Научная статья на тему 'История российско-немецких газовых отношений: взаимосвязь политики и энергетики'

История российско-немецких газовых отношений: взаимосвязь политики и энергетики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2144
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГАЗОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЕВЕРНЫЙ ПОТОК / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГАЗОВЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЭКСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / GAS COOPERATION / ENERGY DEPENDENCE / GEOPOLITICS / INTERNATIONAL IMAGE / ENERGY SECURITY / NORD STREAM / ENERGY CRISIS / GAS CONFLICTS / EXPORT POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Могильникова Мария Владимировна

Рассмотрены основные этапы зарождения и развития энергетических отношений России и Германии во взаимосвязи с политическим контекстом, начиная с середины XX в. Проанализированы причины и основа двустороннего газового сотрудничества государств, обозначены некоторые реальные и надуманные проблемы и трудности газового взаимодействия. Автор выделяет четкую тенденцию взаимосвязи энергетики и политики друг с другом, которая в определенные моменты как стимулировала, так и тормозила дальнейшее энергетическое сотрудничество. Сделан вывод о необоснованности сложившейся в политических кругах и СМИ точки зрения о ненадежности России как энергетического партнера; доказано отсутствие реальных примеров невыполнения контрактных обязательств РФ по отношению к европейским покупателям. Отмечено, что изменение внешнеполитической обстановки и международного имиджа России существенно осложнили политическое сотрудничество двух стран. Критика немецкой стороны внешней политики России, апогеем которой стали действия РФ в отношении Крымского полуострова, обусловили изменение вектора развития политического и энергетического взаимодействия: в немецкой внешней политике приоритетное место Россия уступила Польше, в энергетической политике провозглашен лозунг на диверсификацию поставок природного газа, а также на преодоление энергетической зависимости от России. Тем не менее газовые контракты между странами не были приостановлены, более того, в 2015 г. достигнуто новое соглашение по увеличению поставок российского газа в Германию в рамках проекта «Северный поток 2». Экономическая обусловленность и взаимная заинтересованность России и Германии в энергетическом партнерстве позволяет автору сделать вывод о продолжении газового сотрудничества между странами даже в период сильно изменившихся внешнеполитических отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF GERMAN-RUSSIAN GAS RELATIONS: THE CORRELATION OF POLITICS AND ENERGY

This paper analyzes the main stages of the origin and development of energy and policy relations between Russia and Germany since the mid-XX century and till the present moment; describes reasons and the basis for the bilateral gas cooperation of countries; designates some real and contrived problems and difficulties of the Russian-German gas cooperation. Throughout the history of relations of the largest energy partners Germany and Russia one can see a clear tendency of a close relation of energy and policy with each another. At certain points of the development of Russian-German relations, this tendency either stimulates or slowed further energy cooperation. The author concludes the invalidity of the point of view of the unreliability of Russia as an energy partner, which was established in political circles and mass media. The paper proves the lack of the real examples of non-fulfillment of contractual obligations of the Russian Federation in relation to European buyers. It is noted that changing foreign political situation and the international image of Russia had greatly complicated the political cooperation between the two countries. German criticism of the Russia's foreign policy, the apogee of which were Russia's actions relating to the Crimean peninsula, had resulted in a change of the development vector of political and energy cooperation. In German foreign policy the priority was substituted to Poland by Russia. In German energy policy the slogan on the diversification of natural gas supplies, and the necessity to overcome the energy dependence on Russia was proclaimed. However, the gas contracts between the two countries were not suspended; moreover, a new agreement on increasing Russian gas supplies to Germany was achieved in 2015 in the framework of the project «North Stream 2». The economic conditionally and mutual interest of Russia and Germany in the energy partnership have allowed the author to conclude that the gas cooperation between the two countries will be continued even in the period of foreign relations change

Текст научной работы на тему «История российско-немецких газовых отношений: взаимосвязь политики и энергетики»

УДК 32 327

ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-НЕМЕЦКИХ ГАЗОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И ЭНЕРГЕТИКИ

THE HISTORY OF GERMAN-RUSSIAN GAS RELATIONS: THE CORRELATION OF POLITICS AND ENERGY

Л

M. В. Могильникова, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва m. v. mariya@yandex.ru

M. Mogilnikova, Russian State University for the Humanities, Moscow

Рассмотрены основные этапы зарождения и развития энергетических отношений России и Германии во взаимосвязи с политическим контекстом, начиная с середины XX в. Проанализированы причины и основа двустороннего газового сотрудничества государств, обозначены некоторые реальные и надуманные проблемы и трудности газового взаимодействия. Автор выделяет четкую тенденцию взаимосвязи энергетики и политики друг с другом, которая в определенные моменты как стимулировала, так и тормозила дальнейшее энергетическое сотрудничество. Сделан вывод о необоснованности сложившейся в политических кругах и СМИ точки зрения о ненадежности России как энергетического партнера; доказано отсутствие реальных примеров невыполнения контрактных обязательств РФ по отношению к европейским покупателям.

Отмечено, что изменение внешнеполитической обстановки и международного имиджа России существенно осложнили политическое сотрудничество двух стран. Критика немецкой стороны внешней политики России, апогеем которой стали действия РФ в отношении Крымского полуострова, обусловили изменение вектора развития политического и энергетического взаимодействия: в немецкой внешней политике приоритетное место Россия уступила Польше, в энергетической политике — провозглашен лозунг на диверсификацию поставок природного газа, а также на преодоление энергетической зависимости от России. Тем не менее газовые контракты между странами не были приостановлены, более того, в 2015 г. достигнуто новое соглашение по увеличению поставок российского газа в Германию в рамках проекта «Северный поток 2». Экономическая обусловленность и взаимная заинтересованность России и Германии в энергетическом партнерстве позволяет автору сделать вывод о продолжении газового сотрудничества между странами даже в период сильно изменившихся внешнеполитических отношений

Ключевые слова: энергетическая политика; газовое сотрудничество; энергетическая зависимость; геополитика; международный имидж; энергетическая безопасность; Северный поток; энергетический кризис; газовые конфликты; экспортная политика

This paper analyzes the main stages of the origin and development of energy and policy relations between Russia and Germany since the mid-XX century and till the present moment; describes reasons and the basis for the bilateral gas cooperation of countries; designates some real and contrived problems and difficulties of the Russian-German gas cooperation. Throughout the history of relations of the largest energy partners Germany and Russia one can see a clear tendency of a close relation of energy and policy with each another. At certain points of the development of Russian-German relations, this tendency either stimulates or slowed further energy cooperation. The author concludes the invalidity of the point of view of the unreliability of Russia as an energy partner, which was established in political circles and mass media. The paper proves the lack of the real examples of non-fulfillment of contractual obligations of the Russian Federation in relation to European buyers.

It is noted that changing foreign political situation and the international image of Russia had greatly complicated the political cooperation between the two countries. German criticism of the Russia's foreign policy, the apogee of which were Russia's actions relating to the Crimean peninsula, had resulted in a change of the development vec-

tor of political and energy cooperation. In German foreign policy the priority was substituted to Poland by Russia. In German energy policy — the slogan on the diversification of natural gas supplies, and the necessity to overcome the energy dependence on Russia was proclaimed. However, the gas contracts between the two countries were not suspended; moreover, a new agreement on increasing Russian gas supplies to Germany was achieved in 2015 in the framework of the project «North Stream 2». The economic conditionally and mutual interest of Russia and Germany in the energy partnership have allowed the author to conclude that the gas cooperation between the two countries will be continued even in the period of foreign relations change

Key words: energy policy; gas cooperation; energy dependence; geopolitics; international image; energy security; Nord Stream; energy crisis; gas conflicts; export policy

Проблема обеспечения энергетической безопасности и поиска надежного поставщика энергетических ресурсов остро встала перед небогатыми углеводородами европейскими странами уже в середине XX в., когда их стремительные темпы промышленного производства требовали многократного увеличения потребления энергоресурсов [7].

При этом модель энергетических отношений стран-поставщиков и стран-импортеров всегда была осложнена вмешательством геополитического фактора. Логичным компонентом сотрудничества стран производителей и покупателей углеводородов является наличие взаимной зависимости одной стороны от другой. В отношениях крупнейших энергетических партнеров — России и Германии обе тенденции прослеживаются наиболее ярко.

В последние десятилетия и до настоящего времени энергетика является основным движущим фактором развития российской экономики, в которой экспорт российских углеводородов является важнейшей составляющей бюджета [11].

С точки зрения экспорта нефти и газа в конце ХХ—начале XXI вв. для России наибольшую привлекательность представляли страны Европейского Союза, с развитыми экономиками и промышленным сектором, диктующем увеличение потребления энергетических ресурсов.

При этом, если говорить о совокупном потреблении российского газа, Германия является несомненным и пока бессменным лидером по объемам поставок из России. Согласно отчетам, предоставленным ПАО Газпром, начиная с 2006 г. поставки рос-

сийского газа в Германию стабильно превышали отметку в 30 млрд м3, а в 2014 г. составили 41 млрд м3, что значительно превышает экспорт всех других стран Европейского союза. Российские поставки газа в Германию составляют около 22 % суммарного количества российского газа, экспортируемого в страны дальнего зарубежья, а также четверти газа, транспортируемого в страны Евросоюза [12].

Российской стороне принципиально важно сохранение за Германией статуса ключевого импортера не только с экономической, но и со стратегической точки зрения. Существенная роль Германии в формировании политики Европейского Союза обусловлена в первую очередь сильной экономикой страны, позволяет ей влиять на решения Европейской Комиссии и добиваться более выгодных для себя и своих партнеров условий.

Немецкая заинтересованность в энергетических отношениях с Россией продиктована объективными причинами — Германия находится на 53 месте по запасам природного газа и производит в настоящий момент около 12 % данного источника. Ограниченные природные ресурсы в совокупности с высокими темпами потребления энергии вынуждают большую часть потребностей в газе удовлетворять за счет экспорта [20].

Несмотря на то, что энергетическое сотрудничество России и Германии имеет уже более чем сорокалетнюю историю, оно остается сопряженным с политическим взаимодействием стран и геополитической обстановкой в мире, что порождает достаточно проблем и угроз прекращения отношений.

Значительное ухудшение положения России на мировой арене, связанное с политическим кризисом на Украине, начавшимся в 2013 г., несогласие европейских стран с внешней и внутренней политикой РФ уже оказали существенное влияние на политическое взаимодействие России и Германии.

В настоящее время в зарубежной и российской прессе и политических кругах с новой силой вспыхнула дискуссия об энергетической зависимости Германии от российского газа, созданной российской стороной, и стремлении России любой ценой эту энергозависимость сохранить, чтобы использовать в своих политических целях [21]. Германия, связанная обязательствами по долгосрочным контрактам и не имеющая альтернативных способов удовлетворения потребностей в природном газе, вынуждена продолжать невыгодные ей энергетические отношения.

Другим популярным и часто встречающимся мнением является идея о ненадежности российской стороны как энергетического партнера, которая, преследуя свои геополитические цели, может угрожать энергетической безопасности стран-покупателей [22].

В настоящее время ключевым является определение причин и характера взаимодействия России и Германии в газовой отрасли с целью понять обоснованность или необоснованность данных утверждений. Чтобы увидеть перспективу развития отношений, необходимо обозначить основу энергетического сотрудничества стран и современные проблемы.

В статье рассмотрены становление российско-немецкого газового сотрудничества, внешнеполитические факторы, способствовавшие и усложнявшие данное взаимодействие, проблема переплетения и взаимовлияния геополитики и энергетики в отношениях между Россией и Германией, а также об объективные и надуманные препятствия газового сотрудничества двух стран.

Чтобы получить цельную картину российско-немецкого газового сотрудничества, необходимо вернуться к истокам его воз-

никновения. Первая официальная сделка на поставку советского газа между СССР и ФРГ заключена в 1970 г. [13]. Тем не менее, до этого международная политика и обстановка либо подталкивала, либо усложняла возможность энергетического взаимодействия стран.

Необходимость обеспечения энергетической безопасности и удовлетворения растущих в послевоенный период темпов промышленного производства в совокупности с экономическими перспективами, открывавшимися для ФРГ вследствие налаживания торговли и сотрудничества со странами восточного блока (прежде всего СССР), спровоцировала в начале 50-х гг. XX в. начало как экономических, так и политических отношений [16].

В связи с этим в 1952 г. создан Восточный Комитет немецкой экономики, который положил начало дипломатическим отношениям между ФРГ и СССР, установленное тремя годами позже в 1955 г.

В это же время нестабильность в Ближневосточном регионе, традиционном поставщике углеводородов, апогеем которой стал Суэцкий кризис (1956—1957), заставила Германию и другие европейские страны задуматься о поиске альтернативных поставщиков энергетических ресурсов для набиравшего темпы промышленного сектора [16]. Открытие в СССР новых месторождений и существенное увеличение добычи газа упростили поиски возможного поставщика энергоресурсов для ФРГ [6].

Со своей стороны СССР, не располагавший необходимой для транспортировки газа инфраструктурой, а также оборудованием и технологиями, которые уже успешно применяли немецкие промышленные концерны «Крупп», «Маннесман», «Феникс-Рейнрур», был заинтересован как в привлечении инвестиций из Германии, так и в приобретении технологического оборудования.

Сильная экономическая взаимная заинтересованность двух государств вылилась в заключение в 1960 г. сделки на поставку из ФРГ в СССР труб большого диаметра, которая могла бы стать поворотным момен-

том в истории российско-немецкого газового сотрудничества [8].

Тем не менее, изменившаяся политическая ситуация в начале 60-х гг. внесла изменения в возможности дальнейшего энергетического и политического партнерства СССР и ФРГ. Первый виток связан с обострением конфликтов между немецким и российским руководством и Берлинским кризисом, кульминацией которого стало возведение Берлинской стены (1961). Однако торговые отношениях между странами при этом не пострадали. Второй существенный виток представлял собой обострение противоречий между СССР и США (кульминацией которых стал «карибский кризис» в 1962 г.), что кардинально изменило вектор развития германо-советских энергетических отношений [8].

Ключевая роль США в политике Германии и возникающая в связи с этим необходимость согласовывать ее с политикой Белого Дома отодвинула момент начала энергетического сотрудничества между СССР и ФРГ еще на 10 лет — контракт на поставку труб большого диаметра из ФРГ в СССР, заключенный в 1960 г., не был реализован под давлением США [10].

Новый вектор во внешней политике, связанный с приходом к власти В. Брандта в Германии и его концепцией «новой Восточной политики», способствовал сближению СССР И ФРГ в вопросах энергетического взаимодействия [24]. В 1969 г. СССР в лице «Союзнефтьэкспорт» заключает контракты с немецким энергетическим концерном Рургаз и итальянским Эни, пролагая себе таким образом дорогу на европейские рынки.

В 1970 г. между СССР и Федеративной Республикой Германией впервые заключен договор на поставки природного газа, который получил название «Газ — Трубы» [5]. Согласно данному договору, немецкий Рур-газ получал 52 млрд м3 газа из СССР в течение 20-летнего отрезка времени, а СССР, в свою очередь, получал взамен 1,2 млн т немецких труб [16].

Впоследствии заключено еще три подобных контракта, когда советский газ

ФРГ обменивал на трубы. В 1973 г. объем закупаемого газа и труб был увеличен до 120 млрд м3 и 2,4 млн т соответственно. Договор от 1974 г. предусматривал дополнительные поставки газа объемом в 60 млрд м3 и немецких труб в объеме 3,7 млн т. Четвертое соглашение между СССР и ФРГ заключено в 1981 г., по итогам которого советская сторона обязалась поставить дополнительные 8 млрд м3 газа в обмен на трубы, а также компрессорные станции, соответствующие объемам поставок и протяженности газопровода [9].

На этот раз США вновь пытались внести свои коррективы в развитие отношений между СССР и ФРГ как путем прямого давления на немецкое правительство, так и путем введения эмбарго на импорт американских комплектующих для компрессорных станций в СССР, а также введения квот на потребление советского газа. Однако позиция немецкой стороны в вопросе продолжения газового сотрудничества с СССР оставалась твердой [1].

Многими исследователями подчеркивается, что, несмотря на экономическую природу данных соглашений, начало энергетического сотрудничества между СССР и ФРГ создало условия и для существенного сдвига в политических взаимоотношениях стран [3]. Прежде всего, стало возможным заключение Московского Соглашения, по сути, являющегося мирным договором между странами и имевшего принципиальное значение в связи с установлением условий для взаимовыгодного сотрудничества и возможности заключения новых договоренностей между СССР и ФРГ. Позднее в 1975 г. в Хельсинки между 35 государствами Восточной и Западной Европы подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, предполагающий ряд важнейших международных договоренностей в экономической, политической, правовой, гуманитарной и военной областях [17].

Очередным поворотным геополитическим моментом, способствующим укреплению советское-германского газового сотрудничества, стали мировые нефтяные

кризисы и нефтяное эмбарго стран ОПЕК, пришедшиеся на 70-е гг. XX в.

Политические отношения внутри и между странами-поставщиками нефти становятся ключевым фактором энергетической безопасности стран Европы, в том числе Германии [4].

По мнению социолога Ж. Прочнова, изменение геополитического положения стран-ОПЕК в мире, обретение ими влияния на мировую политику путем энергетической политики спровоцировали широкомасштабную переориентацию немецкого энергетического сектора с нефти на природный газ [23]. ФРГ была вынуждена искать нового надежного поставщика энергетических ресурсов со стабильной внутренней политической ситуацией, каким являлся на тот момент СССР.

С этого времени доля российского газа в немецком импорте начинает расти, страны продлевают существующие газовые контракты и расширяют области взаимодействия: в 1985 г. договор о поставках продлен до 2008 г.

Поворотным в истории развития российского государства стал распад СССР и последующий затяжной период кризиса, затрагивающий, пожалуй, все сферы нового российского государства. В связи с этим особую значимость приобретает тот факт, что даже в тяжелейший период своей истории РФ продолжала оставаться надежным энергетическим партнером Германии, ни разу не нарушая своих контрактных обязательств. Об этом свидетельствует и продление действия двусторонних газовых контрактов до 2020 г., заключенное в 1998 г. между «Газпромом» и Рургазом [3].

С началом 2000-х гг. и приходом в России к власти нового президента В. Путина намечается четкая тенденция по смене курса как внутренней, так и внешней политики.

Согласно «Энергетической стратегии России до 2020 года», энергетические ресурсы и энергетический комплекс России названы «инструментом проведения внутренней и внешней политики государства» [18]. Энергетика становится основополагающим элементом в дипломатии России, в

связи с чем энергетическое сотрудничество с Германией начинает рассматриваться со стратегической и геополитической точек зрения.

Изменения в политическом пространстве Германии, произошедшие в конце XX—начале XXI вв., также способствовали перенесению энергетики на уровень высшей политики. В 1998 г. немецкое правительство, возглавляемое Г. Шредером, провозглашают курс на постепенный отказ от атомной энергетики [25]. В связи с тем, что атомная энергетика играла в немецком энергетическом балансе существенную роль и производилась внутри страны, отказ от ее использования спровоцировал необходимость увеличения экспорта углеводородных ресурсов.

На наш взгляд, в условиях 30-летнего успешного сотрудничества с российской стороной логичным для обеих сторон виделось продолжение и укрупнение газовых поставок из России в Германию.

Другим важным международным политическим аспектом стало очевидно проявившееся в начале 2000 гг. влияние политических отношений между РФ и странами-транзитерами российского газа на надежность поставок в Германию и страны Европы. Возникающие политические противоречия и затруднения по условиям транспортировки углеводородов могли стать угрозой энергетической безопасности стран-покупателей российского газа в Европе.

Этими факторами обусловлено, по нашему мнению, появление идеи построения новой модели энергетического и политического взаимодействия между РФ и Германией. Данное российско-немецкое соглашение, получившее название «Северный поток», официально закрепило особую роль каждого из государств в стратегии национального развития энергетики друг друга. Согласно проекту, предполагалось строительство Северо-Европейского газопровода, проходящего по дну Балтийского моря из Выборга в России до Грайфсвальда в Германии, в обход транзитных государств [14].

При рассмотрении данного проекта важно подчеркнуть безусловный полити-

о /Но

ческий компонент. С одной стороны, в результате расширения Европейского Союза за счет Прибалтийских стран и Польши в

2004 г. политические противоречия между данными странами и РФ усложняли

о /По

переговорный процесс. С другой стороны, имидж России, как надежного поставщика энергетических ресурсов, готовность и заинтересованность европейских стран в сотрудничестве с российской стороной в области энергетики, экономики и политики, а также важная роль Германии в качестве посредника между РФ и Европейским Союзом сделали в конечном счете возможным реализацию данного проекта. Важнейшим итогом претворения «Северного потока» в жизнь стало присвоение проекту статуса приоритетного, отвечающим интересам всей Европы [14]. Таким образом, российский газ становится незаменимым компонентом энергетической безопасности не только Германии, но и Европы в целом.

Успехи, достигнутые между странами в энергетической области, спровоцировали улучшение политических и экономических отношений. Ярчайшим доказательством приобретения Россией статуса важнейшего партнера Германии является появление концепции «стратегического партнерства» и модели «особых отношений» с Россией [19].

С приходом к власти в Германии в

2005 г. нового канцлера А. Меркель, ориентированного на расширение сотрудничества с США и обеспокоенного внутриполитическим развитием и геополитическими приоритетами России, в политических отношениях между странами наметилось заметное охлаждение. Тем не менее, принципы прагматичности, лежащие в основе политики нового канцлера, послужили гарантом продолжения российско-немецкого газового партнерства.

Постепенное ухудшение международного имиджа России в глазах немецких политиков, связанное с внешней политикой РФ в отношениях со странами бывшего социалистического лагеря, в особенности с Украиной (газовые кризисы и политическая

напряженность), с Грузией (признание независимости Абхазии и Южной Осетии), с блоком НАТО (новый виток противостояния) существенно затормозили развитие политических отношений в рамках Россия — Германия. Изменившаяся политическая обстановка и отношения между странами, однако, не повлияли на обязательства сторон по контрактам и в рамках проекта «Северный поток» [2].

Следует отметить, что, несмотря на достаточно жесткие меры и иногда бескомпромиссную энергетическую политику России в отношении стран-транзитеров российского газа и стран бывшего соцлагеря (например, прерывание поставок газа), по отношению к немецкой стороне все контрактные обязательства Россией были соблюдены.

Поворотным моментом не только в политическом, но и энергетическом отношении стали отношения России и Украины во время государственного кризиса на Украине, начавшегося в 2013 г., а также политика России на полуострове Крым и поддержка самопровозглашенных республик Донецк и Луганск.

Реакция немецкой стороны последовала незамедлительно и не только в политическом контексте взаимодействия (санкции), но и в энергетическом. Действующий канцлер Германии А. Меркель сделала заявление о необходимости диверсифицировать поставки газа, искать новые способы энергообеспечения и новых поставщиков с целью снижения энергетической зависимости Германии от России [26].

Несмотря на то, что политические отношения между Россией и Германией подверглись существенным изменениям в худшую сторону, взаимная заинтересованность стран в энергетическом партнерстве, опыт многолетнего взаимовыгодного сотрудничества сыграли существенную роль в продолжении энергетических отношений между странами. Более того, заявление А. Меркель о пересмотре преобладающей роли РФ в обеспечении газом Германии к настоящему моменту остается лишь заявлением: в 2015 г. между странами заключено новое газовое соглашение, увеличивающее

поставки газа из России в Германию и другие страны Европы в рамках проекта «Северный поток — 2» [15].

Подводя итог, можно сказать, что энергетическое сотрудничество России и Германии изначально носило экономический характер и соответствовало потребностям обеих стран. В определенные исторические этапы именно взаимная заинтересованность сторон в энергетическом сотрудничестве стимулировала улучшение политического взаимодействия. За более чем сорокалетнюю историю газового сотрудничества российская сторона всегда демонстрировала надежность и стабильность выполнения обязательств по контрактам с Германией: даже в самые сложные внешне- и внутриполитические этапы развития двух стран газовое партнерство не прекращалось, а увеличивалось в объемах.

Благоприятное сочетание экономических и геополитических причин и факторов послужило поводом к сотрудничеству РФ и ФРГ в области энергетики, в связи с чем, очевидно, что версия о создании целенаправленной зависимости Германии от российского газа является безосновательной. Российская сторона крайне заинтересована в продолжении газового сотрудничества и в не меньшей степени зависит от Германии, особенно в условиях увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе Германии, развития рынка сжиженного природного газа (СПГ) и «сланцевой революции».

Список литературы_

Анализ сотрудничества обеих государств позволяет говорить о том, что тенденция переплетения политических и энергетических процессов прослеживается очень ярко. В момент наиболее благоприятного политического климата между Россией и Германией создан ряд крупных энергетических соглашений, важнейшим из которых является проект «Северный поток».

На протяжении всей истории российско-немецкого газового сотрудничества ухудшение внешнеполитического контекста и расхождение геополитических приоритетов стран в большей или меньшей степени влияли на осуществление энергетического сотрудничества.

Последним неразрешенным политическим вопросом стал затянувшийся российско-украинский конфликт, спровоцировавший резкое ухудшение положения России на внешнеполитической арене.

Немецкая сторона, заявившая о необходимости пересмотра энергетического сотрудничества с Россией, тем не менее, не предприняла к настоящему моменту существенных мер, демонстрирующих изменившуюся позицию. Более того, заключено новое соглашение на увеличение поставок газа. В связи с чем есть основания полагать, что существующее многолетнее сотрудничество и имидж России как надежного гаранта немецкой энергетической безопасности сохранится и в ближайшем будущем.

1. Ахтамзян А. А. Германия и Россия в конце XX столетия. М., 2000. 163 с.

2. Газопровод Nord Stream по-прежнему актуален для Германии — Меркель // РИА Новости, 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/gas_news/20090116/159436308.html (дата обращения: 01.06.2016).

3. Гнип А. Концептуальные основы формирования российско-германских отношений в энергетической сфере // Вестник Львовского национального университета. 2012. № 31. С. 73.

4. Дашевская О. В., Бабалов Т. Р. Нефтяные кризисы в мировой экономике // Восточно-Европейский университет экономики и менеджмента. 2012. № 3 (13). С. 40.

5. Емельянов С. Экспорт российского газа: история, состояние, перспективы // Нефтегазовая вертикаль. 2006. № 17 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ngv.ru (дата обращения: 01.06.2016).

6. Игишева Е. А., Морий С. М. Советская историография энергетического сотрудничества СССР и ФРГ в 1960—1980 гг. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 1 (148). С. 200-212.

7. Конторович А. Э., Эпов М. И., Эдер Л. В. Долгосрочные и среднесрочные факторы и сценарии развития глобальной энергетической системы в XXI в. // Геология и геофизика. 2014. Т. 55. № 5—6. С. 690-692.

8. Лабецкая Е., Лукьянов А. Труба в бесконечность. Хроника самой большой сделки в российско-германской истории // Время. 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/pseudology.org\ gasprom\USSR_FRG.htm (дата обращения: 20.05.2016).

9. Лабецкая Е., Лукьянов Ф., Слободин А., Паков Ю. Труба в бесконечность. Хроника самой большой сделки в российско-германской истории // Псевдология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.pseudology.org/gazprom/USSR_FRG.htm (дата обращения: 22.05.2016).

10. Нарочницкая Н. А. США и «новая восточная политика» ФРГ / / Вопросы истории. 1974. № 4. С. 58-76.

11. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: Федеральный закон от 02.12.2013 г. № 349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/bud-geti/11-15/index.php (дата обращения: 30.04.2016).

12. Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме. Европа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/marketing/europe/ (дата обращения: 04.05.2016).

13. Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме // 40 лет на рынке Германии [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/history/events/germany40/ (дата обращения: 03.05.2016).

14. Официальный сайт ПАО Газпром. О Газпроме // «Северный поток» (Nord Stream) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/nord-stream/ (дата обращения: 16.05.2016).

15. Официальный сайт ПАО «Газпром». «Газпром», BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Shell подписали Соглашение акционеров проекта «Северный поток — 2» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gazprom. ru/press/news/2015/september/article245799/ (дата обращения: 13.05.2016).

16. Смирнов С. В. У истоков российско-германского энергетического взаимодействия (70-е гг. XX в.) // Экономика. М., 2011. С. 194—195.

17. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения: 19.05.2016).

18. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/ aboutminen/energostrategy/ (дата обращения: 16.04.2016).

19. Adomeit H. Germany's Russia Policy: Comparative Perspectives and Consequences for Transatlantic Relations // American Institute for contemporary German studies, 2014 [Электронный ресурс] http://www. aicgs.org/publication/germanys-russia-policy-comparative-perspectives-and-consequences-for-transatlantic-re-lations/ (дата обращения: 28.05.2016).

20. Energy study 2014. Reserves, resources and availability of energy resources / Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe (BGR), Hannover, 2014, p. 11.

21. Newnham R. Oil, caroots and sticks: Russai's energy resources as a foreign policy tool // Joornal of Eurasian Studies. Penn State University, 2011, pp. 134—143.

22. Perovic J., Orttung R. Russia's energy policy: should Europe worry? // Forschungstelle Osteuropa, Bremen, 2008, p. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Prochnow J. Fossilized memory: the German-Russian energy partnership and the production of energo-political knowledge / / Global Environment. A Journal of History and Natural and Social Sciences, 2013, no. 11, p. 99.

24. Schönhoven K. Neue Ostpolitik: Der lange Weg zum Frieden // ZEIT Geschichte № 4/2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zeit.de/zeit-geschichte/2013/04/willy-brandt-neue-ostpolitik (дата обращения: 16.05.2016).

25. Schröder G.: Regierungserklärung vom 10. November 1998 // K. Stüwe: Die großen Regierungserklärungen der deutschen Bundeskanzler von Adenauer bis Schröder, Opladen 2002, рр. 385—408.

26. Wegen Krim-Krise: Merkel will weniger Energie-Abhängigkeit von Russland / T-online, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.t-online.de/wirtschft/energie/id_68716028/wegen-krim-krise-merkel-will-weniger-energie -abhaengigkeit-von-rusland.thml (дата обращения: 01.04.2016).

BecTHHK 3a6ry. 2016. T. 22. № 8

List of literature_

1. Akhtamzyan A. A. Germaniya i Rossiya v kontse XX stoletiya [Germany and Russia in the late XX century], Moscow, 2000. 163 p.

2. Gazoprovod Nord Stream po-prezhnemu aktualen dlya Germanii — Merkel (The Nord Stream pipeline is still relevant for Germany — Merkel): RIA Novosti, 2009 Available at: http://ria.ru/gas_ news/20090116/159436308.html (accessed 06.01.2016).

3. Gnip A. Vestnik Lvovskogo natsionalnogo universiteta (Bulletin of Lviv National University), 2012, no. 31, p. 73.

4. Dashevskaya O. V., Babalov T. R. Vostochno-Evropeyskiy universitet ekonomiki i menedzhmenta (East European University of Economics and Management), 2012, no. 3 (13), p. 40.

5. Emelyanov S. Neftegazovayavertikal (Oil and gas vertical), 2006, no. 17 Available at: http://www.ngv. ru (accessed 06.01.2016).

6. Igisheva E. A., Morii S. M. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Ser. 2. Gumanitarnye nauki (Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 2. Humanities), 2016, vol. 18, no. 1 (148), pp. 200—212.

7. Kontorovich A. E., Epov M. I., Eder L. V. Geologiya i geofizika (Geology and Geophysics), 2014, vol. 55, no. 5-6, pp. 690-692.

8. Labetskaya E., Lukyanov A. Vremya (Time), 2000 Available at: http: //www/pseudology.org \ gasprom \ USSR_FRG.htm (accessed 20.05.2016).

9. Labetskaya E., Lukyanov F., Slobodin A. Pakov Yu. Psevdologiya (Pseudology) Available at: http:// www.pseudology.org/gazprom/USSR_FRG.htm (accessed 22.05.2016).

10. Narochnitskaya N. A. Voprosy istorii (Questions of history), 1974, no. 4, pp. 58-76.

11. Ofitsialny sayt ministerstva Finansov Rossiyskoy Federatsii: Federalny zakon ot 02.12.2013 № 349-FZ «O federalnom byudzhete na 2014 god i na planovy period 2015 i 2016 godov» (The official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation: the Federal law dated by 2.12.2013 number 349-FZ «On the Federal Budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016») Available at: http://minfin.ru/ru/perfomance/ budget/federal_budget/budgeti/11-15/index.php (accessed 30.04.2016).

12. Ofitsialny sayt PAO Gazprom. O Gazprome. Evropa (The official website of PJSC Gazprom. About Gazprom. Europe) Available at: http://www.gazprom.ru/about/marketing/europe/ (accessed 05.04.2016).

13. Ofitsialny sayt PAO Gazprom. O Gazprome (The official website of PJSC Gazprom. About Gazprom): 40 years in the German market. Available at: http://www.gazprom.ru/about/history/events/germany40/ (accessed 05.03.2016).

14. Ofitsialny sayt PAO Gazprom. O Gazprome (The official website of PJSC Gazprom. About Gazprom): «Nord Stream» (Nord Stream) Available at: http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/ nord-stream/ (accessed 16.05.2016).

15. Ofitsialny sayt PAO «Gazprom». «Gazprom», BASF, E.ON, ENGIE, OMV i Shell podpisali Sogla-shenie aktsionerov proekta «Severny potok — 2» (Official site of PJSC «Gazprom». «Gazprom», BASF, E.ON, ENGIE, OMV and Shell signed the Shareholder Agreement of the project «North Stream — 2») Available at: http://www.gazprom.ru/press/news/2015/september/article245799/ (accessed 13.05.2016).

16. Smirnov S. V. U istokov rossiysko-germanskogo energeticheskogo vzaimodeystviya (70-e gg. XX v.) [At the root of the Russian-German Energy Partnership (70-ies. The XX-th century.) ]: Economy. Moscow, 2011, pp. 194—195.

17. Soveshhanie po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope. Zaklyuchitelny akt (Conference on Security and Cooperation in Europe. Final Act). Helsinki, 1975 Available at: http://www.osce.org/ru/ mc/39505?download=true (accessed 19.05.2016).

18. Energeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 goda (Energy Strategy of Russia for the period up to 2030): Approved by the RF Government on November 13, 2009, no. 1715 Available at: http://minenergo. gov.ru/aboutminen/energostrategy/ (accessed 16.04.2016).

19. Adomeit H. American Institute for contemporary German studies (American Institute for contemporary German studies0, 2014 Available at: http://www.aicgs.org/publication/germanys-russia-policy-compara-tive-perspectives-and-consequences-for-transatlantic-relations/ (accessed 28.05.2016).

20. Energy study 2014. Reserves, resources and availability of energy resources (Energy study 2014. Reserves, resources and availability of energy resources): Bundesanstalt für Geowissenschaften und Rohstoffe (BGR), Hannover, 2014, p. 11.

21. Newnham R. Joornal of Eurasian Studies. Penn State University (Joornal of Eurasian Studies. Penn State University), 2011, pp. 134—143.

22. Perovic J., Orttung R. Forschungstelle Osteuropa (Forschungstelle Osteuropa), Bremen, 2008, p. 11.

23. Prochnow J. Global Environment. A Journal of History and Natural and Social Sciences (Global Environment. A Journal of History and Natural and Social Sciences), 2013, no. 11, p. 99.

24. Schönhoven K. ZEIT Geschichte (ZEIT Geschichte), no. 4/2013 Available at: http://www.zeit.de/ zeit-geschichte/2013/04/willy-brandt-neue-ostpolitik (accessed 16.05.2016).

25. Stüwe K.: Die großen Regierungserklärungen der deutschen Bundeskanzler von Adenauer bis Schröder (Die großen Regierungserklärungen der deutschen Bundeskanzler von Adenauer bis Schröder), Opladen, 2002, рр. 385—408.

26. Wegen Krim-Krise: Merkel will weniger Energie-Abhängigkeit von Russland (Wegen Krim-Krise: Merkel will weniger Energie-Abhängigkeit von Russland): T-online, 2014 Available at: www.t-online.de/wirtschft/ energie/id_68716028/wegen-krim-krise-merkel-will-weniger-energie-abhaengigkeit-von-rusland.thml (accessed 01.04.2016).

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Могильникова Мария Владимировна, аспирант кафедры «Теоретическая и прикладная политология», Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Россия. Область научных интересов: международная политика, мировая энергетическая политика, российско-немецкие отношения, газовый сектор, углеводороды m.v.mariya@yandex.ru

Maria Mogilnikova, postgraduate student, Theoretical and Applied Political Science department, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: international politics, world energy politics, Russian-German relations, gas sector, hydrocarbons

Образец цитирования _

Могильникова M.B. История российско-немецких газовых отношений: взаимосвязь политики и энергетики // Вестн. Забайкал. гос ун-та. 2016. Т. 22. № 8. С. 62—71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.