Научная статья на тему 'История становления Российской прокуратуры'

История становления Российской прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8165
1325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
PROSECUTOR / PUBLIC PROSECUTOR''S ACTIVITY / STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROSECUTORIAL SUPERVISION / INVESTIGATION / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Любушкин Василий Анатольевич, Зотов Максим Алексеевич

В настоящей статье рассмотрены вопросы становления и развития прокуратуры России в различные исторические периоды, проанализированы особенности изменения функций прокуратуры в зависимости от изменения формы правления, а также раскрыты особенности современного состояния прокурорской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления Российской прокуратуры»

УДК 347.963

Любушкин Василий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва», г. Саранск. (valyu82@yandex. ru) Зотов Максим Алексеевич, магистрант юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск. (maximishene@mail.ru)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены вопросы становления и развития прокуратуры России в различные исторические периоды, проанализированы особенности изменения функций прокуратуры в зависимости от изменения формы правления, а также раскрыты особенности современного состояния прокурорской деятельности.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорская деятельность, этапы становления и развития, прокурорский надзор, следствие, законность.

Lyubushkin Vasily Anatolyevich, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk. (valyu82@yandex. ru) Zotov Maxim Alekseyevich, master of the Faculty of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk. (maximishene@mail.ru)

HISTORY OF FORMATION OF THE RUSSIAN PROSECUTOR'S

OFFICE

Abstract. In this article the questions of formation and development of the Prosecutor's office of Russia in different historical periods, analyzed changes in the functions of the Prosecutor's office depending on the change of form of government, as well as the features of the modern state prosecutorial activities.

Keywords: prosecutor, public Prosecutor's activity, stages of formation and development of prosecutorial supervision, investigation, law.

12 января 1722 г. Указом Петра I была сформирована прокуратура в России: учреждены должности прокуроров при надворных судах, Святейшем Синоде, в провинциях, армии и на флоте. Перед прокуратурой ставилась задача ослабления беззакония в сфере правопорядка.

Первым Генерал-прокурором при Правительствующем Сенате стал ближайший сподвижник Петра I - граф Павел Иванович Ягужинский. В дальнейшем прокуроры следили за соблюдением интересов казны, правильностью сбора налогов, за местами содержания арестантов и осужденных уголовников.

Прокурорами в губерниях осуществлялся надзор за правильным применением законов государственными органами. Они участвовали в рассмотрении уголовных и казенных (гражданских) дел, проверяли соответствие законам их приговоров и постановлений, опротестовывали неправомерные судебные акты.

При правлении Петра I прокуратура осуществляла общий надзор, а также несла ответственность за охраняемые законом гражданские права.

По мнению Е.В. Кучинской «после Петра I прокуратура развивалась по кривой, то теряя свои функции и роль, то вновь возвращая их себе в зависимости от потребностей монархов» [6, с. 85].

Обращаясь к истокам создания прокуратуры в 1722 г., невозможно не отметить, что уже в то далекое время на прокуратуру возлагалась не только функция надзора. В частности, генерал-прокурор при недостаточной правовой регламентации тех или иных правовых отношений [4, с. 1346].

Осуществляя функции по осуществлению надзора за законностью в работе иных органов государства, прокуроры выполняли наблюдение за защитой государственной казны, выполняли надзор по делам арестованных, за местами содержания осужденных.

Прокуроры наделялись правом вносить протест на неправовые решения государственных органов.

Они имели право инициативы предложения по выявлению других нарушений законов. Таким образом, прокуратура в России была учреждена как надзорный госорган и выстраивалась на принципе единой централизованной системы.

После смерти Петра I до правления Елизаветы Петровны прокуратура утратила ранее установленные полномочия и практически бездействовала. Указом от 12 декабря 1741 г. она восстановила прежние полномочия прокуратуры и передала осуществление надзора за проведением принимаемых законов в жизнь, что привело к повышению значимости прокурорского надзора.

В 1755 г. Екатерина II в своем Указе закрепила «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи» - документ, имеющий значительную роль в истории государства и прокуратуры.

Одна из глав закрепила задачи и функции прокуратуры, которые сделались базовыми и существуют в настоящее время. В этом правовом акте указывалось, что губернские прокуроры осуществляют надзор за охранной правопорядка, а также в производстве дел.

При Екатерине II к функциям прокуратуры прибавились полномочия надзора за деятельностью мест заключения и судов.

В результате Манифеста Александра I от 08 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств» прокуратура стала одной из частей вновь сформировавшегося органа - Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности в тоже время был и Генерал-прокурором.

Большим изменениям подвергся статус прокуратуры в процессе реформирования судопроизводства и судебной системы, осуществляемого Александром II.

В соответствии с «Основными началами судебных преобразований» происходила судебная реформа 1864 г., которая установила «...при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей». Прокуратура из института, осуществляющего надзор за исполнением законов, преобразовалась в структуре исполнительной власти в орган уголовного преследования. За прокуратурой сохранилось руководство расследования преступлений, а также надзор за их законностью.

В ходе проводимых реформ независимо от других властей прокуратура обрела окончательную иерархическую структуру. Новая система органов прокуратуры, являясь централизованной, функционировала уже по судебно-территориальному, а не по административно-территориальному признаку.

«... с принятием Судебных уставов в 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа была преобразована в основном в орган уголовного преследования.» [8, с. 3].

В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства прокуроры могли находиться при всех следственных мероприятиях, требовать дополнительного расследования и давать указания следователям.

Судебная реформа 1864 года установила Основные положения преобразования судебной власти в России, которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий

должны иметь товарищей», а также констатировали: «власть обвинительная отделяется от судебной» [3, с. 38].

В искомом виде российская прокуратура функционировала до октября 1917 года.

После провозглашения советской власти прокуратура была упразднена. Декретом № 1 от 24 ноября 1917 г. «О суде» Совет Народных Комиссаров -высший исполнительный орган советской власти отменил существовавшие ранее институты судебных следователей и прокурорского надзора, а вместе с ними суды, присяжную и частную адвокатуру. Но по истечению пяти лет советское государство пришло к выводу о необходимости возродить органы прокуратуры.

В мае 1922 г. ВЦИК РСФСР утвердил Положение о прокурорском надзоре, в соответствии с которым учреждалась Государственная прокуратура, во главе которой в качестве Прокурора Республики стоит Народный Комиссар Юстиции. На прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, постановлений и распоряжений, общественных и частных организаций, хозяйственных учреждений, частных организаций и частных лиц, опротестование нарушений законов;

- непосредственное наблюдение за действиями следственных органов дознания в области расследования преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления;

- поддержка обвинения в суде;

- наблюдение за правильностью содержания под стражей заключенных.

С образованием СССР 23 ноября 1923 г. прокуратура РСФСР стала составной частью общесоюзной прокурорской системы, а в 1933 г. была осуществлена ее централизация. Прокуратура вышла из состава Наркомата Юстиции, т.е. из исполнительной власти. Утвержденное в декабре 1933 г. Положение о Прокуратуре СССР положило начало самостоятельности органов прокуратуры от каких-либо других органов государственной власти, отделению

прокуратуры в независимый институт прокурорского надзора. В систему прокуратуры наряду входили территориальные органы, транспортная и военная прокуратура, а в 1936 г. в систему органов прокуратуры СССР были переведены следственные органы.

В 1979 г. был принят Закон СССР «О прокуратуре СССР». В нем определялись задачи прокуратуры, вся деятельность которой должна быть направлена на укрепление социалистической законности, правопорядка, охрану от всяких посягательств закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его экономической и политической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией СССР и советскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

В целом в советский период российской истории органы прокуратуры вернулись к своим истокам - к «петровскому» варианту, возводившему надзорную деятельность в ранг основной.

После распада СССР и провозглашения Российской Федерации демократическим правовым государством большинство учрежденных ранее и действовавших в стране правоохранительных органов, включая прокуратуру, были сохранены. Однако цели и задачи их деятельности существенно скорректированы на реализацию основополагающего конституционного принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Народовластие, приоритет прав и свобод человека и гражданина, их защита со стороны государства являются важнейшими конституционными принципами, позволяющими выстраивать законодательство с позиций интересов человека, его прав и свобод [5, с. 36].

С учетом концептуальных положений судебной реформы 17.01.1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [7], действующий до настоящего времени с вносившимися в него изменениями и дополнениями.

Правовой статус прокуратуры можно определить, как установленное правовыми нормами положение прокуратур ы в системе государственных органов Российской Федерации, определяемое ее функциональным предназначением, структурным построением и компетенцией [9, с. 215].

Должность прокурора является ключевой, стратегически важной на любом уровне системы прокуратуры России [1, с. 40].

По мнению А.В. Безрукова, современная прокуратура является ведущим в механизме обеспечения правопорядка правоохранительным органом, который осуществляет надзор за законностью деятельности правоохранительных органов и координацию их деятельности, включая сферу обеспечения правопорядка [2, с. 2].

Таким образом, прокуратура 1722-1864 гг. характеризовалась общенадзорной функцией, затем в 1864-1917 гг. ей был свойственен обвинительный уклон, в 1922-1991 гг. она являлась смешанным типом, сочетавшим функцию уголовного преследования и надзор за исполнением законов.

Библиографический список

1. Абдуллаев Э.М. Новеллы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и некоторые аспекты процедуры назначения на должность прокурора субъекта Российской Федерации / Э.М. Абдуллаев // Современное право. - 2016. - № 5. - С. 40-42.

2. Безруков А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами прокуратуры в России / А.В. Безруков // Российская юстиция. - 2016. - № 1. - С. 2-4.

3. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации / Т.Н. Воробьев // Современное право. - 2014. -№ 6. - С. 38-42.

4. Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы / А.И. Гальченко // Lex russica. - 2014. - № 11. - С. 1346-1359.

5. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / А.Р.Еремин. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 280 с.

6. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры / Е.В. Кучинская // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2014. - № 2. - С. 81-88.

7. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

8. Синельщиков Ю.П. Влияние судебной реформы 1864 г. на современное состояние прокуратуры / Ю.П. Синельщиков // Законность. - 2014. -№ 11. - С. 3-8.

9. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации / А.Ф. Смирнов // Актуальные проблемы российского права. 2017. - № 1. - С. 215-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.