Научная статья на тему 'История теории бюджета'

История теории бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1254
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибагатулина Любовь Маратовна, Федотова Гилян Васильевна

В данной статье рассматривается понятие бюджета и финансирования, выделены основные черты развития современной теории бюджета, а также представлены главные источники доходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История теории бюджета»

ИСТОРИЯ ТЕОРИИ БЮДЖЕТА Сибагатулина Любовь Маратовна, студент

Научный руководитель Федотова Гилян Васильевна,

доцент, к.э.н.

Волгоградский государственный технический университет

В данной статье рассматривается понятие бюджета и финансирования, выделены основные черты развития современной теории бюджета, а также представлены главные источники доходов бюджета.

Бюджет — слово английского происхождения, которое означало мешок. Когда палата общин в Англии в XVI—XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на самый документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде.

Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная теория берет свое начало в начале 1980-х годов. В то время основными критериями выявления общего объема финансирования при составлении бюджета были размер и содержание предыдущего годового бюджета. При этом политические деятели упрощали процесс формирования бюджета. Данную теорию стали называть «теорией приращения»

Напротив, ученые Naomi Caiden (1984), Irene Rubin (1988) и Scott Ward (1995), спорили, что «теория приращения» изжила себя. Критики полагают, что она не обязательна в нисходящей эре сокращения дефицита и макроэкономического напряжения (Bozeman & Straussman, 1982; Hicks, 1984).

В мире с ограниченными ресурсами и неуправляемыми конфликтами бюджет нельзя составлять по примеру прошлого года - это и доказывают многие современные экономисты и только небольшая часть контролируемого расхода подвергается ежегодному процессу принятия решения.

В ходе развития теории бюджета развивается в направлении составления долгосрочных бюджетов, при этом экономисты используют кластерный анализ, который известен тем, что помогает исследовать детальными данными без априорных предположений о структуре. Ученые доказывают, что кластерный анализ может применяться при анализе и составлении бюджета. (Chiodi (1989), Hirsch и DuBois (1991), Shumway, Kakizawa и Taniguchi (1998), Jiaqing и Galbraith (1999))

Далее теория бюджета развивается и появляется идея, называемая теорией акцентированного равновесия. Суть ее состоит в том, что возрастающая динамика связана в целом с тем, что постепенно повышается роль расходов на социальные потребности. Вывод о том, что бюджет постоянно возрастает говорит о том, что необходимо изучать информацию о структуре бюджета. Это важная роль кластерного анализа.

Бюджетный процесс в РФ сопровождается составлением различных видов финансовых планов и прогнозов, отличающихся назначением, временными характеристиками, форматом представления данных. Их формирование осуществляется как в ходе составления проекта бюджета (например, обоснования бюджетных ассигнований субъектов бюджетного планирования и др.), так и в процессе его исполнения (бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, сводные бюджетные росписи и др.).

Стратегия бюджетных расходов должна формироваться исходя из необходимости увеличения их результативности, улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере.

Территориальные органы Федеральной налоговой службы и сама ФНС РФ способствуют структурированному и организационному обеспечению поступления доходов от налогов в бюджеты и, тем самым, исполнение налоговой и бюджетной политики государства в целом.

В современных условиях самым главным источником доходов местного и регионального бюджета являются денежные средства, поступившие от федеральных налогов и сборов, а также зачисляемые в указанные бюджеты по постоянным нормативам поступления от налогоплательщиков, применяющих специальный режим налогообложения. В общем объеме налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов федеральные налоги занимают около 80%.

Финансовая политика субъектов РФ в части управления доходами должна направляться на создание высокой диверсификации источников налога. Диверсификация источников налоговых средств должна повышать стабильность поступления доходов субъекта РФ.

Важное условие стабильности поступления доходов - это не большая зависимость от поступлений по одному или двум налогам.

Источниками финансирования дефицита бюджета может быть различные виды доходов бюджета, а также государственные и муниципальные кредиты. Процесс включения различных видов доходов в источники фи-

нансирования дефицита бюджета говорит о том, что эти виды доходов могут использоваться только при наличии оснований для привлечения источников финансирования дефицита или если они учитываются в составе источников финансирования дефицитов бюджетов.

Финансирование выступает наиболее общей формой полномочия бюджета. Финансирование - это разрешение федеральным органам власти принимать обязательства и совершать платежи из Казначейства РФ для указанных целей. При этом финансирование не представляет собой наличные деньги. Это обязательства, фактически отложенные в Казначействе РФ для целей, указанных в уведомлениях об ассигнованиях, т.е. объем финансирования - основной показатель любого бюджета.

Список литературы

1. Бюджетное и целевое финансирование [Текст] : подробно с примерами из практики : практическое руководство / БКЯ-Интерком-Аудит ; под общ. ред. В. В. Семенихина. - М. : Эксмо, 2005.

2. Антипова, Т. В., Модель финансирования получателей бюджетных средств [Текст] / Т. В. Антипова // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2008. - N 2. - С. 5-11.

3. Ткачев, В. Н., Некоторые аспекты современного реформирования бюджетного финансирования государственных учреждений / В. Н. Ткачев, П. А. Мясоедов // Законодательство. -2009. - N 11. - С. 41-45.

4. Белоусов Д.С., Финансовое право/Д. С. Белоусов - М.: Окей-книга, 2008.

5. Федотова, Г.В. Сущность аудита эффективности бюджетных расходов / Федотова Г.В. // Вестник Волжского института экономики, педагогики и права. Серия 1: Экономика и управление. - 2006. - Вып. 5. - С. 163-169.

6. Федотова, Г.В. Финансовый контроль как фактор повышения качества управления бюджетом / Федотова Г.В. // Современные проблемы финансовой и денежно-кредитной системы России : матер. межрегион. науч.-практ. конф. / Байкальский гос. ун-т экономики и права, Читинский ин-т БГУЭП. - Иркутск, 2010. - С. 87-91.

7. Федотова, Г.В. Эффективное бюджетное финансирование / Федотова Г.В. // Бухгалтер-профессионал. - 2010. - № 11-12. - С. 71-76.

8. Индикаторы стратегического регионального планирования, Плотников В.А., Федотова Г.В., Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 21-33.

9. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами, Ко-зенко Ю.А., монография / Козенко Ю. А., Федотова Г. В.. Элиста, 2006.

10. Теоретические основы финансового менеджмента, Козенко Ю.А., тучебное пособие / Ю. А. Козенко, Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2007.

11. Теории финансов и финансового менеджмента, Перекрестова Л.В., учебное пособие / Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова, Л. А. Мытарева ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2010.

12. Методика аудита эффективности бюджетных расходов, Федотова Г.В., Финансы и кредит. 2009. № 14 (350). С. 15-26.

13. Удачи и неудачи в мотивации и стимулировании коммерческих банков на примере ооо "хкф банк", Виноградова Е.А., Федотова Г.В., В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика, сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2014. С. 9395.

14. Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами, Федотова Г.В., Финансы и кредит. 2012. № 19 (499). С. 42-47.

15. Программный бюджет в региональном стратегическом планировании, Федотова Г.В., Дайджест-финансы. 2013. № 12. С. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.