Научная статья на тему 'История зарождения и развития ашикской поэзии'

История зарождения и развития ашикской поэзии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АШИКСКАЯ ПОЭЗИЯ / АШИК / АШИКЛАМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бейтуллаева М.Ю.

Бейтуллаєва М. Ю. Історія зародження та розвитку ашикської поезії / М. Ю. Бейтуллаєва // Ученые записки Таврического национального университета имени В. І. Вернадського. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2013. Т. 26 (65), № 2. С. 105-110.Одним з основних літературних напрямків в турецькій літературі є ашикська поезія. Цей літературний вид зародився на території Туреччини в 15 столітті. Джерелом ашикської поезії стала усна турецька література. Усі твори даного літературного напрямку виконувалися під саз. Письменників, представників ашикської поезії називали «ашиками». Сам процес написання та виконання називався «ашиклама». Як і всі інші напрямки в літературі, ашикська поезія мала особливості, які були властиві тільки їй.Ключові слова: Ашикська поезія, Ашик, Ашиклама.Beytullaeva M. Y. The origin and development of Ashik poetry / M. Y. Beytullaeva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. Series: Philology. Social communications. 2013. Vol. 26 (65), No 2. P. 105-110.Ashiq poetry is a branch of national literature of Turkey that appeared in 15th century.109Ashiqs gave their knowledge from teacher to follower, from one generation to another. The peculiarity of ashik poets lies in the fact they didn’t prepare the declamation of their poems, but improvised it.Each poem consists of quatrain. In the very beginning the poems had only oral form, but later it was writ-ten by its followers in a book called Jonk.Important is the fact, the poetry is based on religion, customs and traditions of Turks at that time.Ashiks produced their poems to the accompaniment of saz. The process of producing is called ashiklama. Ashik poetry can be considered as the continuation of oral literature after Turks had converted to Islam. It should be noted, in the 11th century Persian became an official language of the Seljuk Empire, built by Sultan Melikshah. That is the reason there were not much works in Turkish language. Still some of them were writtenin Oguz dialect.Starting with the 9th century when the Turks converted to Islam the literature got religious character.The main topics rose in the poetry are: nature, people, love, heroism, etc. Among the main representatives are Ashik Omer, Gevhery and Dertly. They began to write using Divan method and then turned to Ashiklama, still the influence of Divan is still there.The 16th century turned out to be the century of non-religious literature. The main famous poets of this direction are vizier Ahmed І Mehmet Pasha, Bahsı, Oksuz Dede, Köroğlu and other.In the 17th century Ashiks took part in Ottoman campaigns, and expressed their fillings in their literature.This is the reason Ashiks of that time were called «military poets».19th century was the century was characterized by the penetration Ashik poetry in Sultan palaces. Some of the sultans, such as Mahmoud ІІ supported the poets, while further generations made the poetry lose itspopularity. New era began for the poetry. Ashik no longer performed in palaces, they used literary cafes todeclaim their masterpieces, gathering large audience.Among the peculiarities of Ashik poetry we can name the following ones:Each poem consists of quatrains that were improvised; It existed in only oral form only. Still the main peculiarity in that the poems were declaimed accompanied by saz.Key words: Ashik poetry, Ashik, Ashiklama

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История зарождения и развития ашикской поэзии»

Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 26 (65), № 2. 2013 г. С. 105-110.

УДК 821.512.161-1

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АШИКСКОЙ ПОЭЗИИ

Бейтуллаева М. Ю.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского E-mail: muzine_160289@mail.ru

Одним из основных литературных направлений в турецкой литературе является ашикская поэзия. Данное направление зародилось на территории Турции в 15 веке. Источником ашикской поэзии явилась устная турецкая литература. Все произведения этого направления исполнялись под аккомпанимент саза. Писателей, представителей ашикской поэзии называли «ашиками». Сам процесс написания и исполнения назывался «ашиклама». Ашикская поэзия, как любое другое литературное направление имело свои особенности, которые были свойственны исключительно этому направлению.

Ключевые слова: ашикская поэзия, ашик, ашиклама.

Постановка проблемы. Ашикская поэзия играет одну из основных ролей в турецкой литературе. Она передавалась из поколения в поколение на протяжении многих веков, сумев сохранить свой первозданный вид. Ашикская поэзия, вобрав в себя особенности всех видов турецкой литературы, стала одним из уникальнейших направлений в турецкой литературе. Источниками данного направления стали: религия, культура и бытовая жизнь людей. Одной из основных особенностей ашик-ской литературы является то, что она исполняется под аккомпанемент саза. Актуальность проблемы и стрессы, с которыми встречается так часто современное общество, является результатом недостатка знания. Для стимуляции развития человеку необходимо читать. Литература для чтения должна быть интересной и качественной.

Ашикская поэзия вобрала в себя особенности всех видов и направлений турецкой литературы. Она несет важную информацию, необходимую для человека касательно его культуры, религии, истории, традиций и моральных ценностей.

Ашикская поэзия подобна некому путеводителю. Она помогает человеку узнать ближе самого себя и познать истину.

Результаты данного научного исследования направлены на более глубокое изучение проблем в данной сфере.

Цели:

-Изучить историю зарождения и развития ашикской поэзии.

-Исследовать основные составные ашикской поэзии.

-Выявить источники, послужившие зарождению данного литературного направления.

Методы, использованные в данном научном исследовании. В данном исследовании был использован метод наблюдения, а также исторической метод, при изучении материала, связанного с историей развития ашикской поэзии. При анализе и

БЕЙТУЛЛАЕВА М. Ю.

сопоставлении материала был использован аналитический метод. При подведении итогов был использован статистический метод исследования.

Данная статья содержит общее понимание ашикской поэзии, как направление турецкой литературы.

Одним из самых основных направлений турецкой литературы является ашик-ская поэзия. Она передается с поколения в поколение вот уже много лет. Ашикская поэзия берет свои истоки с первородной устной турецкой литературы. Она несет в себе основы культуры и примеры моральных ценностей. Большое влияние на ашик-скую поэзию оказали религия и быт.

Поэтов, которые являлись представителями данного направления, называли «ашиками» Сам процесс написания и воспроизведение своего детище в народе называли «ашиклама». Данный термин, применяется и в наше время в узких кругах.

На данное направление литературы большое влияние оказала религия. После принятия турками ислама, основной темой во всех произведениях стала религия, а именно выражения любви Всевышнему.

Источником ашикской поэзии явилась устная турецкая литература доисламского периода. Она зародилась в 15 веке и дошла до наших дней. Произведения в ашикской поэзии исполнялись под аккомпанемент саза. До принятия турками ислама, представителей данного направления в литературе называли «озанами», «баксы» и «камами». А после принятия ислама, их стали называть «ашиками» и «поэтами с сазом». А данную ветвь в литературе стали именовать как «ашикская поэзия». Ашикская поэзия состоит из стихотворений. Знания передавались от мастера-ашика ученику. И это являлось одной из основных отличительных черт данного направления литературы. Многие ашики даже не умели писать и читать, но владели невероятным талантом сочинять стихи и исполнять их под саз. Ашики воспитывались и учились всему у своих мастеров, затем, когда мастер определял их полную готовность, они покидали свои места пребывания, и отправлялись на поиски своей музы.

Свои умения ашики демонстрировали на специальных соревнованиях, в ходе которых определяли лучшего ашика. Основным критериев соревнования было то, что они устраивались в формате «бой один на один», при участии двух ашиков, которые должны были построить диалог в стихотворной форме под аккомпанемент саза. Наиболее талантливый и умелый был вознагражден. Чуть позже, ашикская поэзия стала переходить из устной формы уже и в письменную. Записывать ее стали ашики-ученики, которые уже владели грамотностью, в книгу, которую они назвали «джонк». Таким образом, это стало препятствовать постепенному исчезновению произведений.

Известный литератор Эрман Артун говорит об ашикской поэзии так: «ашикская поэзия - это плод суфийской мысли и Османского жития. Изначально она зародилась и развивалась как религиозно-суфийское направление, затем по некоторым социальным и политическим причинам она была видоизменена и предстала совсем в новом, неподражаемом виде» [1, 2-4].

Ашикская поэзия была своего рода продолжением устной литературы после принятия турками ислама. Так как, в 11 веке в Сельджукской Империи, воздвигнутой султаном Меликшахом, основным языком являлся персидский, не было произ-

106

ведений на турецком, в основном все произведения написаны на огузком наречии. Начиная с 9 века, как только турками был принят ислам и до периода Танзимат основным критерием всех произведений был их религиозный характер. И после принятия ислама, произведения также носили религиозный характер. Классическая ашикская поэзия несколько отличается от ашикской поэзии, которая подверглась некоторым культурным реформам, и не каждое ее произведение теперь носило именно религиозный характер.

Основными темами в ашикской поэзии были: природа, человек, любовь, героизм и т.п. В произведениях таких представителей ашикской поэзии как Ашик Омер, Гевхери и Дертли, которые начинали писать в стиле Диван и продолжили как аши-ки, заметно прослеживается влияние диванского направления. Хоть и в их произведениях нет ни диванской техники, ни духа, но ярко выделяется стихотворная форма, рифмовка и тематика диванского направления. Хоть и ашики уже не пишут в религиозном стиле, но влияние суфийской литературы все же дает о себе знать. Мысль произведений, вопросы жизни и смерти очень схожи с суфийской литературой. Ашиков можно разделить на две группы. В первую группу входили ашики, которые жили среди народа всю свою жизнь, в основном в деревнях, писали об их чувствах и мыслях. Это такие ашики как: до 17 века, Караджаоглан, Кайыкчы Кул Мустафа, Кёроглу, Джезаир, а начиная с 19 века, Дадалоглу, как самый известный. Во вторую группу входили ашики, проживавшие в центре, в столице, в больших городах, которые расположили к себе государственных служащих, и у которых было много привилегий. Это такие ашики как: Ашик Омер, Гевхери, Кятиби. Среди них были и те, кто не играл на сазе, но в основном все они играли.

16 век стал веком развития нерелигиозной литературы. Именно в это время появилось много известнейших поэтов данного направления, таких как: визирь Ахмеда I Мехмет Паша, Бахшы, Оксюз Деде, Кёроглу, Хаяли, Кул Чулха, Чырпанлы, Геда Муслу, Огуз Али и другие.

В 17 веке ашики стали принимать участия в Османских походах, и передавать все это в литературной форме. Их поэтому стали называть «военными поэтами». Это такие представители ашикской поэзии как: Кул Деведжи, Тымышварлы Ашик Хасан, Кятиби, Кайыкчы Кул Мустафа, Ашик Гевхери, Ашик Омер и отличавшиеся от них условиями проживания и воспитания ашики Караджаоглан и Эрджишли Эмрах.

Ашикская поэзия 18 века продолжало свое развитие в том же стиле, что и в предыдущее столетие. Но, в отличие от 16 и 17 веков, 18 век не мог похвастаться сильными поэтами. Важными именами этого столетия были: Ашик Шеми, Ходжа-оглу, Дервиш Муса, Равзи, Кабасакал Мехмед, Левхи, Шерми, Кыймети, Махтуми, Деруни, Ашик Сулейман и Кюшади.

19 век стал столетием проникновения ашикской поэзии во дворцы. Махмуд II способствовал тому, чтобы ашики обучались мастерству при дворе. Так продолжалось и при правлении Абдулязиза. Но после правления Абдульмеджида и Абдулязи-за ашикская поэзия стала терять свою популярность. Отныне, ашики больше не выступали при дворах. Теперь они выступали в литературных кафе, собирая публику и исполняя свои произведения. На праздник Рамазан и вечерами по пятницам они собирали большую публику.

107

БЕЙТУЛЛАЕВА M. Ю.

В 20 столетии продолжателями данного литературного направления стали: По-софлу Мюдами, Кагызмалы Хыфзы, Арданучлу Эфкяри, Байбутлу Джеляли, Шар-кышлалы Ашик Вейсель, Юсуфелили Хузури и Али Иззет.

Как и любое другое литературное направление, ашикская поэзия имела особенности, которые были свойственны только этому направлению. Рассмотрим эти особенности подробнее. Итак:

1.В ашикской поэзии все произведения писались исключительно четверостишиями.

2.Ашиком становились тот, кто учился этому у мастера, но был и другой способ. Издавна считалось, что ашиком становятся только после того, как увидят во сне фею и выпьют из ее чаши шербет или воду. Также, некоторые считали, что есть во сне виноград или гранат тоже является предзнаменованием.

3. Все ашики брали себе псевдоним.

4.Учения передавались только от мастера к ученику.

5.Для демонстрации умения и выявления наиболее талантливого из ашиков устраивались состязания, на которых двое ашиков садились друг напротив друга и сочиняли стихи экспромтом в виде вопроса-ответа. Сейчас можно встретить такой же стиль состязаний у рэп исполнителей.

6. Другим испытанием, которое проходили все ашики, являлось состязание под названием «Без губ». Здесь ашики должны были сочинять стихи не употребляя губных звуков б, п, в, м, ф. Между губами ашикам ставили иглу и так начиналось состязание.

7.Еще одна особенность ашикской поэзии - устраивать вечера загадок. Сочиняя загадки в стихотворной форме.

S. А самой основной особенностью ашикской поэзии является саз. Струнный инструмент, под аккомпанемент которого ашики исполняли свои произведения.

Выводы и перспектива. В ходе проделанной исследовательской работы было изучено и использовано большое количество материала, связанного с историей зарождения и развития ашикской поэзии. Также были выявлены основные источники, послужившие ее зарождению на территории Османской империи. Приведены основные особенности ашикской поэзии, а также ее основные представители на протяжении веков.

Литература

1. Erman Artun Adanali Açiklarin Çiirlerinde Kibris Bari§ Harekati / Artun Erman - Kibris: Araçtirmalari Dergisi, 199б. - 2-4 s. - ISBN 975б40389б

2.Ayhan Biçak Kültür Medeniyet Iliçkileri / Biçak Ayhan. - Ankara Türk Yurdu Yay, 199S. - 127-12S s. - ISBN 978975бб1190б

3. Ayhan Biçak Tarih Biliminde Tarih Bilincinin Yeri / Biçak Ayhan. - Istanbul: Toplumsal Tarih Yay, 199б. - 32 s. - ISBN 978975720б210

4.Carter Findley Tarihçinin Diyalektigi / Findley Carter. - Istanbul: Toplum Yay, 199S. - 57 s.

5.Carter Findley Tarihçinin Diyalektigi / Findley Carter. - Istanbul : Toplumsal Tarih Yay, 199S. - 57 s.

6.David Thomson Tarihin Amaci / Thomson David. - Izmir: Ege Üniversite Yay, 19S3. - 17s

7.Dogan Kaya Çairnameler. §ik Edebiyatina Giri§ / Kaya Dogan. - Biçkek: 2003. - 37-3S s - ISBN 97S97533S274S

S.Emine Yeniterzi Dîvân Çiirinde Na't / Terzi Emine. - Ankarа: Türkiye Diyanet Vakfi Yay, 1993. - 27 s. - ISBN 9753S90915

108

9.Emine Yeniterzi Edebiyatimizda Hz. Muhammed'in îsimleri ve Harflere Dair / Yeniterzi Emine. -Ankara: Dostluk Yay, 1993. - 8 s. - ISBN 9753890958

10. Enbiyâ, 21:107 [Электронный ресурс] .- Режим доступа: http: // www.kurantefsiri.com / kuran_tefsiri / / enbiya / enbiya_suresi_tefsiri.aspx?ayet=107

11.Ensar Aslan Çildirli Âçik Çenlik / Asian Ensar. - Ankara: Kalem Yay, 2007. - 354 s. - ISBN 9789750136320

12.Ensar Aslan Türk Halk Edebiyati / Aslan Ensar. - Ankara: Kalem Yay, 2000. - 84 s. - ISBN 9786055985103

13.Erman Artun Adana A^iklik Geleneginde Yigitleme / Artun Erman. - Adana: Epsilon Ofset, 2000. -295-296 s. - ISBN 9789759173845

14. Umay Günay Türkiye'de §ik Tarzi Çiir Gelenegi / Günay Umay. - Istanbul: Akçag Yayinlari, 1999. - 108 s. - ISBN 9789753382540

15.Erman Artun A§ik Edebiyati Metin Tahlilleri Mayis / Artun Erman. - Istanbul: Ye§il Yay, 2010. -96 s. - ISBN 9786054208517

16.Erman Artun §ik Esrarînin Vehhabi Destani / Artun Erman. - Elazig: Ayna Yay, 1999. - 105s. -ISBN 9799756403357

17.Erman Artun Âçiklik Gelenegi ve §ik Edebiyati / Artun Erman. - Istanbul: Kitabevi Yay, 2006. -90 s. - ISBN 9753383576

18.Erman Artun Âçiklik Gelenegi ve §ik Edebiyati / Artun Erman. - Istanbul: Kitabevi Yay, 200690 s. - ISBN 9753383576

19.Erman Artun Dini-Tasavvufî Halk Edebiyati / Artun Erman. - Ankara: Akçag Yayinlari, 2002. -45 s. - ISBN 6054208524

20.Erman Artun Dini-Tasavvufî Halk Edebiyati / Artun Erman. - Ankara: Akçag Yayinlari, 2002. -55 s. - ISBN 6054208524

21.Erman Artun Karacaoglan'in Çiirlerinin Kültür Kaynaklari / Artun Erman. - Çukurova: Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi, 2003. - 13s. - ISBN 9789759173845

22.Erman Artun Karacaoglan'in Çiirlerinin Kültür Kaynaklari / Artun Erman. - Çukurova: Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi, 2003. - 13s.-ISBN 9789759173845

23.Erman Artun Karacaoglan'in Çiirlerinin Kültür Kaynaklari / Artun Erman. - Çukurova: Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi, 2003. - 13s. - ISBN 9789759173845

24.Erman Artun Karacaoglan'in Çiirlerinin Kültür Kaynaklari / Artun Erman. - Çukurova: Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi, 2003. - 13s. - ISBN 9789759173845

25.Erman Artun 19.yy.Osmanli Dönemi Ortadogu'nun Sosyal Tarihine Bir Kaynak: §ik Esrari'nin Vehhabi Destani / Artun Erman. - Ankara: Ürün Yay, 2003. - 91s. - ISBN 9789759173845

26.Erman Artun Osmanli-Türk Kültüründe §ik Çiirinin Belirleyici Rolü / Artun Erman. - Adana: Epsilon Ofset, 2000. - 40s. - ISBN 9786055331061

27.Fuad Köprülü Edebiyat Ara^tirmalan / Köprülü Fuad. - Ankara: Türk Tarih Kurumu Yay, 1986. -268 s.

Бейтуллаева М. Ю. 1сторш зародження та розвитку ашиксь^ поезп / М. Ю. Бейтуллаева // Ученые записки Таврического национального университета имени В. I. Вернадського. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2013. - Т. 26 (65), № 2. - С. 105-110.

Одним з основних лггературних напрямюв в турецькш лiтературi е ашикська поезiя. Цей лггератур-ний вид зародився на територи Туреччини в 15 столгт. Джерелом ашиксьюм поезп стала усна турецька лггература. Усi твори даного лiтературного напрямку виконувалися пiд саз. Письменникiв, представникгв ашикськоï поезiï називали «ашиками». Сам процес написання та виконання називався «ашиклама». Як i всi iншi напрямки в лiтературi, ашикська поезш мала особливостi, якi були власт™ тiльки ïй.

Ключовi слова: Ашикська поезiя, Ашик, Ашиклама.

Beytullaeva M. Y. The origin and development of Ashik poetry / M. Y. Beytullaeva // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2013. -Vol. 26 (65), No 2. - P. 105-110.

Ashiq poetry is a branch of national literature of Turkey that appeared in 15 th century.

109

BEMTYnnAEBA M. V.

Ashiqs gave their knowledge from teacher to follower, from one generation to another. The peculiarity of ashik poets lies in the fact they didn't prepare the declamation of their poems, but improvised it.

Each poem consists of quatrain. In the very beginning the poems had only oral form, but later it was written by its followers in a book called Jonk.

Important is the fact, the poetry is based on religion, customs and traditions of Turks at that time.

Ashiks produced their poems to the accompaniment of saz. The process of producing is called ashiklama.

Ashik poetry can be considered as the continuation of oral literature after Turks had converted to Islam. It should be noted, in the 11th century Persian became an official language of the Seljuk Empire, built by Sultan Melikshah. That is the reason there were not much works in Turkish language. Still some of them were written in Oguz dialect.

Starting with the 9th century when the Turks converted to Islam the literature got religious character.

The main topics rose in the poetry are: nature, people, love, heroism, etc. Among the main representatives are Ashik Omer, Gevhery and Dertly. They began to write using Divan method and then turned to Ashiklama, still the influence of Divan is still there.

The 16th century turned out to be the century of non-religious literature. The main famous poets of this direction are vizier Ahmed I Mehmet Pasha, Bahsi, Oksuz Dede, Koroglu and other.

In the 17th century Ashiks took part in Ottoman campaigns, and expressed their fillings in their literature. This is the reason Ashiks of that time were called «military poets».

19th century was the century was characterized by the penetration Ashik poetry in Sultan palaces. Some of the sultans, such as Mahmoud II supported the poets, while further generations made the poetry lose its popularity. New era began for the poetry. Ashik no longer performed in palaces, they used literary cafes to declaim their masterpieces, gathering large audience.

Among the peculiarities of Ashik poetry we can name the following ones:

Each poem consists of quatrains that were improvised; It existed in only oral form only. Still the main peculiarity in that the poems were declaimed accompanied by saz.

Key words: Ashik poetry, Ashik, Ashiklama

nocmynurn e pedaKU,uK> 30.08.2013

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.