Научная статья на тему 'История становления творческих союзов работников искусств Башкортостана. Союз художников. Союз композиторов'

История становления творческих союзов работников искусств Башкортостана. Союз художников. Союз композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
896
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ / СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ / ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА / UNION OF ARTISTS / UNION OF COMPOSERS / HISTORY OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ибрагимова Е. Р., Латыпова Р. Ф.

В статье рассматривается история становления творческих союзов работников искусств на территории Башкортостана. Оценена роль этих организаций в творческой жизни отдельных деятелей культуры и искусства. Отражены проблемы взаимодействия композиторов, художников внутри творческих объединений. На конкретных примерах авторы показывают, как идеологические установки влияли на деятельность творческих союзов Башкирской АССР. Сделан вывод, что деятельность организованных объединений творческих деятелей в области искусства в Башкирской АССР в советский период оказывала большое влияние на развитие культуры республики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATION HISTORY OF CREATIVE UNIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: ARTIST'S AND COMPOSER'S UNIONS

The article focuses on the history of the establishment of creative unions of cultural workers in the territory of Bashkortostan. The role of these organizations in the creative life of certain workers of culture and art is evaluated. The problems of interaction between composers and artists within creative unions are represented. The authors give some specific examples to show the way the ideological policy influenced the activity of creative unions in the sphere of art in the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic. The conclusion is drawn that the activity of creative unions in the sphere of art in the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic greatly influenced the development of culture as a whole in the republic.

Текст научной работы на тему «История становления творческих союзов работников искусств Башкортостана. Союз художников. Союз композиторов»

УДК 94

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ БАШКОРТОСТАНА.

СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ. СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ

© Е. Р. Ибрагимова, Р. Ф. Латыпова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 272 85 36.

E-mail: regine@pisem.net

В статье рассматривается история становления творческих союзов работников искусств на территории Башкортостана. Оценена роль этих организаций в творческой жизни отдельных деятелей культуры и искусства. Отражены проблемы взаимодействия композиторов, художников внутри творческих объединений. На конкретных примерах авторы показывают, как идеологические установки влияли на деятельность творческих союзов Башкирской АССР. Сделан вывод, что деятельность организованных объединений творческих деятелей в области искусства в Башкирской АССР в советский период оказывала большое влияние на развитие культуры республики в целом.

Ключевые слова: союз художников, союз композиторов, история Башкортостана.

Г осударственная политика в области культуры в большей мере проводилась через общественные объединения творческих работников. Процесс становления и развития профессиональных союзов работников искусств тесно связан с историей нашего общества, во многом являясь порождением советской эпохи. После революционных преобразований 1917 г. общественный статус художника, композитора претерпевает изменения. Постепенно появляется новое понимание о представителе творческой интеллигенции как о работнике искусств. Таким образом, это вербальное определение позволило творческой интеллигенции приобрести более высокий в тех исторических условиях социальный статус пролетариата от такой сферы деятельности как искусство и быть полноправными членами пролетарского государства.

Статус профессии художника в России претерпел несколько изменений. Живопись долгое время не считалась делом, достойным уважения. Общественное мнение рассматривало занятие искусством как «обслуживающий» труд, пристойный лишь для крепостных, иностранцев или иных представителей неблагородных сословий [1]. К началу ХХ века живопись приобретает статус социально значимого. В обществе сложился миф о художнике, возвышающемся над толпой обывателей, не отмеченных художественным талантом. В советскую эпоху меняется не только весь уклад художественной жизни, но и статус искусств. В СССР складываются новые вербальные и визуальные представления о «подлинном художнике» [2, с. 125]. В 1920-е гг. приложение труда художников в промышленности было ничтожно, а правовое положение мало почетно, так как художники были приравнены как «лица свободной профессии» к нетрудовому элементу [3, с. 175]. Большевистская концепция художественного творчества, опираясь на постулаты марксизма, вполне логично и последовательно отрицала даже, казалось бы, очевидную,

природно-генетическую обусловленность художественного дара [4, с. 500]. Приписывание к социальной категории пролетариата от искусства позволило художникам позиционировать себя как полноправных строителей нового пролетарского государства. Десятилетием позже на смену концепциям рубежа столетий «художник - гений», «художник -пророк» была выдвинута идея «художник - работник искусств», с акцентом на слове работник [1]. Тем самым они декларировали свою принадлежность к доминирующему социальному классу, что позволяло заявлять права на различные социальные гарантии, столь значимые в условиях советской распределительной системы.

В Башкортостане начала ХХ века профессия художника являлась наиболее специфичной, редкой творческой профессией, что было связано со многими объективными причинами, в том числе идеологической - мусульманский запрет на изображение живого мира [5, с. 4]. Невзирая на молодость профессионального изобразительного искусства и немногочисленность его представителей, формирование общественной организации художников «национальной окраины» шло в русле основных изменений, происходивших в центре. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 г. профессиональные башкирские художники были объединены в Уфимский Союз художников (в дальнейшем он стал называться Башкирский Союз художников) [5, с. 36]. По положению Союз художников представлял собой общественную организацию, объединяющую профессиональных работников искусств, признающий метод социалистического реализма [6, с. 18]. Как известно, до 1932 г. Ассоциация художников революции была единственным творческим союзом, который предвосхитил основные положения государственной политики в области изобразительного искусства. В Башкирской АССР до 1932 г. все профессио-

* автор, ответственный за переписку

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №4

146З

нальные и наиболее активные местные художники также являлись членами Уфимского филиала АХР.

В отличие от добровольных обществ, Союз художников объединял своих членов по профессии, а в отличие от профсоюзов требовал определенной квалификации. На практике творческая организация представляла собой относительно замкнутую структуру, для вступления в которую требовались рекомендации его членов. Для художников членство и участие в работе творческого союза имело жизненно большое значение. Союз художников занимался организацией выставок, предоставляя мастерские и выставочные залы, осуществлял заказы произведений к определенным выставкам [7]. Положение дел в Союзе художников отражало общую ситуацию в идеологической и культурной жизни общества.

До второй половины 1950-х гг. творческий союз художников СССР находился в стадии оформления (в отличие от союзов советских писателей, композиторов и архитекторов) - с 1939 г. работал Оргкомитет по объединению. Первый Всесоюзный съезд художников, собравшийся в 1957 г., окончательно оформил создание Союза художников. Создание на первом учредительном съезде в 1957 г. Союза художников СССР, принятие устава творческого союза, завершилось в 1960 г. формированием в его системе Союза художников РСФСР [8]. Ведущее место в деятельности СХ заняла работа по организации отделений на местах и активизация творческой жизни в провинции, т.е. объединение художественных сил республики и создание условий роста для новых талантов. Кроме того, в лице местных отделений творческого союза создавался определенный противовес столичным художникам, подверженным «идейным шатаниям» [9, с. 192]. В 1955 г. СХ БАССР насчитывал чуть более 30 человек, в 1978 - уже более 100.

В 1932 г. в Москве создается Союз советских композиторов СССР. Затем по всей стране возникают региональные союзы композиторов. Одной из предпосылок возникновения ССК БАССР стала подготовка к Декаде Башкирского искусства в Москве, проведение которой было запланировано на конец 1940 г. План мероприятий, необходимых для подготовки к Декаде, был разработан Управлением по делам искусств СНК РСФСР в ноябре 1939 г. [10]. 2 февраля 1940 г. постановлением №119 СНК БАССР был создан Союз Советских композиторов Башкирской АССР [11]. Часть композиторов составляли коренные жители Башкирии: М. Валеев, С. Габяши, Х. Заимов, Х. Ахметов, Р. Габитов, Р. Муртазин, знающие башкирскую музыку с детства, тонко чувствующие ее уникальные особенности, однако, не имеющие профессионального музыкального образования. Другую часть членов союза композиторов составляли выпускники Московской консерватории. Помощь композиторов, получивших образование в ведущих консерватори-

ях страны, национальным республикам в создании оперного и балетного репертуара была характерной чертой развития советского музыкального искусства в 30-х - 40-х гг. ХХ века. Провозглашенные тезисы о необходимости подтягивания «отсталых» регионов к культурным ценностям, воплощались в жизнь путем командирования выпускников столичных консерваторий в национальные регионы России и СССР, для создания национальной музыкальной культуры по образцу русской классической музыки. В советской музыкальной литературе имеются многочисленные примеры музыкальных произведений, созданных в национальных республиках композиторами из Москвы и Ленинграда. При этом, важно понимать, что одна часть этих композиторов имела возможность погрузиться в культуру народа и изучить особенности национальной музыки, а другая направлялась в национальные республики не имея никакого представления о музыке того региона, где им предстояло работать. Эти тенденции были свойственны и ССК БАССР. Так в его состав входил А. Эйхенвальд, который задолго до создания союза композиторов БАССР был знаком с башкирской народной музыкой. Наряду с А. Эйхенвальдом в союз композиторов БАССР были направлены недавние выпускники Московской консерватории: Л. Степанов,

Н. Чемберджи, Н. Пейко и А. Спадавеккиа.

Кроме того, что Союз советских композиторов БАССР работал над созданием новых произведений разных жанров, велика его заслуга и в деле собирания, исследования и систематизации башкирского музыкального фольклора. Собиранием народной музыки занимались композиторы З. Г. Исмагилов, Х. Ф. Ахметов, М. В. Валеев, пе-вец-кураист Г. З. Сулейманов.

В годы Великой Отечественной войны творческая жизнь Союза композиторов Башкирии была построена согласно условиям военного времени. В этот период башкирскими композиторами было написано много песен на военную тематику, многие из которых после первых же исполнений «уходили в народ». Ярким примером может служить песня З. Исмагилова «Шаймуратов - генерал», написанная в 1942 г., которая сразу же приобрела популярность и стала считаться народной. После начала Великой отечественной войны состав Союза Башкирских композиторов значительно расширился за счет эвакуированных композиторов и музыковедов, прибывших из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева. Всего в годы войны в Уфу прибыло 22 композитора и музыковеда из западных регионов СССР. Некоторые из них продолжили в Башкирии линию творчества, начатую ими на родине, другие включились в поиски башкирских композиторов.

На деятельности Союза композиторов БАССР, несмотря на периферийную удаленность от центра страны, отразились все основные события культурно-политической жизни СССР. Так, в 1948 г. после

Постановления ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мураделли» прошло заседание Союза советских композиторов БАССР и работников Башкирского театра оперы и балета. Подобные собрания с осуждением творчества ранее признанных композиторов, прокатились в короткое время по всей стране. Не стало исключением и то, что основные обвинения были направлены против некоренных жителей региона. Отчасти это объясняется искусственностью построения новой советской культуры и непринятием коренным населением переделывания национальной музыкальной культуры под европейские традиции. Показательный факт: после Постановления 1948 г., когда все республиканские организации должны были рапортовать о наличии у них формалистических тенденций, в ЦК ВКП(б) подавались списки, содержащие исключительно русские фамилии тех музыкантов, которые приехали помогать развивать среднеазиатские культурные институты» [11]. С другой стороны, этот факт можно объяснить простым человеческим желанием оградить себя от обвинений присутствующих на собрании коллег и соратников.

В 1958 г. председателем Союза композиторов БАССР становится З. Исмагилов, который находился на этом посту 24 года - самый длительный период за всю историю этой творческой организации.

В 1992 г. после изменения политической коньюктуры ССК БАССР был преобразован в Союз композиторов Республики Башкортостан. В том же году СХ БАССР был преобразован в самостоятельный Союз художников (РО ВТОО «СХР» РБ).

Существование организованного объединения творческих деятелей в области искусства повлияло на развитие культуры Республики Башкортостан. И в настоящее время правопреемник Союза художников, утратив многие свои позиции, остается самым многочисленным и авторитетным творческим союзом. Анализ деятельности союза композиторов на протяжении десятков лет, включающий изучение смены поколений и творческих тенденций, на сегодняшний день позволяет говорить о сложившейся башкирской композиторской школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кривцун О. Художник в истории российской культуры: эволюция статуса // Человек. 1995. №1. 3.

2. Янковская Г. Книжный идеал художника и живописцы позднего сталинизма // Историк и художник, 2005. №1.

3. Коржихина Т. П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

4. Жидков В. С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб., 2001.

5. Попова Л.Н. Изобразительное искусство Башкортостана. Ч. 1. Уфа. 1994.

6. Творческие союзы в СССР (Организационно-правовые вопросы). М., 1970.

7. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. Р-1910. Оп. 1. Д. 5. Л. 12, 17, 84; Оп. 2. Д. 465. Л. 52.

8. Ванслов В. В. Что такое социалистический реализм. М.,

1988.

9. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ) Ф. 122. Оп. 20. Д. 330. ЛЛ. 37, 56-58.

10. ЦГАОО РБ Ф. 10295. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

11. Власова Е. С. Советское музыкальное искусство сталин-

ского периода. Борьба агитационной и художественной концепций [Текст] автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2010.

Поступила в редакцию 23.11.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.