Научная статья на тему 'История возникновения и развития тестирования'

История возникновения и развития тестирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27038
2229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплун О. А.

Статья Каплун О.А. "История возникновения и развития тестирова ния" посвящена проблеме становления тестирования как одного из средств контроля. В статье дается представление о предыстории тести рования, его истоках, а также выделяются и характеризуются этапы при менения тестов в мировой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF TEST APPEARANCE AND TEST DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of defining tests as one of the methods of control. The author pres ents the history of testing and its sources, points out and characterizes the stages of tests application in world practice.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития тестирования»

О.А. Каплун, старший преподаватель кафедры иностранных языков Орловского государственного института экономики и торговли.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Статья Каплун О.А. ”История возникновения и развития тестирования” посвящена проблеме становления тестирования как одного из средств контроля. В статье дается представление о предыстории тестирования, его истоках, а также выделяются и характеризуются этапы применения тестов в мировой практике.

История развития тестов своими корнями уходит в глубину веков, она связана с измерением различных способностей, знаний, умений и навыков. Эти измерения можно считать предысторией тестов. Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах писцов на знание арифметических действий, умение измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владение искусством пения и игры на музыкальных инструментах.

В Древнем Египте жрецами становились те, кто выдерживал систему определенных испытаний. Кандидаты проходили проверку умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве и др.

В III тысячелетии до н. э. в Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников, по музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний.

Еще одним свидетельством использования испытаний тестового характера являются материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. В зависимости от того, как тестируемый отвечал на эти загадки, наставник определял, на каком уровне "просветленности" он находился.

В созданном чжурчжэнями государстве Цзинь результаты экзаменов применялись для распределения выпускников медицинского училища. Лучшие из числа выдержавших экзамены поступали на государственную службу в качестве практикующих врачей, преподавателей или исследователей, а худшие получали разрешение заниматься частной практикой.

Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнамском государ-

стве. В период с 1370 по 1372 год там была проведена переаттестация всех военных и гражданских чиновников, что позволило организовать проверку государственного аппарата по всей стране. Конкурсные испытания проводились по этапам и турам, а присвоение высших степеней на экзаменах сопровождалось большими почестями [3. С. 23 - 26].

Первым этапом применения тестов в мировой практике можно считать период с 80-х годов XIX века до 20-х годов XX века. Этот период характеризуется зарождением и становлением тестирования.

К концу XIX века практическая проблема исследования индивидуальных различий стала толчком к появлению первых тестов. Известный английский психолог Ф. Гальтон провел серию испытаний, в которых можно было проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции), физиологические возможности организма и психические свойства.

Родоначальником тестологии по праву считается Дж. Кэттелл, так как именно он увидел в тестах средство измерения свойств человеческой психики. Ученый считал, что применение тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов. Исследователь полагал, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут однообразными. Так было впервые сказано о необходимости стандартизации тестов, чтобы можно было сравнить результаты, полученные разными исследователями на разных испытуемых.

Дж. Кэттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших измерения чувствительности, остроты зрения и слуха, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов и количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания.

В 1904 году французский министр народного образования создал комиссию для изучения

© О.А. Каплун, 2008

проблемы отставания школьников в учебе и создания методики, с помощью которой можно было бы отделить детей, способных к учению, от детей, страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Для этой комиссии психологи А. Бине и Т. Симон провели серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста и разработали первую шкалу для вычисления коэффициента уровня интеллектуального развития.

Тесты Бине - Симона привлекли к себе внимание психологов всего мира, были переведены на многие языки. В Америке эти тесты претерпели изменение под руководством Л.М. Термена из Стэнфордского университета и получили известность как тест Стэнфорд - Бине. Это была шкала, в рамках которой впервые было введено понятие коэффициента интеллектуальности (Ю), т.е. соотношение между интеллектуальным и фактическим возрастом. Кроме того, применялся новый критерий оценки тестирования - статистическая норма. Со статистической нормой стали сравнивать индивидуальные тестовые показатели, оценивали их и давали им психологическую характеристику [2. С. 20 - 24; 5. С. 24 - 25].

Коэффициент интеллекта Ю был предложен немецким психологом В. Штерном, который назвал им показатель, получаемый при делении умственного возраста на хронологический и умноженный на 100%.

Тесты очень быстро стали одним из распространенных методов психологического исследования. Их стали применять во многих странах для дефектологических целей, для профориентации, при приеме на работу, в вузы, для оценки знаний школьников и студентов, в социально-психологических исследованиях. Возникшая в США во время первой мировой войны потребность исследования полуторамиллионной армии послужила стимулом для появления и развития группового тестирования.

Вторым периодом в развитии тестирования можно считать 20 - 60-е годы XX века. В этот период тесты разрабатываются в рамках биологиза-торской концепции развития личности. В это время начинают разделяться психологические и педагогические (дидактические) тесты. Дидактические тесты разрабатываются по всем школьным дисциплинам. Большое внимание уделяется обработке результатов тестирования. Намечается переход от единичных тестов к тестовым системам.

В 20-е годы XX века началась разработка тестов в СССР Первая работа по психологическому тестированию была написана психологом Г.И. Россолимо. Многие методисты видели в новой форме контроля средство, позволяющее индивидуализировать процесс обучения, улучшить самоконтроль обучающихся, снизить трудоемкость проверки работ учащихся. В отечественной истории тестов 30-е годы XX века характеризуют-

ся интенсивным использованием тестов в системе народного образования и промышленности.

Но разработкой тестов стали заниматься люди, не имеющие необходимой квалификации, массовые тестовые обследования не подкреплялись экспериментальной проверкой качества тестовых материалов, не уделялось внимания статистическим методам при оценке валидности и надежности теста, решения о переводе учащихся в классы для умственно отсталых принимались на основе коротких тестов, без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. В промышленности на основе тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям без учета склонностей и интересов. Это привело к тому, что критика тестов начинает приобретать более широкий размах. В печати появился ряд публикаций, в которых тесты как метод контроля отвергались. И после принятия ЦК ВКП (б) в 1936 году постановления "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" научная и практическая работа по диагностике знаний, умений и навыков учащихся с помощью тестов была приостановлена.

Третьим этапом в развитии тестирования является период с начала 60-х годов по конец 70-х годов XX века. В этот период тесты разрабатываются в рамках биосоциологизаторской концепции развития личности. Благодаря внедрению в образовательную практику программированного обучения начинает осуществляться машинный и без-машинный контроль знаний с помощью заданий в тестовой форме. После долгого перерыва в 60-е годы XX века возобновилось использование тестов в советской педагогике. Появляются публикации, посвященные анализу многолетнего опыта тестирования, защищаются диссертации, создаются центры, ведущие разработку теории и практики создания и применения тестов. Но наблюдался отрыв теории от практики [1. С. 12 - 23].

С 80-х годов XX века по настоящее время начинается четвертый этап в развитии тестирования. Он характеризуется широким использованием компьютеров, математических моделей, средств программирования для обучения и контроля. Западные страны опережают Россию по масштабам использования тестов, качеству тестов и подготовке профессиональных кадров. Наиболее развиты в этом отношении Нидерланды, США, Англия, Япония, Дания, Израиль, Канада и Австралия. В этих странах созданы службы, занимающиеся разработкой тестов, организацией массового тестирования и сбором информации для мониторинга качества образования. Тестирование становится в них практически ведущей формой контроля.

В России в последние десятилетия развитие вопросов тестового контроля получило особую актуальность в связи с тем, что идет процесс стандартизации образования, разрабатываются госу-

дарственные образовательные стандарты, проводится массовое измерение качества подготовки обучающихся по разным дисциплинам.

Педагогическое направление в развитии тес-тологии наметилось в начале XX века, когда американский ученый В.А. Макколл разделили тесты на психологические и педагогические. Основоположником педагогического тестирования считают Р. Торндайка. Задачей педагогических тестов было измерение успешности учащихся по разным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешности различных методов обучения.

Родоначальниками тестов по иностранному языку являются американские тестологи. Первый тест по иностранным языкам составил в 1925 году Б. Вуд. Этот тест включал задания по лексике, грамматике и чтению на французском и испанском языках.

В истории теории и практики использования тестов по иностранному языку можно выделить четыре этапа:

1) донаучный (1925 - 1950), для него характерен эссе-переводный подход к языковому тестированию без научно-теоретической базы. Первые языковые тесты состояли в написании эссе, переводе и грамматическом анализе;

2) психометрико-структуралистический этап (50 - 60-е годы XX века), для него характерен

структуралистический или психометрический подход к тестированию. Для составления тестов использовались структурный подход в лингвистике и достижения психометрической теории. В этот период проводилась разработка статистических методов оценки тестов, использовалась методика множественного выбора с опорой на надежность и объективность;

3) психолингвистико-социолингвистический этап (70 - 80-е годы XX века), для него характерен интегративный подход к тестированию, стремление создать универсальные тесты. Тесты проверяли употребление языка в контексте;

4) коммуникативный этап (80-е годы XX века -настоящее время), для него характерен коммуникативный подход к тестированию, в котором делается акцент на адекватности реализации коммуникации. Тесты нацелены на выявление способности и готовности испытуемых осуществлять иноязычное общение [6. С. 11; 4. С. 12 - 15].

Таким образом, история возникновения и развития тестирования показывает, что этот метод контроля стал важным методом оценки, с помощью которого можно достаточно объективно, надежно измерить, обработать, интерпретировать результаты учебного процесса, диагностировать выраженность у индивида определенных психологических качеств, свойств и состояний, а также измерить уровень их развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний [Текст] / В.С. Аванесов. - М., 1994. -136 с.

2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и психологические различия в поведении [Текст] / А. Анастази. - М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 752 с.

3. Общая психодиагностика [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Московского университета, 1987. - 304 с.

4. Поляков О.Г. Тестирование по английскому языку как иностранному (теория и практика) [Текст] / О.Г. Поляков. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Д. Державина, 1999. - 113 с.

5. Психологическая диагностика [Текст] / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003. - 651с.

6. Шаповалова Т.Г. Методические аспекты тестирования учебных достижений учащихся в условиях дистанционного обучения [Текст] / Т.Г. Шаповалова. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2004. - 112 с.

Kaplun O.A.

THE HISTORY OF TEST APPEARANCE AND TEST DEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of defining tests as one of the methods of control. The author presents the history of testing and its sources, points out and characterizes the stages of tests application in world practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.