Научная статья на тему 'История русской астрономической науки в работах Д. О. Святского'

История русской астрономической науки в работах Д. О. Святского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1100
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д.О.СВЯТСКИЙ / ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ НА РУСИ / ЛЕТОПИСИ / АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / «ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ» / D.O. SVYATSKY / "THE HERESY OF THE JUDAIZERS / THE HISTORY OF ASTRONOMY IN RUSSIA / CHRONICLES / ASTRONOMICAL PHENOMENA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Синицына М. В.

Рассматриваются основные труды историка науки и астронома Д.О.Святского (1881-1940), посвященные развитию астрономических знаний на Руси: «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» и «Народная астрономия и космология в Древней Руси». Анализируется основное содержание, история написания и судьба этих книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main works of the historian of science and astronomy D.O. Svyatsky (1881-1940), dedicated to the development of astronomical knowledge in Russia ("Astronomical Phenomena in Russian chronicles: a scientific critical point of view" and "The People's astronomy and cosmology in ancient Russia") are analyzed. The basic content of the history of writing and the fate of these books are considered.

Текст научной работы на тему «История русской астрономической науки в работах Д. О. Святского»

УДК-94(4/9)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РАБОТАХ Д.О.

СВЯТСКОГО

М.В.Синицына

Рассматриваются основные труды историка науки и астронома Д.О.Святского (1881-1940), посвященные развитию астрономических знаний на Руси: «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» и «Народная астрономия и космология в Древней Руси». Анализируется основное содержание, история написания и судьба этих книг.

Ключевые слова: Д.О.Сеятский, история астрономии на Руси, летописи,

астрономические явления, «ересь жидоестеующих»

Научное наследие Д.О. Святского [1,с.44-53] чрезвычайно обширно. Кроме многочисленных статей в научных и научно-популярных изданиях, оно включает в себя и фундаментальные исследования. К таковым относятся «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» и «Народная астрономия и космология в Древней Руси», работы, посвященные истории астрономической науки в допетровской Руси и России петровского времени.

У этих книг разная судьба. Первый труд был издан в 1915 г. [2]. Инициатором и консультантом книги стал академик А.А. Шахматов, известный знаток древнерусского летописания XI - XVI вв., впервые применивший для изучения летописей сравнительноисторический метод. Именно по его совету Святский начал исследовать многочисленные сообщения летописей и других древнерусских источников о наблюдении различных астрономических явлений средневековыми книжниками. В 2007 г. книга Святского была вновь переиздана. Это еще раз доказывает, что и сегодня трудно найти аналог данному исследованию.

Второй работе, которую Святский считал трудом всей своей жизни, пришлось пройти немало испытаний, прежде чем она стала известна читателям. Закончив рукопись, Святский в 1934 г. перед высылкой в Казахстан сдал ее в издательство, однако работа была возвращена автору, и издание было отложено, по словам самого ученого - до «радостного утра» [3, Л. 15.]. При жизни этого «радостного утра» Даниил Осипович так и не дождался. «Народная астрономия и космология в Древней Руси» была опубликована только через много лет после его смерти по частям в выпусках сборника «Историко-астрономические исследования» за 1961-1966 гг. под названием «Очерки истории астрономии Древней Руси» [4].

Первая работа задумывалась автором как «справочник, полезный при выяснении календарных дат, вопросов хронологии, территории, на которых могло бы наблюдаться данное явление, наконец, степени достоверности самих астрономических текстов летописей» [5, с. 26].

Святский разделил текст книги на шесть глав, названия которых соответствовали различным астрономическим явлениям. Так, первая глава была посвящена солнечным затмениям, вторая - лунным, третья - кометам и т.д. Святский поставил задачу - выяснить, где и при каких условиях наблюдалось рассматриваемое небесное явление, при этом он старался дать его наиболее полную характеристику и как можно точнее определить время, когда оно состоялось. В связи с этим у Даниила Осиповича возникла необходимость обратиться за помощью к коллегам-астрономам. Отметив, что прежние астрономические вычисления страдают многочисленными неточностями, а имеющаяся литература недостаточно полно рассматривает поднятые вопросы или и вовсе не дает на них ответа, Святский привлек к совместной работе астронома М.А. Вильева (1893-1919) - специалиста в области небесной механики и истории астрономии. Вильев, по словам Святского, «оказался настолько любезным, что предпринял большой труд по вычислению всех вообще солнечных затмений (Святский собрал наиболее полные сведения о 49 из них - С.М.), наблюдавшихся в России за период, обнимающий эпоху наших летописей (с 1060 по 1715 гг.)» [5, с. 34]. В результате был составлен «Канон русских затмений», помещенный в книге Святского. «Канон» позволял рассчитать условия видимости солнечных затмений для определенной местности. Кроме того, Вильев выполнил и таблицы для вычисления лунных затмений, таблицы восхода и захода солнца в Киеве, Москве и Новгороде, а также некоторые другие вычисления.

Сам же Святский прежде всего делал дословные выписки из летописей о том или ином

астрономическом явлении и с помощью астрономических вычислений старался определить точную дату его начала и окончания, указывая при этом, в каких именно источниках оно было зафиксировано и отмечая, где имеются наиболее подробные сообщения об этом. В книге Святского насчитывается около 400 цитат и ссылок на летописные известия.

Ученому вполне удалось реализовать поставленную задачу - проведенные исследования древних астрономических наблюдений оказались полезны и для современной истории и астрономии.

Многие астрономические явления по летописным данным были датированы достаточно точно, что позволяет уточнить некоторые сопутствующие им исторические события и сделать вывод об их достоверности или сомнительности. Таким образом, труд учёного имел не только историко-астрономическое, но и чисто историческое значение. Поскольку небесные явления связаны с географией той местности, в которой они наблюдались, в ряде случаев это помогло Святскому определить, в каком именно летописном центре сообщение о них было записано. Древние и средневековые описания астрономических явлений являются весьма интересными и полезными и для астрономии. На их основании возможно проведение более глубокого изучения комет, северных сияний, солнечной активности и различных процессов в атмосфере.

Даже учитывая тот факт, что в книге Святского современными учеными были выявлены некоторые неточности и ошибки, база отмеченных источниками астрономических известий впоследствии расширилась незначительно. Большинство из обнаруженных позже летописных сообщений о небесных явлениях, как указывает доктор физико-математических наук М.Л.Городецкий, автор дополнений и комментариев к переизданию «Астрономических явлений в Русских летописях», являются все же менее определенными, чем те, на которые указал Святский [6, с. 13-14].

Однако, несмотря на очевидную пользу для современной науки исследований Святского, его имя незаслуженно редко упоминается в исторической и астрономической литературе (а во многих изданиях оно и вовсе отсутствует), и это несмотря на то, что ученый продолжал свои изыскания в области истории астрономии на протяжении всей своей жизни.

Во многих журналах, и прежде всего на страницах изданий Русского общества любителей мироведения (журналы «Известия РОЛМ», «Мироведение»), до 1930 г. регулярно печатались статьи Святского, посвященные различным астрономическим явлениям допетровской эпохи и их отражению в летописных и иных источниках [7, с. 207-214; 8, с. 63-78; 9]. По мере накопления научной информации по истории астрономии у Святского появилась возможность свести имеющиеся сведения в отдельную работу. Итогом многолетнего труда стало обширное исследование «Очерки истории астрономии в Древней Руси», которое вобрало в себя многочисленные статьи и заметки ученого, разбросанные по различным журнальным изданиям. Отчасти рукопись была дополнена еще неизвестными читателю сведениями.

«Очерки» продолжили тему развития астрономических знаний в нашей стране, однако этот труд по сравнению с «Астрономическими явлениями в русских летописях» имел более популярный характер. Благодаря доступному изложению и живому увлекательному языку, книга была интересна не только специалистам, но и простому читателю. Монография сопровождалась большим числом иллюстраций, из которых многие уже к тому времени представляли редкость и большой интерес.

Основной материал рукописи содержит детальный и конкретный анализ сложных путей развития научной астрономии на Руси, ее прямых достижений и острой идеологической борьбы, предметом которой она являлась. Значительное внимание уделялось историко-астрономическому изучению фольклора, народных поверий, свидетельствующих о высоком для своего времени культурном уровне наших предков, их большой наблюдательности, любви к природе и развитии художественного чувства (главы I - III и V). Святский описывает легенды, предания, обычаи и отголоски астральных культов у славян, выделяет вехи развития народных обрядов и фольклора, связанные с небесными светилами.

Остальные 10 глав посвящены анализу летописей и древнерусской литературы по астрономии. Опираясь на факты, ученый старался показать, что астрономия в России зародилась независимо от чужеземного влияния, что она развивалась своими путями, но, вместе с тем, воспринимала и элементы античной и западноевропейской науки, критически их перерабатывая. Исследователь подробно останавливается на важных достижениях русских астрономов, намного опередивших свое время, однако же и по сей день остающихся в тени. Таким образом, Святский фактически был первым и единственным ученым, систематически разрабатывавшим названные

вопросы.

Источниками для его работы служили древнерусские и зарубежные летописи, религиознокосмографические сочинения и житийная литература, библейские тексты. Святский одним из первых активно использовал данные археологии, этнологии, фольклористики, лингвистики. Для большей достоверности приводимых фактов и их доказательства Даниил Осипович обращался к работам крупнейших отечественных историков: В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, В.О.

Ключевского, М.П. Погодина, Н.И. Костомарова. Также Святский включил в свое исследование наблюдения провинциальных краеведов-любителей, сотрудничавших в созданной при его непосредственном участии в 20-30-х гг. XX в. краеведческой сети Центрального бюро краеведения, которая насчитывала к концу 20-х гг. более 1112 отделений по всей стране [10, с. 266267].

Одной из интереснейших проблем, поднятых в исследовании, является проблема взаимоотношений светских и церковных властей и отдельных ученых (глава IX) [5, с. 384-399]. Святский стремился показать, что диалог между ними никогда не был прозрачным и простым. В частности, в своем труде ученый подробно останавливается на так называемой «ереси жидовствующих» [9, с. 63-78; 12, с. 384-399].

Смысл ереси заключался в том, что в XV в. группа новгородских и московских астрономов-самоучек на основе астрономической книги «Шестокрыл», признавала иудейскую эру от сотворения мира, а официальная церковь - византийскую, разница между которыми составляет 1748 лет, что значительно отодвигало момент светопреставления. Это обстоятельство послужило причиной яростного осуждения и преследования «жидовствующих» русской православной церковью.

Особое внимание Святского привлекла фигура астролога-караима Захарии Скара, который под именем Схарии считается основателем ереси. «В лице Захарии Скара - караима, крымского уроженца из Кафы (ныне Феодосия), - пишет Святский, - мы имеем высокообразованного по тому времени человека - астронома и астролога. Отличительной особенностью караимства являлось уважение к науке, особенно к философии, математике и астрономии... В 1471 г. Скара в свите князя Михаила Олельковича переехал из Киева в Новгород, где сближается с местной интеллигенцией -боярством и духовенством. Образуется тесный кружок любознательных людей, интересующихся западноевропейской наукой, которые, по словам летописца, "начача учитися волшебским книгам" или, как выражался один современник, - "звездозаконию и волхованию упражняющеся"» [5, с. 386387].

Святский подробно описывает астрономическую литературу, бывшую в обращении у новгородских и московских еретиков («Космография», «Шестокрыл» и т.д.), анализируя наиболее интересные моменты из этих сочинений.

После того, как «астрономическое искусство, "сводить знамения с неба", т.е. предсказывать затмения, сделало наших вольнодумцев популярными в широких массах», и дало им возможность, обладая обширными знаниями в астрономической сфере, «смеяться над существующими страхами», православное духовенство обличило «жидовствующих» в чародействе и чернокнижии [5, с. 395]. Астрономов ожидал страшный конец - все они были преданы суду и казнены. Святский приходит к выводу о том, что «и у нас на Руси были свои костры, и на них горели свои Джордано Бруно за увлечение астрономией, астрологией и за свободомыслие в делах веры» [5, с. 398].

Исследование «ереси жидовствующих» советские ученые продолжили после Великой Отечественной войны. В 1955 г. в издательстве АН СССР вышла книга Казаковой Н.А. и Лурье С.Я. «Антифеодальное еретическое движение на Руси XIV - начала XVI вв.». Впоследствии материалами этой работы воспользовались Муравьев А.В. и Сахаров А.М. для написания нескольких глав своей книги «Очерки истории культуры IX - XVII вв.» (1984), где авторы рассматривали некоторые ереси, существовавшие на Руси в XV - XVI вв. Однако имя Святского в первом издании лишь вскользь упоминается [11, с. 87, 134], во втором же - ссылки на исследование Святского о ереси «жидовствующих» и вовсе отсутствуют.

Две последних главы монографии Святского посвящены развитию астрономических знаний накануне царствования Петра I, а также во времена петровских реформ (главы XI и XII). Мощный толчок, давший начало становлению астрономии как науки, по мнению ученого, наступил со второй половины XVII в. «В среде духовенства, - указывает Святский, - начинает появляться много лиц, прошедших южную киевскую или западную Виленскую духовные школы, да и в самой Москве возникает Заиконоспасская школа, впоследствии знаменитая Славяно-греколатинская академия, в которой начинают преподаваться светские науки» [5, с. 420-421].

Приблизительно с этого времени, отмечает автор «Очерков», в русском искусстве стали встречаться астрономические мотивы в росписи потолков и стен царских дворцов, боярских палат и даже в церковной живописи [5, с. 429-431]. В XVII в. на Руси стали появляться и первые астрономические инструменты (глобусы, астролябии, телескопы - «зрительные трубы»). Анализируя источники, Святский приходит к выводу, что они уже тогда служили не только диковинным украшением хором богатых горожан и княжеских палат, но и использовались ими по назначению [5, с. 431]. Автор в своей работе четко разграничивает два различных взгляда в отношении к науке, сложившиеся к концу XVII в. в двух слоях тогдашнего русского общества -старого удельного боярства и духовенства и верхушки среднего Замосковного края (т.е. центра страны), которая «жадно воспринимала новые веяния, идущие с Запада» [5, с. 449]. Несмотря на то, что влияние последней постоянно и неуклонно возрастало, Святский все же заключает, что занятие астрономией и астрологией в Москве и других городах Руси было отнюдь небезопасным делом.

С восшествием на престол Петра Великого, которому автор явно симпатизирует, положение «небесных» наук окончательно упрочилось. С развитием мореплавания и навигации астрономические знания становятся необходимы для полноценного развития Российской Империи. Подводя итог петровской эпохе, Святский отмечает появление громадного количества рукописей и книг, посвященных астрономической науке, причем, главным образом, прикладного характера [5, с. 478]. В начале XVIII в. в ученых кругах окончательно закрепляется система мира Коперника, а также идеи Галилея, Кеплера и Ньютона. Однако в нашей стране происходит это не сразу и с большим трудом. Говоря даже о «птенцах Петровых», Святский приходит к выводу, что и для многих из них вопросы устройства Вселенной оставались далеко неясными [5, с. 485]. «Что же касается более широкой массы читающих "низов", - продолжает ученый, - то для них тогдашние научные достижения оставались вообще тайной за семью печатями, да и власти духовные, несмотря на стремление верхушки боярства и дворянства к просвещению, неуклонно продолжали вести свою линию» [5, с. 486]. С учетом вышесказанного, неоспоримым для Святского являлся то факт, что XVIII в. для нашей страны стал переломным как для астрономии, так и для других наук, и с основанием Академии наук Петром Великим в истории астрономических знаний началась новая эра [5].

К сожалению, самому Святскому пришлось жить и работать в такую эпоху, когда его собственные научные изыскания вступили в противоречие с суровой реальностью жизни в Советском Союзе 30-х гг. XX в. Репрессии, развернувшиеся против краеведческого движения, активным деятелем которого он был, сделали невозможным издание его основного труда. Даниил Осипович не раз прикладывал все свои силы, чтобы исправить сложившееся положение -обращался в различные издательства, к коллегам-академикам, к своим товарищам, однако, после высылки в Казахстан оказался почти совершенно оторванным от научной жизни страны[1].

Действия власти привели к потере надежды на возвращение к полноценному творчеству, к безвременной кончине ученого при постоянном ухудшении условий его деятельности. Святский, как и многие другие талантливые люди, был насильственно оторван от официальной науки. В этом заключалась трагедия ученого.

The main works of the historian of science and astronomy D.O. Svyatsky (1881-1940), dedicated to the development of astronomical knowledge in Russia ("Astronomical Phenomena in Russian chronicles: a scientific critical point of view" and "The People's astronomy and cosmology in ancient Russia") are analyzed. The basic content of the history of writing and the fate of these books are considered.

The key words: D.O. Svyatsky, the history of astronomy in Russia, chronicles, astronomical phenomena, "the heresy of the Judaizers”

Список литературы

1. Синицына М.В. Даниил Осипович Святский - трагедия ученого // Вестник БГУ. № 2.

2009.

2. Святский Д.О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения (с приложением «Канона русских затмений» (1060-1705 гг.), составленного историком-астрономомМ.А. Вильевым. СПб., 1915.

3.СПФА РАН. Ф. 902. Оп. 2. Е.х. 471.

4. Святский ДО. Очерки истории астрономии Древней Руси // Историко-астрономические

исследования. Вып. 7, 1961; Вып.8, 1962; Вып. 9, 1966.

5. Святский Д.О. Астрономия Древней Руси / Автор предисловия, комментариев, дополнений М.Л. Городецкий. М.: НПИД «Русская панорама», 2007.

6. Городецкий М.Л. От редактора // Святский ДО. Астрономия Древней Руси М., 2007.

7. Святский Д О. Звездное небо архангельских мореплавателей XVII века // Известия Русского общества любителей мироведения, 1917, т. 6, № 4 (28).

8. Святский ДО. Астрономическая книга «Шестокрыл» на Руси XV века // Мироведение, 1927. Т. 16. № 2.

9. Святский Д О. Астролог Николай Любчанин и альманахи на Руси XVI века // Известия научного института им. П.Ф. Лесгафта Вып. 1,2, 1929. Т.15. и т.д.

10. См. Известия Центрального бюро краеведения. 1927, № 8.

11. Казакова Н.А., Лурье С.Я. Антифеодальное еретическое движение на Руси XIV - начала XVI вв. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.

12. См., например: Святский Д.О. Роль и значение любителя в науке. Доклад на 1-м Съезде Любителей Мироведения // Труды I Всерос. Съезда Любителей Мироведения. СПб., 1921.

13. Святский Д.О. Наблюдения неизвестного любителя мироведения в слободе Пучеж на Волге в 1774-1782 гг.// Мироведение, 1929. Т 18. № 6.

14. Святский Д.О. Рец.: Агнеса Кларк «История астрономии в XIX ст.», пер. с англ. прив.-доц. С-П. Университета и товарища председателя Русского Астрономического Общества В.В. Серафимова, Одесса, 1913. 656 с.// Известия Русского общества любителей мироведения, 1913. № 8 (4).

Об авторе

Синицына М.В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.