Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ'

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ЖИВОПИСЬ / МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ / ЯН ВАН ЭЙК / ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харахады М.А.

: в данной статье затронуты основные этапы развития истории нидерландской живописи XV-XVI веков. Содержатся сведения о творчестве самых известных художников Северного Возрождения. Отмечены сходства и различия между искусством периодов Северного и Итальянского Ренессанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ»

УДК 7.034(492)

Харахады М.А.

студентка IV курса очной формы обучения факультета «Истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы» кафедры декоративного искусства.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи

Якубова» (Симферополь, РФ)

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИВОПИСИ В НИДЕРЛАНДАХ

Аннотация: в данной статье затронуты основные этапы развития истории нидерландской живописи ХУ-ХУ1 веков. Содержатся сведения о творчестве самых известных художников Северного Возрождения. Отмечены сходства и различия между искусством периодов Северного и Итальянского Ренессанса.

Ключевые слова: Северное Возрождение, живопись, масляная живопись, Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший.

В Нидерландах в XV-XVI веках возник самый яркий (после Италии) очаг европейского искусства, названный позднее Северным Возрождением. Именно здесь итальянские влияния сплавились воедино с самобытными готическими традициями северных земель. Живопись стала наиболее интересным и важным проявлением культуры этой маленькой страны. Глубокий интерес к личности, к её облику и характеру сближает художников Итальянского и Северного Возрождения, но у нидерландцев люди не всемогущие титаны, как у итальянских гениев. Северяне ценят в них привычные человеческие черты, не стремясь идеализировать изображаемого (это очень ярко выражено в портретах Ян ван Эйка, Робера Кампена и других). Художники Нидерландов умели с удивительной свежестью передать тысячи вещей и явлений природы, неповторимость индивидуального облика людей. Чисто практическим путём овладели они приёмами построения пространства, научились понимать роль цвета и

света, что помогло им изображать тончайшие свойства предметов, а также насыщенную солнечным светом атмосферу.

Нидерландские художники XV века преимущественно расписывали алтари, писали портреты и станковые картины по заказам богатых горожан. Они любили сюжеты Рождества и Поклонения младенцу Христу, нередко перенося религиозные сцены в реальную жизненную обстановку. Наполняющие эту обстановку многочисленные предметы быта для человека той эпохи заключали важный символический смысл. Мастера уделяли большое внимание к деталям, тщательно, с любовью выписывали фактуры предметов, мельчайшие детали интерьера. Важно также упомянуть и про особое отношение северных художников к изображению природы. Таких удивительно красивых пейзажей, показанных как бы с высоты птичьего полёта, производящих космическое впечатление, вы не найдёте у итальянских художников [1].

Началом Возрождения в стране, располагающиеся севернее от итальянских Альп, принято считать творчество Ян ван Эйка. Нидерландский живописец является одним из первых в Европе выдающихся портретистов. В его творчестве жанр портрета приобрел самостоятельность. Кисти ван Эйка принадлежит уникальное произведение этого жанра - «Портрет четы Арнолъфини» (Рис.1), который принято считать первым парным портретом в европейской живописи. Кроме того, по мнению итальянского живописца, архитектора и писателя Джорджо Вазари, Ян ван Эйк - и есть тот «мастер», открывший технику масляной живописи. Его работы на столетия вперёд определили пути развития нидерландского искусства, своеобразие его национального характера, художественные средства и возможности [3].

Рис.1. Ян ван Эйк ««Портрет четы Арнольфини»

Вершиной нидерландского Ренессанса стало творчество Питера Брейгеля Старшего. Многие картины этого живописца и графика имеют очень глубокий смысл, который невозможно уловить при беглом осмотре произведений. В картинах хранятся множество тайн и загадок; каждая деталь имеет символическое значение. Питер Брейгель Старший - создатель многолюдных полотен. Представители сельских низов, простые люди, горожане, нищие становятся главными героями его работ [2].

Изобразительные приемы, открытые нидерландскими мастерами, пережили не только эпоху Возрождения, но и шагнули далеко за рамки страны, оказав влияние на искусство соседней Германии и даже Италии. Нидерландские живописцы с любовью изображали тот мир, который их окружал: без помпезности, без богатых украшений, без канонически идеализированных изображений людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бенеш О. Искусство северного Возрождения / Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. — 304 с.

Дирк де Вос. Нидерландская живопись. Шедевры старых мастеров / Дирк де Вос. - М.: Белый город, 2002. - 216 с.

Никулин, Н. Ян Ван Эйк / Н. Никулин. - М.: Искусство, 1959г. - 46 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.