Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ЦВЕТА И КРАСИТЕЛЕЙ В ЭТНОСЕ НАРОДОВ МИРА'

ИСТОРИЯ ЦВЕТА И КРАСИТЕЛЕЙ В ЭТНОСЕ НАРОДОВ МИРА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1303
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ / ЦВЕТ / ОДЕЖДА / ЭКОПРИНТ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Третьякова Анна Евгеньевна, Сафонов Валентин Владимирович, Константинова Виктория Дмитриевна

Цвет и традиции тесно взаимосвязаны в любой этнической культуре. Источником цвета на протяжении всей истории человечества служили природные красители животного и растительного происхождения. Обособленность исторического развития народов стран Азии, Европы, Африки как в географическом масштабе, так и по временной шкале разделяет цветовосприятие людьми - один и тот же цвет трактуется по-разному. Формируются философия и символизм, в которые прочно вплетается понятие цвета. Географическое положение связано с климатическим поясом, а следовательно, и с особенностями источника сырья природного красителя. Недостаток любого природного красителя - это его нестойкость на ткани, он выцветает. Яркие и насыщенные цвета являются дорогостоящими в силу малого количества сырья и трудности получения (пурпур, кермес, шафран и др.). Лишь в XIX в. появляются синтетические красители, резко расширившие цветовую гамму и возможности колорирования разнообразных изделий. Синтетические красители, в отличие от природных, достаточно прочно фиксируются на материале, отличаются дешевизной и доступностью, и этот фактор позволил получить синтетическим красителям повсеместное применение. Однако в настоящее время в связи с сохранением экологии неуклонно возрождается применение природных красителей. Одним из таких течений можно представить экопринт, позволяющий получать разнообразный узорчатые рисунки на текстильных материалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF COLOUR AND DYES IN THE ETHNOS OF PEOPLES OF THE WORLD

Color and tradition are closely interrelated in any ethnic culture. The source of color throughout human history has been natural dyes of animal and plant origin. Isolation of historical development of the peoples of Asia, Europe and Africa, both on a geographical and on a time scale, divides the color perception of people - the same color being interpreted differently. There was an entire philosophy and symbolism involved, incorporating the concept of color. The geographical location is connected to the climatic belt, and thus to the peculiarities of the source of natural dye raw materials. The disadvantage of any natural dye is its lack of resistance on the fabric - it blooms out. Bright and saturated colors are expensive due to the small amount of raw materials and difficulty of production (purple, kermes, saffron, etc.). It was only as late as in the 19th century that synthetic dyes appeared, dramatically expanding the color range and the ability to paint a variety of products. Synthetic dyes, unlike natural dyes, are quite firmly fixed on the material, are cheap and accessible, and this factor has allowed synthetic dyes to be used everywhere. However, the use of natural dyes due to environmental conservation is now steadily reviving. An ecoprint may serve as one example of such trends allowing for a variety of patterns on textile materials.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ЦВЕТА И КРАСИТЕЛЕЙ В ЭТНОСЕ НАРОДОВ МИРА»

DOI: https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-271-281 l©_®_

УДК 7.03+7.025.4 ББК 85.101 + 85.103

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2020 г. А. Е. Третьякова

г. Москва, Россия

© 2020 г. В. В. Сафонов

г. Москва, Россия

© 2020 г. В. Д. Константинова

г. Москва, Россия

ИСТОРИЯ ЦВЕТА И КРАСИТЕЛЕЙ В ЭТНОСЕ НАРОДОВ МИРА

Аннотация: Цвет и традиции тесно взаимосвязаны в любой этнической культуре. Источником цвета на протяжении всей истории человечества служили природные красители животного и растительного происхождения. Обособленность исторического развития народов стран Азии, Европы, Африки как в географическом масштабе, так и по временной шкале разделяет цветовосприятие людьми — один и тот же цвет трактуется по-разному. Формируются философия и символизм, в которые прочно вплетается понятие цвета. Географическое положение связано с климатическим поясом, а следовательно, и с особенностями источника сырья природного красителя. Недостаток любого природного красителя — это его нестойкость на ткани, он выцветает. Яркие и насыщенные цвета являются дорогостоящими в силу малого количества сырья и трудности получения (пурпур, кермес, шафран и др.). Лишь в XIX в. появляются синтетические красители, резко расширившие цветовую гамму и возможности колорирования разнообразных изделий. Синтетические красители, в отличие от природных, достаточно прочно фиксируются на материале, отличаются дешевизной и доступностью, и этот фактор позволил получить синтетическим красителям повсеместное применение. Однако в настоящее время в связи с сохранением экологии неуклонно возрождается применение природных красителей. Одним из таких течений можно представить экопринт, позволяющий получать разнообразный узорчатые рисунки на текстильных материалах.

Ключевые слова: этнос, природные красители, цвет, одежда, экопринт. Информация об авторах:

Анна Евгеньевна Третьякова — доктор технических наук, доцент, профессор кафедры Реставрации и химической обработки материалов, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0124-3755. E-mail: bullhund@rambler.ru

Валентин Владимирович Сафонов — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Реставрации и химической обработки материалов, Российский

государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0003-2821-2120. E-mail: safonov-vv@rguk.ru

Виктория Дмитриевна Константинова — студент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7752-760X. E-mail: viktorinkakonst@mail.ru Дата поступления статьи: 17.12.2019 Дата публикации: 28.09.2020

Для цитирования: Третьякова А. Е., Сафонов В. В., Константинова В. Д. История цвета и красителей в этносе народов мира // Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 271-281. DOI: https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-271-281

В мире существует более десяти миллионов различных цветов. Но люди разных эпох и разных континентов воспринимают и классифицируют цвета по-разному.

Например, китайцы считают, что базовыми выступают всего пять цветов, а именно: черный, красный, синий, белый и желтый [3]. А все остальные оттенки представляют собой различные комбинации базовых цветов. Это правило установлено представлениями об устройстве мира. Китайцы поделили мир на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из этих элементов являлся символом жизненных процессов. Цвета также являются частью этой системы. И одежда людей с давних времен подчинялась этому правилу. Красный цвет в Китае получали из марены и мальвы, использовались также лаковые червецы. В желтый ткань красили куркумой и барбарисом. Синий цвет давал индиго, завезенный из Индии. Также использовалась вайда [13]. А вот зеленый краситель «локао» получили только в 1845 г. До этого приходилось окрашивать ткань в зеленый цвет двумя этапами.

Японцы заимствовали у китайцев систему основных цветов, но добавили фиолетовый. Изначальные японские цвета — это черный, красный и белый [4]. Слово цвет («иро») в японском языке изначально использовалось как обращение к близкому человеку. Уже в древнеяпонском языке строго разделялись критерии цвета: яркость, темнота, чистота и прозрачность. Впервые цветоописание миров, поделенных между богами, встречается в Кодзики (древний сборник японских мифов): Высший мир (высокое небо) — светлый, яркий, цвета красный и белый. Средний мир (тростниковые заросли) — природа, ветер, лес, горы. Цвета — синий, зеленый. Низший мир (страна мертвых и духов) — черный и желтый цвет. Все цвета, от красно-коричневых до черного, японцы получали из древесины кампешевого дерева. В Японии дерево известно с конца XIX в., со времен правления императора Мэйдзи. Существовал сумаховый цвет (получали из плодов сумаха) — это желто-оранжевый, он допускался только в одежде императора. В красный ткань окрашивали сафлором. Синий получали также с помощью индиго.

Сейчас оттенки цветов японцы часто обозначают в зависимости от текстуры материала или от ассоциаций с каким-либо предметом. Например, цвет сакуры, цвет янтаря, серебристо-серый, серо-керамический и т. д.

Таким образом, японцы различают невероятное множество оттенков, но выделяют несколько главных цветов, что связано с мировоззрением людей. Следует отметить, что в регионе Дальнего Востока очень щепетильно относятся к текстуре цвета: матовый блестящий, бархатистый и т. п. [9].

Передвигаясь от Японии и Китая вглубь средней Азии, можно перейти к особенностям цветового восприятия в Индии.

Символика цвета в Индии делится на брахманистскую и народную. Брахманист-ская выражена религиозно-философской формулой АОУМ, где:

А — коричневое, лимонно-желтое, бело-розовое, черное, Земля, Творение; О — голубое, кристально-белое, зеленое, фиолетовое, Вода, Сохранение; У — красное, оранжевое, шафранно-желтое, пепельно-серое, Огонь, Разрушение, танец;

М — пурпурное, блеск золота, серебряный луч, алмазные переливы, все светящиеся краски — всецвет, Всемудрость, симфония всемогущества [14]. Эта система символов была понятна только посвященным брахманам и распространения в народе не получила. Народными цветовыми символами были три цвета, обозначающие основные жизненные начала: красный — Свет и Тепло, белый — Вода, черный — Пища. Красный цвет традиционно получали из растения тап]к, а также из эмбилики лекарственной. Но здесь был очень распространен и известен еще один краситель — индиго (синий). Из Индии он распространился по всему свету. Черный цвет часто получали именно концентрированным раствором сине-черного индиго. Причем одежду, окрашенную в яркие, сочные тона, было принято носить ночью или вечером, а утром хорошим тоном считалась белая и светлая одежда [12].

В Африке доминируют те же цвета, хотя значение им придают несколько иное. Цветовая символика народов Тропической и Южной части континента состоит из триады белого, красного и черного цветов [15]. Символический статус этих цветов определяется тем, что они являются неотъемлемой частью ритуальной практики. Выбор этой цветовой триады связан с многовековым человеческим опытом.

Но существуют некоторые этнические группы, которые являются исключением из этого правила. Например, туареги — кочевники из Тимбукту, живущие в Сахаре. Их костюм называется боубоу. Единственный краситель, который они используют, — это индиго. Поскольку синяя краска часто оставляет следы на их коже, их иногда называют синим народом.

Огромная древнейшая цивилизация Африки — это Египет. Цветовое значение, как и в Китае, определялось в Египте устройством мира. Желтый и золотой — это цвета Солнца. Это сияние звезд. Желтым изображались тела богов. Древние египтяне верили, что плоть и кости богов состоят из чистого золота. Получали краситель из охры или аурипигмента. Белый цвет — цвет чистоты, ритуалов и священных действий. Черный цвет — символ ночи и подземного мира. Цвет плодородия и воскресения. Черным изображалась кожа Осириса. Для получения черного изображения использовали сажу, древесный уголь, жгли кости животных. Красный — цвет огня и опасности. Красный лотос — символ крови, пролитой Осирисом. Краситель для ткани получали сафлора красильного. Кроваво-красный давала алкана красильная, но цвет плохо закреплялся. Была известна египтянам и марена. Зеленый — это символ жизни, роста, победы над смертью. Использовался оксид меди и малахита для получения данного цвета. Голубой или синий цвет — символ истины. Это цвет неба — дома Ра. Это цвет воды, и потому символ плодородия. Ценили камень — лазурит. Для получения синего соединяли оксиды меди с кальцием и кремнием. Использовалась также вайда. Алюминиевые квасцы стали применять и в Древнем Египте [16; 6]. Это известная протрава и в наши дни.

Во многих племенах Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. В Америке красный цвет — это цвет опас-

ности и угрозы. А вот желтый олицетворяет трусость и малодушие, безопасность символизирует зеленый цвет, голубой ассоциируется с мужественностью, стабильностью. Колорит одежды коренных американцев — индейцев — крайне разнообразный. У разных индейских племен разное значение цветов. Черный цвет для большинства племен, как сиу, шайенны, арапахо и пауни, означает цвет победы. Это символ прекращенной вражды. Для получения черного цвета использовали природные материалы до появления белых торговцев. Равнинные кри смешивали жир и древесный уголь с графитом. Скиди-пауни покрывали свои лица сажей от сгоревшей травы. Белый цвет — это скорбь или мир. А вот голубым и зеленым отмечали себя мудрые и просвещенные, умеющие общаться с духами и богами. Красный у индейцев — кровь и энергия. Считалось, что он приносил удачу в бою. В то же время он мог означать красоту и семейное счастье. Красный, желтый и коричневый природные красители индейцы стали заменять охрой, которую предоставляли им торговцы за высокую цену. Красные пятна на теле у сиу — это места прошлых ранений. Горизонтальные линии на руках и на теле, как и вертикальные на шее, говорили о том, что воин бывал во многих битвах. Места ранений у коней тоже отмечали красным [8].

Красный цвет имеет свою историю в Европе. Со времен Древней Греции и Древнего Рима жители Европы тяготеют к пурпуру и золоту. И если для жителей США и Японии красный — это знак опасности, в Китае — это цвет огня, символ процветания и счастья, в Японии — символ солнца, то для жителей Европы красный — это цвет аристократов, но вместе с тем цвет греха и страсти. В XVI в. протестантская Европа считала красный цвет слишком заметным, т. е. неприличным. Однако католики сделали красный цветом кардинальских мантий и камилавок. Сейчас распространена одежда разных цветов.

Следует отметить, что в Европе, как и во всем мире, тоже выделяется первоначальная цветовая триада — красный, белый и черный. Их символизм менялся на протяжении истории, но они долго оставались основными опорными цветами вплоть до открытия И. Ньютоном спектра — волновой природы света, дающего цветоощущение

[9].

В Греции и Риме с древних времен для окрашивания одежды в синий использовалась вайда. Известно также, что в Греции применяли лакмус. Оранжево-красный греки получали из цветов сафлора, из марены [1]. А вот в Риме больше был распространен пурпур — очень дорогой краситель красного цвета, получаемый из средиземноморских моллюсков. Из одного килограмма красителя-сырца после выпаривания оставалось всего шестьдесят граммов красящего вещества [10]. Это самый роскошный цвет Античности. Другой интересный краситель древней Европы — это кермес (кошениль, кармин). Краситель получали из дубового червеца, паразитирующего на разновидности дуба, произрастающего в средиземноморье. Для приготовления красителя использовали «орешки» на листьях, а в более поздние времена — самок насекомых. При помощи различных протрав (солей алюминия, железа, меди, олова, винного камня и т. д.) получали цвета от желтого и красного до зеленого и фиолетового. Желтый цвет получали из шафрана.

Колорит России с древних времен строился из одежд разных племен и народов. Самыми главными являются те же три цвета: красный, белый и черный [11]. Красный — символ огня, жизни, Солнца, здоровья и любви. На Руси использовали разные красители, в зависимости от географического расположения территории. Это и зверобой, и марена, и гречишник. Все они давали красный цвет. Белый — это символ света,

чистоты и свободы. Это пространство между небом и землей. Образ белой березы — символ доброй и чистой девушки. В оберегах белый призван был защитить от нечистой силы, зла. Черный цвет имеет два значения — смерть и земля. Для получения этого цвета использовали сразу несколько красителей. В их числе ягоды и корни воронца, кора таволги вязолистной, листья толокнянки, листья и стебли подбела, сок травы «зю-зик блестящий» [5]. Желтый — это символ солнца, цвет меда и пшеницы. Использовали лук, иву серую, крушину, орешник, череду, луговой василек и т. д. Зеленый считался женским цветом, символом весны, молодости и энергии. Применяли для его получения вайду-крутик, плаун булавидный, крапиву, трилистник, пижму и осину [7, с. 94-104].

В этнический состав России входят разные народы, многие из них сохранили свой традиционный колорит. Так, жители Сибири, нганасаны, шили праздничную одежду тоже из белого, красного и черного материала. Но они имели свою собственную орнаментальную систему. Символы могли сказать о социальной принадлежности человека, его возрасте. Свои собственные орнаменты имели шаманы. Для украшения одежды и обуви нганасаны применяли естественные красители: охру, графит, смешивали сажу с жиром.

В Карелии для окраски тканей домашнего производства использовали сок красных ягод, сажу, настой коры ивы, ольхи, луковой шелухи и подмаренника. Иногда покупали индиго, позднее — анилиновые красители. Крашенина и пестрядь (чередование синих и белых полос через 5-6 ниток) также были покупными.

Таким образом, цветовое восприятие уже с древности отличалось у разных народов, но красный, белый и черный цвета являлись основными в быту многих из них, они закрепились и в культуре нашей страны. Со временем произошло смешение народных традиций. Сейчас существует огромное количество цветов и оттенков в одежде людей всех континентов. Все труднее становится сохранить культурную самобытность, неповторимость.

Что касается природных красителей, в настоящее время происходит их возрождение. Эффекты, которые дают природные красители, сложные цвета, получаемые с их помощью на ткани, образуют новую творческую технику, которая не имеет постоянного названия, но наиболее распространенное — экопринт.

Экопринт — это способ окрашивания натуральных тканей природными красителями с использованием различных протрав — закрепителей. При этом применяются следующие техники: пропаривание, кипячение, выгорание на солнце, вымачивание, механическая сила [2]. Данная техника может использоваться и для печати на плотной бумаге.

Для экопринта подходят все растения, содержащие красящие вещества. Для средней полосы России это — папоротник, клевер, тысячелистник, грецкие и буковые орехи, кора и листья деревьев, луковая шелуха, садовые растения. Можно использовать и сухие красители, такие как крушина, толокнянка, куркума, душица, черноплодная рябина и так далее. Крепкие, плотные и вязкие листья дают лучшие результаты, если их предварительно слегка высушить в книге, а затем сразу завернуть в ткань так, чтобы каждый лист был полностью прижат к ткани [17]. Многие колористы и красильщики используют для окраски фона анилиновые красители.

У природных пигментов низкое сродство к волокну, т. е. они плохо проникают вглубь натуральных волокон с высокоразвитой пористой структурой, не говоря уже о химических с плотной, практически без капилляров и пор. Это происходит и из-за геометрической несопоставимости размеров пигментов (>30 А) и пор волокна

(<25-30 А). По этой причине предпочтительны текстильные материалы из натуральных

волокон.

Процесс состоит из следующих этапов.

1 Подготовка ткани — удаление пропиток при помощи стирки.

2 Обработка ткани солями металлов — протравливание для лучшей фиксации красителей на волокне. Для этого используются комплексные соли — квасцы — двойная сернокислая соль алюминия, хрома, железа или какого-нибудь щелочного металла, или аммония. Алюминиевые квасцы подходят для светлых тонов, для темных можно использовать раствор медного купороса. Можно отметить, что протравы использовали уже в Древнем Египте. Протраву можно использовать до окрашивания, во время и после. Применяя протравы до окрашивания, ткань обрабатывается при температуре не выше 95-98°С 30-60 мин. Во время окрашивания за 30-60 мин до окончания крашения добавляется раствор квасцов. После окрашивания окрашенную ткань погружают в раствор протравы. Можно также некоторые листья замачивать в протраве, отличной от основной (той, которая используется для ткани), чтобы добиться контуров разных оттенков.

3 Для получения цветного фона следует окрасить саму ткань в какой-либо локальный цвет при помощи натуральных красителей. В технике медиумпринт используют анилиновые красители, которые добавляются непосредственно в красильную ванну с тканью.

4 После всех этих операций переходят к собственно «принту» — печати растениями на ткани. Свежие растения раскладываются по полотну, при этом ткань должна быть немного влажной и лежать на твердой ровной поверхности. Растения раскладываются на одной половине ткани. Если используются растения высушенные, их необходимо предварительно вымачивать в течение 40-60 мин. После того, как композиция составлена, второй половиной ткани накрывают первую. Можно раскладывать травы по всему полотну, но тогда сверху прокладывается еще одна ткань (она называется рабочей, смежной, и, как правило, отличается от основной: для шелковой — это хлопчатобумажная ткань, для ткани из хлопка — из синтетических нитей и т. д.) или проклеивается пищевой пленкой. Это делается для фиксации растений перед дальнейшим скручиванием ткани. Можно аккуратно оббить ткань с растениями молотком, с целью повреждения поверхности красящих материалов, чтобы сок проник в ткань. Далее материал нужно скрутить различными способами.

5 Тепловая обработка в среде водяного пара в течение 2-3 ч. Другой вариант — обрабатывать ткань непосредственно в воде на протяжении 6-8 ч. при температуре не выше 70-90°С, чтобы избежать повреждения структуры ткани.

6 После варки материал, скрученный в рулон, оставляют остывать на срок от 1,5 ч. до целых суток. Чем дольше, тем лучше закрепятся цвета. Ткань можно размотать и оставить на 12-24 ч., не убирая листья и другие материалы.

7 На следующем этапе аккуратно удаляются с ткани все веревки и закрепы. Полотно разворачивается, убираются травы и ягоды. На ткани остается удивительный узор из отпечатавшихся природных красящих материалов, который невозможно получить при машинной печати.

8 Заключительный этап: ткань промывают сначала с добавлением уксусной кислоты, затем просто в мягкой воде. После сушки пропаривают утюгом.

9 Результаты экопринта представлены ниже, на рисунке 1.

а) [a] б) [b]

Рисунок 1 - Примеры экопринта: а) листья и лепестки розы и тюльпана, протрава — CuSO4; б) листья и лепестки розы, куркума, черный чай, протрава — CuSO4.

Figure 1 - Examples of an ecoprint: а) leaves and petals of rose and tulip, etch — CuSO4; b) leaves and petals of rose, curcuma, black tea, etch — CuSO4.

Для получения цветовых слоев может использоваться повторное перекрашивание. Применяется техника Shibori-zome. Пришивание или фиксирование предметов — красителей — может быть наилучшим методом при создании сложного рисунка. Ткань несколько раз окрашивается при постепенном удалении или прикреплении трафаретов, природных материалов. Но этот процесс занимает много сил и времени.

Набивка цветов на ткань — наиболее простой способ получения отпечатков. При этом получаются четкие контуры, насыщенные цвета. Растение кладется на ткань, сверху накрывается бумагой или другой тканью. Далее ударами молотка получаем отпечатки растений. После — пропарить утюгом. Этот способ подходит для изготовления небольших изделий.

Второй простой способ — экопечать на солнце. Для этого лучше использовать ткань из шелка-сырца или бархат. Требуется закрепить отрез ткани на пенополисти-роле, выложить определенную композицию из растений, которые крепятся на булавки или придавливаются сверху оргстеклом. Далее следует выставить конструкцию на солнце. После нескольких дней нужно убрать высохшие растения. На их месте должны остаться слабые изображения. Ткань ополаскивается под проточной водой, все растения прикалываются на место и ткань с листьями отправляется опять на солнце. При высыхании ткани рисунок будет становиться ярче и четче. Разглаживать нужно утюгом без пара и воды.

Таким образом, природные красители, используемые еще в древности, находят применение в современном колорировании текстильных изделий. Однако современные красильщики и колористы сталкиваются с той же проблемой, которая существовала еще в древности, — красители природного происхождения сложно закрепить. Они вымываются при стирке, изменяются по цвету. В настоящее время ведутся активные поиски оптимальных протрав и технологических приемов, способствующих упрочнению окраски и сохранению цветовой гаммы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Алданов С. Красители в Древней Греции. Ч. 1-5 // Livejournal. URL: https:// aldanov.livejournal.com/510317.html (дата обращения: 12.09.2019).

2 Довбыш А. Экопринт на ткани своими руками: мастер-класс с фото — 2018 // Яндекс Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/media/antonovsad2/ekoprint-na-tkani-svoimi-rukami-masterklass-s-foto-5b0cbd31830905eda574a085 (дата обращения: 14.09.2019).

3 ЗадворнаяЕ. С. Символика цвета в китайской культуре. Ч. 1 // Livejournal. URL: https://color-harmony.livejournal.com/213804.html (дата обращения: 12.06.2019).

4 ЗадворнаяЕ. С. Символика цвета в японской культуре. Ч. 1, 2 // Livejournal. URL: https://color-harmony.livejournal.com/227283.html (дата обращения: 12.06.2019).

5 Красильные растения. Сельскохозяйственная энциклопедия / под ред. П. П. Лобанова. М.: Гос. изд-во сельскохозяйственной лит., 1951. Т. 2 (Ж-К). 624 с.

6 Лазутина Т. В. Символика цвета в искусстве Древнего Египта // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/simvolika-tsveta-v-iskusstve-drevnego-egipta (дата обращения: 15.11.2019).

7 Левашев В. П. Добывание и использование вспомогательных производственных материалов // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. / Труды Государственного Исторического музея. М.: Гос. изд-во культурно-просветительной лит., 1959. С. 94-104.

8 Обычаи и традиции индейцев // Вопросы религии. URL: https://acoustic-fest.ru/ obychai-i-traditsii-indejtsev-severnoj-ameriki-1371/ (дата обращения: 25.08.2019).

9 Пастуро М. Черный. История цвета. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 34-38.

10 Понаморева В. Чем наши предки ткани красили // Ежедневный познавательный журнал «ШколаЖизни.ру». URL: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/34014/ (дата обращения: 15.10.2019).

11 Свиридов С. А. Цветовые символы в ^авянской мифологии // Russianmyth. ru. URL: http://russianmyth.ru/slavyane/symbols-of-colour/ (дата обращения: 17.10.2019).

12 Семенова Е. Значение цвета в индийской одежде — 2014 // Самопознание.ру. URL: https://samopoznanie.ru/articles/znachenie_cveta_v_indiyskoy_odezhde/ (дата обращения: 19.11.2019).

13 Семечкина Е. В. Крашение текстильных материалов органическими природными и синтетическими красителями. Гл. I. Из истории применения красителей. Ч. 2. Важнейшие красители для тканей с древних времен до начала XX века // АРТконсервация. URL: http://art-con.ru/node/3416 (дата обращения: 25.09.2019).

14 Символика цвета. Символика цвета в странах Востока // Портал «Символизм древних культур». URL: http://www.symbolizm.ru/index.php/color/237-colorsymbolizm (дата обращения: 09.09.2019).

15 Татаровская И. Г. Цветовая символика народов Тропической и Южной Африки // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetovaya-simvolika-narodov-tropicheskoy-i-yuzhnoy-afriki (дата обращения: 15.11.2019).

16 Цвет у древних народов Египта // Цветопсихология. Всё о цвете. URL: http:// cvet-psy.ru/tsvet-u-drevnih-narodov-egipta/ (дата обращения: 17.10.2019).

17 India Flint book Eco colour — изд. MURDOCH BOOKS (Миллерс Пойнт, Австралия, англ.) // SecondStreet.ru. URL: http://secondstreet.ru/blog/materiali_i_ instrumenti/kniga-pro-okrasku-tkani-rastenijami.html (дата обращения: 12.05.2019).

***

© 2020. Anna E. Tretyakova

Moscow, Russia

© 2020. Valentin V. Safonov

Moscow, Russia

© 2020. Viktoriya D. Konstantinova

Moscow, Russia

HISTORY OF COLOUR AND DYES IN THE ETHNOS OF PEOPLES OF THE WORLD

Abstract: Color and tradition are closely interrelated in any ethnic culture. The source of color throughout human history has been natural dyes of animal and plant origin. Isolation of historical development of the peoples of Asia, Europe and Africa, both on a geographical and on a time scale, divides the color perception of people — the same color being interpreted differently. There was an entire philosophy and symbolism involved, incorporating the concept of color. The geographical location is connected to the climatic belt, and thus to the peculiarities of the source of natural dye raw materials. The disadvantage of any natural dye is its lack of resistance on the fabric - it blooms out. Bright and saturated colors are expensive due to the small amount of raw materials and difficulty of production (purple, kermes, saffron, etc.). It was only as late as in the 19th century that synthetic dyes appeared, dramatically expanding the color range and the ability to paint a variety of products. Synthetic dyes, unlike natural dyes, are quite firmly fixed on the material, are cheap and accessible, and this factor has allowed synthetic dyes to be used everywhere. However, the use of natural dyes due to environmental conservation is now steadily reviving. An ecoprint may serve as one example of such trends allowing for a variety of patterns on textile materials. Keywords: ethnos, natural dyes, color, clothing, ecoprint. Information about the authors:

Anna E. Tretyakova — DSc in Technology, Associate Professor, Professor of the Department of Restoration and Chemical Processing of Materials, A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Malaya Kaluzhskaya St., 1, 119071 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0124-3755. E-mail: bullhund@rambler.ru

Valentin V. Safonov — DSc in Technology, Professor, Head of the Department of Restoration and Chemical Processing of Materials, A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Malaya Kaluzhskaya St., 1, 119071 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2821-2120. E-mail: safonov-vv@ rguk.ru

Viktoriya D. Konstantinova — Student, A. N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Malaya Kaluzhskaya St., 1, 119071 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7752-760X. E-mail: viktorinkakonst@mail.ru Received: December 17, 2019 Date of publication: September 28, 2020

For citation: Tretyakova A. E., Safonov V. V., Konstantinova V. D. History of color and dyes in the ethnos of peoples of the world. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 57, pp. 271-281. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-271-281

REFERENCES

1 Aldanov S. Krasiteli v Drevnei Gretsii. C. 1-5 [Dyes in Ancient Greece. Part 1-5]. Livejournal. Available at: https://aldanov.livejournal.com/510317.html (accessed 12 September 2019). (In Russian)

2 Dovbysh A. Ekoprint na tkani svoimi rukami: master-klass s foto — 2018 [EcoPrint on fabric with your own hands: masterclass with photos — 2018]. Iandeks Dzen. Available at: https://zen.yandex.ru/media/antonovsad2/ekoprint-na-tkani-svoimi-rukami-masterklass-s-foto-5b0cbd31830905eda574a085 (accessed 14 September 2019). (In Russian)

3 Zadvornaia E. S. Simvolika tsveta v kitaiskoi kul'ture. Ch. 1 [Symbolism of color in Chinese culture. Part 1]. Livejournal. Available at: https://color-harmony.livejournal. com/213804.html (accessed 12 June 2019). (In Russian)

4 Zadvornaia E. S. Simvolika tsveta v iaponskoi kul'ture. Ch. 1, 2 [Symbolism of color in Japanese culture. Part 1, 2]. Livejournal. Available at: https://color-harmony. livejournal.com/227283.html (accessed 12 June 2019). (In Russian)

5 Krasil'nye rasteniia. Sel'skokhoziaistvennaia entsiklopediia [Dye plants. Agricultural encyclopedia], edited by P. P. Lobanova. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo sel'skokhoziaistvennoi literatury Publ., 1951. Vol. 2. 624 p. (In Russian)

6 Lazutina T. V. Simvolika tsveta v iskusstve Drevnego Egipta [Symbolism of color in the art of Ancient Egypt]. Syberleninka.ru. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/v/simvolika-tsveta-v-iskusstve-drevnego-egipta (accessed 15 November 2019). (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Levashev V. P. Dobyvanie i ispol'zovanie vspomogatel'nykh proizvodstvennykh materialov [Extraction and use of auxiliary production materials]. Ocherkipo istorii russkoi derevni X-XIIvv. [Essays on the history of the Russian village of the 10th-13th centuries], Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeia [Writings of the State Historical Museum]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo kul'turno-prosvetitel'noi literatury Publ., 1959, pp. 94-104. (In Russian)

8 Obychai i traditsii indeitsev [Indian Customs and traditions]. Voprosy religii [Issues of religion]. Available at: https://acoustic-fest.ru/obychai-i-traditsii-indejtsev-severnoj-ameriki-1371/ (accessed 25 August 2019). (In Russian)

9 Pasturo M. Chernyi. Istoriia tsveta [Black. History of the color]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2017, pp. 34-38. (In Russian)

10 Ponamoreva V. Chem nashi predki tkani krasili [What our ancestors used to paint fabrics with]. Ezhednevnyi poznavatel'nyi zhurnal "ShkolaZhizni.ru" [Daily educational magazine "ShkolaZhizni.ru"]. Available at: https://shkolazhizni.ru/ culture/articles/34014/ (accessed 15 October 2019). (In Russian)

11 Sviridov S. A. Tsvetovye simvoly v clavianskoi mifologii [Color symbols in Slavic mythology]. Russianmyth.ru. Available at: http://russianmyth.ru/slavyane/symbols-of-colour/ (accessed 17 October 2019). (In Russian)

12 Semenova E. Znachenie tsveta v indiiskoi odezhde — 2014 [The meaning of color in Indian clothing — 2014]. Samopoznanie.ru. Available at: https://samopoznanie. ru/articles/znachenie_cveta_v_indiyskoy_odezhde/ (accessed 19 November 2019). (In Russian)

13 Semechkina E. V. Krashenie tekstil'nykh materialov organicheskimi prirodnymi i sinteticheskimi krasiteliami gl. I. Iz istorii primeneniia krasitelei. Ch. 2. Vazhneishie krasiteli dlia tkanei s drevnikh vremen do nachala XX veka [Dyeing of textile materials with organic natural and synthetic dyes Chapter I. From the history of the use of dyes. Part 2. the most Important dyes for fabrics from ancient times to the beginning of the 20th century]. ARTkonservatsiia. Available at: http://art-con.ru/node/3416 (accessed 25 September 2019). (In Russian)

14 Simvolika tsveta. Simvolika tsveta v stranakh Vostoka [The symbolism of color. Symbolism of color in Eastern countries]. Portal "Simvolizm drevnikh kul'tur" [Portal "Symbolism of ancient cultures"]. Available at: http://www.symbolizm.ru/index.php/ color/237-colorsymbolizm (accessed 09 September 2019). (In Russian)

15 Tatarovskaia I. G. Tsvetovaia simvolika narodov Tropicheskoi i Iuzhnoi Afriki [Color symbols of the peoples of Tropical and southern Africa]. Cyberleninka.ru. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvetovaya-simvolika-narodov-tropicheskoy-i-yuzhnoy-afriki (accessed 15 November 2019). (In Russian)

16 Tsvet u drevnikh narodov Egipta [Color of the ancient peoples of Egypt]. Tsvetopsikhologiia. Vse o tsvete [Color psychology. Everything about color]. Available at: http://cvet-psy.ru/tsvet-u-drevnih-narodov-egipta/ (accessed 17 October 2019). (In Russian)

17 India Flint book Eco colour — izd. MURDOCH BOOKS (Millers Point, Avstraliia, angl.). SecondStreet.ru. Available at: http://secondstreet.ru/blog/materiali_i_ instrumenti/kniga-pro-okrasku-tkani-rastenijami.html (accessed 12 May 2019). (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.