Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 583-591
История торговых, культурных и духовных отношений России и Индии с древних времен до конца XIX века
О.Д. Мейтарова
Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный
Свято-Тихоновский гуманитарный университет»
115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23 стр. 5а
Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox
University of Humanities"
Novokuznetskaya str., 23, building 5a, Moscow 115184 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: торговые связи, церковные связи, Древняя Русь, Индия, Астрахань, индийская колония, РПЦ, русское богослужение, несториане, IV Вселенский Собор, Святейший Синод, Южная Индия, русско-индийские отношения, индийские христиане, религия, традиции, сиро-халдеи, древние восточные церкви, Маланкарская (Малабарская) Церковь. Key words: trade relations, Church relations, Ancient Russia, India, Astrakhan, Indian colony, ROC, Russian Church service, the Nestorians, the IV Ecumenical Council, the Holy Synod, South India, Russian-Indian relations, Indian Christians, religion, traditions, Syro-Chaldeans, the ancient Eastern churches, the Malankara (Malabar). Резюме: В статье на основании исторических памятников нашей письминости и других источников рассказывается о истории торговых, культурных и духовных отношений России и Индии с древних времен до конца XIX века. Начиная с древних времен, у России с Индией были очень хорошие торговые связи. Это давало возможность русским людям ближе ознакомиться с укладом жизни, обычаями, культурой и верованиями индийского народа. В свою очередь, индийцы, неоднократно бывая в разных городах России, знакомились с жизнью и культурой русского народа. Таким образом, торговые отношения были связующим звеном между Россией и Индией, а также источником взаимного общения и сближения народов этих стран. Это сказалось и на русско-индийских церковных отношениях.
Abstract: The article based on the historical monuments of our written language and other sources describes the history of trade, cultural and religious relations between Russia and India from ancient times to the late nineteenth century. Since ancient times, Russia and India had very good trade relations. This allowed the Russian people to familiarize themselves with the way of life, customs, culture and beliefs of the Indian people. In turn, the Indians, repeatedly visiting different cities of Russia, got acquainted with the life and culture of the Russian people. Thus, the trade relationship was a link between Russia and India, as well as a source of mutual communication and bonding between people of these countries. This had an impact on Russian-Indian Church relations.
[Meytarova O.D. The history of trade, cultural and religious relations between Russia and India from ancient times to the late nineteenth century]
Литературные памятники Древней Руси свидетельствуют, что уже с древних времен у России с Индией были контакты торговые и культурные, что благоприятно сказалось в будущем и на церковных отношениях. В XIX веке были сделаны попытки в налаживании братских отношений с Русской Православной Церковью, но исторические события помешала осуществлению этого плана.
В Древнюю Русь уводит первый исторический памятник нашей письменности «Повести временных лет» (XII в.). В первом абзаце в перечне стран написано «Инди». Об Индии также говорится в «Повести о Варлааме пустыннике и Иоасафе, царевиче индийском» (XI в.). В «Слове о законе и благодати митрополита Киевского Иллариона» (XI в.) упоминается апостол Фома как просветитель Индии. Писатель и ученый историк-географ Сергей Марков (1906-1979) в своей книге «Вечные следы» пишет: «в XII веке пришло на Русь «Сказание об Индии богатой». В пергаментных списках рассказывалось о дворцах и столпах-колонах из золота и камне-карбункуле -«царе самоцветов», сказочной птице Феникс...» (Осипова, 2009: 13). В памятнике литературы Древней Руси «Сказание об индийском царевиче» (XIII в.) говорится, что у царя Иоанна есть мощи апостола Фомы, а со временем Русь ознакомится с книгой «Деяния Фомы - апостола в Индии». ««Историк Аль- Омари сообщает, что в Индию пришли полотна из Руси. Упомянутый ранее писатель С. Марков установил: «В 1404 году наши предки встречались в Самарканде с купцами и водителями караванов из Индии и Китая». Также есть свидетельство, что «золотая Орда, собиравшая на Руси огромную дань, гнала из наших степей в Индию табуны дорогих боевых коней»» (Осипова, 2009: 13). Известно, что в Пермской области был найден клад древних монет из Индии. Далее о связях Древней Руси с Индией узнаем из памятника древней литературы «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (вторая половина XV в.). Он был русским путешественником и писателем. Родился в Твери, откуда отправился с торговыми целями вниз по Волге в Персию, Индию и Турцию: «первое море - Дербентское, дарья Хвалисская, второе море - Индийское, дарья Гундустанская, третье море - Черное, дарья Стамбульская» (Хождение за три
моря» Афанасия Никитина. Библиотека литературы Древней Руси, 1999: 350). В Индии был он четыре года, много путешествовал и умер под Смоленском, возвращаясь на родину. Путешествуя по Индии, он изучал население, общественный строй, государственное управление, хозяйство, религию и быт индийцев. Его записи стали ценным источником информации об Индии. С середины XVI века купцы из Индии стали приезжать в Киев. Туда съезжались торговцы из Москвы, Пскова и Новгорода. «Обозы иногда составлялись из 1000 человек» (Осипова, 2009: 13). Затем Астрахань стала удобным торговым центром, где продавались дорогие каменья, шелк, благовония, шафран, перец и др.
Русское правительство стремилось расширить торговые связи со странами Востока, усилить посредническую роль России в восточноевропейской торговле, а также создать благоприятные условия для торговли восточных купцов в стране. В течении XVII века из России в Индию было направлено четыре посольства, из которых первые три (1646, 1651-1652, 1675-1678 гг.) по разным причинам не достигли Индии, и только посольство купца Семена Маленького (16951706 гг.) имело успех. Астрахань привлекала внимание индийских купцов своей близостью к Закавказью и Ирану, с которым она была связана удобным морским путем. О времени появления первых индийских купцов в Астрахани единого мнения в литературе нет. Во второй половине XVII века индийские купцы вели торговлю не только в Астрахани, но также в Москве, Ярославле и других городах России. Известно, что некий индийский «купчина» по имени Лала вывез из России «10 дестей бумаги пищей» и «6 книг»» (2, с. 13). Даже из сохранившихся отрывочных сведений видно, что индийские купцы играли значительную роль в торговле России с Закавказьем, Персией и Индией. В 1681 г. сибирские воеводы получили наказ Москвы «расспрашивать. про Индийское море» (С. Марков). Целью была торговля золотой рудой, оловом, свинцом, железом и т. д. В книге С.М. Соловьева «История России с древних времен» в 9 томе говорится, что в 1614 г. купец-англичанин Мерик добивался разрешения пропускать своих соплеменников ездить Волгою в Персию, по
реке Оби в восточную Индию и обещал, «что станут английские и русские люди в индию ходить, и такие прибыли царской казне будут. Каких прежде не было» (С.М. Соловьев). Но ему было отказано. В 1630 г. с такой же просьбой и обещаниями обратились к России голландцы, но и им было тоже отказано. Зато в 1634 г. голштинские купцы (Гольштиния - историческая область в Германии) получили право торговать с Индией через Россию. В 12 томе пишется, что в 1662 г. царский посланник попытался наладить через Ригу отправку судов в Индию, но оказалось это очень дорого. Также С. М. Соловьев пишет, что «посольский приказ узнал от «торговых людей», что «при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче купецкие люди (в списках также были и «индейцы») торговали в Москве и Астрахани» (Осипова, 2009: 13).
Одним из значительных событий в истории русско-индийских отношений явилось основание в Астрахани в начале XVII века индийской колонии, которая просуществовала более двух столетий, а также там формировались слободы персидских и армянских купцов. В 1721 г. в Александро-Невской лавре была открыта Славянская школа, в которой, по словам профессора Петербургской духовной академии Илариона Чистовича, при первом наборе было принято 26 человек, и среди них был «один индеец» (Чистович, 1857: 11). Вероятно, из индийского подворья в Астрахани и был взят на учебу в Славянскую школу этот индеец. В 1625 г. в Астрахани взамен деревянных были построены «гостиные дворы: армянские, персидские и индийские - каменные, по обряду азиатскому, неподалеку от Спасского монастыря...» (Ключаревская летопись: история о начале и возобнавлении Астрахани, случившихся в ней бунтах, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах. Градоначальниках и губернаторах, 1887: 19).
В 1752 г. указом из Коллегии Иностранных дел оренбургскому губернатору Ивану Ивановичу Неплюеву для развития торговли с азиатскими странами было поручено обеспечить безопасность караванных путей, организовать посылку экспедиции в Хиву и Бухару во главе с П. И. Рычковым и поискать торговые пути в Индию. В указе говорится: «Назначенной для азиатского заграничного торга компании,
имея в торгу их пошлинах данное от правительствующаго сената облегчение крайнее старание иметь дабы посланные от них с караванами люди сколько когда возможно будет Захиву и Забухарию далее проезжали куда бы возможным образом трудились попасть и путь отворить в самую Индию.» (НИОР ФГУ РГБ Ф.231/у7.3: Л. 3). Данный указ был подписан графом Алексеем Бестужевым-Рюминым и графом Михаилом Воронцовым.
В XVIII веке русское правительство, как и ранее, покровительствовало торговым людям, которые приезжали в Россию из стран Востока, в том числе и из Индии. «Такая политика способствовала расширению торговых связей России с этими странами и экономическому развитию Астрахани» (Юхт, 1957: 139). Но во второй половине XVIII века в Персии началась ожесточенная междоусобная борьба, в результате чего экономика страны была подорвана, торговые связи с другими государствами были ослаблены. Длительные феодальные войны в Персии нарушили торговые связи астраханских индийцев, а с проникновением английских колонизаторов в Индию полностью прекратился приток индийских купцов в Россию. «С 20-х годов XIX в. численность Индийской колонии стала быстро уменьшаться, а к концу 40-х годов в Астрахани не осталось уже ни одного индийца» (Юхт, 1957: 143).
Торговая деятельность индийских купцов способствовала расширению экономических связей между Россией и Индией, а также и с другими странами Востока. Пребывание индийцев в Астрахани давало возможность русским людям ближе ознакомиться с укладом жизни, обычаями, культурой и верованиями индийского народа. В свою очередь, индийцы, проживая в Астрахани и неоднократно бывая в других городах России, знакомились с жизнью и культурой русского народа. Таким образом, Индийская колония в Астрахани была связующим звеном между Россией и Индией, а также источником взаимного общения и сближения народов этих стран. Это не могло не сказаться и на русско-индийских церковных связях.
В XIX веке представители Русской Православной Церкви успешно развивали отношения с древними восточными
церквами на Ближнем Востоке: Армянской, Копстской, Эфиопской. Контакты Русской Православной Церкви с Сирийской Церковью в Индии начались давно. Первый шаг к сближению сделала Индийская Церковь, послав в 1851 г. своих представителей к послу России в Константинополе с просьбой оказать содействие в налаживании братских отношений с Русской Православной Церковью. Однако русско-турецкая война помешала осуществлению этого плана. В конце XIX века через Русскую Православную Церковь произошло воссоединение с православием урмийских христиан. Сиро-халдеи проживавшие в Персии давно желали соединения с Православной Церковью. В1828 г. они обратились первый раз к Русской Православной Церкви с этой целью, а в 30-х годах XIX века по окончании русско-персидской войны «четыре тысячи айсоров перебрались через русско-персидскую границу» (Синадский, 1898: 693) и воссоединились с Православной Церковью, образовав в Эриванской губернии семь сирохалдейских приходов. Но основная масса айсоров была задержана и возвращена на место своего постоянного жительства. В1859 году сиро-халдеи через несторианского священника Михаила обратились к начальнику Русской Иерусалимской миссии епископу Кириллу, чтобы он довел до сведения Святейшего Синода прошение о принятии их под свое духовное покровительство. В 1861 году священник Михаил прибыл в Петербург и заверил, что персидские несториане и живущие в Азиатской Турции, с патриархом Мар-Шимоном (это имя всех несторианских католикосов, начиная с XVI в.) действительно готовы соединятся с Православной Церковью. «Святейший Синод в том же году послал к сиро-халдеям в Закавказье архимандрита Софонию, знакомиться с Востоком» (Определение Святейшего Синода о воссоединении сиро-халдеев несториан с Православной Церковью, 1898: 67). 19 мая 1897 г. в селении Супурган был составлен акт предварительного соглашения персидских несториан с Православной Церковью, в котором сиро-халдеи заявляли, что «принимают учение и определение IV Вселенского Собора» (Акт предварительного соглашения несториан с Православной Церковью, 1898: 458). Во время пребывания в Петербурге делегация сиро-халдеев имела
возможность ознакомиться с русским богослужением. Благодаря трудам профессора Болотова «вопрос о чиноприеме несториан в Православную Церковь получил надлежащее, исторически и богословски оправданное и окончательное разрешение» (Стефан (Садо), 1997: 98). 25 марта 1898 года в соборном храме Александро-Невской Лавры было совершено присоединение к православной церкви «епископа Ионы со многими другими членами его клира» (Восторгов, 1901: 1880). Воссоединение сиро-халдейских несториан с Вселенской Матерью-Церковью было только началом возвращения несториан в лоно Православной Церкви, которое было продолжено с «прибытием в Урмию вновь учрежденной Русской Духовной Миссии» (Добрынин, 1956: 72).
Воссоединение в 1898 году христиан-несториан Урмии (на северо-западе Ирана) с Православной Церковью снова побудило индийских христиан искать контактов с Россией. В 1898 году русский путешественник А. И. Выгорницкий, который побывал в одном из крупных городов Южной Индии, сообщал о стремлении индийских христиан Малабарской Церкви к православию. Он встречался с индусским архиепископом, который объяснил ему, что последователи этой церкви не признают главенства папы. Архиепископа им поставляет Антиохийская (яковицкая) Церковь, но появляется все больше затруднений в назначении архиепископов, потому что Антиохийская Церковь не имеет достаточного числа лиц, которые могли бы занимать этот пост в Индии. Поэтому они опасаются, что когда-нибудь останутся без пастыря и их церковь католики обратят в латинство, тем более, что они уже делают такие попытки. «Далее архиепископ прибавил, что, в виду всего этого они, в числе пятнадцати тысяч человек, решили принять православие, с которым они знакомы по рассказам священников Добровольского флота» (Выгорницкий, 1898: 362). Просьба индусского архиепископа заключалась в том, чтобы Россия прислала в Индию одного священника, говорящего по-английски, чтобы индийских христиан могли ознакомиться с русским богослужением. Архиепископ говорил: «Мы согласны сделать какие угодно уступки, и тогда уже окончательно все (15 тысяч) приняли бы православие и просили бы впредь присылать
нам священников и архиепископа» (Летопись церковной и общественной жизни за границей, 1898: 1783). Архиепископ составил прошение, которое было засвидетельствовано российским консулом в Южной Индии, и Выгорницкий обязался доставить его в Санкт-Петербург. Но первая мировая война и социальные потрясения, постигшие Россию, прервали взаимоотношения маланкарских христиан с Русской Православной Церковью. С 1933 года эти связи возобновились, когда митрополит Евлогий (Георгиевский) направил в Индию архимандрита Андроника (Елпидинского) для ознакомления с Маланкарской (Малабарской) церковью. История духовных связей с Индией в XX веке освящалась в статье «Связь Русской Православной Церкви с христианами Индии в первой половине XX века»(Мейтарова, 2016: 154-168).
ЛИТЕРАТУРА
Акт предварительного соглашения несториан с Православной Церковью. -
Церковный вестник. 26 марта 1898. № 13: 458. Осипова В. 2009. Как Россия узнавала Индию. - Индийский вестник. № 4-5: 32. Восторгов И., прот. 1901. Православие в Персии. Необходимые разъяснения. -
Церковные ведомости. № 51/52: 1878-1882. Выгорницкий А.И. 1898. Стремление индийских христиан к единению с
Русской Церковью. -Православный благовестник. № 24: 361-363. Добрынин М. 1956. Сиро-Халдейская Церковь (История воссоединения персидских несториан с Православной Церковью). - ЖМП. № 12: 6873.
Ключаревская летопись: история о начале и возобнавлении Астрахани, случившихся в ней бунтах, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах. Градоначальниках и губернаторах. Изво: Астрахань, 1887. 89 с.
Летопись церковной и общественной жизни за границей. - Церковный вестник.
1898. № 51: 1781-1786. Марков С. Вечные следы. [Электронный ресурс]. - URL:
http://fanread.ru/book/download/8171161. Мейтарова О. 2016. Связь Русской Православной Церкви с христианами Индии в первой половине XX века». С. 154-168. - В сб. Научные труды Миссионерского Факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: альманах. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Сост. Ткалич А.И. М.: ИИУ МГОУ.
Определение Святейшего Синода о воссоединении сиро-халдеев несториан с Православной Церковью. - Церковные ведомости. 28 марта 1898.
№ 13: 67.
Соловьев С.М. Царствование Михаила Федоровича (1613-1617). - История России с древних времен. Т. 9 [Электронный ресурс]. - URL: Kulichki.com>.. .text.. .history/soloviev/solovlec.htm.
Синадский В., свящ. 1898. Среди сиро-халдейских несториан. - Церковный вестник. № 20: 693.
Стефан (Садо), иром. 1997. Профессор С.-Петербкргской Духовной Академии В.В. Болотов и вопрос о чиноприеме воссоединения несториан с Русской Православной Церковью в конце XIX в. - Христианское чтение. № 14: 97-123.
Указ из Коллегии Иностранных дел оренбургскому губернатору Неплюеву Ивану Ивановичу. 28 апреля 1752 г. - НИОР ФГУ РГБ Ф.231^7.3 (рукопись).
Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 7. Спб.: «НАУКА», 1999. 582 с..
Чистович И. 1857. История Санкт-Петербургской духовной академии. Сочинение. СПб. 472 c.
Юхт А.И. 1957. Индийская колония в Астрахани. - Журнал «Вопросы истории». № 3: 135-143.
Получена/Received: 26.06.2017 Принята/Accepted: 03.07.2017