Научная статья на тему 'История возникновения концепции человеческого капитала'

История возникновения концепции человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2473
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / НАВЫКИ / SKILLS / РАБОТНИКИ / WORKERS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шемякин Е.Л.

В статье исследованы исторические аспекты становления концепции человеческого капитала интенсивного фактора развития современной экономики, основанного на знаниях и образовании работников. Рассмотрены взгляды ученых-экономистов и исследователей о роли человека в хозяйственной деятельности общества в разных исторических периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE CONCEPT OF HUMAN CAPITAL

The article explores the historical aspects of the formation of the concept of human capital intensive factor in the development of a modern economy based on knowledge and education workers. Considered the views of economists and researchers on the role of man in the course of business in different historical periods.

Текст научной работы на тему «История возникновения концепции человеческого капитала»

УДК 33.331.1

Е.Л. Шемякин

студент,

кафедра производственного менеджмента, ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный

университет», г. Хабаровск

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация. В статье исследованы исторические аспекты становления концепции человеческого капитала - интенсивного фактора развития современной экономики, основанного на знаниях и образовании работников. Рассмотрены взгляды ученых-экономистов и исследователей о роли человека в хозяйственной деятельности общества в разных исторических периодах.

Ключевые слова: человеческий капитал, знания, навыки, работники, развитие, образование.

E.L. Shemyakin, Pacific National University, Khabarovsk

HISTORY OF THE CONCEPT OF HUMAN CAPITAL

Abstract. The article explores the historical aspects of the formation of the concept of human capital - intensive factor in the development of a modern economy based on knowledge and education workers. Considered the views of economists and researchers on the role of man in the course of business in different historical periods.

Keywords: human capital, knowledge, skills, workers, development, education.

Длительное время считалось, что инвестиции в развитие и образование работников предприятия являются непроизводительными затратами. В хозяйственной деятельности заводов и предприятий рабочий рассматривался как фактор производства, выполняющий строго предписанные ему функции. Только во второй половине XX века была научно обоснована и представлена в виде стройной научной концепции значимость развития работника на протяжении всей его жизни. Данная концепция получила название "человеческий капитал". В самом широком смысле человеческий капитал представляет собой интенсивный фактор экономического развития и является основой экономики знаний и инновационной экономики, в центре которого находятся навыки, умения, трудовая мотивация, творческие способности и образование работника.

Первые исследования, посвященные важности образования и обучения в экономическом развитии общества, были проведены еще в XVII веке Ульямом Петти. Он оценивал роль человека в увеличении национального богатства выше, чем роль средств труда и других факторов производства [1]. Дальнейшее развитие идей У. Петти можно найти в работах Адама Смита, полагавшего, что увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения работника, его навыков и развитых способностей, а затем уже от улучшения машины и инструментов, с помощью которых он работает [2]. А. Смит считал образование главным фактором, увеличивающим богатство страны, и выступал сторонником его бесплатной доступности для всех людей.

Однако идеи У. Петти и А. Смита не были оценены по достоинству в те времена. Их современники воспринимали ценность человека с позиции трудового ресурса, но отказывались его принимать в качестве главного движущего фактора производства. В немалой степени этому способствовал период промышленной революции, возможность замены ручного труда машинным. К. Маркс отмечал, что если на зарождающейся стадии капитализма (мануфактурной) простые инструменты являлись дополнением к умелому работнику, то с развитием машинного производства уже человек в качестве простой рабочей силы стал дополнением к сложной машине [1]. С тех пор развитие экономики долгое время связывали только с изобретением новых механизмов, материалов, улучшением технологий, а не с интенсивными факторами развития.

На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли серьезные сдвиги: возрос его масштаб, концентрация, возникли предприятия-гиганты, на которых работали десят-

ки тысяч человек, а в производстве участвовали сложные технологические средства. Ф. Тейлор, основоположник школы научной управления, в это время был одним из первых, кто связывал повышение эффективности производственной деятельности предприятия с улучшением условий труда работников. По мнению Тейлора, для работника важна дружеская и благоприятная для трудовой деятельности атмосфера на рабочем месте. Для этого открывались на предприятиях столовые, помещения для вечерних курсов, детские сады и другие объекты социального назначения. Взгляды Ф. Тейлора произвели революцию в отношениях между начальником и работником. Система Тейлора открыла и обосновала новую социальную роль руководителя, который должен превратить "слабых и нерадивых людей в первоклассных работников" [3]. Однако по системе научного управления Тейлора от работников и подчиненных не требовалось проявления собственного ума, инициативы, предложений, так как это могло привести к отклонению от стандартов, норм и инструкций. Поэтому обучение и повышение квалификации работников, хотя и рассматривалось как интеллектуальная революция, но ограничивалось только их навыками и сноровкой.

Основу зарождения концепции человеческого капитала заложили сторонники неоклассического направления и неокейнсианства, которые считали работников центральным звеном в производственной деятельности предприятия, а их профессиональное развитие - главным условием конкурентоспособности. Во второй половине 1920-х гг. данные убеждения распространялись через созданную Э. Мейо школу человеческих отношений. По его убеждению, группа людей, совместно выполняющих общие задачи, является сложной социальной системой, в которой работники имеют свои потребности, цели, мотивы, а социальные и психологические факторы в работе могут оказать значительно большее влияние на производительность труда. В 1930-х гг. начали формироваться поведенческие теории Д. Мак-Грегора и А. Маслоу, которые отводили приоритетное значение раскрытию потенциала, развитию способностей работников и постановку их на службу интересов предприятия.

Во второй половине XX века важность и эффективность развития работников достигла научного обоснования и была оформлена в виде концепции "человеческого капитала" Т. Шульцом и Г. Беккером. Появление данной концепции было обусловлено еще и тем, что в это время происходили коренные научно-технические преобразования в жизни общества, которые повышали роль интеллектуального труда человека в его хозяйственной деятельности. В одной из своих работ, посвященных проблеме человеческого капитала Т. Шульц показал, что производительность аграрной технологии прежде всего связана с наличием у фермера необходимых знаний, навыков, информации, а их недостаток наоборот сдерживает эффективность хозяйства и урожайность [4].

Человеческий капитал

1 Компетентность Творческое мышление 1 Физическое и психологическое здоровье

|

Знания, опыт, квалификация Гибкий склад ума, оригинальный подход к решению задачи Стрессоустойчивость. энергичность, работоспособность

Рисунок 1 - Структура человеческого капитала

На рисунке 1 представлена структура человеческого капитала, включающая компетентность, творческое мышление, физическое и психологическое здоровье.

Инвестиции увеличивают ценность человеческого капитала и приносят в будущем больший доход его носителю. К основным инвестициям в человеческий капитал относятся расходы на образование (курсы повышения квалификации, семинары, тренинги), на поддержание здоровья, медицинские услуги, мобильность, поиск работы, воспитание детей, поиск информации о ценах, доходах, заработной плате [2]. В исследованиях основоположников человеческого капитала было доказано, что как на народно-хозяйственном уровне, так и на уровне отдельного работника предприятия вложения в образование, обучение, здравоохранение и другие формы развития значительно более прибыльны, чем вложения в основной капитал. Были проведены расчеты, что максимальная сумма прибыли от инвестиций в человеческий капитал почти в 3 раза превышает прибыль от инвестиций в технику [5].

Таким образом, роль человека в хозяйственной деятельности общества постепенно изменялась. С одной стороны, это было обусловлено научно-техническим развитием, совершенствованием средств и предметов труда, а с другой стороны, - появлением новых школ и направлений, которые изучали влияние трудовой мотивации, творческих и интеллектуальных способностей работников на результаты деятельности предприятий. Это во многом способствовало научному становлению концепции человеческого капитала.

Новый этап развития современной экономики, основанный на информации и инновациях, еще больше повышает требования к интеллектуальным и творческим способностям человека. Возрастает также потребность в нестандартных подходах к решению проблем, что вызывает интерес к практическому приложению концепции человеческого капитала на всех уровнях управления - от отдельного предприятия до высших эшелонов государственной власти.

Концепция человеческого капитала поможет обеспечить отечественную экономику высококвалифицированными работниками, которые придадут еще больший темп её развитию и станут главным условием долгосрочной конкурентоспособности экономики.

Список литературы:

1. Иванов С.В. Эволюция исследования экономической категории «Человеческий капитал» // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7. С. 55.

2. Максимова В.Ф. Инвестирование в человеческий капитал: учебное пособие / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 2004. - С. 7-16.

3. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.

4. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В.Т., Сошников И.В. Орел: ОрелГТУ, 2005. 513 с.

5. Кузьмич Н.П. Человеческий капитал в рамках обеспечения конкурентоспособности организации в условиях экономики знаний // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.