Научная статья на тему 'История становления туристического проекта в Грузии: анализ политических и исторических оснований'

История становления туристического проекта в Грузии: анализ политических и исторических оснований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
305
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GEORGIA / TOURISM / HOSPITALITY / TOURISM INDUSTRY / INFRASTRUCTURE / ГРУЗИЯ / ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нарсия Гоча М.

В статье предпринимается попытка комплексного рассмотрения истории становления индустрии туризма и гостеприимства в Республике Грузия после 1995 г. После распада СССР Республика Грузия начала развивать новые направления в экономике, в результате чего быстро вышла на первый план индустрия туризма и гостеприимства. Максимизация природных ресурсов Грузии позволила этой индустрии быстро развиваться в условиях постсоветской жизни республики, подстраивая новую инфраструктуру, как региональную, так и общегосударственную, под нужды нового направления развития экономики. Уже ко второй половине 1990-х гг. туризм был определен грузинскими властями как ведущая индустрия, что повлекло полный пересмотр последовавших реформ в сферах медицинского обслуживания, дорожно-транспортного строительства и т. д. Более того, уже к началу президентского срока Михаила Саакашвили, после повышения и установления стабильного потока туристов из России и постсоветских государств, Грузия стала рассматривать туризм как способ улучшения имиджа страны и продвижения политических целей правительства страны. В данной статье будут рассмотрены ключевые законы, позволившие Грузии выстроить доверительные отношения с европейскими и постсоветскими государствами, и контекст принятия этих законов. Автор статьи сосредотачивается на недостатках каждого из этих законов и причинах их последующих коррекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of formation of the tourism project in Georgia. Analysis of political and historical basis

The article attempts to comprehensively review of the development of the tourism and hospitality industry in the Republic of Georgia after 1995. After the collapse of the USSR, the Republic of Georgia began to develop new directions in the economy, so that the tourism and hospitality industry quickly came to the fore. Maximizing the natural resources of Georgia allowed that industry to progress rapidly under conditions of the republic post-Soviet life, adjusting the new infrastructure, both regional and national, to the needs of the economy development in new direction.Already by the second half of the 1990s. tourism was defined by the Georgian authorities as a leading industry, what resulted in a complete revision of the subsequent reforms in the areas of medical care, road construction, etc.Moreover, by the beginning of Mikhail Saakashvili presidential term, after the increase in volume and establishing a stable flow of tourists from Russia and post-Soviet states, Georgia began to consider tourism as a way to improve the country’s image and promote the political goals of the government.This article will examine the key laws that allowed Georgia to build trusting relationships with European and post-Soviet states, and the context for the adoption of these laws. This article will also focus on the shortcomings of each of these laws and the reasons for their subsequent corrections.

Текст научной работы на тему «История становления туристического проекта в Грузии: анализ политических и исторических оснований»

УДК 796.5(479.22)

БОТ: 10.28995/2073-6339-2018-4-36-43

История становления туристического проекта в Грузии: анализ политических и исторических оснований

Гоча М. Нарсия

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, xmaci@mail.ru

Аннотация. В статье предпринимается попытка комплексного рассмотрения истории становления индустрии туризма и гостеприимства в Республике Грузия после 1995 г.

После распада СССР Республика Грузия начала развивать новые направления в экономике, в результате чего быстро вышла на первый план индустрия туризма и гостеприимства. Максимизация природных ресурсов Грузии позволила этой индустрии быстро развиваться в условиях постсоветской жизни республики, подстраивая новую инфраструктуру, как региональную, так и общегосударственную, под нужды нового направления развития экономики.

Уже ко второй половине 1990-х гг. туризм был определен грузинскими властями как ведущая индустрия, что повлекло полный пересмотр последовавших реформ в сферах медицинского обслуживания, дорожно-транспортного строительства и т. д. Более того, уже к началу президентского срока Михаила Саакашвили, после повышения и установления стабильного потока туристов из России и постсоветских государств, Грузия стала рассматривать туризм как способ улучшения имиджа страны и продвижения политических целей правительства страны.

В данной статье будут рассмотрены ключевые законы, позволившие Грузии выстроить доверительные отношения с европейскими и постсоветскими государствами, и контекст принятия этих законов. Автор статьи сосредотачивается на недостатках каждого из этих законов и причинах их последующих коррекций.

Ключевые слова: Грузия, туризм, гостеприимство, индустрия туризма, инфраструктура

Для цитирования: Нарсия Г.М. История становления туристического проекта в Грузии: анализ политических и исторических оснований // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2018. № 4 (14). С. 36-43. БОТ: 10.28995/2073-6339-2018-4-36-43

© Нарсия Г.М., 2018

History of formation of the tourism project in Georgia. Analysis of political and historical basis

Gocha M. Narsia

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; xmaci@mail.ru

Abstract. The article attempts to comprehensively review of the development of the tourism and hospitality industry in the Republic of Georgia after 1995.

After the collapse of the USSR, the Republic of Georgia began to develop new directions in the economy, so that the tourism and hospitality industry quickly came to the fore. Maximizing the natural resources of Georgia allowed that industry to progress rapidly under conditions of the republic post-Soviet life, adjusting the new infrastructure, both regional and national, to the needs of the economy development in new direction.

Already by the second half of the 1990s. tourism was defined by the Georgian authorities as a leading industry, what resulted in a complete revision of the subsequent reforms in the areas of medical care, road construction, etc. Moreover, by the beginning of Mikhail Saakashvili presidential term, after the increase in volume and establishing a stable flow of tourists from Russia and post-Soviet states, Georgia began to consider tourism as a way to improve the country's image and promote the political goals of the government.

This article will examine the key laws that allowed Georgia to build trusting relationships with European and post-Soviet states, and the context for the adoption of these laws. This article will also focus on the shortcomings of each of these laws and the reasons for their subsequent corrections.

Keywords: Georgia, tourism, hospitality, tourism industry, infrastructure

For citation: Narsia GM. History of formation of the tourism project in Georgia. Analysis of political and historical basis. RSUH/RGGU Bulletin. Series "Political Science. History. International Relations". 2018;4:36-43. DOI: 10.28995/20736339-2018-4-36-43

Введение

По официальным данным статистических исследований, в последние годы Грузия принимает туристические потоки равные и даже превосходящие общую численность населения республики1. Естественно, что для страны, не обладающей мощными энергетическими или природными ресурсами, сфера туризма становится важнейшей для решения целого комплекса задач.

1 См.: Деменкова М. FAQ Отдых в Грузии самостоятельно - цены, маршрут [Электронный ресурс]. URL: http://bptrip.ru/posts/kak-poehat-na-otdyh-v-gruziyu-samostoyatelno-tseny-marshrut-faq/ (дата обращения 19.11.2018).

Первое место занимает комплекс экономических задач. В среднем турист, приезжающий в Грузию, тратит за время своего пребывания в республике от 700 до 2200 долларов2. Этот факт делает туризм не только одной из важнейших сфер для инвестиций в грузинскую экономику; туризм также способствует созданию новых рабочих мест (в настоящее время в туристическом бизнесе и в сфере обслуживания заняты 489 000 человек)3. Одновременно с развитием туризма меняется вся инфраструктура экономики Грузии. Эти перемены имеют как региональный, так и общегосударственный характер. Такие регионы, как Самегрело-Земо Сванетия, Аджария, Кахетия, существенным образом изменили свою традиционную инфраструктуру. На общегосударственном уровне изменения заметны по развитию дорожно-транспортного обслуживания, придорожного строительства, по повышению уровня медицинского обслуживания и т. д.

Во-вторых, феномен грузинского туризма имеет явно выраженный политический контекст. Например, когда правительство М. Са-акашвили отменило визовый режим для граждан России, поток туристов из России вырос в несколько раз. Сочетание усиления мер для обеспечения безопасности туристов, предпринимаемых правительством Грузии, и резкое увеличение доли российских туристов в грузинской туристической сфере привело к росту доверия к Грузии как к безопасной и дружественной для россиян стране.

Третьим комплексом становится улучшение имиджа страны за счет туристического бизнеса. Страна демонстрирует свою открытость, продвигает собственные национально-культурные ценности, формирует позитивное отношение к своим этнокультурным традициям. То, что Евросоюз предоставил безвизовый режим для граждан Грузии, во многом определялось не только европейской политической целесообразностью, но и мощным фактором доверия, который возник благодаря усилиям государства по внедрению современных коммуникативных основ.

Конечно, многое, что сделано в сфере туризма, непосредственно связано с правительством М. Саакашвили. Однако мне бы хотелось обратить внимание на два документа принципиальной важности -законы Грузии о туризме 1995 и 1997 гг., принятые еще во время руководства Э. Шеварднадзе.

2 По уровню занятости населения в туристической сфере Грузия занимает 78-е место в мире // Business. Грузия [Электронный ресурс]. 2018. 17 апр. URL: http://bizzone.info/tourism/2018/l523994047.php (дата обращения 19.11.2018).

3 Закон Республики Грузии о туризме от 6 марта 1997 г. № 599-II с. Статья 11 [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/31303251-Zakon-gruzii-o-turizme-i-kurortah.html (дата обращения 19.11.2018).

Принятие закона о туризме 1995 г. и контекст строительства новой индустрии

Чтобы оценить содержание и значимость данных законов необходимо вспомнить несколько существенных моментов, определявших жизнь и развитие Грузии в данный период:

- глубокий экономический кризис, вызванный разрывами традиционных связей с советским пространством; выход из коммунизма для Грузии обернулся значительными экономическими, политическими и социальными потерями;

- Грузия пережила несколько внутренних войн с Абхазией, Южной Осетией, а также серию не прекращающихся конфликтов в Аджарии и гражданскую войну; все это поставило отельные регионы Грузии (Сванетию, Самегрело, Имеретию, Кахетию) в крайне трудное положение;

- постоянные конфликты с Россией приводили к тому, что Грузия часто оказывалась отрезанной от основных источников энергии;

- внешнеполитический климат также не всегда благоприятствовал успехам развития Грузии. Ведущие западные державы оказывались перед необходимостью делать выбор между Россией и Грузией в их конфликтных отношениях, и не всегда этот выбор был в пользу Грузии. Уровень коррупции, преступности, нищеты в республике не просто вызывал настороженность, а заставлял думать о неспособности политического руководства Грузии вывести страну из кризиса.

В этой ситуации 1995 г. президент Э. Шеварднадзе подписывает знаковый закон о развитии туризма в Грузии.

Закон «О развитии туризма и курортов Грузии» состоит из 9 глав и 18 статей, создавших основу для формирования одного из стратегических векторов развития республики. Чтобы уйти от простого комментирования статей закона, следует сосредоточиться на содержащихся в законе смысловых блоках. Тем не менее хотелось бы сделать несколько предварительных замечаний. Одним из наиболее устойчивых мифов советского времени был миф об особом гостеприимстве, роли и значении гостя в грузинской этнокультурной традиции. При этом как бы не замечалось, что приезжающих в Грузию могут плохо обслуживать, обсчитывать в магазинах и транспорте, не принимать действенных мер по поводу жалоб и предложений. Теперь же речь шла о совершенно ином - «традиционное» гостеприимство должно было превратить переживающую кризис республику в привлекательный центр для туризма.

В законе 1995 г. закладывались основы для развития международного туризма. Отчасти это было обусловлено тем, что само население Грузии не обладало достаточными материальными ресурсами для поддержания внутренних туристических проектов. В этой связи мне представляется чрезвычайно важным обратить внимание на несколько важнейших пунктов данного закона.

Уже при формировании основных задач развития туристической отрасли в законе Э. Шеварднадзе выделилось характерное сочетание нескольких навсегда согласованных установок. Внимание привлекает наличие в перечне задач таких пунктов, как «улучшение здоровья населения», «поощрение населения, участвующего в туристической деятельности», «развитие туризма, связанного с сельским хозяйством», «решение экологических проблем», «защита национально-культурных традиций» и т. д.4

Наряду с этим в перечне задач присутствуют и другие не менее значимые и актуальные: развитие патриотизма и гуманизма, распространение информации о политической, социальной и культурной жизни страны, стимулирование регионального участия в туристической деятельности.

Наконец, очень важными являются еще две установки. Первая - создание рабочих мест для трудоустройства граждан Грузии, вторая - наиболее интересная и противоречивая. Закон ориентируется на «подъем уровня жизни граждан Грузии», и это, конечно, можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, здесь можно видеть стремление правительства с помощью развития туристического бизнеса добиться повышения уровня жизни собственного населения. С другой стороны - и именно эта интерпретация представляется мне наиболее значимой, - без повышения уровня жизни населения невозможно сделать страну привлекательной для инвестиции в туристическую сферу. Достаточно вспомнить примеры стран Восточной Европы и бывшего СНГ, где туризм стал превращаться в своеобразные формы сексуального бизнеса, направленного на удовлетворение низменных потребностей граждан развитых стран. Это коснулось и Украины, и Чехии, и Румынии. Именно поэтому, мне кажется, в законе Э. Шеварднадзе вводятся три существенных ограничения:

1) защита собственных культурных традиций;

2) сохранение природо-социальной среды;

4 bi^iAmgQijooab Agb^^j&^ojob 3560160 (^^АоЪЭоЬ 9gbibg& N 746-11Ь [Закон Республики Грузии о туризме от 1 июня 1995 г. № 746-11 с.] [Электронный ресурс]. URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/33370?publication=9 (дата обращения 19.11.2018).

3) пресечение негативных последствий и тенденций туристической деятельности.

Данный закон интересен прежде всего тем, что он выстраивается на проектных основаниях, совокупность которых как раз и создает синергетический потенциал общего проекта.

Можно выделить несколько крупных проектов, заложенных в основании определения туристической деятельности:

1. Правовое регулирование туристической деятельности. Естественно, закон о туризме должен корректно вписываться в систему публично-правовых и конституционно-правовых законов Грузии.

2. Разработчики проекта учитывали то, что Грузия обладает особыми климатологическими условиями: горы, субтропический климат, морские побережья.

3. В законе это определяется как совокупность естественных и искусственно созданных объектов. Размышляя об этом, важно увидеть естественное своеобразие Грузии. В Сванетии, например, можно пользоваться преимуществами этнонационального своеобразия: сванскими башнями, фольклором, кухней, горными курортами. Другим вариантом может быть ситуация с Аджарией -с одной стороны, здесь можно использовать естественно-природные условия (теплое море, мягкий климат), но одновременно именно здесь началась апробация строительства искусственных объектов (перестройка набережных, гостиниц, центра города). Разумеется, многие из этих конкретных проектов были реализованы во время нахождения у власти М. Саакашвили, но вектор развития был уже задан.

4. Эффективные зрелищные представления. У многих посещающих Грузию уже сложились свои стереотипные представления о Грузии и ее населении. Поэтому закон ориентируется на использование этих стереотипов в развитии культурных и развлекательных программ (свадьбы, грузинское застолье, сбор винограда и т. д.)

Как и любой другой, этот закон сопровождается конкретными поручениями парламенту Грузии и правительству Грузии. Из всего перечня поручения я обращу внимание на несколько наиболее значимых.

1. В ст. 2 на первый план выдвигается задача удовлетворения туристических потребностей (ШпвШН шо1кхоуш1еЬеЫ8 dakmako-рПеЬа). Подобный подход достаточно уникален и значим, а также требует введения целого ряда юридических концептов. Начался процесс согласования между общегосударственным законодательством и законодательными нормами отдельных регионов Грузии. Здесь важно отметить несколько существенных особенностей грузинского права. В соответствии с Конституцией Грузии выделены:

город государственного значения (Тбилиси); две автономные республики (Аджария и Абхазия); 59 муниципалитетов и 11 городов краевого (республиканского подчинения)5. При этом туристическая деятельность регулируется общегосударственными законами, согласно которым местные органы самоуправления являются проводниками общегосударственной линии. Одновременно с этим на уровне общегосударственных задач выдвигается необходимость распространения позитивной информации об истории и современном состоянии Грузии. Грузия должна стать привлекательной как исторический и современный проект. Немаловажным в этой статье является акцент на том, что привлекательной может быть только страна, в которой достаточно высокий уровень жизни населения. Поэтому, как ни странно это может звучать в законе о туризме, именно здесь формируется задача повышения уровня жизни граждан.

Даже в этом первом законе для руководства Грузии становится очевидным, что превратить страну в привлекательную для туризма невозможно, если не вовлечь в этот проект большинство населения страны.

Общие фразы о традиционном грузинском гостеприимстве, особой любви Грузин к гостям могут не работать, если они не подкреплены системой эффективного, качественного обслуживания. И именно этому в большей степени посвящен закон 1997 г.

Закон о туризме 1997 г. и форсированная эволюция индустрии туризма в Грузии

В 1997 г. Президент Грузии Э. Шеварднадзе подписал закон, в котором некоторые акценты существенно изменяются. Эти изменения касаются нескольких очень важных параметров.

Во-первых, в нем обращается внимание на понятие «турист», и это не просто новый акцент: за туристом закрепляются определенные права и обязанности. Его права определяются тем, что Грузия признает его как физическое лицо, наделенное всеми необходимыми правами. Одновременно турист несет обязательства в период пребывания в Грузии: не может нарушать законодательство Грузии, должен признавать ее исторические особенности и культурные приоритеты. В обмен Грузия должна обеспечивать ему безо-

5 Конституция Грузии (с изменениями) от 23.03.2018 № 2071 // Законодательный вестник Грузии [Электронный ресурс]. URL: https://www.matsne.gov. ge/ru/document/view/30346?publication=33 (дата обращения 19.11.2018).

пасность, комфортное пребывание, и здесь впервые очень детально описываются варианты предлагаемого туризма.

Наверное, самая сложная проблема касалась качественного обслуживания туристских потребностей. Именно поэтому в законе 1997 г. чрезвычайно много внимания уделялось подготовке кадров для обеспечения туристических услуг6.

Подробно анализируются возможности Грузии как туристического объекта: Грузия способна предложить спортивный, лечебный, развлекательный, этнический туризм.

Грузия может предложить гарантированную систему безопасности и удовлетворение разноуровневых запросов. Она может предложить «дешевый туризм» для студентов, «экстремальный туризм» для любителей экстрима, «бизнес-туры» для состоятельных туристов.

Заключение

Выбор грузинской политической элиты туристического бизнеса в качестве перспективного развития оказался весьма продуктивным. Грузия, которая не имела мощного энергетического, экономического потенциала, смогла реализовать себя в качестве привлекательного туристического проекта, используя свои природные ресурсы. Важно подчеркнуть, что выстраивание грузинского туристического проекта оказалось очень эффективным, потому что политическая элита смогла соединить в этом проекте и природно-ресурсные возможности, и экономический потенциал республики, и основы мобилизации социального потенциала.

Информация об авторе

Гоча М. Нарсия, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; xmaci@mail.ru

Information about the author

Gocha M. Narsia, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; xmaci@mail.ru

6 International Visitor Arrivals to Georgia: March, 2018 // Georgian National Tourism Administration [Электронный ресурс]. URL: https://gnta.ge/international-visitor-arrivals-to-georgia-march-2018/ (дата обращения 19.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.