Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3853
540
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
DEATH PENALTY / CRIMINAL PUNISHMENT / TALION / PRINCIPLE / CRIMINAL / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ТАЛИОН / ПРИНЦИП / ПРЕСТУПНИК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зимасова Алина Ахатовна, Кузнецов И.А.

В статье рассматривается вопрос о появлении смертной казни как вида наказания, о первоначальной цели её применения и отношении религии к смертной казни. Указываются первые источники, закрепляющие смертную казнь. Разъясняется принцип талиона. Обсуждается первое высказывание против применения высшей меры наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ»

УДК 34

Юридические науки

Зимасова Алина Ахатовна, студент 1 курса группы "Г" Института права Башкирский государственный университет Кузнецов И. А., научный руководитель, к.ю.н., доцент Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о появлении смертной казни как вида наказания, о первоначальной цели её применения и отношении религии к смертной казни. Указываются первые источники, закрепляющие смертную казнь. Разъясняется принцип талиона. Обсуждается первое высказывание против применения высшей меры наказания.

Ключевые слова: смертная казнь, уголовное наказание, талион, принцип, преступник.

Abstract: the article discusses the emergence of the death penalty as a form of punishment, the original purpose of its application and the attitude of religion to the death penalty. The first sources that establish the death penalty are indicated. The talion principle is explained. The first statement against the use of capital punishment is discussed.

Keywords: death penalty, criminal punishment, talion, principle, criminal.

На данный момент во многих странах мира существует такой вид уголовного наказания как смертная казнь. Она назначается, как правило, за чрезвычайно тяжкие преступления и признается высшей мерой наказания. Так в Беларусии, США, Самоли, Египте, Пакистане, Ираке, Саудовской Аравии, Иране, Северной Корее, Китае [1] ежегодно по вступившему в силу приговору суда (или других уполномоченных государственных органов) приговаривают

людей к смертной казни. И это ещё не полный список тех стран, где практикуется данный вид наказания. Конечно, сейчас ряд государств уже отказались от смертной казни, так как признали её незаконной по гуманным соображениям.

Смертная казнь как вид наказания появилась ни сегодня и ни вчера. Истории известно множество видов приведения столь сурового приговора в действие. Одни из видов поражают своей ухищренностью (к ним относятся скафизм, распятие, линг-чи), когда приговоренный, прежде чем умереть, часами, а иногда даже днями чувствует непереносимую муку, а смерть наступает постепенно (медленно). В таких случаях, чаще всего, причиной смерти становится истощение или потеря крови, а сама смерть является единственным и самым лучшим спасением от "пытки". Другие виды казни, напротив, приводят к моментальному умерщвлению (путем инъекции, расстрела) [2]. Смерть наступает за считанные секунды, минуты, но приготовление, ожидание её всё равно нельзя назвать гуманной. Второй вид смертной казни сейчас и распространен в мире, несмотря на многочисленные протесты и дискуссии.

В данной статье мы не собираемся вступать в дискуссию и обсуждать "за" и "против", вдаваться в философию о гуманизме и справедливости; а только обратимся к истории, для того чтобы узнать, где и когда впервые появилась смертная казнь, какова была её первоначальная цель, что из себя представляло её правовое регулирование и как к этому относилась религия.

Смертная казнь не всегда санкционировалась государством. В её основу лег принцип кровной мести: «око за око, зуб за зуб», согласно которому смерть является справедливым наказанием (соразмерным) за убийство. Данный обычай был довольно распространенным [3]. По-другому его ещё называют принцип талиона (возмездие), когда назначается наказание за преступление точно соответствующее вреду, которое причинил преступник [4]. Так талион как категория юриспруденции и морали, появляется в праве, когда кровная месть начала выходить за рамки требования правосознания. Принцип должен

был стать ограничением для стороны потерпевшего, чтобы она полностью не истребила род преступника. Так в грубой форме начало выражаться понятие справедливости.

Принцип талиона нашел своё отражение даже в ранних письменных законах, таких как законодательство Липит-Иштара и Свод законов царя Хаммурапи, законы 12 таблиц и многие другие. Что является показателем, государственного (в лице правителя) одобрения принципа талиона, закрепления его на законодательном уровне. В России принцип ещё был закреплен в Соборном уложении 1649 года, и даже в 18 веке при Петре 1 полностью не потерял своего значения, получил отражение в Артикуле воинском 1715 года.

Как же религия относилась к смертной казни? Важно ответить и на этот вопрос для понимания, как в клерикальных или теократических государствах, когда народ был суеверен и религиозен, вообще появилось право на существование смертной казни. Все очень просто, даже Ветхий Завет и Шариат развивали принцип талиона, но ограничивали его другим не маловажным принципом для любой религии - милосердием [5]. Поэтому ни иудаизм, ни христианство, ни ислам не препятствовали государственной политике в сфере осуществления наказания.

Впоследствии система уголовного наказания начала отходить от принципа талиона, вся карательная система начала изменяться в соответствии с изменениями видов и форм преступлений. Большее распространение получил другой вид наказания - лишение свободы, который зачастую стал заменять смертную казнь.

Со временем, утратив своё практическое значение, принцип талиона полностью не исчез, а лег в основу различных теорий наказания, разрабатываемых современными учеными правоведами, и в основу философских учений о справедливости. Но в большей части на данный момент подвергается критике [6].

Критика базируется на основной цели смертной казни как вида наказания. Так как уже в 18 веке стало понятно, что изначально смертная казнь

являлась местью родственников погибшего, общества и государства, за совершенное тяжкое деяние, вместо того, чтобы быть фактическим видом наказания преступника. Таково было мнение, которое высказал в 1764 году Чезаре Беккариа [7]. В своём сочинении, он говорил о смертной казни, которая до сих пор не сделала людей лучше, а являлась лишь государственной "расточительностью жизней". Это побудило автора исследовать данный вид наказания, чтобы узнать, на самом ли деле необходима, полезна и справедлива высшая мера наказания в хорошо организованном государстве. В своём исследовании он приходит к выводу о том, что смертная казнь не опирается ни на какое законное право (противоречит праву на жизнь), бесполезна и не нужна (но есть исключения), так как не останавливает преступников, является моментальным видом наказания (а не продолжительным, как лишение свободы), порождает жестокость в обществе (будучи публичной и показательной).

Так, не просто вдаваясь в философские рассуждения, а объясняя свою точку зрения, Ч. Баккариа положил начало существованию аргументов против смертной казни, которые впоследствии были более детально проанализированы и развиты другими исследователями. Он зародил в 18 веке идею гуманизации правосудия. Его книга быстро приобрела огромную популярность в Европе, а вместе с ней сама идея, что конечно же не исключало критику новой мысли. В любом случае, это повлияло на дальнейшее развитие истории смертной казни. Так как мысль приобрела широкое признание среди просвещенных людей того времен, сама императрица Мария-Терезия стала покровительницей Ч. Беккариа, и даже русская императрица Екатерина вторая опиралась на его мысль при подготовке к реформам.

Несмотря на достаточно смелую аргументацию, которая зародилась в 18 веке, и в дальнейшем получила широкое признание, развитие и обсуждение. Смертная казнь, как один из древнейших видов наказания, существует и применяется на сегодняшний день. Хотя тенденция отказа от назначения высшей меры наказания с каждым годом растет. История же данного вида

наказания продолжает развиваться, пополняется новыми событиями и фактами. А количество людей, вовлеченных в дискуссию "за" и "против" смертной казни, только увеличивается. За многие столетия проблема не была исчерпана, появилось лишь ещё большее количество вопросов.

В любом случае каждое государство само решает применять ли смертную казнь. И если да, то именно правительство решает: какой вид смертной казни будет применяться, какова будет процедура назначения наказания, как это будет закреплено на законодательном уровне, какой круг преступлений будет подпадать под смертную казнь.

Библиографический список:

1. Исследования Amnesty International.

2. Монестье М. Смертная казнь / Пер. с фр. - М.:ИД "Флюнд" 2008

С.292.

3. Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании. / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. - М.: Зерцало 2002.

4. Анисимов Л. И. Талиона закон / Российская юридическая энциклопедия. - М.: Инфра-М 1999 С. 957.

5. Апресян Р. Г. Талион: его восприятие и видоизменения в христианстве и исламе / Сравнительная философия: моральная философия в контексте многообразия культур / Отв. ред. М. Т. Степанянц. - М.: Восточная литература 2004 С. 221-229.

6. Апресян Р. Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов / Вопросы философии 2001 № 3 C. 72-84.

7. Чезаре Беккариа. О преступлениях и наказаниях 1764.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.