Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ИСТОРИЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сверхзвуковой / самолет / гражданский / авиация / авиакатастрофа / нерентабельность / проблема / supersonic / aircraft / civil / aviation / plane crash / unprofitability / problem

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И.А. Матвеев, А.В. Лонин

В данной статье рассматриваются сверхзвуковые гражданские самолеты “ТУ-144” и “Concorde” и проблемы, связанные с прекращением использования сверхзвуковых самолетов в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF SUPERSONIC CIVIL AVIATION

This article discusses supersonic civil aircraft “TU-144” and “Concorde” and the problems associated with the cessation of the use of supersonic aircraft in civil aviation.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

УДК 93/94

ИСТОРИЯ СВЕРХЗВУКОВОЙ ГРАЖДАНСКОЙ авиации

И. А. Матвеев Научный руководитель - А. В. Лонин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ilyamatveev943@mail.ru

В данной статье рассматриваются сверхзвуковые гражданские самолеты "ТУ-144" и "Concorde" и проблемы, связанные с прекращением использования сверхзвуковых самолетов в гражданской авиации.

Ключевые слова: сверхзвуковой, самолет, гражданский, авиация, авиакатастрофа, нерентабельность, проблема.

HISTORY OF SUPERSONIC CIVIL AVIATION

I. A. Matveev Scientific Supervisor - A. V. Lonin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ilyamatveev943@mail.ru

This article discusses supersonic civil aircraft "TU-144" and "Concorde" and the problems associated with the cessation of the use of supersonic aircraft in civil aviation.

Keywords: supersonic, aircraft, civil, aviation, plane crash, unprofitability, problem.

Сверхзвуковые авиалайнеры были в эксплуатации совсем недолго. За всю историю в мире использовалось всего 2 модели сверхзвуковых самолетов в гражданской авиации. Это был советский «ТУ-144» и британско-французская разработка - «Concorde». В наше время сверхзвуковые авиалайнеры находятся только на этапе проектирования. Мы рассмотрим проблему использования сверхзвуковых пассажирских самолетов на примере использования «ТУ-144» и «Concorde».

История создания и эксплуатации ТУ-144

Первое послевоенное десятилетие 1950-х заканчивалось стремительным развитием реактивной авиации. Помимо военных разработок, авиаконструкторы обратили внимание на пассажирские модели самолётов. К этому времени были освоены технологии по преодолению звукового барьера.

В эти года велась так называемая «Холодная война». Первыми начали развитие в данном направлении страны запада. Но Советский Союз не хотел отдавать лидерство иным государствам. И не смотря на сложность и затраты для создания сверхзвукового самолета гражданской авиации практически с нуля Советский Союз в июле 1963 года выпустил постановление ЦК КПСС и Совета Министров о создании В КБ Туполева сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144.

Ту-144 первым поднялся в воздух и спустя шесть месяцев стал первым пассажирским авиалайнером в мире, которому удалось преодолеть скорость звука.

Самолет поднялся в воздух 31 декабря 1968 года. ТУ-144 мог взлетать и садиться в 18 аэропортах. Вмещал 150 пассажиров и 15 тонн коммерческой нагрузки [3].

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

Авиакатастрофы

Третьего июня 1973 года происходит крушение Ту-144. Он разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. При выполнении маневра: советский самолет падает на здание школы в расположенном рядом с летным полем местечке Гусенвиль, гибнет восемь человек и экипаж во главе с Михаилом Козловым. По версии, появившейся после крушения, причиной катастрофы считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом», задача лётчика которого была сфотографировать советский Ту-144 в полёте. Произошло нарушение системы управления, либо же недопустимость для конструкций планера самолёта манёвра, который экипаж попытался совершить. Истинные же причины катастрофы были засекречены [2].

23 мая 1978 года произошло второе крушение опытной модели Ту-144. Во время испытательного полета модернизированного варианта самолёта, Ту-144Д произошло возгорание. Экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от города Егорьевска. После приземления спаслась только часть экипажа. Бортинженеры О. А. Николаев и В. Л. Венедиктов оказались зажатыми на рабочем месте и погибли.

История создания и эксплуатации «Concorde»

В конце 1962 года правительства Франции и Великобритании подписали соглашение, в соответствии с которым разработка сверхзвукового лайнера велась совместно. Главная роль принадлежала французским Sud Aviacion в сотрудничестве с Национальным обществом по разработке и конструированию авиационных моторов и английскими British Aircraft Corporation и Rolls-Royce.

Самолёт, впервые поднявшийся в небо 2 марта 1969 года, начал полёты с пассажирами только в 1976 году. Вначале «Конкорды» эксплуатировались на линиях Лондон — Бахрейн, Париж — Рио-де-Жанейро, Лондон — Сингапур и других экзотических направлениях. Но сразу после получения сертификата на использование аэропортов США, чему противилось их американские конкуренты, авиаперевозчики перешли к единственному экономически обоснованному маршруту: трансатлантическим перелётам. Цена была соответствующей: в 1979 году билет в одну сторону по маршруту Лондон — Нью-Йорк стоил 1300 долларов, а к 2003 году цена дошла до 4000-5000 долларов [1].

Авиакатастрофы

Одна-единственная авария 25 июля 2000 года в Париже была вызвана наездом «Конкорда» на металлическую деталь, отвалившуюся от двигателя взлетевшего ранее американского DC-10. В результате было повреждено колесо, которое, разлетевшись, повредило обшивку и топливный бак вместе с проводами управления шасси. Когда самолёт оторвался от земли, возник пожар, при этом самолёт был уже в воздухе, и единственным возможным решением было идти на посадку в аэропорту Ле-Бурже, находившемся прямо по курсу в нескольких километрах. Самолёт продолжал полёт на трёх двигателях и с выпущенными шасси, но вскоре началось разрушение крыла, из-за которого аппарат потерял управление и рухнул на землю. Погибло 100 пассажиров, девять членов экипажа и четыре человека, находившихся в отеле, расположенном в парижском предместье Гонесс, на который и упал «Конкорд» [2].

Проблемы сверхзвуковых пассажирских самолетов

1. Звуковой удар - в момент преодоления скорости звука окрестности аэропорта оглашаются звуком, напоминающим выстрел или взрыв.

2. Высокий расход топлива - в условиях растущих цен на энергоносители и набирающей силу зелёной энергетики это серьёзный аргумент против.

3. Сложность использования. Всё время эксплуатации Ту-144 летали со специалистами из КБ Туполева в качестве первых пилотов, специалисты «Аэрофлота» были на вторых ролях.

4. Дороговизна обслуживания. Ресурс двигателя и планера был несопоставим с турбореактивными самолётами, обслуживание и запчасти стоят дороже, а специалисты, способные работать с такими самолётами, есть не у каждой страны и далеко не на каждом аэродроме.

Использование Сверхзвуковых пассажирских самолетов на данный момент невозможно, потому что проблемы эксплуатации остаются всё те же. Конечно ведутся разработки таких самолетов, но решить вопросы до сих пор не получилось. И получить разрешение на выполнение перелетов над населенной частью суши им скорее всего не удастся.

Библиографические ссылки

1. Улетели навсегда: История сверхзвуковых авиалайнеров — FURFUR [Электронный ресурс!. URL: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/169061-sverhzvukovye-avialaynery (дата обращения: (15.01.2022)

2. Печальная история аварий и катастроф. ТУ-144. [Электронный ресурс]. URL:_ http://22-91.ru/statya/sverkhzvukovojj-samolet-tu-144—pechalnaja-istorija-avarijj-i-katastrof/03.10.2011 (дата обращения: (15.01.2022)

3. Самолёт Ту-144: сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, технические характеристики, длина пробега при посадке. [Электронный ресурс]. URL: https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/tu-144/ (дата обращения: (15.01.2022)

© Матвеев И. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.