УДК 7.035.93:745/749
ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН.
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ ПРЕДМЕТНОГО УБРАНСТВА ИНТЕРЬЕРА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
С.В. Королева, А. А. Кошелева
Посвящена вопросам художественного образа искусства модерн. Изучаются стилистические особенности и сюжетное содержание изделий декоративно-прикладного искусства, предметов убранства интерьера, представляющих собой иконографическую целостность. Круг тем, мотивов и сюжетов связан с определенными сюжетами, в основе которых были мифологические и библейские легенды, сказания народного этноса. На формообразование произведений декоративно-прикладного искусства повлияли природные формы. Смысл художественного образа искусства модерн, его содержательность формировали теории символизма, философские и эстетические мировоззрения эпохи.
Ключевые слова: иконография модерна, предметное убранство интерьера, формообразование изделий декоративно-прикладного искусства.
Характерный круг сюжетов и мотивов свойственен предметному убранству интерьера и произведениям декоративно-прикладного искусства, представляющий своеобразную «общность формы». Известный искусствовед Д.В. Сарабьянов писал об иконографии: «...За ней или, лучше, над ней располагаются другие общности и системы: общность мировоззренческая, общности, образующиеся на основе отношения художников к окружающей действительности, на основе единства творческого метода, определенная система жанров в пределах какого-либо вида искусства [...] иконографическая общность» [1, с.31]. Иконография архитектурного и скульптурного модерна подстраивалась под иконографию живописного и графического. Живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство в целом с присущими ими самобытными чертами участвовали в формировании архитектурного образа, ибо модерн тяготеет к синтезу искусств. Иконографический метод позволил выявить характерные искусству модерн темы, на которые во многом повлияли теории символизма. По мнению Д. В. Сарабьянова, «символистские сюжеты и мотивы в живописи второй половины XIX - начала XX столетия, составляя некую иконографическую общность, могут выявляться в разной стилевой форме» [1, с.31]. При этом необходимо учитывать, что каждая национальная школа, русская или западная имела специфическую окраску. Например, русская тяготела к былинам, сказаниям. М.А. Врубель использовал сюжеты русских былин не только в картинах, но в оформлении интерьера. Он выложил майоликой камин, иллюстрируя сцену из русской былины о богатырях Микуле Селяниновиче и Вольге Святославиче. Характерные для модерна и творчества М.А. Врубеля черты: декоративность, полихромность композиции, всё изображение как бы вписано в орнамент. Орнамент сближается с изобразительным искусством.
На формирование европейского, а затем и русского искусства модерн повлияла «философия жизни», нашедшая свое воплощение в форме в виде пробуждения, движения, молодости, весны. Тот случай, когда на отношения художников к окружающей действительности оказало влияние философское мировоззрение, в частности Ф. Ницше о мире, как о вечной игре стихии жизни. Движение как мотив мастера модерна разнообразными способами использовали в своих произведениях. Многие скульпторы обращались к изображению профессионального танца. Например, французский скульптор Пьер Рош создал скульптурное изображение американской танцовщицы Лои Фуллер, танец которой строился на эффектном сочетании свободных телосложений, стихийно порождаемых музыкой и умелом манипулировании развевающейся драпировкой, повторяющей движение тела. В скульптурном изображении взлетевшая вверх драпировка почти в два раза превышала рост танцовщицы и была уподоблена пламени.
Мотив движения, морской сюжет, волну передавали в своих произведениях многие мастера русского модерна, такие, как Ф.О.Шехтель, А.С. Голубкина. Известна закручивающаяся лестница Ф.О. Шехтеля в интерьере особняка С.П. Рябушинского. В своем взлете она выносит «светильник-медузу». А.С. Голубкина создала козырек над входом в здание художественного театра в виде волны. Романтический образ плавца, борющегося со стихией, часто оживал в поэзии того времени. Особенностью произведения являлось подобие горельефа архитектурному козырьку, синтез, соединение видов искусств, характерное для модерна.
Тема природы раскрывалась во многих произведениях декоративно-прикладного искусства, причем скульпторов модерна интересовали отдельные части природы: цветок, лист, птица, стрекоза, бабочка. Мастер модерна старался заложить свое собственное символическое значение, скрытый смысл в природную форму.
Присваивались цветам, птицам и животным специфические, аллегорические символы и значения, которые заимствовали из античной мифологии и христианских сюжетов. Также смыслообразующей теорией модерна являлся поэтический (А.Белый, Ф.К. Сологуб, В.И. Иванов), музыкальный (А.Н. Скрябин, Р. Вагнер) и изобразительный символизм (В.Э. Борисов-Мусатов).
Философия искусства модерн подчеркивала контрастность человеческого бытия: мрачную сторону и стихийность жизни, любовь. Трагичность символизировали орхидеи, лилии, кувшинки. Возможно, такое значение лилии связано с легендой из античной мифологии. Персефона, дочь Зевса и Деметры, была похищена Аидом (владыкой подземного царства) в свое царство в тот момент, когда она собирала на лугу лилии. Впоследствии она стала женой Аида и богиней темного царства. Также образ лилии несет в себе значение чистоты Девы Марии, свойственное христианской символике. М.О. Сурина пишет, какое значение вкладывали в изображение лилии теоретики символизма: «Белые розы, лилии, ленты и т.д. в искусстве символизма ассоциировались с Христом, «воскресшей плотью» [3, с. 261].
Одним из любимых орнаментальных мотивов декора искусства модерн явился цветок водосбора (аквилегия), который послужил мотивом для росписи вазы (XX в. Стекло; травление, Государственный исторический музей).
Лебедь олицетворял двойственные значения, что было характерно искусству модерн. Благодаря природной красоте, изяществу и белизне птица символизировала духовную грацию и чистоту. Однако с этой птицей связывали и путь трагического самопожертвования благодаря преданию о «лебединой песне». Данный сюжет был популярен и часто использовался мастерами модерн, в частности, М.А.Врубелем. Излюбленным мотивом его произведений был образ «царевны-лебедь».
Изображение павлина содержало в себе противоречивые смыслы. С одной стороны, в многочисленных «глазках», украшающих оперенье павлина, таилась опасность сглаза, мистика, свойственная модерну и символизму. С другой, по этой же причине его образ символизировал мудрость и бдительность. В Египте павлин являлся объектом поклонения и обожествления.
Ярким примером украшения предмета мебели узорами на павлинью тему послужил буфет (1900, Государственный исторический музей). В эпоху модерна стеклянные дверцы буфетов и шкафов нередко украшались выраженными вставками, в которых использовались изысканные цветовые сочетания и разные фактуры стекла. Форма и цвет витражных фрагментов напоминала силуэт таинственной птицы.
Другая иконографическая общность возникла из типичного для этого времени представления о единстве всего живого. Суть его в стремлении соединить в некие новые фантастические существа цветок и птицу, волну и коня, рыбу и человека. С этой целью художники и скульпторы полагались на мифологию. Символистов привлекали к себе двойственные фигуры: птица сирин, сатир, сфинкс, русалка. Анри де Ренье раскрывал так сущность мифа в «Эпиграмме» (из игр поселян и «богов»): «легенда о птицах с озера Стимфал складывается в аллегорию уходящего времени» [4, с.188]. Помимо использования фантастических сюжетов европейских авторов, в русском модерне мифологическому мышлению способствовало открытие сказки В.И. Васнецовым. К сказочным сюжетам обращались С.В. Малютин и И.Я. Билибин.
Сразу несколько художественных мотивов М.Дени соединил в росписи декоративных панно для оформления интерьера Концертного зала в доме И.А. Морозова, имеющие характерные для искусства модерн названия: «Амур, стреляющий из лука» и «Психея» (1870-1943, Государственный Эрмитаж). В украшении панно художник раскрыл мифологический сюжет, тему любви, чувственности и женской красоты.
Яркий пример мифотворческого подхода - совместные работы М.А. Врубеля и Ф.О. Шехтеля 1895-1896 годов. В интерьерах комнат, особенно в готическом кабинете особняка А.В. Морозова, помещался цикл декоративных панно. М.А. Врубель выполнил их на тему трагедии И.В. Гете «Фауст»: триптих «Фауст» (левое панно «Мефистофель и ученик», среднее панно «Маргарита», правое панно «Фауст»), «Полет Фауста и Мефистофеля», «Фауст и
Маргарита в саду». В триптихе «Фауст» композиционным центром являлось панно «Маргарита», изображавшее Маргариту.
Художник представил ее подобно каменному цветку, словно вырастающему из россыпи лилий и кипарисов. Нарушая пропорции, он сознательно удлинил фигуру, что было характерно для искусства модерн.
В панно «Полет Фауста и Мефистофеля» М.А. Врубель изобразил пролетающего над городом Фауста и Мефистофеля в свойственной ему декоративной и мистичной манере. Мифотворческий подход подчеркивался в планировочном решении кабинета. Комнаты были чрезвычайно вытянуты вверх и словно парили в воздухе.
Наряду с неорусским стилем готическое искусство отвечало романтическим устремлениям вкусов того времени. Сказывалось влияние идей Уильяма Морриса и других прерафаэлитов, разделявших мировоззрение Джона Рескина об идеализации средневековья, возвращению к ручному производству и возросший интерес к предметам декоративно-прикладного искусства в противовес стремительному, бездушному, массовому, машинному производству. Ф.О. Шехтель применил в интерьере кабинета элементы, свойственные готическим храмам: стрельчатые арки, крестоцветы, краббы и фиалы. Консоли в виде фантастических существ напоминали гаргульи и химеры собора Нотр-Дам де Пари. Скульптурное изображение карлика, сидящего на ступеньках лестницы, создавало атмосферу загадочности.
Стилизация исторических художественных форм - один из основных композиционных приемов, который Ф.О. Шехтель использовал при создании интерьеров особняка З.Г. Морозовой. Общий архитектурно-художественный образ внутренних пространств представлял собой обобщенное «впечатление» о готической архитектуре, мебели и декоративном искусстве (стилизованные арки «Тюдор», стрельчатые арки порталов и окон, филенчатые панели стен, кресла-сундуки, «пламенеющие» розы в ограждениях лестницы и островерхий киворий над скульптурной группой в ее нижней части, массивный каменный колпак с рельефными средневековыми рыцарями в столовой).
Изученные темы и сюжеты, повлиявшие на формирование художественной образности предметного убранства интерьера и изделий декоративно-прикладного искусства эпохи модерн, создают целостное впечатление об иконографической общности стиля.
Список литературы
1. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. 343 с.
2. Демиденко Ю.Д. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль. СПб.: Аврора, 2000. 435 с.
3. Сорина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.: МарТ, 2003. 288 с.
4. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж.Кассу [и др.]. М.: Республика, 1998. 429 с.
Королева Светлана Владимировна, канд. искусствоведения, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Кошелева Алла Александровна, д-р техн. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
HISTORY OF ART NOUVEAU STYLE.
FEATURES SUBJECT ARTISTIC IMAGERY OF THE INTERIOR AND
ARTS AND CRAFTS
S.V. Koroleva, A.A. Kosheleva
The article deals with the artistic image of art nouveau. We study the stylistic features and story content articles of decorative and applied art, interior decoration items, which are icono-graphic integrity. Themes, motifs and themes related to specific themes, which were based on mythological and biblical legends, folk tales ethnos. On forming of decorative arts influenced natural forms. The meaning of the artistic image of art nouveau, its contents formed theory of symbolism, philosophical and aesthetic outlook period.
Key words: iconography of art nouveau, substantive interior decoration, forming products of arts and crafts.
Koroleva Svetlana Vladimirovna, candidate of art criticism, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
Kosheleva Alla Alexandrovna, doctor of technical science, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.
УДК 639.1
ИМЕНИЕ ПЕРШИНО - ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Е.И. Кузнецова
Предпринята попытка реконструкции исторического облика старинного тульского имения в Алексинском у. - Першино.
Ключевые слова: имение, усадьба, охота, Першино, дворянство, культура, быт.
Статья подготовлена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., договор № 14.B37.21.0259.
Имение Першино Алексинского у. лежит на возвышенном берегу р. Упы в живописном месте недалеко от трассы Тула - Калуга.
Известно, что в XVIII в. имение принадлежало братьям Андрею, Петру и Сергею Ходыревым [5], а в конце века его совладельцами названы гвардии капитан князь Григорий Сергеевич Долгоруков, гвардии капитан-поручик