Научная статья на тему 'История возникновения и развития деятельности органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость по Белгородской области новелла 2009 года «Новая единая система регистрации»'

История возникновения и развития деятельности органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость по Белгородской области новелла 2009 года «Новая единая система регистрации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Булгакова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития деятельности органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимость по Белгородской области новелла 2009 года «Новая единая система регистрации»»

Г ПО МАТЕРИАЛАМ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ л

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НОВЕЛЛА 2009 ГОДА «НОВАЯ ЕДИНАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ»

е.а. булгакова,

аспирантка (БелГУ)

Развитие в Белгородской области рыночных отношений и появление класса собственников недвижимости предопределили установление в современном гражданском праве института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В истории создания системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в современной России можно выделить четыре этапа.

Первый этап - этап подготовки нормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и деятельности учреждений юстиции по регистрации прав. Началом этого этапа следует считать 1 января 1995 г., когда вступила в силу первая часть нового Гражданского кодекса РФ, установившего необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, окончанием - вступление в силу 31 января 1998 г. Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», (далее - Закон о регистрации) № 122-ФЗ [1]. В этот период государственную регистрацию должны были осуществлять бюро технической инвентаризации, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, органы управления государственным и муниципальным имуществом.

Второй этап - этап создания учреждений юстиции по регистрации прав - с момента вступления в силу Закона о регистрации (31 января 1998 г.) и до момента, когда в соответствии с Законом о регистрации должно быть завершено создание системы учреждений юстиции по регистрации прав (1 января 2000 г.).

Третий этап - этап развития системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За период с начала 2005 г. с целью улучшения организации и повышения регламентации организационно-управленческой деятельности, оптимизации организационно-штатных структур, улучшению работы с кадрами Приказами от 18.02.2005 г. № 19, от 09.09.2005 г. № 168 были утверждены Методические рекомендации по организации работы с обращениями граждан. Таким образом, данная сфера деятельности в достаточной степени упорядочена и регламентирована.

В 2005 г. в СМИ было опубликовано 58 статей в областных и региональных печатных изданиях по различным направлениям служебной деятельности, проведено 6 выступлений на радио и 4 выступления в форме «прямой линии» в редакции газеты «Житье-бытье» по вопросам приватизации жилых помещений. Активно работали и участвовали в данном направлении Коро-чанский, Губкинский и Валуйские филиалы Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области. А также во всех филиалах Белгородской области проводятся разъяснительные работы по законодательству и по результатам деятельности Управления, подводятся итоги работы филиалов учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Белгородской области. Рассматриваются и уточняются различного рода вопросы: касающиеся государственной регистрации земельных участков, жилых домов, особен-

по материалам

диссертационных исследований

2009'1

ности государственной регистрации земельных долей и земельных участков земель сельхозназначения на основании договора купли-продажи.

Исследование теоретических и организационно-правовых аспектов построения и деятельности системы государственной регистрации, прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволило сделать вывод о том, что комплекс и массив правовых норм о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок представляет собой относительно самостоятельную комплексную отрасль современного российского права.

В современных условиях, когда формируется общая теория административных процедур, научный интерес представляет административные процедуры в конкретных сферах правоотношений. Одной из таких сфер является деятельность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Четвертый этап - одним из основных направлений деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области является обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Процесс государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в 2006 году в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами Правительства РФ, инструктивными и методическими материалами Минюста России и Росрегистрации.

Статистические данные показали разницу между 2005-2006 гг.

- количество заявлений поступивших на государственную регистрацию - 14557 (2006 г. январь-март); зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции - 7469 документов.

Следует признать, что к началу 2006 г. количество корреспонденции значительно увеличилось. В 2006 г. предстоит огромная работа по организации и структуре порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По вопросам регистрации прав был издан ряд локальных актов Управления:

- о порядке сокращения сроков регистрации;

- о порядке подготовке решений, уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решений и сообщений об

отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313, основными задачами Минюста России являются разработка общей стратегии государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, обеспечение в пределах своих полномочий прав и свобод человека и гражданина.

Новеллой 2008 года послужили следующие изменения - Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 [2] были установлены следующие изменения: передать Министерству экономического развития Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии. Установить, что в ведении Министерства экономического развития РФ находятся Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

25 декабря 2008 года № 1847 Указом Президента РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве РФ» определены следующие изменения: переименовать Федеральную регистрационную службу в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Настоящий Указ вступает в силу с 1 марта 2009 г. Правительству РФ необходимо принять необходимые меры по реализации настоящего Указа.

2009'1

по материалам

диссертационных исследований

Можно сделать следующий вывод, что Будем надеяться, и смотреть, делать выводы

новая единая система государственной о новой системе на практике и к концу 2009

регистрации прав на недвижимое имущес- года можно определить положительные и

тво и сделок с ним должна поменяться, но отрицательные стороны данного настоящего

остается один вопрос: в какую же сторону? Указа.

Литература

1. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.

2. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

а.л. бредихин,

аспирант (БелЮИ МВД РФ ) ;

е.а. переверзев,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД РФ)

Государственный суверенитет является неотъемлемым свойством любого государства, и на современном этапе мы воспринимаем данное положение как само собой разумеющееся. Однако термин «суверенитет» был введен в научный оборот лишь в новое время, и с этого периода происходило его приспособление к новым условиям и трансформирование его содержания.

Впервые понятие «суверенитет» ввел в научный оборот в 1576 г. Жан Боден в своем произведении «Шесть книг о государстве». В своей теории Боден определял суверенитет как политическое превосходство государственной власти в пределах территории определенной страны [1, с. 18]. Суверенная власть не имеет ограничений в качестве ее «способности к политическому действию» [2, с.159], но ограничена естественными и божественными законами. Позитивным законом власть не могла быть ограничена, так как предполагалось, что суверен не может быть заложником собственного закона. Боден идентифицировал суверенитет с его носителем. Им мог быть в зависимости от формы правления монарх, народ или коллегия лиц.

Свое развитие теория суверенитета получила в трудах Г. Гроция, который рассматривал суверенитет как верховную власть, действие которой не находятся под чьим-либо контролем и которая не может быть ограничена по усмотрению кого-либо, кроме самого носителя указанной власти или его преемника [3]. То есть государственная

власть потому является высшей, что она юридически никому не подчинена. Гроций не признавал идею безусловного народного суверенитета, поскольку, несмотря на договорное происхождение государства, народ мог подчинить себя власти монарха, и разработал учение о конкретном и общем носителе верховной власти. Государство выступало как единое целое «общим носителем верховной власти», а коллективный или еди-ноначальный правитель (одно лицо, или же несколько лиц, сообразно законам и нравам того или иного народа) - как непосредственный (особенный) носитель государственного суверенитета, «носитель власти в собственном смысле [3]». Заслуга Гроция состояла в том, что он рассматривал суверенитет не столько как саму государственную власть, а как ее особое свойство, и отделил суверенитет государства от суверенитета его конкретных носителей. Суверенитет стал рассматриваться как государственный.

Томас Гоббс в работе «Левиафан или материя. Форма и власть государства церковного и гражданского» (1615 г.) модифицировал концепцию Ж. Бодена и довел трактовку абсолютного суверенитета до апогея. Он стал рассматривать его как высшую и абсолютную власть, не ограниченную никакими законами и договорами. Так как, по мнению Т. Гоббса, государство свободно от всяких субъективных и объективных ограничений, его судить никто не может. Лишь оно обладает абсолютной верховной и независимой властью, которой обязаны подчиняться все лица и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.