность использования производственных ресурсов,а также объем технологических инноваций. В феврале 2015 года завод признан победителем Всероссийского конкурса министерства промышленности и торговли РФ на звание «Организация оборонно-промышленного конкурса высокой социально-экономической эффективности».И все это не удивительно, по количеству инноваций и техническому вооружению ОАО «СНСЗ»занимает лидирующие позиции в отечественной судостроительной отрасли."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Today and for the foreseeable future strategic direction of production activity of the plant becomes the construction of ships and vessels made of composite materials, which is one of the most promising areas in the world shipbuilding industry," said General Director of the Mid-Nevsky Shipyard Vladimir Seredoho. The company builds ships and vessels using composites for decades, so that today the plant produces, has no analogues in Russia. Customers, among them foreign, appreciate Petersburg shipbuilders for strict timeliness of order fulfillment, quality and reliability of the vehicle systems. Achievements of the enterprise has repeatedly pointed out prizes and awards, both at the city and at the state level. So, in 2013 for his great contribution to the development of the domestic industry and achieved collective labor successes of "SNSZ" received a commendation from the President of the Russian Federation Vladimir Putin. In December 2014 OAO "SNSZ" awarded the prize for first place in the competition of the Government of St. Petersburg "for the creation of high-tech jobs." SNSZ became the leader of the evaluation criteria such as the rate of job growth in labor productivity, efficient use of production resources,and the amount of technological innovation. In February 2015 the plant declared the winner of the All-Russian competition of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation for the title of "Organization of the military-industrial competition of high socio-economic efficiency." And this is not surprising, as the number of innovations and technical armament of "SNSZ" It holds a leading position in the domestic shipbuilding industry.

Текст научной работы на тему ««История завода - это история развития новых технологий, которые изменяли российское кораблестроение»»

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

«История завода — это история развития новых технологий, которые изменяли российское кораблестроение»

«Сегодня и на обозримую перспективу стратегическим направлением производственной деятельности завода становится строительство кораблей и судов из композитных материалов, что является одним из самых перспективных направлений в мировом судостроении», — считает генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо.

Предприятие строит корабли и суда с использованием композитов уже не одно десятилетие, благодаря чему сегодня завод выпускает продукцию, не имеющую аналогов в России. Заказчики, среди них и зарубежные, ценят петербургских корабелов за неукоснительное соблюдение сроков выполнения заказа, качество и надежность работы систем корабля.

Достижения предприятия не раз отмечались премиями и наградами, как на городском, так и на государственном уровне. Так, в 2013 году за большой вклад в развитие отечественной промышленности и достигнутые трудовые успехи коллектив ОАО «СНСЗ» получил благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина. В декабре 2014 года ОАО «СНСЗ» вручена премия за первое место в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга «За создание высокотехнологичных рабочих мест». СНСЗ стало лидером по результатам оценки таких критериев работы как темпы роста производительности труда, эффективность использования производственных ресурсов, а также объем технологических инноваций. В феврале 2015 года завод признан победителем Всероссийского конкурса министерства промышленности и торговли РФ на звание «Организация оборонно-промышленного конкурса высокой социально-экономической эффективности». И все это не удивительно, по количеству инноваций и техническому вооружению ОАО «СНСЗ» занимает лидирующие позиции в отечественной судостроительной отрасли.

«Владимир Александрович, удивляет ваше, скажем так, поступательное развитие. Судостроительная отрасль России пока считается одной из самых проблемных. То, что действительно называется инновациями, сегодня внедряется в производство с превеликим трудом. Как вам удается сохранить лидерство по многим позициям?» С этого вопроса началась беседа с генеральным директором СНСЗ. Владимир Середохо возглавил завод семь лет назад, но опыт в судостроении имеет более 30 лет и как успешный топ-менеджер проявил себя в нескольких судостроительных компаниях Санкт-Петербурга. С его приходом на предприятии начался период интенсивного развития.

— Конкурентоспособность нашей продукции связана с новыми технологиями. Сегодня это модное словосочетание — «композитные материалы», а завод многие годы работал в этом направлении. С 60-х годов прошлого века именно здесь освоили стекло-пластиковое производство и строили корабли на этой основе вплоть до конца 90-х годов. Сегодня мы усовершенствовали технологии строительства кораблей и судов из композитных материалов в соответствии с научно-техническим мировым прогрессом и можем в полной мере сказать, что выпускаем инновационную продукцию. Говоря «инновационную», я вкладываю в

это следующее: новые материалы, новые технологии, новый продукт. Нередко за инновацию принимают не то, что есть: какую-то часть изделия обновили, оснастили комплектующими и выдали как инновационный продукт. А это — модернизация.

За несколько последних лет мы отработали такие инновационные технологии как: промышленные технологии создания многоярусных надстроек судов с элементами «Стелс»; промышленные технологии изготовления крупногабаритных монолитных корпусов судов длиной до 100 метров; промышленное изготовление корпусов катамаранов из углепластика длиной более 25 метров. По заказу Росатома в рамках международного проекта ИТЭР на заводе ведется отработка инновационных технологий изготовления катушки полоидальной магнитного поля первого в мире экспериментального термоядерного реактора. И так далее.

Наша задача строить корабли и суда, существенно повышая качество и надежность, уменьшая себестоимость и сокращая сроки сборки. Сегодня сроки и стоимость создания техники на отечественных верфях превышают зарубежные в 1,5-2 раза. И эту ситуацию необходимо менять.

В целом на рынке мы себя чувствуем уверенно благодаря тому, что за все годы существования завода нами был накоплен колоссальный опыт. Ведь история

ю

о

о

<

со О

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

ю

о

о

< со

о

завода — это история развития новых технологий, которые изменяли российское кораблестроение. Например, в 1930-х годах в судостроении клепка заменилась более совершенным методом — сваркой, а начали отрабатывать процессы сварки металлоконструкций именно на нашем заводе в лаборатории академика Вологдина. И после 1934 года, когда было построено первое цельносварное судно «Белорыбица», сварные технологии были переданы на другие верфи.

После войны на предприятии впервые была освоена технология применения алюминиево-магниевых сплавов, в 1960-х годах — технология применения маломагнитных сталей, которые затем были растиражированы на отечественных стапелях. Завод технологически все время находился и продолжает находиться на инновационном рубеже.

— Для строительства современных кораблей, а вы их поставили и на экспорт в 13 стран мира, нужно масштабное обновление верфей, мощностей. А это финансирование, которое отрасль не получает в полном объеме уже в течение десятка лет...

— Да, мы это понимали и еще до кризиса 2008 года вошли в федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса», что и позволило начать техническое перевооружение, реконструкцию и модернизацию производственных мощностей и существенно расширить линейку выпускаемой продукции. Безусловно, финансирование на ввод новых мощностей было выделено, поскольку реализовывались инвестиционные программы крупных российских и зарубежных заказчиков. Мы продолжаем расширять технологические возможности производства, увеличивать объемы выпуска военной и гражданской продукции, наращивать потенциал — и технологический, и кадровый. Созданы уникальные цеха, где оборудовано около ста принципиально новых с точки зрения инфраструктуры и технологий рабочих мест. Для формирования корпусов и крупногабаритных конструкций из композитных материалов нами освоен метод вакуумной инфузии, который позволил сократить длительность строительства заказов (сам материал и изделие из него создаются одновременно), улучшить качество и, что немаловажно, экологию. То есть, мы значительно сократили ручной труд и автоматизировали большинство производственных операций, повысив при этом производительность труда на 30%.

Сегодня наш завод благодаря модернизации — единственное российское судостроительное предприятие, в котором «под одной крышей» идет строительство кораблей и судов из четырех видов материалов: стеклопластика, маломагнитной и судостроительной стали и алюминиево-магниевых сплавов. Кроме того, мы создали новое опытное производство, где идет отработка дальнейших технологий, опытных ОКРов. Эта структура предприятия функционирует самостоятельно и обслуживает не только наши нужды, но нужды и внешних заказчиков.

Уже в обновленных цехах впервые в мире была успешно осуществлена заливка монолитного композитного корпуса корабля водоизмещением почти

1000 тонн, семьдесят метров в длину и высотой почти восемь метров. Это мировое достижение наших конструкторов и корабелов и новое слово в развитии неметаллических корпусных технологий в судостроении.

Внедрение высокотехнологичного оборудования и наукоемких технологий на предприятии при изготовлении конструкций из полимерных материалов, улучшило прочностные характеристики композитного материала в составе изделия. Технология вакуумной инфузии и КТМ сократили длительность изготовления конструкций, обеспечили практически полное отсутствие выбросов вредных веществ. Как следствие, на предприятии снизились расходы на очистку воздуха; расход растворителя для очистки инструментов; и в целом, что важно, повысилась экологическая безопасность рабочей зоны.

Мы планируем и дальше проводить работы по совершенствованию технологий изготовления стекло-пластиковых и углепластиковых конструкций. Ведь именно эти материалы в наибольшей степени подходят как для строительства современных боевых кораблей, которые должны сочетать высокую боевую нагрузку с хорошими скоростными качествами и защищенностью по физическим полям, так и для гражданских судов, главным конкурентным преимуществом которых будут более низкие эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и сервисное обслуживание. Инвестиционные проекты по модернизации производства и капитального строительства, по предварительным подсчетам, позволят нам увеличить годовой объем работ в 2020 году по сравнению с 2014 годом в 2,9 раза, рост производительности труда в 1,5 раза, рост фондовооруженности одного работающего в 3 раза, снижение затрат на один рубль выпущенной продукции на 13%.

Применение передовых технологий в сочетании с современными материалами позволят нам сократить отставание в области отечественного композитного судостроения от ведущих мировых производителей. Сегодня мы готовы сдавать два-три корабля в год, но уже с 2018 года после проведения модернизации производства сможем увеличить темпы вдвое.

Цех пластикового судостроения после реконструкции

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

— В этом году на Средне-Невском произошло несколько «знаковых» событий, важных не только для кораблестроителей завода, но и для российского флота. Что это за события?

— Закладка первого серийного противоминного корабля нового поколения для ВМФ РФ «Георгий Курбатов» — это, пожалуй, одно из важнейших событий года. Важно это потому, что серийное производство — жизнь для завода. Плюс ко всему этот корабль — совершенно новое направление в развитии минно-тральных сил отечественного флота. В апреле прошлого года мы подписали контракт с министерством обороны Российской Федерации на строительство серийных кораблей этого проекта, в соответствии с которым сдача кораблей запланирована на период с 2016 по 2018 гг.

В сегменте гражданского судостроения мы передали заказчику буксиры «Череповецкий металлург», «Стальной», «Сириус» и «Вега», построенные на предприятии для нужд одной из крупнейших в мире сталелитейных и горнодобывающих компаний ОАО «Северсталь». Это не просто суда, а целая барже-буксирная система. В скором времени будут сданы еще два буксира и у нас получается уже отработанный проект, строительство которого мы готовы продолжать.

Также на заводе продолжается достройка единственного в России катамарана из композитного материала, углепластика, способного вмещать 150 пассажиров и развивать скорость до 30 узлов. Такой катамаран призван заменить устаревшие суда на подводных крыльях, которые производились до 1991 г. В сравнении с этими судами более низкий вес корпуса позволяет снизить расход топлива и увеличить, таким образом, коммерческую эффективность судна при эксплуатации.

Важно отметить, что новые технологии мы применяем не только для строительства военной продукции, но и для гражданских судов.

— Эти изменения и реализованные инновационные проекты как-то связаны с амбициозными планами к концу 2016 года полностью перейти на отече-

Торжественная закладка корабля ПМО «Георгий Курбатов» для ВМФ РФ

ственные материалы? Ведь до сих пор вы работали на импортных. Кстати, почему? В Санкт-Петербурге очень мощная наука о материаловедении и вообще в сфере судостроения работает 40% проектных и научно-исследовательских организаций страны...

— Да, петербургские ученые создали мощнейшие наработки в этой области. В советское время все композитные материалы создавал и аттестовывал ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», и мы строили корабли долгое время, используя именно эти материалы. Но с переходом на новый инфузионный метод были вынуждены обратиться к импорту, так как сама технология быстрее развивалась за рубежом и именно на их материалах.

На сегодняшний день есть планы по переходу на отечественные композитные материалы. И до конца 2016 года мы планируем получить российские заменители под инфузию. Это касается и ткани, и смол, и заполнителей. Разумеется, под отечественные материалы придется адаптировать и саму технологию, чтобы сохранить высокое качество продукции, на это мы и выделяем два года. Уверен, что по российским материалам предложение будет только нарастать и импортозамещение даст свой результат.

Если говорить о спектре применения композитов, то он уже сегодня очень широк — их можно использовать и на транспорте, в ЖКХ, в строительстве, на производствах не судостроительного профиля. И сейчас многие предприятия переходят на применение изделий из ПКМ. Данные материалы имеют ряд преимуществ, например меньшую массу конструкций, большую жесткость, низкую теплопроводность, лучшую огнестойкость, отсутствие коррозии и т. д. В общем, обладают такими качествами, которые дают существенную экономию в эксплуатации, в том числе за счет увеличения жизненного цикла изделия.

— До санкций судостроители использовали в основном зарубежное комплектующее оборудование. Как сегодня вы решаете эту проблему?

— Во-первых, 80% нашей продукции — это военные корабли, которые оснащались в основном отечественными комплектующими. Зависимость от западных партнеров была небольшой. А то, что нам сейчас недоступно на рынках ЕС, мы закупаем у партнеров тех государств, кто с санкциями не связан. Но, конечно, надеюсь, что и внутренний рынок России будет в этих условиях развиваться, и мы перейдем на отечественную комплектацию. Для российской промышленности эти задачи поставлены.

— А как на вашем предприятии решается кадровый вопрос?

— Думаю, что немного есть предприятий ОПК, где средний возраст работников 43-45 лет. Причем, почти половина штата в возрасте — до 40 лет. Образовательный уровень персонала довольно высок: 57% специалистов и служащих имеют высшее образование, более 35% — среднее специальное образование, более

ю

о

CN

о

CN

h-

<

со О

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

60% рабочих имеют среднее специальное и 7% — высшее образование. Средняя заработная плата составляет около 55000 рублей.

Наша кадровая политика направлена на сохранение, укрепление и развитие имеющегося кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного обеспечить развитие предприятия, своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

Молодым перспективным специалистам и рабочим, зарекомендовавшим себя в работе и стремящимся повысить свою квалификацию (получить профильное высшее или второе высшее образование), оказывается материальная поддержка: субсидирование стоимости обучения за счет средств завода. В 2014 году за счет резервов предприятия было обучено (обучение смежным профессиям, подготовка, переподготовка, повышение квалификации) 520 рабочих и специалистов.

Также мы ввели такую практику как аренда жилья с дальнейшей передачей в собственность через жилищный кооператив и финансирование процентов по ипотеке для покупки квартир. Это и выгодно, и себя оправдывает. Но утверждать то, что у нас все в порядке, я бы не стал. Мы работаем в поселке Понтонный — это полтора-два часа езды из Санкт-Петербурга. Соответственно, есть некоторые ограничения по подбору специалистов. Кроме того, расширение производства требует существенного пополнения кадров. Я работаю директором с 2007 года, за это время коллектив вырос более чем в два раза. И будет расти дальше.

— Насколько ушел вперед мировой опыт судостроения по сравнению с российским? Или мы, как любят сегодня говорить, в тренде?

— Смотря с чем сравнивать. Если будем сравнивать композитные корабли длиною корпуса до 100 метров, такие как наша продукция, то аналогичные корабли делают единицы верфей в мире, и Средне-Невский завод в числе передовых.

Что касается в целом российского судостроения, я уверен — у него большие перспективы. Есть федеральная целевая программа «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», где определены приоритеты в области гражданского судостроения. Это, во-первых, развитие Северного морского пути, превращение его в международную транзитную магистраль и его эффективная эксплуатация. Во-вторых, безопасное освоение ресурсов Мирового океана, в первую очередь месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе. И третье — обеспечение транспортной доступности по внутренним водным путям для грузовых и пассажирских перевозок. Для этих целей необходимо построить более тысячи транспортных средств.

Сегодня российские научные центры, работающие на судостроительную отрасль, имеют новые разработки для развития и модернизации флота страны. Мы уже строим высокотехнологичные суда и конечно должны думать о том, какими они будут через десятилетия. Важно, чтобы новые идеи были востребованы и чтобы создавались современные верфи для реализации этих идей.

Татьяна ЗЕРНОВА

ю

о

о

< со

о

ФОНД СОДЕЙСТВИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ПРИЕМ ЗАЯВОК ПО ПРОГРАММЕ «СТАРТ-2015»

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере продолжает прием заявок по реализации 1-го этапа программы «Старт-2015». Заявки на первый этап реализации проектов принимаются от юридических и физических лиц.

Физические лица, подавшие заявку на конкурс, не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом. Физические лица (физическое лицо) в случае победы на конкурсе регистрируют предприятие, соответствующее критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, с которым и будет заключается договор (соглашение) о предоставление гранта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Конкурс проводится по следующим тематическим направлениям:

Н1. Информационные технологии.

Н2. Медицина будущего.

Н3. Современные материалы и технологии их создания.

Н4. Новые приборы и аппаратные комплексы.

Н5. Биотехнологии.

Подача заявок происходит в сети Интернет по адресу http://online.fasie.ru.

Прием заявок на вторую очередь конкурса «Старт-2015» осуществляется до 30 сентября 2015 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.