"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (85), 2022
References
1. Aristarkhov, V.V. (2021) Russia Within the International Framework of Regulations on Safeguarding Intangible Cultural Heritage. Kul'turologicheskiy zhurnal. 4. (In Russian).
2. Wang Wenwen. (2006) Vvedenie v nematerial'noe kul'turnoe nasledie [Introduction to intangible cultural heritage]. Kul'tura i iskusstvo.
3. Xiang Yunju. (2006) Ustnoe i nematerial'noe nasledie cheloveka [Oral and intangible human heritage]. Ningxia People's Education Press.
4. Zhou Yaolin, Wang Yongmei & Dai Yang. (2012) O rekonstruktsii metoda klassifikatsii nematerial'nogo kul'turnogo naslediya moey strany [On the reconstruction of the classification method for the intangible cultural heritage of my country]. Zhurnal Tszyankhan 'skogo universiteta (gumanitarnye nauki). 31.
5. Yuan Li & Gu Jun. (2013) Zashchita nematerial'nogo kul'turnogo naslediya [Protection of intangible cultural heritage]. Publishing house of literature on social sciences.
6. Liu Zhaohui. (2010) Sravnitel'noe issledovanie zashchity nematerial'nogo kul'turnogo naslediya mezhdu Kitaem i Rossiey: analiticheskaya perspektiva, osnovannaya na kul'turnom prostranstve [A Comparative Study of the Protection of Intangible Cultural Heritage between China and Russia: An Analytical Perspective Based on Cultural Space]. Zhurnal Yuzhno-Tsentral'nogo universiteta natsional'nostey. 30.
7. Cao Deming. (2018) Opyt i prosveshchenie v oblasti okhrany zarubezhnogo nematerial'nogo kul'turnogo naslediya v Evrope i Amerike [Experience and education in the field of protection of foreign intangible cultural heritage in Europe and America]. Vol.
1. Publishing house of literature on social sciences.
8. Sun Hongkai. (2017) Kitayskiy yazyk [Chinese]. Kommercheskaya pressa.
9. Li Rulong & Chzhan Tsisin. (2015) Dialekt okruga Yusi [Yousi County dialect]. Fuzhou: Strait Publishing and Distribution Group.
10. Akoeva, N.B. & Orfanidi, N.I. (2019) Museums as Keepers and Translators of Cultural Heritage. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South.
2. (In Russian).
УДК 726.5(09)(470.45)
DOI: 10.24412/2070-075X-2022-2-100-109
В.Р. Арутюнян
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРВОГО ХРАМА АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В ЦАРИЦЫНЕ (ВОЛГОГРАДЕ)
Статья посвящена комплексному исследованию обстоятельств возведения первого храма Армянской Апостольской церкви в Царицыне (уездный центр Саратовской губернии). Основой исследования являлся исторический подход, благодаря которому автор показал правовые основания возведения храма, историю решения вопроса о его строительстве на всех уровнях и значение данного факта для армянской общины Царицына. Для сбора и систематизации информации автор использовал метод анализа и метод исторической реконструкции. Работа написана с привлечением большого количества архивных документов, значительная часть данных документов в научный оборот вводится впервые, что и обусловило актуальность и новизну данного исследования.
Ключевые слова: церковь во имя Святого Григория Просветителя в Царицыне, Армянская Святая Апостольская Православная Церковь, армянская диаспора, этнокультурная и этноконфессиональная идентичность, армянский язык и письменность.
Армянская церковь за всю историю своего существования, в отличие от других течений христианства, никогда не являлась государствообразующей. Армянская Святая Апостольская Православная Церковь для армянского народа являлась основополагающим и влиятельным не только религиозным, но и социально-культурным институтом. Именно деятельность церкви поддерживала сохранение национальной идентичности армянского населения.
В условиях возрастающей враждебности к России, не только в дальнем, но и ближнем зарубежье, следует отметить, что Армения, первой в мире принявшая христианство как государственную религию и постоянно подвергающаяся нашествию со всех сторон, в XIX в. добровольно вошла в состав Российской Империи. При этом Армянская Апостольская церковь была признанным государством религиозным институтом, с соответствующим объемом прав и обязанностей.
Армянская община григорианского вероисповедания в Царицыне возникла во второй половине XIX в., когда из Нахичевани-на-Дону (на данный момент является частью Пролетарского района г. Ростов-на-Дону) в быстро развивающийся после реформ 1860-х годов поволжский город переселились несколько десятков армянских семей из числа промышленников и ремесленников, большей частью потомки анийских армян [1. С. 128]. Кроме того, в Царицын началось и переселение армян из Астрахани, преимущественно это были прямые потомки иранских армян (купцов).
В течение полувека церковные требы царицынских армян проводили священники, которые один-два раза в год посещали Старый Царицын по пути на Нижегородскую ярмарку [2. С. 498]. Известно, что в 1870 г. армянский патриарх Геворг IV Костан-днуполсеци (арм. ^ кпитшЬцЬшщщиЬд^), находясь в Царицыне, подарил Собор-
ной церкви Успения Пресвятой Богородицы часть мощей Николая Угодника [3. С. 1294].
Для армянской общины сохранение этнокультурной идентичности возможно было только через призму сохранения национальной культуры, основой которой является вера, язык и письменность.
27 апреля 1899 г. армянская община григорианского вероисповедания города Царицына, среди которых были семья Серебряковых (Арцатагорцян, Цр&шршопрщ|шй), братья Агамянц (арм. Ц^ш^шЬд), Оджаговы (арм. О^оп^и), Ахвердовы (Ахвердян, арм. ^ш^фрщшй), Аматуни (арм. ЦгёштшЬ^), Тумановы (Туманян, арм. ^пЫш^шй), Григорянц (арм. ^р^вдшйд), Тамразьянц (арм. ^ш^ршдшйд) и др. подала прошение в Духовное правление Астраханской епархии Армянской апостольской церкви, к которой относился уездный город Царицын. В своем обращении армянская диаспора просила разрешение на постройку в Царицыне небольшого духовного учреждения (молитвенного дома) и приходской школы при нем, так как к концу XIX века в городе проживало 150 этнических армян (в том числе детей) [4. Л. 1-3]. В скором времени был получен положительный ответ. 14 февраля 1900 г. в Царицыне с благословления Духовного правления Астраханской епархии Армянской апостольской церкви открылся временный молитвенный дом [5. Л. 4-5]. Священник Мартирос Юзбашян (арм. ^шрш^рпи Зшорш^шй) выполнял церковные требы, помимо Царицына, также в городах Казань, Саратов и Самара. Церковная утварь в дар царицынскому молитвенному дому была собрана из астраханских церквей [6. Л. 10-11].
В тот же период армянское население обратилось в Царицынскую Городскую Думу с прошением «об отводе места для постройки церкви» [7. Л. 575]. Однако решением протокола № 14 Царицынской Городской Думы 15/28 сентября 1899 г. по прошению представителей Армянского общества г. Царицына об отводе места под постройку Армяно-Григорианской церкви в 1-й части города, на левой стороне взвоза, поднимающегося с моста через р. Царицу, напротив Казачьего правления было отложено. 30 октября 1899 г. представители армянского населения подали повторное ходатайство «об отводе места для возведения церкви» в Царицынскую Городскую Думу [8. Л. 576]. В повторном прошении указывалось не только количество армян григорианского вероисповедания, нуждающихся в исполнении духовных треб и обрядов своего
вероисповедания, но также отмечалось, что Царицын - это стремительно развивающийся город с быстро растущей численностью полиэтнического населения.
В конце ноября 1899 г. армянским сообществом г. Царицына было подано дополнение к прошению «об отводе места для постройки церкви» в Царицынскую Городскую Думу, в котором от имени всех верующих Армянской Апостольской церкви г. Царицына просили выделить для возведения Православной церкви Армяно-Григорианского вероисповедания незастроенную территорию (300 квадратных саженей) на углу 157-го квартала, за полотном Владикавказской железной дороги в 1-й части города [9. Л. 524].
Из протокола № 17 Царицынской Городской Думы от 23/25 ноября 1899 г. известно, что по прошению «об отводе места в 157-м квартале под строительство армяно-григорианской церкви» представителей Армянской диаспоры г. Царицына было принято единогласное решение о выделении в безвозмездное пользование участка в 157-м квартале под строительство армяно-григорианской церкви, не определяя границ места по длине и ширине. Кроме того, было поручено Управе города разбить 157-й квартал на участки и представить план квартала Думе для окончательного определения границ участка под строительство армяно-григорианской церкви [10. Л. 578].
Участок земли, который отводился под постройку церкви, находился в 1-й части Царицына, которая на топографических картах середины XIX века обозначена между Сибирь-горой, Галичьим и Голубинским оврагами и поймой реки Царицы. На фотографиях, сделанных фотографом А.П. Шевяковым-Красовским в 1875 г., заметно, что застройка г. Царицына развивалась интенсивно вдоль р. Волги и совсем слабо в ширину. Однако в связи с возведением железнодорожного моста через р. Царица в 1896-1897 годах данная территория стала интенсивно застраиваться [11. С. 414]. Все эти географические названия встречаются в Министерском постановлении по железным дорогам № 30 от 29 августа 1896 г. «Об инспекции работ по сооружению Грязе-Царицынской железной дороги» [12. Т. 1. С. 1295]. Рельеф описываемой местности сохранился до настоящего времени.
Эта часть города начала застраиваться после строительства Грязе-Царицынской железной дороги. Первоначально здесь расселялось небогатое население. Однако впоследствии на территории 1-й части города стали появляться крупные здания и предприятия. После постройки армянская церковь во имя святого Григория Просветителя стала доминантой данной части города.
К 1900 году прихожанами были избраны попечители для строительства церкви - Серов Искандарьянц (арм. Шрп^р Ьи^шЬцшр^Ьд), Погос Папаянц (арм. ^прпи ^шщщшЬд), Овсеп Камазян (арм. ^п^иЬф кшйшфшЬ), Петрос Казарян (арм. ^Ьтрпи ЯшqшрJшfr), Овсеп Ахвердян (арм. ^п^иЬф ^ш^фрщшЬ) и Минас Мискарянц (арм. и^Ьши и^иршр^шЬд) [13. С. 317]. В феврале (марте) 1900 года была выписана доверенность от Астраханской Армянской Епархиальной Консистории на имена следующих попечителей: Ованесу Саргсяну, Серобэ Акобяну, Погосу Ростомяну, Овсепу Исаакяну, Петросу Газаряну, Овсепу Багдасаряну, Минасу Давтяну. Попечители имели право подписи от имени Астраханской Армянской Епархиальной Консистории и представление ее интересов. Согласно документу «во всем, что Вы по этой доверенности сделаете, Консистория вторить и прекословить не будет». По данной доверенности Консистория предоставляла попечителям весь объем прав, необходимый для взаимодействия с государственными органами [14. Л. 109].
Губернским инженерам потребовалось около 3 лет для утверждения необходимой документации на постройку храма. Более года заняло лишь рассмотрение плана местности проекта сооружения церкви. Периодически отправлялись документы в Астраханскую Армяно-Григорианскую Епархиальную Консисторию для подтверждения более полного и точного проекта на постройку, так как разработкой архитектурного плана
храма занимались зодчие Армянской апостольской церкви. От Епархиальной Консистории строительным отделением Саратовского Губернского правления были затребованы документы по расчетам сводов церкви, а также пояснительные записки на постройку Армянской Церкви в Царицыне. Таков был порядок, предписанный циркуляром Министерства внутренних дел.
Окончательный проект строительства армянской церкви в г. Царицыне был одобрен Строительным отделом Саратовского Губернского правления осенью 1902 г. 21 сентября того же года. На рассмотрение в Министерство внутренних дел Проектная документация была направлена после подписания губернатором Саратовской губернии А.П. Энгельгардом [15. Л. 578]. Согласно циркуляру Министерства внутренних дел Российской империи, после предварительного рассмотрения дела министром внутренних дел Российской империи, сенатором П.Н. Дурново на основании пункта 4 статьи 1141 части I тома XI Уставов духовных дел иностранных исповеданий свода законов Российской империи издания 1896 г. [16] пакет документов был возвращен губернатору Саратовской губернии с заключением, что согласно разделу 3 «О Эчмиадзинском Армяно-Григорианском Синоде» данный вопрос находится в введении Эчмиадзинского Армяно-Григорианского Синода. Следовательно, проект церкви необходимо направить в Астраханскую Армяно-Григорианскую Консисторию для дальнейшего направления дела в Эчмиадзинский Синод [17. Л. 109].
После долгих согласований в конце 1902 года были утверждены план и смета строительства Армяно-Григорианской Апостольской Церкви в Царицыне. Исходя из сметы необходима была сумма в размере 31682 рублей [18. С. 318]. Однако сбор и утверждение проектной документации в государственных инстанциях, завязших в бюрократии, занимали много времени.
В феврале 1903 г. на пост губернатора Саратовской губернии был назначен П. А. Столыпин. С приходом к власти молодого, энергичного губернатора делооборот в губернии ускорился. Весной 1903 г. было получено разрешение на строительство церкви в Царицыне от Министерства внутренних дел. Осенью 1903 г. разрешение начать строительство дал Синод [19. л. 109]. Сразу по окончанию зимы, 18 апреля 1904 г. архиепископом Астраханской епархии Армянской апостольской церкви Аристакесом Седракяном (арм. Цр^ишш^Ьи ЦЬцрш^шЬ) был освящен фундамент церкви во имя Святого Григория Просветителя [20. С. 319].
Храм возводился из цельного вулканического камня - туфа. Розовато-коричневые камни из Артикского туфового месторождения Артикского района (ныне Ширакская область Армении) по суше доставлялись до порта в Азербайджане, далее переправлялись по Каспийскому морю до порта Астрахани, откуда уже на другом судне груз поднимался вверх по Волге до Царицына. Перевозка строительного материала требовала огромных затрат. На строительство церкви была выделена земля «на пониженном участке верхней террасы правого берега р. Волги в Центральном районе города (ныне пересечение ул. Кубанской, ул. Володарского и ул. им. М. Балонина). Строение представляло собой монументальный купольный храм.
Несмотря на строгость и простоту линий романского стиля, в каждой архитектурной детали церкви чувствовалась мощь. По завершении строительства храм стал доминантой Заполотновской части города. Центральный объем церкви представлял четверик, с возвышающимся над ним мощным восьмериком, завершенным граненым куполом шатровой формы, а на гранях восьмерика располагались большие арочные окна. В октябре 1907 г. строительство было полностью завершено [21]. Храм был возведен за три года полностью на пожертвования прихожан.
Памятная доска церкви св. Григория города Царицына на армянском языке находилась внутри постройки на южной стене, русскоязычная - на северной. Высеченная надпись гласила: «Эта колокольня построена на пожертвованиях вдовы Анны Давидовны Атабекян (урожденной Мискарянц) в честь покойного мужа Ованеса и братьев его Амбарцума и Исаака Атабекянцев в 1902 г.» [22. С. 320].
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (85), 2022
Ктиторами Церкви во имя Святого Григория Просветителя в Царицыне были Оганес Саркисович Саргсянц (арм. -^п^шЬЬЬи ИшрЦ^ипф^ Ишрощшйд), Погос Саркисович Кистянц (Кистов, арм. ^попи ИшрЦ^ипф^ ^ииушйд), Мнацакан Мискарянц (арм. иЬшдшЦшЬ и^иЦшр|шЬд). Большая часть церковной утвари была передана в дар из армянских церквей Астраханской епархии. В 1908 г. ктитор Мискарянц подарил церкви «великолепную большую люстру»; астраханец Минас Масумянц (арм. и^Ьши ^шип^шйд) - «звонкоголосый» колокол; армянские купцы Царицына Аветик, Степан, Геворк и Погос Кистянцы преподнесли в дар церкви «изящную подставку для креста, изготовленную из орехового дерева»; два других постамента для креста с гравировкой подарили братья Казаряны и Овсеп Ахвердян [23. С. 317].
В преддверии открытия Церкви управляющим Астраханской Армяно-григорианской епархией были разосланы благодарственные письма всем причастным к сооружению храма. Из корреспонденции управляющего Астраханской епархией главе Царицынской городской Управы мы узнаем их содержание: «Милостивейший Государь. Как сообщает сим ктитор и попечитель строительства царицынской армянской церкви, благодаря Вашему просвещенному содействию Царицынская городская управа и Дума, побуждаемые истинно христианским чувствами, выделили безвозмездно из городских земель участок земли приблизительно в 220 квадр. саженей под строительство упомянутой церкви... Прошу принять, Милостивейший Государь, чувства искреннего моего к Вам уважения и преданность. Управляющий епархией Смиренный богочинец» [24. Л. 2].
Торжественное освящение Церкви во имя Святого Григория Просветителя (арм. ИтррО-р^опр ^шш^пр^ЬЦЬцЬд^) состоялось 8 июня 1908 г. архиепископом Месропом Смбатянцем (арм. иЬирпщ Щршш^Ьд). Церемония освящения церкви была произведена на требнике, которым в 1875 г. Католикосом Геворгом IV была освящена ошаканская церковь во имя Святого Месроп Маштоца (арм. Ит.рр иЬирпщ иш2тпд^ЬЦЬцЬд^) [25.С. 318]. На торжественной церемонии присутствовали Астраханский епархиальный начальник архимандрит Мхитар Тер-Мкртчян (арм. Ц^^ршр 8Ьр-и%тушЬ), благочинный 11 русских православных церквей Царицына, городской глава, губернатор, немецкий пастор и другие.
В дневниковых записях архиепископ Месроп Смбатянц позже запишет об этом событии: «Из Эчмиадзина до Царицына. Обряд освящения Церкви Сурб Григор Лусаворич состоялся 8 июня 1908 г., на котором мы имели честь присутствовать.» [26. Л. 1].
Священниками Церкви во имя Святого Григория Просветителя в Царицыне за короткий период его существования служили: Тадевос Агамалян, Мкртыч Гаспарянц, Мартирос Юзбашян [27. С. 320].
Фундамент здания одноэтажной каменной церковно-приходской школы рядом с церковью был освящен 7 ноября 1908 года. Церковно-приходская школа располагалась рядом с храмом со стороны улицы Волжской. Статья о данном событии, основанная на корреспонденции архимандрита Еремия (арм. ЬрЫ^ш ^шрцшщЬт), вышла в армянской литературно-политической газете «Мшак» (труженик, арм. «^ш^»), издававшейся в Тбилиси [28. Л. 41-42]. «В третьей части города около винного склада закончена вчера постройка армянской школы. Здание, построенное на средства местного армянского общества, обошлось в 10000 рублей. Занятия в школе начнутся с будущего учебного года.» [29. С. 29-30]. Данная постройка служила и зданием церковно-при-ходской школы, и культурным центром, и приютом для бедных выходцев с Закавказья и Кавказа независимо от конфессии, и как временное пристанище для малоимущих пассажиров Грязе-Царицынской железной дороги, проезжающих через Царицын. К февралю 1917 г. перестала действовать как церковно-приходская школа из-за малочисленности учеников и стала использоваться как казарма [30. Л. 41-42].
Возведение храма во имя Святого Григория Просветителя в Царицыне объединила разрозненную малочисленную общину армянского народа и стало важнейшим стиму-
лом для укрепления национальных христианских духовных ценностей и возрождения интереса к изучению истории, традициям и культуре.
Армянская Святая Апостольская Православная Церковь утвердилась как основа существования народа, хранительница традиций и культуры. В периоды отсутствия государственности на территории Армении и в Диаспоре выполняла функции консолидирующего института, не претендуя на политическую власть. Поэтому армянский народ за пределами своей исторической Родины не ассимилировался и сохранил свое культурное ядро в значительной степени благодаря наличию армянской церкви в стране пребывания.
Литература
1. Кочарян Г.О. Роль и значение армян в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда // Роль представителей разных национальностей в истории Царицына-Сталинграда-Волгограда / отв. ред. А.И. Попова. Волгоград, 2008. С. 128.
2. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
3. Минх А.Н. Царицын // Историко-географический словарь Саратовской губернии. Аткарск: Аткарская типография, 1902. Т. 1, выпуск 4. С. 1294-1296.
4. Прошение армян гор. Царицына о наличии в городе 150 человек армян и о необходимости иметь духовное учреждение (молитвенный дом) и приходскую школу // Национальный архив Армении (НАА). Ф. 52. Оп. 1. Д. 4293. Л. 1-3.
5. Черновик объявления об открытии 14 февраля 1900 г. временного молитвенного дома в Царицыне // Национальный архив Армении (НАА). Ф. 52. Оп. 1. Д. 4293. Л. 4-5.
6. Списки церковной утвари, посланной из Астраханских церквей в дар Царицынскому молитвенному дому // Национальный архив Армении (НАА). Ф. 52. Оп. 1. Д. 4293. Л. 10-11.
7. Прошение армян гор. Царицына в Царицынскую городскую Думу // Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 917. Л. 575.
8. Повторное прошение армян гор. Царицына в Царицынскую городскую Думу / / Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 917. Л. 576.
9. Постановление Царицынской городской Думы о выделении земельного участка для строительства армянской церкви // Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Оп. 1. Д. 917. Л. 524.
10. Проектная документация строительства армянской церкви в г. Царицыне. № 1486 входящей корреспонденции Министерства внутренних дел // Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 917. Л. 578.
11. Волгоград: Четыре века истории. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. 414 с.
12. Минх А.Н. Царицын // Историко-географический словарь Саратовской губернии. Аткарск: Аткарская типография, 1902. Т. 1, выпуск 4. С. 1294-1296.
13. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
14. Доверенность Астраханской Армянской Епархиальной Консистории попечителям строительства храма и ктиторам // Национальный архив Армении (НАА). Ф. 52. Оп. 1. Д. 4293. Л. 109.
15. Проектная документация строительства армянской церкви в г. Царицыне. № 1486 входящей корреспонденции Министерства внутренних дел // Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 917. Л. 578.
16. Свод законов Российской империи. Издание в 16 т. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire (дата обращения: 24.02.2022 г.).
17. Письмо Синода в Астраханскую Армянскую Консисторию о разрешении министром внутренних дел строительства церкви // Национальный архив Армении (НАА). Ф. 52. Оп. 1. Д. 4293. Л. 109.
18. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
19. Письмо Синода в Астраханскую Армянскую Консисторию о разрешении министром внутренних дел строительства церкви // Национальный архив Армении (НАА). Оп. 1. Д. 4293. Л. 109.
20. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
21. Из научно-проектной документации памятника истории и культуры регионального значения «Ансамбль спорткомплекса стадиона «Динамо» // Отдел охраны и использования объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
22. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
23. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
24. Благодарственное письмо главе Царицынского Городского Управления // Национальный архив Армении (НАА). Ф. 52. Оп. 1. Д. 5853. Л. 2.
25. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
26. Дневниковые записи архиепископа Месропа Смбатянца // Национальный архив Армении (НАА). Ф. 52. Оп. 1. Д. 105. Л. 1.
27. Нерсесян Е. Армянские церкви Российской империи (1717-1917): справочник. Ереван, 2009. 498 с.
28. Корреспонденция архимандрита Еремия в газету «Мшак» об армянской церкви в г. Царицын и приходской школе // Национальный архив Армении (НАА). Оп. 1. Д. 72. Л. 41-42.
29. Весь Царицын, пос. Дубовка, Сарепта и календарь: справочная книга. Царицын: Паровая тип. и переплетная Ф.А. Виноградова, 1909. С. 29-32.
30. Корреспонденция архимандрита Еремия в газету «Мшак» об армянской церкви в г. Царицын и приходской школе // Национальный архив Армении (НАА). Оп. 1. Д. 72. Л. 41-42.
History of the Construction of the First Temple of the Armenian Apostolic Church in Tsaritsyn
Kul'turnayazhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2022, 2 (85), 100-109. DOI: 10.24412/2070-075X-2022-2-100-109
Varsik R. Arutiunian, Volgograd State Medical University (Volgograd, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: Saint Gregory the Illuminator Church in Tsaritsyn, Armenian Holy Apostolic Orthodox Church, Armenian diaspora, ethnocultural and ethno-confessional identity, Armenian language and writing.
This work aims at a comprehensive study of the circumstances of the construction of the first temple of the Armenian Apostolic Church in pre-revolutionary Tsaritsyn (the district center of Saratov Province in the Russian Empire). The research focuses on the role of the Armenian Apostolic Orthodox Church in the conditions of the national diaspora located in Volgograd Oblast of the Russian Federation. The basis of the study was a historical approach. An important part of the bibliographic material of the study mainly consisted of archival documents of the late 19th - early 20th centuries from the state archives of
different regions of the Russian Federation and the Republic of Armenia. A significant part of this material is introduced into scholarly discourse for the first time. The methodological basis of the study was the method of analysis and the method of historical reconstruction. Due to this, the presented material has a clear, logical structure that contributes to a more complete assimilation of the material. In the course of the study, the author showed the legal basis for the construction of the temple, the history of the decision on its construction at all levels, as well as the significance of this fact for the Armenian community of Tsaritsyn. In this article, the author touches upon issues that are relevant and interesting for modern socio-humanitarian knowledge: the research on the topic will entail certain changes in the existing approaches and directions for analyzing the problem. After conducting the research, the author presents conclusions on the materials studied, noting that coverage of the history of the construction of the temple in honor of St. Gregory the Illuminator among the public is significant not only in the context of preserving the cultural and historical heritage, but also as an important element in the harmonious preservation of the ethno-cultural and religious identity of the Armenian people in the multicultural and multinational Volgograd Oblast.
References
1. Kocharyan, G.O. (2008) Rol' i znachenie armyan v istorii Tsaritsyna-Stalingrada-Volgograda [The role and significance of Armenians in the history of Tsaritsyn-Stalingrad-Volgograd]. In: Popova, A.I. (ed.) Rol' predstaviteley raznykh natsional'nostey v istorii Tsaritsyna-Stalingrada-Volgograda [The role of representatives of different nationalities in the history of Tsaritsyn-Stalingrad-Volgograd]. Volgograd: [s.n.].
2. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
3. Minkh, A.N. (1902) Tsaritsyn [Tsaritsyn]. In: Istoriko-geograficheskiy slovar' Saratovskoy gubernii [Historical and geographical dictionary of Saratov Province]. Vol. 1 (4). Atkarsk: Atkarskaya tipografiya. pp. 1294-1296.
4. National Archives of Armenia (NAA). Fund 52. List 1. File 4293. Pp. 1-3. Proshenie armyan gor. Tsaritsyna o nalichii v gorode 150 chelovek armyan i o neobkhodimosti imet' dukhovnoe uchrezhdenie (molitvennyy dom) i prikhodskuyu shkola [The petition of the Armenians of Tsaritsyn about the presence of 150 Armenians in the city and the need to have a spiritual institution (prayer house) and a parish school].
5. National Archives of Armenia (NAA). F. 52. List 1. File 4293. Pp. 4-5. Chernovik ob"yavleniya ob otkrytii 14 fevralya 1900 g. vremennogo molitvennogo doma v Tsaritsyne [Draft announcement of the opening on February 14, 1900, of a temporary prayer house in Tsaritsyn].
6. National Archives of Armenia (NAA). Fund 52. List 1. File 4293. Pp. 10-11. Spiski tserkovnoy utvari, poslannoy iz Astrakhanskikh tserkvey v dar Tsaritsynskomu molitvennomu domu [Lists of church utensils sent from the Astrakhan churches as a gift to the Tsaritsyno Prayer House].
7. State Archive of Saratov Oblast (GASO). Fund 25. List 1. File 917. P. 575. Proshenie armyan gor. Tsaritsyna v Tsaritsynskuyu gorodskuyu Dumu [The petition of the Armenians of Tsaritsyn to the Tsaritsyn City Duma].
8. State Archive of Saratov Oblast (GASO). Fund 25. List 1. File 917. P. 576. Povtornoe proshenie armyan gor. Tsaritsyna v Tsaritsynskuyu gorodskuyu Dumu [Repeated petition of the Armenians of Tsaritsyn to the Tsaritsyn City Duma].
9. State Archive of Saratov Oblast (GASO). List 1. File 917. P. 524. Postanovlenie Tsaritsynskoy gorodskoy Dumy o vydelenii zemel'nogo uchastka dlya stroitel'stva armyanskoy tserkvi [Decree of the Tsaritsyno City Duma on the allocation of a land plot for the construction of an Armenian church].
10. State Archive of Saratov Oblast (GASO). Fund 25. List 1. File 917. P. 578. Proektnaya dokumentatsiya stroitel'stva armyanskoy tserkvi v g. Tsaritsyne. № 1486 vkhodyashchey korrespondentsii Ministerstva vnutrennikh del [Project documentation for the construction of an Armenian church in Tsaritsyn. No. 1486 of incoming correspondence of the Ministry of Internal Affairs].
11. Kokshilov, A.V. (ed.) (1989) Volgograd: Chetyre veka istorii [Volgograd: Four centuries of history]. Volgograd: Nizh.-Volzh. kn. izd-vo.
12. Minkh, A.N. (1902) Tsaritsyn [Tsaritsyn]. In: Istoriko-geograficheskiy slovar' Saratovskoy gubernii [Historical and geographical dictionary of Saratov Province]. Vol. 1 (4). Atkarsk: Atkarskaya tipografiya. pp. 1294-1296.
13. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
14. National Archives of Armenia (NAA). Fund 52. List 1. File 4293. P. 109. Doverennost' Astrakhanskoy Armyanskoy Eparkhial'noy Konsistorii popechitelyam stroitel'stva khrama i ktitoram [Power of Attorney of the Astrakhan Armenian Diocesan Consistory to the trustees of the construction of the temple and the patrons].
15. State Archive of Saratov Oblast (GASO). Fund 25. List 1. File 917. P. 578. Proektnaya dokumentatsiya stroitel'stva armyanskoy tserkvi v g. Tsaritsyne. № 1486 vkhodyashchey korrespondentsii Ministerstva vnutrennikh del [Project documentation for the construction of an Armenian church in Tsaritsyn. No. 1486 of incoming correspondence of the Ministry of Internal Affairs].
16. Pravo.gov.ru. (2022) Svod zakonov Rossiyskoy imperii [Code of Laws of the Russian Empire]. In 16 vols. [Online] Available from: https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire (Accessed: 24.02.2022).
17. National Archives of Armenia (NAA). Fund 52. List 1. File 4293. P. 109. Pis'mo Sinoda v Astrakhanskuyu Armyanskuyu Konsistoriyu o razreshenii ministrom vnutrennikh del stroitel'stva tserkvi [Letter from the Synod to the Astrakhan Armenian Consistory on the permission of the Minister of Internal Affairs to build a church].
18. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
19. National Archives of Armenia (NAA). Fund 52. List 1. File 4293. P. 109. Pis'mo Sinoda v Astrakhanskuyu Armyanskuyu Konsistoriyu o razreshenii ministrom vnutrennikh del stroitel'stva tserkvi [Letter from the Synod to the Astrakhan Armenian Consistory on the permission of the Minister of Internal Affairs to build a church].
20. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
21. Department for the Protection and Use of Cultural Heritage Objects of the Committee for the State Protection of Cultural Heritage Objects of Volgograd Oblast. (n.d.)
Iz nauchno-proektnoy dokumentatsii pamyatnika istorii i kul'tury regional'nogo znacheniya "Ansambl' sportkompleksa stadiona "Dinamo" [From the scientific and design documentation of the monument of history and culture of regional significance Ensemble of the Sports Complex of the Stadium Dinamo].
22. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
23. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
24. National Archives of Armenia (NAA). Fund 52. List 1. File 5853. P. 2.
Blagodarstvennoe pis 'mo glave Tsaritsynskogo Gorodskogo Upravleniya [Letter of thanks to the head of the Tsaritsyn City Administration].
25. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
26. National Archives of Armenia (NAA). Fund 52. List 1. File 105. P. 1. Dnevnikovye zapisi arkhiepiskopa Mesropa Smbatyantsa [Diary entries of Archbishop Mesrop Smbatyants].
27. Nersesyan, E. (2009) Armyanskie tserkvi Rossiyskoy imperii (1717-1917): spravochnik [Armenian Churches of the Russian Empire (1717-1917): a reference book]. Erevan: Tigran Mets.
28. National Archives of Armenia (NAA). List 1. File 72. Pp. 41-42. Korrespondentsiya arkhimandrita Eremiya v gazetu "Mshak" ob armyanskoy tserkvi v g. Tsaritsyn i prikhodskoy shkole [Correspondence of Archimandrite Yeremia to the Mshak newspaper about the Armenian church in Tsaritsyn and the parish school].
29. Anon. (1909) Ves' Tsaritsyn, pos. Dubovka, Sarepta i kalendar': spravochnaya kniga [Tsaritsyn, settlements Dubovka, Sarepta and the calendar: a reference book]. Tsaritsyn: Parovaya tip. i perepletnaya F.A. Vinogradova. pp. 29-32.
30. National Archives of Armenia (NAA). List 1. File 72. Pp. 41-42. Korrespondentsiya arkhimandrita Eremiya v gazetu "Mshak" ob armyanskoy tserkvi v g. Tsaritsyn i prikhodskoy shkole [Correspondence of Archimandrite Yeremia to the Mshak newspaper about the Armenian church in Tsaritsyn and the parish school].
УДК 008+39+299.4
DOI: 10.24412/2070-075X-2022-2-109-120
Г.В. Семина
САКРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ТЕЙРИЗМА В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИКАХ БАЛКАРЦЕВ, КАРАЧАЕВЦЕВ И ТУВИНЦЕВ
В работе проведен компаративный анализ, позволивший выявить общее и особенное в культово-обрядовых практиках (комплексе культа предков с погребально-ритуальными обрядами), балкарцев, карачаевцев и тувинцев. Сделан вывод, что сакральный аспект тейризма культово-обрядовых практик, сохранившийся до сих пор в данных культурах, является тем характерным базовым элементом, который формирует пространство для культурных взаимодействий на равноправной основе, то есть в межрелигиозной диалоговой форме.
Ключевые слова: культ предков, погребально-ритуальные обряды, тенгриан-ство, ислам, шаманизм, тибетский буддизм.
Актуальность. Все культуры этносов различны, но при этом имеют общее. Не исключение и культуры тюркоязычных народов, входящих в состав РФ и проживающих как на Северном Кавказе (балкарцев, карачаевцев), так и на Юге Сибири (тувинцев). По мнению автора, этим общим является тейризм, элементы которого присутствуют в культово-обрядовых практиках исследуемых народов номадической культуры. Без понимания общего и особенного в самоидентификации каждого этноса невозможно вести разумную культурную политику, в которой знание этноконфессиональной специфики является одним из основополагающих требований. Результаты проведенного анализа могут представлять интерес не только для специалистов: кавказоведов, тувиноведов,