УДК 745/749 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-117-121
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА МОНГУШУ БУЯНУ-БАДЫРГЫ
Хертек А. С.
Аннотация. Статья посвящена истории создания памятника выдающемуся государственному деятелю Тувинской Народной Республики Монгуш Буян-Бадыргы. В 2014 г. исполненный в бронзе памятник был установлен перед северной стороной Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. В постсоветское время в республике возник большой интерес к государственному деятелю М. Буян-Бадыргы, который был репрессирован в 1932 г. Эскиз памятника создал в 1998 г. Товарищтай Ондар, но вскоре он умер. В 2008 г. был объявлен конкурс на создание памятника, который выиграл молодой скульптор Байза Ондар, племянник Т.Ч. Ондара. Было много конкурсных работ на монументальный памятник. Байза выполнил небольшую модель в бронзе памятника, что понравилось многим. Памятник показал, что скульптор Ондар Б.
- выдающийся ваятель Республики Тыва.
Ключевые слова: Скульптура, композиция, Ондар, конкурс, М. Буян-Бадыргы, отношения, музей.
THE HISTORY OF CREATION OF MONGUSH BUYAN-BADYRGY MONUMENT
Khertek A. S.
Annotation. The article is devoted to the history of creation of the monument to the outstanding statesman of the Tuvan People's Republic Mongush Buyan-Badyrgy. The bronze monument was erected in front of the northern side of the Aldan Madyr National Museum of the Tuva Republic in 2014. In the post-Soviet period there was a great interest to the statesman M. Buyan-Badyrgy in the Republic, who was repressed in 1932. The design for the monument was created in 1998 by Tovarishtai Ondar, but he died soon afterwards. In 2008, there was announced a contest for monument creation, which was won by the young sculptor Baiza Ondar
- the nephew of T. Ch. Ondar. There were many entries for a monumental monument. Baiza made a small bronze model of the monument which appealed to many. The monument showed that sculptor Ondar B. is an outstanding sculptor of the Tuvan Republic.
Keywords: sculpture, composition, Ondar, contest, Buyan-Badyrgy, relationships, museum
6 сентября 2014 г. в Республике Тыва в городе Кызыле был торжественно открыт монументальный памятник Монгушу Буян-Бадыргы, одному из основателей Тувинской Народной Республики, государственному и политическому деятелю Урянхайского края. Открывали памятник Глава Правительства Тувы Шолбан Кара-оол, который несколько лет назад инициировал сбор средств на его строительство; представитель родственников Монгуша Буяна-Бадыргы Александра Донгак; юный потомок семьи Монгуша Буян-Бадыргы, ученик 2 класса Монгуш Очур, и автор бронзовой композиции - скульптор Байза Бавуужапович Ондар. Когда с бронзы упало покрывало, на минуту все собравшиеся замерли. Над площадью пронесся радостный возглас и раздались аплодисменты, памятник был открыт (рис. 1).
Зрители увидели перед собой большой памятник сидящего на небольшом стуле молодого тувинца в национальном халате и головном уборе гун-нойона, на коленях у него подписанные бумаги о прошении на имя российского императора о принятии Тувы под его покровительство [Маннай-оол, 2012: 102; Ооржак, 2020: 108]. Надо отметить, что на лице нойона видна легкая печаль, словно говорящая о дальнейшей судьбе его как
государственного деятеля и человека. Как говорил сам, Байза Ондар, он отталкивался от небольшой модели в гипсе, которую выполнил в конце 1998 г. его дядя, Товарищтай Ондар, скульптор, заслуженный художник Российской Федерации. В середине 1990-х годов многие говорили, писали в газетах о выдающейся роли в государственном устройстве Урянхайского края в начале XX века М. Буян-Бадыргы, поэтому тувинский ваятель решил создать памятник этому выдающемуся историческому человеку. Он вылепил несколько его портретов и создал гипсовый вариант сидящего на камне нойона, историческую личность в задумчивой позе. В композиционном отношении памятник вызывал некоторые споры, но в идейном замысле он очень интересен [Хертек, 2007: 90]. Вот за основу замысла построения композиции Товарищтая Ондара и взялся его племянник Байза.
Рис. 1. Памятник М. Буян-Бадыргы. Фото А. С. Хертек, 2021 г.
В 2008 г. был объявлен конкурс на создание монументального памятника Монгушу Буян Бадыргы и установки его на одной из центральных площадей города Кызыла1. Было два просмотра предложенных эскизов - предварительный и завершающий, на них одиннадцать художников, скульпторов представили свои эскизные разработки памятника, выполненные в пластилине, некоторые в гипсе, но комиссию в моделях не устраивало постановка композиции и завершение монументальной скульптуры. Большинство эскизных моделей было выполнено стоящими в полный рост, кто-то изобразил Буян-Бадыргы на лошади. Почти все они были похожи на советские памятники. Автор этих строк участвовал в комиссии и видел собственными глазами поделки наших мастеров. В 2010 г. на завершающем просмотре многие увидели небольшую бронзовую модель памятника, которую исполнил молодой скульптор Байза Ондар. Она была тщательно смоделирована, тонко проработана, были видны мельчайшие детали национального костюма, шапки и главное лицо. Было решено за основу исполнения монументального памятника выдающемуся человеку взять модель Б. Ондара.
1 Указ Председателя Правительства Республики Тыва «О восстановлении доброго имени и увековечивания памяти государственных деятелей и людей ТНР, подвергнутых политическим репрессиям на территории ТНР в 1920-1930-е гг.» от 19 марта 2008 г.
Инициатива о строительстве памятника была вынесена на широкое обсуждение. Сам Шолбан Кара-оол неоднократно встречался с научной и творческой общественностью. По итогам всесторонних обсуждений в канун нового 2011 г. состоялся благотворительный бал Главы Республики Тыва по сбору средств на возведение в Кызыле памятника Буяну-Бадыргы. Было решено осуществить строительство методом всенародного участия. В республике был создан Благотворительный фонд. Попечительский совет фонда возглавил Вадим Оюн. Секретарь Попечительского совета - Кара-кыс Аракчаа, депутат Государственной Думы первого созыва.
Были проведены благотворительные марафоны с участием крупнейших звезд тувинской эстрады, активно участвовал в привлечении спонсорской помощи. Как отмечал директор фонда Чингис Тюлюш, изготовление памятника Буяну-Бадыргы, финансирование работ по его отливке в бронзе и транспортировке из подмосковных Химок в Кызыл столкнулось со значительными трудностями. К сожалению, многие в нашем обществе активно, увлеченно и даже эмоционально обсуждают те или иные идеи, но, когда дело доходит до конкретной реализации принятых решений, энтузиазм резко падает. Тем не менее, благодаря организационной поддержке со стороны Главы республики, фонд собрал необходимую сумму денег, за что выражаю искреннюю признательность всем, внесшим посильную лепту на благое дело. Памятник был доставлен на место установки. Последние недостающие полтора миллиона рублей, в том числе на транспортировку, выделены из бюджета республики.
Немного истории... Вот что писал о нем известный историк Монгуш Маннай-оол. Буян-Бадыргы родился в 1892 г. в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского хошуна в семье арата Номчула. В младенческом возрасте он был усыновлен известным и авторитетным нойоном Даа хошуна Хайдыпом, семье которого мальчик воспитывался, как его наследник, и формировался, как личность. В 1909 году после смерти нойона Хайдыпа 17-летний Буян-Бадыргы, как его законный наследник, становится нойоном Даа хошуна. Он был для своего времени высокообразованным человеком. Буян-Бадыргы с малых лет овладел монгольской и тибетской грамотой, благодаря своему наставнику приемному отцу - он также неплохо знал русский язык.
В результате национально-освободительного движения в 1911-1912 гг. тувинский народ освободился от полуторавекового владычества Цинской империи и пред ним встал вопрос о дальнейшей судьбе Тувы. Некоторая часть тувинских нойонов и чиновников хотели присоединить Туву к Монголии. Остальные стали просить о принятии русского подданства. Шла борьба между ними за власть над Тувой. В феврале 1912 г. амбын-нойон Комбу-Доржу подал на имя царя прошение о принятии Тувы под покровительство Российской империи. В июне нойон Даа хошуна Буян-Бадыргы, как и нойоны хошунов Тоджа и Салчак, обратился к Чжалханза кутукте (Богдо-Гегену) принять его хошун и его жителей в качестве подданных Монголии.
Однако, Буян-Бадыргы, пересмотрев свою позицию, 26 октября 1913 г. подал прошение на имя российского царя о принятии Урянхайского края (Тувы) под его покровительство. Эти официальные прошения тувинских чиновников, в том числе нойона Буян-Бадыргы, послужили формальной международной правовой основой для объявления протектората над Тувой. 29 марта 1914 г. в связи с этими прошениями министр иностранных дел Российской империи С.Д. Сазонов обратился к царю Николаю II с докладной запиской о возможности удовлетворить эти прошения принятием населения Урянхайского края под русское покровительство. Николай II собственноручно начертал на этой докладной записке: «Согласен. Ливадия, 4 апреля 1914 г.» [Маннай-оол, 2009: 17-18].
Скульптор Ондар Байза вылепил тот момент, когда нойон Монгуш Буян-Бадыргы только что подписал прошение на имя российского императора и опустил правую руку на бумаги, которые лежат на его коленях. Его взгляд с чуть приопущенными веками, замкнутый рот, как бы говорят о том, что он видит свою будущую судьбу в споре
группировок, делающих ставки на монгольское и русское покровительство. Само выражение лица молодого нойона повествует нам о его трудной нелегкой жизни в период становления и приобретения независимости Урянхайского края от Цинской империи. Скульптор точно уловил психическое состояние человека, подверженное таким переменам и изобразил в бронзе эти человеческие эмоции.
В дальнейшем Буян-Бадыргы в период Тувинской Народной Республики предвидел гонения на буддистов, шаманов, тувинских чиновников, вышедших из аристократической знати, которые позднее подверглись репрессивным мерам и были расстреляны. Возможно, ваятель Байза пытался изобразить в металле те человеческие чувства, которые могли обуревать в предчувствии своей трагедии молодого нойона Даа хошуна. На мой взгляд скульптору удалось воплотить в бронзе с полной отдачей этих чувств молодого человека.
На груди костюма нойона Ондар Байза выполнил тувинский орнамент «Аяк-хээзи» (буквально «Пиаловый узор»), который восходит к тюркскому времени 6-8 веков, символизируя его божественную направленность к солнцу, луне и звездам Большой Медведицы, которая впоследствии стала буддийской символикой в тувинских орнаментах. Мы знаем, что на грудной части костюмах тувинских нойонов были вышиты китайские драконы из красно-золотых нитей, но Байза специально не стал изображать китайских драконов, имея в виду, что недавно Урянхайский край приобрел государственную независимость и не был подчинен Цинской империи. Поэтому он изобразил тувинский орнамент «Аяк-хээзи», означающий символ буддийского традиционализма.
В монументальной скульптуре Монгуша Буян-Бадыргы видно, что нойон держит в правой руке ручку, которой он только, что подписал прошение русскому царю. Широко известен черно-белый фотоснимок группы политических деятелей Урянхайского края, где видно, что Буян-Бадыргы держит ручку в левой руке. По словам скульптора Байза, он прочитал роман-эссе на тувинском языке М. Б. Кенин-Лопсана о М. Буян-Бадыргы, где свидетели вспоминают что, государственный деятель писал и работал с двух рук, потому что старо-монгольское письмо лучше писалось левой рукой - это говорит о том, что изображенный в бронзе был очень одаренным человеком.
Идея архитектурной части постамента принадлежит автору монумента, а коррекции постамента выполнил Минаев Ю., на пьедестале видно, что с двух боковых сторон вставлены бронзовые барельефы. С левой стороны изображен рельеф, на котором видно, среди гор скачет группа тувинских аратов в национальной одежде, головных уборах, впереди несется красноармеец с флагом в левой руке, правой рукой он призывает остальных следовать за ним. Над ними гордо реет первое знамя Урянхайского края (Тувы) с эмблемой герба в виде буддийского колеса учения Дхармачакра, которое символизирует поворот Просветленным Колеса истины и изменение судьбы тувинского народа. С правой стороны изображен сюжет «Процветающая Тува», в центре которого среди гор видны табун лошадей с всадником, верху отара овец и молодая женщина, окропляющая путь белым молоком из тос-карак (девятиглазки) погонщику лошадей. По краям изображена река, сарлыки, маралы, верблюды, борцы хуреша, музыкант с дошпулуром, охотник с луком. Все эти сюжеты соответствуют идее самого памятника, что задумывал Буян-Бадыргы о будущем своего родного края, то и сбылось в наши дни.
Монументальный памятник государственному деятелю размером в три натуральные величины, он был отлит в г. Химки Московской области. Памятник поставили на свободное место с северной стороны музея, чтобы Буян-Бадыргы был обращен на север к России в надежде, великая страна поможет маленькой независимой республике в Центре Азии.
Таким образом осуществилась мечта многих жителей Республики Тыва, его дяди, скульптора Т. Ондара, Главы Правительства Республики Тыва Шолбана Валерьевича Кара-оола и самого автора Байза Бавуужаповича Ондара, чтобы монументальный
памятник государственному и политическому деятелю был создан и поставлен на одной из площадей г. Кызыла. Памятник удачно вписался в объемы большого здания музея и самого монумента, показывая талантливость и одаренность молодого скульптора. Всегда на фоне этого монументального памятника происходят важные государственные и политические события со сбором заинтересованных людей и посетителей празднеств, происходящих возле музея.
Список литературы:
Маннай-оол М. Х. Монгуш Буян-Бадыргы - основатель тувинской государственности (к 120-летию со дня рождения) // Летопись Тувы - 2012. Историко-краеведческий альманах. Кызыл, 2011. С. 101-106.
Маннай-оол М. Х. Монгуш Буян-Бадыргы - основатель тувинской государственности // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения М. Буян-Бадыргы. Кызыл. 2009. С. 17-22.
Ооржак Ш. С. Изтория здания музея политических репрессий в Туве // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл. 2020. С. 107-111. DOI: https://www.doi.org/ 10.24412/2686-9624-2020-107-111
Хертек А. С. Товарищтай Чадамбаевич Ондар // Летопись Тувы - 2008. Историко-краеведческий альманах. Кызыл. 2007. С. 88-91.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Хертек Александр Сагдыевич, методист отдела методического сопровождения по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Khertek Aleksander Sagduevich, Methodologist of the Department of Methodological Support on Culture, Art, Religion and Local Lore of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 299.4 Б01: 10.24412/2686-9624-2021-121-131
КУЛЬТ СОЛНЦА В МИРОВОЗЗРЕНИИ ТУВИНЦЕВ Монгуш Ч. А.-С.
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные обряды, традиции и ритуалы, связанные с культом солнца в материально-духовной культуре современных тувинцев. Культ солнца является одним из основных культов, помимо таких как, культ оваа, огня, воды и т.д. Солнце, как даритель света и тепла, с давних времен тувинцами особо почиталось. Про него говорилось в мифах и легендах, образу солнца посвящали пословицы, поговорки, шаманские алгыши, песнопения и т.д. Почитание солнца у тувинцев особо проявляется во время семейных и массовых традиционных культовых обрядов. Изучение его особенностей на сегодня является актуальным как в духовной культуре, так и в социокультурных аспектах.
Ключевые слова: Тува, тувинцы, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, история, материально-духовная культура, традиции, обычаи.