УДК 93/94
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Сорокун Павел Владимирович к.и.н., заведующий кафедры теории и истории государства и права.
Ачинский филиал ФГБОУ ВО Красноярский Государственный аграрный университет
Россия, город Ачинск Pavel [email protected] Тел.: 8-923-303-94-02
Краткая аннотация: В статье сделана попытка проанализировать историю становления и развития профессиональной ориентации молодежи. Автором рассмотрены педагогические подходы к системе отечественного образования, определены исторические этапы становления профессиональной ориентации молодежи. Исследуемый период охватывает советский и постсоветский этапы исторического развития в сфере образования в рамках формирования и развития профориентации молодежи.
Ключевые слова. Профориентация, адаптация, семья, педагогическая деятельность.
HISTORY AND DEVELOPMENT OF VOCATIONAL COUNSELING OF YOUTH IN RUSSIA
Sorokun Pavel Ph.D., Head of the Department of Theory and history of the state and law.
Achinsk branch FGBOU IN Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk [email protected] Tel .: 8-923-303-94-02
Short summary: In article attempt to analyse history of formation and development of vocational guidance of youth is made. The author considered pedagogical approaches to system of domestic education, historical stages of formation of vocational guidance of youth are defined. The studied period covers the Soviet and Post-Soviet stages of historical development in education within formation and development of career guidance of youth.
Keywords. Vocational guidance, adaptation, family, educational activities.
Вопросы профессиональной ориентации молодежи в отечественной педагогической мысли получили свое рассмотрение в конце XIX - начало XX веков. Социально-экономические преобразования, проистекавшие в то время в России, также требовали перемен и сфере образования. Эти перемены коснулись и сферы профессионального образования, ориентированного на подготовку специалистов различного профиля для промышленных предприятий. Зарождающая производственная сфера объективно ставила перед образовательными учреждениями требования к подготовке профессиональных специалистов. А в дальнейшем — в течение всего XX века — подготовка высоко профессиональных специалистов среднего и высшего уровней являлось приоритетным направлением системы отечественного образования. При этом профессиональной ориентации уже со школьной скамьи и на протяжении всего периода
обучения молодых людей в средних специальных и высших учебных заведениях уделялось особое внимание.
Анализируя педагогические подходы к системе отечественного образования, можно говорить о роли различных исторических этапов в становлении профессиональной ориентации, профотбора и профпригодности как разделов педагогических и психологических дисциплин. Основываясь на периодизации, предложенной А. Д. Сазоновым [8], процесс развития профессиональной ориентации в России в конце XIX века и в течение всего XX века мы условно подразделяем на несколько этапов.
Первый этап — период с 1897 по 1917 гг. Объективными предпосылками возникновения проблем выбора профессии молодым поколением были промышленный переворот, вызванный социально-экономическими закономерностями развития страны, и быстрый рост производительных сил. На этом этапе была первая попытка помощи выпускникам школ в определении выбора направления университетского образования, давшая толчок к изучению проблемы «кем быть?».
Второй этап в педагогической проблематике профориентации молодежи условно можно связать с периодом Октябрьской революции, когда в корне изменялась вся система организации образования в России, где основным вопросом являлся вопрос о постановке задачи подготовки учащихся к трудовой жизни. Этот период характеризовался зарождением и становлением профессиональной ориентации, поиском форм и методов профориентационной работы, осмыслением накопленного экспериментального и практического материала.
В это время правительство молодой Советской державы издало ряд документов1, законодательно утвердивших положение о труде, о трудовой
1 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил документ «Положение о единой трудовой школе РСФСР», в которой были заложены основы для осуществления профессиональной ориентации, пути соединения обучения с производительным трудом и подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
школе, профессиональной подготовке молодежи. В школе вводились многие виды труда (сельскохозяйственные — на школьном огороде; по самообслуживанию — на кухне, в прачечных; в жилых помещениях — техническая уборка; в мастерских — по обработке дерева, кожи, металлов и т. д.), что являлось предпосылкой для формирования готовности к выбору профессии [1].
В 1918—1920 гг. в школах страны на базе учебных мастерских было введено свыше 100 различных профессий. Наряду с этим обнаруживались известные трудности в осуществлении эффективной профориентационной работы — не хватало соответствующих специалистов по проведению профориентационной работы в школах, на производстве; нередко работа по выявлению у школьников интересов и склонностей к профессиям осуществлялась спонтанно, без использования необходимого психолого-педагогического инструментария; отрицался имеющийся положительный опыт профориентации, накопленный дореволюционной школой [7].
Большую роль в научно-педагогическом обосновании профессиональной ориентации в этот период сыграли работы А. В. Луначарского, П. П. Блонского, А. С. Макаренко [4]. Решение проблемы выбора профессии они рассматривали в неразрывной связи с осуществлением широкой общеобразовательной и политехнической подготовки, а также трудового воспитания школьников. Только такой подход, по их справедливому замечанию, позволит создать необходимую основу для свободного выбора учащимся будущей профессии, что даст возможность человеку в условиях технического прогресса не быть навсегда прикованным к одной профессии, а быстро овладеть вновь появившимися. Выступая против ранней профессионализации школьников, педагоги рекомендовали проводить мероприятия по подготовке учащихся к осознанному выбору профессии на протяжении всего периода их обучения в школе, на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Большое значение при
подготовке к выбору профессии педагоги и ученые придавали изучению наук, занятиям в кружках, экскурсиям, просмотру кинофильмов, местному краеведению, практическим занятиям, беседам. А также их непосредственному участию в трудовой жизни производственных коллективов. Они предлагали в школах профориентационные уголки и кабинеты для проведения с учащимися занятий, консультаций по становлению профессионального выбора.
Третий этап в решении проблем отечественной профориентации (30-е — 50-е гг. XX века) характеризуется ослаблением внимания к психологическим исследованиям в области труда, профпригодности, что было обусловлено отрицательным отношением Правительства к психодиагностическим исследованиям в педагогике в целом. Прекратились исследования по профориентации учащихся, были отменены уроки труда в школе. Только педагоги-энтузиасты, искали новые пути в подготовке выпускников не только к поступлению в вузы, но и к выбору рабочих профессий.
Но уже в начале 40-х годов XX века появилась тенденция к усилению внимания государства к вопросам организации профориентационной работы на массовые профессии через сеть школ и ремесленных училищ. Однако военные и послевоенные годы отличались послаблением внимания к проблематике профориентационной работы с молодежью, что было обусловлено объективными социально-экономическими причинами, вызванными войной с фашизмом. В послевоенные годы, как отмечает С. Т. Штымов [12], передовые школы сочетали обучение и воспитание, учащихся с практическим трудом и осуществляли с учетом требований послевоенного времени профориентационную работу. Но целенаправленная, научно-обоснованная работа по профориентации не проводилась.
Следующим этапом в развитии проблематики профориентационных исследований можно считать период с 60-х по 80-е гг. XX века, который характеризовался активным поиском решений задач профориентации, повышенным вниманием к этой проблеме со стороны ученых и со стороны государства.
Пятый этап в истории становления отечественной профориентации можно связывать с периодом конца 80-х — 90-х гг. XX века, когда осуществлялось теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации. Как отмечает А. Д. Сазонов [8], в этом время были разработаны новые типовые программы трудового обучения школьников с учетом достижений научно-технического прогресса, основами современного производства и экономических знаний. Увеличивалось время на трудовое обучение в старших классах до 8 часов в неделю.
Создавались межшкольные учебно-производственные комбинаты с участием предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы обслуживания, колхозов и совхозов, лесхозов, других предприятий, которые являлись базовыми для школы или группы школ. Предприятия организовывали необходимые условия для обучения, выделяли необходимую технику и оборудование, направляли специалистов в качестве мастеров производственного оборудования. Трудовые коллективы предприятий совместно с педагогическими коллективами комбината и школы принимали участие в идейно-политическом, трудовом, экономическом и нравственном воспитании учащихся. На трудовое и профессиональное обучение отводилось в 9—11 классах 3—4 часа в неделю, а также в период трудовой практики в течение 16 дней по 4 часа в 9 классе и 20 дней по 6 часов в 10—11 классах.
В 1996 году вышел закон. РФ «Об образовании» [11], в котором в числе многих задач поставлена задача улучшения профессиональной
ориентации школьников. В сентябре 1996 года было утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». В нем раскрыты структура профориентации и психологической поддержки населения, рассмотрены понятия профессиональной ориентации, ее направления, задачи и методы ее реализации [10]. С целью реализации данного постановления Министерство общего и профессионального образования предложило всем органам управления образованием оказывать помощь и поддержку обучающимся в решении вопросов профессиональной ориентации и содействовать реализации мероприятий по оказанию психолого-педагогической помощи при выборе профессии, и обеспечивать систему мер сопровождения выбранной профессии.
В данных документах впервые профориентация рассматривалась совместно с психологической поддержкой населения. Это крайне важное дополнение связано с преодолением отрицательных последствий преобразующейся экономики, особенно с безработицей среди молодежи.
Последнее десятилетие XX века, в условиях зарождающейся рыночной экономики, характеризуется повышенным использованием психологического тестирования профессиональной направленности личности, изучения интересов и способностей молодых людей к профессиям, пользующимся большим спросом рынка труда. Поэтому на современном этапе ученые активно занимаются теоретическими и практическими исследованиями проблемы выбора профессии в новых социально-экономических условиях. По мнению А. Д. Сазонова, в настоящее время можно говорить о начале нового этапа в развитии профориентации, связанного с переосмыслением основ профориентационной работы, созданием новых концепций, технологий профориентации в условиях радиального экономического преобразования общества, создания рынка труда.
В то же время педагогические подходы к проблеме ориентация молодых людей на выбор профессии во многом определялись социально-экономической и политической ситуацией общества, а также влиянием научных течений в области педагогики и психологии. Среди основных можно выделить следующие:
1. Директивный или авторитарный подход проявляется, когда учащийся не подготовлен к выбору профессии и пассивен, а педагог навязывает ему те или иные «готовые» варианты решений о возможном профессиональном будущем.
2. Просветительский подход. Еще в XVIII веке В. Н. Татищев в своем труде «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» дает обзорную классификацию занятий, профессий, «наук», ориентированную на молодого человека, думающего о профессиональном будущем, при этом характеризуются науки» не только «нужные» и «полезные», но также «тщетные» и «вредительные» [2].
Просветительский подход в деле содействия профессиональному самоопределению молодежи всегда реализовывался в отечественной школе и педагогике в XIX и XX веках.
3. Диагностический подход стал развиваться и культивироваться в XX веке в связи с развитием экспериментальной педагогики и психологии, тестологии. Его применение позволяет определить отдельные особенности человека либо их набор (комплекс), соотнести с требованиями какой-либо профессии к работнику (профессиограммой) и определить соответствие человека выбранной им профессии.
4. Воспитательный подход связан с реализацией основной функции педагога — формированием, преобразованием характера, чувств, воли, умений, представлений растущего человека в соответствии с так или иначе осознанным запросом общества. Этот подход является традиционным и развитым в отечественной педагогике. Воспитание не исключает
диагностику, но доставляемое традиционной (тестологической) диагностикой знание об учащемся, по мнению М. И. Дьяченко [3], обнаруживает также свою ограниченность и недостаточность.
Воспитательная концепция нередко противопоставлялась диагностической как единственно правильная. Однако и тогда уже было ясно, что диагностика и воспитание — одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации [5].
5. Дифференцированный подход предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволяет вести работу более целенаправленно, а, следовательно, и более эффективно.
6. Социально-профориентационный подход получил распространение в социологии; объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Социально-профориентационный подход, по утверждению А. Д. Сазонова, реализует подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.
7. Диалогический подход. Суть диалогического подхода в деле руководства профессиональным самоопределением состоит в организации доверительного обсуждения существенных сторон ситуации выбора профессии по определенным правилам, гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствие какого-либо заметного педагогического «давления». Он предполагает и самопознание данного учащегося, и психолого-педагогическое изучение, и корректное
воздействие педагога на формирующееся сознание учащегося, включенных в процесс профориентации заинтересованных субьектов.
8. Комплексный подход сводится к разумному, уместному использованию разных средств, культивируемых сторонниками не -скольких ранее охарактеризованных подходов. Его уместно использовать при наличии критического профессионального осмысления и индивидуально-своеобразной творческой инициативы самого педагога-практика, берущего на себя обязанности по руководству профессиональным самоопределением учащихся [5].
Таким образом, анализ социально-экономической мысли и психолого-педагогической литературы в вопросах профессионально-трудовой ориентации и деятельности подрастающего поколения свидетельствует о том, что центральным звеном становления человека выступало приобщение его к труду, знакомство его с миром профессий, востребуемых на том или ином этапе социально-экономических преобразований в обществе. Теории личности, появившиеся в условиях развития капитализма, были ориентированы на объяснение поведения человека в условиях становления и развития рыночных отношений.
Проблеме выбора профессии уделялось внимание на протяжении всего XX века. Объективными предпосылками возникновения интереса и выполнения научных исследований в отечественном образовании являлись социально-экономические преобразования, заинтересованность государства в подготовке молодого поколения к жизни, теоретическая обоснованность и практическая разработанность вопроса профессиональной ориентации молодежи на каждом из выделенных нами исторических периодов. Настоящий этап развития профориентации предполагает разработку новых подходов к решению вопроса выбора профессии молодыми людьми на основе всестороннего профессионального просвещения, психолого-педагогического изучения
личности и ее направленности, анализа проистекающих социально-экономических условий и рынка труда.
Сам процесс профессиональной ориентации, на наш взгляд, необходимо рассматривать в единстве с процессом самоопределения личности; как становление способности и готовности к профессиональному самоопределению.
Список литературы:
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Академия, 1997.
2. Аксенов Д. Е. Антология педагогической мысли России XVIII /Сост. И. А. Соловков. — М.: Педагогика, 1985.
3. Дьяченко М. И. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. — М: Высшая школа, 1988. — 144 с.
4. Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: Учеб. пособие. — Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.; Макаренко А. С. Трудовое воспитание. — М.: Просвещение, 1964. —242
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.— Ростов н/Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.— Ростов н/Дону: Феникс, 1996. — 512 с
7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. — 3-е изд., испр. и доп. — М: Академия, 1999. — 512 с.
8. Сазонов А. Д. Проблемы профориентации молодежи. — Курган: КГУ, 1997. —24 с.
9. Сазонов А. Д. Проблемы профориентации молодежи. — Курган: КГУ, 1997. —24 с.
10. Сазонов А.Д. Методология профориентации молодежи в условиях рыночных отношений. — Курган: КГУ, 1996. — 108 с.
11. Учительская газета. — 1996. — № 5—6. — С. 1—4.
12. Штымов С. Т. Система трудового воспитания и профориентации учащихся в истории советской школы и педагогики (1918— 1991 гг.). — Казань, Наука,1993. — 375 с.