Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2021. № 41
УДК 94:069(571.16)
DOI: 10.17223/22220836/41/22
Л.М. Плетнева, П.Е. Бардина, С.В. Березовская, А.Ю. Цурикова
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ» В МУЗЕЕ Г. СЕВЕРСКА
Дан анализ истории создания историко-краеведческой экспозиции в Музее г. Северска. Музей (Выставочный зал) был открыт 24 декабря 1987 г. Первоначально в нем демонстрировались как привозные выставки, так и из местных учреждений, а также была небольшая выставка по истории Сибирского химического комбината с портретами его руководителей. В 1993 г. в музее был открыт отдел археологии и этнографии. Одновременно разрабатывались научная концепция и тематико-экспозиционный план, который предусматривал три раздела экспозиции: археологический, исторический, этнографический.
Экспозиция была открыта в мае 2001 г. Она постоянно дополняется и обновляется новыми экспонатами.
Ключевые слова: археология, этнография, история, музей, тематико-экспозиционный план, экспозиция.
Самый крупный город атомщиков в системе закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) - город Северск - начал строиться в 1949 г. В закрытом городе одной из важнейших задач является создание благоприятной среды проживания, и одна из ее значимых сторон - культурная жизнь. Это нужно было в первую очередь для того, чтобы приехавшие строители не стремились уезжать назад, чтобы после работы могли культурно отдохнуть, заняться чем-то полезным для себя и общества. Синдром закрытого города - закрытого пространства - плохо действует на психику человека. Кроме значительной прослойки интеллигенции основная часть жителей -рабочие с разным уровнем образования, воспитания и культуры. Все это требовало постоянного внимания и значительных усилий в управлении городской жизнью.
Одними из первых были открыты клубы в поселках и в построенной части города; к 1956 г. их было девять. 4 января 1955 г. была открыта Центральная городская библиотека, затем открылся кинотеатр «Мир», 5 декабря 1956 г. - Городской дом культуры им. Н. Островского, обустроен городской парк, в 1957 г. создан Северский музыкальный театр. 2 декабря 1963 г. открыт кинотеатр «Комета». 19 сентября 1971 г. в широкоформатном кинотеатре «Россия» прошел первый показ фильма «Бег» по пьесе М.Н. Булгакова, на котором присутствовал почетный гость Н.Н. Рукавишников, а также инженеры, рабочие, строившие кинотеатр, и общественность города. [1. С. 487, 496, 516, 528].
Настало время и для создания музеев. Для открытия музеев нужны фонды, их надо накопить, собрать, обработать, научно апробировать, а затем представлять на выставках и в музейной экспозиции. Одними из первых появились в 1950-1960-х гг. школьные музеи при нескольких школах. Неко-
торые из них временно исчезали и возродились в новом качестве в 19801990-е гг. [2. С. 3]. Они, несомненно, способствовали культурно-историческому воспитанию молодежи. Музеи наряду с театрами и библиотеками имеют огромную созидательную силу, формирующую культуру человека. Эта мировая тенденция способствовала созданию региональных музеев в малых городах по всей России. Одним из них стал музей г. Северска. Первоначально речь шла о выставочном зале, где жители города могли бы познакомиться с работами местных мастеров и лучшими образцами мирового искусства. Место для музея было выбрано очень удачно, на Театральной площади, а здание, построенное в конце 1980-х гг. по проекту специалистов ВНИИПИЭТ (руководитель проектной группы И.П. Пушков), стало самым оригинальным в городе, привлекающим внимание как жителей, так и гостей Северска.
24 декабря 1987 г. Выставочный зал-Музей г. Северска был открыт. Первые выставки - «Традиционная культура народов Востока» из фондов ТОКМ, «Томские художники» и работы учащихся ДХШ «Детское творчество» - посещали в основном работники предприятий города в рамках обязательной культурно-массовой работы участников социалистического соревнования. Последующие выставки предоставлялись крупнейшими музеями страны и вызывали огромный интерес среди жителей города. Это такие выставки, как «Декоративно-прикладное искусство России», «Русское строевое оружие», «Художественные коллекции русских дворцов Павловска, Гатчины, Александровского» и др. [3. С. 7]. В 1990-е гг., с изменением обстановки в стране финансирование привозных выставок прекратилось, и музей начал искать новые формы работы и новую аудиторию. Такой аудиторией стали по просьбе самих воспитателей детские сады города. В 1992 г. Н.А. Коверко разработала для них образовательную программу, включающую экскурсии, лекции, игровые занятия, и эта программа с некоторыми дополнениями и изменениями работает до сих пор.
В 1991 г. в Северске благодаря неоднократному ходатайству Томского университета и настойчивости его выпускника А.Д. Гамана, увлеченного археологией и до конца своих дней беззаветно ей служившего, была создана Археологическая инспекция. Она располагалась первоначально в цокольном этаже здания Администрации Северска. А.Д. Гаман постоянно знакомил руководителя отдела культуры Администрации города Валерия Освальдовича Эльблауса с находками с окрестных памятников, которые он обследовал; эти находки свидетельствовали о богатой истории края. Неоднократно при этом присутствовала Л.М. Плетнева, которая проводила раскопки на территории г. Северска с 1984 по 1991 г., и о ее работах также знали в Администрации. В Томском университете, как и по всей стране, в 1993 г. произошло сокращение штатов. По инициативе В.О. Эльблауса в Выставочном зале-Музее был открыт отдел археологии и этнографии. Из университета на работу в новый отдел были приглашены кандидаты исторических наук археологи Е.А. Васильев, Л.М. Плетнева и этнограф П.Е. Бардина. Руководство отделом было поручено Л.М. Плетневой.
Сотрудникам отдела с первого дня было ясно: Выставочный зал-Музей тогда станет музеем, когда в нем будет создана историко-краеведческая экспозиция. Начинать надо с нуля: никаких коллекций ни по археологии, ни по этнографии в фондах Выставочного зала-Музея практически не было, за ис-
ключением некоторых вещей, переданных Обществом охраны памятников истории и культуры. Чтобы собрать материалы, нужны годы. Открыть экспозицию через несколько лет - это была сверхзадача. Сотрудниками был разработан план проведения археологических полевых работ с целью получения коллекций, из которых нужно будет выбрать предметы для экспозиции. Раскопки предусматривались по всем хронологическим периодам древней истории Томского Приобья, за исключением эпохи палеолита из-за отсутствия памятников.
В 1994-1995 гг. Е.А. Васильевым были проведены раскопки поселения Чекист [4, 5], в 1995-1996 гг. - поселения Самусь-1У [6, 7]. В 1993-1994 гг. Л.М. Плетневой раскопан Савинский могильник [8]. К слову сказать, в раскопках принял участие В.О. Эльблаус («...я должен знать, за что я плачу деньги археологам, как они работают и о результатах их работ»). Значительная часть археологических фондов была пополнена сотрудниками Археологической инспекции, как обследовавшими ежегодно территорию ЗАТО Северск с целью сохранения известных памятников, выявления новых объектов, так и проводившими обширные полевые работы на памятниках, материалы из которых предполагалось включить в экспозицию музея. Так, А.Д. Га-маном, руководителем Археологической инспекции, были исследованы памятники - могильники Чердашный Лог-Ш, Аникин камень-1 [9, 10].
В результате проведения интенсивных полевых работ Музей г. Северска стал обладателем уникальнейших археологических коллекций: с поселений Самусь-1У (эпоха бронзы), Чекист (заключительный этап эпохи бронзы), Чердачный Лог, на котором исследовано 17 культурных слоев, относящихся к эпохам камня, бронзы, раннего железа и позднего средневековья, из могильника Савинского (эпоха раннего железа) и из устья Большой Киргизки (эпоха развитого средневековья) [11]. Эти коллекции репрезентативны и послужили основой для предметных комплексов археологической части экспозиции.
По этнографии были предусмотрены экспедиции в пригородные томские селения, выходцы из которых в свое время переселились в Северск и трудились на предприятиях города. Были запланированы этнографические экспедиции П.Е. Бардиной и С.В. Березовской. Первоначально планировалось привлечение этнографических материалов, собранных ранее П.Е. Бардиной для Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ, однако вскоре необходимость в этом отпала, так как новые сборы давали возможность обойтись собственными коллекциями музея. Были проведены этнографические экспедиции под руководством П.Е. Бардиной в с. Ярское (1994), Нелюбино, Губино (1995), пос. Самусь, Орловку, Кижирово (1996-2003) [12]. Также проводились сборы в с. Иглаково и с выходцами из исчезнувшей д. Белобородово. В результате были накоплены вещевые источники, предметы быта, орудия труда и утварь конца XIX - начала ХХ в., характерные для старожильческих томских селений.
После проведения экспедиций каждый год организовывались выставки, которые вызывали неизменный интерес северчан, особенно школьников. Эти выставки являлись средством научного апробирования материалов и погружения посетителей в познание догородской истории. Важным моментом
в подготовке к созданию экспозиции были проведение конференций и публикации новых материалов в разных изданиях [13-20].
На музеи возложена огромная ответственность за сохранение и трансляцию культурно-исторического наследия предков. Одним из путей передачи является создание музейной экспозиции. В научной литературе есть несколько определений понятия «музейная экспозиция». Приведем два примера. «Экспозиция - это важнейшее звено музейной коммуникации, только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, невоспроизводимой в рамках других общественных институтов» [21. С. 257]. «Музейная экспозиция - это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений» [22. С. 427]. Оба определения в полной мере отражают суть музейной экспозиции.
Экспозиция «По реке времени» представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обусловлено научной концепцией, в основу разработки которой были положены принципы историзма и объективизма. Экспозиция построена по культурно-хронологическому принципу. Исходя из содержания экспозиции, порядка группировки и организации экспозиционных материалов, разработчиками экспозиции был выбран систематический метод. Тематико-экспозиционный план в окончательном варианте был принят научно-методическим советом музея 28 февраля 1997 г. и утвержден директором И.М. Рудой\ Он имел следующую структуру:
Раздел 1 (ответственные к.и.н. Е.А. Васильев, к.и.н. Л.М. Плетнева): Археология. Подраздел: Каменный век. Темы: Палеолит; неолит. Подраздел 2: Бронзовый век. Темы: Ранний бронзовый век - самусьская культура; поздний бронзовый век - ирменская культура. Подраздел 3: Эпоха железа. Тема 1: Раннее железо. Тема 2: Средневековье. Подтема 1: Раннее Средневековье. Подтема 2: Развитое Средневековье. Подтема 3: Позднее Средневековье.
Раздел 2 (ответственная С.В. Березовская): От монастыря до Северска. Подраздел 1: Русские в Притомье. Подраздел 2: Православные традиции местного населения.
Раздел 3 (ответственная к.и.н. П.Е. Бардина): Этнография русских сибиряков. Подраздел 1: Крестьянское подворье. Подраздел 2: Старообрядцы таежного Притомья.
Все разделы, подразделы и темы снабжены текстами, отражающими их основное содержание.
Для художественно-эстетического оформления экспозиции был приглашен член союза художников РФ С.С. Павский.
Кратко опишем экспозицию по разделам.
Раздел 1. Археология. Эпоха камня - это время первоначального освоения человеком территории Нижнего Притомья. Время палеолита в экспозиции представлено фотографией и прорисовкой уникальной находки - части бивня мамонта с рисунками. Это единственный предмет с граффити из За-
1 В феврале 1997 г. Выставочный зал-Музей г. Северска переименован в муниципальное учреждение «Музей г. Северска».
падной Сибири, датирующийся ХУП-ХУ1 тыс. до н.э. На бивень тонкими резными линиями нанесены изображения двугорбых верблюдов со стреловидными знаками мамонта и оленя или лося [23. Ил. 3].
Эпоха неолита характеризуется подлинными орудиями труда охотников и рыболовов. Это тёсла, наконечники стрел, ножи, скребки и другой инвентарь [Там же. Ил. 4].
Следующий подраздел экспозиции - эпоха бронзы - состоит из двух подразделов: эпохи ранней бронзы и поздней бронзы. Коллекции музея г. Северска с поселений Самусь-ГУ позволили охарактеризовать все стороны жизнедеятельности населения, проживающего на р. Томи в то время: от бронзовых, каменных и костяных орудий труда, охоты, рыболовства, предметов для производства бронзы, разнообразной по формам и орнаментации керамики до предметов искусства, отражающих мировоззрение. Кроме подлинных предметов произведена реконструкция жилища. Среди предметов искусства представлены скульптурное изображение головы человека [Там же. Ил. 5], каменная скульптура хозяина леса - медведя [Там же. Ил. 6, копия]. Уникальной находкой из поселения Самусь-ГУ для всей Северной Евразии является каменная скульптура «Молящий» [Там же. Ил. 7]. Человек изображен в позе полусидя, руки прижаты к туловищу. Резными линиями спереди и сзади показана, видимо, одежда. В районе коленей есть небольшое круглое отверстие, возможно, фигурка высотой в 6,5 см использовалась как подвеска.
Представление об эпохе поздней бронзы дают богатейшие материалы, полученные при раскопках поселения Чекист, расположенного на берегу р. Большой Киргизки в пределах территории г. Северска. Прекрасная сохранность предметов из кости наряду с предметами из бронзы, камня позволяет наиболее полно раскрыть культуру населения эпохи: бронзовые нож, шило вставлены в костяные рукояти, игла с просверленным ушком, наконечники гарпуна и стрел, заполированные в процессе работы проколки и шитья, пуговица и другие предметы [Там же. Ил. 12]. Предметы высокоразвитого брон-золитейного производства: кельт, ножи, украшения, застежки, - свидетельствуют об экономической основе этого периода древней истории Томского края. О мировоззренческих представлениях свидетельствует «священное» дерево с принесенными жертвами.
Среди экспонатов эпохи раннего железа следует обратить внимание на бронзовые удила конца VII - VI в. до н.э. из могильника Аникин Камень-1 свидетельствующие об использовании лошади на нашей территории. Это наиболее ранние удила на значительной территории в южной части тайги Западной Сибири. Совершенно уникальной находкой, происходящей из Са-винского могильника, является бронзовый кистень. Сохранились круглая гирька с петлей для привязывания ремня и бронзовая рукоять с остатками кожи. Оружие грозное, аналогичное ему в Сибири неизвестно.
Эпоха Средневековья - это время полного освоения железа, знакомства с древнетюркской культурой, экспансией тюрок в эпоху развитого Средневековья, формирования томских татар.
Раннее Средневековье. Еще в 1896 г. С.К. Кузнецовым была раскопана часть могильника у Архиерейской Заимки. Коллекция хранится в Государственном историческом музее (ГИМ). Коллекция из этого могильника - одна
из первых коллекций ГИМа из Сибири. В экспозиции музея г. Северска представлены фотографии материалов этой коллекции. Подлинные предметы: оружие, бытовые предметы, детали одежды, украшения, - характеризуют культуру населения У1-1Х вв. Исключительной находкой является бронзовая бляха с мифологическим сюжетом: показаны три сферы мироздания: верхний, средний и нижние миры. Центральной фигурой является сам человек, и посредством мифологических образов передана его связь с тремя мирами.
Развитое Средневековье - это период взаимодействия местного населения с пришлым - кимако-кыпчакским. Поселение и могильники этого времени раскопаны на территории г. Северска. Среди захороненных воины-всадники, пешие воины-лучники, военачальники, о чем свидетельствуют экспонаты.
Для наглядного представления о том, как выглядел воин-всадник с полным вооружением и с защитными доспехами эпохи развитого Средневековья, художником выполнена картина почти в натуральную величину по имеющейся в научной литературе реконструкции. В этой же потдтеме был использован такой прием, как реконструкция погребения воина с головой и конечностями коня из могильника устья Большой Киргизки. Эти два экспоната -картина и реконструкция погребения - вызывают у школьников неизменный интерес.
Из-за отсутствия письменности у коренных народов Западной Сибири археологические источники продолжают играть важную роль. Занимались томские татары скотоводством, охотой, рыбной ловлей и земледелием. Экспонаты ввиду отсутствия коллекций на время создания экспозиции были взяты на временное хранение из МАЭС ТГУ. Они отражают различные стороны жизнедеятельности томских татар в XVI - начале XVIII в.
Раздел 2. История освоения русскими Нижнего Притомья довольно хорошо изучена историками начиная с грамоты царя Бориса Годунова, выданной князю томских татар-эуштинцев Тояну, и строительства Томского города. Служилые люди из города, конные и пешие казаки вскоре начали распахивать пашни вокруг города для обеспечения себя хлебом и стали основателями многих заимок, селений вокруг него. В том числе одними из первых возникли селения Спасское, Нелюбино, Губино, Попадейкино, несколько позднее - Белобородово и Иглаково [13, 17]. Первым русским поселением на территории будущего г. Северска был Усть-Киргизский мужской монастырь, основанный монашеской общиной в устье р. Большая Киргизка в 7 верстах от Томского города. История монастыря была подробно исследована С.В. Березовской [14, 16], что послужило основой для создания исторической части экспозиции. Израненные после многочисленных стычек с кочевниками, устав от ратной службы престарелые казаки пожелали уединиться для работ и молитв в обители, дважды проходя обряд пострига и тем самым достигая высшей ступени монашества - схимничества. Комплекс первого подраздела содержал архивные материалы и фотографии по истории Томска и пригородных селений, в том числе карту С.У. Ремезова 1701 г., фотографии домов и церкви в Иглаково и др. Позднее подраздел был дополнен макетом Томского города, пушкой XVII в., реконструкцией кольчуги. Комплекс второго подраздела содержал архивные сведения и фотографии по истории Богородице-Алексеевского монастыря и Архимандритской заимки, которая осталась на
его месте, когда сам монастырь был перенесен в город. Кроме этого в экспозиции представлены архивные документы из Богородице-Алексеевского монастыря, фотографии Покровской церкви и священнослужителей, а также реконструкция кельи монаха с раскрытым на аналое Псалтырем XVIII в., четками для молитв и лампадой. В экспозиции представлен фрагмент каменного надгробия с могилы одного из томских воевод, похороненного у Алек-сеевского монастыря. Покровская церковь, построенная на месте сгоревшего храма, была освящена одним из самых почитаемых в Томске настоятелей архимандритом Виктором в 1877 г. В экспозиции представлена икона «Покров Пресвятой Богородицы», которой и был посвящен храм, а также Острожская Библия 1581 г., Псалтырь с восстановлением 1634 г., Канонник конца XIX в. Недалеко от Покровской церкви на заимке находился каменный одноэтажный настоятельский дом, который сохранился до настоящего времени и является самым старым строением в Северске. На заимке, включающей 795 десятин земли, монахами содержались пасека, скотный двор, занимались также ловлей рыбы, пахотой, заготовкой строевого леса и дров, как и крестьяне из соседних деревень. В 1908 г. в Покровской церкви на Архимандритской даче после литургии при освящении архимандрита Виктора состоялся крестный ход к кургану, где по преданию были похоронены 70 иноков и послушников, погибших в бою при защите монастыря, и был установлен памятный крест.
Раздел 3. Этнографическая часть экспозиции «По реке времени». «Этнография русских сибиряков» планировалась из двух подразделов: «Крестьянское подворье» и «Старообрядцы таежного Притомья». Материалы для экспозиции были собраны П.Е. Бардиной в основном во время этнографических экспедиций музея, частично получены из Общества охраны памятников истории и культуры и подарены жителями города, в том числе жителями с. Иглаково. Этнографическая часть экспозиции «По реке времени» посвящена хозяйству и жилищу русских сибиряков, преимущественно с. Белобородо-во и Иглаково, на месте которых вырос новый город Северск. Эти селения были частью большого куста старожильческих томских селений, возникших вскоре после строительства Томского города [13. С. 54-68].
В разделе «Этнография русских сибиряков Притомья» создан макет из трех стен срубной избы с передним углом и русской печью, так как жилище по старинным русским традициям воспринималось как важнейшая часть обжитого, освоенного пространства, безопасного и благоприятного для человека. Для улучшения обзора внутреннего пространства избы для посетителей сделан проход, разделяющий избу на две части - передний угол и печь. Самым почетным местом в доме был передний, или святой, угол, где находился большой обеденный стол с лавками, на полочке иконы, убранные вышитым полотенцем, здесь усаживали почетных гостей, жениха с невестой на свадьбе, а также укладывали покойника, провожая его в последний путь. По диагонали от переднего угла, по северно-русской традиции, располагалась большая русская печь с лежанкой и домашней утварью для приготовления пищи. Место перед печью - куть - издавна считалось женской частью избы, тогда как передний угол был местом хозяина. Женщины-сибирячки, как и повсюду, занимались прядением, ткачеством, вязанием, вышивкой и шитьем одежды. Девушки готовили себе к свадьбе приданое: ткали и вышивали полотенца, вязали к ним кружева и подзоры для нарядной простыни к кровати. Обяза-
тельными атрибутами в крестьянском доме были сундуки, в которых хранилось имущество жены. В экспозиции представлены сундук, одежда, обувь, вышитые полотенца, ручная прялка с куделью и веретеном, самопрялка и рубель с катком для глажения холстов, а также ручной ткацкий стан -кросна. На фотографиях начала XX в., размещенных в экспозиции, можно увидеть, как выглядели жители томских селений 100 лет назад.
Возле избы располагалось крестьянское подворье с необходимыми орудиями труда по хозяйству русских сибиряков - земледелию, скотоводству, рыболовству, охоте, обработке дерева и металла, ткачеству и женским рукоделиям. Тема раскрывается с помощью многочисленных подлинных орудий труда и предметов быта. Так, старинные ручные жернова, серпы, сельница и соха раскрывают все этапы земледельческих работ. Особенно хорошо представлены орудия рыболовства (иглички, сеть, грузила из камней в бересте, плетеная корчажка, острога, вёсла и пр.), так как р. Томь издавна кормила местное население. Хорошо представлены орудия по обработке дерева (топор, рубанки, пилы), а также орудия кузнечного и бондарного промыслов. На хозяйственно-бытовом укладе, одежде и предметах быта русских старожилов пригородных томских селений отразилось влияние большого губернского города, каковым был Томск. В витринах «Городской привоз» представлены предметы быта (самовары, фарфоровая посуда, изделия из стекла и др.), приобретенные в городе, поскольку городские товары были вполне доступны для населения пригородных томских деревень. Сельчане часто ездили в город, возили на продажу продукты своего хозяйства.
Подраздел «Старообрядцы таежного Притомья» базировался на создании витрины с манекенами в полном одеянии староверов с лестовками и подручниками, а также дополнялся старопечатными книгами, иконами и фотографиями по истории раскола русской православной церкви. Уникальным экспонатом в этом разделе были ноты крюковые для религиозных песнопений староверов. Выделение темы по старообрядцам объясняется наличием в здешних таежных местах действующих старообрядческих скитов, а также довольно большим количеством потомков староверов среди сельского населения Притомья. Впервые о старообрядцах недалеко от Томска было отмечено еще в XVII в. [15. С. 20].
Этнографические экспонаты имеют непреходящее и все возрастающее значение для музейно-педагогической работы, особенно с детскими коллективами, поскольку позволяют погрузиться в историю, прикоснуться к жизни далеких предков. В традиционной культуре любого народа каждая вещь, будь то орудие труда, одежда, посуда или культовые предметы, изготавливалась своими руками именно так, как делали это предки, с соблюдением определенных правил, запретов и обрядов. Эти вещи стремительно исчезают или уже исчезли из повседневной жизни и зачастую сохраняются только в музеях. У русских сибиряков, издавна поселившихся на томской земле, есть богатая история хозяйственно-бытового освоения края. Своеобразие традиционной культуры русских сибиряков в пригородных томских селениях выражалось в давнем проникновении в крестьянский хозяйственно-бытовой уклад городских предметов быта и в целом большом влиянии городской культуры. Потомки жителей из всех этих селений живут ныне в Северске, Томске, других населенных пунктах и хранят память о своих предках. Кроме
того, в зону притяжения Северска вошла практически вся территория Томской области, поскольку строить город и новое производство собралось молодое поколение из многих селений области, а также и из других мест всего Союза. По существу, музей ведет работу для внуков и правнуков первострои-телей города, рассказывая и показывая с помощью подлинных экспонатов и документов историю освоения суровых сибирских земель и традиционный хозяйственно-бытовой уклад их предков.
К открытию экспозиции «По реке времени» был приурочено проведение третьей научно-практической конференции «Музей и город», на которой выступили с докладами сотрудники музея, археологи и историки из Томска, а также представители культуры и образования Северска. Итогом работы экспозиции первых лет была публикация путеводителя [23].
К открытию экспозиции были подготовлены экскурсоводы, которыми являлись все научные сотрудники музея, так как по штатному расписанию полагался только один экскурсовод. Для этого авторами экспозиции были написаны тексты экскурсии, которые были обсуждены на научно-методическом совете музея. Затем будущие экскурсоводы должны были провести экскурсию в присутствии членов научно-методического совета. Не всем это удавалось сделать с первого раза, особенно по разделу «Археология». И только после одобрения научно-методическим советом проведенной экскурсии экскурсовод допускался к этой работе. Открытие экспозиции в мае 2001 г. явилось значительным событием в культурной жизни г. Северска. Теперь это культурное учреждение приобрело полноценный статус музея. Однако история создания экспозиции на этом не закончилась.
В 2009 г., после чрезвычайной ситуации, связанной с ремонтом крыши музея, экспозиция «По реке времени» была не только полностью восстановлена, но и значительно обновлена и дополнена тем же авторским коллективом и художником С.С. Павским. Благодаря активным археологическим исследованиям сотрудников музея и томских археологов в музей г. Северска за период 2007-2019 гг. поступило 100 археологических коллекций и единичных находок, что составило около 36 тыс. ед. хр. Самые аттрактивные находки пополнили экспозицию. В их число входят средневековые подвески из бронзы: лапчатая подвеска (поселение Ортоков исток), подвеска из белой бронзы в виде хищника в урало-сибирском зверином стиле (поселение Кар-туль) и культовая подвеска в виде птицы, на груди которой имеются личина человека и изображение головы и лап медведя в «жертвенной позе» (Тимирязевское поселение IV). Появилась витрина с кулайским культовым литьем, отражающая мировоззрение этой культурной общности. На дереве, символизирующем Мировое Дерево, расположены бронзовые изображения птиц (Верхний мир), животных (Средний мир) и хтонических существ (Нижний мир). Из материалов, уже имеющихся в фондах музея (находки из курганного могильника на поселении Чекист, курганный могильник Аникин камень, сборы с Басандайского курганного могильника), была оформлена витрина, показывающая период тюркизации Нижнего Притомья (проникновение тюр-коязычных групп). Это были группы кимако-кыпчаков и сросткинскинской археологической культуры, на основе которой при смешении с местным (самодийским) компонентом сложилась басандайская археологическая культура. В витрине также представлены фрагменты керамических сосудов и быто-
вых предметов татар-эуштинцев (поселение Энеково, поселение Усть-Киргизка), сформировавшихся в период позднего Средневековья.
В 2017 г. в результате историко-культурных исследований в историческом центе Томска в музей поступила большая коллекция, относящаяся к русской культуре. В витрине «Предметы материальной культуры жителей г. Томска XVII-XIX вв.» выложены монеты различного номинала, украшения (перстни, кольца, серьги), товарные пломбы, складни солдатские, кресты нательные, пряжки, пуговицы, нашивки, наперстки и пр.
К 70-летию г. Северска музеем было получено в дар от Госкорпорации «Росатом» новое оборудование: сенсорные столы, игра-головоломка Hidden Objects Games и VR-очки. Один из трех сенсорных столов («Догородская история») был помещен на экспозицию «По реке времени». В него были загружены материалы начиная с каменного века до середины XX в. (строительство города) - тексты, фотографии и SD-изображения музейных предметов, скан-копии документов, видеолекции.
На экспозиции в разделе «Эпоха бронзы» находится VR-зона с виртуальными очками. Очки виртуальной реальности содержат два небольших фильма, снятых профессиональной панорамной камерой. В них демонстрируются процесс отливания топора-кельта из бронзы и производство самусьских керамических сосудов. Герои (персонажи фильмов) и одежда максимально приближены к реалиям эпохи бронзы, а именно к самусьской археологической культуре. Фильмы снимались на оз. Круглом в п. Самусь, недалеко от археологического памятника федерального значения - поселения Самусь-IV. В съемках участвовали сотрудники музея и любители-реконструкторы, использовались копии предметов самусьской культуры, напечатанные на 3D-принтере. В очках виртуальной реальности можно посмотреть карту с археологическими памятниками в нижнем течении р. Томи, фотографии археологических раскопок, которые проводились сотрудниками отдела археологии и этнографии музея и фотографии раздела «Археология» экспозиции «По реке времени». Также в очки VR загружены 3D-модели предметов, обнаруженных на археологическом памятнике поселение Самусь-IV: бронзовый топор-кельт, фрагмент керамического сосуда с антропоморфным изображением, изображение головы человека, каменная скульптура «Молящий». Все фильмы и изображения сопровождаются аудиокомментариями.
Одним из дополнений было создание комплекса «Этнография народов Сибири». Включение данного комплекса в экспозицию музея объясняется тем, что знакомство с коренными народами Сибири входило в учебную программу для школьников по «Сибиреведению», а также желательно для каждого человека, считающего себя сибиряком. Комплекс состоит из макета переносного конического жилища - чума с внутренним интерьером на основе жилища северных хантов, витрин «Рыболовство русского и коренных народов Сибири», «Узоры народов Сибири», «Эвенкийские духи - помощники шамана». Позднее была дополнена красочная витрина с материалами по рыболовству, а также витрина с материалами археологических раскопок по спасению памятника XVII - начала XX в. грунтовый могильник Колымухта и грунтового могильника XVII в. Пыль-Карамо (захоронения предков селькупов). Основой комплекса стали экспонаты, привезенные из г. Ханты-Мансийска и Салехарда Н.В. Лукиной, этнографом, доктором исторических
наук, а также копии подлинных предметов (пальма, ножны, веретено, маска из бересты, изображение домашнего духа, бирка для счета песен и др.), выполненные художником С.Г. Бардиным, хантом по происхождению. Эвенкийские вещи подарены жителями нашего города, некоторые экспонаты, главным образом орудия рыболовства, собраны в экспедициях музея.
Витрина «Рыболовство русского и коренных народов Сибири» - с фоновой фотографий рыбаков на обласке - долбленой лодке, которую изготавливали и использовали на рыбалке как коренные народы Сибири, так и русские. Многие орудия рыболовства и орудия, используемые для изготовления рыболовных снастей, имеют столь давнее происхождение, что имеют сходство у разных народов. Например, аналогичные иглички для плетения сетей использовались и у русских, и у народов Сибири. Сходными были грузила для сетей, которые изготавливали из камней, завернутых в бересту, или из обожженной глины, а также поплавки из коры деревьев. Русские принесли кованые из железа орудия, такие как острога, блесна, багор, однако и у народов Сибири были известны подобные орудия.
Витрина «Эвенкийские духи - помощники шамана» содержит подлинные предметы, предположительно ХУН-ХУШ вв., которые использовал шаман во время обряда, и дополнена фотографией эвенкийского шамана во время камлания. Предметы шаманского культа были найдены геологами в Восточной Сибири у дерева с захоронением шамана и переданы в музей местным коллекционером. Они состоят из 11 металлических кованых фигурок с изображениями представителей трехчастного мира - змеи, пресмыкающихся, рыбы, птиц, людей, и двух пластин с разветвленными концами. Представленные в экспозиции изображения духов - помощников шамана являются уникальными экспонатами по духовной культуре эвенков.
В витрине «Узоры народов Сибири» представлены в основном современные хантыйские вещи (бисерные нагрудные женские украшения, сумка для рукоделий, игольница, модель женского халата, куклы в традиционной одежде, бирка для счета песен и др.), привезенные с севера Западной Сибири. Интересна обувь (без пары) из ровдуги, расшитая бисером, подаренная в музей П.Г. Мухиной, сестра которой работала в 1950-е гг. учительницей в Верхнекетском районе, и среди ее учеников были дети коренных народов, в частности эвенков, родители которых подарили ей эти унты.
Комплекс «Старообрядцы» был заменен витриной с наиболее интересные раритетами, среди которых есть берестяная книга с написанными словами молитв на тонких листах бересты. Комплекс «Рыболовство» после реконструкции заменен макетом промысловой избушки с очагом в виде чувала, с характерными для Сибири орудиями труда по кедровому, охотничьему и рыболовному промыслам. Комплекс дополняют витрины с чучелами местных промысловых животных и птиц.
Исторический раздел пополнился пушкой XVII в., макетом Томской крепости, моделью кольчуги. В реконструкции монашеской кельи появилась схима, подаренная музею епископом Томским и Асиновским Ростиславом.
Экспозиция регулярно обновляется и дополняется новыми материалами, собранными в поездках и подаренными жителями города. Так, появились вилы стоговые, обласок, соха, плуг, рубанки и другие орудия для обработки дерева. Сбор материалов продолжается постоянно, и не только по русским
старожилам, но и среди переселенцев более позднего времени, например среди потомков белорусов из д. Виленка, живущих ныне в г. Северске. В результате экспозиция была дополнена комплексом «Была деревня Виленка» с интерьером горницы середины XX в. Здесь же размещены материалы по истории трудовой коммуны «Чекист» накануне строительства города. К 70-летнему юбилею Дня Победы в Великой Отечественной войне была оформлена выставка, материалы из которой дополнили экспозицию «По реке времени», так как посвящены были местным историческим событиям (работе эвакуированного Xарьковского минного завода, жизни деревень в годы войны и т.д.).
В 2017-2018 гг. были проведены этнографические экспедиции к томским татарам, которые проживали в д. Эушта, Черная Речка, Тахтамышево и других еще до строительства Томского города. Было собрано около сотни экспонатов, старых фотографий, и экспозиция дополнилась витриной с предметами быта и Кораном начала XX в. томских татар.
На базе экспозиции регулярно проводятся экскурсии, лекции, игровые занятия для школьных и дошкольных образовательных учреждений города по специальным культурно-образовательным программам, разработанным сотрудниками музея [24]. Одним из важных направлений работы с посетителями музея является работа с группами дошкольников из детских садов города. Она была начата по инициативе педагогов детских садов с целью дополнения программы дошкольных учреждений возможностями музея. Для них разработана специальная программа «Волшебный туесок», которая знакомит с народными традициями сибиряков в увлекательной игровой форме. Для школьников в музее проводятся занятия по более чем десяти программам, в каждую из которых входит 7-8 лекций с презентаций и игровыми моментами. Это такие программы, как «Мир народной культуры», «Томск. 4 века истории», «Из истории экспоната», «Пир на весь мир», «Обряды и верования предков», «Из истории привычных вещей», «Литературное наследие Сибири», «Путешествие в страну Экологию», «Северск - мой город», «Священные животные народов Сибири», «Жили-были народы России». Занятия проводятся на фоне экспозиции, кроме того, используются экспресс-выставки с использованием экспонатов из интерактивной коллекции, которые можно потрогать руками. В занятие «Археологические памятники Северска» (программа «Северск - мой город») вписаны очки VR. На этом занятии школьники могут совершить путешествие во времени и погрузиться в эпоху бронзы, а также побыть археологами, находя фрагменты керамики в песочнице-раскопе и собирая пазлы.
В 2012 г. на базе экспозиции в музее был реализован проект конкурса «Православная инициатива» - «Православие. Сближение. Творчество» для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, которых знакомили с народными традициями русских сибиряков и православными календарными праздниками.
В 2013-2014 гг. на базе экспозиции был осуществлен проект «Народный календарь. Творческие мастерские по традициям русских сибиряков» с привлечением молодежи и взрослого населения города. В течение года по датам, приуроченным к праздникам народного календаря (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иванов день, Семенов день, Покров, Кузьминки и др.),
посетители знакомились с помощью игровых программ с календарными праздниками и обрядами русских сибиряков, с народными знаниями, ремеслами и играми.
В 2014-2015 гг. музейный проект «Ради красного словца» был представлен на конкурс «Культура России» и получил поддержку федеральной программы «Культура России 2012-2018 гг.» по номинации «Нематериальное культурное наследие народов России». Этот проект призван возродить, популяризировать и привить любовь к такому незаслуженно забытому жанру народного творчества, как пословицы, поговорки и присловья, издана присущие русской народной речи. В проекте использованы в основном пословицы и поговорки, записанные в Томской области, с привлечением материалов по другим регионам России. Для реализации проекта «Ради красного словца» разработано несколько сценариев, на которых участники проекта - сотрудники музея в народных костюмах, ведут беседы, разыгрывают сценки и разговаривают исключительно только пословицами и поговорками. На базе экспозиции и всех выставок музея уже несколько лет проводится красочная и интересная «Ночь в музее», на которую собираются тысячи горожан.
О работе уникальной экспозиции музея, ее экспонатах и исследовательской работе сотрудников мы постоянно публикуются материалы на сайте музея, в прессе, в сборниках, по итогам конференций и в книгах по истории родного края [25-32].
Литература
1. Северск. Страницы истории. 70-летию города посвящается. Северск : Музей г. Северска, 2019. 575 с.
2. Томские музеи. Музей Северска : материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области». Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. 224 с.
3. Кондрашева Л.В. Муниципальное учреждение «Музей г. Северска» // Томские музеи. Музей Северска : материалы к энциклопедии «Музеи и музуейное дело Томской области» Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 7-13.
4. Плетнева Л.М., Васильев Е.А. Отчет об исследованиях археологической экспедиции Отдела культуры города Северска за 1993 г. // Музей города Северска. Архив отдела археологии и этнографии. 1994. № 9.
5. Васильев Е.А. Отчет о раскопках поселения Чекист летом 1994 г. // Музей города Северска. Архив отдела археологии и этнографии. 1995. № 10.
6. Васильев Е.А. Отчет о раскопках поселения СамусьЛУ летом 1995 г. // Музей города Северска. Архив отдела археологии и этнографии. 1996. № 4.
7. Васильев Е.А. Отчет о раскопках поселения СамусьЛУ летом 1996 г. // Музей города Северска. Архив отдела археологии и этнографии. 1997. № 5.
8. Плетнева Л.М. Отчет об археологических исследованиях Савинского Курганного могильника в 1994 г. // Музей города Северска. Архив отдела археологии и этнографии. 1995. № 10.
9. Гаман А.Д. Отчет об археологических исследованиях курганного могильника Чердаш-ный Лог-Ш в Томском районе Томской области в 1994 г. // Музей города Северска. Архив отдела археологии и этнографии. 1996. № 13.
10. Гаман А.Д. Отчет об археологических исследованиях курганного могильника Аникин Камень-! в Томском районе Томской области в 1994 г. Т. 1 // Музей города Северска. Архив отдела археологии и этнографии. 1996. № 12.
11. Васильев Е.А. Археологическая коллекция Музея города Северска // Томские музеи. Музеи г. Северска : материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области». Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 24-31.
12. Архивный отдел Администрации ЗАТО Северск. Ф. 1. Оп. 1. С. 16, 62, 87. Приказы Об организации этнографических экспедиций по Томскому району.
13. Северск: история и современность. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. 142 с.
14. Березовская С.В. Из истории Алексеевского мужского монастыря. Архимандритская заимка // Северск: история и современность. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. С. 82-91.
15. БардинаП.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск : Изд-во ТГУ, 1995. 224 с.
16. Березовская С.В. Усть-Киргизский монастырь // Северск неизвестный. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1996. С. 5-22.
17. Неизвестный Северск. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1996. 244 с.
18. Труды музея г. Северска. Музей и город. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. Вып. 1.
167 с.
19. Плетнева Л.М. Томское Приобье в позднее средневековье. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1990. 141 с.
20. Плетнёва Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам). Томск : Изд-во Том. ун-та, 1997. 350 с.
21. Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков : сб. документов и материалов / отв. ред. Э.А. Шулепова. М. : Этерна, 2010. 960 с.
22. Юренева Т.Ю. Музееведение : учебник для высшей школы. М. : Академический проект, 2007. 560 с.
23. По реке времени : путеводитель к экспозиции. Северск : Ветер, 2004. 84 с.
24. Бардина П.Е., Гаврилова И.В. Образовательные музейные программы в сохранении и передаче культурно-исторического наследия // Актуальные проблемы инновационного развития ядерных технологий : материалы конференции : Научная сессия НИЯУ МИФИ СТИ. Северск, 2018. С. 148.
25. История Северска : очерки. Северск : Контекст, 2009. 380 с.
26. Бардина П.Е. Музей как проводник народных традиций // Вестник Томского государственного университета. История. 2008. № 3 (4). С. 116-120.
27. Бардина П.Е., Кондрашева Л.В., Гаврилова И.В. Опыт сохранения и популяризации фольклорных и этнографических материалов по русским сибирякам в музее г. Северска // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2015. Вып. 3 (9). С. 50-58.
28. Бардина П.Е., Цурикова А.Ю. Изучение этнического состава населения Нижнего При-томья в музее города Северска // Актуальные проблемы инновационного развития ядерных технологий : материалы конференции : Научная сессия НИЯУ МИФИ СТИ. Северск, 2017. С. 100.
29. Бардина П.Е., Цурикова А.Ю., Костина Н.А. Северские древности // Мир Музея. М., 2018. С. 41-42.
30. Плетнёва Л.М., Мец Ф.И. Ритуальный комплекс раннего железного века в Томском Приобье // Приобье глазами археологов и этнографов. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 1025.
31. Плетнёва Л.М. Поселение Шеломок II // Труды Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. Т. 1. С. 57-66.
32. Плетнёва Л.М., Мец. Ф.И. О бронзовой бляхе из могильника Чердашный Лог-III // Томских журнал лингвистических и антропологических исследований. 2014. № 2. С. 59-71.
Ludmila M. Pletneva, Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Praskovya E. Bardina, Museum of the history of Seversk (Seversk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Svetlana V. Berezovskaya, Museum of the history of Seversk (Seversk, Russian Federation).
E-mail: [email protected].
Alexandra Yu. Tsurikova, Museum of the history of Seversk (Seversk, Russian Federation).
E-mail: [email protected].
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2021, 41, pp. 248-264.
DOI: 10.17223/2220836/41/22
THE HISTORY OF THE LOCAL HISTORY EXPOSITION "ALONG THE RIVER OF TIME" IN THE MUSEUM OF SEVERSK
Keywords: archeology; ethnography; history; museum; thematic exhibition plan; exposition
The Exhibition Hall Museum of Seversk was opened on December 24, 1987 as an exhibition hall. In the first years of its existence, it hosted temporary exhibitions from abroad, central museums of the Soviet Union, as well as exhibitions of local artists and the Children's Art School. In the early
1990s, the government ceased to financially support traveling exhibitions. The museum faced the problem of how to fill its space. The archaeological excavations conducted by the Tomsk State University and the Seversk Archaeological Inspectorate, which were well known to the Seversk Administration, suggested the idea of creating a Department of Archeology and Ethnography at the museum. This Department was created in 1993. PhD of History P.E. Bardina, E.A. Vasilyev and L.M. Pletneva, came to the Department from the Tomsk State University. From the very beginning, they made it their goal to open a local history exhibition in a few years. In order to create its own collection, the museum needed to undertake archaeological and ethnographic expeditions. It developed a clear plan to excavate already known monuments and, with significant financial support from the Seversk Administration (then known as the City Council of People's Deputies), brought this plan to life. The museum actively collected ethnographic materials in the surrounding villages. After each year of work, it presented exhibitions. At the same time, the museum developed a Scientific Concept and a Thematic Exposition Plan. In 1997, both documents were approved by the Scientific and Methodological Council of the museum. The Thematic Exposition Plan consisted of three sections: archeology, history of the first Russian settlement on the site of the future city, and ethnography. The exposition as a whole covers the ancient history, the Middle Ages, modern and contemporary times.
The archaeological section presents exhibits dating back to the Stone, Bronze, Early Iron, and Middle Ages.
The historical section demonstrates documents from archives on the history of the Virgin Mary-Alekseevsky Monastery, religious items, photographs of churches from the surrounding villages and priests, a copy of a fragment of the S.U. Remezov's map.
A model of a Russian log cabin with three walls, a front corner and a Russian stove is the central part of the ethnographic exposition. Agricultural and haymaking tools, tools for handicrafts, such as cooperage and blacksmithing, as well as for women's handicrafts, are presented on the outer wall of the log cabin. At a certain distance from the log cabin, there is a hunting hut with tools for hunting, fishing and pine nut harvesting.
The exposition is continually updated and supplemented. A particularly large update took place in 2009. In subsequent years, considerable attention was paid to the introduction of innovative technological developments into the exposition. Using the exposition, the museum provides guided tours, classes for schoolchildren and senior kindergarten groups on the basis of museum research and educational programs.
References
1. Zinoviev, V.P. (ed.) (2019) Seversk. Stranitsy istorii [Seversk. Pages of History]. Seversk: The Seversk Museum.
2. Chernyak, E.I. (ed.) (2012) Tomskiye muzei. Muzei Severska. Materialy k entsiklopedii "Muzei i muzeynoye delo Tomskoy oblasti" [Tomsk Museums. Seversk Museums: Source Data for the Encyclopedia of Tomsk Region Museums]. Tomsk: Tomsk State University.
3. Kondrasheva, L.V. (2012) Munitsipal'noe uchrezhdenie "Muzey g. Severska" [Municipal Institution "Museum of Seversk"]. In: Chernyak, E.I. (ed.) (2012) Tomskie muzei. Muzei Severska: materialy k entsiklopedii "Muzei i muzueynoe delo Tomskoy oblasti" [Tomsk Museums. Seversk Museums: Source Data for the Encyclopedia of Tomsk Region Museums]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 7-13.
4. Pletneva, L.M. & Vasilyev, E.A. (1994) Otchet ob issledovaniyakh arkheologicheskoy ekspeditsii Otdela kul'tury goroda Severska za 1993 g. [Report on the Research of the Archaeological Expedition of the Department of Culture of Seversk in 1993]. Muzey goroda Severska. Arkhiv otdela arkheologii i etnografii. 9.
5. Vasilyev, E.A. (1995) Otchet o raskopkakh poseleniya Chekist letom 1994 g. [Report on the excavation of the Chekist Settlement in the summer of 1994]. Muzey goroda Severska. Arkhiv otdela arkheologii i etnografii. 10
6. Vasilyev, E.A. (1996) Otchet o raskopkakh poseleniya Samus'-IV letom 1995 g. [Report on the excavation of Samus-IV Settlement in the summer of 1995]. Muzey goroda Severska. Arkhiv otdela arkheologii i etnografii. 4.
7. Vasilyev, E.A. (1997) Otchet o raskopkakh poseleniya Samus'-IV letom 1996 g. [Report on the excavation of Samus-IV Settlement in the summer of 1996]. Muzey goroda Severska. Arkhiv otdela arkheologii i etnografii. 5.
8. Pletneva, L.M. (1995) Otchet ob arkheologicheskikh issledovaniyakh Savinskogo Kurgannogo mogil'nika v 1994 g. [Report on the archaeological research of the Savinsky Burial Mound in 1994]. Muzey goroda Severska. Arkhiv otdela arkheologii i etnografii. 10.
9. Gaman, A.D. (1996) Otchet ob arkheologicheskikh issledovaniyakh kurgannogo mogil'nika Cherdashnyy Log-III v Tomskom rayone Tomskoy oblasti v 1994 g. [Report on the archaeological research of Cherdashny Log-III in Tomsk District of Tomsk Region in 1994]. Muzey goroda Severska. Arkhiv otdela arkheologii i etnografii. 13.
10. Gaman, A.D. (1996) Otchet ob arkheologicheskikh issledovaniyakh kurgannogo mogil'nika Anikin Kamen'-I v Tomskom rayone Tomskoy oblasti v 1994 g. [Report on the archaeological research of Anikin Kamen-I in Tomsk District of Tomsk Region in 1994]. Muzey goroda Severska. Arkhiv otdela arkheologii i etnografii. 12.
11. Vasilyev, E.A. (2012) Arkheologicheskaya kollektsiya Muzeya goroda Severska [The archaeological collection of the Seversk Museum]. In: Chernyak, E.I. (ed.) (2012) Tomskiye muzei. Muzei Severska. Materialy k entsiklopedii "Muzei i muzeynoye delo Tomskoy oblasti" [Tomsk Museums. Seversk Museums: Source Data for the Encyclopedia of Tomsk Region Museums]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 24-31.
12. The Seversk Administration. (n.d.) Prikazy Ob organizatsii etnograficheskikh ekspeditsiy po Tomskomu rayonu [Orders on the organization of ethnographic expeditions in Tomsk region]. The Archival Department of the Seversk Administration. Fund 1. List 1. pp. 16, 62, 87.
13. Pletneva, L.M. & Bardina, L.M. (eds) (1994) Seversk: istoriya i sovremennost' [Seversk: History and Modernity]. Tomsk: Tomsk State University.
14. Berezovskaya, S.V. (1994) Iz istorii Alekseevskogo muzhskogo monastyrya. Arkhiman-dritskaya zaimka [From the History of the Alekseevsky Monastery. Archimandrite Settlement]. In: Pletneva, L.M. & Bardina, L.M. (eds) (1994) Seversk: istoriya i sovremennost' [Seversk: History and Modernity]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 82-91.
15. Bardina, P.E. (1995) Byt russkikh sibiryakov Tomskogo kraya [Everyday Life of Russian Siberians in Tomsk Region]. Tomsk: Tomsk State University.
16. Berezovskaya, S.V. (1996) Ust'-Kirgizskiy monastyr' [Ust-Kirghiz Monastery]. In: Zinoviev, V.P. (ed.) Seversk neizvestnyy [The Unknown Seversk]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 5-22.
17. Zinoviev, V.P. (ed.) Seversk neizvestnyy [The Unknown Seversk]. Tomsk: Tomsk State University.
18. Anon. (2000) Trudy muzeya g. Severska [Proceedings of the Museum of Seversk]. Vol. 1. Tomsk: Tomsk State University.
19. Pletneva, L.M. (1990) Tomskoe Priob'e v pozdnee srednevekov'e [The Tomsk Ob Region in the Late Middle Ages]. Tomsk: Tomsk State University.
20. Pletneva, L.M. (1997) Tomskoe Priob'e v nachale II tys. n.e. (po arkheologicheskim istochni-kam) [The Tomsk Ob Region in the Early Second Millennium AD (Based on Archaeological Data)]. Tomsk: Tomsk State University.
21. Shulepova, E.A. (ed.) (2010) Muzeevedcheskaya mysl' v Rossii XVIII-XX vekov: sbornik dokumentov i materialov [The Museological Thought in Russia of the 18th - 20th Centuries: Collection of Documents and Materials]. Moscow: Eterna.
22. Yureneva, T.Yu. (2007)Muzeevedenie [Museology]. Moscow: Akademicheskiy proekt.
23. Anon. (2004) Po reke vremeni. Putevoditel' k ekspozitsii [Along the River of Time. A Guide to the Exposition]. Seversk: Veter.
24. Bardina, P.E. & Gavrilova, I.V. (2018) Obrazovatel'nye muzeynye programmy v sokhranenii i peredache kul'turno-istoricheskogo naslediya [Educational Museum Programs for the Preservation and Transfer of Cultural and Historical Heritage]. Aktual'nye problemy innovatsionnogo razvitiya yadernykh tekhnologiy [The Relevant Problems of the Innovative Nuclear Technology Development]. Proc. of the Conference. Seversk.
25. Zinoviev, V.P. et al. (eds) Istoriya Severska: ocherki [History of Seversk: Essays]. Seversk: Kontekst.
26. Bardina, P.E. (2008) Museum as a Center of Folk Traditions. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 3(4). pp. 116-120. (In Russian).
27. Bardina, P.E., Kondrasheva, L.V. & Gavrilova, I.V. (2015) The experience of preservation and popularization of folkloristic and ethnographic materials about Russian Siberians in the Museum of Seversk]. Tomskiy zhurnal lingvisticheskikh i antropologicheskikh issledovaniy - Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology. 3(9). pp. 50-58. (In Russian).
28. Bardina, P.E. & Tsurikova, A.Yu. (2017) Izuchenie etnicheskogo sostava naseleniya Nizhne-go Pri-tom'ya v muzee goroda Severska [Study of the ethnic composition of the population of the Lower Tomsk region in the museum of the city of Seversk]. Aktual'nye problemy innovatsionnogo razvitiya yadernykh tekhnologiy [Topical Problems of Innovative Development of Nuclear Technologies]. Proc. of the Conference. Seversk. p. 100.
29. Bardina, P.E., Tsurikova, A.Yu. & Kostina, N.A. (2018) Severskie drevnosti [Seversk Antiquities]. MirMuzeya. 3. pp. 41-42.
30. Pletneva, L.M. & Mets, F.I. (1999) Ritual'nyy kompleks rannego zheleznogo veka v Tomskom Priob'e [Ritual complex of the early Iron Age in the Tomsk Ob region]. In: Chernyak, E.I. (ed.) Priob'e glazami arkheologov i etnografov [The Ob region through the eyes of archaeologists and ethnographers]. Tomsk: Tomsk State University. pp. 10-25.
31. Pletneva, L.M. (2002) Poselenie Shelomok II [Settlement Shelomok II]. In: Chernyak, E.I. (ed.) Trudy Muzeya arkheologii i etnografii Sibiri im. V.M. Florinskogo [Proceedings of the V.M. Florinsky Museum of Archeology and Ethnography of Siberia]. Vol. 1. Tomsk: Tomsk State University. pp. 57-66.
32. Pletneva, L.M. & Mets. F.I. (2014) On the bronze buckle from the burial mound Cherdashny Log III. Tomskiy zhurnal lingvisticheskikh i antropologicheskikh issledovaniy - Tomsk Journal of Linguistics and Anthropology. 2. pp. 59-71. (In Russian).