Научная статья на тему 'История возникновения технопарков в США и Японии'

История возникновения технопарков в США и Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2774
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК / INDUSTRIAL PARK / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / U.S. / ЯПОНИЯ / JAPAN / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / США

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бунин Максим Алексеевич

Рассмотрена история возникновения технопарков как направление развития инновационности мировой экономики, а также национальных хозяйств США и Японии. Показана важность создания технопарков для повышения конкурентоспособности экономики на мировом рынке в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technopark EMERGENCE in the U.S. and Japan

The article deals with the history of technology parks as the direction of the global innovation economy, and the economies of the U.S. and Japan. The importance of the creation of technology parks to improve the economy's competitiveness in the global market in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «История возникновения технопарков в США и Японии»

© М.А. Бунин, 2013

УДК 339.92 М.А. Бунин

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНОПАРКОВ В США И ЯПОНИИ

Рассмотрена история возникновения технопарков как направление развития ин-новационности мировой экономики, а также национальных хозяйств США и Японии. Показана важность создания технопарков для повышения конкурентоспособности экономики на мировом рытке в условиях глобализации. Ключевы1е слова: технопарк, инновационное развитие, США, Япония, конкурентоспособность.

В современном мире для создания и поддержки национальной конкурентоспособной ведущие экономики вынуждены переходить на инновационный путь развития. Об этом отчетливо свидетельствует опыт развитых стран и отдельных крупных развивающихся государств, создающих у себя необходимую инфраструктуру, формирующих передовые технологии, инвестирующих в развитие человеческого капитала и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В лидирующих странах разработка инноваций и их внедрение в рамках инновационных кластеров (технопарков) стали определяющими факторами экономического развития.

Первые технопарки появились в мировой практике в 1950-х гг., но активизация их формирования относится к 1960-м гг., когда в США, СССР и Японии был сделан акцент на развитии отраслей новых и высоких технологий, создании научных парков и технополисов в качестве инструментов научно-технологического прогресса.

По данным Международной ассоциации научных парков, куда входит 70 стран мира, всего в мире в настоящее время действует более 700 технопарков, в том числе 42 % - в США, 34 % - в странах ЕС и 11 % - в

КНР. Оставшиеся 13 % приходятся на все другие государства мира. Первое место по количеству созданных технопарков принадлежит США, где к началу 1990-х гг. функционировало около 70 зон, а в 2008 г. - более 290. Среди них есть и «треугольник технопарков», включающий Хайвэй 128, Бостон и Новую Каролину.

Импульс развитию технопарков в США дало принятие Конгрессом специального закона, разрешившего университетам использовать в коммерческих целях результаты исследований, выполненные на федеральные деньги (до этого эксклюзивные права на интеллектуальную собственность принадлежали государству). Государство уделяет их поддержке самое серьезное внимание. Укрепление инновационного потенциала США входит в число ключевых приоритетов Б.Обамы и его политики экономической модернизации.

Особую роль в продвижении технопарков играет Министерство энергетики США, которое на базе своих региональных научно-исследовательских лабораторий поддерживает кон-структорско-технологические центры, специализирующиеся на альтернативной энергетике, энергосбережении, прочных материалах и т.д.

Технопарки финансируются из самых разных источников - за счет федераль-

ных средств, грантов штатов и муниципальных образований, а также частных капиталовложений. Многие компании выделяют средства под реализацию конкретных задач, которые они затем намерены использовать для вывода новых продуктов на рынок.

Большую роль в финансировании технопарков играют венчурные капиталы, предоставляющие деньги на развитие малых инновационных предприятий и на коммерциализацию самых необычных идей и технологий. Есть и индивидуальные инвесторы, спонсирующие отдельные проекты, что сейчас особенно популярно в области медицины и фармацевтики.

Резидентами технопарков в основном выступают небольшие компании, с численностью персонала, не превышающим 10 человек, причем зачастую это недавно созданные фирмы (так называемые «старт-апы»). Для них работают специальные «бизнес-инкубаторы», в рамках которых предприятиям по сравнительно низкой арендной плате предоставляются помещения, необходимые технические ресурсы, консультационные услуги, оказывается содействие в проведении маркетинговых исследований, составлении бизнес-планов, поиске инвесторов (при каждом технопарке, как правило, работают 5—10 венчурных фондов). Важными с точки зрения успешного развития технопарков являются крупные инновационные компании - именно они приносят основные исследовательские заказы и создают рекламу самому технопарку.

Нередко в американских технопарках открывают подразделения крупные иностранные фирмы. К примеру, в Кремниевой долине представлены «Асус», «Фуджитсу», «Хитачи», «Сони», «Сименс», «Нокиа». В их отношении, как правило, действуют те же принципы и правила, что и при работе с американцами.

К работе в технопарках привлекаются и иностранные специалисты. Их нанима-

ют на контрактной основе (причем как сами технопарки, так и представленные там компании) для участия в отдельных исследовательских проектах. Нередко ученые подписывают и долгосрочные трудовые договоры, становясь штатными сотрудниками технопарка. Как правило, они получают вид на жительство, а нередко потом и гражданство США. Средняя зарплата исследователей составляет 40-70 тыс. долл. США.

Администрация США продолжает законотворческую работу по обеспечению дальнейшего развития инновационной деятельности в стране. Так, 5 апреля 2012 г. Президент США Б. Обама подписал Публичный закон № 112-106 «О поддержке стартап-компаний в США».

Оптимизация условий для коммерческого внедрения инноваций признается в США основополагающей функцией государства в формировании механизма всеобъемлющего вовлечения частного бизнеса в инновационную деятельность. При этом решающее значение придается продвижению американской высокотехнологичной продукции на внешнем рынке. В этой связи существенной составляющей механизма поддержки инновационной деятельности в США является организация торговых миссий, имеющих целью содействовать продвижению инновационных американских технологий, товаров и услуг на внешние рынки.

Ярким примером успешности реализации технической политики являются Германия и Япония, в начале XIX в. представлявших периферию мировой экономики, а ныне ставших передовыми индустриальными державами.

Для Японии характерна инновационная система, в которой ключевыми субъектами инновационного процесса в рамках данной системы являются крупные многоотраслевые корпорации, состоящие из множества разнопрофильных производственных, финансовых, торго-

вых компаний, научно-исследовательских организаций и т.п.

Технополисы - основа, составляющая инновационную инфраструктуру Японии.

Основные направления комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности:

- финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;

- государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;

- национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости;

- создание условий для получения новых технологий из других стран;

- импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;

- привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР.

- в настоящее время в Японии внедрением инноваций занимается от 80 до 85 % отечественных предприятий;

1. A Strategy for American Innovation: Driving Towards Sustainable Growth and Quality Jobs. - W., September 2009;

2. Arisama Kambayashi Y. Conceptual Modeling for New Information Systems Technologies. - Berlin: Springer, 2002;

3. Arundel A, Hollanders H. 2003. -European Innovation Scoreboard. // Technical Paper № 6. Methodology Report. November 14. 2003;

4. Bachtle, J., Mendez C. Who Governs EU Cohesion Policy? Deconstructing the Re-

KOPOTKO OE ABTOPE -

- последние годы закупки Японией зарубежных технологий находились на уровне 11 млрд. долл.;

- японский экспорт высокотехнологичной продукции ежегодно составляет порядка 118 млрд. долл.

Слабой стороной японских специалистов является то, что они не обладают надлежащим уровнем системного мышления, позволяющим выйти на принципиально новые подходы и решения. В тоже время в России имеет место противоположенная картина - широкий кругозор и способность к самостоятельным активным действиям позволяют достигать высоких результатов.

В части продвижения инновационных проектов японских компаний в России следует отметить проект создания телемедицинской консультативной сети для регионов Дальнего Востока, направленный на формирование сети телемедицинских консультативно-диагностических центров в стационарных медицинских учреждениях и системы стационарозамещающих мобильных телемедицинских лаборатор-но-диагностических комплексов, предназначенных для качественного медицинского обслуживания населения.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

forms of the Structural Funds. - JCMS, 2007. Vol. 45. № 3.

5. Коспонина Г.М., Баронов В.И. Технопарки в зарубежной и российской практике.

6. Шкваря Л. В. Формирование общего межгосударственного инновационного пространства стран СНГ: теоретический аспект / Актуальные проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях таможенного союза. Материлы между-нар. научно-практ. конф. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2011. - С. 156-161. ИШ

Бунин Максим Алексеевич — аспирант Института маркетинга Государственного университета управления, directorate.marketing@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.