Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ: ОТ 80-х гг. ХIХ СТОЛЕТИЯ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ'

ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ: ОТ 80-х гг. ХIХ СТОЛЕТИЯ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита прав / защита трудовых прав / история трудового права / правовое регулирование в Российской империи / трудовое законодательство / трудовое право / protection of rights / protection of labor rights / history of labor law / legal regulation in the Russian Empire / labor legislation / labor law

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексей Яковлевич Петров

Рассмотрены актуальные вопросы истории защиты трудовых прав с 1880-х гг. до Октябрьской революции 1917 г. Сделан вывод о становлении ключевых форм защиты трудовых прав в рамках эволюции трудового законодательства Российской империи, связанной с бурным развитием капиталистических отношений в пореформенной России. На основе анализа нормативных актов, составляющих организационно-правовую основу деятельности Фабричной инспекции, эволюции местного и центрального управления государственным надзором в области трудовых отношений, выделены четыре исторических этапа в рамках рассматриваемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Protection of Labor Rights: from 1880s to the October Revolution

Topical issues of the history of the protection of labor rights from the 1880s to the October Revolution of 1917are considered. The conclusion is made about the formation of key forms of protection of labor rights in the framework of the evolution of the labor legislation of the Russian Empire, associated with the rapid development of capitalist relations in post-reform Russia. Based on the analysis of the regulations that form the organizational and legal basis for the activities of the Factory Inspectorate, the evolution of local and central management of state supervision in the field of labor relations, four historical stages have been identified within the indicated period.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ: ОТ 80-х гг. ХIХ СТОЛЕТИЯ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 340 йО!: 10.17277/ргауо.2023.02.рр.131-141

Рассмотрены актуальные вопросы истории защиты трудовых прав с 1880-х гг. до Октябрьской революции 1917 г. Сделан вывод о становлении ключевых форм защиты трудовых прав в рамках эволюции трудового законодательства Российской империи, связанной с бурным развитием капиталистических отношений в пореформенной России. На основе анализа нормативных актов, составляющих организационно-правовую основу деятельности Фабричной инспекции, эволюции местного и центрального управления государственным надзором в области трудовых отношений, выделены четыре исторических этапа в рамках рассматриваемого периода.

Ключевые слова: защита прав; защита трудовых прав; история трудового права; правовое регулирование в Российской империи; трудовое законодательство; трудовое право.

Алексей Яковлевич Петров, д-р юрид. наук, профессор, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия;

alexey.petrov@yandex.ru

ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ: ОТ 80-х гг. Х1Х СТОЛЕТИЯ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Введение

Специальный государственный орган надзора за исполнением фабрично-заводского законодательства впервые был создан Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах». Первоначальное его название - «Инспекция по надзору за занятиями малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» (а не «Фабричная инспекция»).

Статья 2 Закона от 1 июня 1882 г. предусматривала «для надзора за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих учредить особую инспекцию», то есть не устанавливалось, что образовывается Фабричная инспекция. Полномочия «особой инспекции» распространялись на фабрики, заводы и мануфактуры.

Инспекция была образована для надзора за исполнением законов, циркуляров и предписаний о труде. Вначале в полномочия данного органа входило только наблюдение за детским трудом в промышленных заведениях.

Основная часть

Закон от 1 июня 1882 г. определил полномочия фабричных инспекторов и устанавливал права и обязанности чинов Фабричной инспекции, обязывал владельцев и заведующих заводами, фабриками и мануфактурами допускать фабричных инспекторов и их помощников к осмотру заво-

дов, фабрик и мануфактур и производимых на них работ, а также предписывал оказывать чинам Фабричной инспекции содействие и исполнять их законные требования.

На Фабричную инспекцию было возложено, в частности:

1) наблюдение за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих и посещением ими начальных училищ;

2) попечение об учреждении особых школ для первоначального обучения малолетних рабочих, а также о приспособлении для этой цели существующих народных училищ, при содействии, в необходимых случаях, местного учебного начальства;

3) составление при участии чинов местной полиции протоколов о нарушениях упомянутых постановлений и передача таких протоколов в надлежащие судебные установления;

4) обвинение в суде виновных в совершении означенных проступков.

Первая Фабричная инспекция была создана в количестве пяти человек, которые осуществляли наблюдение за исполнением постановлений о занятости малолетних рабочих.

Фабричный инспектор - это новый субъект на фабрике - должен был ввести новые подходы в отношения между хозяевами и рабочими, установить новый примирительно-посреднический, договорной порядок регулирования трудовых отношений.

Фабричные инспекторы посредством реализации посреднических функций, таких как оптимизация процесса переговоров, поиск взаимоприемлемых решений, надзор за исполнением правил взаимоотношений между фабрикантами и рабочими, сумели качественно улучшить условия труда и быта фабричных рабочих. Факт создания Фабричной инспекции послужил правовой регламентации государственного контроля (надзора) за производством, а применение посреднических функций - разработке новых законов об инспекции и охране труда.

Посредничество через общий контроль (надзор) за исполнением фабричного законодательства определяло взаимные отношения фабрикантов и рабочих. По содержанию посредническая деятельность фабричного инспектора практически сводилась к рассмотрению дел, связанных с жалобой, - заявления о нарушении прав, установленных законами, и просьб, а также заявления о взаимных недоразумениях такого рода, которые законами не регулировались.

Фабричная инспекция была учреждением, которое собирало и рассматривало жалобы, разрешало трудовые конфликты между фабрикантами и рабочими. Рабочие часто обращались к фабричному инспектору как своему защитнику. Инспектор обладал правом дисциплинарного наказания в отношении работников местной администрации вплоть до возбуждения уголовного дела.

Кроме обязанностей, установленных Законом от 1 июня 1882 г., по надзору за применением данного нормативно-правового акта (НПА) главный инспектор установил еще дополнительные полномочия инспекторам для облегчения дальнейшей надзорной деятельности. Главный инспектор ставил в обязанность инспекторам сбор как можно более полных сведений о различных видах деятельности в промышленности. Первые инспекторы

также должны были собирать сведения о порядке поступления на промышленные предприятия, продолжительности работы, праздничных днях на фабриках и принятых по этому факту обычаях, санитарной, пожарной обстановке не только в мастерских, но и в жилых помещениях.

Таким образом, Фабричную инспекцию следует назвать специальным учреждением контроля и надзора за соблюдением фабрично-заводского законодательства, имеющего посредническую специфику. В процессе введения Фабричной инспекции с посреднической направленностью начали обостряться отношения рабочих с фабрикантами. Действие закона не распространялось на заводы, фабрики и мануфактуры, принадлежащие казне и правительственным установлениям, и на ремесленные учреждения (пп. 6 п. 2 Закона). В таких заведениях надзор за работой малолетних и их обучением возлагался на тех должностных лиц, которые осуществляли управление ими. В дальнейшем происходит расширение полномочий и увеличение обязанностей инспекторов, что было связано с принятием нового фабрично-заводского законодательства и поэтапным распространением их на все большее число губерний с одновременным увеличением штатной численности инспекции.

12 июня 1884 г. был принят Закон «О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, о продолжительности их работы и о Фабричной инспекции», определивший правовую основу деятельности российской Фабричной инспекции, специализированного органа надзора - прообраз современной инспекции труда (в промышленной сфере) [2], при этом превратив Фабричную инспекцию из органа по надзору за работой и обучением малолетних в орган, носивший административно-полицейский характер.

26 февраля 1885 г. были приняты: «Инструкции чинам Фабричной инспекции» и «Правила для фабрикантов», которые позволили инспекции перейти к практической деятельности в качестве блюстителя закона и распоряжений.

3 июня 1886 г. издается Высочайше утвержденное мнение Государственного совета «По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов Фабричной инспекции» [4].

Этим нормативно-правовым актом впервые специальный надзорный орган был назван Фабричной инспекцией. Закон предусматривал создание Губернских по фабричным делам Присутствий - административного органа по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области трудовых отношений, а также по изданию подзаконных нормативных правовых актов.

Законом 1886 г. значительно расширились полномочия фабричных инспекторов. Помимо обязанностей по надзору за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих фабричным инспекторам поручалось:

1) наблюдение за исполнением рассматриваемых Правил и обязательных постановлений, издаваемых Губернскими по фабричным делам Присутствиями;

2) рассмотрение и утверждение правил внутреннего распорядка фабрики, например, наблюдение за пользование квартирами, столовыми и другими заведениями от фабрики, табелей нарушений, за которые рабочий мог быть оштрафован;

3) «возбуждение преследования», то есть составление протокола о нарушении Правил о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих, а также поддержание обвинения в суде. Исполнение обязанности по поддержанию обвинения могло быть поручено чинам полиции;

4) «принятие мер к предупреждению споров и недоразумений между фабрикантами и рабочими путем исследования на месте возникших неудовольствий и миролюбивого соглашения сторон».

Закон 1886 года и, соответственно, надзор за его исполнением Фабричной инспекцией не распространялись на горные заводы и промыслы. Данные производства подпадали под надзор горнозаводских Присутствий, на которые были возложены функции фабричных инспекторов.

Следовательно, Закон 1886 г. возложил на Фабричную инспекцию новые функции, вследствие чего ее деятельность расширилась и распространилась, в том числе на сферу предупреждения возможных споров и столкновений между нанимателями и рабочими.

Данным законом были утверждены правила, которые просуществовали до 1913 г., после чего их нормы были включены в Устав о промышленном труде.

Итак, правовую основу Фабричной инспекции заложили три закона:

1) «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах»;

2) «О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, о продолжительности их работы и о Фабричной инспекции»;

3) «О найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих».

14 марта 1894 г. было Высочайше утверждено мнение Государственного совета «О преобразовании Фабричной инспекции и должностей Губернских Механиков и о распространении действия правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих», которым было произведено объединение Фабричной инспекции и фабричных механиков в единый орган.

Статьей 8 Закона от 14 марта 1894 г. были предусмотрены должности фабричных инспекторов, на которых возлагались обязанности по надзору за исполнением постановлений о паровых котлах, то есть в обязанности фабричных инспекторов была введена функция технического надзора. Исследованию фабричными инспекторами подлежали вопросы технической безопасности производств, их санитарно-гигиенического состояния, анализ причин травматизма и несчастных случаев на производстве. «Устранение опасных и вредных для рабочих условий труда составляет весьма важную задачу в деятельности инспекции» [2, 6].

При обнаружении в ходе инспекционных осмотров в промышленных заведениях условий труда, которые могли угрожать жизни и здоровью рабочих, фабричный инспектор обязан был давать подробные разъяснения о мерах по устранению замеченных недостатков. Одновременно с этим он представлял свое заключение с предложениями по принятию законода-

тельных актов (постановлений) по устранению тех или иных недостатков и условий, которые влекли за собой опасность для жизни и здоровья рабочих.

В связи с изменением функций фабричных инспекторов Министерство финансов 11 июня 1894 г. издало новый Наказ чинам Фабричной инспекции [4]. Наказ определил основные функции фабричных инспекторов.

К ранее имеющимся функциям были добавлены:

- надзор за исполнением правил о работе паровых котлов, производство их испытаний;

- сбор, проверка и составление статистических сведений об имеющихся в их районе промышленных предприятиях;

- исполнение поручений губернского или областного начальства по осмотру и описанию фабрик и заводов, освидетельствованию паровых машин и котлов, составлению описей и оценок фабричных заведений;

- контроль за поступлениями в казну сборов с паровых котлов;

- возбуждение дел о неуплате этих сборов, составление протоколов;

- надзор за соблюдением на фабриках и заводах «должного благоустройства и порядка»;

- наблюдение за исполнением фабрикантами и рабочими правил, определяющих их обязанности и взаимоотношения между ними, и др.

Согласно Закону от 14 марта 1894 г., фабричные округа и должности окружных фабричных инспекторов были упразднены. Этим же НПА на инспекцию был возложен контроль над безопасностью эксплуатации паровых котлов, а также производством испытаний этих котлов.

Фабричная инспекция была низведена до роли «промышленной полиции», на которую возлагались меры «по предупреждению споров и недоразумений, восстановлению правильного течения фабричных дел» и обязанность следить за антиреволюционной деятельностью среди рабочих [1].

Реформатор Фабричной инспекции С. Ю. Витте отмечал, что Фабричная инспекция относилась и относится к интересам рабочих и фабрикантов вполне объективно и только в надлежащих случаях защищает рабочих от несправедливостей эксплуатации их труда некоторыми фабрикантами и капиталистами. Инспекторат играл важную роль по реализации правовых норм на фабриках и заводах, сбору статистических сведений и посредничеству [3, с. 240].

2 июня 1897 г. был принят Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Для исполнения норм данного Закона на чинов Фабричной инспекции возлагались еще и обязанности по надзору за исполнением правил о продолжительности трудового времени и перерывов в работе.

Закон от 7 июня 1899 г. «О некоторых изменениях Устава о промышленности и об утверждении положения о Главном по фабричным и горнозаводским делам Присутствии и дополнительных штатов департамента торговли и мануфактур, Фабричной инспекции и окружной Фабричной инспекции» завершил организацию систем надзора Фабричной инспекции. С этого времени Закон распространялся и на горнозаводские предприятия (вместо горного надзора).

На Присутствие возлагались:

- наблюдение за правильным применением законов и соблюдением на фабриках и заводах порядка и благоустройства;

- издание инструкций, наказов и правил в развитие действующего законодательства по вопросам найма рабочих, продолжительности и распределения рабочего времени, охраны жизни и здоровья и нравственности рабочих, взаимоотношений рабочих и промышленников [8];

- разработка и издание общих правил по технике безопасности и мерам по оказанию медицинской помощи;

- рассмотрение жалоб на постановления Губернских (областных) по фабричным и горнозаводским делам Присутствий и других вопросов по представлению министров финансов, внутренних дел, военного, земледелия и государственных имуществ;

- обязанности по разрешению сомнений по применению распоряжений и узаконений, принятых Присутствием;

- обязанности по обсуждению предложений соответствующих министерств (внутренних дел, военного, финансового и т.д.) в рамках своей компетенции.

Таким образом, на основании Закона от 7 июня 1899 г. контрольно-надзорные органы подверглись заметным преобразованиям.

Новый Наказ чинам Фабричной инспекции был принят 9 февраля 1900 г. Наказы определяли права и обязанности инспекторов. Фабричная инспекция также руководствовалась циркулярами и разъяснениями министра финансов (с 1905 г. - министра торговли и промышленности) и обязательными постановлениями фабричных присутствий. Формально они были обязательны только для чинов Фабричной инспекции.

Вместе с тем некоторые предприятия (казенные ведомства) не подлежали действию правил о надзоре.

С 1900 г. заметна правозащитная деятельность прокурора в гражданском процессе, которая заключалась в обращении в суд с заявлением в интересах лиц, не пользующихся полной гражданской правоспособностью, безвестно отсутствующих (ст. 1451, 1460.13, 1776 Устава гражданского судопроизводства). Прокурор при рассмотрении судом дел по его заявлениям выступал с заключением (ст. 1457, 1460.17, 1652 Устава), обжаловал судебные постановления (ст. 1460.21 Устава).

Согласно Уставу гражданского судопроизводства, прокурор был в числе участников гражданского судопроизводства по трудовым делам. Общий порядок участия прокурора в заседаниях судов второй и надзорной инстанций по названным категориям дел предусматривал его право выступать с заключениями об обоснованности жалоб сторон, то есть прокурор надзирал за законностью решений судов по делам о защите трудовых прав граждан в общем порядке [7].

С 1 июня 1903 г. Законом «Об утверждении правил о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» на фабричных инспекторов были возложены обязанности по расследованию жалоб потерпевших о вознаграждении вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, утверждение соглашений между сторонами о вознаграждении, составление и выдача сторонам актов в случаях недостижения ими соглашения и др. [6].

Закон от 10 июня 1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» предоставлял фабрикантам права разрешать рабочим выбирать из своей среды старост. Староста признавался уполномоченным выбравших его работников и заявлял управлению предприятия, Фабричной инспекции, местным органам власти о нуждах и ходатайствах, касающихся условий найма. Он был вправе для обсуждения дел собирать рабочих, его избравших, в месте и в определенное время, по указанию управления предприятием.

Сущность Закона сводилась к предоставлению фабрикантам права разрешать своим рабочим выбирать особых старост для сношения с властями и фабричной администрацией по делам, возникающим в сфере трудовых отношений. Это создавало нормативную правовую основу для легализации деятельности выборных представителей рабочих.

Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату от 4 марта 1906 г. о Временных правилах об обществах и союзах определил правовое положение профсоюзов. Временные правила предусматривали, что право искать и отвечать на суде предоставлялось лишь тем обществам, кои зарегистрированы в установленном порядке на основании особого устава. Профессиональные общества имели целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие производительности принадлежащих им предприятий. В частности, профессиональные общества могли ставить себе целью:

а) изыскание способов к устранению, посредством соглашения или третейского разбирательства, недоразумений, возникающих на почве договорных условий между нанимателями и нанимаемыми;

б) выяснение размеров заработной платы и других условий труда в различных отраслях промышленности и торговли;

в) выдачу пособий своим членам;

г) оказание содействия по приисканию работы или рабочих рук;

д) оказание юридической помощи своим членам.

Временными правилами признавалось, что цель профессиональных союзов заключается в выяснении и согласовании экономических интересов, улучшении условий труда своих членов, однако запрещалось соединение двух или нескольких профессиональных обществ в союз. Временные правила распространялись как на объединения работников, так и на объединения работодателей.

В апреле 1906 г. Министерство торговли и промышленности Российской империи разработало законопроект о промышленных судах и представило его Особому совещанию по рабочему вопросу [8]. Суды должны были создаваться на паритетных началах (половина заседателей избирается рабочими из своей среды, другая - предпринимателями) при нейтральном председателе, утвержденном Сенатом. В юрисдикцию этих судов входили споры между рабочими и работодателями на основании договора найма труда. Однако данный законопроект не был внесен в Государственную думу.

В июне 1908 г. был принят Закон о фабричных старостах. Согласно Закону, старосты должны были проводить собрания рабочих своего разряда (в разрешенное время) в целях выяснения недоразумений, претензий с тем, чтобы затем изложить их администрации.

В проекте Гражданского уложения 1910 г. была предусмотрена глава «О способах охранения прав».

В соответствии со ст. 99 законопроекта «каждому дозволяется необходимая оборона, как для собственной своей защиты, так и для защиты других лиц от противозаконного посягательства на личность и имущество». Вред, причиненный кем-либо в пределах необходимой обороны против незаконного посягательства на личность или имущество его самого или других лиц, не подлежал возмещению.

В статье 100 законопроекта предусматривалось положение о крайней необходимости: «Не вменяется в вину нанесение вреда... если оно было необходимо для отражения грозившей от них кому-либо опасности». Разница между необходимой обороной и дозволенной защитой в состоянии крайней необходимости заключалась в том, что в первом случае причинивший вред освобождался от ответственности, поскольку действие нападавшего являлось противозаконным посягательством. Во втором - лицо, причиняя вред чужому имуществу с целью предотвратить вредные для себя последствия, несмотря на дозволенность такой самозащиты, действовало для своей выгоды, поэтому обязано было вознаградить ни в чем не повинного собственника имущества.

В ст. 101 законопроекта закреплялось право самопомощи. Так, лицу, которому грозила опасность лишиться возможности осуществить принадлежащее ему право и которое притом не имело возможности получить своевременно помощь от местной власти, дозволялось задержание вещей лица, обязанного для понуждения его к исполнению обязательства, а равно и задержание самого обязанного лица, если это необходимо для установления его самоличности. Условием правомерности самопомощи являлась невозможность получения своевременной помощи от власти.

В 1913 г. НПА, регулирующие деятельность Фабричной инспекции, были сведены в гл. 3 «О Фабричной инспекции» Устава о промышленном труде (УПТ). На инспекцию было возложено наблюдение за исполнением фабрикантами и рабочими правил, определяющих их обязанности и взаимные отношения, постановлений о занятиях малолетних рабочих и за организацией для них начального обучения, а также за работой несовершеннолетних и женщин.

В случае нарушений, совместно с местной полицией, составлялись протоколы, передаваемые затем в суд, где фабричные инспекторы в установленных случаях должны были поддерживать обвинение. Инспекция надзирала за исполнением правил о паровых котлах, а также за производством испытаний этих котлов. На инспекцию была возложена обязанность по собиранию, проверке и предварительной сводке статистических сведений о промышленных заведениях. Фабричные инспекторы рассматривали и утверждали таксы, табели, расписания и правила внутреннего распорядка, утверждаемые фабричными управлениями, следили за наличием в местах выполнения работы правильно идущих часов.

Особую важность представляли правила УПТ по предупреждению споров и недоразумений между фабрикантами и рабочими путем исследования на месте возникших неудовольствий и миролюбивого соглашения сторон, то есть превентивные меры.

Заключение

Итак, история правового регулирования деятельности Фабричной инспекции проходила четыре основных этапа:

- 1 этап (с 1 июня 1882 г. до 3 июня 1886 г.) - принятие НПА, определяющих правовой статус инспекции;

- 2 этап (с 3 июня 1886 г. до 14 марта 1894 г.) - осуществлялась детальная правовая регламентация, расширялись полномочия Фабричной инспекции и совершенствовалась ее структура;

- 3 этап (с 14 марта 1894 г. до 30 мая 1903 г.) - происходила реорганизация (трансформация) Фабричной инспекции;

- 4 этап (с 30 мая 1903 г. до 7 ноября 1917 г.) - оформлялся институт Фабричной инспекции как орган надзора, уполномоченный защищать трудовые права рабочих [8].

В истории правового регулирования Фабричной инспекции отдельные исследователи выделяли и иные этапы [9]:

- 1882 - 1884 гг. - становление института Фабричной инспекции;

- 1884 - 1894 гг. - этап экспериментальной (в границах нескольких губерний) проверки закона о правилах надзора за взаимоотношениями рабочих и фабрикантов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1894 - 1899 гг. - этап реорганизации Фабричной инспекции, превращение ее в реальный развитый механизм участия государства в фабричной жизни;

- 1899 - 1903 гг. - этап постепенного подчинения Фабричной инспекции местной административной власти, завершившийся прямым подчинением инспекторов губернаторской власти [5];

- 1903 - 1905 гг. - предреволюционный этап истории Фабричной инспекции, уже подчиненной губернаторам, появление новой формы объединения фабричных инспекторов - съезда [4].

Важно отметить, что Фабричная инспекция, созданная в Российской империи, основывалась на принципах: законности; профессионализма; назначаемости; публичности.

Фабричная инспекция являлась государственным органом; ее деятельность распространялась на отдельные регионы Российской империи и лишь на часть хозяев (владельцев) предприятий.

В период правления Временного правительства было принято несколько правовых актов (в том числе нормативных), связанных с вопросами защиты трудовых прав. Так, 10 марта 1917 г. было достигнуто соглашение между Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом заводчиков и фабрикантов об учреждении, с одной стороны, заводских (местных) примирительных камер (Устав от 22 апреля 1917 г.), и, с другой - Центральной примирительной камеры для всех профсоюзов Петрограда (Устав от 31 марта 1917 г.). Эти камеры формировались на паритетных началах рабочими и предпринимателями. Решение заводских камер могло быть обжаловано в Центральной примирительной камере, решение которой было обязательно для спорящих сторон.

В это время Временное правительство подготовило законопроект о примирительных учреждениях, согласно которому примирительно-

посреднические процедуры объявлялись добровольными и обращение в них осуществлялось по соглашению сторон.

Постановлением Временного правительства «О собраниях и союзах» от 12 апреля 1917 г. предусматривалось, что все без исключения российские граждане имеют право, без особого на то разрешения, образовывать общества и союзы в целях, не противных уголовным законам.

В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах, создаваемых для разрешения трудовых споров. Примирительные камеры формировались на паритетных началах из представителей от рабочих и предпринимателей. Если примирительная камера не могла разрешить трудовой спор, то дело передавалось в третейский суд, создаваемый на паритетных началах.

Проект закона Временного правительства о стачках предоставлял российским рабочим право на забастовку. Разрешение конфликтов рабочих и предпринимателей должно было осуществляться посредством учреждения государством обязательных третейских судов. При этом наличие третейского суда не препятствовало тому, чтобы в коллективном договоре были предусмотрены какие-либо другие учреждения для рассмотрения трудовых споров.

Список литературы

1. Бриль Г. Г., Корняков А. А. Правовое регулирование прокурорского надзора в пореформенной России, вторая половина Х1Х века // История государства и права. 2008. № 2. С. 25 - 27.

2. Васильев Д. А. Фабричное законодательство России конца XIX - начала XX вв.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. М., 2001. 22 с.

3. Витте С. Ю. Воспоминания: в 3 томах. Т. 2. Таллин; М.: Скиф-Алекс, 1994. 665 с.

4. Володин А. Ю. Фабричная инспекция в России (1882 - 1914): государственное учреждение, личный состав, посредническая деятельность: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2006. 26 с.

5. Корф С. А. Административная юстиция в России. Кн. 1 - 3. Кн. 1. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. Санкт-Петербург: тип. Тренке и Фюсно, 1910. VIII, 528 с.

6. Литвинов-Фалинский В. П. Ответственность предпринимателей за увечья и смерть рабочих по действующим в России законам. Санкт-Петербург: паровая типо-лит. И. Г. Гершуна, 1899. X, 284 с.

7. Шобухин В. Ю. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России // История государства и права. 2007. № 14. С. 15 - 18.

8. Таль Л. С. Очерки промышленного рабочего права. Изд. 2-е, значит. доп. М.: Моск. науч. изд-во, 1918, 224 с.

9. Ташбекова И. Ю. Правовое регулирование деятельности Фабричной инспекции в России в конце ХК - начале ХХ в.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2006. 27 с.

References

1. Bril' G.G., Kornyakov A.A. [Legal regulation of prosecutorial supervision in post-reform Russia, the second half of the 19th century], Istoriya gosudarstva i prava [History of State and Law], 2008, no. 2, pp. 25-27. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Vasil'yev D.A. Extended abstract of Candidate's of Legal thesis: 12.00.05. Moscow, 2001, 22 p. (In Russ.)

3. Vitte S. Yu. Vospominaniya [Memoirs], In 3 vol., vol 2. Tallin; Moscow: Skif-Aleks, 1994. 665 p. (In Russ.)

4. Volodin A.Yu. Extended abstract of Candidate's of History thesis: 07.00.02. Moscow, 2006. 26 p. (In Russ.)

5. Korf S.A. Administrativnaya yustitsiya v Rossii [Administrative justice in Russia], In book 1-3. Book 1. Ocherk istoricheskogo razvitiya vlasti nadzora i administrativnoy yustitsii v Rossii [Outline of the historical development of the power of supervision and administrative justice in Russia], Sankt-Peterburg: tip. Trenke i Fyusno, 1910. VIII, 528 p. (In Russ.)

6. Litvinov-Falinskiy V.P. Otvetstvennost' predprinimateley za uvech'ya i smert' rabochikh po deystvuyushchim v Rossii zakonam [Responsibility of entrepreneurs for injury and death of workers under the laws in force in Russia], Sankt-Peterburg: parovaya tipo-lit. I.G. Gershuna, 1899. X, 284 p. (In Russ.)

7. Shobukhin V.Yu. [The emergence and historical development of prosecutorial supervision in Russia], Istoriya gosudarstva i prava [History of State and Law], 2007, no. 14, pp. 15-18. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Tal' L.S. Ocherki promyshlennogo rabochego prava [Essays on industrial working law], Izd. 2-ye, znachit. dop. Moscow: Mosk. nauch. izd-vo, 1918, 224 p. (In Russ.)

9. Tashbekova I.Yu. Extended abstract of Candidate's of Legal thesis: 12.00.01. Moscow, 2006. 27 p. (In Russ.)

The History of Protection of Labor Rights: from 1880s to the October Revolution

A. Ya. Petrov, Dr. Sci. (Law), Professor, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia;

alexey.petrov@yandex.ru

Topical issues of the history of the protection of labor rights from the 1880s to the October Revolution of 1917are considered. The conclusion is made about the formation of key forms of protection of labor rights in the framework of the evolution of the labor legislation of the Russian Empire, associated with the rapid development of capitalist relations in post-reform Russia. Based on the analysis of the regulations that form the organizational and legal basis for the activities of the Factory Inspectorate, the evolution of local and central management of state supervision in the field of labor relations, four historical stages have been identified within the indicated period.

Keywords: protection of rights; protection of labor rights; history of labor law; legal regulation in the Russian Empire; labor legislation; labor law

© А. Я. Петров, 2023 Статья поступила в редакцию 25.01.2023

При цитировании использовать:

Петров А. Я. История защиты трудовых прав: от 80-х гг. Х1Х столетия до Октябрьской революции // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 2. С. 131 - 141. doi: 10.17277/pravo.2023.02.pp.131-141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.