Научная статья на тему 'История возникновения и развития спортивных сооружений'

История возникновения и развития спортивных сооружений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8852
816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / СТАДИОН / АРЕНА / THE HISTORY OF ARCHITECTURE / SPORT / SPORT FACILITIES / STADIUM / ARENA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шипилов Р. В.

Статья описывает основные исторические вехи появления и развития типологии спортивных сооружений с древнейших времен до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF RISING AND EVOLUTION OF SPORT FACILITIES

The article describes the historical evolution of architectural typology of sport facilities from ancient times till now days.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития спортивных сооружений»

УДК 72.03

Р.В. Шипилов - аспирант, ассистент

Тел.: 89172795436, e-mail: ultromarin@inbox. ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КазГАСУ)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

АННОТАЦИЯ

Статья описывает основные исторические вехи появления и развития типологии спортивных сооружений с древнейших времен до наших дней.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история архитектуры, спорт, спортивные сооружения, стадион, арена.

R.V. Shipilov - post-graduate student, assistant

Tel.: 89172795436, e-mail: ultromarin@inbox. ru

Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE)

THE HISTORY OF RISING AND EVOLUTION OF SPORT FACILITIES

ABSTRACT

The article describes the historical evolution of architectural typology of sport facilities from ancient times till now days.

KEYWORDS: the history of architecture, sport, sport facilities, stadium, arena.

Введение

Спорт сопутствует жизни человеческого общества с незапамятных времен. Физическая культура и спорт своими историческими корнями уходят в глубокую древность. Археологические раскопки приносят сведения о примитивных постройках для физических упражнений, относящихся еще к каменному веку.

Такие постройки найдены на территории Индии,

Египта, Средней Азии и Южной Америки. К ним относятся так называемые кромлехи, т. е. площадки, окруженные каменными столбами.

Развитие физической культуры, появление в обиходе разнообразных игр и спортивной борьбы вызывали необходимость строительства специальных сооружений, а новые сооружения оказывали, в свою очередь, влияние на прогресс развития спорта и физической культуры.

Месоамериканские стадионы

Предметы, служившие в древности для игр и спортивных соревнований, имели культовое значение, и именно они дают нам представление о понимании древними людьми сил природы. Например, диск у индийцев символизировал солнце и был атрибутом бога Вишну; игра в мяч у ацтеков была аллегорией борьбы дня с ночью, света с тьмой, причем игровая площадка символизировала небо, а мяч - вселенную.

Эти сооружения так же известны, как «Стадион для месоамериканской игры в мяч» - тип каменного сооружения, где на протяжении 2700 лет индейцы

играли в мяч. На территории Месоамерики было обнаружено более 1300 стадионов, причём 60 % из них -за последние 20 лет.

Кроме игр, на стадионах проходили другие культурные и ритуальные мероприятия, музыкальные представления и фестивали. Вотивные предметы, закопанные на главном стадионе Теночтитлана, включают миниатюрные свистульки, окарины и тепонацтли.

Доколумбовские стадионы для игры в мяч были найдены на территории всей Месоамерики от Никарагуа на юге до штата Аризона на севере. В городе Эль-Тахин, который был центром классической культуры Веракрус, насчитывается как минимум 18 стадионов. Предположительно количество стадионов являлось признаком децентрализации политического и экономического могущества: в сильно

централизованных государствах, таких как империя ацтеков, было найдено относительно немного стадионов, в то время как в районах слабых государств с разнообразными культурами, таких как Кантона, их было гораздо больше.

Размер стадионов сильно различается, однако их форма одинакова - длинное узкое пространство между горизонтальными и наклонными стенами (изредка вертикальными). Стены были оштукатурены и ярко раскрашены. Ранние версии стадионов были открыты по краям, позже с двух сторон были добавлены замкнутые пространства, из-за чего при виде сверху

Рис. 1. Хочикалько (Мексика). Площадка для игры в мяч в форме буквы I (первое тысячелетие нашей эры)

стадион был похож на букву I (рис. 1). Отношение длины к ширине в среднем составляет 4 к 1. Размеры стадиона в Тикале (всего 16 на 5 м, самый мелкий из найденных) в шесть раз меньше Великого стадиона (англ. Grand Ballcourt) в Чичен-Ице.

Наиболее крупные стадионы располагались в центральных районах города и совместно с пирамидами и другими монументальными сооружениями были ориентированы согласно правилу. Ось большинства месоамериканских городов была направлена с юга на север с небольшим отклонением к востоку, поэтому стадионы располагались либо параллельно, либо перпендикулярно этой оси.

Резиновый мяч, известный индийцам Америки еще в третьем столетии до нашей эры, был в то время основой физических упражнений, явившихся первообразом игры с эластичным мячом, впоследствии распространившейся в Северо-Американских Соединенных Штатах.

На стенах древнейших мексиканских игровых арен найдены кольца, прикрепленные перпендикулярно к стене на оси арены, сквозь которые бросали мяч во время игры; эти кольца справедливо могут считаться прообразом корзин американского баскетбола.

Спортивные сооружения в древней Греции и Риме

История эгейской культуры свидетельствует о распространении ранних форм физической культуры в восточном Средиземноморье в XXX - XII в. до н.э. Здесь были найдены обломки сосудов с изображениями лучников, акробатов, прыгающих через быков. При раскопках кносского дворца (Кносс -древний город на острове Крит) удалось обнаружить помещения, которые предназначались для занятий физическими упражнениями.

Значительным явлением, характеризующим развитие древнегреческой физической культуры, были Олимпийские игры. Документальные данные приурочивают начало этих празднеств к 776 г. до н.э. С этого года начинается счет календарным четырехлетиям - олимпиадам.

Наряду с общегреческими Олимпийскими играми во многих городах Греции проводились игры меньшего масштаба. Для проведения общегреческих и региональных игр было сооружено много стадионов, остатки которых обнаружены в Олимпии, Дельфах, Пирее, Милете и ряде других районов Греции.

Античные стадионы относят к трем периодам: эллинскому, эллинистическому и древнеримскому (см. табл.).

На древнегреческих стадионах раннего периода не было специальных устройств для зрителей. Как правило, зрители располагались на склонах холмов перед ареной. Стадион в Олимпии - первый из стадионов древности, имевший трибуны и послуживший прообразом последующих построек аналогичного назначения. Древние греки отлично знали основные принципы обеспечения хорошей видимости с трибун. Закругленная линия трибун (удобная для зрителей, сидящих в одном ряду) сохранялась без существенных изменений в римскую эпоху и даже дошла до наших дней.

На арене Олимпийского стадиона устраивались грунтовые дорожки, которые размечались для одновременного бега 20 человек. Линии старта и финиша обозначались плитами.

Древнеримский период строительства стадионов относится ко времени формирования древнеримской империи (начало н.э.). В это время происходит реконструкция многих стадионов эллинского периода. Во II в. н.э. подверглись реконструкции стадионы в

Таблица

Основные характеристики некоторых стадионов Древней Греции и Древнего Рима

Место нахождения Дата сооружения Размеры арены (м) Длина беговой дорожки (м) Вместимость трибун (чел.)

Эллинский период

Олимпия Около 450 г. до н.э. 212 X 32 122,25 30 000

Дельфы Конец V в до н. э. 192 X 25,5 177,35 7 000

Афины 330 г. до н. э. 204 X 33,4 184,30 50 000

Эллинистический период

Милет II в. до н.э. 194,5 X 29,6 192,27 15 000

Приенна Вторая половина II в. до н.э. 191 X 18 191,39 5 000

Древнеримский период

Перга II в. н. э. 191,5 X 34 15 000

Анцаин II в. н. э. 207,5 X 38 15 000

Рим (Колизей) 80 г. н.э. 79,35 X 47,5 50 000

Рим (Циркус Максимус) I в. н.э. 500 X 100 250 000

Афинах и Дельфах. В связи с возросшим количеством участников соревнований были расширены арены этих стадионов и устроены стационарные мраморные трибуны для зрителей. На стадионах древнеримского периода профильная линия трибун для лучшей видимости делается вогнутой. Стадионы этого периода становятся архитектурно законченными объектами. В I в. до н.э. началось формирование такого вида древнеримского зрелищного сооружения, как амфитеатр. Впоследствии амфитеатры оказали определенное влияние на строительство современных спортивных арен. Ярким примером древнеримского амфитеатра является Колизей.

Особого внимания заслуживает величественное сооружение, предназначенное для соревнований в гонках на колесницах, имевшее название гипподром, или Циркус Максимус (рис. 2). Это сооружение вмещало на своих трибунах до 250 000 зрителей.

Средние века

В IV в. н.э. в Риме стала пользоваться государственной поддержкой христианская религия. Церковь повела активную борьбу против римских зрелищ, собиравших десятки тысяч зрителей. Начался медленный упадок классической культуры, а вместе с ней и физической культуры. Распространение

христианства, отрицающего культ человеческого тела и его гармоническое развитие, сопровождалось узаконенным разрушением множества крупнейших спортивных сооружений античного мира.

После того как на смену античной культуре пришло христианство, по своим догмам отрицавшее культ человеческого тела, спортивные игры и соревнования были прекращены. Спорт совершенно утратил свое первоначальное значение и в средние века существовал только как обучение военному ремеслу или охоте на крупного зверя. Строительство специальных спортивных сооружений совершенно прекратилось.

Раннее средневековье характеризуется полнейшим упадком физической культуры. В Х-Х! вв. очень медленно начали развиваться некоторые целенаправленные формы физических упражнений. Предпосылкой к этому послужили начавшиеся в XI в. торговая колонизация Востока, крестовые походы и появившееся рыцарство. Свободное от походов время рыцари заполняли главным образом воинскими упражнениями и участием в турнирах.

В развитом феодальном обществе (ХЬХ^ вв.) под влиянием классовой борьбы сформировались физическая культура народных масс (крестьян и горожан) и физическая культура господствующего класса (феодалов, рыцарей).

Рис. 2. Большой цирк (Circus Maximus) в Риме (Реконструкция)

В XVI и XVII вв. во многих городах для общедоступных игр в мяч и для стрельбы по мишени отводились специальные участки. В качестве примера можно указать площадку Плас де Возжи (Place de Vosges) ( прежде Плас Рояль (Place Royale), открытую в 1612 году), которая первоначально была предусмотрена как место игр и гуляний городского плебса, а затем была перестроена в турнирную площадку с местами для зрителей (здесь впервые был применен травяной покров). В Польше, во времена Ягеллонов, для подобных целей были отведены так называемые Блони в Кркове, а в Варшаве - луга под стенами, окружавшими город.

Наряду с площадками и местами игр и гуляний для городских жителей, аристократия создавала в парках зрелищно-увеселительные объекты, как, например, плавательный бассейн в Вилла Мантальто в Риме, построенный в XVI в. Доменико Фонтано, или амфитеатр в саду Боболи во Флоренции XVII в. С этого же времени начали строить первые спортивные залы: фехтовальные или для игры в мяч ( рис. 3, 4, 5).

Период позднего средневековья - это период ломки феодального строя, зарождения буржуазной культуры, в том числе буржуазной физической культуры.

От нового времени до наших дней

Только лишь в новые времена, начиная с XIX века, стала постепенно возрождаться роль спортивных сооружений, предназначенных для упражнений и для устройства состязаний.

В 1806 году архитектор Луиджи Каноника построил в Милане овальную арену, использовав классические римские образцы. Возведение этой арены можно считать началом строительства современных зрелищно-спортивных сооружений. Арена в Милане была предназначена для разнообразных публичных соревнований; ее можно было даже наполнять водой для проведения водных игр. Позднее арену переоборудовали под футбольное поле и устроили круговую беговую дорожку протяженностью 500 метров.

Эпоха современного спорта началась в гуманистических целях защиты здоровья людей от пагубного влияния индустриализации. П. Г. Линг вводит в обиход «шведскую гимнастику», что повлекло за собой строительство соответствующих гимнастических залов. В 1828 году в Ливерпуле, в Англии, был построен первый крытый плавательный бассейн, а в Голландии, в городе Бреде, в 1830 году - первый открытый плавательный бассейн. Футбол в своей нынешней форме появился в 1855 году, а специальные футбольные площадки начали строить на 30 лет позднее.

Развитие строительства спортивных павильонов в новейшее время получило начало в Англии. Англичане еще в начале XIX века стали размещать в павильонах всякого рода вспомогательные помещения для посетителей спортивных объектов.

В XX веке, под влиянием технического прогресса и социально-политических реформ, все виды спорта получили огромное развитие. Возникли и совершенно

Рис. 3. Фехтовальный зал в Милане, XVIII в.

Рис. 4. Дом для игры в мяч - фасад. Гравюра на меди 1632 г.

Рис. 5. Интерьер дома для игры в мяч

новые виды спорта, в частности скоростные состязания на разного рода машинах, начиная с велосипедов и заканчивая самолетами. Это повлекло за собой строительство специально приспособленных спортивных сооружений самых разнообразных видов и конструкций: различного рода гоночных дорожек, велодромов, автодромов, мотоциклетных треков, акваторий для гребных, парусных и водно-моторных соревнований, спортивных аэродромов, планерных площадок, аэроклубов, водных станций, сооружений для зимних видов спорта - лыжных трамплинов, бобслейных, саночных и буерных трасс.

Спортивные сооружения в России

Историческое развитие физической и спортивной активности на Руси и непосредственно спортивных сооружений как архитектурного типа можно сопоставить с их развитием на территории Европы. Как язычество, так и христианство, пришедшее позднее, на Руси отрицали культ человеческого тела в отличие от эллинов, превознося богобоязненность и слабость человека против высших сил, однако во все века основной предпосылкой для развития тех или иных видов физической активности служила необходимость подготовить сильного, ловкого и выносливого война.

Поэтому к специальным сооружениям можно отнести различные военные тренировочные площадки. Несмотря на то, что специализированные соревновательные сооружения не возводились, на ярмарочных площадях и под стенами городов всегда были популярны кулачные бои и игрища, на которых можно было продемонстрировать свою силу и удаль. Фольклорные источники указывают и на то, что различные поединки как кулачные, так и с применением различных видов оружия, имевшие зачастую летальный исход, были способом разрешать споры. В качестве общеизвестного примера можно привести поэму М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», созданную в результате исследований поэтом русского фольклора.

С развитием аристократического общества в России свое развитие получили такие виды развлечений, которые были недоступны простому народу, например верховая езда. Будучи необходимостью для подготовки элитных родов войск, а также став неотъемлемой частью аристократического воспитания, для верховой езды стали возводиться специальные манежи. Можно с уверенностью утверждать, что данный тип сооружений стал одним из первых в России, создаваемых для специализированного вида физической активности. Здание бывшего Конногвардейского манежа, в котором расположен Центральный выставочный зал Санкт-Петербурга -одно из немногих сохранившихся до наших дней построек Лейб-гвардии Конного полка, предназначенное для объездки кавалерийских коней и военных упражнений, а также для проведения торжественных мероприятий и парадов. Возведенное в строгих формах русского классицизма в 1804-1807 годах, оно принадлежит к ряду последних творений великого зодчего Джакомо Кваренги. Здание манежа представляло в плане вытянутый прямоугольник (первоначально 60х16 саженей). Главный фасад, обращенный на Исаакиевскую площадь, решен в виде величественного восьмиколонного портика с массивным фронтоном и широкой гранитной лестницей. Тимпан фронтона украшал скульптурный барельеф с изображением торжественной раздачи призов победителям на конных состязаниях. На фронтон были установлены три декоративные статуи античных героев. Двойная колоннада в центральной части портика усиливала парадность главного фасада. Между пилястрами лоджии, образованной внутри портика, были выполнены горельефы с изображением спортивных игр в античном цирке. Для въезда были сделаны пологие пандусы с боковых сторон портала.

Вторая половина XIX века стала для России новым этапом развития спортивной активности. Более широкое распространение получили различные спортивные кружки, общества и объединения. 19 февраля 1889 года в Москве на льду “Петровки” состоялся

первый в истории России чемпионат по конькобежному спорту.

Термин «физическая культура» стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Однако ко времени Великой Октябрьской социалистической революции Россия в своем спортивном развитии значительно уступала большинству других стран мира. После революции положение в корне изменилось. Коммунистическая партия, Советское государство приняли на себя заботу о массовом развитии физкультуры и спорта в стране. Народная власть сделала спорт всеобщим достоянием, открыла к нему дорогу всем, кто стремился к всестороннему физическому развитию.

Для многих спортивных объектов, построенных в Советском Союзе в 40-х годах ХХ столетия, в основу положены приемы античных спортивных сооружений, дополненных помещениями, отвечающими требованиям постановки дела физического воспитания в СССР. Одним из первых павильонов с такой расширенной программой является спортивный стадион в Черкизове, в Москве, построенный в 1938 году. Авторы проекта спортивного павильона в Сокольниках (архитекторы А. Васильев и Г. Вегман), учитывая то, что трибуны стадиона размещены на земляных валах, разместили все вспомогательные помещения стадиона в отдельном павильоне, расположенном на поперечной оси стадиона. Павильон состоит из фронтальной части, обращенной в сторону стадиона с портиком и колоннадой, где размещены все необходимые помещения, и из перистиля, окруженного колоннами, похожего на такие же перистили в палестрах. Здесь устроена площадка для зарядки перед соревнованиями и для отдыха после них. В странах с умеренным и суровым климатом перистили такого рода перекрываются и преображаются в гимнастические залы, которые часто разрастаются до размеров крупных спортивных корпусов, используемых для гимнастики и спортивных игр. Примером такого крытого сооружения может служить теннисный павильон московского «Динамо».

Заключение

Прогресс строительной техники, появление новых материалов в строительстве привел, к тому, как это было в древние времена, ко многим изменениям в архитектуре спортивных сооружений, что в основном сказалось на формах крытых сооружений (спортивных залов, плавательных бассейнов), стадионов с трибунами большой емкости, а также на конструкции специальных устройств, например вышек для прыжков в воду. В функциональном отношении современные крытые спортивные объекты в основном сохранили

общие с древними сооружениями черты. Например, система античных греческих спортивных сооружений, в особенности эллинистического периода, во многом схожа с современными центрами физической культуры. Современные купальни в значительной степени соответствуют древнеримским термам, а современные спортивные павильоны - похожи на палестры.

Однако, несмотря на очевидное влияние на современное проектирование сложившихся за многие века приемов строительства спортивных сооружений, многие проектировщики зачастую не прибегают к накопленному историческому опыту, что приводит к возникновению архитектуры, уступающей своим качеством историческим аналогам, несмотря на прогресс в сфере строительных технологий и материалов.

На всех стадиях проектирования спортивных сооружений необходим более глубокий подход к всестороннему анализу истории становления и развития физической культуры и спорта в общественной жизни, а также основных тенденций международного спортивного и олимпийского движения на разных этапах его развития. Только с учетом данных аспектов можно с уверенностью говорить о качестве проектирования спортивных сооружений. В условиях стремительного роста влияния спорта и олимпийского движения на мировое сообщество задача качественного проектирования данного типа сооружений представляется особенно актуальной. На волне успеха России, доказавшей свое право на проведение Универсиады в 2013 году и Олимпиады в 2014, отечественное архитектурное проектирование также обязано установить новый уровень качества спортивных сооружений, что не может быть реализовано без обращения к сложившейся за многовековую историю теоретической и практической базе в области проектирования и строительства спортивных сооружений.

Литература

1. Ballgame imagery of the Maya Lowlands: History and Iconography // The Mesoamerican Ballgame. - Tucson: University of Arizona Press, 1991. - С. pp.251-288.

- ISBN 0-8165-1360-0.

2. The Lords of Light versus the Lords of Dark: The Postclassic Highland Maya Ballgame // The Mesoamerican Ballgame. - Tucson: University of Arizona Press, 1991. - С. pp.213-238. - ISBN 0-81651360-0.

3. The Ballcourt in Mesoamerica: Its Architectural Development // Pre-Columbian Art History: Selected Readings. - Palo Alto, CA: Peek Publications, 1975.

- С. pp.63-69. - ISBN 0-917962-41-9.

4. Каратаев О.Р, Новиков В.Ф., Перикова Е.С., Шипилов Р.В. Спортивные сооружения: Учеб. пособие. - Казань: Казан. гос. энерг. ун -т, 2008.

5. Мячин И.К., Стародуб А.Э., Смирнов Б.М. Москва-80. Олимпийский путеводитель. - М.: Московский рабочий, 1980.

6. Мячин И.К., Стародуб А.Э., Смирнов Б.М. Москва-80. Олимпийский путеводитель. - М.: Московский рабочий, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Александров Ю.Н. Москва. Диалог путеводителей.

- М.: Московский рабочий, 1985.

8. Ильин М.А. Москва. - М.: Искусство, 1993.

9. Давидовский П. Генезис «Песни о купце Калашникове». - Л., «Филол. записки», Воронеж, 1913, в. 4-5.

10.www.museum.ru/News/archive/ mrList050220071103.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.