Научная статья на тему 'История России глазами мусульманина XIX в'

История России глазами мусульманина XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / МУСУЛЬМАНСКИЕ СТРАНЫ / ИРАН / РЕЗА–КУЛИ–ХАН ХЕДАЙАТ / НАСЕР АД–ДИН–ШАХ / КАДЖАРЫ / ПЕТР I / ЕКАТЕРИНА II / ЗУБОВ В.А / НАДИР–ШАХ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базиленко Игорь Вадимович

Статья затрагивает проблемы восприятия иранскими мусульманами России в качестве соседа и основного источника европейского влияния на Персию, посвящена «русскому» разделу десятитомной всеобщей истории «Роузат асСафа» («Сад чистоты») на персидском языке, которая составлялась на протяжении XV–XIX вв. различными мусульманскими историографами. «Русская история», описанная мусульманином, важна для изучения образа России, который придворная историография культивировала в среде иранцев, и является своеобразным памятником исторической психологии и менталитета мусульманской просвещённой элиты XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Russia Through the Eyes of Moslem of the XIX Century1the Saint Petersburg State University2the Saint Petersburg Orthodox Theological Academy

The article concerns the problem of perception of Russia by Iranian Moslems as a neighbor and a major source of European influence in Persia, devoted to “Russian” section of World History “Rouzat as Safa” (“Garden of Purity”) in ten volumes in Persian, which was written during XV–XIX centuries by various Moslem historiographies. “Russian History” described by a Moslem is important for study the image of Russia, which the court historians cultivated among Iranians, and is a unique monument of historical psychology and mentality of the Moslem educated elite in the XIX century.

Текст научной работы на тему «История России глазами мусульманина XIX в»

История религий

И.В. Базиленко

ИСТОРИЯ РОССИИ ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНИНА XIX В.

Статья затрагивает проблемы восприятия иранскими мусульманами России в качестве соседа и основного источника европейского влияния на Персию, посвящена «русскому» разделу десятитомной всеобщей истории «Роузат ас-Сафа» («Сад чистоты») на персидском языке, которая составлялась на протяжении XV-XIX вв. различными мусульманскими историографами. «Русская история», описанная мусульманином, важна для изучения образа России, который придворная историография культивировала в среде иранцев, и является своеобразным памятником исторической психологии и менталитета мусульманской просвещённой элиты XIX в.

Ключевые слова: история России, мусульманские страны, Иран, Ре-за-кули-хан Хедайат, Насер ад-Дин-шах, Каджары, Петр I, Екатерина II, Зубов В.А., Надир-шах

В 60 - 70-е гг. XIX в. влияние России на соседние мусульманские страны значительно возросло благодаря развитию совместной торговли, экспорту российского капитала, активному освоению российскими промышленниками и предпринимателями Северного Ирана, превратившегося к концу века почти полностью в зону жизненно важных интересов России, как экономических, так и политических. Русский язык занял первое место по распространению среди иностранных языков преимущественно в иранском торговом сословии. Во многом под влиянием российского высшего общества распространился в шахском окружении французский язык.

С появлением консульских учреждений России в различных городах Ирана, представлявших интересы российских подданых, увеличилось число путешественников, исследователей, врачей, инженеров, купцов из России, отправлявшихся в Иран с разными целями и задачами. По возвращении часть из них опубликовала свои отчеты, мемуары, путевые дневники, результаты проведенных исследований и пр. Среди наиболее известных — сочинения И.Ф. Бларамберга, Ф.А. Бакулина, Г.Д. Батюшкова, В.А. Жуковского, В.А. Косоговского, П. Огородникова, С.И. Уманца, Н.В. Ханыкова.

Гораздо меньше и скромнее вклад иранской стороны в изучение северного соседа. Тем ценнее сохранившиеся мемуары главного иранского путе-

Игорь Вадимович Базиленко — доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургской православной духовной академии, заведующий кафедрой этноконфессионального страноведения Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

шественника, который так и вошел в историю под именем «Шаха-путешес-твенника». Речь идет о Насер ад-Дин-шахе (1848-1896), который совершил три поездки в Европу в 1873, 1878 и 1889 гг. через территорию России1.

Возникший интерес к России у иранского монарха послужил основанием для написания шахским историографом специального раздела, посвященного русской истории в «Роузат ас-Сафа» («Сад чистоты»), который является трудом по всеобщей истории на персидском языке и состоит из десяти томов. Первые шесть томов сочинения принадлежат перу известного историка Мирхонда (1433-1498). Седьмой том был написан его внуком Хондемиром, а последние три тома были составлены придворным историографом Реза-кули-ханом Хедайатом по личному распоряжению Насер ад-Дин-шаха2.

Вышеупомянутые три тома, написанные Реза-кули-ханом, являются хроникой событий с начала XVI в. до сентября-октября 1857 г., отличаются сложным, цветистым языком и не очень фактологичны. К числу несомненных достижений автора стоит отнести специальную главу, посвящённую истории России от Рюрика (862-879) до Александра I (1801-1825). Эта вставная глава выглядит как вполне самостоятельное историческое описание и представляет особый интерес как свидетельство степени осведомлённости иранцев о северном соседе и доказательство достигнутого определённого уровня исторической науки в Иране времён правления Насер ад-Дина, заложившего основы долговременных добрососедских отношений между нашими странами. «Русский» раздел сочинения чрезвычайно важен как источник для изучения того образа России, который иранская придворная историография культивировала в среде мусульманской просвещённой элиты XIX в., и является своеобразным памятником религиозно-политической психологии и менталитета Каджаров3.

История России, написанная иранским мусульманином, довольно скоро привлекла внимание отечественного востоковеда А.П. Берже. Он опубликовал перевод в «Русской старине» за 1879 г. без особых комментариев, за исключением замечания о том, что «приводимый ниже рассказ, судя по заключающимся в нём элементарным сведениям, заимствован из какого-нибудь учебника, причём хронология (по мусульманскому исчислению) ис-

!См. подробно: Базиленко И.В., Викторин В.М. и др. История России: Россия и Восток. СПб., 2002. С. 421-423.

2Реза-кули-хан служил воспитателем юного Насер ад-Дина, а затем и его сына Музаффар ад-Дина (впоследствии правил Ираном в 1896-1907 гг.).

3Каджары — одно из тюркских племён, входивших в племенное объединение кызылбашей, представители которого находились у власти в Иране в 1796-1925 гг.

кажена, а факты, местами, извращены самым бесцеремонным образом»4. Перевод А.П. Берже, как и сама «российская» глава известной иранской всеобщей истории, на сегодняшний день основательно забыты. Вышеприведённое обстоятельство даёт нам все основания опубликовать эту работу вновь, снабдив её приличествующим историческим комментарием, улучшив прежний перевод, приведя его в соответствие с нормами современного литературного русского языка при сохранении восточного колорита, принятого в изложении автора5.

Рассказ о высоком Российском правительстве, о постепенном увеличении его могущества и о славе русских венценосцев до настоящего времени

Да не будет покрыто мраком неизвестности, что русскую нацию составляют потомки тех самых желтокожих, о которых упоминается в исто-рии6. Земля их обширна; обычай же и законы сходствовали в древности с обычаями и законами татар и монголов. Владычество их (русских) начинается с 268 года хиджры7 (881/882 г.). Падишахи их назывались зар (царь; здесь и ниже курсив И.Б.), подобно тому, как в Туране их называли ханами, в Индии — раями, а в Гырджистане (Грузии) — шарами и марами.

4Берже А.П. История России, изложенная персиянином // Русская старина. 1879. Т. 24. С. 164.

5Даты приведены в авторском варианте.

6Здесь иранский историк, говоря о современных ему россиянах XIX в., очевидно, хотел подчеркнуть степень этнического влияния монголов на русских, осуществлявшегося во время татаро-монгольского ига. Кроме того, издревле у арийцев было принято деление человечества на четыре расы — белую, красную, жёлтую и чёрную. Индийская кастово-варновая стратификация основывалась на делении общественных слоёв по цвету кожи. Санскритское слово <^ата» имело два значения: «цвет» и «каста». Древние египтяне также различали четыре человеческих расы — «рот» («красные люди», к которым египтяне причисляли себя), «наму» («жёлтые люди» — азиатские народы), «нахсу» («чёрные люди») и «тамху» («белые люди»). Однако родовым цветом русских является красный. Сам этноним «рус» означает «светлый, русый, красный, свой». Русы даже засыпали тела усопших красной охрой, чтобы владыка мира мёртвых мог узнать «своего» по цвету (см.: Петухов Ю.Д. История русов. 40-5 тыс. до н.э. Т. 1.М., 2000. С. 107, 110).

7Хиджра — переселение основателя ислама и части его ближайших сподвижников из Мекки в Ясриб («Мадинат ан-наби» — «Город пророка», впоследствии просто Мадина или Медина), происшедшее в 621 г. и положившее начало мусульманской эре. Различают лунную и солнечную хиджру в зависимости от лунного или солнечного календарей, находящихся в основе летосчисления. В данном тексте все даты приведены по лунной хиджре, в скобках мы приводим даты по григорианскому календарю. Хронология и фактология событий русской истории изрядно искажены автором, как справедливо свидетельствовал А.П. Берже.

В настоящее время их называют императорами. В древней истории родоначальником русских считается Рюрик. Начиная с его времени, русские в продолжение 120 лет были идолопоклонниками. В 389 г.х. (998/999 г.), глава их Владимир ввёл христианство, заимствованное им из Греции, посредством чего он и возвысился в своём значении. Его сравнивали с пророками. В 625 г.х. (1227/1228 г.) Джуджи-хан8, сын Чингиз-хана, властвовавший в Кипчакской степи, с татарскою армией покорил землю русскую и, оставив там часть войска, возвратился в свою ставку. В 774 г.х. (1372/1373 г.), Дмитрий Иванович в Москве восстал против татар и, изгнав их из пределов России, сам воцарился. Спустя 30 лет после этого события эмир Тимур-Курекан9 ополчился против Тохтамыш-хана и, уничтожив его, дошёл до Москвы, взял её и оставил там войско10. В 912 г.х. (1506/1507) царём на Руси сделался Иван

8Имеется в виду Джучи, старший сын Чингис-хана и основатель улуса Джучидов («Золотой Орды» по русским летописям). На самом деле первое вторжение в половецкие и русские земли осуществили полководцы Чингис-хана Джебе и Субедей (битва на р. Калке 1223 г.), а первый плановый поход на Русь в 1236 г. возглавил сын Джучи Бату (Батый).

9Поскольку Тимур (1336-1405) не был потомком Чингис-хана, то не имел права на ханский титул. Он объявил себя эмиром с прибавлением слова «Курагани» (т.е. зять), так как женился на вдове эмира Хусайна, которая была внучкой Газан-хана (1295-1304) из династии ильханов Хулагуидов (1256-1353). Хулагу-хан, захвативший Иран (1256 г.) и прекративший существование Аббасидского халифата (1258 г.), действовал по распоряжению своего брата монгольского великого хана Мункэ (1251-1259), прямого потомка Чингис-хана. Так Тимур стал «зятем» Чингисидов.

10Тимур (1336-405) никогда не брал Москву и изначально не стремился к войне с русскими. У Тимура и русских князей был общий враг — золотоордынский Тохтамыш-хан, который разорил Москву в 1382 г. Во время борьбы за власть в Золотой Орде Тимур помог Тохтамышу победить, но последний отплатил неблагодарностью, совершив ряд набегов на земли Тимура. Тимур не простил Тохтамыша, неоднократно разбивал его в сражениях, в погоне за ним вторгся в русские земли и в отсутствии продовольствия для войска разграбил в 1395 г. Елец. Сил для отражения агрессии Тимура у москвичей не было. При общем унынии сын и наследник Дмитрия Донского вел. кн. Василий (1389-1425) вышел с войском навстречу и остановился на берегу Оки за Коломной. Москвичи во главе с митрополитом усердно молились об избавлении от нашествия иноплеменных и постились. Не надеясь на свои силы, вел. кн. Василий попросил прислать из Владимира знаменитую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, написанную по преданию евангелистом Лукой. Эту икону князья брали с собою в походы, к ней с молитвой прибегали, как известно, в трудные времена для государства. Летописцы засвидетельствовали, что в тот самый день и час, когда москвичи встретили Владимирскую икону Божией Матери, Тимур оставил намерение идти на Москву, уклонился от столкновения и спешно покинул Русь. В честь этого события на Руси был установлен праздник Сретения Владимирской иконы Богородицы 8 сентября. Традиционно в сознании мусульман Тимур входит в число величайших полководцев всех времён и народов наряду с Искандаром (Александром Македонским), Чингис-ханом и Надир-шахом. Зачастую мусульмане испытывают к ним чувство ужаса и восхищения одновременно, рассказывают о них много схожих истори-

Васильевич. Он изгнал войско Тимура и присоединил некоторые города, в том числе Мирвак11, к своему царству. В 1015 г.х. (1606/1607 г.) два короля

— поланский и шведский — с армией в 70 тыс. человек пехоты и конницы, вторглись в Россию, сожгли Москву и, убив в ней 120 тыс. человек, за неимением продовольствия, возвратились восвояси12. После этого главою русских сделался некто по имени Фёдор, а так как он был бездетен, то династия его и прекратилась. От начала русского царства до этой эпохи считается немного менее 700 лет.

В это время шурин Фёдора, по имени Пурис Гуданиф13, сделался шахом. При нём в продолжение трёх лет свирепствовал сильный голод, от которого погибло 500 тыс. чел. Пурис Гуданиф умер, и Россия осталась без главы. В 1033 г.х. (1623/1624 г.) она перешла к династии Александра Павловича14. Михаил Феодорович был из его родственников и (он)15 считался главою всех церквей в той земле. Он объявил народу: «Мне внушено Богом царствующих, чтобы русские избрали падишахом одного из Феодоровичей». На другой же день окончательно объявил, чтобы народ избрал Михаила. Потому народ выбрал его и он отправил послов в Европу заявить всем о своей дружбе. Но его царствование было непродолжительно. В 1060 г.х. (1650 г.) царём стал сын Михаила, по имени Алексей. Он заключил договор с казаками, по которому они обязывались быть с ним в союзе, а также повелел народу

ческих анекдотов. Видимо, этими обстоятельствами можно объяснить желание персидского историографа приписать Тимуру как великому завоевателю (по убеждению персов Иран мог завоевать только великий полководец) захват Москвы и размещение в ней своего гарнизона.

11Скорее всего, автор путает Ивана III (1462-1505), в годы княжения которого Русь избавилась от ордынской зависимости (1480), с Иваном IV (1533-1584), присоединившим в 1556 г. Астрахань к России.

12Автор, очевидно, смешал воедино военные действия России против Польши, Швеции, а также захват и сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г.

13Борис Годунов (1552-1605).

14Речь идёт об Александре I (Романове), повествованием о времени правления которого (1801-1825) и закончена данная «Русская история».

15А.П. Берже не совсем верно перевёл это предложение, так что по смыслу Михаил Фёдорович Романов (1613-1645) оказывается «родственником», а не предком Александра I и «главой всех церквей в той земле». На самом деле упомянутый в тексте «он», которого Берже отождествил с Михаилом Фёдоровичем, является боярином Фёдором Никитичем Романовым (ок. 1554-1633) — отцом первого царя из династии Романовых. Летом 1608 г. в Тушино при Лжедмитрии II Фёдор Никитич был провозглашён патриархом Филаретом. В 1619 г. по возвращении из плена он был избран патриархом и стал фактическим соправителем России при сыне - молодом царе.

решать все тяжбы на основании христианского шариата16. Отобрав у нации все древние документы, он приказал сложить их в одну комнату, где они ночью были преднамеренно сожжены17. Затем объявил, чтобы никто ни на кого не имел претензии; что падишах есть отец крестьян; что отец имеет власть над сыновьями, дабы направлять их на путь истины и вести к правде. «Ныне,

— сказал он, — власть заключается в этой книге (Уложение), содержащей в себе науки (законы) государства и народа, и отступление от этой книги есть преступление». Народ повиновался.

Алексей открыл сношения и торговлю морем и сухим путём со всеми иностранными державами. Он отправил купцов в Китай18 и прочие земли с разными товарами, которые были распроданы, а купцы возвратились с тамошними произведениями.

Поскольку у него (Алексея) не было дружбы со всеми европейскими странами, то в устройстве военных кораблей ему не посчастливилось. Царствование его продолжалось (после этого — И.Б.)6 лет. Он умер в 1101 г.х. (1689/1690 г.) и завещал, чтобы русская земля была разделена между одним его сыном и двумя дочерьми. Фёдор и Иоанн были рождены от первой его жены, а Пётр — от второй. Сначала посадили было Фёдора на престол отца, но при существовании Петра ни его дело, ни дела его брата не имели успеха. Царствование Петра без самодержавия продолжалось 6 лет. Братья его

19

содержались под арестом19.

16Так иранский историк охарактеризовал Соборное уложение 1649 г., которое объективно содействовало укреплению центральной власти в лице нового царя Алексея Михайловича (1645-1676).

17Очевидно, имеются в виду более поздние события 1682 г., когда правительство Фёдора Алексеевича (1661-1682) уничтожило местничество. Тогда же были сожжены разрядные книги и, тем самым, прекращена традиция бояр и дворян учитывать службу предков при занятии должности.

18Вероятно, Реза-кули-хан Хедайат так описал приезд в Пекин и пребывание там около года в 1654-1655 гг. торгового каравана во главе с тобольским служилым татарином Петром Ярыжкиным. Этот авантюрист с характерной фамилией выдал себя за официального представителя Алексея Михайловича и, исполнив унизительный ритуал, засвидетельствовавший вассальную зависимость России от Цинской империи, получил право распродать привезённые товары, часть из которых была представлена ко двору китайского императора в виде дани. Этот прецедент в дальнейшем крайне отрицательно сказался на попытках настоящих российских послов установить равноправные отношения между нашими странами. См. Мясников В.С. Новые данные о подготовке посольства Ф.И. Байкова в Китай // Квадратура китайского круга / Избранные статьи. В 2 кн. Кн. 1. М.: Вост. лит., 2006.

19Здесь много явных ошибок мусульманского историка, которому было трудно разобраться в сложностях борьбы за власть при российском дворе в последнюю четверть XVII в. После смерти старшего сына и наследника Алексея Михайловича молодого Фёдора Алексеевича

Пётр I родился в 1098 г.х. (1686/1687 г.) Едва только он вступил на престол падишахства, как установил закон и с самого нежного возраста действовал как умнейшие мудрецы; подражал европейским народам в заведении

20

разных порядков и, между прочим, регулярного войска20.

Где вырастет ветка розы, там и цветы она даст.

Вино, которое бродит в кувшине, остаётся всё же вином.

Если солнце взойдёт на западе, то остаётся всё-таки солнцем, а не чем-то иным.

Мыслители знают, что могущество Божие не проявляется в одном каком-либо месте; что Бог есть Бог Вселенной, а не одних только мусульман.

Пётр обладал высоким нравом, доблестным характером и в молодых ещё летах выказывал признаки зрелости. В истории описаны перенесённые им труды и исчислены как испытанные им невзгоды, так и те усилия, которые он направлял к воспитанию и возвеличению своего народа. Когда он отправил посольство в Голландию, то лично вступил в свиту своего посланника. По прибытию же в столицу Голландии, он, отдав себя тамошнему военному флоту, вступил в плотники и долго изучал их ремесло. Оттуда он поехал в Англию, где, усовершенствовавшись в плотничестве, достиг степени мастера-плотника. Пётр прожил там два года. По ночам он бродил по улицам столицы и знакомился с обычаями и законами жителей; днём же занимался плотничеством. По возвращении в своё государство он приказал предпринимать поездки (в Европу), так что в короткое время успел образовать масте-

(1676-1682) престол по старшинству должен был занять Иоанн. Однако из-за его неспособности к делам государственным Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича, привели к власти десятилетнего Петра. В мае 1682 г. стараниями Милославских, родственников первой жены Алексея Михайловича, в столице начался военный мятеж — стрелецкий бунт, итогом которого стал приход к власти старшей дочери Алексея Михайловича от первого брака Софьи Алексеевны. Она подавила бунт и, казнив зачинщиков, правила до 1689 г. от имени малолетних Иоанна и Петра, которые считались совместно царствующими. Осенью 1689 г., поддержанный военными, Пётр заключает Софью в Новодевичий монастырь, и становится самодержцем.

20Образ Петра I изображён автором идеализированно, поскольку Пётр считался в Иране несомненным «западником». Стоит вспомнить, что свою часть «Роузат ас-Сафа» Реза-кули-хан писал в период активной экспансии западных держав в Иран, когда многие в иранской правящей элите считали, что вестернизация является единственным путем дальнейшего развития страны. Многое на Западе воспринималось как безусловный пример для подражания, в т.ч. и система организации армии.

ров разнородных ремёсел из народа, до того ничего не знавшего о подобных

21

вещах21.

Со времени Петра в том государстве (России) стали действовать законы; сам он участвовал в обучении регулярного войска. Он прежде всех переменил костюм; в короткое время у него оказалось 30 тыс. регулярного войска, а постепенным распространением ремёсел довёл народ до того, что он умел даже делать сукна и бумагу (писчую).

В 1117 г.х. (1705/1706 г.) Пётр основал Петербург. Он четыре месяца размышлял о плане этого города. По поводу заложения Петербурга народ шведский преисполнился завистью к Петру и, как пишут в истории, вступил с ним в борьбу. На первых порах Пётр испытывал поражения, но кончил тем, что вышел победителем. В то время ему пришлось воевать и с Высокой Портой Османской. Обе враждебные армии сошлись на берегах р. Прут. Екатерина, жена Петра, родом шведка, отличавшаяся особенной мудростью и благоразумием, поправила положение мужа, и состоявшийся между ним и турецким садр-а’замом мирный трактат послужил к убийству последнего22. После этого похода Пётр вполне усилился, и в делах его царствования таился смысл пророчества.

Сын Петра Алексей, недостойный своего родителя и шедший наперекор его желаниям и мудрым узаконениям, был объявлен ослушником. Пётр лишил его сыновнего права, а христианские судьи по внушению разума дали согласие на его умерщвление. Он был, кажется, отравлен, и великий Пётр, избрав жену свою Екатерину наследницей, оставил мир (т.е. умер).

21 Расхожие представления о русских до Петра как о варварах были, к сожалению, присущи многим придворным историографам, как Запада, так и Востока (особенно Дальнего). Не избежали этого заблуждения и иранцы. С другой стороны, официальная российская пропаганда со времён Петра, его последователей, подражателей и подражательниц также много сделала для того, чтобы составить крайне невыгодный образ допетровской России для возвеличения последующих событий. Справедливости ради стоит заметить, что начало многим из радикальных преобразований в стране было положено ещё при Алексее Михайловиче, а что касается талантливых ремесленников, то ими Русь была богата с древнейших времён.

22Во время переговоров по заключению Прутского мирного договора Екатерина пожертвовала свои драгоценности стоимостью в несколько десятков тысяч рублей на подкуп садр-е а’зама (великого везира) Османской империи и тем самым «поправила положение мужа», позволив подписать временно приемлемое соглашение. Турецкого султана Ахмеда III не устроили условия Прутского трактата, в результате чего великий везир Балтаджи-Мехмет-паша был отправлен в отставку и последовательно сослан на о. Лемнос, а затем на о. Родос, где и был удавлен по султанскому приказу (Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны (1676-1918). Минск-М., 2000. С. 83).

Екатерина по своим качествам уподоблялась мужчине; она оставила по себе хорошую память. Она заключила союз с немецкой державой и с казаками и присоединила к своему государству земли татар и мирдак23. Перед смертью она назначила наследником Петра II, внука Петра I. Ему было 12 лет; 15-ти лет он скончался от оспы24.

В 1150 г.х. (1737/1738 г.) на престол вступила дочь Иоанна, второго сына Петра25. В эту эпоху афганский владетель Махмуд осадил Исфахан. Шах Султан-Хусайн, запершись в городе, выслал сына своего Тахмаспа для принятия мер к его спасению. Между тем турки покорили Ирак и Азербайджан; русские же пришли в Решт. К ним-то и прибегнул Тахмасп26. Так было до появления Надир-шаха Афшара, очистившего Иран от афганцев и турок и отправившего посланцев просить русских возвратиться восвояси. Они 27

ушли .

23Очевидно, подразумеваются земли мордвы.

24Пётр II (1727-1730) простудился на охоте и скончался незадолго до своей свадьбы с Екатериной Долгоруковой, назначенной на 19 января 1730 г. Считается, что с его смертью пресёкся род Романовых по мужской линии.

25 Анна Иоанновна (1730-1740) была дочерью единокровного брата Петра I.

26На самом деле период ослабления Сафавидской династии в Иране пришёлся на царствование Петра I. Оккупация Ирана афгано-турецкими захватчиками и падение дома Сафави-дов, правящих в Иране с XVI в., во многом обусловили знаменитый Персидский поход Петра 1722 г. Одной из основных целей похода было недопущение захвата Турцией всего Ирана и Закавказья, что было бы крайне невыгодным для России в геополитическом и торговом отношениях. После неудачного побега из осаждённого афганцами Исфахана шах Султан-Хусайн (1694-1722), которого посол Петра Артемий Волынский в донесении канцлеру нелицеприятно характеризовал «дурачком», «не над подданными, но у своих подданных подданным» (Донесение А.Волынского канцлеру. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 77. Сношения России с Персией. 1743. Оп. 1, д. 2, л. 200об.-201об.), явился со свитой 22 октября 1722 г. в лагерь предводителя афганцев Махмуда и передал последнему знаки царской власти и ключи от города. Наследник престола, который короновался на части незанятой врагами территории под именем Тахмаспа II (1722-1732), отправил посла к Петру с просьбой о помощи. К этому времени Пётр уже покинул Астрахань и отправился в Санкт-Петербург, где 23 сентября 1723 г. был подписан русско-иранский договор, по которому за помощь в восстановлении законного престолонаследника в его правах Россия должна была получить земли по юго-западу и югу Каспийского побережья. Тахмасп некоторое время отказывался признать этот договор на том основании, что его посол превысил данные ему полномочия. После захвата в 1723 г. турками Еревана, Тбилиси и Керманшаха Тахмасп признал договор и по его просьбе Россия ввела войска в Северный Иран.

27Талантливый полководец Тахмаспа II сын пастуха Надир (Тахмасп-кули-хан; 1688-1747) сумел разгромить афганцев и турок и освободить от них всю прежнюю территорию Сафавид-ской империи. После смерти Петра российское правительство приняло решение передать все прикаспийские области Ирану при условии, что турецкие войска не будут туда допущены. В 1732 г. Россия подписала с Ираном договор, по которому возвращала Гилянскую провинцию

После того был признан царём какой-то двухлетний ребёнок, племянник Иоанна по сестре28, а после него пожелала царствовать Елизавета, дочь Петра. Она <.. .> после себя вручила державу Петру III. Он сделался падишахом в 1177 г.х. (1763/1764 г.)29. Через 6 лет русские <...> признали царицей Екатерину, его жену. Она царствовала 25 лет30, вела войны с турками, покорила Крым и Ионические острова и поставила условием, чтобы турки не препятствовали плаванию русского флота, который должен был поддерживать торговые сношения с разными нациями. Землю русскую она разделила на разные части31 и водрузила на вершине одной скалы статую Петра32. В 1198 г.х. (1783/1784 г.) ей оказал сопротивление грузинский царь Ираклий33.

В Петербурге Екатерина основала училище для воспитания детей высшего сословия и эмиров, другое училище для изучения наук и все расходы приняла на себя. Таким образом, везде были основаны школы, и всякий приобретал знания и изучал ремёсла, заслуживая тем монаршие милости. Другое училище было устроено в Петербурге для изучения собственно кораблестроения и правил морской войны.

Екатерина также устроила между Петербургом и Москвой удобную дорогу, по которой можно было проезжать без затруднения. На дорогу эту было ассигновано из казны 4 курура34; 50 же тысяч червонцев было назначено на московские училища.

и обязалась вернуть все земли к северу от р. Кура в случае вывода турецких войск из Закавказья. При осаде турецких крепостей Надир (с 1732 г. регент при Аббасе III (1732-1736)) широко пользовался помощью русских инженеров и русской артиллерией. После ряда побед над турками потребовал, чтобы русские войска покинули Дербенд, Баку и всё «иранское» побережье Каспия. Россия согласилась при том условии, что Надир не будет заключать сепаратный мирный договор с Турцией, и вывела войска. В 1736 г. Надир заключил мирный договор с Турцией, но он остался нератифицированным турецкой стороной.

28Иоанн VI (Антонович; 1740-1741) родился от брака племянницы императрицы Анны Леопольдовны Мекленбургской с герцогом Брауншвейгским.

29Петр III царствовал в 1761-1762 гг.

30Екатерина II правила 34 года (1762-1796).

31В 1775 г. волею императрицы Екатерины II было издано знаменитое «Учреждение для управления губерний Российской империи», по которому всю империю разделили на 50 губерний, состоявших из множества уездов.

32Таким образом мусульманский историограф описал «Медного всадника».

33На самом деле грузинский царь Ираклий II (1720-1798) отправил в С.-Петербург посольство во главе с князем Гарсеваном Чавчавадзе с просьбой о заключении союзного и оборонительного трактата с Россией, который и был подписан в Георгиевске 24 июня 1783 г.

34Один курур равнялся 500 000 червонцев.

Когда в 1210 г.х. (1795/1796 г.)35 завоеватель Ага-Мухаммад-шах Ка-джар напал на Тифлис и произвёл там всеобщее избиение, причём, кажется, было убито несколько русских купцов, Екатерина отправила войско в иранские владения — этот лес львов. К этой мере её побудило ещё и другое обстоятельство. Высокородный брат Ага-Мухаммад-шаха по имени Муртаза-кули-хан Каджар, в то время молодой, стройный, красивый и претендент на иранский престол, отправился в Россию и отдался под покровительство монархини. Он обратил на себя внимание Екатерины, был близок к ней и более других подстрекал её послать войска в Иран36. Одновременно с этим Ираклий, опасаясь Ирана, а владетели Дагестана, Карабаха и Ширвана, не имея возможности переносить дальнейшие опустошения разбойников, тоже обратились к России. Монархиня воспользовалась случаем и назначила главноко-

35Когда речь идёт об истории Ирана или сопредельных областей Реза-кули-хан не ошибается в хронологии событий и приводит точные даты.

36В начале 80-х гг. XVIII в. в период борьбы за власть в Иране между Каджарами и Зен-дами Ага-Мухаммад-хан как старший в доме Каджаров назначил брата Муртазу-кули-хана правителем прикаспийских провинций. Разногласия, честолюбивые замыслы и вражда среди самих Каджаров заставили Муртазу-кули-хана искать покровительства северного соседа Ирана. Отстранённый братом от управления прикаспийскими землями, Муртаза-кули-хан через посредничество российского консула в Талыше обратился к Екатерине II с просьбой принять его в российское подданство как владельца Гиляна, Мазендерана и Астрабада, обещая уступить России п-ов Энзели с портом и прилегающим районом и содержать там за свой счёт российский гарнизон. Кроме этого он обязался построить крепость, предоставив необходимое количество людей и материалов, а также освободить торгующих в регионе русских купцов навечно от всех податей. Взамен он просил предоставить ему два фрегата, один бот и 300 солдат для борьбы с Ага-Мухаммад-ханом. Несмотря на желание Екатерины помочь Муртазе-кули-хану, астраханский генерал-губернатор И.В. Гудович убедил императрицу, что войском помогать неудобно. Решено было дать Муртазе денег, продовольствие и боеприпасы притом, что помощь ему окажут дербентский, аварский и бакинский ханы, также готовящиеся перейти в российское подданство. В сентябре 1787 г. Муртаза-кули-хан вернулся в Иран и стал правителем Гиляна и Астрабада, благодаря чему Россия получила возможность безопасно содержать в Энзели Каспийскую флотилию. Потерпев ряд поражений от превосходящего по численности войска Ага-Мухаммад-хана, Муртаза и часть его сторонников на российских судах выехали в Россию. После занятия в 1796 г. Баку русскими войсками Муртаза-кули-хан из Астрахани морем выехал в лагерь В.А. Зубова и обнародовал манифест к местным владетелям с призывом объединиться для борьбы с Ага-Мухаммад-ханом. Впрочем, к этому времени его в Иране уже стали забывать. С.М. Броневский считает, что «вообще посредство в делах Муртазы кули хана было ничтожно, по малому его в Персии значению и по нетрезвой жизни, в каковую он впал во время нахождения его в российском лагере» (Броневский С.М. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. СПб., 1996. С. 140). После прекращения Зубовского похода Муртаза-кули-хан отправился в Россию, где и умер в 1798 г. в Санкт-Петербурге.

мандующим посылаемого ею войска военачальника, у которого одна нога в каком-то сражении была оторвана ядром, а вместо неё сделана золотая, почему его и прозвали кизыл-аяг, т.е. «золотоногий»37. Ему поручено было в командование 40 тыс. солдат пехоты и 20 тыс. конницы с несметной артиллерией. Он отправился в Иран через Дербент. По прибытии к этому городу он хотел овладеть им, разгромив ядрами его стены. Но поскольку стены были прочнее, шире и толще скалы, то ядра не произвели в них ни малейшего вреда. При этом шайх Али-хан Дербентский множество людей покрыл кровью (т.е. убил), но ему изменил некто Хазар-бек, и русские взяли город. Кизыл-аяг, уйдя оттуда, появился в Муганской степи и, вступив в сношения с карабахскими ханами, начал с ними, по обстоятельствам того времени, переговоры. Шах, узнав об этом, поспешил к Ардебилю с бесчисленной армией, покрывшей все горы и долины, и с таким торжеством выступил против врага, что Кизыл-аяг не находил никакой возможности к сопротивлению и потерял всякую надежду на спасение. Вследствие этого, видя себя подоб-

37Имеется в виду граф В.А. Зубов (1771-1804), который выдвинулся вместе со старшим братом П.А. Зубовым (1767-1822) — последним фаворитом Екатерины II. В 1793-1794 гг. В.А. Зубов в чине генерал-майора командовал военным отрядом в Польше, где во время одной из рекогносцировок ему оторвало левую ногу небольшим ядром. Из Англии были выписаны несколько искусственных ног, но ни одна не подошла, и по выздоровлении В.А. Зубов прибыл ко двору на костыле. В 1795 г. П.А. Зубов представил императрице план Персидского похода. После отказа А.В. Суворова (1730-1800) возглавить войска главнокомандующим в 1796 г. был назначен генерал-адъютант В.А. Зубов. Вместе с новым ранением В.А. Зубов получил чин генерал-аншефа, ленту ордена св. Андрея Первозванного и значительную сумму денег от императрицы. После смерти Екатерины II Павел I (1796 - 1801) послал каждому из полковников войска В.А. Зубова (за исключением графа И.В. Гудовича) особый приказ отвести свои полки из пределов Ирана. В.А. Зубов был вынужден последовать за армией, по прибытии в Санкт-Петербург подал в отставку и жил в Курляндии владельцем почти всех тамошних земель. (Русская Старина. Т. XVI, XVII. СПб., 1876, 1877. Массон Ш. Секретные записки о России. М., 1996. Зубов Валериан Александрович // Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. Т. 24. СПб., 1894. Броневский С.М. Историческия выписки...). В конце 1800 г. император Павел вернул в столицу опальных В.А. и П.А. Зубовых и возвратил конфискованные у них имения. При Александре I (1801-1825) братья были членами Государственного совета, но прежнего влияния при дворе, каким они пользовались при Екатерине, уже не смогли вернуть. В.А. Зубов умер через три года по восшествии на престол Александра. «Он скончался от водяной болезни, на тридцать четвёртом году от рождения, явив в последния минуты твердость духа необыкновенную: приготовясь к смерти примирением с Богом, он простился с ближними и сам отдернул из-под головы своей подушку». (Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли. М., 1836. Ч. II. С. 410). «Если у него была грудная водянка (hydrothorax), то, выдергивая подушку из-под своей головы, он должен был умереть от задушения» (Князь Платон Зубов. Биографический очерк, 1767-1822 гг. (Окончание) // Русская старина. СПб., 1877. Т. XVII. С. 719. Прим. 1).

ным воробью в когтях ястреба или ягнёнка в объятиях волка, и узнав, что часть его корпуса истреблена в Гиляне, а пленные по приказу шаха убиты, он совершенно потерялся, не зная, что предпринять. Вдруг пришло известие, что солнцешапочная38 монархиня скончалась. Воспользовавшись этим случаем, Кизыл-аяг поспешил в Россию, бросив на произвол судьбы весь обоз, который сделался добычей шахских войск — милость великого и всемогущего Аллаха!39

Царствование Екатерины продолжалось 25 лет40. У неё был сын Павел, который и вступил на престол. Но он царствовал не более пяти лет. В 1216 г.х. (1801/1802 г.) ему наследовал его сын Александр Павлович, которому в день смерти отца было 25 лет. Он был современником Фатх-Али-шаха41.

38«Хоршидколах» — букв. «Солнцешапочная» — так почтительно называли в Иране Екатерину II.

39Мусульманский историк во многом грешит необъективностью, описывая Зубовский поход как сплошную цепь закономерных поражений и случайных побед России, закончившуюся полным провалом. Справедливости ради стоит заметить, что и в самой России поход долгое время оценивался как «исполнение химерического проекта П.А. Зубова» (Зубов Валериан Александрович // Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. Т. 24. Там же.) и, следовательно, как неудачный, не принесший России ничего, кроме больших издержек. Как нам представляется, здесь сказались не только, по большей части, негативные личностные характеристики, данные современниками и историками всему семейству Зубовых, но и стремление при Павле I к постоянному вскрытию недостатков предшествующего царствования при умалчивании определённых достижений. Несмотря на отдельные тактические промахи командования, для укрепления русского влияния в Закавказье поход имел большое значение и был очень удачен. В самое короткое время русские войска взяли Дербент, Кубу, Баку, Шемаху, Ганджу, Талыш, дошли до Мугани. Один из отрядов был отправлен в Грузию, основная часть войска перешла через р. Аракс. Местное население в целом доброжелательно относилось к русским войскам и оказывало им поддержку. (Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века. М., 1983. С.27). Прекращение похода и утрата всех достижений были связаны с желаниями нового императора, более заинтересованного в совместных действиях с Великобританией против Франции в Европе и не хотевшего обострять англо-русские отношения из-за восточных дел. Уход русских войск иранский Ага-Мухаммад-шах (1796-1797) расценил как проявление страха России перед ним и в указе дагестанским ханам отмечал: «Не безынтересно вам, какой успех имею я в Хорасане, и вы довольно усмотреть можете, что и российское войско, убоясь могущего им последовать от меня одоления, принуждено было возвратиться вспять в немалой робости и расстройстве» (Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. СПб., 1869. Т.2. С. 425.).

40Здесь иранский историк вновь повторяет свою ошибку относительно продолжительности царствования Екатерины II.

41Фатх-Али-шах Каджар (1798-1834) был любимым племянником и единственным наследником кастрированного в детстве Ага-Мухаммад-шаха Каджара. Отличался тремя основными достоинствами: осиной талией, очень длинной бородой (в отличие от турок иранцы не носили, как правило, длинных бород и сравнивали их с сортирными вениками — И.Б.) и

Источники и литература

1. Донесение А. Волынского канцлеру. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 77. Сношения России с Персией. 1743. Оп. 1, д. 2, л. 200об.-201об.

2. Бантыш-Каменский Д.Н. Словарь достопамятных людей русской земли. М., 1836. Ч. II.

3. Берже А.П. История России, изложенная персиянином // Русская старина. Т. XXIV. СПб., 1879.

4. Зубов Валериан Александрович // Энциклопедия Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. Т. 24. СПб., 1894.

5. Броневский С.М. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Гру-зиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне. СПб., 1996.

6. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. СПб., 1869. Т. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. История Ирана. Киев-Москва, 2003.

8. История Ирана. М.,1977.

9. Карамзин Н.М. История государства Российского. 5 изд-е. Репр. М., 1988.

10. Кузнецова Н.А. Иран в первой половине XIX века. М., 1983.

11. Массон Ш. Секретные записки о России. М., 1996.

12. Мясников В.С. Новые данные о подготовке посольства Ф.И. Байкова в Китай // Квадратура китайского круга / Избранные статьи. В 2 кн. Кн.1. М.: Вост. лит., 2006.

13. Петухов Ю.Д. История русов. 40-5 тыс. до н.э. Т. 1. М., 2000.

14. Реза-кули-хан Хедайат. Роузат ас-Сафа. Т.10. Техран, 1862 (перс.яз.).

15. Русская старина. Т. XVI, XVII. СПб., 1876, 1877.

16. Широкорад А.Б. Русско-турецкие войны (1676-1918). Минск-М., 2000.

17. Curzon G.N. Persia and the Persian Question. Vol. I-2. L., 1892.

большой плодовитостью. У Фатх-Али-шаха было от 2 до 2,5 тыс. прямых потомков (сыновей, дочерей, внуков и внучек) от 158 жён и более 900 наложниц, которых доставляли в шахский гарем практически из всех стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.