Научная статья на тему 'История взаимоотношений отечественного кино и зрителя'

История взаимоотношений отечественного кино и зрителя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
622
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / КИНОРЕПЕРТУАР / РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЖАНРОВОТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН / КИНОЗРИТЕЛЬ / КИНОАУДИТОРИЯ / КИНОПОСЕЩАЕМОСТЬ / КИНОФИКАЦИЯ / КИНОПРОКАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Косинова Марина Ивановна

Многочисленные трагедии минувшего столетия, повлекшие за собой неоднократные кардинальные смены идеологии, системы ценностей, морально-нравственных ориентиров, ломки сознания – все это нашло самое прямое отражение как на экранах кинотеатров, так и в залах кинотеатров. Данная работа – попытка проследить историю страны сквозь призму истории кино, а точнее сквозь призму зрительного зала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История взаимоотношений отечественного кино и зрителя»

Союза Советских Социалистических Республик // История советской конституции (в документах). 1917-1956. - М.: Госюриздат, 1957. С. 462-463.

10. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М., 1993. Цит. по: Политическая история русской эмиграции. 1920-1940: документы и материалы / Под ред. проф. А.Ф. Киселева. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999.: Цит по: http://www.rus-sky.com/history/library/emigration/index.htm. (Дата обращения - Май 2006 г.)

11. Солоневич Ив. «Вторая Советская» // Голос России. 27 января. - 1937. - № 31. - С. 7.

12. Струве П.Б. О «Новом граде» и «Утверждениях». «Элита» и «Чернь». Профетические зеваки. «Старорежимное» умоначертание Бунакова. Рецидив зубатовщины в идеях младороссов // Россия и славянство. 9 января. 1932. № 164. // Струве П.Б. Дневник политика (1925-1935) / П.Б. Струве. - М.: Русский путь, Париж: YMCA-Press, 2004. - С. 646.

13. Струве П.Б. От Карамзина до младороссов // Россия и славянство. 1932. 2 апр.

14. Федотов Г.П. Проблемы будущей России <вторая статья> // Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры / Г.П. Федотов. - СПб., 1991. - С. 261.

М.И. Косинова

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

КИНО И ЗРИТЕЛЯ

Аннотация. Многочисленные трагедии минувшего столетия, повлекшие за собой неоднократные кардинальные смены идеологии, системы ценностей, морально-нравственных ориентиров, ломки сознания - все это нашло самое прямое отражение как на экранах кинотеатров, так и в залах кинотеатров. Данная работа - попытка проследить историю страны сквозь призму истории кино, а точнее сквозь призму зрительного зала.

Ключевые слова: кинематограф, кинорепертуар, репертуарная политика, жанрово-тематический диапазон, кинозритель, киноаудитория, кинопосещаемость, кинофикация, кинопрокат.

История нашей страны, богатая в XX веке на события, наложила отпечаток на развитие кинематографа как молодого искусства, остро реагирующего на политические, экономические, социальные изменения.

Годы зарождения и становления российского кино на рубеже XIX-XX веков тесно связаны с иностранцами, в первую очередь с французами - прародителями кинематографа. Именно они заложили у нас основы кинопроизводства, проката, они же занимались строительством первых кинотеатров. В первом десятилетии XX века кинематограф уже плотно вошел в орбиту зрительских интересов, стал самым популярным, самым массовым искусством, навсегда завоевал зрительскую любовь. Однако не все слои населения сразу приняли кинематограф. Поначалу посетителями кинотеатров было в основном простонародье, но довольно быстро кинематограф завоевал если не любовь, то по крайней мере интерес и привязанность значительной части русской интеллигенции.

Русская дореволюционная кинематография, родившись позднее многих других зарубежных кинематографий, развивалась быстро, качественно, плодотворно и очень скоро

© Косинова М.И., 2013

наверстала упущенное, встав в один ряд с ведущими кинематографиями мира. Было создано успешно работавшее национальное кинопроизводство, построена разветвленная сеть кинотеатров, налажен выпуск классной специализированной кинопериодики, выявлены талантливые работники самых разных кинематографических профессий. Привлекая к работе композиторов, писателей, театральных актеров, наше кино добилось признания смежных искусств. Одной из причин широкого зрительского успеха раннего русского кино является его репертуарная политика - не идеологизированная, не политизированная. Такая независимость кинематографа обусловлена тем, что до революции 1917 года кино было относительно свободно от государства, церкви, каких бы то ни было общественных институтов. Однако после революции 1917 года ситуация кардинально изменилась. Она разрушила не только налаженное за 10 лет кинопроизводство, но и систему проката. Постепенное оживление киножизни началось только весной 1921 года, когда страна миновала период военного коммунизма и перешла к новой экономической политике. НЭП дал толчок инициативе акционерных обществ, стимулировал прокат. Коммерческие кинотеатры, демонстрирующие преимущественно иностранные фильмы (американские, немецкие и др.), составляли в годы НЭПа основу киносети и давали до 80 % всей прибыли от проката.

Однако новая власть не спешила ослаблять свой контроль над кинематографом. В 1924 году была создана государственная структура Совкино, которая шаг за шагом объединила все разрозненные и самостоятельные киноорганизации РСФСР. Они лишились права проката, а вскоре самостоятельности в производстве картин. Со временем Совкино была передана и госмонополия на зарубежный кинопрокат. Благодаря этому во второй половине 1920-х годов кинопромышленность СССР экономически окрепла и развернулась настолько, что наши картины начали заметно вытеснять заграничные. Были заложены крупные кинофабрики, открылись двери кинотеатров, их число значительно возросло, а в деревне кинопоказ вообще возник только в 1920-х годах.

В 1930-х годах советское кинопроизводство достигло очень высокого уровня. Многие фильмы того времени зрители любят и с удовольствием пересматривают и сегодня. Освоение звука, цвета, работа ярких талантливых киноактеров - все это самым лучшим образом отразилось на огромном зрительском успехе советских картин. Однако уже с середины 1930-х годов началось сужение жанрово-тематического диапазона советских картин, затянувшееся на целых 20 лет. Кроме этого, с наших киноэкранов практически исчезли иностранные фильмы.

Во время войны посещаемость кинотеатров, особенно в городах, не только не снизилась по сравнению с довоенным временем, а, наоборот, резко повысилась. Это объясняется тем, что население многих городов значительно увеличилось за счет эвакуированных, а также резко возрос интерес зрителей к кино - фронтовой кинохронике, документальным и игровым фильмам. Советские режиссеры сумели точно угадать главный запрос зрительской аудитории тех лет - фильмы внушали людям надежду на то, что наша страна не покорится, переломит ход войны.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов фильмы начали заметно бронзоветь, становясь все более тяжеловесными, парадными, преисполненными громогласного пропагандистского пафоса. В это же время началось резкое сокращение кинопроизводства. Наступил так назы-

ваемый период малокартинья. Ситуацию спас массовый выброс на киноэкраны трофейных фильмов - английских, американских и пр., вывезенных из киноархивов нацистской Германии. Только на этих, по сути дела, ворованных зарубежных фильмах и держался репертуар советских кинотеатров в последние годы сталинского правления.

С наступлением оттепели ситуация в кинематографе резко начала меняться. Стремительность, масштабность и глубина перемен - все это способствовало массовому притоку зрителей в кинотеатры. Красноречивый факт - в 1960-х годах наша страна занимала второе место в мире по кинопосещаемости после Индии. Жанрово-тематический диапазон советского кинематографа значительно расширился. Максимальное приближение кино к жизненным реалиям способствовало утверждению на экране фильмов на острые современные темы. Укрепление международных связей способствовало расширению проката зарубежных фильмов. Однако во второй половине 1970-х годов началось снижение зрительской посещаемости, усилившееся в 1980-х годах. Основными причинами оттока зрителей из кинотеатров стал скучный, однообразный репертуар советских фильмов (так называемое серое кино) и распространение телевидения. К 1984 году наше кино стало дотационным. В годы перестройки нашу страну буквально захлестнул псевдоавторский кинематограф. Как метко выразился М.И. Жабский, «светлуху» соцреализма вытеснила «чернуха» гласности. Но зрителю нужны были совсем другие фильмы: веселые, оптимистичные, жизнелюбивые. В результате изменилось отношение аудитории к новым отечественным картинам. Понятия «отечественный фильм» и «кинотеатр» стали для зрителей практически несовместимыми.

С начала перестройки прошло уже почти 30 лет, однако наше кино до сих пор не может найти контакт со зрителем. Пульс отечественного кинематографа уже явно прощупывается, о его успехах немало говорят и пишут. Появилось множество фильмов, предназначенных для молодежи, т.е. для основной, самой активной киноаудитории, но подавляющее большинство кинозрителей по-прежнему предпочитает иностранные картины. Российские зрители хотят смотреть кино про Россию, про себя сегодняшних и понимать, что происходит с ними и со страной. Этот процесс называется самоидентификацией. И когда наше кино начнет вызывать самоидентификацию, его вновь можно будет назвать важнейшим из искусств.

Библиографический список

1. Борев В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, А.В. Коваленко / Под ред. А.И. Арнольдов // АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1986.

2. Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг. / М.И. Жабский. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009.

3. Жабский М. Кино в современном обществе. Функции. Воздействие. Востребованность / М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт-Бабушкин. - М.: Мин-во культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000.

4. Зайцева Л.А. Киноязык: возвращение к истокам / Л.А. Зайцева. - М.: ВГИК им. С.А. Герасимова, 1997.

5. Зоркая Н. Фольклор. Лубок. Экран. - М.: Искусство, 1994.

6. Зоркая Н. История советского кино / Н. Зоркая. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005.

7. История отечественного кино / Под ред. Л.М. Будяк. - М.: Прогресс Традиция, 2005.

8. Кино России. 90-е годы. Цена свободы / Сост. В.И. Фомин. - М.: СК РФ, НИИ киноискусства, 2001.

9. Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства / Под ред. В.И. Фомин // НИИ киноискусства. - М.: Материк, 1998

10. Кара-Мурза С. Краткий курс манипуляции сознанием / С. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2003.

Н.С. Крамаренко

К ПРОБЛЕМЕ ОНТОГЕНЕЗА САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье обсуждается онтогенетический аспект проблемы самоосуществления человека, который связывается с уровневым становлением субъекта. Обосновывается положение о том, что на каждом из этапов онтогенеза самоосуществление обретает новые характеристики исходя из комплекса субъектных особенностей человека.

Ключевые слова: самоосуществление, онтогенез, субъектность, уровни становления субъекта.

Изучение проблемы самоосуществления человека с точки зрения интеграции разработок субъектного подхода (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко, Т.П. Скрипкина, Г.Ю. Фоменко и др.) позволяет по-новому взглянуть на процесс самоосуществления и его содержательные характеристики, опираясь на роль субъекта в качестве одной из важнейших. Концептуальные положения субъектного подхода дают возможность изучать субъектность как активно-преобразующую сущность человека, с его включенностью в мир, где самостоятельная инициация активности человека определяет масштаб собственной активности и жизненных задач, решаемых в процессе самоосуществления.

В рамках изучения этой проблемы необходимым этапом становится осмысление становления человека как субъекта, его субъектогенеза. Как отмечает Л.И. Божович, общее направление развития субъекта проявляется в том, что «ребенок постепенно превращается из существа, подчиненного внешним влияниям в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений». При этом остается без ответа вопрос о том, каким образом в процессе развития личность, будучи максимально зависимой от окружения, переходит в состояние независимости, автономности своего психологического пространства, сохраняя при этом социальность, адаптированность. Иными словами, вопрос о том «как достигает человек способности создавать обстоятельства жизни и управлять своим поведением» [3, с. 378]. Традиционно, в исследованиях развитие субъекта рассматривается в связи с ростом внешних и внутренних преобразующих способностей человека. Все возрастающее с возрастом значение субъектности и преодоление объектности позволяет человеку преодолеть тотальную зависимость от внешних условий, двигаться в направлении к самодетерминации и самообусловливаний, самостоятельности и независимости от окружения и среды в целом (Н.Х. Александрова, Е.Н. Волкова, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, В.В. Степанский, В.А. Татенко) [7].

Эта позиция связана с развитием научного наследия А.В. Брушлинского, где субъект

© Крамаренко Н.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.