Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФФИТИ, ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ И ПРИНЯТИЕ ГРАФФИТИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА В МУЗЕЯХ'

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФФИТИ, ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ И ПРИНЯТИЕ ГРАФФИТИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА В МУЗЕЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
381
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
граффити / искусство / современное искусство / расписывание стен / расписывание витрин / уличное искусство / стрит-арт / graffiti / art / contemporary art / wall painting / window painting / street art / street art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмутова Д. О.

В статье автор рассматривает понятие граффити, исследует историю его зарождения и развития. Также рассказывает о популярных граффитчиках, таких как Кит Харинг, Жан-Мишель Баския, Бэнкси и других. В статье освещена также история развития граффити в России с упоминанием одного из российских граффитчиков – Макса-Навигатора. Автор также акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день граффити стало частью культуры и музеев. А также, что граффити вошло в коммерцию. Автор делает вывод, что в России граффити одно из востребованных направления арт-рынка. Данная статья будет полезна тем, кто увлекается искусством и дизайном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF ORIGIN AND DEVELOPMENT OF GRAFFITI, POPULAR GRAFFITI ARTISTS AND ADOPTION OF GRAFFITI AS ONE OF TYPES OF ART IN MUSEUMS

In the article, the author examines the concept of graffiti, explores the history of its origin and development. He also talks about popular graffiti artists such as Keith Haring, Jean-Michel Basquiat, Banksy and others. The article also highlights the history of graffiti development in Russia, mentioning one of the Russian graffiti artists, Max Navigator.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФФИТИ, ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ И ПРИНЯТИЕ ГРАФФИТИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА В МУЗЕЯХ»

УДК 1

Махмутова Д.О.

студентка институт экосистем бизнеса и креативных индустрий, кафедра «Дизайн и искусствоведение», группа БИКП2201,

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(г. Уфа, Россия)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАФФИТИ, ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ И ПРИНЯТИЕ ГРАФФИТИ КАК ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА В МУЗЕЯХ

Аннотация: в статье автор рассматривает понятие граффити, исследует историю его зарождения и развития. Также рассказывает о популярных граффитчиках, таких как Кит Харинг, Жан-Мишель Баския, Бэнкси и других. В статье освещена также история развития граффити в России с упоминанием одного из российских граффитчиков -Макса-Навигатора.

Автор также акцентирует внимание на том, что на сегодняшний день граффити стало частью культуры и музеев. А также, что граффити вошло в коммерцию.

Автор делает вывод, что в России граффити одно из востребованных направления артрынка.

Данная статья будет полезна тем, кто увлекается искусством и дизайном.

Ключевые слова: граффити, искусство, современное искусство, расписывание стен, расписывание витрин, уличное искусство, стрит-арт.

«Граффити» — слово итальянского происхождения, которое переводится как «нацарапанный» («graffito»). Произведения уличного искусства создаются в городском пространстве с использованием наклеек, трафаретов, плакатов, аэрозольной краски, валиков, кистей и других материалов, а также скульптуры и городских интервенций.

Особенностью граффити является то, что площадкой для художественного высказывания становятся общественные, уличные

пространства, а его основными чертами являются несанкционированный характер.

История граффити зарождается в Нью-Йорке. Творчество рвалось на волю, на простор, поэтому самым идеальным объектом для подростков-граффитчиков становятся поезда метро. Вагоны этих поездов, раскрашенные ночью в отстойниках уличными художниками, выходили на маршрут совершенно неузнаваемыми. Представьте «художественное полотно» размером в целый вагон, которое увидели жители Нью-Йорка в 1975 году!.. А год спустя граффитчики разрисовали за ночь уже целый состав. Плоские и белые вагоны как нельзя лучше подходили для такого подземного творчества, а вот бруклинские, из гофрированной стали, не пользовались особой популярностью, хотя некоторые мастера graffiti не брезговали и ими. Руководству метро, да и города в целом, такое творчество не пришлось по душе. И даже не потому, что оно нарушало привычное представление о подземке и ее поездах, — некоторые граффитчики не прочь были похулиганить, компенсируя таким образом отсутствие мастерства и художественного вкуса. Поэтому к середине восьмидесятых годов прошлого века уличные художники были полностью вытеснены из подземки Нью-Йорка, а их творения попросту закрашены. Известный граффитчик и рэпер того времени Футура2000 с горечью и сожалением напишет об этом: «Как много юных умов, которым есть что поведать миру, да все их творения безжалостно затираются машинами...»

Сегодня Нью-Йорк уже не является мировой столицей граффити — она переместилась в Лос-Анджелес. Однако «город желтого дьявола» по-прежнему считается колыбелью этого уличного искусства. Более того, в последнее время в Нью-Йорке широкое распространение получило творчество туристов-граффитчиков, которые стремятся во что бы то ни стало оставить надпись на стенах города: ведь этим так приятно похвалиться, вернувшись к себе на родину, — все-таки колыбель граффити! Напомним, именно в Нью-Йорке зародились многие направления и течения этого искусства — от старой школы так называемых «надувных букмастеров» до самого ультрасовременного стиля «wild

style», который требует огромного мастерства и опыта в написании сложнейших письмен и узоров, да еще, как правило, в яркой индивидуальной манере.

ПОПУЛЯРНЫЕ ГРАФФИТЧИКИ.

Одной из самых знаменитых личностей в культуре стрит-арта стал Кит Харинг, известный не только выставками в галереях, но и иллюстрациями в метро. Его стиль основывался на смешении течения поп-арта с уличными рисунками, поэтому Харинга нельзя назвать райтером в привычном понимании этого слова. Особенностями его рисунков считались жирные линии, яркие цвета и изображения человечков, постоянно появлявшиеся в разных уголках города. Харинг объединял творчество с активизмом: художник известен борьбой против СПИДа, и этот посыл стал неотъемлемой частью его рисунков. Еще одной иконой культуры граффити считается Жан-Мишель Баския. Он начал рисовать в начале семидесятых, а через десять лет подружился с Энди Уорхолом — знаковой личностью среди художников в период расцвета поп-арта. Баския и его друг, художник Эл Диас основали движение SAMO (Same Old Shit), сигнатурные подписи и рисунки которого покрыли улицы города. В современной культуре Баския стал одной из самых ярких личностей, а его работы выставляются в музеях по всему миру.

Когда часть художников перебрались в галереи, а работы таких райтеров, как Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000, появились в арт-пространствах Европы, культура граффити пришла и в Европу. После первых выставок европейскую молодежь охватила одержимость нью-йоркской культурой, а дополнительным фактором стал хип-хоп. Рисунки в галереях послужили наглядным гайдом для энтузиастов, и в скором времени надписи стали появляться в европейских городах.

В Великобритании стрит-арт ассоциируется в первую очередь с именем Бэнкси — он начал рисовать в девяностых годах и до сих пор считается самой заметной и самой скрытной фигурой уличной культуры. В то время как настоящая личность артиста держится в тайне, его работы выставляются в галереях по всему миру, а рисунки неожиданно появляются в самых разных

городах. Помимо этого, Бэнкси ведет активную политическую деятельность, что явно отражается в его провокационных работах в тематике полицейского произвола, расовой и гендерной дискриминации, военных конфликтов и многих других современных проблем.

Одним из пионеров движения во Франции стал художник под псевдонимом Blek le Rat. Для создания рисунков он использовал специальные трафареты, что позволяло ему быстро рисовать граффити и избегать арестов. Своей деятельностью художник намеревался показать, что искусство может быть доступным каждому и не ограничивается стенами галерей.

ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ В РОССИИ.

А вот в России история граффити началась в 1985 году вместе с повальной модой на брейкданс, что вполне объяснимо, поскольку это течения одной культуры. В середине восьмидесятых, вспоминает Макс-Навигатор, основоположник российских граффити, по стране прокатилась волна своеобразных Ьгеак-фестивалей, больше походивших на концерты. Эти молодежные шоу чаще всего сопровождались декорациями в стиле граффити, которые, при всей их тогдашней наивности и несовершенстве, настолько потрясали публику, что сами выступления артистов отходили на задний план. Макс вспоминает, как в то время у знакомых моряков, побывавших в Америке, они буквально по клочку выуживали любые сведения о граффити. И когда, например, видели фотографии разрисованных поездов нью-йоркского метро — были просто в шоке. Но еще больший шок Макс испытал в Риге, когда воочию увидел это уличное искусство, выполненное талантливым художником Крысом. «В тот момент, — вспоминает знаменитый российский граффитчик, — я настолько был поражен этими настенными картинами, что, купив в рижском магазинчике несколько десятков баллончиков с аэрозольной краской, тут же бросился создавать что-то подобное...»

Кстати, тому, что искусство граффити намного быстрее и эффективнее прижилось в Прибалтике и Калининграде, есть вполне прозаическое объяснение. Дело в том, что аэрозоль в Прибалтике тогда стоил намного дешевле, чем в

остальной части России. Например, в Риге баллончик хорошей краски стоил в пять раз дешевле, чем в Москве, и выбор здесь был гораздо богаче. Да и взаимоотношения с городскими властями тут были менее напряженными...

Сам Макс пришел однажды в мэрию своего родного Калининграда и предложил сравнить эскизы собственных задумок по граффити с фотографиями реальных уличных художеств. Администрация городской мэрии была настолько поражена увиденным, что тут же узаконила визуальную среду для городских граффити. В дальнейшем, по словам самого художника, больше хлопот ему доставляли не чиновники, а сами горожане, которые всячески противились новому уличному искусству. Да еще вмешивались граффитчики-тинэйджеры, пытающиеся внести свои штрихи в уже готовые картины.

ГРАФФИТИ В XXI ВЕКЕ: С УЛИЦ В МУЗЕИ И ГАЛЕРЕИ.

В наше время уличная культура все еще остается противоречивым явлением: часть рисунков граффити заслужили принятие горожан, однако, учитывая неизменные случаи вандализма, далеко не все положительно относятся к творчеству райтеров. На уличной арт-сцене появилось множество новичков, а состоявшиеся иконы хоть и стали привычными участниками выставок и арт-проектов, все равно продолжают рисовать на улицах городов.

Граффити все также остается неотъемлемой частью протеста против потребительской культуры. Пример тому - работы уличного художника Kidult, разрисовывающего краской витрины бутиков Chanel, Céline, Maison Margiela, Supreme и других известных мировых брендов.

Характерной чертой для современной граффити-культуры стала коммерция. Когда крупные компании осознали популярность рисунков уличных художников, артисты стали все чаще привлекаться для реализации рекламных кампаний, а проявления граффити в массовой культуре можно найти везде — начиная от рекламы и фильмов и заканчивая видеоиграми.

С развитием соцсетей художники больше не использует подземку в качестве связующего элемента для андерграундной культуры, а еще одной причиной снижения популярности рисовки на вагонах стала усиленная охрана

объектов. Вместо этого, райтеры Нью-Йорка и других городов оставляют рисунки на фургонах или грузовиках, а среди поклонников передвижных арт-объектов оказался даже Banksy, разрисовавший однажды ночью один из фургонов службы доставки. После того, как работы уличных художников появились в галереях, владельцы автомобилей добровольно приглашают райтеров разрисовать транспорт чтобы придать ему оригинальный внешний вид.

Многие специалисты полагают, что термин «стрит-арт» уже не подходит для описания сложившегося многогранного явления. В Европе существует отдельный сегмент артрынка, который там называют Urban Contemporary. В России Институтом исследования и развития стрит-арта в Санкт-Петербурге предложен термин «уличная волна». Сегодня уличное искусство России вышло из состояния андеграунда на территорию современного искусства, став одним из востребованных направлений артрынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. https://media.contented.ru/glossary/graffiti/?ysclid=lpi287wwgf113875201;

2. https: //crossarearu. turbopages. org/crossarea. ru/s/graffiti/graffitichtoj etotakoe/;

3. https://criterium.ru/epohazarozhdeniyagraffitikulturu/?ysclid=lpi29l19b823562 9614;

4. https://www.culture.ru/s/slovodnya/graffiti/?ysclid=lpi29uuhry585689692

Makhmutova D.O.

Ufa State Petroleum Technical University (Ufa, Russia)

HISTORY OF ORIGIN AND DEVELOPMENT OF GRAFFITI, POPULAR GRAFFITI ARTISTS AND ADOPTION OF GRAFFITI AS ONE OF TYPES OF ART IN MUSEUMS

Abstract: in the article, the author examines the concept of graffiti, explores the history of its origin and development. He also talks about popular graffiti artists such as Keith Haring, JeanMichel Basquiat, Banksy and others. The article also highlights the history of graffiti development in Russia, mentioning one of the Russian graffiti artists, Max Navigator.

Keywords: graffiti, art, contemporary art, wall painting, window painting, street art, street

art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.