ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 Философия. Психология. Социология Выпуск 1 (5)
УДК 159.9:502(091)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Е.А. Стерлигова
В статье рассматривается история становления и развития экологической психологии. Экологическая психология — это междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения, взаимодействия человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной).
Ключевые слова: экологическая психология; инвайронментализм; экология человека; социальная экология; психологической экологии; социальная география; поведенческая география; система «человек
— среда».
Экологическая психология — это междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения, взаимодействия человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной). Экологическая психология появилась и находится на стыке психологии, социальной экологии, экологии человека, поведенческой географии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды.
История экологических представлений людей уходит корнями в древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида. Современные ученые подчеркивают, что первые попытки упорядочить процесс познания и взаимодействие человека с природой стали предприниматься в эпоху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. На данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную направленность [3].
Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были
предприняты в эпоху античности Анаксимандром, Эмпедоклом, Лукрецием (УШ в. до н.э
— У в. н.э.). Однако эти попытки отличались умозрительностью. Было написано много работ, основная идея которых — влияние среды на человека. Величайший философ ученый-энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н.э.) отстаивал идею единства природы, утверждая, что все более совершенные виды животных и растений произошли от менее совершенных, а те, в свою очередь, ведут свою родословную от самых примитивных организмов, возникших некогда путем самозарождения. Усложнение организмов Аристотель считал следствием их внутреннего стремления к самосовершенствованию.
Изучение различных аспектов взаимодействия природы и человека составило предмет научных интересов древнегреческих исследователей: Геродота, Гиппократа, Платона, Эратосфена. Древнегреческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) связывал процесс формирования у людей черт характера и установление того или иного политического строя с действием природных факторов (климата, особенностей ландшафта и др.). В У в. до н. э. в трактате древнегреческого врача Гиппокра-
Стерлигова Елена Алексеевна — доцент кафедры психологии развития, Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева,15; [email protected]
та «О воздухе, водах и местностях» утверждалось, что существует сильная зависимость между заболеваниями и климатическими характеристиками разных мест [1]. Гиппократ считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.
Знаменитый философ-идеалист Платон (428-348 гг. до н.э.) обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей человека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жизненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной деятельностью, считая их признаками естественного упадка, перерождения вещей и явлений материального мира.
Древнегреческий ученый-географ Эратосфен (ок. 276-194 гг. до н. э.) дал строгое описание современной ему Ойкумены — части Вселенной, населенной людьми. Эратосфена считают автором подхода к изучению Земли, согласно которому она рассматривается как «дом» человека [3].
Начавшийся во второй половине II в. упадок древнеримской цивилизации, ее последующее крушение под напором варваров и установление практически на всей территории Европы господства догматического христианства привели к тому, что науки о природе и человеке, в течение многих веков переживавшие состояние глубокой стагнации, практически не развивались. Положение изменилось с наступлением эпохи Возрождения, о приближении которой возвестили труды выдающихся средневековых ученых.
Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1294) отмечал, что человек в не меньшей степени, чем все остальные организмы, подвержен влиянию климата
— его изменения способны приводить к изменениям в телесной организации и характерах
людей. Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи (1452-1519). Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи. В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцентрическая система мира, отражающая истинную картину мироздания. Открытие Коперника произвело переворот в представлениях людей о мире и понимании ими своего места в нем.
Обращал внимание на особую роль, которую призвано играть научное знание в развитии взаимоотношений общества и природы Ф.Бэкон (1561 — 1626). Он считал, что знание законов природы позволит людям удовлетворить свои насущные потребности и интересы. При этом он считал, что увеличение могущества человека невозможно без подчинения этим естественным законам.
Значительным вкладом в дело формирования истинного представления о месте человека в природе стало составление шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой человек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человеческий вид получил название Homo sapiens.
Настоящий «прорыв» произошел во второй половине XIX — начале XX вв., когда выдающиеся археологические открытия Г.Шааф-гаузена, Л.Ларте, Э.Дюбуа, Р.Дарта, Дж.
Э.Льюиса и других ученых позволили существенно расширить и уточнить научные представления о происхождении и развитии человеческого рода, а накопление эмпирического материала заложило основы эволюционной (Т.Гексли, Ч.Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л.Морган, Э.Б.Тайлор, Дж.Дж.Фрэзер, Л.Леви-Брюль и др.) антропологии.
В XIX в. появилось новое направление, взявшее за основу работы французских фило-
софов, инвайронментализм — совокупность взглядов, согласно которым первостепенное значение придаётся влиянию на человека природной среды, а также подчёркивается, что природное окружение жёстко регламентирует условия жизни людей. Человеческое поведение виделось строго ориентированным на приспособление к обстоятельствам, формируемым природной средой. Поведение представлялось совокупностью реакций на раздражители, источником которых выступали климат, почвы, рельеф, растительность. В любой ситуации характеристики природной среды должны были рассматриваться как независимая переменная в отличие от зависимой величины — поведения человека.
На рубеже ХХ в. в научных школах Рат-целя (1882, 1891, 1898), Семпл (1911), в середине ХХ в. в работах Хантингтона (1915, 1945), Тейлора (1937, 1940) географы рассматривали среду как заранее данный факт, по существу игнорируя деятельность человека по изменению этой среды. Период до 60-х можно назвать подготовительным этапом, включающим «различные эмпирические исследования, связанные с изучением влияния на человека тех мест, где он живёт, работает, отдыхает, и оформление новых теоретических направлений в данной области» [2. С. 51-52]. В 1916 г. Р. Парк впервые пишет, что психологи начинают употреблять средовые понятия и категории в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека.
Одновременно с В.И. Вернадским разработкой проблемы ноосферогенеза занимался видный французский палеонтолог, философ и богослов П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Результаты своих изысканий он обобщил в работе «Феномен человека», опубликованной в 1956 г. уже после смерти автора. Он считал, что первоначально ноосфера формируется как тонкий, обособленный от всех земных оболочек слой мыслящей материи («покров сознания»). Однако по мере все более глубокого проникновения мысли в суть процессов, происходящих во всех земных сферах, ноосфера переходит в свое высшее состояние, перерастая в Дух Земли. Как и В.И.Вернадский, Тейяр де Шарден особо отмечает роль науки в реше-
нии этой задачи. Она, по его мнению, должна не только выступить действенным инструментом познания мира, но и стать средством единения, синтеза мысли.
Одним из основоположников психологии взаимодействия с окружающей средой был немецкий психолог Курт Левин (1890 — 1947). Важнейшей методологической идеей К.Левина была идея сдвига акцента с «природы объекта» на анализ его взаимосвязей и взаимоотношений с другими объектами, с его окружением.
В 1943 г. Э.Брунсвик одним из первых использовал понятие «environmental psychology» [5]. Теория Э.Брунсвика 1949 г. касалась процессов восприятия, с помощью которых человек узнает свое окружение. Он, как и К.Левин, подчеркивал важность субъективного (или воспринимаемого) окружения как детерминанты поведения и считал, что физическое окружение может влиять на людей без их осведомленности об этом. Э. Брунсвик был одним из первых психологов, попытавшихся рассмотреть и учесть то обстоятельство, что мы живем в среде, являющейся в значительной степени непредсказуемой.
В середине 50-х гг. Э.Брунсвик и Дж. Гибсон сформулировали экологический подход в психологии. Э.Брунсвик ввел термин «экологическая валидность», выдвинув положение, что главной операцией восприятия является приобретение способности оценивать истинный (физический) дистальный стимул на основе изменения проксимальных стимулов, которые действуют на рецепторы. Гибсон Дж. использовал это понятие в концепции непосредственного зрительного восприятия [5].
В 1951 г. английский географ Уильям Кирк предложил одну из первых моделей поведения. Основные положения касались интерпретации ландшафта как отражения общественных норм и вкусов [6. Р. 152-160], [6. Р. 357-371]. Он полагал, что поступки людей зависят от особенностей восприятия ими своего окружения. По мнению У.Кирка, окружающая среда не просто «данная реальность», а, скорее всего, синтез ее с «формой», связями и особым значением, которое определяется тем, как человек ее воспринимает. Взгляд на мир при
этом может серьезно искажать реальность в рамках той или иной культуры. Как только устанавливается общепринятый стереотип восприятия ландшафта, появляется тенденция его сохранения у следующих поколений. Таким образом, У.Кирк ввел в свои географические исследования положения гештальтпсихологии. Он признает две отдельные, но не независимые друг от друга среды: феноменальную среду как совокупность явлений и процессов земной поверхности и поведенческую среду как часть феноменальной среды, воспринимаемую и интерпретируемую людьми.
Одной из первых попыток в индуктивном изучении поведения людей, в накоплении информации для будущего моделирования явилась серия исследований реакции людей на стихийные бедствия, в частности наводнения. Они были осуществлены в Чикагском университете в конце 50-х — начале 60-х гг. Результаты исследования поведения людей при наводнении были опубликованы в 1945 г. Руководил ими Гилберт Уайт. Его сотрудники разработали поведенческий подход, базирующийся на теории принятия решений Герберта Саймона (1957). Родер (1961), изучая реакцию жителей г. Топика в период наводнения, сделал следующие выводы: ожидание наводнения
- лишь одна из переменных, влияющих на решения жителя долины; многие соображения заставляют его не покидать местность даже тогда, когда он знает, что все рядом уже затоплено. Такое поведение нелегко согласовать с принципом максимизации выгоды при принятии решения, на котором строились географические теории этой эпохи.
Среди сотрудников Г.Уайта выделяется Кейтс (1962, 1972), открывший свою работу об оптимизации режима и мелиорации пойменных земель утверждением, что оценка людьми риска и выгод в условиях неустойчивой окружающей среды играет значительную роль в их решениях по использованию ресурсов. Кейтс разработал логическую схему, основанную на четырех исходных посылках, учитывающую многие аспекты и объясняющую поведение людей: в принятии решений люди рациональны (т. е. их действия должны опираться на рациональную основу); люди де-
лают выбор; выбор делается на основе знания. Кейтс (1962) считал, что такая теория должна интересоваться не только случаями, когда различаются знания людей, но и случаями, когда люди различаются по усвоению одной и той же информации; информация оценивается исходя из определенных критериев [5].
С 60-е гг. начинается этап становления психологии взаимодействия с окружающей средой в США, Канаде, странах Европы. Большинство исследователей считают, что возникновение психологии взаимодействия с окружающей средой связано с ограниченными возможностями классической психологии по изучению взаимодействия с окружающей средой в лабораторных условиях и социальным запросом от различных сфер общественной практики, обусловленных пониманием необходимости использования достижений психологии [4].
Системное изучение взаимодействия человека и окружающей среды начинается именно в рамках психологической науки. В периодических изданиях появляется много статей, посвященных пространственным представлениям, образам и восприятию окружающего мира и поведению человека. В 1968 г. Р. Баркер ввел термин «психологическая экология», который он затем заменил на «экологическую психологию» [5].
В 1968 г. основан Римский клуб как международная неправительственная организация, объединяющая ученых, общественных деятелей, бизнесменов более чем из 30 стран мира, обеспокоенных перспективами развития человечества. Цели Римского клуба — содействие осознанию людьми затруднений человечества, стимулирование установления новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали исправлению нынешней ситуации.
В 1971 г. ЮНЕСКО утверждает программу МАВ (Человек и Биосфера) для проведения международных исследований взаимодействия человека и окружающей среды. В программе указывается необходимость сотрудничества или обмена опытом в области теории и практики по окружающей среде ученых, работающих в области естественных и социальных ис-
следований, проектировщиков, менеджеров и местного населения.
Обеспокоенные существующим положением многие видные экологи, социологи, экономисты, политики, психологи, начиная со второй половины 70-х гг. XX столетия, объединили свои усилия с целью выработки нового подхода к построению взаимоотношений между человеком и средой его обитания. Результатом проделанной работы стала формулировка концепции устойчивого развития. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию под устойчивым понимается такое развитие, при котором удовлетворение потребностей современного человечества не ставит под угрозу благополучие последующих поколений и их способность удовлетворять собственные насущные потребности. Это подразумевает, что некоторые параметры, такие как ключевые физические константы (состав воздуха, воды, почвы, механические свойства земной поверхности, гравитация и др.), генофонд, участки основных экосистем, в их первозданном виде, здоровье населения, должны с течением времени сохранять постоянное значение.
Концепция устойчивого развития получила мощную поддержку со стороны специалистов и руководителей государств большинства стран мира, что нашло свое выражение в решениях Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В документах конференции говорилось о необходимости перехода всего мирового сообщества на рельсы устойчивого развития.
Список литературы
1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1995. № 2.С. 130-136.
2. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии / пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
3. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Шмелева И.А. Психология экологического сознания. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
5. Gifford R. Environmental psychology: principles and practice. Canada: Optimal books, 2002.
6. Kirk W. Historical geography and the concept of the behavioural environment // Indian Geographical Journal 25. 1951. Р. 152-160.
HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL PSYCHOLOGY
E. Sterligova
Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990
The article reviews the history of formation and development of environmental psychology. Environmental psychology is an interdisciplinary field of knowledge about the psychological aspects of the relationship between man and environment (spatial-geographical, social, or cultural).
Key words: environmental psychology; environmentalism; environmental energy rights; social ecology; psychological; environmental; social geography; behavioral geography; the “man — environment” system.