Научная статья на тему 'История семьи Рерихов (на материалах архивных данных)'

История семьи Рерихов (на материалах архивных данных) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1204
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ РЕРИХОВ / ПРЕДКИ / РОДИТЕЛИ / СОСТАВ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Водолажская Т. Ю.

в статье представлены подлинные архивные документы, рассказывающие о составе, деятельности, интересах семьи Рерихов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История семьи Рерихов (на материалах архивных данных)»

УДК 008.001 ВОДОЛАЖСКАЯ Т.Ю.

ИСТОРИЯ СЕМЬИ РЕРИХОВ (на материалах архивных данных)

Водолажская Татьяна Юрьевна - магистрант ТГУ им. Г.Р. Державина.

Аннотация: в статье представлены подлинные архивные документы, рассказывающие о составе, деятельности, интересах семьи Рерихов.

Ключевые слова: семья Рерихов, предки, родители, состав семьи.

СЕМЬЯ

Ни что как документы и фотографии, ни кто, как сам член семьи не сможет описать и рассказать о ней ясно и правдиво. Этот рассказ о семье Рерихов составлен из воспоминаний Николая Константиновича, документов архива фонда № 44 отдела рукописей Государственной Третьяковской Галереи.

ГЕРБ СЕМЬИ РЕРИХОВ

РОДИТЕЛИ

Семья К.Ф. и М.В. Рерих. 1884 г. (Слева направо: Мария Васильевна, сын Володя, дочь Лидия,

Константин Фёдорович, сын Николай)

БРАЧНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО Рериха Константина Фёдоровича и Калашниковой Марии Васильевны.

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Дано сие в том, что приписанный под № 579 к городу Гозенпонту Курляндской Губернии мещанскому окладу Константин Федоров Рерих Евангелическо-Лютеранского Исповедания, прошлого Тысяча восемьсот шестидесятого года месяца Октября шестнадцатого (16) дня вступил в первый законный брак с Островскою мещанскою дочерью девицею Мариею Васильевою Калашниковою Православного Исповедания, и повенчан в Островском Троицком Соборе и треба оная в Метрических книгах оного Собора записана под № десятым (10).

В чём и удостоверяем с приложением Церковной печати означенного Троицкого Собора. Протоиерей Василий Красноземов (подпись)

Диакон Симеон Лебедев (подпись)

Пономарь Иван Преображенский (подпись)

4 Января 4 д. 1862 года. № 1 =

(печать Троицкого Собора)

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1221,1 л.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1221,1 л.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ Н.К. РЕРИХА

Свидетельство

Копия. Сим свидетельствуем, что города С.Петербургского, Андреевского собора в 1-ой части метрической книги о родившихся за сей 1874 год под № 202-м значится: у Нотариуса Округа С.Петербургского Окружного Суда Константина Фёдоровича Рериха, лютеранского вероисповедания и законной жены его Марии Васильевой, православной и обоих первобрачных родился сын Николай сего 1874 г. сентября 27, а крещён октября 16 числа. При крещении восприемниками были: воспитанники 6 класса Ларинской Гимназии Александр Павлов Коркунов и дочь означенного нотариуса Лидия Константиновна Рерих, октября 23 дня 1874 года Андреевского собора.

Протоирей А. Камчатов, протоирей Павел Налимов, священник Пётр Гиацинтов, диакон Виктор Благовещенский,

псаломщик Иван Добросердов, псаломщик Андрей Батиевский.

Копия засвидетельствована у Нотариуса Успенского 1893, 2 июня по реестру № 2137. ИОАЛ, ф. 14, оп. 3, ед. хр. 29988.

Публикуется по изданию: Л.В. Шапошникова «Великое путешествие», Кн. 1. М. 1998 г.

Мария Васильевна Рерих с сыном Николаем. 1875 г.

Николай Рерих. 1877 г.

Константин Фёдорович Рёрих (1837 -1900)

ОТЕЦ

Говорят: «Если хотите найти сведения о художнике, менее всего расспрашивайте его родственников».

Действительно, о своих люди менее всего знают. Что мы знали об отце? Мало что знали. Мельком слышали, что он работал по освобождению крестьян. Был членом Вольноэкономического общества.

Знали, что друзьями его были Кавелин, Костомаров, Микешин, Мордовцев, Менделеев, Андреевский... Знали, что, кроме юридической работы, он писал драматические вещи. Но где они? Помню манускрипт одной драмы: он был писан мягким карандашом и стёрся до неудобочитаемости.

Был членом сельскохозяйственного клуба. Устроил в Изваре дорогую сельскохозяйственную школу, но не захотел дать неизбежную взятку, и школу прикрыли за левизну. Хотел устроить орошение крестьянских лугов шлюзами. Их растащили. Машины и локомобиль спалили. Ни за что.

Помню волокиту с управляющими. Каких только не было! Один поляк, празднуя свои именины, сжег скирды хлеба. Другой - немец с отличными белыми бакенами - увёз машины и угнал скот. Стал переезжать из уезда в уезд и ещё потребовал выкуп. Третий заколол перед пасхою всех телят и объяснил, что они мёрли от известной болезни... Чего только не было... Со времени Павла шёл с казною процесс о строевом лесе, неправильно отмежёванном...

Урывками слышали мы о делах, но внутренний облик отца оставался несказанным. Знали, что люди весьма ценили его юридические советы доверяли ему. Помогал он в деле Добровольного флота.

Не любил лечиться отец. Уже давно врачи требовали отдых. Но он не знал жизни без работы. Просили его не курить или уменьшить курение, ибо грозило отравление никотином, но он отвечал: «Курить - умереть, и не курить - умереть»... Много было недосказанного. Наверно, были какие-то разочарования. Друзья поумирали раньше, а новые не подошли. Были какие-то рухнувшие построения. Лучшие мечты не исполнились. Мало кто, а может быть, и никто не знал, чем болело сердце.

Лист дневника № 5.

1937 г.

Н.К. Рерих, «Зажигайте сердца», 1975 г. (Из архива Ю.Н. Рериха)

ПОСТРОЕНИЯ

Из нашей семейной хроники вспоминаются два эпизода, имеющие общее значение. Около нашего имения лет 55 тому назад перед великим постом сгорела церковь. Такое несчастье угрожало всей округе встретить без храма и Страстную неделю и светлый Христов Праздник. Чтобы не оставить местных жителей без этой духовной радости, отец мой широко пришёл на помощь: пожертвовал одно из строений поместья с окружающею землёю, и в течение шести недель усиленными трудами строение было преображено в храм. Засияла колокольня, поспел иконостас, и в Вербное воскресенье было поднятие креста и освящение храма.

Казалось бы, что могло быть плохого в этом благожелательном поступке? Но синодский строитель посмотрел на дело совершенно иначе, ибо постройка была произведена в спешности без него. Итак, вместо хорошего храмостроительного конца произошла длительная, совершенно неуместная переписка. Правда, моему отцу намекали, что если бы ко всем пожертвованным суммам присоединить ещё некую сумму, то вместо неприятности последовала бы высокая благодарность. Но отец мой неких дополнительных сумм не любил и во всём предпочитал путь прямой и правдивый. К тому же искренняя радость всего местного населения, конечно, была гораздо сердечнее, нежели официальная благодарность.

Другой эпизод относится ко времени Петра Великого. Прапрадед, бывший комендантом крепости, отказался уничтожить пригородную церковь, из-за которой шло наступление. Из-за этого обстоятельства, происшедшего по его глубокой религиозности, он имел многие служебные неприятности. Этот эпизод использован в одном из произведений русской литературы.

Очевидно по семейным традициям пришлось и мне неоднократно иметь неприятности по делу храмостроения и охранения древностей. Уже не говоря об эпизоде некоей часовни, я вспоминаю препирательства с одним инженером при построении церкви в Скерневицах — Государевом имении. Началось дело с того, что инженер хотел исправить проектированные мною своды полуцир-кульными обычными сухариками. Мною были приведены примеры и византийских храмов, и Спаса Нередицы, и Мирожского монастыря, но инженерное соображение утверждало, что эти строения непрочны.

На это мне пришлось возразить, что если такие постройки дошли до нас от 12го, от 10-го и более ранних веков, то нелепо задозривать их в непрочности. Можно лишь пожелать, чтобы наши современные строения устояли хотя бы половинное, сравнительно, время. Впрочем, в данном случае говорило не столько архитектурное

соображение, сколько ведомственная зависть, что постройка прошла вне этого департамента.

Также нельзя не вспомнить нелепые неприятности, возникшие при исследовании и раскопках в Новгородском Кремле. В этом случае пришлось столкнуться уже с целым рядом враждебных обстоятельств. Некое учреждение негодовало, что эти раскопки всё же состоялись, хотя кто-то настаивал, что Кремль давным-давно уже исследован. Кроме того, возникли в части городского управления сомнения в том, не потеряют ли новгородские стены от того, что около них будут выкошены сорные травы.

Уже после раскопки, которая, как известно, дала поучительные результаты и ещё раз подтвердила, что Кремль не был исследован, приключилось совершенно курьёзное обстоятельство. Многосаженный разрез Кремля дал замечательную картину наслоений целого ряда городов, начиная от Североваряжского Поселения и до строений 18-го века. Явилась мысль, что было бы необходимо сохранить эту десятивековую неповторяемую картину в назидание народа. Сделать это было совсем нетрудно, ибо почти в центре Кремля земля была занята в то время огородами, сданными в аренду по весьма малой цене. Деньги на это уже имелись, но губернатор не разрешил. Когда же мы, изумлённые таким запретом, пытались узнать причину, то нам было сказано, что это вещь опасная, ибо свиньи, ходящие по огородам, могут упасть туда. Помню, как сокрушённо мы перешёптывались тогда: почему же свиньи, а не дети. Но тем не менее, по причине свиней произошло свинство, и уже готовую, очищенную, дающую полное наглядное показание построения городов траншею пришлось засыпать.

Итак, даже свиньи помешали успеху археологического исследования. Право, незачем идти так далеко, чтобы поминать Льва Исавра и прочих иконоборцев. Гораздо ближе можно вспомнить, как чуть было не был продан Ростовский Кремль. Не раз мне приходилось упоминать в статьях и докладах факты действительности, которые не скроешь, но за которые многим придётся краснеть.

Очевидно, при каждом построении должны возникать какие-то тёмные трудности. Какое-то зло должно вопить против всего созидательного, должно измышлять всякие нелепости, лишь бы что-то хотя задержать, если не совсем искоренить. При этом бросается в глаза, насколько часто лица официального положения бывают вовлекаемы в сотрудничество со злоумышленниками.

Когда-то существовал обычай при построении города закапывать человеческую жертву под фундамент. Этот языческий обычай иногда претворяется в какие-то странные, подобные же по смыслу факты и до современности. Так бывало, как будто так и бывает, но пусть оно не будет впредь, когда потребуется так много строения. Вспомнив об исторических фактах, пусть постыдятся люди сопрягать с чем-то хорошим, созидательным непременно какие-то злые умышления.

Строение прочно на камне правды, и зыбко оно на песке неверия и злобы. Строить всё-таки придётся, и потому пусть в основе строения вместо бывших человеческих жертв закладывается светлая радость.

Н.К. Рерих. «Берегите старину», М. 1993 г.

Письмо К.Ф. Рериха к Рериху Н.К. от 27 мая 1883 г.

С.-Петербург 27 Мая 1883 г.

Милый Коля! Благодарю Тебя за Твои два письма; они доставили мне большое удовольствие, и ещё более Твои письма меня будут радовать, если Ты будешь писать их прямо начисто, без предварительных черновых проектов. -

Теперь Тебе будет очень уместно завести свой дневник и записывать все свои впечатления.

День за день, записывай туда всё, что будет происходить, что будешь видеть и слышать. Этот дневник и будет готовым материалом для писем ко мне.

Разъясни мне, пожалуйста, почему Ты нашёл, что в Острове все почти дома белые? Кажется там более деревянных домов, чем каменных, - которые могли бы быть белыми. -

Лилечка очень удачно назвала цветущие грушевые деревья - словно вымазанными сметаною!...

О торжестве коронации и об иллюминациях, попроси, чтобы Тебе дали прочесть газеты, - там Ты подробнее всё узнаешь, чем я могу это описать.

Надеюсь, что Ты ведешь себя там вполне прилично и благопристойно, - так, что не дашь мамаше и бабеньке повода быть Тобою недовольными? - Да и Лилю избавляешь от воркотни на Тебя.

Поклонись и от меня всем нашим знакомым; а бабеньку, мамашу, Лилю и Володю поцелуй за меня покрепче, (но Володю осторожнее, а то раскричится).

Поблагодари Лилюшку за её письма и попроси, чтобы также почаще писала, - Ваши письма особенно приятно любящему сердцу отца Вашего

К. Рерих

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1223,2 л.

Стихи, написанные Н. Рерихом на немецком языке в честь Дня рождения К.Ф. Рериха

[1июля 1889 г.]

Zum heutigen frohen Feste Wunsch' ich, o Vater, Dir Das Schonste und das Beste Und deine Liebe mir.

Nimm meinen Wunsch

und meinen Sinn

Und treue Liebe freundlich hin.

Dich moge Gott beglucken,

Der seine Kinder liebt,

Mit schonen Blumen schmucken Den Pfad, den er Dir giebt,

Und Kraft zum Guten mir verleihen,

Dich, Vater, immer zu erfreuen.

Nikolaus Rohrih.

К сегодняшнему радостному Празднику Желаю, Тебе, Отец,

Всё самое прекрасное и лучшее и Твою любовь ко мне.

Прими мои пожелания

и мои выражения преданной любви к Тебе.

Пусть Бог принесёт Тебе счастье, Ведь Он любит всех своих детей; Прекрасными цветами пусть украсит Твой путь, предначертанный;

И силы даст мне всегда радовать Тебя.

Николай Рёрих

(Перевёл с немецкого яз. Турчинский Ф. Ф.)

Мария Васильевна Рерих

(Род. 10 Марта 1845 г.- сконч. 6 Июля 1927 г.)'

1 Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1226, 1

ПИСЬМО Николая Константиновича Рериха к матери

(11 октября 1900 г. Берлин)

Russland. S. Petersburg.

Петербург. Васильевский Остров. 16 линия, д. № 15. Ее высокородию Марии Васильевне Рерих

Чтобы мама сама читала, потому крупно.

Милая и хорошая Мама, Ваше письмо меня ужасно порадовало, мне было особенно приятно, что Вы сами его написали. Только уничтожать его я не буду - ведь всё равно его никто у меня не увидит - мне будет приятно иногда перечитывать его. Я вижу из него, что Вы меня всё-таки любите, то есть значит, возможны те хорошие родные отношения, о которых я всё время мечтаю; отношения, в которых суть не в официальных заботах друг о друге, а именно, в том неуловимом, сердечном, которое и проглянуло в этом Вашем письме. В Вас есть это сердечное, но оно было много лет подавлено сухим формализмом, который делал несчастною всю нашу жизнь. Я говорю это не в осуждение Покойному; это была не его вина; быть может он и сам чувствовал этот болезненный недостаток своей натуры и даже сам, может быть, мучился этим. Ему надо простить это и молиться, чтобы ему было Там хорошо.

Вы меня всегда упрекали в недостатке любви, но так ли это? Как я всегда мучился, что вместо настоящей любви приходится ограничиваться подачею пепельницы. А где же была та душевная откровенность, где же было то не необъяснимое тёплое, что присуще настоящей любви, которое только и тепло, и прекрасно в нашей теперешней жизни. В этом неуловимом и тёплом, которое даже не говорится, а только чувствуется, заключаются все пять главнейших заповедей Господних - значит, именно, в этом и есть земное Царство Божие. При этом взаимном отношении вытекает: что человек не только не должен убивать, но не должен гневаться на ближнего; не должен никого считать ничтожным “рака”, а если поссорится с кем-либо, то должен мириться, прежде чем молиться. Не должен не только прелюбодействовать, но должен избегать наслаждения красотою женщины, должен раз избрав её, никогда не изменять ей. Не должен клясться. Должен прощать обиды и не должен ненавидеть врагов.

Как ни кажутся неисполнимыми для нас эти заветы, но в семье они, прежде всего, достижимы. Вот почему семья, везде и во всём, святее всего. И как это ни трудно достичь, лишь бы любить друг друга. Недаром “дети любите друг друга” повторял Иоанн.

Надо выкинуть всю условность, чтобы всё вытекало из сердца, а не из холодного ума. Вот на какие мысли навело меня письмецо Ваше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вы и ещё пишите мне, пожалуйста, только я их не разорву, ибо они мне очень дороги. И я Вам буду писать так, чтобы вы сами читали. К работе у меня теперь большой подъём. Напишите мне в Париж.

Целую Вас, милая Мама крепко и очень люблю Вас.

Николай.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/464, 4 л.

Николай с братьями Володей и Борисом [1886 г.]

Мария Васильевна Рерих с детьми. 1910-1915.

МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА РЕРИХ.

Род. 10 Марта 1845 г.- сконч. 6 Июля 1927 г.1

Справка о социальном положении Рерих М.В., выданная 6 июля 1927 г.2

№ 75 Сер. Б. Ленинградский Губфинотдел. Цена 22 к.

Фамилия П Рерих

имя | | Мария

и отчество Васильевна

Место рождения- гор. Остров Псковской

город, губерния, губ

уезд, волость,

село, деревня

Год рождения 1845

Адрес- улица 8. Подъяческая

дом № 32...кв. №...2

«..2..» Отд. Милиции.

1 Из архива ОР ГТГ, ф. 44/1226, 1 л.

2 Из архива ОР ГТГ, ф. 44/1855, 1 л.

Кем, когда и за.......21 участковое бюро Петро-

каким № выдано........градского Совета 23

удост. личности.......Июля 1920 г. № 21 / 7824.

Семейн. полож........вдова...............

При не наход.............................

Место службы.........На иждивении зятя

Профессия................................

Отнош. к воен-.... ской повинности

Национальность......... русская. СССР

и подданство .......................

Время составления листка................ «6» Июля. 1927 года,

Подпись Завдомкнигой место

Управдом: Власов для печати домоуправления.

Рерих Мария Васильевна находилась на полном иждивении зятя, доктора А.Д. Озерова, как неимущая и никакого имущества, или вещей после неё не осталось.

(Круглая печать) Управдом Власов.

6/УН - 27 г.

1 Из архива ОР ГТГ, ф. 44/1226, 1 л.

1 Из архива ОР ГТГ, ф. 44/1855, 1 л.

ДЕДУШКА И БАБУШКА

"Деду при Бородине было двенадцать лет, а братья его уже были кавалергардами и были при битве".*)

"Пути", 1942 г.

Фридрих Рерих

с женой Дорис Пореп и сыном Александром (12 летним) в 1866 г. в г. Тукумс.

(См. Г. Рудзите «Рерих и Латвия)

ДЕДУШКА

«Пойдём к дедушке».

Бежит весёлая детвора вниз по лестнице. Минуем диванную и угловую. Пробегаем библиотекой по тонко-скрипучему полу.

Старый Фёдор впускает в высокую тёмную дверь дедушкина кабинета.

Всё у дедушки особенное.

Нравятся нам кресла с драконами. Вот бы нам такие в детскую! Хороши у дедушки часы с длинной музыкой. В шкафах с разноцветными стёклами книги с золотыми корешками. Висят чёрные картины. Одна, кажется нам, давно висит вверх ногами, но дедушка не любит, чтобы у него что-нибудь трогали.

Много приятных вещей у дедушки. Красный стол можно вывернуть на десять фигур. Можно перебрать цветные чубуки в высокой стойке. Можно потрогать масонские знаки (не даёт надевать) и ширмы со смешными фигурами.

А когда дедушка бывает добрый и нога у него не болит, он откроет правый ящик стола.

Тут уж без конца всяких знатных вещей.

А сам-то дедушка какой маленький! Беленький, беленький! В «гусарском» халатике.

Полюбили мы бегать к дедушке после всяких занятий.

Рады мы дедушке.

Другое.

«Дедушка к себе велят идти».

Сердитый дедушка. Высокий, серый такой, колючий. Не угадать по нему сделать. Всё-то он лучше всех знает. Всё, что было при нём, лучше всего. Всё должно быть так, а не иначе. Ругает и всё что-то требует.

«Иван, скажи дедушке, что мы гулять ушли».

Вернёмся, - там и обедать пора. Лучше завтра к нему сходим.

Всё равно ругать будет.

Всё хорошо, пока люб нам дедов кабинет. Пока дед для нас милый и белый.

Но когда серый, жёсткий дед заслонит нашу живую жизнь, крепкую только будущим, - тогда плохо. Тогда пропал дедов кабинет. Как бы его потихоньку и не нарушили опять.

О почитании старины я говорил больше других, но и боюсь за него.

Когда окружится старина всеобщим признанием. Когда укрепится старина всякими строгими запретами. Когда из милой, даже гонимой, старина возвеличится и властно потребует покорности, - тогда неугомонное, бурливое будущее может дать сильный отпор. После спасения старины и умиления ею как бы не почувствовалось утомление и - чего бог упаси - не усомнились бы в будущем современного творчества.

Покуда дед - не запрет и отрицание, а благоуханная минута милой мудрой старины, до тех пор мы бежим к нему. Но как только около дедова кабинета раздадутся запрещения, отрицания, угрозы, тогда как бы молодое не ушло гулять. Скажут: нам будущее дороже. Ещё недавно мы могли кричать: «Грех, смертный грех прикоснуться к дедову кабинету! Грех переставить там по своему неразумению! Грех не стремиться в милый кабинет белого мудрого деда!»

И правда, теперь около старины, во славу её, жизнь наполняется запретами и угрозами. Так в новых законах о сохранении старины предусмотрены всякие кары за нарушение старины, но нет никакой награды за заботу о ней.

Конечно, и грозить иногда приходится, но строить какую-либо жизнь на запретах и грозе нельзя; и я чувствую, что, смотря на будущее, пора сказать:

«Пусть дедов кабинет останется самым милым, самым любимым местом в доме. Пусть дед не стесняет молодую жизнь. Пусть в лучшие минуты мы стремимся к деду. Пусть дедовы законы лягут в основу, но лишь в основу, строения будущего».

Летом лишний раз о мудрой старине подумайте.

1913 г.

Н.К. Рерих. Собрание сочинений. Книга первая. Из-во И.Д. Сытина. Москва. 1914.

*) Фридрих Рерих (Федор; 1800-1905), был губернским секретарем Лифляндской губернии; прадед, Иоханн, - владельцем имения около латвийского города Либавы (Лиепаи) - ред.

«Мой дед Фёдор Иванович жил сто пять лет. Очки не носил, да ещё курил беспрестанно так, что его называли «рекламой для табачной фабрики». (Из письма к Булгакову, 29.11.46.)

ПИСЬМО Ф.И. Рериха к Николаю Рериху (7 января 1902 г.) [На немецком яз.]

Перевод на русский яз.:

Мой дорогой Николай.

Сегодня светлый день, когда я могу немного использовать мои глаза, чтобы написать тебе несколько благодарных строк ... [неразборчиво несколько слов] ... о том, что наша семья уже не такая большая, как была раньше. За 99 лет (моей жизни)

17

почти все домашние умерли, кроме оставшихся двух моих дочек Лауры и Юлии. Первая является последние 18 лет вдовой после мужа Андриевски, который был инспектором ... [одно слово неразборчиво], сейчас Лаура даёт <учебные> часы, на которые живёт у нас. Юлия жена статского советника Леон... [окончание неразборчиво] из Петербурга, чьи два сына Коля и Лёша служат на железной дороге. Жена моего умершего в Москве сына Александра ... [неразборчиво несколько слов] ... тогда мои единокровные родственники из <рода> Таубе, из которых молодой барон Михаил мне больше всех нравится, связь с которым через почтовый адрес я в этом году не мог продолжить из-за неимения последнего, в чём прошу меня извинить, может ты сможешь разыскать его.

В Либау [современная Лиепая - ред.] из богатого города ... [неразборчиво несколько слов] ... мой внук и Агата ... [неразборчиво несколько слов] ... были из нашей семьи, с которыми также общался твои душевный и любимый отец. Спасибо тебе ещё раз за приятный сюрприз.

Передавай привет и поцелуи твоей матери ... [одно слово неразборчиво] руки, обнимаю тебя и твою молодую жену, и желаю всей семье здоровья и благополучия. Ф. И. Рерих [по-русски] и ... [одно слово неразборчиво].

Рига, 7 янв. 1902.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1235,2 л.

2) фамилии Rohrer, Rohrer, которые ещё в XV веке являются именно с гербом -фамилия Roerich, следов., либо одна из них происходила от другой, либо [что бывало] по сходству прозвища записывали герб другой фамилии.

3. Территориальное имя - по владению или происхождению соответствующей местности. В пользу такого объяснения говорит довольно раннее появление географического названия Rorich, Rorich, Rorichen: речки (теперь Rohrike), деревни (теперь Rohrchen) и основанной там около 1268 г., (утверждённой епископом Каминским в Померании в 1285 г.) Комендатуры Ордена Тамплиеров (Rorike) впоследствии <[оанкатов> -По этой комендатуре называется в 1268 г. командор Friedrich von Rorike и в 1285 г. Bernardus de Roerek3

Независимо от этого при генеалогическом исследовании о Рёрихах необходимо иметь в виду и различные производные формы имени, которые могли обозначать, быть может, членов всё того же рода.

1) Уже выше было указано на род Rohrer или Roehrer в Баварии, появляющийся в 1410 г. и носивший такие же или весьма сходные гербы.

2) Род von Froreich в Померании (с XV века) с весьма сходным гербом.

3) Род von Roringen в Нижней <Саксония> (близ Гёттингена), о котором я собираю теперь много данных, начиная с Манфреда фон Р. 1025 г., но который оказался, к сожалению, носивший совсем иной герб.

4) Фамилия Roerich в переводе на латинский язык [см. II]

3 Второй из них происходил из фамилии v. Eberstein, <но первый > мог быть из фамилии "von Rorike” = Roerich.

II. Различные новые члены фамилии Рерих.

Среди множества различных сведений, собранных о членах этой фамилии с XVI века, интересно упомянуть, что удалось установить под новой латиновой формой, но люди времени Ренессанса, Рерихи иногда записывались в Университетских [и вследствии сохраняли это новое имя]. Таким "переводом” фамилия Roerich, оказывается, форма Calaminus от Calamus - трость, камыш [позже, в средние века, также карандаш].

Как на любопытном примере, можно здесь указать на Георга Rorich - Cаlaminas, из Силезии, Calaminus, биография которого чрезвычайно интересна.

Родился он в 1547 г., был студентом в Бреславле и Гейдельберге и затем "информатором” [ на "Kongu ^зциях^’, как у нас говорили старые студенты], сначала во Франции, в ... семье Coligny, потом у принцев <Рюртембергских>, кончил он жизнь в 1595 г. профессором в [Линуе] <Вене> в Австрии. Его современник Петр Calaminus (t 1598) был доктором теологии и профессором в Виттенберге и Гейдельберге.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, нашёлся ещё один занимательный "Calaminus", но <...> его неизвестно был ли он "Roerich”: это был итальянец Августин Calaminus (или Calamini, род 1552 + 1639 г.) -доминиканец, <...> даже генерал Ордена Св. Доминика, епископ Лоренто и <...> Кардинала.

Хотя ввиду его рождения в Италии, можно скорее думать, что он был природный итальянец

и, следовательно, не имел ничего общего с германскими Roerich^^ но не исключена возможность, - "тоже на бывшем примере” - это его близкие или дальние предки "Рёрихи” пришли из Германии, и на новой

Перевод с немецкого:

Мой хороший Николай!

Поздравляю тебя с 6-м декабря, днём твоего ангела, и желаю тебе долгого здоровья, благополучия и всего наилучшего в браке! И в придачу, смятую постель и порядочную скатерть, чтобы стол не был пустым в твоём новом хозяйстве, где тебя ожидает счастливое будущее, до которого я уже не доживу.

28 октября мы со всей радостью праздновали день твоего бракосочетания и вспоминали имя твоего, для нас дорого, отца, память о котором постоянно жива у нас обоих. Прими ещё раз мои сердечные, наилучшие пожелания блага для вас обоих. Хочу заручиться твоими действиями и при случае иметь радость увидеть твою любимую жену. Моя старая жена и дочь Лаура со всей сердечностью сообщают тебе свою полную любви приверженность с приветом и поцелуем.

Твой тебя любящий 98-летний старый дедушка Фрид[рих] Рерих.

Рига, 3 декабря 1901 года".

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1234,1 л.

I. Происхождение фамильного прозвища Roerich

Посмотрел целый ряд трудов по гербовой "ономатологии” - несколько интересных работ <Oludresen'a>, <Forotemana> Heintze, Stark, Wiarda - причём выяснилась возможность говорить с научной <...> о конкурентности различных объяснений формы прозвища Roerich.

1. Патронимическая фамилия от <... > собир. имени Rorick, Roerick, etc. Здесь, <... >, исследования, <...>, работа E.W. Rorig ... uber einen lingvomanen, - которого я, в конце концов, отыскал, и можно думать, что это и было производное этой фамилии.

В пользу этого толкования говорит, по-видимому, форма имени древнейшего, пока бесспорно установленного, носителя фамилии: Claus Rorich, найденною мною в грамоте города Beeskow в Лаузице 1353 г. (6 февр.) и других "конкурентных” объяснений:

2. Прозвище (Spitzname) от слова Rohr, Rohrug, Robricht = камеш, заросли камыша и

пр.

На такую возможность указывает:

1) герб [хотя и "нат.ческий” N.N. Рерих мог взять себе, как "armes parlantes”4, камыш!]

родине преобразовались в "Calamini”, также, как это сделали, несколько позже, некоторые из них, очутившиеся в Германии (в Силезии) родичей. [По поводу Силезии и след. уже стран, с <не меньшим> вниманием я замечал, что пределы распространения имени соб., известного, а может быть и формами, "Roerik - Rurik” в средние века, были чрезвычайно широки: я нашёл в 1536 году польского воеводу Ририка, убитого под Себежем, в бою с русскими].

III. Род Рериха в России

44 armes parlantes (лат.) - фамильный герб.

Здесь удалось, всё-таки, пойти <до=> <возможности> упоминающей <Про .. . >

который я видел до войны. Он отыскал в церковном архиве г. Смильтена5 в Латвии. Местный <Pro..t> доставил мне подробный из всех ... и ... снять с фотографий и негативов и надписи. <Даю нечто> о подписанной в Смильтене 23 июля 1777 г. договор (заключённый ещё 20 сентября 1774 г.) об общем земельном разграничении и общине раздела земли между 19 различными имениями этой округи: 5 крестьянами и 14 частными. От одного из этих последних - <Papenkof> в заключении договора участвует: Iohann Theodor Rohrich, в

качестве опекуна вдовы (владелице имения) v. Grakowsky.

Нужно надеяться, что эта фамилия даст ещё забытые находки (ибо она <сделала> обычно <недосягаемой скорость> родства), хотя она в Лифляндии неизвестна, - будучи, очевидно, небольшого происхождения.

От моего Литовского корреспондента, обещавшего мне справки из Курляндских церковных книг, пока я <.. > ещё не имею.

Париж

1 Сентября 1931 г.

M.T...

Архив музея Николая Рериха, Нью-Йорк

БАБУШКА Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова МЕЧ ДЕРЕВЯННЫЙ

Остров, древний псковский город на реке Великой. Крепость на острове.

1879 год. Мы гостили у бабушки Татьяны Ивановны Коркуновой-Калашниковой.

На Липенке - старинный дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные, охряные, со ставнями и белыми наличниками окон. Под косогором Великая, а за ней парк какого-то большого поместья с белым екатерининским домом. В саду у бабушки много ягод, немало и репейника. Хочется сразиться с этими драконами. Но меча нет. Впрочем, во дворе живёт строительный подрядчик Иван Иванович Чугунов. Всё чай пьёт вприкуску. У него всякие мастерские где-то. Он услыхал про нужду в мече и

Н.К. Рерих. Старый Псков. 1903.

скоренько принёс новенький. Хорошо сделано, и ручка вырезана с навершием, и длина хороша. Одно горе - меч-то липовый, деревянный, а выкрашен под медь. Нечего делать, и такой послужит. Много драконов было сражено в бабушкином саду...

Н.К. Рерих «Три меча». 1937 г.

Н.К. Рерих. Псков. Окна старого дома. 1903.

ПСКОВ

Псковский край близок нам по многим причинам. Бабушка Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова была исконной псковичкой. Эти фамилии с древних времён связаны с Псковом. Одни из первых моих археологических изысканий тоже относятся к Псковской области. А область эта очень красива и богата древними поселениями. Вспомним Вышгород и все прилегающие к нему различно-цветные холмы, леса, озёра и пёстрые пашни.

Порховский уезд - один из самых живописных. В нём много старинных усадьб. Одни из самых первых старо-усадебных впечатлений связаны именно с Порховским уездом.

Помню, как еду на почтовых лошадках в воскресный день по большому селу. Ямщик, уже знающий о моих археологических поисках, советует: "А вы бы зашли сейчас в церковь -там и помещики и земский начальник - всех там увидите". Так и сделалось. Сразу я попал в круг местных помещиков, и ближайший из них радушно и настоятельно пригласил остановиться у него.

В то же время я услышал происходящий сзади тихий разговор. Жена другого помещика истерически выговаривала своему мужу: "Вот ты всегда опоздаешь. Другие успеют пригласить, а мы не причём". Сконфуженный помещик подошёл ко мне и шёпотом просил не обойти их усадьбу. Зная, что ему грозила бы семейная неприятность, я обещал побыть и у них. Тут же находился и третий помещик, многозначительно напомнивший о том, что его усадьба невдалеке и приезжие не обходят его.

Итак, часть времени прошла в первой усадьбе, затем удалось ублаготворить и вторую семью, а конец раскопок сопровождался незабываемым эпизодом. Когда уже звенели почтовые бубенцы, вдруг из-за перелеска выскочила целая борзая охота. Третий помещик с рогом через плечо и с нагайкой, подбоченясь, пересёк дорогу моему тарантасу. "А меня-то забыли - ведь так люди не поступают. Как же прикажете понимать ваше поведение?"

22

Пришлось отговориться спешным вызовом и дать обещание непременно побывать в каком-то ближайшем будущем.

В том же краю на подъезде одной старинной усадьбы красовалась большая надпись, вырезанная славянской вязью: "Незваный гость хуже татарина", что, впрочем, совершенно не отвечало радушному характеру обитателей этого екатерининских времён дома. Там была превосходная старинная библиотека. А сколько древностей было рассыпано в частных домах самого Пскова! Все эти сокровища терпеливо ожидали свою судьбу. Какую судьбу?

[1939 г.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.