Научная статья на тему 'История становления татарской детской литературы'

История становления татарской детской литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
620
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СЛОВАРИ / КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОСВЕТИТЕЛИ / TATAR CHILD'S LITERATURE / DICTIONARIES / CLASSIC LITERATURE / ENLIGHTENERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мингазова Ляйля Ихсановна

Рассмотрена история становления татарской детской литературы. Актуальность исследования заключается в анализе корней и истоков татарской детской литературы, в определении роли общественно-исторических факторов в процессе превращения этой литературы в самостоятельную область словесного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION OF THE TATAR CHILDREN'S LITERATURE

Reviewed the history of the reformation of the Tartan literature. The relevance of the concern of the study is to analyse the roots and origins of Tartan children's books, in defining the role of socio-historical factors in the process of crime rotation of this literature in a separate area of the verbal arts.

Текст научной работы на тему «История становления татарской детской литературы»

УДК 821.512.145

Л.И. МИНГАЗОВА

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ключевые слова: татарская детская литература, словари, классическая литература, просветители.

Рассмотрена история становления татарской детской литературы. Актуальность исследования заключается в анализе корней и истоков татарской детской литературы, в определении роли общественно-исторических факторов в процессе превращения этой литературы в самостоятельную область словесного искусства.

L.I. MINGAZOVA

HISTORY OF FORMATION OF THE TATAR CHILDREN'S LITERATURE

Key words: Tatar child's literature, dictionaries, classic literature, enlighteners.

Reviewed the history of the reformation of the Tartan literature. The relevance of the concern of the study is to analyse the roots and origins of Tartan children's books, in defining the role of socio-historical factors in the process of crime rotation of this literature in a separate area of the verbal arts.

Процесс формирования и развития татарской детской литературы был доста-очно длительным и противоречивым. Он протекал в тесной связи с общим лите-атурным процессом, отражал в себе духовную жизнь общества, педагогические и философские взгляды того времени. Поэтому изучение зарождения и развития татарской детской литературы невозможно без рассмотрения происходивших тогда важнейших историко-культурных изменений в жизни общества: возникновения письменной литературы, новых методов в образовательной системе и др.

Зарождение татарской детской литературы как части общей литературы необходимо рассматривать на примере первых письменных источников. Самые древние из них - это словари. Так, по мнению Д.Ф. Загидуллиной, факт создания такого словаря, как «Кодекс куманикс» (1303), не только показывает, что татары обращались к трудам ученых и поэтов Востока, но и свидетельствует о том, как и под чьим влиянием зарождались просветительские тенденции у татар. В своих исследованиях она также подчеркивает, что преподавание детям татарской литературы берет свое начало с Булгарского периода [2].

В истинно народном духе созданы произведения Кул Гали, Котба, Харезми, Б. Рабгузи, Т. Ялчыгола и др. В них утверждаются и доказываются на примерах такие общечеловеческие ценности, как любовь к родителям и близким, вера в Аллаха, прививается ответственное отношение к труду и учебе.

Основной целью некоторых произведений становятся воспитание детей с помощью наставлений правоверных мусульман, ознакомление их с нравственными законами ислама. В связи с этим одни человеческие качества восхваляются, а другие - критикуются. Таким образом, данные письменные источники можно рассматривать как начало формирования детской литературы.

Процесс становления самостоятельной татарской детской литературы проходил в два этапа. Первый из них - это период поисков, продолжавшийся в классической литературе вплоть до XIX в. Общеизвестно, что классическая литература, наряду с углублением философского содержания, стремилась выполнять и воспитательные функции. В произведениях особо выделялись события и эпизоды, оказывающие положительное влияние на детскую психику. В связи с этим назидательные сюжеты, дидактические мысли, представленные в текстах для детского чтения в классической литературе, привлекают наше внимание как одна из форм поисков, приведших к созданию татарской детской литературы.

Исследование оригинальных сюжетов классической литературы позволяет убедиться в верности нашего вывода. В качестве примера можно привести поэму

К. Гали «Кыйссаи Йусуф», которая считалась одним из основных учебных пособий в медресе [1]. Сюжет поэмы основан на религиозно-мифологической легенде. Своеобразны тема и идея произведения. Через образ главного героя раскрываются проблемы народного счастья и власти, связанные с нравственными вопросами, эстетическими и общественными идеями. Именно поэтому автор прослеживает жизнь Йусуфа с раннего детства, испытывает его в разных обстоятельствах. Описывая жизненные перипетии героя, автор создает у читателя образ идеальной личности: ему присущи самые необходимые качества, которые необходимы идеальному человеку. _

Главная тема - любовь между отцом и сыном, верность Йусуфа Якубу. Развитие сюжета начинается с их разлуки. В самые трудные минуты Йусуф вспоминает об отце, который оберегает сына от совершения ошибок.

Таким образом, такие качества, как человечность, стремление изменить жизнь в лучшую сторону, присущие гуманистам средневековья, выражены в образе Йусуфа как пример всему народу, и в том числе детям.

Эпически идеализированный главный герой умен, верен своей родине. Тема верности раскрывается и через образ Зулейхи, которая, будучи верна любви к Йусуфу, все же обретает свое счастье.

Таким образом, главное значение искусства слова, особенно детской литературы, состоит в воспитании нового поколения. Поэма «Кыйссаи Йусуф» свидетельствует о том, что наши классики создали произведения, служащие этому основному принципу детской литературы. Такие тексты крайне ценны как первые образцы татарской литературы, находившейся на ранней стадии своего развития.

Второй этап развития татарской детской литературы связан с общественной борьбой, развернувшейся на страницах печати, а также в научном сообществе начиная с середины XIX в. Исследователи татарской детской литературы (Д. Ва-зиева, Ф. Ибрагимова, Р. Рахмани) связывают ее формирование с развитием книгопечатания: в 1800 г. в Казани открывается издательство «Азият», которое способствует выпуску пособий и произведений для детей.

Здесь печатается литература различного характера на татарском языке. Целью этого начинания являлись религиозное просвещение и распространение книжной грамотности среди татар. Именно поэтому добрую половину изданий того периода составляют тексты религиозного и полурелигиозного содержания. Но эти тексты, излагающие основные положения мусульманской веры, в свое время нередко заменяли буквари и азбуки, по ним дети учились читать, их использовали в качестве «домашних» книг для чтения. Религиозные книги назидательного характера преследовали воспитательные цели. Они учили детей послушанию, покорности судьбе, создавались в целях дать пример, образец достойной, правильной жизни, следовать которой может каждый.

Так, наряду с религиозными книгами, в 1801 г. здесь издаются произведения, в названии которых имеется пометка: эти азбуки предназначены для обучения татарских детей чтению на их наречии. Следовательно, они должны были являться первыми специализированными детскими книгами на татарском языке. Однако первые азбуки не адаптированы для детской аудитории, они труднодоступны для детей.

Добрую половину изданий того периода, как отмечалось ранее, составляют тексты религиозного содержания. И это понятно, так как в эти годы царское правительство запрещало обучение детей татар на их родном языке. Однако расширение капиталистических отношений не могло не сказаться на процессе развития татрской детской литературы.

Ф. Ибрагимова отмечает, что в XIX в. детская литература формируется в рамках просветительского дидактизма, в отношений ее содержания можно вы-

делить два направления: религиозное и светское [3]. Первые татарские просветители: X. Фаизханов, К. Насыри, Ш. Марджани, Р. Фахретдинов и др. еще в середине XIX в. подняли проблему религиозного и светского образования в школах и медресе. Ими издаются первые учебники, хрестоматии, состоящие из фольклорных произведений, переводов, художественной литературы. Эти работы, имеющие воспитательную направленность, написанные простым, понятным языком, можно назвать настоящим богатством, созданным в период становления татарской детской литературы. К числу таких успешных учебников можно отнести «Татарскую хрестоматию» (1842) К. Иванова, «Буш вакыт» (1860) К. Насыри, «Белек» (1872) В. Радлова и др. Для пособий этого периода главной была нравственно-этическая и воспитательная направленность. Подобные издания были началом борьбы за создание татарской детской литературы.

Таким образом, стремление сделать учебный процесс более интересным и понятным приводит к идее создания специальных книг для детей. В результате деятельности просветителей появляются произведения, учитывающие возрастные особенности, интересы детей. Перечисленные выше хрестоматии в основном состояли из произведений разной направленности, т.е., используя фольклорный термин, имели синкретический характер. Позже появляются хрестоматии, состоящие только из художественных произведений. Естественно, эти издания нельзя назвать чисто литературными произведениями, так как литература формировалась в дидактических рамках, как форма развития интеллекта детей с помощью воспитательных приемов.

Итак, в результате историко-культурных и общественных процессов конца XIX - начала XX вв. возникла необходимость самостоятельного развития татарской детской литературы. Этому способствовали, с одной стороны, широкое распространение просветительских идей, рост числа школ, создание национальных учебников, с другой - забота татарской интеллигенции о воспитании подрастающего поколения, ее служение нации. Педагогические, дидактические и воспитательные цели способствовали формированию детской литературы. Национальное самосознание, романтические традиции, особый интерес к устному народному творчеству и изучение этой области внесли весомый вклад в дальнейшее развитие татарской детской литературы.

Литература

1. Гали К. Книга о Йусуфе / К.Гали. Казань: Тат. кн. изд.,1999.224 с.

2. Загидуллина Д.Ф. Методика преподавания татарской литературы в средней школе / Д.Ф. Загидуллина. Казань: Изд-во Магариф, 2000. 336 с.

3. Ибрагимава Ф. Свои дети... / Ф.Ибрагимова. Казань: Иман,1998. 224 с.

4. Сахипова Р.А. Обучение и воспитание на основе народной педагогики / Р.А. Сахипова. Казань: Тат. кн. изд., 2005. 256 с.

МИНГАЗОВА ЛЯЙЛЯ ИХСАНОВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Казань (Leila69@inbox.ru).

MINGAZOVA LYAYLYA IKHSANOVNA - candidate of philological sciences, associate professor of Tatar literature department, Tatar State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.