Научная статья на тему 'История Воскресенского военного собора по материалам архивного фонда Омской области'

История Воскресенского военного собора по материалам архивного фонда Омской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
567
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКИЙ ВОЕННО-ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР / ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО Г. ОМСКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорофеев Яков Александрович

Статья посвящена истории Омского Военно-Воскресенского крепостного собора. Автор изучает историю храмостроительства в г. Омске во второй половине XVIII в., а также выявляет роль данного храма в духовной и культурной жизни города Омска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Воскресенского военного собора по материалам архивного фонда Омской области»



УДК 908

ИСТОРИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО ВОЕННОГО СОБОРА ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВНОГО ФОНДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Яков Александрович Дорофеев, студент Омской духовной семинарии

Аннотация. Статья посвящена истории Омского Воскресенского военного собора. Автор изучает историю храмостроительства в г. Омске во второй половине XVIII в., а также выявляет роль данного храма в духовной и культурной жизни города Омска.

Ключевые слова. Омский Воскресенский военный собор, храмостроительство г. Омска.

THE HISTORY OF THE MILITARY RESURRECTION CATHEDRAL BASED ON THE MATERIALS OF ARCHIVE FUNDS OF OMSK REGION

Ya. Dorofeev, a student Omsk orthodox Theological Seminary

Abstract. The article is devoted to the history of Omsk Military Resurrection Cathedral. The author studies the history of church building in Omsk in the second half of the 18th century and also identifies the role of this cathedral in the spiritual and cultural life of Omsk

Key words: Omsk Military Resurrection cathedral, church building in Omsk.

II стория Омского Воскресенского крепостного собора в связи с его восста-■I новлением в 2016 г. сегодня привлекает многих. Воскресенский собор не _11_просто храм, а страница истории Омска, важнейшая часть его духовной летописи, своеобразный наказ и послание наших предков нам, их наследникам из двадцать первого века, сохранить Сибирь и сделать ее духовной. На протяжении полутора веков храм был дорог как священное место соборного предстояния русских людей в молитве перед Богом о просыпающейся Сибири, о духовном утверждении Православия среди кочевых народов Востока.

Сведения как о строительстве, так и о приходской жизни храма нашли свое отражение в работах В.И. Кочедамова, Н.И. Лебедевой, Н.А. Миненко и С.Ф. Федорова, А.Ф. Палашенкова, Л.К. Полежаева и Ю.П. Перминова [8, с. 14-15; 10, с. 17-20, 98-100; 11, с. 59-60; 12, с. 22; 6]. Последнее издание в формате фотоальбома излагает вехи истории собора в весьма сокращенном варианте. Таким образом, восстановление и дефицит информации о Военно-Воскресенском соборе являются ключевыми моментами в актуализации заявленной нами темы.

Таким образом, на примере Военно-Воскресенского крепостного собора в г. Омске необходимо проследить историю храмостроительства в г. Омске во второй половине XVIII в., а также выявить роль данного храма в духовной и культурной жизни данного города. Хронологические рамки работы обусловлены временем

№ 1, 2017 (2)

■^православная педагогика_

дорофеев Яков Александрович «История Воскресенского военного собора по материалам архивного фонда Омской области»

строительства и функционированием Военно-Воскресенского крепостного собора и охватывают период с XVIII по настоящее время включительно.

Для решения поставленных в работе задач мы использовали следующие виды источников (в основе приводимой классификации лежит природа источника).

Делопроизводство как духовных, так и светских учреждений, имеющих отношение к строительству храма и функционированию прихода [1; 2; 3; 4; 5]. По степени информативности и достоверности это самые надежные источники, поскольку они, как правило, отражают насущные потребности храма и прихода.

Циркуляры, указы, протоколы, ведомости, инструкции, донесения, прошения, рапорты, адресованные как церковному причту, так и в Тобольскую Духовную консистории [2]. По степени достоверности этот вид источника также надежен, однако по степени информативности он по сравнению с первым может дать лишь урезанное представление по тем ли иным проблемам, поскольку приказ или указ циркуляр, ведомость и пр. составляются для ликвидации какого -либо недостатка или решения конкретного вопроса и не раскрывают механизм и процедуру их полностью.

Справочные издания, представленные многотомным изданием «Тобольская Епархия», а также справочными книгами, написанными священниками К. Скальским и И. Голошубиным [14; 7; 13]. Они позволяют получить обобщенные краткие сведения о строительстве храма, возникновении прихода и о жизни последнего. Но, к великому сожалению, эти данные приводятся только на конкретный период.

Периодическая печать представлена как духовными, так и светскими изданиями. Так, например, журнал «Омские епархиальные ведомости» позволяет проследить страницы приходской жизни храма, а советская газета «Рабочий путь» за 1928 г. содержит информацию о дискуссии по поводу судьбы церковного здания. В целом, информативные возможности периодической печати достаточно широки, а при отсутствии архивных документов являются порой единственным источником для реконструкции исторической реальности.

Методикой нашего исследования послужил сравнительный анализ. Данная работа, кроме опубликованного материала, вводит в научный оборот еще не опубликованные архивные источники. Помимо этого, автором предпринята попытка систематизации и обобщения разбросанного по разным источникам и книгам материала. Практическая значимость представляемой работы, на наш взгляд, состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в подготовке издания летописи Военно-Воскресенского крепостного собора в г. Омске.

Храм для православного человека - это место, где особым образом пребывает невидимый Бог. Потому каждая страница истории такого места не должна забываться. С самого начала возникновения Омска и основания населенных пунктов в Омском Прииртышье в них начинают строиться храмы. Первоначально они были деревянными. Первым храмом нашего города стала Сергиевская церковь, которая находилась на территории первой Омской крепости. Первым каменным храмом нашего города стал Воскресенский собор, построенный и освященный в 1773 г. на территории второй Омской крепости. Данный храм играл важное значение в духовной и культурной жизни Омска.

До учреждения Омско-Семипалатинской епархии в 1895 г. он являлся главным храмом вначале крепости, а затем города. Воскресенский собор был первым каменным храмом в истории Омска и являлся архитектурной доминантой во второй Ом-

ской крепости. Воскресенский собор был прародителем библиотеки, архива и музея г. Омска.

В его истории мы можем выделить дореволюционный, советский и современный периоды. Каждый период выразил собой абсолютно непохожие друг на друга тенденции по отношению к Православию в целом и как неотделимой его части -к храмам. Если первый период характеризуется постоянным строительством и последующим благоукрашением Святых храмов, вызванных благочестием православного люда, а также особой политикой государства, которое стремилось распространить и утвердить православие в присоединенных землях, то второй, наоборот, уничтожением и осквернением Святынь. Попытки уничтожить сущность христианства варварскими методами разрушения наследия всего русского народа и каждого, кто принял свет Православия, оказались безуспешными, что видно на основании третьего периода истории храмов. Этот период, в котором нам выпало Промыслом Божьим жить, рисует перед нами картину восстановления храмов, порушенных и поруганных безбожной властью. Конечно, это может занять довольно продолжительное время, но постоянность, с которой происходят эти процессы в городе Омске, оставляют за нами право надеяться, что покаяние русского народа перед Богом и Православной церковью будет до конца принесено не на одних лишь словах, но и на самом деле.

Как известно, храм - это не только и не столько стены, сколько люди, составляющие приход. Протоиерей Омского Воскресенского собора отец Дмитрий Пономарев являлся ярчайшим представителем как западно-сибирского духовенства в целом, так и омского в частности. Анализ его биографии и сопоставление ее с жизнеописанием других представителей духовного сословия (к примеру, с «Житием» омских протоиереев в лице С.Я. Знаменского и А.И. Сулоцкого) позволяет нам выделить черты, которые были присущи для лица, носящего духовный сан в первой половине XIX в. и служившего Господу Богу на территории Западной Сибири. Они сводятся к следующему: 1) принадлежность к духовному сословию и продолжение семейно-со-словных традиций посредством выбора для себя пастырской деятельности; 2) ревностное отношение к своим обязанностям; 3) высокий уровень образования; 4) активная миссионерская деятельность; 5) склонность к просвещению.

В целом, специфика сибирского духовенства в свое время весьма метко была подмечена И. Завалишиным. В своем труде «Описание Западной Сибири» он, в частности, писал: «Сибирское белое духовенство несравненно социальнее, образованнее и развязнее (Дело в том, что в XIX в. в Европейской России существовал разрыв между дворянством и священством скрытый патологический антагонизм - Я.Д.). Поскольку в Сибири поместного дворянства не было, то [...] здесь белое духовенство - священник и дьякон с их семействами - как в городах, так и в селах, всегда и при каждом случае находятся в высшем кругу общества; в городе - с местным начальством и купечеством, в деревне - с земскими и заезжими чиновниками. Оттого они и развязнее, и удобнее принимают обмен идей, и желание знакомиться с тем, что делается «в свете», у них живее. Наконец, к чести сибирского духовенства следует добавить, что оно и в городе, и в селе, живет всегда прилично, и дома, и за порогом дома, одевается, как следует и занимается своими прямыми обязанностями. Даже церковнослужители сибирские образованнее русских» [9, с. 82-84].

№ 1, 2017 (2)

■^православная педагогика_

дорофеев Яков Александрович «История Воскресенского военного собора по материалам архивного фонда Омской области»

Многие исследователи творчества Ф.М. Достоевского полагают, что перелом в сознании писателя произошел именно в Омске, те четыре года, которые он провел в Омском остроге (с 23 января 1850 г. до конца февраля 1854 г)., наложили отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и литературную деятельность. Приятно осознавать, что свою скромную лепту в это дело молитвой и заботой об осужденном внесли два священника градо-Омского Воскресенского крепостного собора, чьи судьбы связаны как с Тобольском, так и Омском. Настоятелями Воскресенского собора - известные в Омске протоиереи Димитрий Пономарев (был духовником Ф.М. Достоевского) и Стефан Знаменский (первый Омский Святой в Соборе Сибирских Святых).

Настоятель градо-Омского Воскресенского собора протоиерей Дмитрий Семенович Пономарев родился в 1796 г. в семье священника. Образование, судя по всему, он получил в Тобольской Духовной Семинарии, которую окончил по первому разряду. Служение Богу молодой Дмитрий начал диаконом сначала в градо-Тобольской Крестовоздвиженской церкви (с 13.02.1821 г.), а затем продолжил его в Тобольском Софийском Соборе (с 27.07.1823 г.), где и был посвящен Архиепископом Тобольским и Сибирским Евгением (Казанцевым) во иереи (26.09.1826 г.) [2, оп. 1, д. 22, л. 486 об.]. После возведения в сан протоиерея (29.10.1833 г.) он переезжает в Петропавловск, где в течение почти трех лет являлся настоятелем градо-Петропавловской церкви, а также первоприсутствующим в Духовном Правлении и благочинным городских и линейных церквей. Известный историк Сибирской церкви тоже протоиерей А.И. Су-лоцкий, лично знавший отца Димитрия, вспоминал о нем как о человеке «умном, добром, ласковом, бескорыстном», умевшим «наставлять не понимающего, вразумлять заблудившегося и учить добру согрешающего» [14, с. 19].

Много сил и энергии отец Дмитрий потратил при открытии в Омске в 1838 г. духовных училищ, в которых на протяжении целого ряда лет он являлся бессменным смотрителем. При просмотре «Послужного списка» невольно бросается в глаза то обстоятельство, что именно за отличное и усердное преподавание протоиерей Д. Пономарев имел неоднократное денежное поощрение (200 руб. ассигнациями - в 1838 г., 500 руб. ассигнациями - в 1839 г., 125 руб. серебром - в 1843 г.), благодарность и даже получил наперсный крест ( 25.04.1848 г.).

Служа в Омске, отцу Протоиерею, помимо прямых обязанностей настоятеля одного из городских храмов, пришлось нести церковное послушание в качестве благочинного (с 1836 г. по 1843 г.) трех городских и девяти окружных церквей, а также в качестве первоприсутствующего в Духовном Правлении. Заметим, что при исполнении им второй должности, очень, как нельзя кстати, пригодился опыт, полученный им в Тобольской Духовной Консистории, членом которой он состоял в течение четырех лет (с 1829 г. по 1833 г.). Состоял он в качестве члена и в окружном Оспенном комитете (с 12.06.1836 г.). Однако исправление им этих многочисленных обязанностей никаким образом отрицательно не отразилось на жизни Воскресенского прихода, духовно им окормляемым. За восемь лет (с 1840-го по 1848 гг.) численность прихожан увеличилась на 72 человека. Цифра вроде бы небольшая, но при этом следует помнить, что в городе открывались новые храмы. К открытию и освящению трех из них протоиерей Дмитрий Пономарев имел непосредственное отношение. Так, например, 26-27 мая 1840 г. он вместе с городскими и сельскими священниками освящает два придела вновь возведенной Никольской казачьей

церкви, а 16 сентября 1843 г. участвует в чине освящения главного престола этого храма [10, с. 23; 2, оп. 1, д. 52, л. 107 об.]. 4 июня 1848 г. на территории госпиталя им был освящен храм во имя иконы «Всех Скорбящих Радость», а 5 декабря того же года Николаевская церковь при Сибирском кадетском корпусе. Причем вторая из них была сразу же приписана к крепостной Соборо-Воскресенской церкви [2, оп. 1, д. 22, л. 389 об.].

Не обходил своим вниманием отец Дмитрий и чисто хозяйственные вопросы. Так, например, именно с его подачи было возбуждено ходатайство о капитальном ремонте Омского Воскресенского собора. Мысль эта впоследствии все же была воплощена в жизнь. Не следует также забывать, что именно его трудами было положено начало и соборной библиотеке. В течение ряда лет либо по его благослов-лению, либо непосредственно им самим в ответ на запросы Тобольской Духовной Консистории составлялись и посылались многочисленные заказы на вновь вышедшие книжные новинки. Следует учитывать, что книги тогда были весьма дорогим удовольствием, поэтому многие из действующих в то время омских церквей от выписки их, как правило, отказывались, однако с Воскресенской крепостной церковью это случалось крайне редко. Приобретение книг, помимо их дороговизны, сопровождалось иногда просто невыполнением заказа. Отчасти его пастырские обязанности, а отчасти увлечение им собиранием литературы и книжным чтением свели его с находящимися на каторжных работах Ф.М. Достоевским и С.Ф. Дуровым в период их омского заточения (1850-1854 гг.). Более того, Федор Михайлович в одной из бесед просил отца протоиерея, являвшегося для многих каторжан их духовным отцом, достать ему для прочтения «Историю и Древности Иудейские» Иосифа Флавия. Вслед за А.И. Сулоцким мы склонны также полагать, что протоиерей Дмитрий Пономарев был духовником Ф.М. Достоевского во время пребывания писателя в Омском остроге [14]. Отец Дмитрий исповедовал лиц, заключенных в Омский острог, отпускал грехи и их же причащал. Никто, кроме него, доступа к осужденным из городского духовенства не имел.

За беспорочное и усердное служение Богу отец Дмитрий был удостоен следующих наград: набедренника (17.12.1830 г.), фиолетовой скуфьи (14.04.1836 г.), фиолетовой камилавки (26.04.1841 г.), ордена Св. Анны 3-й степени (21.04.1851 г.).

Жизнь храма была очень тесно связана с обычаями, характером и занятиями прихожан. Неслучайно во всех документах он именовался «военным». Приходская жизнь храма была нарушена в 1927 г., когда решением Омского городского Совета рабочих и крестьянских депутатов Воскресенский собор был закрыт, а церковное здание было передано военным под культурные нужды.

Воскресенский собор являлся также уникальным и совершенно оригинальным произведением церковного зодчества. Скорее всего, проект был создан военными инженерами в омской чертежной под руководством опытного инженера Ларса Мальма. Иван Черепанов являлся подрядчиком на строительстве храма. Резные работы были выполнены Козьмой Черепановым, иконы в иконостас, скорее всего, были написаны Федором Черепановым. Таким образом, храм явился результатом совместных усилий военных: офицеров и солдат, семьи тобольских зодчих, резчиков и иконописцев Черепановых и омских каторжан, которых использовали в качестве рабочих на кирпичном заводе и чернорабочих на строительстве храма. Архитектура храма уникальна, так как сочетала черты зального западноевропейского храма

№ 1, 2017 (2)

■^православная педагогика_

дорофеев Яков Александрович «История Воскресенского военного собора по материалам архивного фонда Омской области»

в духе Петровского времени и стилистики классицизма, древнерусские традиции, отразившиеся в шатровом завершении колокольни и стиле барокко в резьбе и иконописи в интерьере храма. Мы можем выделить три этапа формирования архитектурного облика храма.

Первый - с момента возведения до ремонта после 1811-го и до 1848 года: зальный храм с объемно-планировочным и аскетичным декором, тяготеющим к классицистическому стилю, увенчанный куполом на деревянном барабане и двумя небольшими главками (сложно сказать, как они были расположены, вероятно, по оси запад-восток). В интерьере первоначально был один иконостас, который запечатлен на фотографиях.

Второй - с момента ремонта после 1811-го и до 1848 года, возможно, это был 1832 год, когда храм переходит в военное ведомство. Изменилось завершение храма, вместо купола главы переносятся на фронтоны с северной и южной сторон здания, таким образом, появляется 6 глав. Внутри храм делился на теплый и холодный, пристраивается сторожка.

Третий - начиная с ремонтов храма, осуществленных в 1848-1853 годах до 1910-х годов, когда изменяется его декор и реконструируется внутреннее пространство -перестраиваются хоры, исчезают два престола (во имя Св. Екатерины и Смоленской иконы Божьей Матери). Вся церковь становится отапливаемой. Как отмечалось выше, изменение декора вызвано веяниями эклектики, усложнившими облик храма. В этот период в храме появляются росписи.

Четвертый - 1910-е годы, фасад получает живописный акцент, когда появляется сцена Воскресения Христова в тимпане фронтона на главном фасаде.

Пятый - от уничтожения признаков культового здания с 1928 года до момента сноса в 1958 году: вынос иконостаса, побелка стен, приспособление под клуб, снос глав с крестами.

Собор является памятником истории, так как отражает события второй половины XVIII - XX в. Во-вторых, в храме бывали знаменитые ученые, путешественники и выдающееся представители российской истории: П.С. Паллас и М.Фальк, А. фон Гумбольдт, А. Брем и О. Финш, М.М. Сперанский, император Николай II, П.А. Столыпин, А.В. Колчак. В-третьих, территория связана с военными, возводившими и охранявшими пограничную линию крепостей и строившими здания, дороги и военные укрепления по всей Сибири и Центральной Азии, участвовавшими в Отечественной войне 1812 года и последующих войнах.

Здание является памятником градостроительства, так как входило в ансамбль Омской крепости.

Библиографический список:

1. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 16 (Омская Духовная Консистория).

2. ГИАОО. Ф. 40 (Омский Воскресенский крепостной собор).

3. ГИАОО. Ф. 3 (Главное Управление Западной Сибири).

4. ГИАОО. Ф. Р-437 (Омский Облисполком).

5. ГИАОО. Ф. Р-1326 (Омский Окружной Административный отдел).

6. Воскресенский собор: история воссоздания / гл. редактор Л.К. Полежаев; ав-

тор, редактор-составитель Ю.П. Перминов; фотохудожник И.В. Хахалин; Омский региональный общественный фонд «Духовное наследие». - Омск: ООО «Полиграф», 2017.

7. Голошубин И.С. Справочная книга Омской епархии. - Омск, 1914.

8. Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город. - Омск,1960.

9. Завалишин И. Описание Западной Сибири. Т. I. - М., 1862.

10. Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. - Омск, 2003.

11. Миненко Н.А., Федоров С.В. Омск в панораме веков. - Омск, 1999.

12. Палашенков А.Ф. Памятники и памятные места г. Омска и Омской области. -Омск, 1967.

13. Скальский К. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистиче-ского описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. - Омск, 1900.

14. Тобольская епархия. Ч. II. Отдел 2. Описание церквей и монастырей Тобольской епархии. Вып. 4. - Омск, 1892.

№ 1, 2017 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.