Научная статья на тему 'История становления и развития гражданского воспитания в странах устойчивой демократии (на примере школ Канады)'

История становления и развития гражданского воспитания в странах устойчивой демократии (на примере школ Канады) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / СIVIC EDUCATION / CIVIC LEGAL SPACE / CIVIC CULTURE / PUBLIC SPIRIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова О. Е.

Статья посвящена продуктивному опыту гражданского воспитания учащихся в странах устойчивой демократии в целях установления полезных аналогий и создания в современной российской школе атмосферы гражданско-правового партнерства. В качестве предмета исследования выступает исторический аспект гражданского воспитания в Канаде, т.к. некоторые уникальные аспекты политической жизни Канады заслуживают специального внимания как фактор и фон развития гражданского воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CIVIC EDUCATION DEVELOPMENT IN STABLE DEMOCRACY COUNTRIES (BASED ON THE EXAMPLE OF CANADIAN SCHOOLS)

The article covers the productive experience of civic education in stable democracy countries for the purpose of establishment of useful analogies and creation of atmosphere of civic legal partnership in present Russian school. Historical aspect of civic education in Canada is a subject of research, because some unique features of Canada political life serve as a factor and a background for development of civic education.

Текст научной работы на тему «История становления и развития гражданского воспитания в странах устойчивой демократии (на примере школ Канады)»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

O.E. САЛЬНИКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогических технологий Тульского института повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тел. 8-905-621-38-73; oesalnik@yandex.ru

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТРАНАХ УСТОЙЧИВОЙ ДЕМОКРАТИИ (на примере школ Канады)*

Статья посвящена продуктивному опыту гражданского воспитания учащихся в странах устойчивой демократии в целях установления полезных аналогий и создания в современной российской школе атмосферы гражданско-правового партнерства. В качестве предмета исследования выступает исторический аспект гражданского воспитания в Канаде, т.к. некоторые уникальные аспекты политической жизни Канады заслуживают специального внимания как фактор и фон развития гражданского воспитания.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданско-правовое воспитывающее пространство, гражданская культура, гражданственность.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сфор-мированности гражданской позиции подрастающего поколения. Гражданско-правовое воспитание учащихся является приоритетным направлением воспитания во многих странах мира и относится к числу новых, но активно развивающихся направлений образовательной политики. Осмысление практики гражданского воспитания в настоящее время вызвано потребностями педагогической науки, социальными ожиданиями общества и государства.

Канадский опыт в области теории и практики образования играет важную роль в работе по укоренению в России таких ценностей, как гражданское самосознание, политическая терпимость и активность. Сегодня важно ответить на следующие вопросы: каково современное состояние гражданского воспитания и перспективы его развития в Канаде? как историческое развитие и политическая ситуация в стране влияют на развитие гражданского воспитания? чем может быть полезен для российской стороны опыт гражданских отношений субъектов образовательного процесса в школах Канады? насколько пригодится нам опыт разработки канадских социологов, политологов и педагогов в области гражданского воспитания? Наша статья призвана ответить на один из подобных вопросов: какова история становления и развития гражданского воспитания в Канаде?

Некоторые аспекты политической жизни Канады являются уникальными и поэтому заслуживают специального внимания как фактор и фон развития гражданского воспитания. Канада - относительно молодая страна, основу которой заложили колонии Британии и Франции. В отличие от США здесь не было войны за независимость. Канада постепенно получила суверенитет от Британии и приняла свою Конституцию совсем недавно. Часто отмечается, что «в основе политической системы Канады лежат принципы конформизма и коллективизма, соблюдения закона, а также взвешенности, что

© О.Е. Сальникова

* Статья публикуется на средства гранта РГНФ 10-06-01048а

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

отличает ее от других политических культур» (1).

Из-за существующих значительных разногласий между англоязычными и франкоязычными группами канадцев национальная идентичность в стране достаточно слабая, и Канада принадлежит к одной из самых децентрализированных федераций в мире. Несмотря на это, культурологи отмечают, что «расположение небольшого количества населения в неблагоприятных природных условиях и на границе с великой супердержавой предопределило сильную предрасположенность населения к групповым или коллективным действиям» (1 ). Глубокий интерес к коллективной безопасности и защищенности, вероятно, является одной из причин того, что Канада разработала более широкую, чем, например, в Соединенных Штатах, сеть социальной защиты и создала систему общественного здравоохранения (1 ).

Идея необходимости обучения людей выполнению их политических и социальных ролей была заложена в систему образования Канады еще до Конфедерации как необходимое условие социального и гражданского благополучия. Неудивительно, что эта идея с тех пор проявлялась в различных вариантах в теории и практике. Ретроспективный анализ развития образования в Канаде позволил проследить и осмыслить в имеющемся опыте содержание основных компонентов гражданского воспитания в ракурсе становления гражданственности.

В первые декады ХХ века общее образование в Канаде рассматривалось как закономерная сфера попыток «инициации» молодых людей для их гражданской роли. Доминировали две главные цели: первая заключалась в выработке персональных качеств и характеристик «хорошего» гражданина, вторая состояла в формировании чувства «быть канадцем». Понятие «быть канадцем» обычно ассоциировалось с национализмом и про-британс-кими ассимиляционными настроениями (2).

Главные черты гражданского образования получили дальнейшее развитие в период с 1920 по 1950-е годы. Последствия первой мировой войны, возрастающая национальная автономия и патриотизм, сложные условия труда, вторая мировая война и идеи американского прогрессивного образования (например, Дьюи) привели к повышенному вниманию в обществе и в образовании к персональной ответственности, которая ассоциировалась с демократической гражданственностью. Школы в определенной мере были затронуты этими процес-

сами. Одним из примеров может служить внедрение, хоть и в ограниченном виде, ученических советов, расширение деятельности скаутов и других детских внешкольных организаций. Это изменение, согласно Осборну, послужило деполитизации гражданского образования с помощью некоторого су -жения его задач и фокусирования на определенных ключевых концепциях, таких как «конфликт и власть» и «политическое участие» (4).

Проблемы, возникшие из-за «тихой» революции в провинции Квебек, претензии коренных жителей на землю, иммиграция, возрастающая зависимость канадской экономики от американской, участие Канады в международных инициативах по сохранению мира, введение канадского Билля о правах и свободах во второй половине ХХ века -все это заострило внимание к проблемам гражданского образования. Возрастали многовектор-ность канадского общества, его разноообразие, плюрализм, глобальная ориентация, конфликтный характер, что отображало важный переход от предыдущих особенностей. В этот период был разработан новый канадский учебный план по гражданскому образованию, который послужил основой для исследования сути культурного многообразия канадского общества, отношений между франкоязычным и англоязычным населением, канадско-американских отношений, роли Канады в мировом сообществе. Однако среди педагогов появилось растущее ощущение недостаточности и непродуктивности старых подходов к гражданскому обучению, которые концентрировались исключительно на знании о гражданстве.

С 1960-х гг. федеральное правительство пыталось содействовать двум ключевым концепциям канадской идентичности: твёрдая двуязычная политика с двумя основными национальными группами (франкоязычные и англоязычные канадцы) и сохранение прочной многокультурной общины, в которой культурное разнообразие страны с большим количеством иммигрантов поддерживается как часть «культурной мозаики» (а не ассимилируется в одну «массу» в «кипящем котле»). Новая учебная программа «Изучение Канады» была разработана с учётом природы канадского культурного разнообразия, франко-английских отношений, канадско-американских отношений и возрастающей роли Канады в мировом сообществе, что обеспечивает основу для дальнейшего рассмотрения и исследования понятия гражданства в новом свете.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

1>сш

С середины 80-х гг. XX в. меняются методы гражданского воспитания. Это связано с быстрой урбанизацией и прибытием новых иммигрантов неевропейского происхождения, что вызвало необходимость обучения школьников таким демократическим основам и ценностям, как толерантность, разрешение конфликтных ситуаций и межкультур-ное взаимопонимание (1). Внимание, уделявшееся гражданскому образованию в канадских школах в 70-80-е годы, было весьма неоднозначным. В некоторых случаях характерные черты гражданского воспитания, основанного на многовекторно-сти и новых подходах, появились в новых учебных программах и положили, согласно Осборну (4), начало направлению, которое формировало новую концепцию гражданского образования. «Были тщательно проанализированы и изучены такие темы, как разнообразие наций и культур, права человека, глобальное взаимопонимание и активное участие учащихся в процессе обучения, развивавшиеся одновременно с инновационными методиками, такими как интерактивное обучение и др. К сожалению, однако, в большинстве школ гражданское воспитание вообще игнорировалось. Вместо этого акцент делался на практических навыках учащихся в подготовке их к будущей профессии, умению «быть продуктивными специалистами» в гло -бальной экономике (4).

С 1990-х гг. новые проблемы, связанные с гло -бальным экономическим соревнованием, начали влиять на гражданское воспитание. Усиленное внимание к предпринимательству и качеству производства стали оказывать влияние на гражданское воспитание в канадских школах (3). Цели производства нередко конфликтуют с более гуманистическими концепциями гражданства. В то же время возрастающая незаинтересованность и неучастие в формальных политических процессах, в особенности заметные среди молодёжи, дают повод выступать за возвращение к старым акцентам в образовании, снова заостряя внимание на вопросах функционирования государственной системы и механизмов выборов (1).

Педагогическая наука Канады на протяжении всего развития уделяла большое внимание проблемам гражданского воспитания подрастающего поколения, анализировалось и уточнялось понятие «гражданственность», определялась структура гражданственности, выделялись цели, разрабатывались содержание и техноло-

гии гражданского воспитания школьников.

Современный канадский опыт гражданского воспитания обогащает представления о роли и месте ученика и учителя в построении гражданско-правового пространства образовательного учреждения на всех его уровнях - в учебной, внеклассной образовательной и внеучебной сферах. Практика гражданского воспитания в Канаде направлена на усиление социальных акцентов, повышение самостоятельности школьников, развитие их паритетного взаимодействия, самоуважения, заинтересованности в успешном сотрудничестве с педагогами и между собой. В основе понимания и принятия ребенка как носителя особого культурного мира лежит отношение к ребенку как к целостной личности, находящейся в процессе становления.

Гражданское воспитание в Канаде включает в себя элементы политико-правовых и социологических знаний, правовое воспитание, гражданские ценности, а также навыки критического мышления, сотрудничества и разрешения конфликтов, общения, ведущего к пониманию. Канадский опыт показывает, как важно отказаться от идеологической обработки личности и ориентироваться на гражданское воспитание в духе общечеловеческих и гуманистических ценностей.

Таким образом, анализ зарождения и становления гражданского воспитания в Канаде позволил установить зависимость целей, принципов, содержания, форм, методов гражданского воспитания от социально-экономических и политических отношений. Канадский опыт в области теории и практики гражданского воспитания важен для совершенствования методов образования и управления образовательной системой в России, он сообщает новый импульс инновационной деятельности педагогов по стимулированию гражданской активности учащихся и созданию в современной школе атмосферы гражданско-правового партнерства. Однако фрагментарное или селективное усвоение канадских традиций и особенностей гражданского воспитания школьников (рыночные отношения без деловой этики, правовые нормы и институты либеральной демократии без усвоения гражданской культуры) опаснее для становления гражданского общества в России, нежели сохранение ценностного ядра национальной культуры, его постепенная адаптация к потребностям экономической и политической модернизации.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Карен Мунди, Бикмор К., Гиз К., Эванс М., Мейерс Дж. Гражданское воспитание в Канаде: исторический и политический контекст / Гражданское воспитание и демократизация России: Материалы межд. научно-практ. конф. - М., 2004.

2. Кларк и Кейс. Четыре цели гражданского воспитания // в кн. под ред. П. Кларк и Р. Кейс: Канадская антропология социальных наук. Vancouver. - Simon Fraser University Press, 1997. - С. 17-27.

3. Ichilov O. (Ed.). (1998). Citizenship and citizenship education in a changing world. London:The Woburn Press.

4. Osborne K. (2001). Democracy, democratic citizenship, and education. In Portelli, J.P. & Solomon, R. P. (2001).The erosion of democracy in education. Calgary: Detselig Enterprises.

The article covers the productive experience of civic education in stable democracy countries for the purpose of establishment of useful analogies and creation of atmosphere of civic legal partnership in present Russian school. Historical aspect of civic education in Canada is a subject of research, because some unique features of Canada political life serve as a factor and a background for development of civic education.

Key words: dvic education, civic legal space, civic culture, public spirit.

O.E. SALNIKOVA

HISTORY OF CIVIC EDUCATION DEVELOPMENT IN STABLE DEMOCRACY COUNTRIES (BASED ON THE EXAMPLE OF CANADIAN SCHOOLS)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.