Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ, УРОКИ, ОБРАЗ БУДУЩЕГО (ДОКЛАД ДЛЯ XXXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО»'

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ, УРОКИ, ОБРАЗ БУДУЩЕГО (ДОКЛАД ДЛЯ XXXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образование и воспитание / Древняя Русь / великий князь Владимир / великий князь Ярослав / средневековая Русь / Александр Невский / преподобный Сергий Радонежский / Иван Грозный / средневековая система российского образования / система образования России Нового времени / роль российских императоров в развитии российского образования / определяющая роль К.Д. Ушинского в создании современного российского образования / советская система образования / система инновационноклассического всестороннего непрерывного образования. / Education and upbringing / Ancient Russia / Grand Duke Vladimir / Grand Duke Yaroslav / medieval Russia / Alexander Nevsky / St. Sergius of Radonezh / Ivan the Terrible / the medieval system of Russian education / the education system of Modern Russia / the role of Russian emperors in the development of Russian education / the defining role of K.D. Ushinsky in the creation of modern Russian education / the Soviet system education / a system of innovative and classical comprehensive continuing education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшиков В. М.

Описываются самые значимые события в истории российского образования и анализируются те факторы, которые определяли его состояние и развитие, показывается их значение для развития образования, выявляются уроки, которые можно извлечь из истории нашего образования; определяются возможные пути выхода современного российского образования из кризисного состояния, для чего в качестве его стратегической цели развития обосновывается идея создания инновационно-классического всестороннего непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION: GAINS AND LOSSES, LESSONS, AN IMAGE OF THE FUTURE (REPORT FOR THE XXXII INTERNATIONAL CHRISTMAS EDUCATIONAL READINGS "ORTHODOXY AND RUSSIAN CULTURE: LOSSES AND GAINS OF THE PAST, THE IMAGE OF THE FUTURE")

The article describes the most significant events in the history of Russian education and analyzes those factors that determined its state and development, shows their importance for the development of education, identifies lessons that can be learned from the history of our education, identifies possible ways out of the crisis state of modern Russian education, for which it is justified as its strategic development goal the idea of creating an innovative and classical comprehensive continuing education.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ, УРОКИ, ОБРАЗ БУДУЩЕГО (ДОКЛАД ДЛЯ XXXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО»»

УДК 37

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБРЕТЕНИЯ И ПОТЕРИ, УРОКИ, ОБРАЗ БУДУЩЕГО

(ДОКЛАД ДЛЯ XXXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ПРАВОСЛАВИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ МИНУВШЕГО, ОБРАЗ БУДУЩЕГО»)

© 2024 В. М. Меньшиков

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения e-mail: ss-private @ yandex. ru

Курский государственный университет

Описываются самые значимые события в истории российского образования и анализируются те факторы, которые определяли его состояние и развитие, показывается их значение для развития образования, выявляются уроки, которые можно извлечь из истории нашего образования; определяются возможные пути выхода современного российского образования из кризисного состояния, для чего в качестве его стратегической цели развития обосновывается идея создания инновационно-классического всестороннего непрерывного образования.

Ключевые слова: образование и воспитание, Древняя Русь, великий князь Владимир, великий князь Ярослав, средневековая Русь, Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, Иван Грозный, средневековая система российского образования, система образования России Нового времени, роль российских императоров в развитии российского образования, определяющая роль К.Д. Ушинского в создании современного российского образования; советская система образования, система инновационно-классического всестороннего непрерывного образования.

THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION: GAINS AND LOSSES, LESSONS, AN IMAGE OF THE FUTURE (REPORT FOR THE XXXII INTERNATIONAL CHRISTMAS EDUCATIONAL READINGS "ORTHODOXY AND RUSSIAN CULTURE: LOSSES AND GAINS OF THE PAST, THE IMAGE OF THE FUTURE")

© 2024 V. M. Menshikov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Head of Theology and Religious Studies Chair e-mail: ss-private @ yandex. ru

Kursk State University

The article describes the most significant events in the history of Russian education and analyzes those factors that determined its state and development, shows their importance for the development of education, identifies lessons that can be learned from the history of our education, identifies possible ways out of the crisis state of modern Russian education, for which it is justified as its strategic development goal the idea of creating an innovative and classical comprehensive continuing education.

Keywords: education and upbringing, Ancient Russia, Grand Duke Vladimir, Grand Duke Yaroslav, medieval Russia, Alexander Nevsky, St. Sergius of Radonezh, Ivan the Terrible, the medieval system of Russian education, the education system of Modern Russia, the role of Russian emperors in the development of Russian education, the defining role of K.D. Ushinsky in the creation of modern Russian education; the Soviet system education, a system of innovative and classical comprehensive continuing education.

Введение

Хочется искренне поблагодарить организаторов Рождественских чтений, которые в этом году предложили тему, заставляющую переосмыслить сами основы нашей жизни, нашей истории, нашей культуры, и вместе с тем выразить глубокую обеспокоенность, чтобы грандиозное мероприятие не стало очередной галочкой в череде мероприятий, канув в Лету. Невольно вспомнилось,

как один талантливый водитель, глядя на проезжающего мотоциклиста, сказал: «Своей бездарной ездой он позорит прекрасный мотоцикл».

И поэтому так хочется, чтобы эти чтения стали не очередным мероприятием, а действительно соборным размышлением тысяч лучших умов России о самых значительных проблемах нашей страны, ответом на многие фундаментально-жизненные вопросы нашей жизни.

В этой связи, памятуя известные слова «говоришь - действуй», хочу предложить свой доклад, посвященный анализу истории и современного состояния российского образования, в надежде, что он станет точкой кристаллизации российской общественной педагогической мысли в решении важнейших проблем российского образования.

I. Российское образование: обретения и потери

В своем докладе я смогу в тезисной форме указать только некоторые ключевые моменты истории нашего образования и педагогики, имеющие самое прямое отношение к состоянию современного российского образования.

1. Создание древнерусской системы образования. История России делится на время до и после Крещения Руси. Это очень символично. Подобно тому как история человечества делится на историю до прихода в мир Иисуса Христа и после Его боговоплощения, так и в истории Руси есть два периода: до ее Крещения и после ее Крещения.

Образование Руси до крещения. Конечно, здесь есть свое воспитание и своя педагогическая мысль. Но были ли на Руси в это время какие-то формы образования? На это есть самые разные и прямо противоположные точки зрения. Одна из них гласит, что до крещения Русь находилась в полном невежестве и темноте, и только крещение привело к созданию образования. При этом целый ряд ученых (П.Ф. Каптерев и др.) доказывают, что и после крещения Русь оставалась страной, не имеющей настоящего образования.

Другие доказывают, что на Руси до принятия христианства просто процветало образование (правда, почему-то не приводится ни одного факта его существования), а пришедшее извне христианство все, в том числе и образование, разрушило.

Видимо, неверна ни та, ни другая точки зрения. Все-таки какое-то (какое?) образование на Руси было и до Крещения. И есть много косвенных фактов, подтверждающих это. Но самым главным аргументом в пользу того, что до Крещения Руси было образование, стало бы доказательство, что глаголица - это алфавит, появившийся раньше кириллицы. Если это будет сделано, то это станет автоматическим доказательством того, что и образование до принятия христианства на Руси было. Дальше станет возможно реконструировать само образование.

Образование на Руси после крещения страны. Крещение Руси не было для нее каким-то единовременным, ничего не значащим случаем, но стало самым важным событием во всей нашей истории, потому что христианство стало основой создания новой русской православной цивилизации. Великий князь Владимир - самая значимая фигура нашей истории, потому что именно он заложил основы российской цивилизации как православной цивилизации.

Соответственно, если на Руси и было образование до Крещения Руси, то христианское государство кардинально перестроило его, а если нет, то оно создало его. Самое главное, что в правление великих князей Владимира и Ярослава Мудрого фактически была создана система древнерусского образования, соответствующая потребностям развития русского государства того времени. Конечно, слово «система» надо взять в кавычки, потому что никакой единой, централизованной, целостной, как мы привыкли считать сегодня, системы не было, а были школы разных уровней, которые назывались «учение грамоте», «учение книжное», и было училище, которое великий князь Владимир открыл в Киеве, а его сын Ярослав - в Великом Новгороде.

Интересно отметить тот факт, что сведения о школах книжного учения упоминаются более чем в восьмидесяти письменных источниках, дошедших до нашего времени. Такие школы существовали как в монастырях, так и в городах, при княжеских домах. До нас дошли сведения о князе Смоленском Романе Ростиславовиче, который все свои средства потратил на содержание школы, так что «на погребение его принуждены были смольняне сребро и куны давать по изволению каждого».

Каким было образование того времени, мы можем судить по великим творениям древнерусской культуры, и в частности по «Слову о полку Игореве». Заметим, что до сих пор адекватного перевода этого произведения нет. Этот перевод мог бы сделать А.С. Пушкин, который приступил к нему, но ранняя смерть помешала поэту. А точный перевод этого произведения будет сделан тогда, когда мы поймем, что оно было написано на северском диалекте древнерусского языка, и для начала кто-то реконструирует этот диалект.

Так вот, в «Слове...» автор предстает не только как поэтический гений, но, что для нас важнее, как человек, стоявший на вершине общечеловеческой культуры того времени. Откуда он мог взять эту культуру? Первая мысль - он окончил киевское училище. Но, скорее всего, нет, потому что он пишет на северском диалекте. А едва ли бы он писал свое послание всем русским князьям на северском диалекте, если бы церковнославянский язык был для него повседневным языком.

Значит, свое образование он получил где-то в одном из городов Курского княжества. Конечно, это не была привычная нам школа, скорее это было обучение у одного образованного человека, у которого училось несколько учеников, как, вполне вероятно, были свои ученики и у автора «Слова о полку Игореве».

В это время формируется и педагогическое сознание. Его легко восстановить по древнерусской литературе. Особое значение для его понимания имеет «Поучение Владимира Мономаха».

2. Катастрофа и возрождение образования. Развитие средневекового образования. Катастрофой не только для Руси, но и для ее образования стало монгольское нашествие. Думается, что после этого разгрома едва ли на Руси осталось более миллиона человек. Если бы в это время на Русь по-настоящему зашла чума, как она гуляла по Западной Европе, а иногда заходила и в некоторые русские города, то от Руси не осталось бы и воспоминаний. Вместе с городами погибли библиотеки и почти прекратило существование образование.

Но Бог хранил православную Русь. Решающую роль в сохранении православной Руси сыграл благоверный князь Александр Невский. И поэтому он совершил не меньший подвиг, чем великий князь Владимир. Первый создал православную цивилизацию, второй ее сохранил. На нем воистину сбылись слова Господа Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). С Русью свершилось чудо - Русь воскресла.

Чтобы вполне осознать то, что сделал благоверный Александр Невский, задумаемся, что, по сути, после монгольского разгрома на Руси осталось два жизнеспособных региона: Галицкая земля, которую возглавил князь Даниил Галицкий, и северо-восток Руси, который возглавил Александр Невский.

Даниил Галицкий в обмен на королевскую корону пошел на унию с папой. Александр Невский ценой невероятных усилий (политических, дипломатических, военных) сохранил православие. Галицкое княжество перестало существовать после смерти Даниила. Почти стертый с лица земли русский народ в 1646 г. начал строить город Охотск на берегу Великого океана.

Если XIII век был временем сохранения православной Руси, то XIV и XV века стали временем русского Возрождения. Великий советский литературовед Д.С. Лихачев называл это время, в отличие от Западной Европы, временем «русского предвозрождения». Но думается, что это было самое истинное великое Возрождение. Только если в Западной Европе в это время шло великое возрождение ментальной культуры - искусства и науки, то на Руси шло духовное возрождение.

Да, Западная Европа дала человечеству культуру, которая лежит в основе европейской цивилизации. Но в то же время эпоха западноевропейского Возрождения породила долгий XVI век с его безумными религиозными и национальными войнами, с его аморализмом и страшнейшими преступлениями.

Русское Возрождение дало не менее значимые шедевры искусства, достаточно указать на иконы преподобного Андрея Рублева и литературные произведения Епифания Премудрого. А чтобы понять все значение этих шедевров, отметим только один факт: Джованни Боккаччо написал свой «Декамерон» в юности, заложив при этом основы нового итальянского языка, и потом всю жизнь каялся в том, что он написал. Преподобный Епифаний если и каялся за свое произведение, то только за то, что он не смог должным образом описать «духоносного» и «богоносного» своего духовного отца - преподобного Сергия Радонежского.

И этот великий духовно-нравственный подъем, как писал В. О. Ключевский, сделал возможным политическое и экономическое возрождение русского народа, его культуры и образования.

Самое важное, что дала эта эпоха для воспитания, - его определяющим смыслообразующим началом стало духовно-нравственное и трудовое воспитание. Вспомним, христианство обогатило мировое воспитание духовно-нравственным и трудовым воспитанием, а Русь уже в новых жутких условиях возродила эти направления воспитания у себя.

XVI век связан прежде всего с именем Ивана Грозного. К сожалению, наша культура и особенно кино постсоветского времени превратили его в полное исчадие ада, когда по экрану носится какое-то бесноватое существо, больше похожее на Бабу-ягу, нежели на царя. Для полного сходства не хватало только, чтобы вместо царского жезла режиссер вложил в руку Ивана Грозного метлу.

Конечно, уже слышу вопрос: ты хочешь оправдать злодея всех времен и народов? Нет, я не хочу ни канонизировать, ни анафематизировать, ни даже реабилитировать его. А я хочу, чтобы в конце концов мы начали правильно понимать свою историю, а для этого, оценивая наших исторических деятелей, в том числе и Иоанна Грозного, хотя бы бегло смотрели по сторонам. И как только мы это сделаем, то увидим, что XVI век - это время, когда во всех европейских государствах шло создание единых централизованных государств. И шел этот процесс очень жестоко. В той же Франции только в одну Варфоломеевскую ночь в Париже было уничтожено более десяти тысяч человек всех возрастов. И в Англии творились не менее страшные преступления, когда какая-нибудь Мария Кровавая или какой-нибудь Яков ни за что ни

про что повесили за день тысячи согнанных с земли крестьян. На их фоне Иван Грозный, который правил Русью более сорока лет, с его четырьмя тысячами казненных по его воле людей, о которых он каялся всю жизнь, о чем свидетельствуют поминальники, рассылаемые им по монастырям всей Руси, - это просто Дюймовочка. Но мы умудрились в постсоветскую эпоху Ивана Грозного сделать Иваном Кровавым, а его кровавых заграничных современников живым воплощением самой демократии.

Если же все-таки посмотреть на происходящее в XVI в. объективно, то можно сказать, что во время Ивана Грозного на Руси шло создание единого централизованного российского государства и учреждение средневековой системы образования

Во-первых, это выразилось в работе по построению системы российского образования, основу чего заложил Стоглавый собор, который провозгласил необходимость открытия приходских школ, что по условиям того времени означало создание системы образования. Да, Россия не смогла в образовании реализовать решение Стоглавого собора, но систему средневекового образования заложила: в разных городах все-таки школы при храмах открывались.

Во-вторых, в Москве была учреждена типография. Известной книгой, изданной Иваном Федоровичем, правда уже во Львове, стала «Азбука». Для образования книгопечатание имеет первостепенное значение, так как позволяет издавать учебники, благодаря которым и образование получает широкое развитие.

В-третьих, и это самое главное, были сведены в единый текст тексты «Домостроя», которые начиная с XIV века писались в разных городах Руси. Удивительно, но наши предки в произошедшей катастрофе монгольской агрессии винили прежде всего себя, справедливо полагая, что случившееся - это наказание за совершенные ими грехи. И отсюда великий духовный и нравственный подъем XIV-XV вв. Отсюда и поиск истинного идеала семьи, свидетельством чего являются тексты «Домостроя», которые писались в разных городах Руси. Воплощением этих поисков и стала русская православная семья. Подчеркнем, за несколько веков русский народ по-настоящему осознал: истинный идеал семьи - «семья - домашняя церковь», и стал формировать ее.

В XVI в. на основе разных текстов был создан единый текст «Домостроя». И сделано это было духовником или, во всяком случае, ближайшим другом Ивана Грозного «протопопом» Сильвестром Медведевым. Эта редакция стала своего рода свидетельством завершения многовекового формирования русской православной семьи.

Создание православной, в своем роде идеальной семьи имело решающее значение для успешного развития России - в начале XX в. именно русский народ имел лучшие демографические показатели в мире. И значит, самое тяжелое, что потеряли мы в XX в., - православную семью. Вот почему «Домострой» стал подлинным воплощением педагогического гения русского народа.

Но задумаемся о следующем. Есть два педагогических гения, заложивших основы европейской теоретической педагогики, подобно Пифагору, заложившему основы теоретической математики, - Платон и Аристотель. Именно они теоретически осмыслили пять основных направлений воспитания: нравственное, умственное, речевое, эстетическое и физическое. Христианство к этим направлениям воспитания добавило еще два - духовное и трудовое - и фактически создало новое христианское нравственное воспитание, тем самым завершив описание и осмысление полного контура всестороннего воспитания человека, который составляют семь базовых

направлений воспитания: духовное, нравственное, трудовое, умственное, речевое, эстетическое и физическое.

В отличие от Платона и Аристотеля, «Домострой» сосредоточен на духовном, нравственном, умственном и трудовом воспитании. В этой книге говорится: «Дети должны быть воспитаны в страхе Божием и в добром наставлении и научены всякому разуму и вежливости, и промыслу, и рукоделию».

Как трудно осознать, что «Домострой» в своей истине не уступает педагогике Платона и Аристотеля! Более того, если мы скажем, что апостол Павел и епископ Василий Великий более гениальные мыслители, нежели Платон и Аристотель, то получим только возмущение. А между тем если мы осмыслим труды Платона и Аристотеля в целом, то увидим, что главным в их философии был поиск Бога. Это цель их философских поисков и основа основ их философии. Вот слова Платона: «Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да никогда и не воспоет по достоинству». И вот что он говорит о человеке, пытающемся найти Бога: «Поэтому по справедливости окрыляется только разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем божествен Бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным. И так как он стоит вне человеческой суеты и обращен к божественному, большинство, конечно, станет увещевать его, как помешанного, -ведь его исступленность скрыта от большинства».

Апостол Павел и епископ Василий этого истинного Бога знали и непрерывно с этим Богом реально общались. И когда понимаешь это, то осознаешь, что Платон и Аристотель пожертвовали бы своей философией, чтобы узнать труды апостола Павла и епископа Василия, чтобы быть с истинным Богом, которого гениальные философы искали всю свою жизнь, а великие святые знали истинного Бога и жили в Боге.

Мы не знаем, как бы пошло развитие Руси и ее образования, если бы правил царь Борис Годунов, который хорошо осознавал значение образования в жизни страны, пытался даже организовать в России университет и с этой целью отправил за границу учиться несколько молодых людей. Но его правление в начале XVII в. обернулось Смутным временем.

И вновь той силой, которая спасла страну, стала Православная Церковь, удержав страну на грани гибели. Россия ценой величайших потерь и жертв сохранила себя как самостоятельную державу.

Выход из Смуты позволил успешно развиваться стране. В XVII в. появляются разные школы, развивается семейное образование, иначе не понять, где применялись издаваемые в XVII в. учебники, а стоили они тогда очень дорого. Но своего рода знаковым событием, вершиной развития образования в этом веке стало создание Славяно-греко-латинской академии. Её организация шла не менее 10 лет. Сначала планировалось открыть латинскую школу, затем вспомнили о своей православной вере и академию переименовали в Греко-латинскую академию, а когда поняли, что академия открывается все-таки в России, то ее назвали Славяно-греко-латинской академией. Такое решение, закладывающее своеобразную основу высшего российского образования, по крайней мере теоретически интегрировало высшие достижения величайших культур того времени. Сам факт создания академии свидетельствует о том, что ни о какой самоизоляции России речи не было и что и тогда были на Руси люди, глобально и правильно мыслящие.

3. Создание системы образования Нового времени. XVIII век - Новое время России - прежде всего связан с именем Петра Великого. Удивительно, почему Пётр I в 90-е гг. прошлого века не оказался в одной команде с Иваном Грозным? Может быть, только потому, что «прорубил окно в Европу»?

Значение Петра I для России и ее образования в том, что он понял самое главное: если Россия в своем развитии не догонит Европу, то России не будет. Как многие критики Петра не понимают этого? Петр пошел на необходимые реформы, заплатив за них, безусловно, страшно высокую цену. Но он спас Россию.

Одной из важных реформ Петра I стало создание нового европейского образования в России, начиная с существенного изменения работы Славяно-греко-латинской академии и создания знаменитой «Школы математических и навигационных наук». Вершиной его образовательной деятельности стало открытие, правда уже после смерти самого императора, Санкт-Петербургской академии наук, при ней университета, а при университете - гимназии.

Но в его реформах была оторванность от своей исторической духовно-нравственной основы. Это внесло еще больший раскол в русское общество, нежели церковный раскол: теперь раскол произошел между высшим сословием и простым народом.

Говоря об этом времени, надо указать на еще двух значимых людей. Как писал А.С. Пушкин, две великие фигуры есть в XVIII в. в России - Петр Великий и Екатерина Великая: «А Петр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы?» (Письмо П.Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г. (Пушкин)). А между ними - Ломоносов.

М.В. Ломоносов был человеком, который заложил основы русской науки, русской в том смысле, что научил ее говорить на русском языке, и он же создал основы русского европейского образования, в том числе и русский университет, и русскую гимназию. Достаточно сказать, что преподавание в школах Западной Европы, за исключением народных школ, шло в это время на латинском языке, а в гимназиях европейских государств родные языки вообще не изучались.

Большой вклад в развитие всего образования внесла Екатерина II, начиная с совершенствования работы Академии наук и Академии художеств и учреждения системы народных школ, которые, следуя древнерусскому языку, стали называться народными училищами.

Важно отметить, что Русская православная церковь в XVIII в. создала свою систему образования, состоящую из училищ, семинарий и академий. По количеству обучающихся эта система в XVIII в. превосходила систему светского образования. В целом в XVIII в. в России была создана система образования, отвечающая потребностям страны.

Но на протяжении всего XVIII в. так и не был преодолен существенный разрыв между новым образованием и традиционной духовной культурой России. Напротив, он только увеличивался, что стало предвестником грядущей катастрофы 1917 г.

4. Создание современного российского образования в XIX - начале XX в. Это время исключительно быстрого развития империи и быстрого развития образования. Каждый император - это кардинально иная эпоха в образовании. И все-таки можно видеть в их правлении и нечто общее. Прежде всего это попытка государства, начиная с Павла I, сделать православие духовной и идеологической основой общества, государства и образования. Увы, но к этому времени разрыв между православием и «образованным обществом» был уже настолько сильным, что преодолеть его было, видимо, невозможно.

Время правления Александра I имело большое значение для развития образования. Его духовные поиски вели к тому, что православие в его правление не приветствовалось. Но в конце своего правления он приходит к православию. Думается, что предание о Федоре Кузьмиче родилось не на пустом месте.

В эпоху Александра I происходят значительные реформы во всем образовании, даже создается, пусть только на бумаге, пусть только в Уставе 1804 г., единая система российского образования. Идет расширение числа университетов, гимназий, открыты уездные училища, намечается создание приходских школ. В последний период его правления шла попытка построить образование на отечественных основах.

Правление Николая I отмечено тем, что он пытается укрепить традиционные исторические основания России. В образовании он проводит строго охранительную политику. Важно отметить его политику по расширению практического образования -открытие институтов, реальных и народных школ. Хотя правление Николая I критикуется как консервативное, но нельзя не замечать, что именно на время его правления приходится начало «золотого века» русской культуры, завершающегося творениями Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

Правление Александра II - это время коренных реформ в жизни всей страны, в том числе и в образовании, время, когда создается современное российское образование, начиная с начальной школы и среднего женского образования, и кардинально совершенствуется система высшего образования.

Правление Александра III - это время консервативного развития России, в том числе и ее образования. Как большую заслугу образовательной политики императора следует отметить фактически создание системы церковно-приходских школ, своего рода эталона народной школы XIX в. Заметим, что успех церковно-приходской школы был во многом обеспечен согласованной работой государства, Церкви (начиная с К.П. Победоносцева и большого числа архиереев и священников), науки (надо отдать должное К.П. Победоносцеву - он привлек к этой работе самых талантливых ученых-педагогов того времени: С.А. Рачинского, С.И. Миропольского и др.) и широкой общественности, в том числе и дворянства.

Эпоха Николая II - это время самого быстрого развития российского образования за всю предшествующую историю. Достаточно сказать, что начиная с десятых годов на развитие образования из государственного бюджета тратилось до десяти процентов средств.

В то же время образование этого периода отличалось нестабильностью, частой сменой руководителей образования всех уровней и т. п. А поскольку образование нельзя отгородить от жизни каменной стеной, то его, как и страну в целом, лихорадило революционное движение. Даже закрытые учебные заведения - духовные семинарии и академии - были подвержены революционным веяниям своего времени.

5. Эпоха Александра II - «золотой век российского образования». Если эпоха Николая I - это золотой век русской культуры, то «золотой век» российского образования и российской педагогики приходится на середину XIX в., потому что в это время была сформирована современная система российского образования -от начальной школы до университета - и создана российская педагогическая наука.

И как золотой век русской культуры связан прежде всего с А.С. Пушкиным, так «золотой век» российского образования олицетворяет К.Д. Ушинский, роль которого в создании современного российского образования сопоставима с ролью А.С. Пушкина в создании современного русского языка.

К.Д. Ушинский стал подлинным теоретиком и в значительной мере практиком создания новой российской системы образования: начальная школа, среднее женское образование. Он основоположник российской антропологии и педагогики и целого комплекса методических наук. Он был тем человеком, который обосновал плодотворные принципы развития нового российского образования - принципы православия, народности, научности, антропологический принцип. При этом в основе его педагогической концепции лежало традиционное народное православное начало.

И что важно, К.Д. Ушинский никогда не был узким националистом, в своей педагогической деятельности он опирался на культуру всего человечества.

Современники буквально сразу же после его кончины признали его значение для России, поставив в один ряд с Ломоносовым, Суворовым, Глинкой, Пушкиным. И многое из его творчества было непосредственно использовано в педагогике и российской школе, начиная с начальной школы и заканчивая высшим образованием. Но, увы, еще больше было не использовано. Да, общество принимало К.Д. Ушинского, но государство в лице министра народного просвещения России графа Д.А. Толстого выбрасывало из школы его учебники и его идеи. Результат? Желая создать образование, которое бы компенсировало дворянству то, что оно потеряло в ходе реформ 60-х гг., Д.А. Толстой создает совершенную систему классического образования, которое прямо вело к воспитанию безнациональной интеллигенции России и дворянства.

Оговоримся, классическое образование в том варианте, который сложился в это время в виде преимущественного изучения древнегреческого и латинского языков, -это идеальное, совершенное образование. Но его могут осилить только филологически талантливые дети, и для них это воспитание благо. И было бы хорошо, если бы по одной такой школе было открыто в каждом региональном центре современной России. Но она не может быть массовой средней школой, как доказывал К.Д. Ушинский.

Самое большое упущение - в это время не удалось создать массовую среднюю народную школу. Если бы образование России во второй половине XX в. определял не талантливый администратор Д.А. Толстой, а гениальный педагог К.Д. Ушинский, если бы организаторский талант Д.А. Толстого соединить с педагогическим гением К.Д. Ушинского, как далеко Россия ушла бы в своем развитии, каких бы успехов в образовании достигла! Увы, административный талант графа работал на то, чтобы выбросить из школы все, что напоминало о народном педагоге России.

Самая страшная потеря России середины XIX в. - малая востребованность педагогических талантов государством. Так, страна не могла найти лучшего применения талантов великого врача и педагога Н.И. Пирогова, как отправить его на многие годы в командировку за границу вместе с десятью студентами. Удивительно! Россия - это страна, рождающая великие таланты, и страна, которая с таким потрясающим успехом их уничтожает.

6. Советское образование. Возвращение к традиционной системе российского образования. Как мы знаем, советское время сегодня или беспощадно критикуют, или, напротив, безмерно восхваляют. Но наша задача - объективно оценить эту эпоху. После свержения императора Николая II, а его свергали отнюдь не большевики, у России по большому счету было два реальных пути: первый представлял В.И. Ленин, второй - А.В. Колчак. Какой лучше? Скажу только об одном: если бы тогда победил А.В. Колчак, то России как самостоятельного государства не стало бы уже в те годы (достаточно вспомнить об иностранных советниках в окружении А.В. Колчака). И распалась бы она не на самостоятельные национальные государства, как это было в 90-е гг., а ее бы разделили на свои колонии Англия, Франция, Германия, США, Япония, Польша, Румыния, Финляндия и др. Победа большевиков отодвинула эту перспективу на семьдесят лет.

Что же мы получили в итоге правления большевиков? Новую цивилизацию. Вторую державу в мире. Надо отдать должное советской стране: во многом она сделала это за счет образования. Образование для советской страны стало подлинно приоритетным направлением ее развития. И если до революции российское

образование по количественным показателям уступало многим европейским государствам, то теперь и по качественным, и по количественным показателям оно стало первым в мире.

В развитии советского образования надо выделить два этапа. После революции и до конца 20-х гг. советское образование по инициативе Н.К. Крупской и с легкой руки В.И. Ленина, при всех ссылках на марксизм, реально строилось по образцу американского образования, а его теоретической основой был прагматизм. И это привело советское образование к такому состоянию, что ученики, окончившие среднюю школу, не могли нормально учиться в вузе.

С начала 30-х гг. советская школа фактически вернулась к дореволюционной школе: и начальной, и средней, и высшей. Результат всем известен: она стала одной из лучших в мире, а темпы ее развития были удивительно быстрыми, в результате советская школа обогнала европейское образование и по качественным, и по количественным показателям. Достаточно сказать, что в 1940 г. в нашей стране в вузах училось студентов больше, чем во всей Европе. Правда, с середины 70-х гг. начинается замедление темпов развития советского образования, появляются проблемы в воспитании.

Советский Союз дал миру и великих ученых психолого-педагогической науки -А.С. Макаренко, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, А.Н. Леонтьева и многих-многих других.

7. Крах советской системы образования. Поиски новой модели российского образования. В 1991 г. страна распалась. Советский Союз рухнул, что стало величайшей катастрофой не только в истории нашей страны, но и всего человечества, сравнимой с гибелью Римской империи или Византии.

В чем причина распада СССР? Очень часто главной причиной этого считают Горбачева, Ельцина. Конечно, в этой катастрофе виновны и они. Однако главная причина - под советской страной не было духовного фундамента. Если вы построили грандиозный дом и забыли заложить фундамент, то здание рухнет. И чем грандиознее здание, тем неизбежнее его падение. А вопрос, в силу какой конкретной причины он рухнет, - это пятый вопрос.

Вторая и не менее страшная причина катастрофы СССР состоит в том, что всякая революция несет в себе контрреволюцию. В этой связи достаточно вспомнить о череде революций - контрреволюций во Франции, последовавших после Великой французской революции.

Контрреволюция 1991 г. в нашей стране привела к величайшей геополитической катастрофе, она стала каким-то страшным затмением, охватившим общество и страну, когда руководство страной, всех ее сфер, даже обороны перешло в руки наших «друзей» и «партнеров».

В образовании это проявилось в том, что здесь кардинально изменилась государственная политика - определяющей стала либеральная политика. Конечно, трудно даже сегодня составить общую картину последствий той политики в российском образовании, начиная со смены содержания образования, особенно гуманитарного, когда оказалось, что германский фашизм победил вовсе не Советский Союз, а демократические державы в песках Сахары, и заканчивая переходом высшего образования на Болонскую систему. Увы, последствия этих реформ не преодолены и до сих пор.

Если осмыслить в целом происходящее в российском образовании на протяжении последних тридцати лет, то нельзя не видеть, что есть в нем нечто положительное: например, строительство новых школ и капитальный ремонт старых, ускоренная цифровизация школ, создание системы творческого развития детей,

развитие физического воспитания. Были и попытки построить духовно-нравственное воспитание на основе отечественной культуры, с этой целью во многих школах вводились основы православной культуры. Да только кто же допустит в российской школе наличие полноценной системы традиционного духовно-нравственного воспитания? А ОРКСЭ в четвертом классе и ОДНКНР в пятом - это далеко не полноценная система духовно-нравственного воспитания.

Благодаря огромному педагогическому потенциалу советского образования и в целом консерватизму образования оно существует и до сих пор. Но непрерывные реформы, ориентированные на либеральную идеологию (и самый яркий тому пример -переход на Болонскую систему высшего образования, против которой выступали сами европейские страны), призванные заменить советское образование, ведут к тяжелейшим последствиям для всего российского образования. Ситуацию усугубляет то, что теоретическую основу российского образования составляет прагматизм. Он был да и по-прежнему остается руководящей теоретической, точнее - мировоззренческой основой организации нашего образования, реальным выражением либеральной идеологии.

Особенно тяжело пострадало российское воспитание. Сколько же теоретических моделей - одна хуже другой - не навязывалось и не прошло через российскую школу: медиумное воспитание, гендерное воспитание, духовное воспитание от разного рода сект, в том числе и ныне запрещенных в России, валеологическое воспитание, сексуальное воспитание и т. д. и т. п.

В целом же результаты этих реформ привели к тому, что российское образование, бывшее лучшим в мире в советское время, сегодня в мировом рейтинге выпало в четвертый десяток. Поэтому нельзя не видеть, что развитие современного образования ни в какое сравнение не идет с его развитием в предреволюционной России и особенно с плодотворным развитием советской системы образования.

В чем причины малой эффективности современной образовательной политики? В том, что мы, стараясь избавиться от советского прошлого, строим наше образование по либеральным образцам.

Да, сегодня мы наконец-то осознали, что ошиблись с Болонской системой. Но реально выйти из нее еще труднее, чем в нее войти: работает известное правило -с горы спускаться труднее, чем на нее подниматься. И самое опасное в том, что спускаться еще труднее, если не знаешь, куда спускаться. А реальность такова, что пока не предложено разумного пути, неизвестно, сколько лет наше образование будет блуждать в поисках выхода из Болонской системы, притом что выйти из неё - еще не значит создать более качественное образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. Российское образование: главные уроки

Осмыслив историческое развитие российского образования, какие уроки мы можем извлечь для современной школы?

Первый. Российское образование развивается успешно тогда, когда оно имеет, пусть и не всегда четко осознаваемую, истинную стратегическую цель своего развития, отвечающую потребностям развития общества и человека.

Второй. Образование успешно развивается, когда опирается на свои традиционные исторические и культурные основы, и страдает, когда теряет их. Об этом прежде всего свидетельствуют 20-е и 90-е гг. прошлого века. Результат этих общечеловеческих реформ известен: следование американскому примеру в образовании в эти годы привело к потере качества российского образования.

Третий. Российское образование развивается успешно только тогда, когда оно строится на прочной традиционной духовной основе, на базе традиционных духовно-

нравственных ценностей. Отход от этой основы, о чем наглядно свидетельствует и XVIII в., и XIX в., а особенно XX в., ведет к страшным последствиям и в обучении, и особенно в воспитании.

В то же время истинное обращение к православию для России всегда было благом. Так, Крещение Руси стало основой создания современной русской цивилизации, которая, объединив разрозненные славянские племена в одно государство, сделала его великой державой, позволила создать великую культуру и необходимое образование. В XIV-XVI вв. «русское Возрождение» позволило нашей стране обрести свое единство и создать свою великую культуру. Выход из Смуты тоже стал возможен благодаря православию - оно стало последним рубежом русской обороны. И «золотой век русской культуры» XIX в. стал возможен благодаря православию, оно стало духовно-нравственной основой этой культуры.

Четвертый. Необходимо сохранять традиционное российское классическое образование с его классической культурой. А классическая культура - это не только древнегреческая и латинская, но прежде всего своя, отечественная культура. Потеря классического содержания образования в 20-е гг. XX в. привела советское образование к серьезному упадку его качества. Восстановить качество образования удалось, когда страна вернулась к дореволюционному классическому образованию начиная с начальной школы. И среднюю школу в Советском Союзе классической сделали не по букве, а по духу, фактически в ней была воплощена концепция среднего образования К.Д. Ушинского.

Пятый. Образование, развивающееся на своей исторической основе, не должно уходить в самоизоляцию, оно, как и общество, не может успешно развиваться без взаимодействия с внешним миром. И надо сказать, что Россия с ее «всемирной русской отзывчивостью» (Ф.М. Достоевский) никогда в эту ошибку не впадала, что можно видеть на примере истории разных государств. Россия всегда училась у других, сохраняя при этом себя. Правда, особенно в XVIII в. и XIX в., как потом и в 90-е гг. XX в., мы нередко перегибали палку в сторону всемирной отзывчивости. Вообще, механическое следование ни к чему хорошему не приводит. В лучшем случае получится непонятно что, как об этом свидетельствует, описывая Ленского, А.С. Пушкин: «Он из Германии туманной / Привез учености плоды: / Вольнолюбивые мечты, / Дух пылкий и довольно странный, / Всегда восторженную речь / И кудри черные до плеч».

Но гении русской культуры брали лучшее из европейской культуры, брали то, что было действительно необходимо именно для нашей жизни - от экономики до образования. При этом они видели за границей не только хорошее, но и то, что «не все хорошо в королевстве датском».

И сегодня Россия должна учиться у всех. Но брать для себя только хорошее и то, что соответствует духовно-историческим основам нашего образования. Учитывая, что сегодня Запад перестает быть центром экономической, политической, военной, идеологической и, что опаснее для самого Запада, духовной, нравственной и интеллектуальной силы, нельзя бездумно брать у Запада все подряд. И особенно опасна такая всеядность для нашего образования.

В то же время Россия, с учетом того, что наше образование, даже оказавшись в четвертом десятке, по концепции является лучшим в мире, может нести свое образование в мир. И мы можем давать образование для иностранцев как обучая их в нашей стране, так и организуя свои образовательные учреждения в разных странах мира. И это сегодня, и совершенно правильно, делается.

Шестой. Российское образование держится благодаря российскому учителю. Поэтому Россия должна как бесценное национальное достояние хранить

традиционного российского учителя с его бескорыстным служением детям, школе, своему народу и традиционное педагогическое образование, заложенное К.Д. Ушинским и успешно развивавшееся в СССР, которое этого учителя готовит.

Седьмой. Образование в России наиболее оптимально развивалось тогда, когда в образовании по-настоящему, действительно соборно работали государство, духовные структуры, общественность, педагоги и родители, сами ученики и весь теоретический потенциал нашей страны - богословский, философский, научный, в котором важное место занимала психолого-педагогическая наука.

Примером такой плодотворной работы может быть создание церковноприходской школы в России последней четверти XIX - первой четверти XX в. От всей массы самых разных народных школ, которые имелись в России до революции (в том числе знаменитая земская школа), церковно-приходская школа отличалась не только качеством своего обучения, но и высоким качеством духовно-нравственного воспитания. А создать такую школу удалось потому, что здесь согласованно работали государственная власть в лице императоров Александра III и Николая II, духовная власть под руководством К.П. Победоносцева, общественность, в том числе и дворянство, педагоги и родители, и ученые, начиная с С.А. Рачинского и С.И. Миропольского.

Что дают нам уроки, которые можно извлечь, анализируя историю нашего образования? Такой анализ в буквальном смысле, как в рентгеновском свете, дает возможность видеть достоинства и недостатки нашего образования, а самое главное -его проблемы.

Конечно, недостатков в современном образовании множество. Но укажем только основные. Прежде всего мы видим, что система управления образованием, при всей громадной работе чиновников, функционирует с большими перебоями, и можно сказать, что работает в первую очередь на увеличение бумагооборота. Почему? А потому что нет понимания реальной стратегической цели развития нашего образования. Если же никто не знает, куда надо развивать образование, как и любую область общества, то его нельзя успешно развивать.

Нет должного участия общества и родительской общественности в жизни образования.

Хуже всего, что мы в эти годы почти не задействовали в образовании педагогическую науку. А если где-то и использовали педагогику, то чаще всего это была либеральная педагогика с ее разрушительной направленностью на все традиционное, и особенно традиционное духовно-нравственное воспитание. И это притом, что у нас есть нормальная система внедрения результатов психолого-педагогической науки от федеральных до региональных институтов. А в результате мы практически очень успешно и просто виртуозно с педагогической точки зрения стерли опыт духовно-нравственного воспитания, который российские регионы накопили в нулевые годы.

В свете сказанного становится понятным и очевидным, что мы, пытаясь построить новое современное российское образование, ищем его идеал где угодно, но только не у себя дома. Мы просто забыли о бесценном отечественном опыте успешного развития своего образования.

III. Российское образование: его образ будущего

Оценивая состояние современного российского образования, которое едва ли можно считать благополучным, можно сказать: мы как будто бы осознали, что место российской школы в четвертом десятке мирового рейтинга образования - это не то место, которое она должно занимать. Но выйти на более высокое место мы пока

не можем. Следование зарубежным моделям привело наше образование к большим бедствиям. И осознание этого факта уже само по себе благо, потому что это уже начало спасения. Но само по себе изжитие плохого еще не значит создание более совершенного. И поэтому началом кардинального изменения нашего образования в лучшую сторону должно стать определение оптимальной, то есть истинной, стратегии развития образования нашей страны.

Поэтому, чтобы его спасти, надо точно определить, куда ему идти, потому что слепые поиски выхода ведут только к бессмысленной трате сил. Оптимально выйти из Болонской системы мы можем только в одном случае - если поймем истинно жизненный идеал нашего образования, его стратегическую цель развития.

При этом если мы хотим иметь лучшее образование в мире, то должны строить образование, которое ставит и решает задачи мирового уровня. И только это позволит нашей стране вновь занять лидирующие позиции в мире.

Какой может быть стратегическая цель нашего образования? Исходя из истории нашего образования и традиционного педагогического сознания, оценивая состояние современного российского образования и основные тенденции развития мирового образования, мы можем сказать, что истинным идеалом нашего образования может быть идеал воспитания всесторонне развитого человека, который может быть реализован в системе инновационно-классического всестороннего непрерывного образования.

Образование должно быть классическим, таким, каким оно практически и было всегда, за редким исключением, в нашей истории. Но классицизм должен соответствовать истинному духу своего времени, отвечать на все запросы нашего времени, и поэтому он должен быть инновационным.

Мы должны восстановить и развивать все основные направления воспитания: духовное, нравственное, умственное, речевое, эстетическое, трудовое и физическое. И все эти стороны должны занять свое правильное место в системе всестороннего воспитания. Сегодня же у нас нет всестороннего воспитания. Например, у нас нет целостной системы духовно-нравственного воспитания. У нас серьезно пострадало трудовое воспитание. И требуют глубокого совершенствования буквально все другие направления воспитания.

Создание такой системы образования, которая позволяет и дает возможность каждому человеку получать нужное ему образование в течение всей его жизни, делает образование, как и труд, величайшим благом, превращает его, как и труд, в подлинный источник счастья для каждого человека, в его первую жизненную потребность.

Конечно, создание такой системы образования - это далекая перспектива, требующая колоссальной многолетней работы. Но ее значение в том, что если мы знаем, куда и как идти, то сможем успешно развивать наше образование. В этом отношении определение долговременной стратегии подобно нахождению истинной точки пути заблудившегося человека, который может спастись, так как знает, куда ему идти. Корабль, потерявший курс, - это погибший корабль. Корабль оживает, когда определяется точка его прибытия.

Самое важное в решении этой стратегической цели состоит не в том, чтобы заново строить какое-то совершенно новое образование, а в том, чтобы, помня, что по концепции наше образование является одним из лучших в мире, органично развивать реально существующую систему образования. И только на этом пути мы можем вернуть наше образование на лидирующие позиции в мире.

Заключение

Мы сможем успешно развивать наше образование, если мы извлечем необходимые уроки из нашей истории и определим правильную стратегию развития нашего образования.

Анализируя историю нашего образования, мы можем сказать, что в нем были важные обретения: создание нашей страны как православной христианской цивилизации, в том числе создание образования и христианского духовно-нравственного воспитания; сохранение и возрождение русского образования после монгольского погрома, в том числе восстановление духовно-нравственного воспитания, нравственного и трудового воспитания, подготовка печатных учебников, создание «Домостроя», организация современного образования и педагогики в середине XIX в. (этим в первую очередь мы обязаны К.Д. Ушинскому); грандиозные успехи советского образования, позволившие ему занять первое место в мире.

Но были в истории нашего образования и трагические, и даже катастрофические беды: утрата системы древнерусского образования, произошедшая в ходе монгольского нашествия; потрясения Петровских реформ, оторвавшие развитие страны и особенно его образование от отечественных корней, что привело к угасанию духовного воспитания в дореволюционной России и его полной ликвидации в Советском Союзе; неумение современной России его восстановить; две неудачные попытки замены отечественного образования в XX в. зарубежными моделями.

История российского образования позволяет сделать важные выводы, необходимые для успешного развития современной системы образования: наличие стратегической цели развития образования - всестороннее непрерывное развитие человека и развитие оптимальной системы образования, способной решить эту цель. Таковой системой может стать инновационно-классическое всестороннее непрерывное образование, совершенствование всех направлений воспитания, в том числе и создание современной системы духовно-нравственного воспитания, которое сегодня практически отсутствует; наличие необходимой органичной преемственности современного образования с исторически предшествующим, осознанное использование зарубежного педагогического опыта в соответствии с закономерностями развития собственного образования.

Может ли наша страна вновь построить лучшую систему образования в мире? С учетом практического педагогического опыта нашей страны, с учетом огромного, накопленного веками педагогического потенциала, наличия прекрасных педагогических кадров, громадного объема педагогических наработок это вполне возможно.

Конечно, это не значит, что мы можем ее автоматически успешно реализовать. Думаю, что если сегодня нашим чиновникам поступит приказ создать такое образование, то 1 сентября 2024 г. они торжественно доложат, что такое образование ими создано. И даже все цифры распишут для доказательства этого. Нет, такую систему образования можно будет создать в лучшем случае через двадцать - двадцать пять лет путем колоссальной напряженной работы.

Подчеркнем еще раз: если мы правильно определим идеальную точку развития нашего образования, то мы в ней не окажемся сразу. Для этого нужно долгое время. Но если мы точно знаем, куда идти, что и как строить, и если мы будем честно строить, то мы достигнем своей цели. И тогда постепенно наше образование вновь станет лучшим в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.