© М.А. Бунин, 2013
УДК 339.92 М.А. Бунин
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНОПАРКОВ В США И ЯПОНИИ
Рассмотрена история возникновения технопарков как направление развития ин-новационности мировой экономики, а также национальных хозяйств США и Японии. Показана важность создания технопарков для повышения конкурентоспособности экономики на мировом рытке в условиях глобализации. Ключевы1е слова: технопарк, инновационное развитие, США, Япония, конкурентоспособность.
В современном мире для создания и поддержки национальной конкурентоспособной ведущие экономики вынуждены переходить на инновационный путь развития. Об этом отчетливо свидетельствует опыт развитых стран и отдельных крупных развивающихся государств, создающих у себя необходимую инфраструктуру, формирующих передовые технологии, инвестирующих в развитие человеческого капитала и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В лидирующих странах разработка инноваций и их внедрение в рамках инновационных кластеров (технопарков) стали определяющими факторами экономического развития.
Первые технопарки появились в мировой практике в 1950-х гг., но активизация их формирования относится к 1960-м гг., когда в США, СССР и Японии был сделан акцент на развитии отраслей новых и высоких технологий, создании научных парков и технополисов в качестве инструментов научно-технологического прогресса.
По данным Международной ассоциации научных парков, куда входит 70 стран мира, всего в мире в настоящее время действует более 700 технопарков, в том числе 42 % - в США, 34 % - в странах ЕС и 11 % - в
КНР. Оставшиеся 13 % приходятся на все другие государства мира. Первое место по количеству созданных технопарков принадлежит США, где к началу 1990-х гг. функционировало около 70 зон, а в 2008 г. - более 290. Среди них есть и «треугольник технопарков», включающий Хайвэй 128, Бостон и Новую Каролину.
Импульс развитию технопарков в США дало принятие Конгрессом специального закона, разрешившего университетам использовать в коммерческих целях результаты исследований, выполненные на федеральные деньги (до этого эксклюзивные права на интеллектуальную собственность принадлежали государству). Государство уделяет их поддержке самое серьезное внимание. Укрепление инновационного потенциала США входит в число ключевых приоритетов Б.Обамы и его политики экономической модернизации.
Особую роль в продвижении технопарков играет Министерство энергетики США, которое на базе своих региональных научно-исследовательских лабораторий поддерживает кон-структорско-технологические центры, специализирующиеся на альтернативной энергетике, энергосбережении, прочных материалах и т.д.
Технопарки финансируются из самых разных источников - за счет федераль-
ных средств, грантов штатов и муниципальных образований, а также частных капиталовложений. Многие компании выделяют средства под реализацию конкретных задач, которые они затем намерены использовать для вывода новых продуктов на рынок.
Большую роль в финансировании технопарков играют венчурные капиталы, предоставляющие деньги на развитие малых инновационных предприятий и на коммерциализацию самых необычных идей и технологий. Есть и индивидуальные инвесторы, спонсирующие отдельные проекты, что сейчас особенно популярно в области медицины и фармацевтики.
Резидентами технопарков в основном выступают небольшие компании, с численностью персонала, не превышающим 10 человек, причем зачастую это недавно созданные фирмы (так называемые «старт-апы»). Для них работают специальные «бизнес-инкубаторы», в рамках которых предприятиям по сравнительно низкой арендной плате предоставляются помещения, необходимые технические ресурсы, консультационные услуги, оказывается содействие в проведении маркетинговых исследований, составлении бизнес-планов, поиске инвесторов (при каждом технопарке, как правило, работают 5—10 венчурных фондов). Важными с точки зрения успешного развития технопарков являются крупные инновационные компании - именно они приносят основные исследовательские заказы и создают рекламу самому технопарку.
Нередко в американских технопарках открывают подразделения крупные иностранные фирмы. К примеру, в Кремниевой долине представлены «Асус», «Фуджитсу», «Хитачи», «Сони», «Сименс», «Нокиа». В их отношении, как правило, действуют те же принципы и правила, что и при работе с американцами.
К работе в технопарках привлекаются и иностранные специалисты. Их нанима-
ют на контрактной основе (причем как сами технопарки, так и представленные там компании) для участия в отдельных исследовательских проектах. Нередко ученые подписывают и долгосрочные трудовые договоры, становясь штатными сотрудниками технопарка. Как правило, они получают вид на жительство, а нередко потом и гражданство США. Средняя зарплата исследователей составляет 40-70 тыс. долл. США.
Администрация США продолжает законотворческую работу по обеспечению дальнейшего развития инновационной деятельности в стране. Так, 5 апреля 2012 г. Президент США Б. Обама подписал Публичный закон № 112-106 «О поддержке стартап-компаний в США».
Оптимизация условий для коммерческого внедрения инноваций признается в США основополагающей функцией государства в формировании механизма всеобъемлющего вовлечения частного бизнеса в инновационную деятельность. При этом решающее значение придается продвижению американской высокотехнологичной продукции на внешнем рынке. В этой связи существенной составляющей механизма поддержки инновационной деятельности в США является организация торговых миссий, имеющих целью содействовать продвижению инновационных американских технологий, товаров и услуг на внешние рынки.
Ярким примером успешности реализации технической политики являются Германия и Япония, в начале XIX в. представлявших периферию мировой экономики, а ныне ставших передовыми индустриальными державами.
Для Японии характерна инновационная система, в которой ключевыми субъектами инновационного процесса в рамках данной системы являются крупные многоотраслевые корпорации, состоящие из множества разнопрофильных производственных, финансовых, торго-
вых компаний, научно-исследовательских организаций и т.п.
Технополисы - основа, составляющая инновационную инфраструктуру Японии.
Основные направления комплексного подхода со стороны государства к инновациям и научно-инновационной деятельности:
- финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;
- государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;
- национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости;
- создание условий для получения новых технологий из других стран;
- импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;
- привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР.
- в настоящее время в Японии внедрением инноваций занимается от 80 до 85 % отечественных предприятий;
1. A Strategy for American Innovation: Driving Towards Sustainable Growth and Quality Jobs. - W., September 2009;
2. Arisama Kambayashi Y. Conceptual Modeling for New Information Systems Technologies. - Berlin: Springer, 2002;
3. Arundel A, Hollanders H. 2003. -European Innovation Scoreboard. // Technical Paper № 6. Methodology Report. November 14. 2003;
4. Bachtle, J., Mendez C. Who Governs EU Cohesion Policy? Deconstructing the Re-
KOPOTKO OE ABTOPE -
- последние годы закупки Японией зарубежных технологий находились на уровне 11 млрд. долл.;
- японский экспорт высокотехнологичной продукции ежегодно составляет порядка 118 млрд. долл.
Слабой стороной японских специалистов является то, что они не обладают надлежащим уровнем системного мышления, позволяющим выйти на принципиально новые подходы и решения. В тоже время в России имеет место противоположенная картина - широкий кругозор и способность к самостоятельным активным действиям позволяют достигать высоких результатов.
В части продвижения инновационных проектов японских компаний в России следует отметить проект создания телемедицинской консультативной сети для регионов Дальнего Востока, направленный на формирование сети телемедицинских консультативно-диагностических центров в стационарных медицинских учреждениях и системы стационарозамещающих мобильных телемедицинских лаборатор-но-диагностических комплексов, предназначенных для качественного медицинского обслуживания населения.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
forms of the Structural Funds. - JCMS, 2007. Vol. 45. № 3.
5. Коспонина Г.М., Баронов В.И. Технопарки в зарубежной и российской практике.
6. Шкваря Л. В. Формирование общего межгосударственного инновационного пространства стран СНГ: теоретический аспект / Актуальные проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях таможенного союза. Материлы между-нар. научно-практ. конф. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2011. - С. 156-161. ИШ
Бунин Максим Алексеевич — аспирант Института маркетинга Государственного университета управления, directorate.marketing@gmail.com