Научная статья на тему 'История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати)'

История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА" / АГИТБРИГАДА / АГИТТЕАТР / ПОЛИТТЕАТР / СТУДЕНЧЕСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР ЭСТРАДНЫХ МИНИАТЮР / СТУДЕНЧЕСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФЕСТИВАЛЬ / THE FESTIVAL "STUDENT SPRING" / AGITTEATR / PROPAGANDA TEAM / STUDENT THEATER GROUPS / STUDENT THEATER POP MINIATURES POLITTEATR / STUDENT THEATRICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козловская Татьяна Николаевна

Статья посвящена вопросам становления и развития студенческих самодеятельных театральных коллективов Тольяттинского политехнического институт в период с 1969 по 1980 г. Особое место отведено рассмотрению деятельности таких творческих коллективов, как «Зеркало», «Обыкновенное чудо». В основу работы положены публикации разных лет газеты «Политехник».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of formation of student theater groups TPI 1969 -1980 years. (Based on the periodical press)

The article deals with the formation and development of student's amateur theater groups Togliatti Polytech-nic Institute in the period from 1969 to 1980. Special attention is paid review of the activities of these crea-tive teams as "Mirror", "Ordinary Miracle". In the study is based on the publication of different years of the newspaper "Polytechnic".

Текст научной работы на тему «История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати)»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 75343

УДК 378.4

Козловская Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти Kozlovskava-13@mail.ru

История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати)

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления и развития студенческих самодеятельных театральных коллективов Тольяттинского политехнического институт в период с 1969 по 1980 г. Особое место отведено рассмотрению деятельности таких творческих коллективов, как «Зеркало», «Обыкновенное чудо». В основу работы положены публикации разных лет газеты «Политехник». Ключевые слова: студенческое театральное творчество, студенческие театральные коллективы, студенческий театр эстрадных миниатюр, политтеатр, агиттеатр, агитбригада, фестиваль, «Студенческая весна».

Раздел: 01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Самым значимым источником по истории студенческого театрального творчества в Тольяттинском политехническом институте является газета «Политехник». Издание выходило с 1 сентября 1969 г. и являлось печатным органом парткома, ректората, комитета ВЛКСМ, месткома и профкома Тольяттинского политехнического института.

Проанализировав выпуски «Политехника» с 1969 по 1987 год, мы выявили четыре основных вида публикаций относящихся к деятельности студенческих театров:

- заметки о наборе в театральные коллективы;

- отчеты о ежегодных фестивалях «Студенческая весна»;

- отчеты о деятельности непосредственно студенческих театров ТПИ;

- анонсы гастролей иногородних театров, приезжающих в Тольятти.

Внеучебная деятельность студентов ТПИ начинается с первых фестивалей

«Студенческая весна» - ежегодных межфакультетских конкурсов художественной самодеятельности. Согласно положению о проведении XXVII фестиваля искусств «Студенческая весна-83», опубликованному в газете «Политехник» в 1983 г., задачами проведения фестиваля студенческого творчества были: развитие художественного народного творчества, жанров самодеятельного искусства, создание новых и укрепление существующих коллективов художественной самодеятельности, обогащение репертуара высокохудожественными произведениями о Коммунистической партии и о Родине [1]. К участию в «Студенческих веснах» допускались самодеятельные артисты: студенты, выпускники и сотрудники института.

Все выступления должны были соответствовать заданной тематике. Жюри строго оценивало программу факультета, выставляя баллы каждому коллективу за стиль исполнения, жанровое разнообразие и уровень профессионализма.

Факультет, набиравший большее количество баллов, награждался почетной грамотой и переходящим призом «Хрустальная ваза», а наиболее успешные коллективы получали возможность принять участие в областном и всесоюзном фестивалях «Студенческая весна».

1

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

Еще одним важным фестивалем, проводимым по инициативе ТПИ в здании ДК «50 лет октября», являлся фестиваль «Дружба». Это смотр студенческой самодеятельности, в котором принимали участие творческие коллективы политехнических вузов страны, таких городов как Томск, Владимир, Харьков и др. Программа фестиваля составляла, как правило, несколько дней. Посредством участия в фестивалях студенты ТПИ могли проявить себя в различных направлениях внеучебной деятельности.

Наиболее распространенными формами организации студенческих театральных коллективов в изучаемый период являлись агитбригады и СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) - постоянно действующая студенческая организация (театр), регулярно выступающая перед зрителями (большинство которых обычно — студенты и преподаватели) и представляющая на своих концертах весёлые эстрадные миниатюры, актёрами и исполнителями которых являлись студенты [2].

На основе изученного материала, мы выделили два этапа в развитии театральных коллективов ТПИ:

- I этап - 1969 - начало 80-х гг. - период становления (появление первых СТЭМов и агитбригад);

- II этап - начало 80-х - 1987 г. - период триумфа (СТЭМы «Сарказм», «Зеркало», «Обыкновенное чудо» (лауреаты и дипломанты всесоюзных и областных фестивалей).

На первом этапе проходил набор участников студенческих сомодеятельных коллективов. 19 октября 1972 г. В. Цымбаленко опубликовала заметку «Таланты, внимание!» в которой сообщалось о начале работы кружков художественной самодеятельности. Отмечалось, что студенческий театр «Градиент» приглашает студентов на репетиции по средам и воскресеньям. Руководителем театра был выпускник ТПИ, инженер научно-исследовательского центра Ю. Тюнин [3].

Однако самыми популярными театральными коллективами в семидесятые годы оставались СТЭМы и агитбригады. Их постановки были, как правило, яркими и музыкальными, что привлекало внимание зрителя-студента.

Значительных успехов в развитии СТЭМовского движения достигли студенты электротехнического факультета (ЭТФ). Корреспонденты газеты, освещающие события фестиваля «Студенческая весна» от выпуска к выпуску отмечали возрастающее мастерство, высокую художественную и музыкальную культуру участников самодеятельных театров. Отмечалось, что первые места занимали попеременно команды электротехнического и автомеханического факультетов [4]/

С годами СТЭМовское движение все больше охватывало студенчество. Ирина Гендель - ответственная за культурно-массовую работу на электротехническом факультете делилась впечатлениями о концерте фестиваля «Студенческая весна -78»: «Каждый номер получился ярким, оригинальным, впечатляющим. Бурными аплодисментами встретили зрители литературно-музыкальную композицию «Беранже», буфф-оперу «Анна Каренина», эпилог «Страсти господни» [5].

В 1979 г. на базе Тольяттинского политехнического института проходил фестиваль студенческой самодеятельности «Дружба», в котором принимали участие студенческие творческие коллективы городов России. Мероприятия проводились в большом заде Дворца Культуры им. 50-летия Октября. СТЭМ ТПИ «Сарказм» представил на суд зала новые оригинальные миниатюры из жизни студентов. Зрители приветствовали аплодисментами СТЭМ города Владимира с миниатюрой «Робот» с Е. Думновым в главной роли [5].

Однако у самодеятельных актеров студенческого театра эстрадных миниатюр случались и творческие неудачи. Член жюри «Студенческой весны 1974» В. Назаро-

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

ва в заметке «Весна пришла» отмечал, что «СТЭМу ЭТФ» еще далеко до совершенства выражения темы. СТЭМовцам предстоит серьезно поработать, чтобы довести до полной выразительности каждое движение, каждую сцену» [6].

Состоянию художественной самодеятельности в ТПИ посвящена статья В. Цымбаленко «Не только от «Весны» до «Весны». Автор отмечает, что, несмотря на широкий комплекс мероприятий, проводимых в институте по развитию культурной жизни, лишь каждый пятый студент института занимается в творческих коллективах. Ежегодные смотры «Студенческой весны» свидетельствуют о большем количестве талантливых студентов, обучающихся в институте. Но, как правило, творческий всплеск, начинающийся за два месяца до «Весны» гаснет сразу же после нее. Некоторые коллективы занимаются не регулярно, практически отсутствует связь с куйбышевскими вузами, подбор руководителей коллективов проводится на недостаточно высоком уровне. В связи с этим В. Цымбаленко предлагает активнее использовать смотры-конкурсы агитбригад, организовать систематическую работу студентов по организации досуга [7].

С 1973 в Тольяттинском политехническом институте работает агитбригада -отряд, в состав которого входят самодеятельные художественные коллективы вуза. Выступления были направлены на поднятие трудового настроя студентов-стройотрядцев.

Каждый новый концерт ожидался с нетерпением и радостью, клубы всегда были заполнены. В 1975 г. бригада состояла только из ВИА «Апрель» электротехнического факультета (руководитель - студент третьего курса В. Силантьев). Но, несмотря на это, была создана программа, которая была отмечена на областном смотре агитколлективов [8].

В 1976 г. в состав агитбригады включился драмтеатр «Софит» со спектаклем «Плутни Скопена». Студенческому театру эстрадных миниатюр поручена работа над новым фильмом и спектаклем «Синяя кошка» [9]. Агитбригады являлись важным элементом в развитии самодеятельного творчества ТПИ.

Студенческие театры эстрадных миниатюр «Сарказм» и «Обыкновенное чудо» стали самыми признанными коллективами. Их постановки были многократными лауреатами и дипломантами всесоюзного и всероссийского конкурсов СТЭМов.

Интерес к театральному искусству был высок настолько, что в «Политехнике» печатались обзоры книг по истории русского театра [10]. Важная роль придавалась книгам по истории куйбышевских театров, имеющихся в фонде библиотеки института. Студентам и преподавателям предлагалось ознакомиться с содержанием книги «Актерское счастье» Г.А. Шебуева - одного из организаторов театральной жизни Куйбышева после революции. Актер - народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии проработал более 30 лет в Куйбышевском драматическом театре им. М. Горького. В продолжение истории Куйбышевского драматического театра читателям также была представлена книга Л. Финка «В гриме и без грима» (Актеры нашего театра). Автор рассказал об известных куйбышевских актерах, о том, как складывается их судьба, описал прекрасные женские образы, созданные актрисами театра. Такие публикации имели важное воспитательное значение для участников студенческих театров.

Художественная самодеятельность продолжала развиваться и в 1978 г. В ТПИ появился клуб, который изначально не имел собственного помещения, базируясь в актовом зале и красных уголках общежитий. При клубе создан художественный совет, в состав которого входили преподаватели, имеющие опыт в художественной самодеятельности, культорги факультетов, директор и председатель правления

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

клуба. Совет направлял деятельность всей художественной самодеятельности, вел смотр концертных программ, оценивал работу коллективов и руководителей. Для воплощения творческих идей студентов объявлялся набор в сценарную группу клуба. О работе клуба и всех событиях культурной жизни института можно было узнать из еженедельного информационного листа [11]. В разное время студенческий клуб возглавляли С. Колесникова, О. Артемьева, Н. Муромец, И. Федорова, И. Гендель.

Помимо творческой составляющей, внимание уделялось и материальной базе художественной самодеятельности. Количество творческих коллективов ТПИ с каждым годом возрастало, а значит, возникла необходимость расширить площадку для проведения репетиций. Помимо уже использовавшихся помещений актового зала и оборудованной комнаты отдыха общежития №5, в 1980 г. заключается договор о долевом использовании Дома культуры им. 50-летия Октября. Студентами института был подготовлен проект реконструкции здания, и штаб трудовых дел приступил к формированию строительных отрядов для ремонта Дома культуры [12].

Подводя итоги первого периода развития творческих самодеятельных студенческих коллективов ТПИ, можно сделать следующие выводы. Практически с момента основания Тольяттинского политехнического института, помимо учебной, в вузе существовала и внеучебная деятельность. Направления ее работы были различны: танцевальные коллективы, духовой оркестр, агитбригады, хор, студенческие театры и др. Таланты студентов выявлялись и развивались в рамках ежегодного смотра-конкурса «Студенческая весна». Изначально коллективы художественной самодеятельности не имели органа самоуправления и создавались «свыше» - по инициативе партийных органов и руководителей института. Постепенно количество и уровень самодеятельных коллективов возрастали. Многие коллективы создавались на один день, для участия в «Студенческой весне» и распадались сразу после ее окончания. Требовался орган, регламентирующий всю культурную жизнь института. В 1978 г. был создан студклуб, возглавляемый самими студентами. При клубе функционировал художественный совет, направляющий деятельность художественной самодеятельности вуза. 1969-1980 гг. - это период становления творческих коллективов ТПИ, выработки профессиональных навыков творческой и организаторской деятельности. В этот период создавалась основа для дальнейшего развития и совершенствования, накапливался опыт выступления на сцене, участия в конкурсах и смотрах.

Следующий этап в развитии театральных коллективов ТПИ начинается с приезда в Тольяттинский политехнический институт московского режиссера А. А. Четверки-на. К 1980 г. в институте существовало большое количество СТЭМов и агиттеатров, но уровень постановок по-прежнему оставался любительским, многие коллективы пропускали репетиции и занимались не постоянно. У руководства студклуба возникает идея создания в вузе профессионального театра. Для его основания требовалось найти режиссера. Было принято решение пригласить М. Задорнова, но в связи загруженным графиком работы, он отказался, предложив вместо себя одногруппника, главного режиссера студенческого театра МГУ, лауреата премии Ленинского комсомола, -А. А. Четверкина. Он соглашается и в 1981 г. приезжает в Тольятти.

Коллектив нового театра ТПИ был собран из студентов, не имеющих сценического опыта, но, по словам руководителя студклуба Н. Муромец, «после первой встречи с режиссером, они все превратились в актеров» [13]. Так в институте появился первый профессиональный театр - «Зеркало». А. Четверкин приезжал в Тольятти раз в месяц, «вдыхая жизнь» в постановку. В остальное время со студентами работал руководитель театра «Синтез», он занимался оттачиванием техники и заданиями, которые оставлял режиссер.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

Репертуарный план театральных постановок поднялся на новый уровень, если ранее это были в основном небольшие юмористические миниатюры, театральные зарисовки, то с приходом профессионального режиссера на сцене ТПИ стали показывать полноценные спектакли.

Одновременно с «Зеркалом» в ТПИ продолжали существовать и другие театральные коллективы. 23 апреля 1983 г. в Куйбышеве проходил вечер юмора и сатиры, участником которого стал коллектив театра ТПИ «Синтез» (руководитель В. А. Мушкат) со спектаклем «Свадьба» по М. Зощенко [14].

В 1986 г. на традиционном смотре-конкурсе художественной самодеятельности вузов «Юность беспокойная моя» театр-студия машиностроительного факультета «Обыкновенное чудо» показал инсценировку Т. Свиридова «Конец охотничьего сезона», в которой прослеживалась идея о бессмысленном уничтожении жизни на земле и об ответственности человека за судьбу человечества [15].

СТЭМ «Обыкновенное чудо» стал лауреатом фестиваля «Студенческая весна -1987», технических вузов СССР «Дружба», награжден Дипломом I степени на Всесоюзном фестивале СТЭМов в 1984 г. Еще одним успехом коллектива стала победа во Всероссийском конкурсе студенческих театров эстрадной миниатюры в 1987 г.

Первым большим успехом профессионального студенческого театра ТПИ было участие «Зеркала» в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проводимом в 1985 г. в Москве. Агиттеатр «Зеркало», созданный на электротехническом факультете ТПИ в ноябре 1981г., добился признания во Всесоюзном смотре самодеятельного художественного творчества, посвященном 40-летию Победы, и получил право участвовать в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Как отмечается в статье Е. Доценко «Агиттеатр «Зеркало»», «к студентам пришел заслуженный успех» [16]. Для достижения профессионализма участники коллектива, а это 20 человек основного состава, много и упорно работали под руководством режиссера А. Четверкина. В программу выступления театра на московском фестивале входили спектакли «И вновь продолжается бой» и «Ради мира на Земле...», в которых отражались страницы истории нашего государства и политическая сатира. Именно поэтому, в программе Всемирного фестиваля «Зеркало» значилось как политтеатр. Помимо собственной программы, коллектив был приобщен к организации студенческого карнавала.

За период с 1981 по 1985 гг. театром было дано 129 представлений, в том числе, перед студентами ТПИ, жителями города, села и рабочими Волжского автомобильного завода. «Зеркало» не стал «театром-однодневкой», возникающим в канун «Студенческой весны» и исчезающим сразу после ее окончания. Сила таланта режиссера сыграла в становлении коллектива определяющую роль, театр не распался, как это обычно случается, а сплотился и пополнился новыми членами, превратился в институтский молодежный театр.

Коллектив «Зеркала» имел большую популярность не только у студентов, но и у жителей города, о чем свидетельствует статья Н. Витковской «Удачи тебе, «Зеркало»» [17]. 28 февраля 1987 г. в ДК «Синтезкаучук» проходил бенефис труппы. Выступление было посвящено пятилетию руководства коллективом профессионала -главного режиссера А. А. Четверкина. «Режиссер-профессионал - это тот человек, который приходит и делает из «не актеров» (обычных студентов технического вуза) актеров, которые, выходят на сцену и удивляют всех» [18]. Именно таким человеком стал для «Зеркала» А. А. Четверкин. Об успехе театра говорят многочисленные награды - дипломант XII Всесоюзного фестиваля народного творчества, двукратный лауреат Интернационального фестиваля в Киеве, пятикратный лауреат областного

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

фестиваля «Студенческая весна». К началу 1987 г. в репертуаре коллектива были четыре спектакля, одна эстрадная программа и четыре театрализованных представления. Все постановки пользовались большим успехом у зрителей, особенно спектакли, представленные на бенефисе: «Так умирают легенды», «19 октября. А. С. Пушкин», «23-го года рождения», «Чудак-человек» и «Ради мира на земле». Успешность театра «Зеркало» отмечал и ректор ТПИ В.И. Столбов, выражая со сцены благодарность за труд, упорство, преданность искусству и за то, что агиттеатр не стал «бабочкой-однодневкой» [19]. Секретарь парткома И. П. Плеханов отмечал большую роль агиттеатра в воспитании советской молодежи в духе патриотизма и любви к Родине. Приглашенным на юбилейный концерт стал не только СТЭМ «Обыкновенное чудо», но и коллектив эстрадного танца «Кредо», кантри-группа «Альтаир». Завершился бенефис рок-постановкой на стихи Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Д. Кедрина «Красная площадь».

Помимо постановок собственных театральных коллективов, студенты и сотрудники ТПИ имели возможность посещать спектакли приезжих коллективов.

В октябре 1987 г. Тольяттинский политехнический институт посетили участники театра Рижского политехнического института «Камертон». Этот коллектив стал первым театром, который приехал на гастроли в рамках межвузовской филармонии. Журналисты газеты «Политехник» не оставили без внимания это важное событие. Концертная программа рижского театра продлилась два дня. Первый спектакль, который показали гости - «Душа и имя» по стихам и письмам М. Цветаевой. В статье Е. Лысенко «В гостях - «Камертон» отмечалось, что участники коллектива «вкладывают всю душу в спектакль, это и сделало его интересным и запоминающимся» [20]. Программу второго дня составили пьесы Сударева «В Альдебаран, в Альдебаран» и Петрушевской «Анданте», «Квартира Коломбины». Рижане были тепло приняты зрителями. В последний день гастролей ответное слово держали театры ТПИ «Зеркало» со спектаклем «Лобное место» и «Обыкновенное чудо» с рядом миниатюр.

В 1984 г. вышла заметка-отчет Н. Муромец о деятельности студклуба «Возродить фестиваль» [21]. В ней говорилось о том, что, несмотря на некоторые недостатки и сложности в работе студклуба, он играет важную роль в воспитании студентов и подготовки их к общественно-политической деятельности. Среди сложностей автор отметил, что многие студенты не вовлечены в активные формы клубной деятельности, а клубы слабо влияют на жизнь в общежитиях. Под руководством студклуба к 1984 г. работало 10 художественных коллективов. Среди них хор, агиттеатр «Зеркало», танцевальный коллектив «Кредо», духовой оркестр и др.

Своему успеху студенческие театры ТПИ обязаны сценаристу и режиссеру А. А. Четверкину. Уровень его профессионализма позволил вывести самодеятельные коллективы вуза на новый уровень. Студенты, не имеющие навыков актерской игры стали обладать техникой профессионального актера. Выступления проводились на всесоюзном и даже международном уровнях. Помимо занятий с театральными коллективами, А. Четверкин помогал организовать выступления всей художественной самодеятельности вуза, вплоть до народного ансамбля.

Студенческий театр — это возможность молодому человеку проявить творчество, самостоятельность, инициативность, активность. Именно с помощью театральной деятельности он может примерить на себя разные роли. А приобретение позитивного эмоционального опыта, анализ жизненных ситуаций средствами театра, через этюдную работу и познавание событийного ряда и логики жизни являются основой процесса становления личности студента. Приобретенные навыки способствуют всестороннему развитию творческого потенциала.

6

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

Участие в театральной деятельности ТПИ помогло вчерашним студенческим «театральным звездам» покорить карьерные вершины

В студенческих театрах ТПИ дебютировали будущие «новые русские бабки» И. Касилов и С. Чванов, депутаты Тольяттинской городской Думы - Б. Гринблат, С. Анташев, актер сериалов - А. Мясников, ведущие радиостанции «Август» - Лариса Пронина, Илья Фирсанов.

Таким образом, можно сказать, что период начала 1980-х - 1987 гг. был для студенческих театральных коллективов ТПИ временем наибольшего расцвета и успеха: участие во всесоюзных и всемирных фестивалях, первенство в областных «Студенческих веснах» и др. Окончательно оформилась система самоуправления внеучебной деятельности студентов (студклуб). В репертуаре коллективов теперь были полноценные спектакли и мюзиклы. Среди городского населения самодеятельные коллективы ТПИ пользовались большим успехом. Театральная жизнь ТПИ вышла на новый высокий уровень.

Традиции высокого театрального искусства, заложенные в ТПИ в 1970-е -1980-е гг. продолжаются и в настоящее время, но уже в новых формах.

Ссылки на источники

1. «Юность беспокойная моя» // Политехник. - 1983. - 23 февр.

2. Студенческий театр эстрадных миниатюр. - URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Студенческий_театр_эстрадных_миниатюр.

3. Цымбаленко В. Таланты, внимание! // Политехник. - 1972. - 19 окт.

4. Горский О. Праздник самодеятельного искусства // Политехник. - 1975. - 10 апр.

5. Егорова Л. Приобщились к прекрасному // Политехник. - 1975. - 10 апр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гендель И. Студенческая весна 78 // Политехник. - 1978. - 5 апр.

7. Назарова В. Весна пришла // Политехник. - 1974. - 10 апр.

8. Цымбаленко В. «Не только от «Весны» до «Весны» // Политехник. - 1980. - 12 февр.

9. Тушиева Е. Агитбригада действует // Политехник. - 1975. - 21 авг.

10. Тюрина Г. Время творческих поисков // Политехник. -1975. - 20 окт.

11. Артюхова Г. Обзор книг о театре к Международному дню театра // Политехник. - 1980. - 20 окт.

12. Колесникова С. Мечты и реальность // Политехник. - 1978. - 18 ноября.

13. Квасов Ю. Зачем инженеру хор // Политехник. - 1980. - 2 дек.

14. Интервью с Н. Н. Муромец, директором студклуба ТПИ, О работе студенческих самодеятельных театров ТПИ в период 1970-1980 гг. Интервьюер А. Бердникова, 15 мая 1912 г.

15. Сергеева Е. «Синтез» в Куйбышеве // Политехник. - 1983. - 4 мая.

16. Иванова К. Ждали большего // Политехник. - 1986. - 21 марта.

17. Доценко Е. Агиттеатр «Зеркало» // Политехник. - 1985. - 6 сент.

18. Витковская Н. Удачи тебе, «Зеркало» // Политехник. - 1987. - № 9.

19. Махаев Ю. Впервые на тольяттинской сцене // Политехник - 1984. - 8 июня.

20. Лысенко Е. В гостях - «Камертон» // Политехник. - 1987. - 3 ноября.

21. Муромец, Н. Возродить фестиваль // Политехник. - 1984. - 30 окт.

Tatiana Kozlovsky,

Ph.D., Associate Professor, Department of History and Philosophy, Togliatti State University, Togliatti Kozlovskaya-13@mail.ru

The history of formation of student theater groups TPI 1969-1980 years (based on the periodical press)

Abstract. The article deals with the formation and development of student's amateur theater groups Togliatti Polytechnic Institute in the period from 1969 to 1980. Special attention is paid review of the activities of these creative teams as "Mirror", "Ordinary Miracle". In the study is based on the publication of different years of the newspaper "Polytechnic".

Key words: student theatrical creativity, student theater groups, student theater pop miniatures politteatr, agitteatr, propaganda team, the festival "Student Spring".

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Козловская Т. Н. История становления студенческих театральных коллективов ТПИ 1969-1980 гг. (по материалам периодической печати) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75343. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75343.htm. - ISSN 2304-120X.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 02.04.15 Получена положительная рецензия 04.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 04.04.15 Опубликована 03.06.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Козловская Т. Н., 2015

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.