ИСТОРИЯ: К 70-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
ИСТОРИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОПЫТКАМ ЕЁ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И ИСКАЖЕНИЯ В УЩЕРБ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В.Г. Кикнадзе
Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ. Россия, 119330, Москва, Университетский пр., 14.
Попытки фальсификации истории и итогов Второй мировой войны 1939-1945 гг. выступают важной составляющей идеологического противоборства в информационном пространстве неолиберальных сил российского общества с патриотическими и являются инструментом ненасильственного характера для достижения геополитических целей ряда государств.
США, страны Европейского союза и Украина стремятся извратить итоги Второй мировой войны, убрать из истории Великую Отечественную войну, подвиг советского народа, спасшего мир от фашизма, а Советский Союз (Российскую Федерацию) вместе с гитлеровской Германией посадить на скамью подсудимых истории, обвинив во всех бедахXX столетия. При этом попытки реабилитации фашизма и подмены послевоенных реалий ведут к разрушению всей системы современных международных отношений и, как следствие, к обострению борьбы за передел мира, в том числе и военными мерами. Китай активно внедряет в историографию утверждение, что Вторая мировая война началась 7 июня 1937 г. и связана с открытой агрессией Японии против Китая.
С учётом данных обстоятельств в Военной доктрине Российской Федерации [2] отмечено, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. К основным внутренним опасностям отнесена деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества.
Ключевые слова: подрыв исторических, патриотических традиций, реабилитация фашизма, информационное воздействие, нейтрализация негативных последствий, открытая агрессия.
Вызывают возмущение попытки фальсифицировать историю, уравнять жертв и палачей... Россия будет и далее жёстко противодействовать подобным замыслам, которые угрожают устойчивости всего мироустройства.
С.В. Лавров,
министр иностранных дел России [4, с. 1].
Ещё в 2009 г., в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, имевшей определяющее значение для итогов Второй мировой войны в Европе, и в 70-летнюю годовщину начала Второй мировой войны, сражения на «историческом фронте» приняли ожесточённый, общенациональный характер. Это не могло не вызвать реакции государства. Указом Президента Российской Федерации № 549 от 15 мая 2009 г. была создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России [9].
Перед Комиссией были поставлены следующие задачи:
- обобщение и анализ информации о фальсификации исторических фактов и событий, направленной на умаление международного престижа Российской Федерации и подготовка соответствующих докладов Президенту Российской Федерации;
- выработка стратегии противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий, наносящих ущерб интересам России;
- рассмотрение предложений и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России;
- выработка рекомендаций по адекватному реагированию на попытки фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России и по нейтрализации их возможных негативных последствий.
Для решения данных задач Комиссию наделили следующими правами:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
- создавать рабочие группы по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, из числа представителей государственных органов, организаций, учёных и специалистов;
- приглашать на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций.
Члены Комиссии принимали участие в её работе на общественных началах. Заседания Комиссии проводились не реже двух раз в год. Организационно-техническое, информационное и документационное обеспечение её деятельности осуществляло Министерство образования и науки Российской Федерации.
Решение о создании Комиссии было критически оценено в российских либеральных кругах, западными правительствами и учёными. Последовала и дипломатическая реакция ОБСЕ: была принята резолюция, приравнивавшая преступления против человечества гитлеровского режима в Германии и сталинского режима в СССР. В этой резолюции России как участнику ОБСЕ было предложено избавиться от государственных структур, имеющих своей задачей «приукрашивать историю».
В июле-августе 2009 г., на фоне мероприятий, приуроченных к 70-летию начала Второй мировой войны, проблема вновь получила широкий общественный резонанс. Руководству страны стало очевидно, что международные партнёры России от попыток фальсификации истории перешли к нарастающему давлению на наше государство через сфабрикованные или искажённые факты. Вот как в телепрограмме «Воскресное время» на Первом канале характеризовал сложившуюся обстановку руководитель Комиссии С.Е. Нарышкин: «Сейчас фальсифицированная история проникает во многие кабинеты руководителей партийных групп и даже руководителей соседних государств, которые пытаются вместо налаживания нормального политического диалога с Россией, организации взаимовыгодного сотрудничества, предъявить России всевозможные территориальные, политические, материальные претензии. Мы, конечно, этого допустить не можем».
Ответ России на масштабную информационную агрессию с Запада и постсоветского пространства был дан на высоком государственном уровне. Прежде всего, попытками уравнять действия СССР и фашистской Германии был возмущён на тот момент Президент РФ Д.А. Медведев. «Парламентская ассамблея стран Европы буквально совсем недавно поставила на одну доску и сделала равно ответственными за Вто-
рую мировую войну фашистскую Германию и Советский Союз. Но это, простите, уже просто циничная ложь», - заявил Дмитрий Медведев в интервью программе «Вести недели» (телеканал «Россия»). Он отметил: «Можно по-разному относиться к Советскому Союзу, можно очень критично относиться к политическому режиму, который был в Советском Союзе, и к лидерам этого нашего с вами государства в тот период... Но вопрос в том, кто войну начал, вопрос в том, кто убивал людей и кто спасал людей, миллионы жизней, кто в конечном счёте, спас Европу».
Накануне визита в Польшу для участия в международных мероприятиях, посвящённых 70-й годовщине начала Второй мировой войны, в тот момент премьер-министр России В.В. Путин 31 августа 2009 г. опубликовал в польской газете «Саге1а Wyborcza» статью под названием «Страницы истории - повод для взаимных претензий или основа для примирения и партнёрства?». «Мы обязаны извлекать уроки из истории, если хотим иметь мирное и счастливое будущее, однако крайне вредно и безответственно спекулировать на памяти, препарировать историю, искать в ней поводы для взаимных претензий и обид», - подчеркнул Владимир Путин. По его словам, «былые трагедии - недоосмысленные либо осмысленные фальшиво и лицемерно -неизбежно ведут к появлению новых истори-ко-политических фобий, которые сталкивают между собой государства и народы, влияют на сознание общества, искажая его в угоду недобросовестным политикам». По словам В.В. Путина, «историческое полотно - это не дешёвая репродукция, которую можно халтурно подретушировать, по желанию заказчика убрать то, что не нравится, или изменить тон, добавив светлых или тёмных красок. Мы видим попытки переписать историю под нужды сиюминутной политической конъюнктуры, а в некоторых странах зашли ещё дальше - героизируют нацистских пособников, ставят в один ряд жертв и палачей, освободителей и оккупантов».
При подготовке Послания Президента России Федеральному Собранию Д.А. Медведев 10 сентября 2009 г. опубликовал на официальном сайте Президента России статью «Россия, вперёд!», в которой говорилось о настоящем и будущем нашей страны, стратегических задачах государства. Но важно в ней и другое: более двадцати раз Президент обратился к прошлому, его значению для сегодняшней России и её развития, в том числе к славной истории армии и флота, Великой Отечественной войны, исторической роли России, не раз разрушавшей авантюристские планы претендентов на мировое господство, остановившей Наполеона и разгромившей нацистов. «У российского народа, как у каждого великого народа, яркая, героическая, вызывающая уважение и восхищение и в то же время - противоречивая, сложная, неоднозначная история. По-разному воспринимают нас разные люди и разные страны. И многое ещё
предстоит сделать для защиты нашего исторического наследия от искажения и политических спекуляций. Мы должны смотреть на своё прошлое трезво. Видеть в нём и грандиозные победы, и трагические ошибки, и примеры для подражания, и проявление лучших черт национального характера.
В любом случае мы будем внимательны к своей истории, будем её уважать. Уважать прежде всего роль нашей страны в поддержании сбалансированного мирового порядка на протяжении многих веков. Россия всегда, на всех этапах своего становления стремилась к достижению более справедливого мироустройства», - таков взгляд Д.А. Медведева на нашу историю и историческую роль России.
На глазах всего мира в 70-летний юбилей окончания Второй мировой войны, в обстановке интенсивного информационного противоборства на международном уровне, по сути, информационной агрессии против России, проходили мероприятия, связанные с 70-летием освобождения советскими войсками узников крупнейшего комплекса концентрационных лагерей - «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцим), организованного немцами на юге Польши в районе Освенцим-Бжезинка. Накануне памятной даты глава министерства иностранных дел Польши Гжегож Схетина заявил, что освобождали лагерь украинские солдаты 1-го Украинского фронта. Столь циничное искажение истории возмутило российскую общественность [1, с. 26-39].
Военным историкам совместно с Управлением пресс-службы и информации Минобороны России удалось эффективно противодействовать очередным попыткам фальсификации истории Второй мировой войны, объективно осветив в СМИ события, связанные с освобождением Освенцима. С участием военных историков и архивистов Минобороны России прошёл тематический круглый стол в Международном информационном агентстве «Россия сегодня» (26.01.2015), опубликовано интервью в «Комсомольской правде» (27.01.2015), в прямом эфире программы «Новости» дано интервью телеканалу «Life News» (31.01.2015) и т.д.
Стоит сказать, о чём напоминает и предупреждает Освенцим. Тем, кому угодно фальсифицировать помять о нём и о тех, кто его освободил, можно ответить словами из рассказа К.Г. Паустовского «Третье свидание», написанного в 1963 г. Эти слова и поныне не утратили свою актуальность: «Он [Освенцим] сохранён для того, чтобы мы никогда не забывали о чудовищной жестокости, на какую способен человек. Не забывали о двуногом исступленном животном, принадлежащем, к сожалению, к тому же разряду живых существ, к которому принадлежим и мы.
.Может быть, не стоит сохранять Освенцим? Может быть, лучше забыть о нём? Потому что трудно человеку жить и работать, когда тысячи хороших и добрых людей задушены безо всякой вины тут же, рядом с нами.
Человечество получило ещё один страшный удар в сердце. Теперь чёрный и пропитанный кровью фашистский застенок уничтожен. Но всё же то тут, то там он напоминает о себе. Всё время выползают из каких-то мусорных нор фашистские фюреры разных оттенков, но одинаково лживые и наглые. И до тех пор, пока они не будут уничтожены или обезврежены, у человечества не будет ни покоя, ни мирной жизни» [7, с. 409-410].
Следует признать, что события на Украине 2014-2015 гг. отчасти спровоцировали новый всплеск «альтернативной» истории, политических спекуляций и провокаций в годовщину 70-летия окончания Второй мировой войны. Если раньше фальсификаторы истории пытались уравнять руководителей фашистской Германии и Советской России (А. Гитлера и И.В. Сталина), то теперь это же делается в отношении главы России - Президента Российской Федерации В.В. Путина. Так, на вопрос немецких журналистов «Вы сравниваете Путина с Гитлером?» советник по национальной безопасности президента США Дж. Картера (1977-1981 гг.) Зб. Бжезинский ответил: «Я думаю, что есть некоторые общие черты, но и некоторые различия» [10]. Причём данный вопрос был задан после сравнения в интервью современной ситуации с Крымом и «реакции сдерживания» со стороны НАТО с исторической обстановкой 1930-х гг., когда «Гитлер вторгся в Судетскую область, или с аншлюсом Австрии». Тогда, по мнению Бжезинского, была нужна «политика сдерживания», именно такая, какая сегодня проводится в отношении России.
В результате информационной политики Запада России большинство европейцев считают, что в ходе Второй мировой войны Европу освободила армия США: в этом убеждены 61% французов и, что ещё парадоксальнее, 52% немцев. Казалось бы, лучше других учебники истории изучали британцы - лишь 16% опрошенных отдали предпочтение американским солдатам, но, как выяснилось, потому, что 46% жителей Великобритании убеждены, что справились с фашизмом сами. И только 13% имеют представление о том, что такое Красная армия и какова её роль во Второй мировой войне. Из памяти европейцев практически стёрся тот факт, что именно советские войска освободили половину территории Западной Европы с населением в 120 млн человек, что именно СССР разгромил три четверти сил вермахта и понёс самые большие людские потери из всех стран антигитлеровской коалиции. В Германии с этим фактом знакомы 17% опрошенных, во Франции в два раза меньше -всего 8% и 13% - в Великобритании. Данное исследование было проведено в конце марта -начале апреля 2015 г. британским агентством ICM RESEARCH [5, с. 9].
В целом события последних лет (2009-2015 гг.) наглядно продемонстрировали, что военная история и военно-историческая наука не являются
сферами знаний оторванными от современной реальности. Военная история нашего Отечества оказалась в эпицентре борьбы за национальную безопасность России как во внутренней, так и во внешней сферах. А это означает, что состояние в области военно-исторических знаний есть весомый фактор национальной безопасности государства. С другой стороны, военно-историческое прошлое России - это один из объектов, используемый для давления на её внешнюю и внутреннюю политику.
Следовательно, российскому государству, как никогда, необходима система, обеспечивающая безопасность его военно-исторического наследия. Система, включающая в себя:
- совокупность квалифицированных и в достаточной степени обеспеченных сил, средств (научные учреждения, научные кадры и профессионально-ориентированный издательский холдинг);
- управляемый комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию опасностей в информационном пространстве и внутренней сфере государства, связанных с попытками фальсификации и искажения истории;
- эффективную реализацию исторических знаний как фактора развития России.
В этой связи необходимо отметить деятельность и других компонентов государственной составляющей противодействия попыткам фальсификации и искажению военной истории в ущерб интересам России.
На федеральном уровне этой важной работой занимаются:
- Российский организационный комитет «Победа», который возглавляет Президент Российской Федерации. Среди рабочих органов Комитета функционирует рабочая группа по объективному, научно обоснованному освещению военной истории и предотвращению фактов её искажения;
- Правительство Российской Федерации, а именно - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (функция организационного сопровождения её реализации возложена на Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве России (Росво-енцентр), региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания граждан которого работают в субъектах Российской Федерации);
- Федеральное Собрание Российской Федерации, на базе которого проводятся научные мероприятия и ведётся разработка проектов соответствующих законодательных актов в области противодействия попыткам фальсификации истории;
- Министерство иностранных дел (полагая, что «систематические усилия по фальсификации истории, подкрепляемые мощными финансовыми ресурсами, преследуют цель дестабилизации внутреннего положения, сужения ареала
влияния Российской Федерации», именно МИД инициировал создание Комиссии);
- Министерство культуры, включая музеи и федеральные архивы, которые в соответствии с рекомендациями Комиссии активизировали работу по рассекречиванию документов;
- Министерство образования и науки (например, приказом от 24.01.2012 г. федеральный компонент ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования дополнен изучением проблемы достоверности и фальсификации исторических знаний, опасности фальсификации прошлого России в современных условиях);
- Российская академия наук (Институт Российской истории, Институт всеобщей истории);
- Министерство обороны Российской Федерации.
В Минобороны России непосредственную работу в этой области ведут: Главное управление по работе с личным составом Вооружённых Сил Российской Федерации; Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации; Управление пресс-службы и информации (в первую очередь «Военно-исторический журнал», а также редакция информации в ГИС «Интернет»); Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ).
Популяризации знаний военной истории в российском обществе и формированию общероссийской исторической культуры в целом способствует проводимая Минобороны олимпиада по военной истории. Именно совершенствование Всеармейской олимпиады по военной истории создало условия для её перехода в 2013 г. на всероссийский уровень, а с 2015 г. - на международный.
Развитие права и управления в области противодействия попыткам фальсификации и искажения истории, тенденцию актуализации исторических знаний в российском обществе наглядно демонстрируют следующие факты:
- во-первых, как проявление государственной политики:
а) Указ Президента Российской Федерации № 49 от 9 января 2012 г. о проведении в 2012 г. Года российской истории. В это время получили признание знаковые события в истории России: рождение российской государственности (862 г., «призвание варягов»), преодоление Великой смуты (1612 г., ополчение Минина и Пожарского), Отечественная война 1812 г. и др.;
б) Указ Президента России № 183 от 14 февраля 2012 г., в соответствии с которым одной из задач оргкомитета по проведению Года российской истории определялось «противодействие попыткам фальсификации исторических фактов и событий, предпринимаемым в целях нанесения ущерба интересам России»; создание Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества;
в) указания Президента России в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Так, в 2012 г. В.В. Путин в своём выступлении отметил, что «внимание к российской истории не должно ослабевать». По его указанию «для укрепления исторической преемственности в Вооружённых Силах» в российской армии в 2013 г. были возрождены Преображенский и Семёновский полки, на очереди - имена других прославленных, легендарных частей и соединений русской и советской армии. В 2014 г. Президент России дал следующие указания: «В следующем году мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Наша армия сокрушила врага, освободила Европу. Но и о тяжких поражениях 1941 и 1942 годов нельзя забывать, чтобы не повторять ошибок в будущем» [8];
- во-вторых, как компонент генезиса правовой системы - это совершенствование законодательства. Только в 2014 г. в Российской Федерации приняты два Федеральных закона:
1) 128-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на противодействие попыткам фальсификации военной истории, посягательствам на историческую память россиян в отношении военно-исторических событий. Федеральным законом введена уголовная ответственность за отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а также за распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Кроме того, данным Законом установлена уголовная ответственность за распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, и за осквернение символов воинской славы России, совершённые публично [6];
2) 332-ФЗ от 4 ноября 2014 г. «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Данным Законом запрещена: пропаганда, либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, а также атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями и лицами, признанными преступными; виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала); приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступ-
ников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Кроме того, в 2014 г. подготовлены проекты других изменений:
- в 80-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (предполагается ответственность за дискредитацию Победы советского народа в Великой Отечественной войне);
- в 68-ФЗ от 9 мая 2006 г. «О почётном звании Российской Федерации «Город воинской славы» (предлагается дополнить почётным званием «Перевал воинской славы»).
21 ноября 2014 г. в Нью-Йорке на заседании Третьего комитета 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, международной организации, созданной по результатам Второй мировой войны, была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Документ был представлен Россией, его поддержали 115 из 193 стран-членов ООН. Против резолюции выступили Канада, США и Украина. 55 делегаций, в частности, страны ЕС, от голосования воздержались. По предложению России, её союзников по ОДКБ и Китая, 5 мая 2015 г. там же, в Нью-Йорке, состоялось торжественное заседание Генеральной Ассамблеи ООН в память о жертвах Второй мировой войны.
Особое место в формировании единой исторической культуры российского общества, понимании всемирно-исторического значения победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, роли России, её армии и народа во Второй мировой войне занимает разработанный Минобороны России в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации и изданный фундаментальный многотомный труд «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» (в 12-ти томах). Проблеме противодействия попыткам фальсификации истории Второй мировой войны в проекте посвящена глава в томе 12-м «За правду истории».
Значительное внимание проблеме среди общественных организаций отводят в своей деятельности Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, Русское географическое общество, Комиссия по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов Общественной палаты Российской Федерации, Национальная Ассоциация объединений офицеров запаса Вооружённых Сил (МЕГАПИР), и др. Среди основных форм их работы в данной сфере - законодательные инициативы, издательская деятельность, проведение международных конференций (в том числе за рубежом), общественные слушания, поисковая работа, экспер-
тиза литературы и учебников, выступления в СМИ.
Например, Международный консультативный Комитет организаций офицеров запаса и резерва (МКК) совместно с Постоянным Представительством Российской Федерации при ЮНЕСКО и Международной Ассоциацией «Солдаты мира» провёл в ЮНЕСКО 5 июня 2015 г. Международную гуманитарную акцию «Миссия мира и дружбы», посвящённую 70-летию Победы над фашизмом и окончания Второй мировой войны. В мероприятии приняли участие руководители организаций офицеров запаса, резерва и ветеранов около 30 стран СНГ, Европы, Азии, Африки, Австралии и Ближнего Востока. На Ассамблее МКК была принята «Хартия Мира», проведена презентация нового проекта МКК -Международного кинофестиваля документальных фильмов и телевизионных программ «За мир без войн и военных конфликтов».
Указом Президента России № 183 от 14 февраля 2012 г. признан утратившим силу Указ Президента России от 1 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Результаты работы Комиссии оцениваются по-разному. Однако положительные тенденции, зародившиеся в российском обществе и связанные с её деятельностью, очевидны. Она привлекла внимание специалистов к проблемам новейшей истории, способствовала облегчению доступа к архивам, консолидировала прогрессивную часть общества противодействием искажению истории.
Так, ещё в 2009 г. на региональном и муниципальном уровнях появились аналогичные федеральным компоненты управления работой по противодействию попыткам фальсификации и искажения истории. Например, в ноябре 2009 г. в Юго-Восточном административном округе Москвы была создана окружная комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России (распоряжение Префектуры от 05.11.2009 г. № 1382); на заседании городского Оргкомитета по подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мэром Москвы было принято решении о создании городской комиссии по противодействию фальсификации истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Распоряжением полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе № А55-81рп от 28 декабря 2011 г. была сформирована Комиссия Сибирского федерального округа по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. На региональном и муниципальном уровнях подобные органы организовали системную и целенаправленную работу по историческому и культурному просвещению населения, патриотическому и нравственному воспитанию молодёжи, изучению
отечественной истории и противодействию её преднамеренному искажению и политизации.
Основными формами работы этих компонентов являются:
- диспуты, совещания, конференции (круглые столы), видеомосты с участием представителей студенческой молодёжи, преподавателей и учителей истории, ветеранской общественности;
- открытые занятия для учителей истории образовательных учреждений;
- издание учебных курсов и методических разработок по противодействию попыткам фальсификации истории и проведению мероприятий к памятным датам в истории России;
- конкурсы историко-публицистических и проектно-исследовательских работ («Живая родословная», «Летопись родного края») среди преподавателей вузов, учителей истории, об-ществознания и литературы, а также учащихся старших классов;
- экспертиза школьных учебников по истории России и выработка рекомендаций для разработки базового учебного пособия;
- проведение цикла передач на радио и телевидении о попытках фальсификации истории;
- открытие историко-документальных выставок, подготовленных музеями и архивами, в том числе виртуальных в сети Интернет;
- организация работы клубов и центров патриотического воспитания;
- грантовая поддержка общественным инициативам патриотической направленности.
Безусловно, это не весь арсенал форм и способов противодействия попыткам фальсификации и искажения военной истории. Вместе с тем всё очевиднее становится, что российскому государству как никогда необходима система, обеспечивающая безопасность его исторического наследия. Придать системность и повысить эффективность данной работы в государственных масштабах могут следующие практические меры:
1) Совершенствование федерального законодательства в области противодействия попыткам фальсификации и искажения истории в ущерб интересам России. Вполне целесообразно предусмотреть обязательность рецензирования экспертами научной, учебно-методической и творческой продукции (на исторической основе), формирующей общероссийскую историческую культуру, мировоззрение российского общества. Причём данные заключения экспертов не должны нести в себе цензурный характер, их суть - сопроводительно-рекомендательная с размещением соответствующей информации на обложке, авантитуле продукции и т.п. Административную ответственность за выполнение данного требования при этом целесообразно возлагать как на автора, так и на производителя (издательство, типографию, киностудию, телеканал и т.п.).
2) Вовлечение бизнес-кругов и политических элит регионов в поддержку развития историче-
ского образования, проведение исторических и педагогических исследований, направленных на формирование адекватной государственным интересам общероссийской исторической культуры. Последняя является важной составляющей инвестиционной привлекательности страны и регионов.
3) Разработка на государственном уровне комплекса мероприятий в сфере просвещения молодёжи России и стран СНГ, в частности:
- содействие и поощрение написания и издания научной, учебной и научно-популярной литературы по важнейшим историческим событиям (творческие конкурсы, Международная олимпиада по военной истории, гранты на издание и перевод на языки СНГ);
- разработка интеллектуальных игр (в том числе компьютерных) на достоверной исторической основе;
- подготовка молодых историков стран СНГ (ежегодный практикум по противодействию попыткам фальсификации и искажению истории).
4) Координация организации подготовки и проведения научных конференций и круглых столов по исторической проблематике, повышение реализации их результатов и охвата целевых аудиторий (как на этапах подготовки, проведения, так и информирования о результатах).
5) Оценка целесообразности создания Национального координационного центра(науч-но-методического) отечественной истории и военно-патриотического воспитания в целях объединения сил и средств, выработки и реализации согласованной государственной политики в области защиты исторического прошлого России, проведения научных экспертиз и консультирования, эффективного использования университетского потенциала исторического знания и исторического образования.
6) Увеличение объёма государственного финансирования СМИ патриотической направленности, целевой аудиторией которых является молодёжь; обеспечение средствами госбюджета подписки на подобные издания всех образовательных учреждений страны.
7) Использование средств Минобрнауки и Минкультуры, а также других ведомств в издании разработанных в Минобороны военно-исторических трудов. Это позволит и снизить стоимость экземпляра за счёт увеличения тиража, и значительно расширить целевую аудиторию, в конечном счёте даст более эффективное расходование бюджетных средств и позволит рассчитывать на высокий результат в образовании молодёжи.
В заключение можно отметить, что, начиная с 2009-2010 гг., в Российской Федерации происходит активизация начавшегося в середине 1990-х гг. процесса зарождения системы противодействия попыткам фальсификации и искажения истории в ущерб интересам России, формирования её единой исторической
культуры. К настоящему времени на федеральном, региональном и муниципальном уровнях функционируют компоненты (органы управления) формируемой системы:
- создана основа нормативно-правовой базы защиты исторического наследия России;
- апробированы различные формы как профилактической (просветительской) работы, так и мер по оперативному реагированию на попытки фальсификации и искажения истории;
- в целом российская власть и общество адекватно оценивают опасности для государства, исходящие от деятельности фальсификаторов истории и её искажения, в том числе как результата недостаточно зрелой общероссийской исторической культуры.
Если мы хотим эффективно противодействовать многочисленным вызовам современности, как отмечал министр иностранных дел
России Сергей Лавров, то совместная работа на международной арене сейчас так-же остро востребована, как сотрудничество стран-членов антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.
При этом необходимо помнить и активно руководствоваться во всех направлениях международной деятельности незыблемой истиной: Победа нашего народа над фашизмом в ходе Второй мировой войны имеет всемирно-историческое значение. Предельно точно смысл этой истины и вектор приложения наших усилий по противодействию попыткам фальсификации истории Второй мировой войны определил Святейший Патриарх Кирилл: «Наверное, если бы мы не сделали ничего другого, одна эта Победа должна была бы войти в учебники истории всех народов, ибо огромные жертвы, понесённые нами, спасли мир» [3].
Список литературы
1. «27 января войска фронта освободили город Освенцим и Бжезинка, превращенные немцами в крупнейший концентрационный лагерь». Документы ЦА МО РФ. 1945 г. / Исторический архив. 2015. № 3. С. 26-39.
2. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г., № Пр-2976 / Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации (www. scrf.gov.ru).
3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками парадов на Красной площади 7 ноября 1941 г., 24 июня 1945 г. и 9 мая 2015 г. (24 июня 2015 г., Храм Христа Спасителя) [электронный ресурс Официальный сайт Московского Патриархата] www.patriarchia.ru/db/text/4133019.html (дата обращения: 10.06.2015).
4. Лавров С.В. Великая Победа - источник нашей национальной гордости / Международная жизнь. 2015. № 5. С. 1.
5. Неверная память / Огонёк. 2015. № 17-18 (5370). С. 9.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. 128 ФЗ от 5 мая 2014 г. / Российская газета. 07.05.2014.
7. Паустовский К.Г. Третье свидание. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. М.: Изд-во «Художественная литература», 1977. 434 с.
8. Путин В.В. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации / Российская Газета. 5.12.2014.
9. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. № 549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» / Российская Газета, федеральный выпуск. 2009. № 4913. 29 мая.
10. Brzezinski on Russia: «We Are Already In a Cold War». An Interview by S. Fisher and H. Stark [электронный ресурс Spiegel Online] Режим доступа: http://www.spiegel.de/international/world/interview-with-zbigniew-brzezinski-on-russia-and-ukraine-a-1041795.html (дата обращения: 10.06.2015).
Об авторе
Кикнадзе Владимир Георгиевич - д.и.н., к.воен.н., доцент, полковник, начальник Научно-исследовательского управления НИИ (военной истории) ВА ГШ ВС РФ, главный редактор сетевого научного издания «Наука.
Общество. Оборона» (noo-journal.ru), E-mail: kiknadzeVG@mail.ru.
HISTORY OF THE SECOND WORLD WAR: COUNTERING ATTEMPTS TO FALSIFY AND DISTORT TO THE DETRIMENT OF INTERNATIONAL SECURITY
V.G. Kiknadze
Research Institute (military history) VAGSH Armed Forces. Russia, 119330, Moscow, University Ave., 14.
Abstract: One of the negative phenomena of the modern world are attempts to falsify history and the results of the Second World War, 1939-1945., is an important component of the ideological confrontation in the information space of neoliberal forces of Russian society with patriotic and non-violent, is a tool for achieving geopolitical goals of a number of states.
United States, European Union and Ukraine tend to distort the results of the Second World War to remove the history of the Great Patriotic War, the feat of the Soviet people, who saved the world from fascism, and the Soviet Union (Russian Federation), together with Nazi Germany put in the dock of history, accusing all the troubles of the XX century. At the same time attempts to rehabilitate fascism and substitution postwar realities lead to the destruction of the entire system of contemporary international relations and, as a consequence, to the intensification of the struggle for the redivision of the world, including military measures. China is actively implementing the historiography of the statement that World War II began June 7, 1937 and is linked to an open aggression of Japan against China.
Given these circumstances, the Military Doctrine of the Russian Federation noted that the trend of displacement of military dangers and military threats in the information space and the inner sphere of the Russian Federation. The main internal risks attributable activity information impact on the population, especially young citizens of the country, which has the aim of undermining the historical, spiritual and patriotic traditions in the field of defense of the Fatherland.
Key words: the undermining of historical, patriotic traditions, rehabilitation of fascism, information influence, neutralizing the negative effects of open aggression.
References
1. «27 janvarja vojska fronta osvobodili gorod Osvencim i Bzhezinka, prevrashhennye nemcami v krupnejshij koncentracionnyj lager'» [On January 27, the Front's troops liberated the city of Auschwitz and Birkenau, the Germans turned into the largest concentration camp]. Dokumenty CA MO RF. 1945 g. / Istoricheskij arhiv. 2015. № 3. S. 26-39. (In Russian).
2. Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii. Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii 25 dekabrja 2014 g., № Pr-2976 [The Military Doctrine of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation December 25, 2014, № Pr-2976]. Oficial'nyj sajt Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii Available at: www.scrf.gov.ru. (Accessed: 10.06.2015). (In Russian).
3. Vystuplenie Svjatejshego Patriarha Kirilla na vstreche s uchastnikami paradov na Krasnoj ploshhadi 7 nojabrja 1941 g., 24 ijunja 1945 g. i 9 maja 2015 g. [Speech by His Holiness Patriarch Kirill at the meeting with participants of the parade on Red Square on November 7, 1941, June 24, 1945 and May 9, 2015] (24 ijunja 2015 g., Hram Hrista Spasitelja). RPC. Oficial'nyj sajt Moskovskogo Patriarhata. Available at: www. patriarchia.ru/db/text/4133019.html. (Accessed: 10.06.2015). (In Russian).
4. Lavrov S.V. Velikaja Pobeda - istochnik nashej nacional'noj gordosti [The Great Victory - a source of national pride] / Mezhdunarodnaja zhizn'. 2015. № 5. S. 1 ( In Russian).
5. Nevernaja pamjat' [Invalid memory] / Ogonjok. 2015. № 17-18 (5370). S. 9. (In Russian).
6. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation]. 128 FZ ot 5 maia 2014 g. / Rossiiskaia gazeta. 07.05.2014. (In Russian).
7. Paustovskij K.G. Izbrannye proizvedenija v dvuh tomah. Tret'e svidanie [Selected works in two volumes. The third date]. T. 2. M.: Izd-vo «Hudozhestvennaja literatura», 1977. 434 s. (In Russian).
8. Putin V.V. Ezhegodnoe Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii [Annual Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation] / Rossijskaja Gazeta. 5.12.2014 g. № 278 (6550). (In Russian).
9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2009 g. № 549 «O Komissii pri Prezidente Rossijskoj Federacii po protivodejstviju popytkam fal'sifikacii istorii v ushherb interesam Rossii» [Presidential Decree of May 15,
2009 № 549 "On the Presidential Commission of the Russian Federation to counter attempts to falsify history to the detriment of Russia"] / Rossijskaja Gazeta, federal'nyj vypusk. № 4913. 2009. 29 maja. ( In Russian). 10. Brzezinski on Russia: «We Are Already In a Cold War». An Interview by S. Fisher and H. Stark. Available at: http:// www.spiegel.de/international/world/interview-with-zbigniew-brzezinski-on-russia-and-ukraine-a-1041795. html. (Accessed: 10.06.2015)
About the author
Vladimir G. Kiknadze - Doctor of History, kand.of Military Sciences, Associate Professor, Colonel, Head of the Research Management Research Institute (military history) VA General Staff of the Russian Armed Forces, chief editor of the network of scientific publication «Science. Society. Defense» (noo-journal.ru). E-mail: kiknadzeVG@mail.ru.