Дайн Г.Л., кандидат искусствоведения
ИСТОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ СТАРИННОГО ПРОМЫСЛА
Аннотация. Настоящая статья посвящена возрождению старинного российского промысла - бабенской игрушки и значительному вкладу в это дело художника С. Виданова.
Ключевые слова: народный промысел, игрушки, токарное производство, художник, мастер.
Dine G.L., Ph.D. in History of Arts
HISTORY OF REVIVAL OF FOLK CRAFT
Annotation. This article is dedicated to the revival of the ancient Russian folk art - babenskoy toys and a significant contribution to this artist S. Vidanovo .
Keywords: folk craft, toys, turnery production, artist, master.
Встретить Сергея Виданова из посёлка Шишкин Лес под Подольском — всё равно что встретиться с самой бабенской игрушкой. В его руках всегда окажется какой-нибудь сюрприз, вроде миниатюрных бирюлек в лесном орешке, какие сто лет назад покупал у тамошних токарей ещё Лев Толстой. В портфеле художника обязательно найдутся редкие фотографии бабенских мастеров, авторские рисунки старых игрушек, архивные выписки и копии документов или просто карта промысла, куда изыскатель включил уже сорок деревень, год за годом обходя и объезжая округу.
В голове художника — рой всяких идей и новаций по реставрации местной старины. Говорят, мечтать не вредно. Но прожекты Виданова сбываются,
превращаются в дела удивительные. И вот 10 сентября 2000 г. в Шишкином Лесу освятили здание под уникальный музей — «Дом токаря», создали культурно-образовательный центр «Бабенская игрушка»... Оказывается, очень многое может один человек, если наверняка знает, чего хочет, и если сумеет найти единомышленников, привлечь к осуществлению замыслов власть имущих. Как же вышло, что жизнь и творчество Сергея Виданова оказались органично связанными с судьбой бабенской игрушки? В одночасье такое не случается...
С инициативой возрождения знаменитой прежде бабенской токарной игрушки Виданов выступил в критический для промысла момент. Сегодня на бывшей Бабенской фабрике токарно-полированной игрушки делают лишь четырехместную матрешку с невыразительной росписью и точат «бельё» к каталкам — для Наро-Фоминской фабрики деревянных игрушек. Между тем по прейскурантам 1938 г. самостоятельная Бабенская фабрика выпускала 93 наименования крашеных полированных изделий, и, судя по музейным образцам, прекрасного качества. Даже в 1970-е годы, когда С. Виданов после окончания михайловской средней школы пришёл работать в Бабенки в цех росписи, здесь ещё делали разные пирамидки: маяки, бакены, шаровые и полушаровые, комбинированные с толстыми и тонкими кольцами. Точили и расписывали матрёшек, клоунов, самовары, наборы птиц в чашках: сов, гусей, цыплят... Ещё продолжали тиражироваться изделия по образцам, созданным в 1930--1950-е годы опытными мастерами Г.Ф. Рыбаковым, И.П. Другиным, С.С. Зеленцовым, А.И. Булычёвым, В.Н. Дороничевым, а также художниками-инструкторами и выпускниками Вороновской профтехшколы М.И. Михайловым и С.И. Завойкиным.
Участвуя в жизни бабенского промысла, художники развивали токарную игрушку преимущественно в изобразительном направлении. Изделиям придавались узнаваемые силуэты архитектурных построек, конкретных предметов. Никто не представлял тогда, что со временем исчезнут и забудутся игрушки простых токарных форм. Кто бы подумал, что мастера, которые сами точили
«блошки», теперь не смогут вспомнить, как в них играть? Не знал тогда и Сергей Виданов, что тесно свяжет свою работу и творчество с восстановлением бабенского токарного мастерства.
После армии С. Виданов снова вернулся на Бабенское производство, а потом поступил в Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина на отделение ткачества. Учился с удовольствием, диплом защитил на «отлично». Однако по специальности работать не пришлось, и он начал заниматься оформительством. Поездил по Северу, многое повидал, пока не решил окончательно осесть в родном посёлке Шишкин Лес. Расписывал матрёшки, узнал все «прелести» свободного рынка. Кстати, этот рынок, затоваренный в последние годы матрёшкой, и подсказал выход на совершенно забытую бабенскую токарку.
Ремеслом этим Виданов не владел и начал с нуля. Купил в деревне «бабку» от старого станка — такие делали местные кузнецы — и научился точить. Сначала - глухие изделия, потом — разъёмные. Путь, который проходит всякий ученик, преодолел самостоятельно. Но этого было мало. Токарное ремесло само по себе Сергея не устраивало. Ищущий он, неуёмный человек. И пришла в голову счастливая идея — восстановить по возможности весь утраченный ассортимент бабенских изделий.
В 1980-е годы мастера-старожилы ещё работали на домашних станках и токарили виртуозно. Сергей обошёл разные деревни, побывал во многих домах, подружился с И.В. Кульковым, опытным токарем из Ярцева. С сожалением понял, что не хранят мастера свои изделия. Нет в народе такой привычки. Не зря говорят: сапожник всегда без сапог. Токари подходят к своему ремеслу чисто утилитарно — делают изделия на продажу. В этом и весь смысл, а для себя всегда можно сделать. Потому вся бабенская работа у стариков — лишь на памяти. Но и это ценность, особенно теперь. Виданов собирал информацию, выспрашивал секреты мастерства, а их множество — невидимых драгоценных тонкостей, нажитых людским опытом. Сначала запоминал, записывал в блокнот, потом стал использовать магнитофонные записи — ныне это подлинный документ. Начал
5
ездить в Москву, в библиотеку Научно-исследовательского института художественной промышленности. И не просто читал, а делал точные зарисовки бабенских изделий, переснимал старинные фотографии. Так художник стал исследователем бабенского промысла, собрав уникальный материал.
Привлекая к работе опытных токарей, он повторил постепенно все образцы ассортиментного кабинета Бабенской фабрики, скопировал подольские экспонаты в Музее игрушки, замерив их параметры. Сейчас особенно интересует художника токарная миниатюра — бирюльки, забытая в наше время игра. И вот уже несколько лет он делает эти мелкие наборные игрушки, пробуя разную древесину, варьируя размеры крохотных предметов. Есть у С. Виданова и бирюльки, помещённые в лесной орех, подобные тем, что купил Л.Н. Толстой в 1909 г. у известных бирюлечников Журкиных в деревне Ликино. Восстановлены мастером и «блошки», кегли, кольцебросы, бильбоке, диаболо, разных форм кубари и волчки... Многие игрушки представляют собой переработанный авторский вариант, есть и совсем новые игры, придуманные художником. Можно сказать точно: такую коллекцию токарки ещё не собрал ни один коллекционер. Виданов реализовал эту идею за 15 лет благодаря исключительной целеустремленности.
Замечательно, что художник не чувствует себя единственным владельцем собственной коллекции, которой по заслуженному праву может гордиться. Сегодня его собрание — живой действующий музей, наглядный материал для занятий в Михайлово-Ярцевской школе искусств, где он преподает на художественном отделении. Помимо обычных уроков рисунка и живописи педагог вырабатывает новую программу занятий по приобщению детей к местному промыслу токарной игрушки. Задача не ординарная, идёт поиск. Школьные задания уже дают интересные результаты.
Ребята расписывают готовые матрёшки, яйца, фигурки, сначала — маленькие, потом покрупнее. С удовольствием перебирают разные токарные игрушки, играют, а это позволяется на уроке. Использует педагог и специальный дидактический материал, какой делали мастера ещё в 1950-е годы. В мешочке с
6
россыпью неокрашенных вещиц (волчки, катушки, бутылки, молоточки, кувшины, горшочки, бочечки, колёсики, яйца) нужно на ощупь отыскать парные — это помогает вырабатывать чувство видения объёмных токарных форм. К заданию сделать эскиз для своей игрушки учащиеся подходят потом уже более сознательно. Рисуют животных и сказочных зверей, создают образы литературных персонажей, стараясь упростить, округлить изображение. И с нетерпением ждут, когда педагог выточит их деревянных зайцев, черепашек, котов, Винни-Пухов, фантастическую рыбу и невиданного зверя. Готовые фигурки дети расписывают и не хотят с ними расставаться. Результат налицо: своя авторская игрушка, в единственном экземпляре! В школе уже целая выставка подобных бабенских изделий.
А недавно воплотилась в жизнь заветная мечта Сергея Валентиновича — создать учебно-производственную мастерскую для обучения ребят токарному делу. Идея эта получила поддержку Комитета по культуре администрации Московской области и главы Подольского района Н.П. Москалёва, администрации Михайлово-Ярцевского сельского округа во главе с Д.В. Верещак и директора школы искусств Н.В. Козубовой.
Для мастерской был выделен и переоборудован дом с участком земли в живописной деревне Новомихайловское. Туда завезли древесину, поставили станки, и в мастерской теперь чудесно пахнет стружкой. Для готовой продукции куплены ёмкие плетёные корзины, а на стеллажах — образцы, токарный инструмент, краски, лаки, даже бумазея для полировки. Мечтает Виданов вернуть к жизни технологию цветной полировки изделий в станке, которой в совершенстве владели бабенские мастера. Ищет для этого натуральные красители, подходящие лаки. Решает он одновременно и художественную задачу. Нужно освободить благородный природный материал поделок от глухого крытья нитрокрасками, от никчёмной цветочной росписи, которой и без того замусорен сувенирный рынок. Нужно находить более достойные варианты оформления. Лишь тогда изделия обретут характерный бабенский стиль.
В учебно-производственной мастерской всё настраивает на созидание и
7
творчество. Украшением её стали «бабки» от старых токарных станков из деревень Акулово и Ярцево. Со временем такой станок с огромным колесом-маховиком непременно заработает как экспонат Музея токаря. Тогда в Михайлово -Ярцевской учебно-производственной мастерской можно будет не только увидеть процесс токарной работы и отделки, но и купить настоящие бабенские игрушки, заменить которые нельзя ничем.