Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕХТОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕХТОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
588
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
фехтование / спортивное фехтование / историческое фехтование рапира / шпага / меч / сабля / удар / укол.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилова Оксана Дмитриевна

в статье раскрывается история становления фехтования со времён древних цивилизаций и вплоть до современности. Продемонстрирована тенденция развития фехтования, применяемого в нём оружия и различных технических приёмов. Затрагивается тема значения и важности фехтования как военного искусства, спорта и средства воспитания молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕХТОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ»

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФЕХТОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ

Данилова О.Д.

Данилова Оксана Дмитриевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье раскрывается история становления фехтования со времён древних цивилизаций и вплоть до современности. Продемонстрирована тенденция развития фехтования, применяемого в нём оружия и различных технических приёмов. Затрагивается тема значения и важности фехтования как военного искусства, спорта и средства воспитания молодёжи.

Ключевые слова: фехтование, спортивное фехтование, историческое фехтование рапира, шпага, меч, сабля, удар, укол.

УДК 796 (091) ББК 75.3

«...Фехтование - это нечто несоизмеримо более важное. Это точная наука, высшая математика; сумма определенных слагаемых неизменно приводит к одному и тому же результату: победе или поражению, жизни или смерти... Я здесь с вами не для того, чтобы вы занимались спортом; вы постигаете целостную систему и однажды, защищая отечество или собственную честь, сможете оценить ее в полной мере. Мне безразлично, каков человек: силен или слаб, элегантен или неряшлив, болен чахоткой или совершенно здоров... Важно другое: со шпагой или рапирой в руке он должен чувствовать превосходство над любым противником...». Фрагмент из книги «Учитель фехтования», автором которого является испанский писатель и журналист Артуро Перес-Реверте, красочно описывающий суть удивительного вида спорта с весьма чарующим названием - «фехтование», пробуждает желание углубиться в его «корни», обнаружить истоки и проследить весь тернистый путь развития.

История меча — это история человечества. Обе представляют собой цепь противостояния как отдельно взятых людей, так и целых государств на протяжении тысячелетий, противостояние защитной и наступательной техники ведения войны, с тех пор, как представители рода homo sapiens научились обрабатывать металл и изготавливать из него оружие, называемое нами меч.

Фехтование входит в программу Олимпийских игр начиная с 1896 г., оно имеет давнюю историю и числится в тройке самых интеллектуальных видов спорта. Это вид спорта, не имеющий широкой публичной огласки и информационного пиара. Фехтование, пожалуй, самый непонятный для болельщиков вид олимпийской программы, но этот маленький недостаток в полной мере компенсируется всей динамичностью и эмоциональностью процесса. Для настоящих ценителей фехтование — не просто вид спорта, а жизненная основа и прочный стержень, позволяющий сопротивляться внешним, не всегда приятным, воздействиям и быть достаточно настойчивым в достижении целей. Фехтование — это способность, с одной стороны, сопротивляться ситуации, а с другой — быть гибким и искать любые возможности.

Фехтование, техничное и красивое в своей сущности, сегодня набирает популярность. Тысячи людей по всему миру занимаются одним из его подвидов — историческим фехтованием на массогабаритных репликах исторического оружия. Благодаря огромному арсеналу оружия в истории каждый может найти оружие по себе: от копий и алебард до ножей и кинжалов. Данные обстоятельства не могут не актуализировать интерес и внимание к истории развития фехтования как искусства и средства для воспитания воинского духа, ловкости, скорости и стратегии ведения боя [1. С. 31].

Развитие фехтования началось ещё во времена древнего человека. Древние люди каменного века использовали палки для поражения врага. Со временем, они находили для себя новые удары, отбивать своей палкой палку противника, а когда научились добывать металл, деревянные палки сменили настоящим оружием. Уже у древних цивилизаций были разработаны особые приёмы и упражнения с металлическим и деревянным оружием. Например, в Древней Индии сборник упражнений считался священной книгой. В Древних - Египте, Риме, Китае и Японии, воинов тренировали и обучали технике ведения боя с холодным оружием.

Истоки развития фехтования как вида искусства владения клинковым оружием следует искать в XIII-XIV вв., именно к этому периоду относится древнейший письменный источник, «Манускрипт 1.33», который называют «Тауэрской книгой по фехтованию», содержащий описание правильных приёмов обращения с мечом [2. С. 81]. В нём представлены различные фрагменты поединков на мечах и щитах с множеством пояснений на смеси немецкого языка и латыни. Интересно то, что мастера фехтования из «Манускрипта 1.33» по своему облику, представленному на уцелевших иллюстрациях, идентифицируются как лица духовного сана.

Эгертон Кастл, являющийся знаменитым исследователем истории фехтования, в своем труде «Школы и мастера фехтования» делает акцент на то, что в Средние века существовало два совершенно различных типа фехтования: первый тип относится к распространённому в среде у рыцарей, участвующих в многочисленных турнирах и сражениях, практически всегда использовали доспехи, и не учились тому, что могло бы им помочь, если бы они лишились своей защиты; второй же тип, приспособленный к оружию горожан, был куда более практичен, в данном типе главную роль играла подвижность, которая защищала фехтовальщика вместо доспехов.

Как раз-таки, в эпоху Средневековья фехтование получило повсеместное распространение, но занимались им исключительно представители лишь высших сословий. В XIV-XV вв., в средневековых городах начинают формироваться школы, где любой обладавший соответствующей физической подготовкой и финансами, мог обучиться искусству ведения боя с любым видом оружия, используемого пешими войнами [3. С. 101].

Для эффективного применения в бою, меч, как и любое другое оружие, требовал от воина особого умения и ловкости в обращении, которые, в последствии, переросли в искусство фехтования холодным оружием.

Термин «фехтование», затрагивающий конкретно средневековое искусство, понимается в современной интерпретации как способ обращения с клинковым оружием. Со времён позднего Средневековья и вплоть до Нового времени за ним закрепилось иное значение — искусство благородной защиты с оружием в руках, или благородное искусство защиты [4. С. 19]. Возможно, это название закрепилось с того периода, когда поединки на мечах происходили с использованием щита, и «защищаться» означало «прикрываться щитом». Позднее в Европе слово «защита» стало синонимом боя на мечах, а мастера фехтования называли себя «мастерами защиты».

Период с XIV в. по начало XVI в. в Европе знаменуется открытием двух крупных «школ» фехтования на мечах — немецкого и итальянского стилей. Из итальянских трактатов до наших дней дошли работы двух мастеров — Фиори де Либериа и Филиппо Вадиса. [5. С. 121]. Вероятнее всего, приоритетен был немецкий стиль, этому свидетельствует то, что большинство книг по фехтованию, дошедших до нас, вышло из-под пера немецких мастеров, таких как, Ханс Тальхофер, Зигмунт Рингекка, Йоханнес Лихтенауэр, Ханко Дёбрингер, Петер фон Данциг, Юде Отта и Паулус Кала.

«Община Святого Марка из Лёвенберга» - одна из старейших корпораций фехтовальщиков, основанная в XIV в. в Германии. Очень скоро на преподавание искусства фехтования сообщество установило монополию. За этим последовало то, что это место стало чрезвычайно популярным и заметным для интересующихся, а их штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне превратилась в своеобразный «университет», куда съезжались фехтовальщики, с целью получения почётной степени в фехтовании.

«Мастера защиты» обучали владению многими видами холодного оружия — от кинжала до алебарды и даже копья, но лидирующей и первостепенной дисциплиной в «благородном искусстве защиты» XIV-XV вв. оставался длинный меч. Наиболее весомый след в истории развития фехтования этим видом оружия оставил Йоханнес Лихтенауэр (XIV в.). Его влияние в дальнейшем очень отразилось на работах всех последующих мастеров длинного меча.

Ханс Тальхоффер — участник корпорации «Община Святого Марка из Лёвенберга», в своих трудах, датируемых 1443, 1459 и 1467 гг., не только продолжил традицию мастера Лихтенауэра - «отца» длинного меча, но и сумел развить собственные подходы. У Х. Тальхоффера можно найти многие центральные понятия и идеи, которые в большей мере раскрывают сущность фехтования и могут поспособствовать эффективному освоению данного навыка, например, динамика движения, приёмы восстановления физической силы, а также наставления о правильном питании. Это говорит нам о том, что борьбы на мечах постепенно поднялась до почти научного уровня.

Пожалуй, XVI век стал переломным в развитии техники фехтования: произошли значимые изменения в размерах оружия. По новым стандартам воины облачали себя в латы, следовательно, мечи, сабли и другие виды режущего и рубящего оружия не могли иметь прежней эффективности. Появилась потребность создать оружие, которым можно было бы наносить уколы между металлическими пластинами лат. Именно так начинается история шпаги, пришедшей на смену тяжёлому и широкому мечу. Как говорилось ранее, в XIV и XV вв., центральную роль в обучении владению мечом играли немецкие мастера, с первой же половины XVI в. эта роль начинает стремительно переходить к итальянцам, а уже к концу столетия итальянская школа фехтования становится самой популярной в Европе, под её началом были разработаны все основные принципы боя с применением нового меча — рапиры, созданной в Испании [6. С. 55].

Смена оружия повлекла за собой очень важную тенденцию в развитии всей системы фехтования мечом — переход от удара к уколу. В работах итальянца Акилле Мароццо фигурируют системы фехтования, популярные ещё до того, как превалирование укола над ударом было возведено в принцип. Вероятно, это связано с тем, что во времена Мароццо, а 1-я его книга, затрагивающая тему фехтования,

вышла в 1536 г., особого различия между ударом и уколом не делали, а главная цель состояла лишь в том, чтобы, перемещаясь из стойки в стойку, занять такое положение относительно своего противника, которое давало бы возможность нанести удар любым способом. Резюмируя, у Мароццо стойки имеют мало отношения к тому, что мы теперь называем этим словом.

Спустя время Камилло Агриппа подошёл к изучению тонкостей фехтования с несколько точки зрения - опытного инженера и математика, изучая множество вариаций связок движений, совершаемых разными частями тела при нанесении уколов и ударов, в дальнейшем, для их объяснения, он выстраивал различные геометрические фигуры.

Подробно оценив ошибки в популярных стилях фехтования, он изобрёл собственную, более простую систему, а именно: отказался от многочисленных и, в своей сущности, бесполезных стоек, ограничив их всего четырьмя: prima, seconda, terza и quarta; также он всё же доказал преимущество использования укола над ударом, агрументируя это тем, что укол требует меньших как силовых, так и временных затрат, к тому же, его труднее парировать; отметил, что каждая стойка, где левая нога выставлена вперёд, а меч находится в правой руке, слишком открывает фехтовальщика.

Весомый вклад Агриппа и в том, что он описал правильную технику глубокого укола, тем самым приблизившись к современному понятию выпада, который необходимо производить полностью выпрямленной рукой, с оставлением левой ноги назад. А финальную точку в формировании твёрдых, устоявшихся принципов фехтования, разрабатывающихся итальянскими мастерами на протяжении всего XVI в., поставил Редальфо Капо Ферро да Кальи. Его заслуга в том, что он обобщил и усовершенствовал систему фехтования на рапирах и кинжалах [7. С. 81].

Прежде чем перейти к описанию новой технике фехтования на лёгких шпагах, хотелось бы затронуть один интересный факт, а именно появление во второй половине XVII в. специальной рапиры для исключительно безопасных тренировок, снабжённой ограничителем. Во Франции это оружие получило название «fleuret», в Италии «fiorete», а в Англии «foil».

Что на итальянском, что на французском это слово переводится как «цветочек», такое название закрепилось из-за сходства ограничителя бутоном цветка [2. С. 81]. Изначально, эта тренировочная рапира имела длину, идентичную боевому оружию, которое она замещала, но в последней четверти стала намного короче.

К завершению XVII в. на смену рапире, уже как основной предмет искусства фехтования, приходит шпага. Перемены в стиле фехтования всегда соответствовали переменам формы оружия. Ярким примером является тот факт, что, когда в фехтовании полностью отказались от любых рубящих ударов, повсеместно были приняты лёгкие трёхгранные клинки. Искоренив обычаи, связанные с рапирой, французская система фехтования заняла лидирующее положение в искусстве владения оружием, которому суждено было покорить всю Европу в XVIII в.

К концу XVIII в. фехтование на шпагах достигло пика своего совершенства. Во власти опытного бойца лёгкая шпага превращалась в грозное оружие. Быстрые движения кистью, чётко выраженные парады и рипосты стали ключевыми этого стиля фехтования. Фехтование на шпагах конца XVIII в., можно считать прародителем современного спортивного фехтования.

Следует отметить ещё один вид оружия, который оставил свой след в истории становления фехтования. Сабля, появившись на европейском театре боевых действий в конце XV в. не была крайне популярна в Европе, как тот же меч и его различные модификации, она до XVIII в. играла лишь второстепенную роль. Страны восточной Европы (Венгрия, Польша) составили исключение — там сабля повсеместно отодвинула меч на второй план и стала национальным оружием — символом шляхетского достоинства [4. С. 17].

В России зарождение фехтования датируется XVII в., в тот период оно развивалось как часть воинского искусства и имело лишь прикладное значение. Обратившись к истории можно отметить, что большое внимание фехтованию уделял Пётр I. Упражнения с элементами фехтования входили в систему подготовки воинов российской армии. А с начала XVIII в. в военных учебных заведениях «рапирная наука» стала обязательным предметом, но для дворян совершенство в «шпажной битве» считалось и вовсе обязательным. В дальнейшем всё большее развитие получает фехтование как спортивная деятельность. Значимой датой является 1778 г. - он знаменуется тем, что именно в этот период состоялись первые в России соревнования. Заполучив интерес и признание большого количества народа, фехтование начинает стремительно развиваться - в 1816 г. в Санкт-Петербурге открылась первая фехтовальная школа, где готовили учителей и инструкторов, помимо Москвы и Петербурга, спортивное фехтование культивировалось в Смоленске, Севастополе, Омске.

Основательно как вид спорта фехтование начало развиваться в XIX в. Во Франции, Италии, Австро-Венгрии и Германии появились профессиональные команды спортсменов-фехтовальщиков.

XX век принято считать веком, когда стали проводиться первые мировые первенства по фехтованию. В самом начале фехтовали только на шпагах (1921), позднее на саблях и шпагах (1922), а в 1926 г. в соревнования были включены и рапиры.

Впервые на Олимпийских играх соревнования по фехтованию состоялись в 1896 г. в Афинах. Соревнования проходили с двумя видами оружия: рапира и сабля. Бои на шпагах состоялись только в 1900 г. на Олимпиаде в Париже.

Уже в 1908 г. на Олимпийских играх в Лондоне проводились как командные, так и личные соревнования на рапирах и саблях. Победу тогда одержали французы и венгры, что не так удивительно, зная теперь истоки развития столь прекрасного вида спорта.

На сегодняшний день проведение фехтовальных поединков, безусловно, значительно усовершенствовано. Установлен ряд строгих правил: для фиксации уколов применяется электрооборудование, которое не только отмечает сам факт удара, но и его правомерность для каждого отдельного вида оружия; поединки проводятся на специальных площадках размером 14*1,5 (2) м.; в центре, перпендикулярно площадке, размещается разграничительная линия, имеются и линии исходной позиции в двух метрах от центральной и задняя и боковые линии, сигнализирующие спортсменам о близости к границе площадки; выделяют личные и командные бои.

Пожалуй, отличительная черта фехтования состоит в том, что это не просто состязание, а демонстрация своей ловкости, грациозности, смелости и уровня интеллекта. В наше время особенно популярно спортивное фехтование, где мужчины и женщины сражаются друг с другом на лёгких снарядах — шпагах, рапирах и саблях.

В наши дни фехтование — это зрелищный и благородный вид спорта, хотя многие называют его даже искусством. С этим невозможно поспорить, ведь поле боя спортсмен наносит быстрые сильные удары с удивительной грацией и красотой, но при этом за этим кроется и высокий уровень логического мышления, ведь каждое движение рассчитано до миллиметра, фехтовальщик способен предсказать действия противника и опередить его. Принять единственно верное решение необходимо за доли секунды, и скорость нанесения укола, вероятно, уступает только скорости полёта пули.

Богатство истории фехтования, уходящей в далёкие тысячелетия, его подробный анализ как искусства, как спорта, как военной науки, как средства воспитания, позволяет, в очередной раз сделать вывод о том, что это необычайный вид спорта.

Список литературы

1. Зиамбетов В.Ю. Историческое фехтование как эффективное средство физического и патриотического воспитания / В.Ю. Зиамбетов // Вестн. Оренбург. гос. ун-та, 2015. № 12 (161). С. 3037.

2. Мишенёв С.В. Фехтование: беглый взгляд на истоки / С.В. Мишенёв // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение, 2011. № 1. С. 80-87.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. М.: Радуга, 1982. 399 с

4. Люгар А. Школа сценического фехтования на шпагах, шпагах с кинжалами, саблях и бой на ножах / А. Люгар. М., 1910. 80 с.

5. Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком / Э. Кастл. М.: АСТ, 2011. 574 с.

6. Мишенё, С.В. Классическое и постановочное фехтование. История и перспективы совмещения в методике обучения / С.В. Мишенёв // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение, 2013. № 14. С. 55-60.

7. Шустиков Г.Б. Применение уколов повышенной сложности в современном фехтовании на рапирах / Г.Б. Шустиков, А.В. Деев // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта, 2013. № 12 (106). С. 182-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.