Научная статья на тему 'История русского модерна: Жар-птица Марии Тенишевой'

История русского модерна: Жар-птица Марии Тенишевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
468
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История русского модерна: Жар-птица Марии Тенишевой»

- выставка создаёт мир в зале как внутри закрытой чаши;

- креативность, аскетичность. Суперсовременно о супертрадиционном.

Выставка «не очень понравилась» - 5 % респондентов. Не ответили

на вопрос - 3 %.

Подавляющее большинство зрителей указали экспонаты, привлёкшие их внимание в наибольшей степени. Зрители смогли обосновать свои предпочтения и передать чувства, переживания, вызванные восприятием этих произведений:

- двухцветный лев: «излучающий энергию», «динамизм», «сила и пластика»;

- чёрные чаши - раку XVI в.: «удивительно, как художник мог передать замысел предмета с помощью линии края, положенной чёрной глазури, оживляя тем самым предмет, вкладывая в него душу и энергию»;

- красная чашка - раку с изображением горы Фудзи: «Она будит воображение и фантазию»;

-«Ирифунэ». «Смотря на чашку, почти физически ощущаешь себя частью непрерывно движущейся по воде лодки»;

- огромный интерес вызвали произведения раннего периода (XVI, XVII, XVIII вв.). «Они прекрасны своей простотой и глубиной мысли»;

- «Более всего понравились современные предметы Раку и, конечно, видеофильм, он уникален!»

Важно отметить, что современные зрители смогли уловить тончайшие нюансы творческого процесса и получить эстетическое удовольствие от созерцания и постижения произведений представителей знаменитой династии Раку.

Литература

1. Успенский М.В. Куниёси и его время. Японская гравюра XIX в. Школа Утагава. -СПб., 1997.

М. И. Измайлова История русского модерна: Жар-птица Марии Тенишевой

В русском изобразительном искусстве не так много знаменитых женских имён, тем досаднее воспринимается забвение, долгие годы окутывавшее одну из самых ярких фигур не только в русской, но и в европейской художественной жизни конца XIX - первых десятилетий ХХ в. Разносторонне одарённая женщина вошла в историю под фамилией своего второго мужа и единомышленника князя В.Н. Тенишева. Видимо, в силу этого, равно как и отъезда в эмиграцию, Мария Клавдиевна Тенишева долгие десятилетия на своей родине была известна лишь специалистам.

С середины 80-х гг. ХХ в., а особенно в годы перестройки, возродился широкий интерес к русскому меценатству, возвращаются и имена четы Тенишевых. Но и с учётом этого интереса сокровищница русского модерна - усадьба Талашкино оставалась значительно менее известной, чем ставшая практически культовой музей-усадьба Абрамцево. А ведь Мария Тенишева оставила значительный след не только как меценат и замечательный организатор, но и как выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства.

М.К. Тенишева, урождённая Пятковская, родилась 1 июня 1858 г. в Санкт-Петербурге, получила образование в гимназии М.П. Спешневой. Это женское учебное заведение стало первым с России, дающим девочкам образование по программам мужских реальных училищ. По окончании гимназии Мария Клавдиевна не смогла находиться в родном доме под жёстким и холодным надзором матери, выходом на свободу стало замужество. Партия с Рафаилом Николаевым оказалась неудачной, спустя годы Тенишева вспоминала, как «все было так серо, обыденно, бессодержательно. Меня же манила жизнь. Хотела разгадать ее, заглянуть вперед, завоевать что-то».

Муж оказался страстным игроком, после рождения дочери ситуация лишь обострилась. От тоски она, как в юности, начала заниматься музыкой. Оказалось, что с годами её голос приобрёл красивый тембр и набрал силу, но техника не дотягивала даже до любительского уровня. Решила уехать в Париж для обучения пению. Муж отказался выдавать документы, мать - деньги на дорогу. Через знакомых выхлопотала разрешение на отъезд и продала дорогую мебель из своего приданого.

В 1881 г. Мария Николаева - так тогда её звали - уехала во Францию с дочкой Маней и служанкой Лизаветой Грабкиной. Полуграмотная крестьянка оказалась близким человеком на долгие годы, оставалась рядом в горе и в радости до последних дней. В Париже Марию приняли в знаменитую вокальную школу Матильды Маркези. Париж преобразил Марию, она превратилась в красавицу. У неё оказался редкий тембр, Маркези перевела талантливую ученицу в оперный класс. Когда истёк срок разрешения на заграничную поездку, Мария Клавдиевна вернулась домой.

Деньги иссякли, вид на жительство закончился - муж отказался продлевать своё разрешение, а своего паспорта у российских замужних женщин тогда не было. Спасение пришло от подруги детства княгини Е.К. Святополк-Четвертинской (Киту), урождённой Шупинской, владелицы имения Талашкино в Смоленской губернии. Так впервые Мария Клавдиевна увидела место, ставшее центром приложения её творческих сил. Ещё одна зима в Париже стала школой истории искусства, в Лувре любимыми залами стали залы средневековой эмали. Древнее искусство оказалось созвучным новому времени. В 1885 г. Мария и Киту вернулись в Талашкино, где открыли школу для крестьянских детей, Мария Клав-

диевна включилась в работу со всем пылом. Следующим проектом стало Талашкинское сельхозучилище, в котором не только получали образование, но и обучались новейшей агротехнике и ремеслу.

Зиму 1888 г. Мария провела в Петербурге, она участвует в концертах и берёт уроки рисования в училище барона Штиглица. Мария окончательно рассталась с мужем, они оформили развод. Дочь отобрали у матери, Марию перестали пускать на свидания с ребёнком. Эта трагедия отзывалась болью всю последующую жизнь. Утешение находилось в творчестве. Однажды на приёме её попросили спеть, один из гостей предложил поаккомпанировать. Весь вечер он играл, а она пела.

Всеволод Тенишев происходил из древнего княжеского рода, получил великолепное образование, начал карьеру с жалования в 50 р. и сделал миллионное состояние. Тенишев был соучредителем и техническим руководителем общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода - одного из крупнейших в России. Кроме этого, он написал множество научных трудов по социологии и этнографии. Но и это не всё: князь виртуозно играл на виолончели, любил музыку и водил дружбу с видными музыкантами.

Ей было 24 года, ему - 48. Оба были в разводе, у Тенишева - сын, у неё - дочь. 20 апреля 1892 г. они обвенчались, и Мария обрела ту фамилию, под которой и вошла в историю. Пришло время воплощать мечты в жизнь. Бесплатное ремесленное училище на 60 подростков скоро не могло вместить всех желающих, построили двухэтажное новое здание. При училище открылась ремесленная школа для младших детей, школа для девочек. Тенишева организовала столовую с недорогими обедами, театр для рабочих, клуб для служащих. «Покидая завод, я оставила, кроме моего ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят».

Зимой Тенишевы жили в Петербурге, в доме на элитной Английской набережной, там Мария познакомилась с Чайковским. На приёме в его честь она исполняла романсы великого композитора. Восхищённый её пением, он бросился к роялю, незаметно пролетели часы. Пётр Ильич, увлечённый пением Тенишевой, опоздал на репетицию своей оперы «Иоланта», ради которой он и приехал в Северную столицу. Киту навещала подругу в новом роскошном особняке, но торопилась вернуться в Талашкино, которое требовало постоянного вложения сил, а главное, денег. Киту боялась, что после её смерти родовое имение перейдёт к родне, равнодушной к новаторским начинаниям. В 1893 г. на именины Марии Тенишевой подписывается купчая, по которой право владения переходит к ней, хотя хозяйкой по-прежнему остаётся Киту.

Имение превратилось в образцовое. Кроме школы, там были паровая машина, оранжереи, мастерские для ремонта сельхозтехники, дома для двухсот наёмных работников, конный двор. На конюшнях водопро-

воды с горячей водой, роскошный манеж. В старой школе стало тесновато, в 1894 г. Тенишевы купили соседний хутор Флёново и там построили новую школу с общежитием. Начинаются занятия в Тенишевской рисовальной школе, которая расположена в доме Тенишевых, там готовят к поступлению в Академию художеств. Через её классы прошли десятки художников, в том числе И. Билибин и З. Серебрякова.

На Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде в стеклянном сверхсовременном павильоне представлялись достижения Брянского завода, особым дипломом отметили ремесленную школу, созданную Тенишевой. На выставке разгорается и художественный скандал: два панно Михаила Врубеля, созданные специально для выставки, не принимаются комиссией. Савва Мамонтов и Мария Тенишева первыми оценили гениальность художника и с тех пор помогали ему. Талашкино становится одним из центров русского модерна.

Вячеслав Тенишев оставляет управление заводами, высвобождая время и силы на благотворительность. Его главным проектом становится Тенишевское училище, основанное в Петербурге в 1898 г. Трудами князя возникло одно из лучших учебных заведений в России, невозможно перечислить, сколько великих людей училось в его стенах. Достаточно назвать такие имена, как Лидия Чуковская, Осип Мандельштам, Владимир Набоков. На устройство училища Тенишев потратил полтора миллиона золотых рублей, а на содержание ежегодно шло 50 тыс.

Мария Тенишева и Киту создают рисовальную школу и в Смоленске, Тенишева спонсирует издание журнала «Мир искусства», собирает коллекцию акварелей русских и европейских художников и предметов русской старины. Финансирует раскопки русских древностей, сама в них участвует. Попутно осваивает фотодело: вместе с выдающимся фотографом И.Ф. Барщевским делает серию фотографий древнерусской архитектуры. В Петербурге и в Москве с огромным успехом проходят тенишевские выставки, русская часть коллекции передаётся в дар Русскому музею. Во Флёнове строится церковь во имя Святого Духа, работать над которой взялись лучшие мастера русского модерна. Но самым любимым детищем остаётся флёновская школа. По проекту художника С. Малютина рядом с основным зданием возводится деревянный резной теремок под роскошную школьную библиотеку.

А сама Тенишева задумала научиться искусству эмали - огненное разноцветье не давало покоя. Творчество Врубеля и художников-мирискусников помогло понять, что же это за образ видится во сне и наяву. Жар-птица - русский феникс, всегда возрождающаяся из пепла, несущая миру радость красоты. Вячеслава Тенишева назначили генеральным комиссаром русского отдела Всемирной выставки в Париже 1900 г. 14 апреля 1900 г. открылась Всемирная Парижская выставка, Русский павильон превзошёл все ожидания. Деловая хватка Вячеслава Тенишева и безупречный вкус его жены, мастерство архитекторов и ху-

дожников сотворили чудо, не говоря уже о том, что впервые российская промышленность была достойно представлена на выставке такого ранга. Наша экспозиция получила 1589 наград, а Вячеслав Тенишев был удостоен ордена Почётного легиона.

25 апреля 1903 г. Вячеслв Тенишев умер, его отпевали в Париже, а похоронили в склепе недостроенной флёновской церкви. Мария ушла в работу: археология, собирательство. Поддержка художников, талашкин-ские мастерские, она уже не принадлежала себе, только во время работы над эмалями она забывала обо всём. Огненные краски расцветали неувядающими цветами.

В 1905 г. над Россией раскинул крылья красный петух - заполыхала революция, свои коллекции Мария Тенишева повезла подальше - в Париж. В 1907 г. в четырёх залах Лувра зарубежная публика впервые знакомилась с традиционным русским искусством. Выставку посетило 78 тыс. человек - такого огромного интереса парижан не ожидала и сама Тенишева. Открылась и её персональная выставка эмалей, её творчество получило мировое признание.

30 мая 1911 г. тенишевский музей передали Московскому археологическому институту. Тенишевой присваивается звание почетной гражданки Смоленска, улица, на которой находится музей, переименовывается в Тенишевскую. Николай Рерих приезжает во Флёново расписывать церковь. 1 августа 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну, работы в церкви прекратились, внутреннее убранство так и осталось незаконченным. Тенишева открывает лазарет для раненых, работает в нём и она сама, и Киту. 1 мая 1916 г. она с вручением золотой медали защищает диссертацию по искусству эмалей и получает приглашение занять в Археологическом институте кафедру по истории эмали. Под Новый год Мария Тенишева записывает: «Осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год?»

Ей он сулил вечную разлуку с Родиной. С Киту, Лизой и ещё несколькими друзьями они чудом выбрались из России через Крым. Поселились в пригороде Парижа, городке Вокрессон, их дом превратился в Малое Талашкино. Тенишева снова начинает работать над эмалями, собирает материалы для воспоминаний. Воспоминания обрываются тем самым чёрным 1917 г. Земной путь Марии Тенишевой завершился 14 апреля 1928 г. на кладбище Сель-Сен-Клу под надгробием, сделанном по эскизу Ивана Билибина, а в истории русского модерна, меценатства и искусства эмалей её имя продолжает гореть яркими красками.

Список литературы

1. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М., 1990.

2. Греч А. В. Музыка в русской усадьбе // Рус. усадьба. - Вып. 4. - М., 1998.

3. Озер Д. Мир эмалей Марии Тенишевой. - М., 2004.

4. Рерих Н.К. Заклятое зверье (Эмали кн. М.К. Тенишевой). - 2 мая. - 1909.

5. Рерих Н.К. Памяти М.К. Тенишевой // Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. -Прага. - 1930.

6. Талашкино. Издательство Содружество. - СПб., 1905.

7. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - СПб., 2014.

8. Рыбченков Б.Ф., Чаплин А. П. Талашкино. Альбом. - М., 1973.

А. Г. Мартынова Место выборгской темы в художественной жизни Финляндии

Изображение Выборга в искусстве финляндского периода - это в первую очередь пейзажная живопись, объектом которой является городское жизненное пространство человека. История изображения города в Финляндии молода. Она начинается с XVIII в., но намёки на интерес к финскому пейзажу и городским видам имелись уже в Средние века. На рубеже XlX-XX вв. финское искусство обращается к кругу сюжетов, воспевающих страну и народ. В духе Калевалы, крестьянской жизни и озёрных пейзажах Финляндии, художниками были найдены основные черты финского духа. В изображениях городской среды художники как бы «входили внутрь» города, увидели интимные дворовые виды, подчёркивающие эмоциональную красоту парковые пейзажи, и интересные с точки зрения композиции группы домов. Если до XX в. художники считали Выборгский замок обязательным объектом изображения, то художники XX в. находили в Выборге и другие притягательные объекты городской среды. По мнению Пирьо Хоккамена [1], многие художники считали замок однообразным и некрасивым [1, сообщ. Leo Rajama. 11.3.1984]. Однако в обширных городских видах он занимал важное положение, по этому зданию сюжет узнавался как выборгский, хотя если изображение расширялось, то становилось более интересным, когда охватывало и крепостное окружение. На изображениях перед крепостью уже стояли парусные суда, ялы для перевозки картошки и маленькие катера. Живопись приобретала больше внутреннего движения, а однообразное серое здание замка не казалось больше таким мрачным [1, сообщ. Поннти Вижкко. 11.3.1984]. Как говорит Пирьо Хоккамен, хотя многие выборгские художники рассказывают, что их сам замок не интересовал, и большая часть изобразительного материала состоит из городских изображений с крепостным сюжетом, его символическое значение по-прежнему велико. Картина без Выборгского замка была бы подобна изображению человека во весь рост, без головы. Замок - главный символ Выборга [1, сообщ. о Арне Напианненне(?). 9.3.1984].

На основании представляющего Выборг финского изобразительного материала можно с лёгкостью сделать вывод, что изображения городской среды делали только в районе Старого города или крепости. Однако художников интересовала так же и природа, но такие живописные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.