Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ В ВОЕННОЙ МУЗЫКЕ'

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ В ВОЕННОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грюнберг П.Н.

СТАНОВЛЕНИЕ военной музыки в России связано с организацией регулярной армии Петром I. При нем появились и военные музыканты, К началу XIX века военные оркестры или, как тогда говорили, «музыкальные хоры», имелись во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие воинские команды, без них не обходился ни один воинский ритуал. Для этих целей в пехотных полках были барабанщики - по 12 человек в бапшпьоне. В отборных частях пехоты -- у гренадеров - были также флейтщики. В кавалерийских полках сигналы подавали трубачи - по 3 трубача в эскадроне. Комплектовались музыканты из кантонистов - солдатских детей - и воспитанников военно-сиротских заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ В ВОЕННОЙ МУЗЫКЕ»

ВОЕННО-КСТОРКЧЕСКИК ЖУРНАЛ

АРМИЯ И КУЛЬТУРА

специальный выпуск

2007 год ,

ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ В ВОЕННОЙ МУЗЫКЕ

СТАНОВЛЕНИЕ военной музыки в России связано с организацией регулярной армии Петром I. При нем появились и военные музыканты. К началу XIX века военные оркестры или, как тогда говорили, «музыкальные хоры», имелись во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие воинские команды, без них не обходился ни один воинский ритуал. Для этих целей в пехотных полках были барабанщики — по 12 человек в батальоне. В отборных частях пехоты — у гренадеров — были также флейтщики. В кавалерийских полках сигналы подавали трубачи — по 3 трубача в эскадроне.

Комплектовались музыканты из кантонистов — солдатских детей — и воспитанников военно-сиротских

заведений.

У

ВЛЕЧЕНИЕ военной музыкой особенно распространилось после возвращения русской армии из Заграничных походов 1813—1815 годов. В это время у каждого из 26 батальонов гвардейских полков появился собственный марш, под звуки которого они проходили на смотрах церемониальным маршем. В 20-е годы XIX века сложились и многие солдатские песни, посвященные эпохе Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то что большинство полковых маршей появилось позднее 1812 года, они остались своего рода визитной карточкой для боевых частей, прославленных героическим участием в памятных исторических событиях 1812—1814 гг. Само появление полковых маршей неразрывно связано со славной боевой историей полков русской армии. Они были призваны отразить в звуках их воинскую славу и доблесть, даже если в качестве исходного музыкального материала заимствовались мелодии из французских и итальянских опер (как тема увертюры к опере «Норма»

В. Беллини в марше лейб-гвардии Уланского полка). Уникальны записи солдатских песен в исполнении самих солдат-песенников. Песенники были в каждом полку, батальоне, эскадроне русской армии XIX века. Солдатская песня сопровождала «тружеников войны» и в походах, и в часы отдыха, помогала превозмочь все тяготы невыносимого порой солдатского труда, поднимала настроение. Репертуар песенников составляли и общенародные песни, и специальный солдатский, воинский фольклор, накопленный за весь двухсотлетний путь служения армии Отечеству. Солдат-песенников отличала и особая манера произнесения музыкального и поэтического текстов, им были присущи и собственные «редакции» известных песен. Этот навсегда ушедший вид военного творчества сохранен только в немногих образцах на граммофонных пластинках.

Военная тематика на граммофонных пластинках появляется с самого начала русской грамзаписи. Уже в первом сеансе записей на граммофонные пластинки, состоявшемся в марте 1899 года в Лондоне, в студии Berliner's Gramophone Company, записывалась грампластинка номер 11 036 (первая нумерация велась в группе «русских» записей от 11 000)1. На этой пластинке некую композицию, названную «Уланы», исполняет прибывший в Лондон специально для записи ансамбль под названием «Хор Медведевой». А в России первый сеанс записей на граммофонные пластинки в апреле 1899 года осуществили сотрудники единственной тогда в Европе Berliner's Gramophone Company на средства петербургских энтузиастов и коммерсантов при участии лучших русских военных оркестров лейб-гвардии Преображенского и Финляндского полков. Следует отметить, что акустическая запись тех лет достаточно хорошо передавала звучание духовых инструментов, и пластинки с записями военных оркестров (популярная, танцевальная и военная музыка) получили большое

t

молодежный военно-историческии журнал

АРМИЯ И КУЛЬТУРА

Страница из каталога торгового дома «Роберт Канц» в Москве (1912 г.) со списком грампластинок, выпущенных компанией Gramophone (и ее отделением Zonophone) к 100-летию Отечественной войны 1812 года

распространение уже в первые годы XX века.

За первое десятилетие ХХ века было записано несколько десятков полковых маршей. Записывались также учебные, строевые, церемониальные и бытовые военные сюжеты. А к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года кроме переиздания ранее выходивших пластинок были организованы и юбилейные записи. Помимо ведущего

^аммофонного производства в России —

■amophone Company, включавшего с конца 1903 года и марку Zоnophone, юбилейные пластинки выпускались и другими фирмами — «Русским акционерным обществом граммофонов» (РАОГ), «Сирена-Рекорд», «Метрополь-Рекорд», а также иными, более мелкими производителями. В записях военной музыки, песен, романсов и произведений, написанных к столетнему юбилею, принимали участие многие видные исполнители того времени. Среди них — военные капельмейстеры, артисты Императорской Мариинской оперы в Петербурге Александр Брагин, Лев Сибиряков, Евгений Вит-тинг, Александр Белянин, артист оперной труппы Народного дома в Петербурге Сергей Левик, солдатские хоры, московский хор И.И. Юхова, хор храма Христа Спасителя, знаменитые московские протодиаконы — обладатели феноменальных голосов Константин Розов и Александр Здиховский, а также популярные певцы Ю. Морфесси, В. Сабинин и многие другие. Репертуарный диапазон юбилейных записей был необычайно широк. Кроме военной музыки были записаны солдатские песни, романсы, хоры, военные сигналы русской и французской армий, даже любимая песня Наполеона «Разлука».

К сожалению, и более ранние записи, и юбилейные записи 1912 года не стали в последующее время объектом целенаправленного собирания и изучения. В большинстве они безвозвратно утрачены, сохранились лишь отдельные уникальные образцы. Даже о самом наличии подобных записей ны-

не имеется лишь приблизительное представление. Это обусловлено и недостатком информации в сохранившихся изданиях каталожного типа, включая рекламу в печати. При этом следует учесть, что известны в основном лишь записи лидера российской ау-диоиндустрии и российского рынка аудиозаписей — русского отделения Gramophone Company. Но и множество других предприятий грамзаписи, действовавших на русском рынке после утраты компанией Gramophone в 1903 году монополии, также записывали военные оркестры, военную музыку, производили граммофонные пластинки к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Это относится прежде всего к русскому отделению французской компании Pathe Freres (братья Пате), совмещавшей кинематографическое дело с патефонным аудиопроизводством2. Еще в первое десятилетие ХХ века на диски Пате была записана целая серия фонограмм военной тематики, включавшая строевые, учебные и боевые сигналы, церемониальные сюжеты, марши родов войск.

Большинство подобных фонограмм следует отнести к числу редких хранителей исторических военных традиций. Отдельные сюжеты имели уже тогда более чем столетнюю давность. Это относится ко многим строевым, походным и учебным сигналам. Наглядный пример, как бывает нередко, «лежит на поверхности». Это самый известный, «главный» русский военный марш — его музыка популярна и исполняется до сих пор — марш Преображенского полка, он же марш Петра Великого. Он весьма стар,

Титульный лист издания фирмы «Мелодия» к 175-летию Отечественной войны 1812 года

молодежный военно-историческии журнал

АРМИЯ И КУЛЬТУРА

те*.

о/ ^

fti- т

Х-608В7

Этикетка граммофонной пластинки Gramophone (Zonophone) 60887 (14277b). Полковой марш лейб-гвардии Казачьего полка. Исполняет оркестр Сумского гусарского полка под управлением А. Марквардта Варшава,1910 г.

ШШ \

©у ^

4 ожся*51®*

"И" »p. tlKtiw«-

(¡0511ШЛ

вошла в известное «Собрание народных песен П.В. Киреевского». Песня «Не труба тру-812 го

Этикетка граммофонной пластинки Gramophone (Zonophone) 2-60891 (16921b). Полковой марш Кексгольмского пехотного полка (музыка Гуго Варлиха). Исполняет военный оркестр

Петербург, 1912 г.

его авторство утрачено. Под эти звуки русская гвардия торжественным маршем вступила в Париж 19(31) марта 1814 года, неся мир Европе, измученной двадцатилетием революционных и Наполеоновских войн, завоевав для России — по словам одного из участников триумфального шествия — самый достойный мир.

Как ни странно, несовершенная, не знавшая микрофона ранняя звукозапись сохранила как раз традиционное настроение и традиционные, восходящие к моральным и идейным образцам 1812 года, качества кадровой русской армии, которая жила и была в известной мере жива, по пушкинскому слову, «вечной памятью двенадцатого года». Эти качества проявлялись ею и в последующие, гибельные годы Первой мировой войны, несмотря на все противодействовавшие этому общественные, административные и политические обстоятельства.

ПОМИМО записей солдатского фольклора в 1912 году несколько песен было записано профессиональными артистами в обработке В.Н. Гар-тевельда, композитора и собирателя фольклора. Все обработанные им для юбилейных граммофонных пластинок песни являлись в оригинале образцами народного творчества и бытовали не только в солдатской или казачьей среде. Например, песня «Разоренная моя путь-дороженька» была известна еще в середине XIX века, а записана знаменитым собирателем П.И. Якушкиным в нескольких вариантах (в Тверской и Рязанской губерниях), позже

бит» возникла в 1812 году и стала песней Петербургского народного ополчения.

Несколько записей являются имитацией перед рупором звукозаписывающего аппарата военных учений, походных и боевых действий. Им свойственны необычайная жизненность и правдоподобие, так как они исполнялись не артистами, а самими военнослужащими. И, конечно, необычайно интересны записи полковых маршей. Эти фонограммы сохранили живую традицию исполнения военной музыки, свойственную полковым оркестрам XIX века, что свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве русских военных музыкантов.

Некоторые сохранившиеся на граммофонных пластинках фонограммы военной тематики были реставрированы и вошли в изданный в 1987 году (к 175-летию Отечественной войны 1812 г.) комплект из пяти долгоиграющих пластинок. Старые фонограммы были тщательно реставрированы и выпущены единственным тогда в СССР производителем аудиопродукции — фирмой «Мелодия»3. Это было научное, отлично, по тем временам, иллюстрированное издание. Каждая старая фонограмма была максимально точно атрибутирована и сопровождена «легендой», которая включала уточненные имена исполнителей, наименование аудиопроизводства, исходные производственные номера, дату и место записи. В издании принял участие Государственный Эрмитаж, предоставивший на слайдах фотографии старых знамен полков русской армии 1812 года, портреты русских полководцев и военачальников из знаменитой Военной галереи 1812 года. Государственный Русский музей предоставил слайд неизвестного ранее портрета генерала от инфантерии князя П.И. Багратиона. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (ГБВИЗМ) предоставил слайды фотографий памятников частям русской армии на Бородинском поле. В написании сопроводительных статей приняли участие ныне заместитель директора Эрмитажа доктор исторических наук Г.В. Вилин-бахов и заместитель директора ГБВИМЗа А.В. Горбунов.

t

молодежный военно-исторический журнал

АРМИЯ И КУЛЬТУРА

У реконструированных фонограмм, вышедших в свет 20 лет назад, оказалась любопытная судьба. С окончанием производства в 1992 году долгоиграющих грампластинок эти фонограммы «пиратским» способом перешли на аудиокассеты и распространялись хаотически. Неожиданно они оказались в поле зрения известного историка эпохи Наполеоновских войн, профессора Дипломатической академии МИДа РФ В.Г. Сироткина, который использовал их как исторический источник. Ссылка на грампластинки 1987 года имеется в библиографии его двух книг4. С 1998 года получил развитие поддерживаемый энтузиастами (в основном военными реконструкторами-униформистами) интернет-проект «1812 год» (www.1812.ru). Он включил полностью звучание всех фонограмм пяти дисков 1987 года, правда, без сопроводительного текста и без указания имен тех лиц, кто трудился в 1986—1987 гг. над восстановлением фонограмм. Наконец, весь интернет-проект «1812 год», а с ним фонограммы грампластинок 1987 года были выпущены в 2006 году на DVD-диске со знаком копирайта интернет-проекта «1812 год». Таким образом все старые «военные» фонограммы не исчезли при переходе на новые звуконосители, а получили вторую жизнь. Они востребованы и в наши дни, и, судя по всему, будут востребованы в любые времена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. подробнее: Грюнберг П.Н. История начала грамзаписи в России и источниковедение российской грамзаписи 1899—1915 гг. // Каталог вокальных записей российского отделения компании «Граммофон» (The Gramophone Company Ltd) 1899—1915 гг. Реконструкция В.Л. Янина. М., 2002.

2 Компания братьев Пате использовала в записи на цилиндры, а затем и на диски так называемый шрифт Эдисона — звуковые колебания записывались, нарезались рекордером и воспроизводились на патефоне в вертикальной плоскости. «Шрифт Эдисона» использовался до начала 1920-х гг. кроме компании Pathe Freres еще некоторыми аудиопро-изводствами. Компания Gramophone пользовалась «шрифтом Берлинера» — звук записывался и воспроизводился в горизонтальной плоскости. Этот принцип оказался более универсальным, он был принят во всем мире вплоть до окончания производства грампластинок с появлением цифровой техники и компакт-дисков.

3 «Русская военная музыка и музыка, посвященная Отечественной войне 1812 года (в записях 1900 — 1970-х гг.)» М.: «Мелодия», 1987 (комплект из пяти пластинок М 10 47931=6 и С 10 25703=6).

4 См.: Сироткин В.Г. Наполеон и Россия. М., 2000. C. 375. Он же. Наполеон и Александр I. М., 2003. C. 413.

П.Н. ГРЮНБЕРГ

'НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

ЮБИЛЕИ СОВЕТСКИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ

Щсполнилось 70 лет со дня основания в СССР специальных средних школ, предназначавшихся для комплектования артиллерийских училищ. В 1937—1938 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Одессе и Ереване были созданы 17 специальных средних школ. В них учились мальчики, окончившие 7 классов, и годные по состоянию здоровья к военной службе. Срок обучения (программы 8—10 классов) составлял 3 года.

Школа считалась учебным артиллерийским дивизионом, в котором 500 учащихся были разделены на 3 батареи: десятые классы — первая батарея, девятые — вторая и восьмые — третья. Школьники носили особую форму одежды, где на черных суконных петлицах крепились артиллерийские эмблемы, номер школы и буквы «СШ». 1 мая и 7 ноября каждая из спецшкол под своим знаменем выходила на парад. Часть летних каникул учащиеся проводили в лагерях, где уделялось много времени физическому развитию, а также закреплению на практике военных знаний, полученных в течение учебного года.

Некоторые воспитанники спецшкол учились экстерном. Жили с родителями и приходили в школу к началу занятий. Выпускники артиллерийских школ получали аттестаты зрелости и распределялись по училищам без вступительных экзаменов.

В 1944 году появились еще три артиллерийские школы — в Киеве, Харькове и Одессе, и число открытых школ достигло двадцати.

Ранее, в 1937 году, открылись три военно-музыкальные спецшколы, из которых на данный момент осталась одна — 2-я Московская, которая сегодня носит название Военно-музыкального училища кадетского типа.

22 июля 1940 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «Об организации специальных военно-морских средних школ», а в ноябре того же года — постановление «Об организации специальных средних школ Военно-воздушных сил». Созданные в исключительно короткие сроки спецшколы ВВС открыли свои двери для учащихся 2 января 1941 года, когда до начала войны оставалось всего пять месяцев.

Военные спецшколы выполнили свое предназначение, готовя отличные кадры. Наиболее заметную роль сыграли артиллерийские спецшколы, успевшие к началу войны сделать 4 выпуска.

Е.Ю. НИКИШИНА, студентка Московского гуманитарно-экономического института

(Москва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.