Научная статья на тему 'История врачебно-санитарной службы Китайской Восточной железной дороги (1921-1935 гг. )'

История врачебно-санитарной службы Китайской Восточной железной дороги (1921-1935 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
452
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / МАНЬЧЖУРИЯ / РУССКИЕ ВРАЧИ / ИСТОРИЯ / XX В / CHINA / CHINESE EASTERN RAILWAY / MANCHURIA / RUSSIAN PHYSICIANS / HISTORY / XX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ратманов Павел Эдуардович

Деятельность врачебно-санитарной службы КВЖД в 1921-1935 гг. проходила в условиях постоянной борьбы СССР, Китая и Японии за право управления дорогой. И если до конфликта 1929 г. здравоохранение КВЖД развивалось, организовывались новые лечебные учреждения, предлагались новые формы охраны здоровья железнодорожников, то начиная с 1930 г. во врачебно-санитарной службе КВЖД начался упадок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF MEDICAL-SANITARY DEPARTMENT OF THE CHINESE EASTERN RAILWAY (1921-1935)

The medical-sanitary department of the Chinese Eastern Railway (CER) in 1921-1935 worked under pressure of continuous fight of the USSR, China and Japan for CER control. Before the conflict of 1929 year, the CER healthcare developed; new medical facilities were established; new forms of railway workers health maintenance were implemented. After 1930, activities of the medical-sanitary department declined.

Текст научной работы на тему «История врачебно-санитарной службы Китайской Восточной железной дороги (1921-1935 гг. )»

Страницы истории

X

УДК 61(091) «19»: 625.1(518) П.Э. Ратманов

ИСТОРИЯ ВРАЧЕБНО-САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ КИТАЙСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (1921-1935 гг.)

Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8(4212)-32-63-93, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru, г. Хабаровск

Врачебно-санитарный отдел Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) был создан в 1903 г. В работе отдела можно было выделить два рода деятельности: лечение служащих дороги и их семей, а также частных лиц, проживавших в полосе отчуждения; и борьба с эпидемиями (чумы 1910-1911 гг., холеры 1919 г., чумы 1920-1921 гг. и др.). Главный врач КВЖД имел права медицинского инспектора, контролировал деятельность всех медицинских учреждений, частных врачей и аптек в полосе отчуждения КВЖД.

Весной 1921 г. сменилось руководство КВЖД, и следом почти полностью сменилось руководство врачебно-сани-тарной службы КВЖД. Новым руководителем врачебно-санитарной службы КВЖД стал доктор А.Н. Григорьев, бывший до революции заведующим врачебной частью переселенческого управления в Приамурье [14].

В начале 1920-х гг. первоочередными вопросами вра-чебно-санитарной службы КВЖД в условиях массового притока беженцев был вопрос о том, кто может пользоваться бесплатным лечением в железнодорожных лечебных заведениях, о порядке приема платных больных и об оказании помощи психиатрическим больным.

Для решения этих спорных вопросов в начале 1922 г. был созван врачебный съезд КВЖД, подготовка к которому велась лично главным врачом дороги А. Н. Григорьевым [15]. На съезде было решено лечить бесплатно не только служащих дороги, охраны дороги и членов их семей, но и рабочих и служащих подрядчиков дороги, учеников всех учебных заведений в полосе отчуждения КВЖД, неимущих заразных больных, снятых с поездов, и даже неимущих беженцев на станциях, где нет городских и поселковых больниц. Платных больных было решено принимать только при наличии свободных мест в лечебном учреждении. От лечения душевнобольных КВЖД также не отказалась [3].

Таким образом, несмотря на тяжелые условия гражданской войны и экономической разрухи, смену руководс-

Резюме

Деятельность врачебно-санитарной службы КВЖД в 1921-1935 гг. проходила в условиях постоянной борьбы СССР, Китая и Японии за право управления дорогой. И если до конфликта 1929 г. здравоохранение КВЖД развивалось, организовывались новые лечебные учреждения, предлагались новые формы охраны здоровья железнодорожников, то начиная с 1930 г. во врачебно-санитарной службе КВЖД начался упадок.

Ключевые слова: Китай, Китайская Восточная железная дорога, Маньчжурия, русские врачи, история, XX в.

P.E. Ratmanov

HISTORY OF MEDICAL-SANITARY DEPARTMENT

OF THE CHINESE EASTERN RAILWAY (1921-1935)

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

The medical-sanitary department of the Chinese Eastern Railway (CER) in 1921-1935 worked under pressure of continuous fight of the USSR, China and Japan for CER control. Before the conflict of 1929 year, the CER healthcare developed; new medical facilities were established; new forms of railway workers health maintenance were implemented. After 1930, activities of the medical-sanitary department declined.

Key words: China, Chinese Eastern railway, Manchuria, russian physicians, history, XX century.

тва дороги, неопределенность положения самой КВЖД, развитие дороги как коммерческого предприятия, КВЖД продолжала нести социальные функции, обеспечивая медицинской помощью широкие слои беженцев из России.

К началу 1920 г. относится процесс, который позже получил название «китаизация» КВЖД. На железной до-

роге, построенной на территории Китая, работало очень мало китайцев, которые занимали, как правило, низшие должности. Первым врачом-китайцем на дороге стал доктор Вей Ликун. Этот врач-хирург получил европейское образование, окончив Военно-медицинскую академию в Петербурге в 1914 г., отлично владел русским языком. В марте 1923 г. он был назначен в хирургическое отделение Центральной больницы КВЖД [4].

Период 1921-1924 гг. для врачебно-санитарной части КВЖД был временем бурной общественной, научной и образовательной деятельности. Врачи-эмигранты, устроившиеся на работу на КВЖД, создали Общество врачей Центральной больницы КВЖД. Работа этого общества кипела: сообщались интересные доклады, шли научные дебаты. С 1921 г. Общество издавало журнал «Медицинский вестник», всего за 4 года вышло 13 номеров этого журнала [18]. Самым значительным результатом деятельности этого общества стало создание двух медицинских школ: фельдшерской и высшей медицинской. Несмотря на огромный энтузиазм основателей школы — врачей Центральной больницы КВЖД, высшая медицинская школа в Харбине из-за дефицита финансирования и нехватки квалифицированных преподавателей испытывала большие трудности.

Не все было благополучно и в руководстве врачебно-санитарной службы КВЖД. Главный врач дороги А.Н. Григорьев с осени 1923 г. серьезно заболел и неделями не бывал в управлении [11]. В отсутствие сильного руководителя в службе развернулась подковерная борьба. В июне 1924 г. доктор А.Н. Григорьев скончался [5]. Исполняющим обязанности главного врача дороги стал И.Я. Осканов, служивший на КВЖД с 1906 г.

В середине 1920 г. в полосе отчуждения КВЖД произошли значительные перемены: с октября 1924 г. началось совместное управление Китая и СССР Китайской Восточной железной дорогой. Вследствие этого в конце 1924 г. — начале 1925 г. полностью сменилось руководство врачебно-санитарной службы КВЖД. Многие служащие КВЖД, не согласившиеся работать под управлением советских управленцев, стали покидать дорогу [2].

Больше трех месяцев врачебно-санитарная служба КВЖД не имела утвержденных руководителей, официально на дороге не было ни главного врача, ни его помощника, ни старшего врача Центральной больницы, т. е. трех лиц, в руках которых было сосредоточено все руководство врачебным делом КВЖД. В начале 1925 г., несмотря на официальный уход с дороги, по поденному расчету работали и. о. главного врача КВЖД доктор И. Я. Осканов и и. о. старшего врача Центральной больницы КВЖД доктор Н.М. Иващенко [13]. Советское руководство дороги не смогло сразу сформировать свою профессиональную команду на заведование врачебно-са-нитарной частью дороги и вынуждено было упрашивать старые кадры не бросать службу [6].

Новым главным врачом дороги в феврале 1925 г. был назначен доктор Вей Ликун, работавший в хирургическом отделении Центральной больницы, придерживавшийся просоветских взглядов. Эта была компромиссная фигура, которая удовлетворяла как советских, так и китайских членов Правления КВЖД. Он стал первым китайцем, занявшим на КВЖД должность начальника одной из служб дороги [7].

Анализ исторических источников (данные архивов, периодической печати) показывает, что в Маньчжурии в 1920-1945 гг. жило более 350 русских врачей, из которых порядка 120 (т.е. почти каждый третий) в разное время работали на КВЖД. Будучи крупнейшим русским предприятием Маньчжурии, КВЖД как магнитом к себе тянула русских эмигрантов. И если перед русскими врачами вставал выбор между безденежным антибольшевизмом и работой на КВЖД с принятием советского гражданства, то многие из них выбирали последнее. Однако среди медицинского персонала КВЖД были и те, кто или ушел по собственному желанию, или был уволен, как не состоящий в подданстве СССР или Китая [12]. На освободившиеся вакантные врачебные должности на КВЖД стали приезжать врачи из Советской России.

Врачебно-санитарный отдел КВЖД в середине 20-х гг. стал центром пропаганды советской медицины в Маньчжурии. Именно туда направлялись молодые врачи, окончившие медицинские вузы в Советской России, там же проходили апробацию новые веяния советского здравоохранения. Согласно новой советской идеологии здравоохранения в 1926 г., основными задачами врачебно-санитарной службы КВЖД были: устройство диспансеров для туберкулезных и венерических больных и перевод в них соответствующих пациентов из больниц; организация школьно-санитарного надзора; кроме этого планировалась организация специального зубоврачебного отдела для надзора за состоянием зубов и полости рта учащихся [8].

Советские реформы здравоохранения КВЖД потребовали увеличения врачебных штатов. Если в 1924 г. на КВЖД работало менее 40 врачей, то через четыре года их число достигло 84 (65 штатных и 19 временных). Также были расширены штаты среднего медицинского персонала (фельдшеров, акушерок, зубных врачей, сестер милосердия), фармацевтов, конторщиков, смотрителей, экономов и прочего персонала. В целом, штатная численность персонала врачебно-санитарной службы КВЖД за 4 г. (1924-1928 гг.) была увеличена на 70% [16].

Из СССР на КВЖД приезжали как врачи, недавно получившие образование в Советской России, так и уже состоявшиеся врачи, окончившие медицинские факультеты до Первой мировой войны. Если для первых работа на КВЖД давала возможность быстро сделать карьеру, то большинство вторых ехали в Маньчжурию, чтобы уже никогда не вернуться на Родину.

Анализ отчетно-учетной документации врачебно-са-нитарной службы КВЖД конца 1920-х гг., сохранившейся в личном архиве доктора П.Ф. Орлова в Гуверовском институте (США), показывает, что, несмотря на ряд коренных преобразований, уровень оперативного управления в лечебных учреждениях КВЖД оставался на очень высоком уровне [19]. Статистические данные отдела здравоохранения КВЖД отличались большой точностью, так как эта служба проводила обследования на уровне последних достижений российской статистики.

В 1929 г. обострились отношения между СССР и Китаем. В июле 1929 г. китайская сторона сместила советского управляющего дорогой А.И. Емшанова, а в отделе здравоохранения КВЖД были отстранены от должности наиболее активные сторонники советской власти [9]. Итогом этого обострения стал вооруженный конфликт на КВЖД осенью 1929 г.

Начало 1930-х гг. в Маньчжурии было ознаменовано непростой политической обстановкой. В 1931-1932 гг. произошла японская интервенция в Маньчжурию с образованием государства Маньчжоу-го. Политика японского командования и зависимого от него правительства Маньчжу-го в период с 1932 г. до начала 1935 г. была подчинена вытеснению СССР с КВЖД. Японцы стали препятствовать нормальной работе КВЖД, находившейся в собственности СССР [1].

В начале 30-х гг. главным врачом КВЖД вместо доктора Вей Ликуна стал другой китайский врач Ли Си-чжен, деятельность которого на этой должности была ознаменована дальнейшей китаизацией врачебной службы дороги. Если в 1930 г. из 621 служащего отдела здравоохранения 469 были советскими гражданами, а из 54 врачей только 4 — китайцы, то через 4 г., в 1934 г., из 618 служащих отдела здравоохранения 300 были советскими гражданами, а из 50 врачей только 22 — китайцы. Увеличению китайского врачебного персонала на дороге способствовало также то, что кроме работы на КВЖД доктор Ли Сичжен в течение 5 лет также был директором Харбинской высшей медицинской школы [10].

С приходом нового руководства отдела здравоохранения КВЖД в начале 1930-х гг. начался упадок Центральной больницы дороги. Харбинская общественность обвиняла в снижении авторитета больницы советского помощника главного врача дороги Г.В. Ивицкого. В начале 1930-х гг. в отделе здравоохранения КВЖД была устроена очередная «чистка кадров», в результате которой из Центральной больницы вынуждены были уйти многие известные харбинские врачи.

Упадок отмечался не только в Центральной больнице КВЖД, но и во всех учреждениях отдела здравоохранения дороги. По сравнению с 1930 г., в 1934 г. количество железнодорожных больниц снизилось с 15 до 10, пролеченных больных в стационаре — с 11,5 до 8,2 тыс. чел., амбулаторных больных — с 155,8 до 100,9 тыс. чел. К 1935 г. были закрыты почти все железнодорожные курорты. Ухудшились и качественные показатели: оперативная активность в стационарах КВЖД упала за 4 г. с 37,6 до 21,7% [17]. Из-за отсутствия врачей годами некоторые отделения были «закрыты на ремонт», не работала лаборатория, не было экспертизы качества лекарств. В целом, перед продажей КВЖД весной 1935 г. врачебно-санитар-ная служба дороги находилась в плачевном состоянии.

С 1933 г. начались переговоры между СССР и Японией по поводу продаж Советским Союзом КВЖД. Договор о продаже КВЖД был подписан в Токио 23 марта 1935 г., после этого советские служащие дороги обязаны были в течение 2 мес. выехать в СССР. Но в СССР в 1935 г. выехало совсем немного советских врачей. Основная часть

русских врачей была с КВЖД уволена, но оказалась в лагере «невозвращенцев» и подала заявления на выход из советского гражданства. Но были и такие врачи, которым японское управление КВЖД предложило продолжить работу на дороге.

Таким образом, деятельность врачебно-санитарной службы КВЖД в 1921-1935 гг. проходила в условиях постоянной борьбы СССР, Китая и Японии за право управления дорогой. И если до конфликта 1929 г. здравоохранение КВЖД развивалось, организовывались новые лечебные учреждения, предлагались новые формы охраны здоровья железнодорожников, то начиная с 1930 г. во врачебно-санитарной службе КВЖД начался упадок.

Литература

1. Буркова В.Ф. Через Маньчжурию // Дальневосточная магистраль России. - Хабаровск, 1997. - С. 44-45.

2. Вечерняя заря (Харбин). - 1924. - 15 ноября.

3. Заря (Харбин). - 1922. - 14 февраля.

4. Заря (Харбин). - 1923. - 25 марта.

5. Заря (Харбин). - 1924. - 4 июня.

6. Заря (Харбин). - 1925. - 26 февраля.

7. Заря (Харбин). - 1925. - 27 февраля.

8. Заря (Харбин). - 1926. - 9 июля.

9. Заря (Харбин). -1929. - 12 июля.

10. Заря (Харбин). - 1934. - 5 июня.

11. Новости жизни (Харбин). - 1923. - 27 окт.

12. Новости жизни (Харбин). - 1925. - 22 июля; 25 июля.

13. Новости жизни (Харбин). - 1925. - 28 янв.

14. Русский голос (Харбин). - 1921. - 22 июня; 25 июня.

15. Русский голос (Харбин). - 1921. - 30 дек.

16. Стат. ежегодник на 1926 г. / Сост. Экономическим бюро КВЖД. - Харбин, 1926; Стат. ежегодник на 1931 г. / Сост. Экономическим бюро КВЖД. - Харбин, 1931.

17. Стат. ежегодник на 1931 г. / Сост. Экономическим бюро КВЖД. - Харбин, 1931; Стат. ежегодник на 1935 г. / Сост. Экономическим бюро КВЖД. - Харбин, 1935.

18. Bakich O.M. Harbin Russian imprints: bibliography as history, 1898-1961: materials for definitive bibliography. New York, 2002.

19. Hoover Institution Archives. Museum of Russian Culture Miscellaneous Materials Collection. Box 15 (Pavel Fedorovich Orlov File), Folder 8.

Координаты для связи с автором: Ратманов Павел Эдуардович — канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, e-mail: ratmanov@gmail.com

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.