Научная статья на тему 'История создания музея Леонида Пастернака в Оксфорде'

История создания музея Леонида Пастернака в Оксфорде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История создания музея Леонида Пастернака в Оксфорде»

В.В. Леонидов

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

ЛЕОНИДА ПАСТЕРНАКА В ОКСФОРДЕ

Леонидов Виктор Владимирович - кандидат исторических наук,

главный библиотекарь Дома русского зарубежья им. А .И. Солженицына.

Когда они переехали границу, дочка сказала матери: «Какие здесь мрачные люди. И почему так все уныло и голо за окном. Какие старые, развалившиеся дома». «Молчи, - сказала ей мать. - Молчи, не надо ничего говорить».

Все происходило в начале лета 1960 г. Пассажирками были Лидия Леонидовна Пастернак и ее дочь Анн-Элизабет, которую близкие называли просто Лизой. В страшные дни, когда стал ясен смертельный ход болезни Бориса Леонидовича Пастернака и газеты всего мира публиковали бюллетени о его здоровье, сестры поэта Лидия и Жозефина, давно жившие в Англии, метались у ворот советского консульства в напрасной надежде получить визу. Сыновья Пастернака Евгений и Александр обратились к Хрущёву, чтобы решить этот вопрос, сегодня кажущийся смешным и непонятным. Однако визу долго не давали, а когда наконец смилостивились, то все было кончено. Лидия Леонидовна и ее дочь даже не успели на похороны.

Впечатление у Лизы от встречи со страной, которую все ее родные называли Родиной (а дома говорили только на русском), было огромным. У ново-обретенного дяди Александра она увидела папки с рисунками его отца, ее деда, великого русского импрессиониста, любимого иллюстратора Льва Толстого Леонида Осиповича Пастернака. «А у нас тоже есть много его рисунков и разных вещей. Целая комната. И картин на стенах тоже много», - сказала она ему.

Впоследствии Анн-Элизабет, ныне профессор Оксфордского университета, одна из лучших специалистов по литературе шекспировского времени, говорила, что именно тогда у нее зародилась мысль о создании музея.

Леонид Осипович переехал в Лондон из Германии в 1938 г. В стране Гейне и Гёте наступил фашизм, набор очередной книги о художнике, готовив-

шейся к выходу, рассыпали, картины спрятали в советском посольстве и готовили к отправке в СССР. Оставаться среди нацистов еврейской семье было просто невозможно.

Художник, живший с женой, в прошлом блистательной пианисткой Розалией Исидоровной Кауфман, и дочерьми в Берлине с 1921 г., никогда не сдавал советский паспорт. Он думал с женой поехать в Лондон, чтобы повидаться с дочерьми, жившими там с мужьями и детьми, а оттуда навсегда возвратиться в СССР. Но пакт Молотова-Риббентропа и начавшаяся война переменили все планы.

В Англии его встретили Лидия и Жозефина. Лидия, биохимик, работавшая, к слову, в Германии в одной лаборатории с будущим героем гранинско-го «Зубра» Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским, уехала на берега туманного Альбиона в 1935 г. к мужу, английскому психиатру Элиоту Слейтеру. Впоследствии вместе со своим супругом, троюродным братом, банковским служащим Федором Пастернаком, туда же перебралась и Жозефина.

Итак, в 1938 г. все Пастернаки, жившие в Германии, стали жителями Англии. В 1939 г. они перебрались в Оксфорд, где поселились в старом доме на тихой улице Парк Таун, 20.

Вскоре после переезда на землю Британии не стало Розалии Исидоровны. В своих записках, которые он вел по настоянию дочерей, Леонид Осипович вспоминал: «.. .72 лет отроду, случилось ей после долгих, долгих лет публично сыграть ее любимый шумановский концерт (40 лет не играв его) в доме директора Британского музея в Лондоне... И с каким блеском, силой и прежним обычным юным подъемом .сыграла она в последний раз, за месяц с лишним до своей смерти. Так догоревшая свеча вспыхивает ярким пламенем в последний раз, чтобы погаснуть навеки».

В ряде статей и исследований, посвященных Леониду Пастернаку, говорится, что в последние годы, особенно после смерти обожаемой жены, Леонид Осипович тихо угасал. Но с этим, к примеру, не согласен известный английский искусствовед Давид Бакман. В своей книге «Леонид Пастернак: Русский импрессионист» (Лондон, 1974) он напоминает, что именно в оксфордские последние годы были созданы такие шедевры, как «Бах и Фридрих великий», «Юный Мендельсон дирижирует Баха», новый портрет Льва Толстого, «Пушкин и няня». По странной иронии судьбы, одной из последних работ мастера стал портрет Ленина, сделанный по наброскам еще 1919 г. К слову, именно публикация в «Неделе» в 1965 г. о неизвестных портретах вождя мирового пролетариата очень помогла возвращению творчества Пастернака в духовную жизнь его Родины, именовавшейся тогда СССР.

31 мая 1945 г., успев все-таки дожить до Победы, Леонид Осипович умер на руках у Лидии. Ему было 83 года. 268

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ ЛЕОНИДА ПАСТЕРНАКА В ОКСФОРДЕ

Смерть мастера не осталась незамеченной на Родине. Естественно, требовалось особое обрамление для сообщения в советской печати, и Игорь Грабарь его выполнил блестяще: «Живя за границей, Пастернак продолжал считать себя советским художником. Смерть застала художника в его мастерской в Оксфорде за незаконченным портретом Ленина на мольберте и серией композиций на ленинские темы».

«... Гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, меж тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль», - писал Борис Леонидович Пастернак сестрам, узнав о смерти отца, которого не видел почти четверть века.

Правда, в этой разлуке была возможность встречи. В 1935 г. Борис Пастернак получил возможность выехать за границу для участия в Антифашистском конгрессе. Он проезжал на поезде через Берлин, но не нашел душевных сил, чтобы увидеть обожаемых родителей. Трудно сказать, что было этому причиной. Николай Пастернак-Слейтер в своей статье «Пастернаки в Оксфорде», опубликованной в сборнике докладов Международной научной конференции «Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940-е гг.)», состоявшейся в Доме русского зарубежья, ныне носящего имя Александра Солженицына, писал: «Несмотря на щемящую тоску по родителям, которых он 13 лет не видел, несмотря на их горячую надежду на встречу с ним - он от этой встречи отказался, чувствуя себя так физически и душевно расстроенным в тот момент, что не в силах был справиться с встречей».

Надо сказать, что и Жозефина, и Лидия своей жизнью явили образец служения памяти отца. Так же как посвятил последнюю часть жизни Борису Пастернаку его сын Евгений Борисович, подготовивший к печати огромный массив наследия великого поэта.

В 1956 г. дочери Леонида Осиповича открыли большую его выставку в Оксфордском музее Эшмолиан, и успех был грандиозный. Затем последовали экспозиции в Лондоне, Мюнхене, Базеле. Но главной целью родных было возвращение в Россию. «Мы с сестрой чувствуем себя виноватыми за то, что никак не удается "воскресить" его память, как мы ни стараемся, все всегда разбивается о полнейшее безразличие или даже враждебность», - писала Лидия в 1961 г. своей знакомой, работавшей в Третьяковской галерее.

И все же несмотря на всю свистопляску вокруг имени Бориса Пастернака, когда саму фамилию порой произносить боялись, свершилось чудо. В 1969 г. в Доме художника на Кузнецком мосту открылась выставка Леонида Осиповича. В 1975 г. в издательстве «Советский художник» вообще случилось событие, абсолютно небывалое для наследия эмигранта. Там с предисловием Жозефины и с комментариями ее брата Александра увидела свет книга Леонида Пастернака «Записи разных лет».

В 1979 г. наконец-то состоялось триумфальное возвращение художника в Россию. Грандиозная выставка мастера открылась в Третьяковской галерее.

И все эти годы шла напряженная работа в Оксфорде, в доме на Парк Таун. Огромное собрание рисунков, холстов, записок Леонида Осиповича было реставрировано и тщательно учтено. Анн-Элизабет, ее мать, тетя, а потом и муж, поэт Крейг Рейн день за днем методично приводили все в порядок. В процессе работы были просто фантастические открытия. К примеру, зарисовки Альберта Эйнштейна. Или рисунки, которые набрасывал Федор Иванович Шаляпин, позируя Леониду Осиповичу для своего портрета. Также были найдены зарисовки, запечатлевшие Антона Григорьевича Рубинштейна, конечно близких художнику Льва Николаевича Толстого и Александра Николаевича Скрябина. Особенно интересна была история с картиной «Ленин на VIII Всероссийском съезде Советов». После рентгеновского анализа оказалось, что ряд лиц коммунистических вождей, впоследствии перемолотых сталинской мясорубкой, были Леонидом Осиповичем закрашены. Собираясь возвращаться, престарелый мастер хорошо понимал, что не все туда можно везти.

И вот настал день открытия. При огромном стечении народа 4 мая 1989 г. музей был открыт. В доме, где умер великий мастер и где сегодня живут Анн-Элизабет со своими сыновьями. Там, в специально выделенных затененных комнатах, с особой подсветкой, гостей встречали портреты Эйнштейна, Толстого, пейзажи России, силуэты русских церквей, лица родных художника, в том числе, конечно, и бронзовый профиль великого сына. Возвращение Леонида Пастернака продолжается.

Литература

1. Backman D. Leonid Pasternak. Russian impressionist. - London, 1974.

2. Пастернак Л.О.Записи разных лет. - М., 1975.

3. Пастернак Е.Б., Пастернак Е.В. Пастернаки в Англии // Наше Наследие. - 2001. -№ 58.

4. Пастернак-Слейтер Н. Пастернаки в Оксфорде // Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917-1940-е гг.): Международная научная конференция. - М., 2002.

5. Леонидов В.Оксфордский музей русского импрессиониста // Вестник истории литературы и искусства. - Т. V. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.